Школьная библиотека журналы учета

Обновлено: 05.07.2024

Библиотечный фонд образовательных организаций должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). В материале рассмотрены особенности организации и ведения внутрибиблиотечного и бухгалтерского учета учебной литературы.

Обеспечение обучающихся учебниками

Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим госаккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают (ч. 4 ст. 18 Закона об образовании):

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный Приказом Минпросвещения РФ от 20.05.2020 № 254.

До 25.09.2025 в перечень, утвержденный данным приказом, включаются учебники, входящие в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих госаккредитацию образовательных программ, утвержденный Приказом Минпросвещения РФ от 28.12.2018 № 345 (утратил силу 24.09.2020);

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 09.06.2016 № 699.

Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими ФГОС, федеральными государственными требованиями к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), образовательными стандартами и самостоятельно устанавливаемыми требованиями.

Например, в соответствии с ФГОС СОО, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 норма обеспеченности учебными изданиями определяется исходя из расчета не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему:

в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования;

в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования.

Внутрибиблиотечный учет

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона об образовании в образовательных организациях в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.

Библиотечный фонд образовательных организаций должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), входящим в реализуемые основные образовательные программы.

К сведению: помимо учебных (специализированных) изданий в библиотеке также должен быть основной библиотечный фонд, состоящий из художественной и отраслевой литературы, справочно-библиографических изданий (справочников, словарей, энциклопедий), периодических изданий, литературы по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся и т. п.

Внутрибиблиотечный учет включает в себя регистрацию поступления документов в библиотечный фонд, их выбытие из фонда, итоговые данные о величине (объеме) всего библиотечного фонда и его подразделов, стоимость фонда (п. 1.2 Порядка № 1077).

В библиотеке должен быть организован индивидуальный и суммарный учет всех документов (постоянного, длительного, временного хранения), поступающих в библиотечный фонд и выбывающих из него (независимо от вида носителя), в соответствующих регистрах (1.4 Порядка № 1077).

Регистрами индивидуального учета документов являются регистрационная книга, карточка регистрации на определенный вид документа для газет, журналов, других видов документов. Допускается считать такими регистрами топографическую опись (каталог), учетный каталог, учетный файл с выходными формами, составляемыми в порядке инвентарных или иных идентификационных номеров документов. Регистры индивидуального учета документов библиотечного фонда содержат реквизиты, идентифицирующие каждый документ, с указанием сведений о поступлении документа в фонд и его выбытии из фонда (п. 1.5.1 Порядка № 1077).

Регистрами суммарного учета документов являются книга суммарного учета библиотечного фонда, листы суммарного учета библиотечного фонда, журнал. Допускаются различные модификации книги суммарного учета. Независимо от вида учетного документа регистры суммарного учета содержат три взаимосвязанные части:

Обобщенные данные отражаются в каждой части регистра суммарного учета. В электронной системе учета эти части интегрируются в единый учетный файл (п. 1.5.2 Порядка № 1077).

Величина (объем) и движение библиотечного фонда измеряются в унифицированных единицах учета. Основными единицами учета учебников и учебных пособий являются экземпляр и название (п. 2.1 Порядка № 1077).

Поступление изданий в библиотеку

Согласно разд. IV Порядка № 1077 учебная литература может поступать в библиотеку в результате поставки (покупки), обмена, безвозмездной передачи, дарения, пожертвования.

Поступление оформляется следующими первичными учетными документами:

накладной, актом, включающими список поступающих документов, – при приобретении, передаче объектов библиотечного фонда;

актом о приеме документов – при приемке изданий от читателей взамен утерянных и признанных равноценными утраченным;

договором пожертвования в соответствии с ГК РФ – при поступлении изданий от юридического, физического лица в виде дара с указанием его назначения для пополнения библиотечного фонда.

Прием учебной литературы, поступающей в библиотеку без первичных документов на безвозмездной основе (обязательные экземпляры, депозитные экземпляры международных организаций, безвозмездные поступления из неизвестных и анонимных источников), оформляется актом о приеме документов (п. 4.1.1 Порядка № 1077).

При приемке каждому экземпляру издания присваивается регистрационный номер, иной знак в качестве регистрационного номера (системного номера компьютерной программы, штрихкода и других), который закрепляется за ним на все время его нахождения в библиотечном фонде. Он проставляется непосредственно на документе и отражается в регистрационной книге и карточке регистрации. Регистрационные номера, в случае исключения документов из фонда библиотеки, не могут быть присвоены вновь принятым изданиям (п. 4.4.1 Порядка № 1077).

Также документы, включаемые в фонд библиотеки, подлежат маркировке, путем использования штемпелей, книжных знаков, индивидуальных штриховых кодов, других видов маркировки. Основные требования, которые должны соблюдаться при маркировке: обозначение принадлежности, эстетика, долговечность маркировочного знака, сохранность текста или другой знаковой информации (п. 4.5 Порядка № 1077).

На принятых первичных учетных документах делается запись, подтверждающая, что поступившие издания приняты в библиотечный фонд как объекты особо ценного движимого имущества (ОЦДИ) или иного движимого имущества. Указанные документы передаются в бухгалтерию для отражения поступления библиотечного фонда в бухгалтерском учете (п. 4.8, 4.9 Порядка № 1077).

Выбытие изданий из библиотеки

В соответствии с разд. V Порядка № 1077 учебная литература может выбывать из библиотечного фонда в связи с физической утратой или частичной либо полной утратой потребительских свойств. Выбывающие издания исключаются из библиотечного фонда и списываются с возможностью последующей безвозмездной передачи в другие библиотеки либо реализации.

Для оформления решения о списании объектов библиотечных фондов применяется акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144). Он составляется в двух экземплярах с указанием:

причин, послуживших основанием для принятия решения о списании изданий;

перечня мероприятий по исполнению решения о списании;

отметки о результатах проведенных мероприятий, которая ставится на основании утвержденного акта о списании и документов, подтверждающих утилизацию объектов в качестве вторичного сырья, передачу, уничтожение, включая перечень имущества, подлежащего постановке на учет с целью его дальнейшего использования.

Данный документ служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения списания объектов, исключенных из библиотечного фонда.

После утверждения акта о списании учреждение вправе провести следующие мероприятия по перераспределению и реализации списанных объектов библиотечного фонда:

1) передать издания, выбывающие по причинам ветхости, дефектности, устарелости по содержанию, на безвозмездной основе юридическим и физическим лицам. При их невостребованности в течение 6 месяцев с даты списания они могут быть направлены в пункты вторсырья (п. 5.7.1 Порядка № 1077);

3) уничтожить исключенные из библиотечного фонда издания при отсутствии пунктов вторсырья или в случаях, когда сдача изданий на переработку экономически нецелесообразна. Данное мероприятие проводится в специально отведенном для этих целей месте в присутствии уполномоченных учредителем лиц, которые составляют акт об уничтожении списанных объектов библиотечного фонда (п. 5.7.3 Порядка № 1077).

Бухгалтерский учет

если их стоимость до 100 000 руб. включительно – в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче в эксплуатацию;

Инвентарные номера объектам библиотечного фонда не присваиваются, инвентарные списки по ним не ведутся (п. 46 Инструкции № 157н).

На такие объекты открывается одна инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032). Учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой (без указания количества и наименования объектов) (п. 54 Инструкции № 157н, Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н).

Приведем типовые корреспонденции счетов по отражению в бухгалтерском учете операций по поступлению и выбытию учебной литературы, предусмотренные инструкциями № 162н, 174н, 183н.

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Отражено формирование первоначальной стоимости учебной литературы:

приобретенной у поставщика

0 106 21 310
0 106 31 310

приобретенной через подотчетное лицо

0 106 21 310
0 106 31 310

полученной безвозмездно (в виде дара, пожертвования)

0 106 21 310
0 106 31 310

полученной в рамках централизованного снабжения

0 106 21 310
0 106 31 310

0 401 10 195,
0 304 04 310

Принята к учету учебная литература

Начислена амортизация при выдаче изданий в эксплуатацию

1 401 20 271
1 109 хх 271

0 401 20 271
0 109 хх 271

0 104 28 411
0 104 38 411

Списана учебная литература с учета:

в сумме начисленной амортизации

0 104 28 411
0 104 38 411

0 101 28 410
0 101 38 410

в сумме остаточной стоимости

Одновременно списанные издания приняты к забалансовому учету*

Принята к учету по текущей оценочной стоимости макулатура, полученная:

от ликвидации учебной литературы

при замене использованных рабочих тетрадей в комплекте с учебниками, а также в иных случаях, не связанных со списанием учебной литературы

Списаны с забалансового учета утилизированные издания

На конкретных примерах

Разберем на примерах особенности учета учебной литературы в составе библиотечного фонда.

Пример 1.

В рамках контракта, заключенного с коммерческой организацией, вуз (автономное учреждение) за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, приобрел учебные пособия в количестве 100 шт. для пополнения библиотечного фонда на сумму 18 000 руб. Согласно учетной политике указанные расходы отнесены к прямым расходам, составляющим себестоимость услуг, оказываемых в рамках приносящей доход деятельности. Объекты библиотечного фонда введены в эксплуатацию в месяце приобретения.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступили от поставщика учебные пособия для пополнения библиотечного фонда

2 106 31 310

2 302 31 734

18 000

Приняты к учету в составе основных средств учебные пособия

2 101 38 310

2 106 31 310

18 000

Перечислены поставщику денежные средства в счет погашения задолженности

2 302 31 834

2 201 11 610
Забалансовый счет 18 (КВР 244 / подстатья 310 КОСГУ)

18 000

Начислена амортизация при выдаче учебных пособий в эксплуатацию (в размере 100 %)

2 109 60 271

2 104 38 411

18 000

Пример 2.

В школу (бюджетное учреждение) в рамках централизованной поставки поступило 200 учебников на сумму 50 000 руб. На основании извещения, полученного от департамента образования администрации города (заказчика), с приложением накладных поставщика учебники были приняты к учету в составе объектов библиотечного фонда – иного движимого имущества учреждения. Второй экземпляр извещения с соответствующими отметками был возвращен заказчику.

В учете бюджетного учреждения (грузополучателя) сформированы следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражено поступление учебников на основании полученного от заказчика извещения (ф. 0504805) с приложением к нему накладных от поставщика

4 106 31 310

4 401 10 195

50 000

Приняты к учету учебники в составе объектов библиотечного фонда (подписано и отправлено в адрес заказчика извещение (ф. 0504805))

4 101 38 310

4 106 31 310

50 000

Пример 3.

В библиотеке школы-интерната (казенного учреждения) произошла утеря учебника. Его первоначальная стоимость равна 250 руб., амортизация на издание начислена в размере 100 %. В возмещение причиненного ущерба обучающийся принес равноценную книгу. Она оценена комиссией учреждения в 280 руб.

В бюджетном учете сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списан утерянный учебник

1 104 38 411

1 101 38 410

250

Отражена сумма причиненного ущерба по текущей восстановительной (справедливой) стоимости

1 209 71 567

1 401 10 172

280

Принята к учету книга, поступившая от обучающегося

1 101 38 310

1 401 10 172

280

Отражено списание задолженности виновного лица в связи с возмещением ущерба в натуральной форме

1 401 10 172

1 209 71 667

280

В заключение выделим основные моменты, на которые следует обратить внимание:

учет, комплектование, хранение и использование документов, входящих в состав библиотечного фонда, организуются в соответствии с Порядком № 1077;

учебная литература (за исключением периодических изданий), включаемая в состав библиотечного фонда, подлежит учету на счете 0 101 08 000;

на объекты библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче их в эксплуатацию, а на объекты свыше указанной суммы – в соответствии с рассчитанными нормами амортизации. Для учета амортизационных отчислений предназначен счет 0 104 08 000;

инвентарные номера объектам библиотечного фонда не присваиваются и инвентарные списки по ним не ведутся;

на эти объекты открывается одна инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032), учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой.

Тип документа: Книга

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 2,2 кб

Бланк документа

КНИГА УЧЕТА БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА

ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ

Часть I. Поступление в фонд учебников

Часть II. Выбытие из фонда учебников

Часть III. Итоги учета фонда учебников

Поступило за 198_ год

Выбыло за 198_ год

Состоит на 01.01.198_.

* Нажимая на одну из этих кнопок, Вы помогаете формировать рейтинг полезности документов. Спасибо Вам!

Нет большей муки, чем воспоминание в несчастье о счастливом времени. (А. Данте)

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Сегодня и навсегда — загрузите документ в удобном формате! Уникальная возможность скачать любой документ в DOC и PDF абсолютно бесплатно. Многие документы в таких форматах есть только у нас. После скачивания файла нажмите "Спасибо", это помогает нам формировать рейтинг всех документов в базе.


Документация школьной библиотеки играет особое значение в общем документообороте учреждения. Важно знать и соблюдать принципы и стандарты ведения всех документов этого школьного подразделения.

Школьная библиотека — это часть школы, являющаяся ее полноправным структурным подразделением. В каждой школе в нашей стране есть обязательно библиотека, большая или маленькая.

Школьная библиотека должна:

Обеспечить процесс учебы и воспитания информацией для абсолютно всех педагогов и учащихся.

Сформировать у обучающихся способность быть абсолютно самостоятельным пользователем информации и библиотеки.

Постоянно совершенствовать уже имеющиеся и осваивать все новейшие технологии библиотеки.

Школьная библиотека состоит из:

Выдача книг – абонемент.

Небольшой зал для чтения – читальный зал.

Электронные и бумажные каталоги, где можно проверить наличие той или иной книги.


Какие же функции выполняет библиотека в школе?

Поддержать процесс учебы в плане информации – обеспечить всех учащихся и также учителей всей необходимой литературой.

Создание различных описаний, классификаций, правильная систематизация библиотечного фонда, создание и ведение тематических картотек.

Привлекать детей к тому, чтобы они больше читали, с помощью различных игр, вечеров, конференций.

Помочь развивать грамотность в плане информации через регулярные тематические уроки, посвященные самым разным датам и событиям.

Постоянное пополнение фонда путем его профессионального комплектования.

Обязательная документация, которую нужно вести для планирования работы и закупа литературы, а также составление периодических отчетов о проделанной работе.

Насколько сегодня актуальна школьная библиотека

Сегодня все общество в целом находится на совершенно новом витке своего поступательного развития, а вместе с ним и школа постоянно совершенствуется и развивается на новом этапе. Именно сейчас роль библиотеки в школе и библиотекаря становится очень важной и практически одной из главных в процессе образования и воспитания учащихся и взаимодействии учителей, школы и родителей. Именно библиотекарь – это тот главный специалист, который ежедневно постоянно работает с огромными пластами самой новой объемной и очень важной информации.

Именно сегодня роль библиотеки в школе совершенно другая, новая и очень значимая. Это не просто то место, где можно взять книгу для души или по программе, как это было раньше. Теперь библиотека должна обязательно научить детей культуре чтения и получения необходимой для самообразования и школьного образования информации. Она должна максимально правильно приобщить всех учащихся школы к тому, чтобы они сами захотели читать и узнавать нечто новое, помогает правильному воспитанию личности в плане лучшей грамотности, развитого интеллекта, индивидуальных способностей творчества и всевозможных нравственных аспектов. Этой личности должны быть созданы такие условия, чтобы она могла комфортно существовать в обществе информации и интеллекта. Немаловажная роль, практически основная, в этом процессе отводится именно библиотеке в школе и школьному библиотекарю. Сегодня он не просто библиотекарь, а педагог, участвующий полноценно в воспитательном и образовательном процессе всей школы в целом.


Сегодня есть три основных направления того, какова роль библиотеки в школе и как должен действовать библиотекарь:

Создать школьную медиатеку на базе имеющейся библиотеки.

Библиотека – главный центр информации всей школы.

Подразделение структурного типа в школе со своими собственными функциональными особенностями.

Школа и библиотека должны именно помогать тому, чтобы человек захотел развиваться сам, улучшать свои знания через самостоятельное образование. Этому должны помогать все те ресурсы информации, которые предоставляются библиотекой в школе, а главное то, что она должна быть полной и максимально открытой в плане этого доступа.

То есть, библиотека это целая среда , которая создает систематизацию всех ресурсов информации, направленных на нужды обучения, помогающую сделать этот доступ максимально широким, способствующую формированию культуры информации учащихся, учителей и родителей, и создающую максимальный комфорт для того, чтобы учащиеся захотели работать сами.

Сегодня библиотека в школе – это ее подразделение, которое участвует во всем учебном и воспитательном процессе, чтобы все участники этого процесса могли воспользоваться абсолютно бесплатно пользоваться всеми ресурсами информации и библиотеки.

Вся работа с документами в библиотеке школы ведется по ГОСТУ требований к правильному оформлению всех документов.

Все главные документы должны постоянно храниться, так как это отчетность строгого типа.

Существует положение, по которому в каждой библиотеке в школе должно быть 17 форм учета, все акты о списании литературы, Положение о библиотеке школы по типовой форме, как правильно пользоваться библиотекой и паспорт.


В бухгалтерии ведется отдельный учет фондов учебников и отдельно основного фондов.

Но именно библиотекарь, как материально ответственное лицо, после директора, должен представлять все фонды своей библиотеки. Эта информация требуется и для правильного комплектования библиотеки новыми изданиями. Основной и учебный фонды учитываются отдельно друг от друга.

Все новые поступления сверяются, затем на них ставится печать и ведется их суммарный учет. Ведется обязательно Книга суммарного учета фонда. Это главный документ учета всех книг, журналов, дисков.

Все в книгу записывается вручную. В книгу входит три части:

Движение и его итоги.

В первой части ведется запись всех партий новых поступлений. Каждый год записи заново нумеруются. Указывается автор, название, дата накладной, место, из которого поступило издание, его стоимость и количество. Небольшим брошюрам инвентарные номера не присваиваются. В конце года нужно обязательно подвести итог всех поступлений за год.

В части книги о выбытии книг ведется запись всех выбывших из библиотеки изданий. Запись ведется с обязательным указанием номеров актов о списании. В конце года также нужно обязательно подвести итог о выбытии всех изданий за год.

Ежегодно нужно проводить итог движения фонда, учитывая его прибытие и выбытие.


Ведение документооборота очень важно, ведь в любой момент может понадобиться справка о работе школьной библиотекивышестоящему ведомству. Поэтому, нужно вести все правильно и грамотно, чтобы в любой момент можно было предоставить нужные сведения.

Другой важный документ – инвентарная книга. В ней ведется индивидуальный учет каждой книги с указанием инвентарного номера. Не допускается переписывание инвентарных книг. Она должна быть на постоянном хранении в библиотеке, пока существует образовательное учреждение в целом.

Акты прихода — это все документы, которые приходят с новыми поступлениями книг. Эти бумаги должны храниться отдельно в специальной папке.

На все новые книги ведется составление картотеки и каталога. Есть два каталога:

Алфавитный, где книги идут в алфавитном порядке.

Систематический – по наукам.

Далее должна быть специальная картотека, где ведется учет статей по наукам. Учет газет и журналов ведется в специальной картотеке.

Также ведется обязательная тетрадь, где учитываются все те книги, которые были приняты в качестве замены потерянных. Замена должна производиться совершенно равноценным изданием. Если книга очень ценная, то можно потребовать произвести замену такой же абсолютно или столь же ценной. Замены заносятся обязательно в инвентарную книгу с присвоением номера.

Поступление учебников записывается в книгу суммарного учета учебных изданий. Инвентарные номера каждому отдельному учебнику не присваиваются.

Также создается специальная картотека учебников, которую лучше классифицировать по предметному типу.

Если учебник потерян, он заменяется аналогичным. Их регистрация производится в специальной тетради.

Документы школьной библиотеки — это довольно таки важные бумаги, которые должны оформляться, храниться и использоваться соответствующим образом. Отклонений от правил в данном случае быть не должно.

Комплектование и состав фонда

Единый фонд библиотеки организации образования состоит из документов на различных носителях и дифференцируется в зависимости от направления работы учебного заведения.
Единый фонд библиотеки средней общеобразовательной школы включает художественную, научно-познавательную и научно-популярную, а также фонд школьных учебников
Фонд учебников

Фонд учебников средней общеобразовательной школы включает:
 учебники
 учебные пособия
 хрестоматии
 сборники задач и упражнений
 практикумы
 электронные учебники
 дидактический материал
 экспериментальные и пробные учебники
 рабочие тетра

Объем новых поступлении

Для библиотеки общеобразовательной школы:
- не менее 3% от всего имеющегося единого библиотечного фонда ежегодно;
- не менее 40-50% от всего учебного библиотечного фонда за последние 5-10 лет

Отраслевой состав
библиотечного фонда школьной библиотеки

 Естественные науки – 15%
 Прикладные науки - 15%
 Социально-гуманитарные науки – 25%
 Педагогические - 20%
 Литература универсального
содержания – 5%
 Художественная литература – 20%

Порядок учета движения фондов

При поступлении очередной партии литературы в первую очередь следует отделить учебную литературу от других изданий, относящихся к библиотечному фонду.

Библиотечный фонд
включает в себя:

 Литература по различным отраслям знаний
 Художественная литература
 Литература энциклопедического и справочного характера
 Методическая литература
 Периодика
 Нетрадиционные носители информации

Фонд учебной литературы
включает в себя:

 учебники
 учебные пособия
 хрестоматии
 сборники задач и упражнений
 практикумы
 электронные учебники
 дидактический материал
 экспериментальные и пробные учебники
 рабочие тетради

Учет поступлений библиотечного фонда.
Учетные формы

 Книга суммарного учета библиотечного фонда
 Инвентарная книга.
 Журнал учета брошюр, других изданий, не подлежащих записи в инвентарь.
 Журнал учета нетрадиционных носителей информации.
 Картотека периодики.
 Тетрадь учета изданий, принятых взамен утерянных.
 Тетрадь учета подарочных изданий.
 Папка актов движения фонда.
 Папка актов о проведении инвентаризации.

Книга суммарного учета библиотечного фонда

Книга суммарного учета библиотечного фонда.
Часть 1 Поступление

Книга суммарного учета библиотечного фонда.
Часть 2 Выбытие

Книга суммарного учета библиотечного фонда.
Часть 3 Движение фонда

Формой индивидуального учета является инвентарная книга.
Индивидуальный учет каждого экземпляра документа производится путем присвоения документу инвентарного номера, который закрепляется за документом на все время его нахождения в фонде библиотеки.

Журнал учета брошюр,
других изданий не подлежащих записи в инвентарь.

Журнал учета нетрадиционных носителей информации.

Тетрадь учета
подарочных изданий

Учет поступлений учебной литературы.
Учетные формы.

 Книга суммарного учета учебного фонда
 Журнал учета регистрационных карточек на учебники.
 Картотека учебников.
 Журнал выдачи учебников.
 Журнал учета дидактических материалов, рабочих тетрадей.
 Накладные.
 Папка актов движения учебников.

Книга суммарного учета учебников.
Часть 1. Поступление

Книга суммарного учета учебников.
Часть 2 Выбытие

Книга суммарного учета учебников
.Часть 3 Движение фонда

Журнал учета дидактических материалов и рабочих тетрадей

Списание дидактических материалов производится после двух лет пользования.
Списание рабочих тетрадей производится через год пользования.

Учетная картотека учебников

Журнал регистрации учетных карточек
библиотечного фонда учебников

Журнал выдачи учебников

В журнале выдачи учебников отражается выдача учебников по классам, сколько выдано, сдано, роспись классного руководителя, в примечаниях указываем прибытие и выбытие учащихся.
Учет выдачи можно вести индивидуально, т.е каждый учащийся заполняет формуляр получения учебников, ставит свою подпись, что он несет ответственность за сохранность учебников.

Пронумеровано и прошнуровано, скреплено печатью в книге(журнале) __ листов
Директор СОШ № ФИО

Учет результатов библиотечной деятельности. Учетные формы.

 Дневник работы школьной библиотеки.
 Журнал учета библиотечно-библиографических справок.
 Журнал учета использования компьютерных ресурсов.
 Протоколы массовых мероприятий.
 Журнал ведения уроков информационной грамотности.
 Протоколы массовых мероприятий.

Читайте также: