Школьная адаптация детей с нарушениями слуха

Обновлено: 29.06.2024

I. Проблема социализации слабослышащих детей в системе специального образования.

II. Моделирование процесса реабилитации и социальной адаптации слабослышащего ребёнка при обучении в массовой школе.

III. Организация развивающего пространства для реабилитации и социальной адаптации слабослышащего ребёнка.

1. Определение варианта интеграции.

2. Разработка модели выпускника.

3. Создание модели образовательного пространства.

4. Организация взаимодействия и преемственности педагогов в образовательном процессе слабослышащих детей.

5. Создание слухо-речевой среды.

IV. Организация образовательного процесса.

1. Учебно-коррекционный блок.

2. Воспитательно-коррекционный блок.

3. Портфолио слабослышащего ребёнка.

4. Методы диагностирования.

V. Организация работы с родителями.

VI. Результаты педагогического исследования.

ВложениеРазмер
kniga_soc_adaptaciya_parfyonova_redl.doc 686 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по реабилитации и социальной адаптации слабослышащих обучающихся

в условиях общеобразовательной школы.

из опыта работы

I. Проблема социализации слабослышащих детей в системе специального образования.

II. Моделирование процесса реабилитации и социальной адаптации слабослышащего ребёнка при обучении в массовой школе.

III. Организация развивающего пространства для реабилитации и социальной адаптации слабослышащего ребёнка.

1. Определение варианта интеграции.

2. Разработка модели выпускника.

3. Создание модели образовательного пространства.

4. Организация взаимодействия и преемственности педагогов в образовательном процессе слабослышащих детей.

5. Создание слухо-речевой среды.

IV. Организация образовательного процесса.

1. Учебно-коррекционный блок.

2. Воспитательно-коррекционный блок.

3. Портфолио слабослышащего ребёнка.

4. Методы диагностирования.

V. Организация работы с родителями.

VI. Результаты педагогического исследования.

I. Проблема социализации слабослышащих детей в системе специального образования.

В сентябре 2002 г. для меня начался новый этап моей педагогической деятельности в качестве учителя-дефектолога специального класса, скомплектованного из 6 -7 летних слабослышащих детей. Обучение этих детей отличалось от прежнего моего многолетнего педагогического опыта тем, что должно было проходить в условиях массовой школы. До этого в моей педагогической практике была двадцатилетняя работа в специальной коррекционной школе № 25 для слабослышащих детей г. Кургана, многолетняя методическая работа.

Работая в условиях коррекционной школы, обращала внимание на то, с каким трудом дети с нарушением слуха общались со слышащими сверстниками, с окружающими людьми, как они боялись этого общения, старались избежать его, наблюдала, как трудно приходилось выпускникам после окончания школы адаптироваться в жизни общества.

Воспитываясь в закрытом специализированном образовательном учреждении на протяжении многих лет, где семья фактически отстранена от процесса воспитания, когда в течение 10-12 лет ребёнок находится вне дома, бывая в родной семье лишь кратковременно в выходные дни или на каникулах, вынужденный постоянно находиться среди детей плохо слышащих, а значит плохо говорящих, у него формируется своё представление об окружающем мире, формируются рентные установки, иждивенческая позиция. Оторванный от семьи, как от основного источника развития и социализации, от окружающего мира, от общения с обществом слышащих, ребёнок вырастает отчуждённым приверженцем замкнутого мира глухих, где царят свои, понятные ему с детства законы, где существует ставший родным особый язык общения (язык жестов), где определены свои правила поведения и образ жизни.

На основе продолжительного опыта работы со слабослышащими детьми, пришла к выводу - коррекционное учреждение, при всём положительном для общего развития ребёнка с нарушением слуха (обучение и воспитание), несёт с собой и негативные последствия: развивает в ребёнке навыки, которые ведут к ещё большей изоляции, усиливают его сепаратизм, отчуждённость, не даёт ему быть полноправным членом общества.

В настоящее время в системе образования детей с проблемами развития происходят существенные изменения, ведущие позиции всё более активно занимает интегрированное обучение, базой интеграции является принцип равных прав и возможностей в получении образования. Объединение детей – инвалидов и здоровых детей способствует социализации детей с отклонениями в развитии, а для нормально развивающихся создаёт среду, в которой они начинают осознавать, что мир это единое сообщество людей, включающее и людей с проблемами. Ещё Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органично увязать специальное обучение с обучением детей, имеющих нормальное развитие. Он считал, что задачей воспитания ребёнка с нарушением в развитии является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учётом не только биологических, но социальных факторов. Он одним из первых попытался обосновать идею интегрированного обучения. Его идея нашла применение на практике работы школ Западной Европы и США и в последние годы стала воплощаться в России. Однако проблема интегрированного обучения остаётся дискуссионной, нет единой технологии организации этого процесса, каждое учреждение пытается найти свой путь её решения.

II. Моделирование процесса реабилитации и социальной адаптации слабослышащего ребёнка при обучении в массовой школе.

Знакомясь с опытом интегрированного обучения слабослышащих детей практикующимся в нашей стране, была полностью согласна с тем, что социальная адаптация детей - инвалидов проходит более успешно в том случае, если ребёнок находится в обществе здоровых детей, это позволяет ему практиковаться в речевом общении, учиться играть, соблюдать принятые нормы поведения по подобию здоровых детей. Несомненно, такая система обучения оправдана и при правильной её организации ведёт к социальной адаптации детей с поражением слуха и интеграции в общество.

Когда мне представилась возможность осуществить обучение группы детей с нарушением слуха в условиях общеобразователь ного учреждения, с интересом начала эту работу. Были ли опасения? Конечно! Имея большой опыт коррекционной работы со слабослышащими детьми и их воспитания в условиях интерната, я не знала, как осуществлять этот процесс в условиях массовой школы, как построить его так, чтобы он был направлен, в целом на реабилитацию и социальную адаптацию ребёнка. Но было желание сделать всё от меня зависящее для того, чтобы мои ученики стали полноценными членами нашего общества.

Ко мне в класс поступили дети, которые страдали тяжёлой врожденной или рано приобретенной тугоухостью (III- IV степень по классификации Л.В.Неймана); к началу обучения трое из них речью не владели (Алсу, Фатима, Вика), у Саши была бедная предметная речь, Стас, благодаря предыдущим индивидуальным занятиям, владел короткой аграмматичной фразой. Все дети имели сохранный интеллект и были из слышащих семей.

Дети - инвалиды, отличались от здоровых сверстников, не только своей речью, они были не самостоятельны, не умели играть, с трудом вступали даже в безречевое общение с окружающими их людьми, боялись выходить из класса, и в целом их поведение в школе и обществе было неадекватным.

Стоял вопрос, как построить образовательный процесс, направленный на формирование социально-значимой личности.

Проанализировав современные тенденции интегрированного обучения слабослышащих детей в условиях массовой школы и свой педагогический опыт, попыталась найти пути решения стоящей проблемы: как в условиях общеобразовательной начальной школы наряду с традиционными задачами - обучение, воспитание, развитие слухового восприятия, коррекция речевого развития, осуществить реабилитацию слабослышащего ребёнка, социально адаптировать и подготовить к интеграции в общеобразовательную среднюю школу.

На основе изученных современных подходов к интегрированному обучению слабослышащие детей выделила основные принципы эффективного обучения и воспитания слабослышащих детей в условиях традиционной школы:

Это позволило мне определить для себя основные направления в организации ОП слабослышащих детей в условиях массовой школы:

  1. Развитие личностных качеств учащихся, раскрытие их способностей в обучении;
  2. Углубление и расширение знаний об окружающем мире;
  3. Развитие и коррекция нарушенных функций: слухового восприятия и речи;
  4. Развитие и у детей социальной компетентности:

-Вовлечение детей в жизнь школы, класса, развитие

уверенности в себе;

-Формирование коммуникативных навыков и умения взаимодействовать со здоровыми сверстниками;

-Формирование адаптивных форм поведения;

  1. Предоставление возможности получать опыт обычной жизни (в школе, вне школы).

Идея моей педагогической концепции:

Построение образовательного пространства, способствующего реабилитации и социальной адаптации детей с недостатками слуха в условиях интегрированного образовательного учреждения на основе взаимодействия со здоровыми сверстниками.

общеобразовательная школа-интернат №27, г. Пятигорск.

Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории,

Почетный работник общего образования Российской Федерации, руководитель методического объединения учителей-дефектологов

CONDITIONS OF ADAPTATION IN THE SOCIETY OF CHILDREN

WITH HEARING DISORDER

State public educational

institution "Special (correctional)

Boarding school №27, Pyatigorsk.

Defectologist teacher of the highest qualification category

Honored Worker of General Education of the Russian Federation, Head of the Methodological Association of teacher-speech pathologists

Аннотация: в данной статье рассмотрены причины и критерии возникновения трудностей общения в социуме детей с нарушением слуха, особенности поведения и пути преодоления антисоциальной адаптации детей с ОВЗ.

Annotation : this article discusses the causes and criteria for difficulties in communication in the society of children with hearing impairment, behavioral patterns and ways to overcome the antisocial adaptation of children with disabilities.

Ключевые слова: социальная адаптация, особенности поведения, адекватность, норма нравственности, интеллект, высшие психические функции.

Keywords : social adaptation, behavioral features, adequacy, moral standard, intelligence, higher mental functions.

Особенно эта задача трудна для детей с нарушением слуха. Нередко приходится сталкиваться с детьми (да и не только с детьми), которые могут общаться только в своей среде, а именно в среде глухих и слабослышащих. Это обусловлено различными факторами:

- слабое владение словарем разговорного плана;

- слабое чтение с губ:

- не достаточно правильно сформированное произношение;

- маленький словарный запас;

- психологическая боязнь общения с нормально слышащими людьми.

Эти, и ряд других причин, могут стать непреодолимым препятствием к полноценному общению не слышащего ребенка не только со своими слышащими сверстниками, но и адаптации поведенческого характера в социуме вообще. Хотя следует отметить, что в среде таких же не слышащих учащихся эти дети чувствуют себя довольно комфортно, осознавая, что находятся среди таких же собратьев. Но, есть и другое. Но, на которое следует обратить внимание, - это общение детей с разной степенью потери слуха. Чем меньше у ребенка потеря слуха, тем лучше он говорит, а, следовательно, тем меньше он хочет общаться с теми ребятами, у которых слух гораздо хуже, речь на уровне жестовой и мимики, тем сильнее ребенка, у которого незначительная потеря слуха тянет к общению с нормально слышащими детьми. Однако есть и исключения, есть дети с и с четвертой степенью глухоты, но с развитым интеллектом, такие в силу своих умений и стараний достигают хороших результатов в развитии речи и в также в плане общего развития практически не отстают от своих слышащих сверстников. Были и есть случаи, когда такие дети успешно оканчивали общеобразовательную школу. Поступали в институты, получали престижные профессии и успешно адаптировались в социуме. В этом плане также много зависит от родителей и от учителей ребенка. Главное сформировать нормы общепринятого поведения, нравственные качества и привычки помочь преодолеть трудности общения в социуме. Критериями преодоления трудностей можно назвать следующие:

- наличие активной жизненной позиции в преодолении трудностей;

- умение устоять перед трудностями, не потерять свою индивидуальность и положительные качества человека;

- умение адекватно воспринимать окружающую среду, социальные проблемы;

- умение использовать те условия, в которых оказывается ребенок.

Только в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия решаются проблемы реабилитации детей с нарушением слуха, так и с ОВЗ. Развитие в социуме – это процесс усвоения ребенком культуры и традиций общества, в котором ему предстоит играть, учиться и жить. Он должен научиться общению, стать компетентным. Понятно, что нарушение слуха значительно снижает возможности таких детей, поскольку потеря слуха- это в первую очередь отставание в развитии речи, а если наблюдается недоразвитие речи, то оно влечет за собой и трудности в общении. Принято считать, что дети с нарушением слуха - это обычные дети, так думают люди, которые не часто сталкиваются с такими детьми в обществе. Однако есть ряд существенных отличий в развитии таких детей, о которых мы уже говорили выше. Прежде всего, надо сформировать у них интерес к творческой активности, навыки регуляции межличностных контактов. Отсюда вытекают и задачи, стоящие перед педагогами, обучающих детей с недостатками слуха. Дети должны преодолеть роль пассивных наблюдателей, стать полноправными активными участниками и соучастниками социального процесса. Основным процессом в человеке – самоорганизующейся системе – является увеличение объема энергообмена со средой. [1,C.22]

Вот почему, когда такие дети поступают на обучение в школу они обязаны пройти медико-педагогическую комиссию, на основе выводов которой составляется конкретный план мероприятий воспитательного и медицинского плана, куда входят методы наблюдения за ребенком, анкетирование родителей, беседы, первоначальное и итоговое тестирование. Здесь важно не упустить момент. Чем раньше будет выявлена патология нарушений слуха, тем быстрее сможет ребенок получить реабилитационную помощь. Хорошо известно, что даже относительно незначительное снижение остроты слуха у ребенка до двух лет значительно затрудняет возможность своевременного развития речи. [2,С. 45]. Необходимо также подобрать соответствующий слуховой аппарат. Слухопротезирование – это важная часть или важный момент слухо-речевого развития ребенка. Важное значение имеет посещение ребенком специальных занятий, где он должен заниматься с сурдопедагогом, получить комплекс мер необходимых для его успешного развития и реабилитации как личность.

К сожалению, очень часто родители не слышащих детей не понимают возникающие трудности в общении таких детей со сверстниками, с легкостью отдают их в общеобразовательную школу с мыслью, что со временем ребенок адаптируется и все будет хорошо. Но при этом совершенно не учитываются психологические возможности таких детей. Не секрет, что дети с недостатками слуха страдают от недостаточного развития высших психических функций: памяти, мышления, внимания, эмоциональной сферы, анализа и синтеза. Здесь надо помнить, что любой метод воспитания и обучения таких детей должен быть гуманным, тогда не будет антигуманной отдачи. В настоящее время проблема взаимоотношений людей с детьми с ограниченными возможностями более чем актуальна. Механическое интегрирование таких детей в социум просто невозможно. Надо учитывать индивидуальные возможности ребенка, помочь ему преодолеть отклонения от нормального развития личности, негативные тенденции, конфликтные настроения и в целом негативное отношение к нормально слышащих людям. Дать возможность быть и ощущать себя полноправным членом общества задача нашего государства и органов Просвещения.

1. А. П. Исаев. Информационный подход как фактор управления периодическими волновыми процессами организма человека. ЧГУ. Валеология, №4,2000, с. 22

2. Г. А. Кураев. Валеологические проблемы слуха человека. УНИИ валеологии РГУ. Валеология. №4,2000, с. 45

Организация художественно-творческой деятельности с детьми с нарушением слуха В дошкольном детстве большое место занимает художественное творчество, имеющее неоценимое значение для всестороннего развития детей. Рисование.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.


Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций. В процессах социализации определяющее значение имеют опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности. В процессе социализации человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Успешная социализация — это не только эффективная адаптация человека в обществе, но и способность в определённой мере противостоять обществу, части жизненных коллизий, мешающих его развитию и самореализации.

Социальная адаптация людей с нарушение слуха — составная часть их социализации. Она отражает процесс активного приспособления, освоения личностью новых для нее социальных условий или социальной среды.

Школьники с нарушением слуха и, как следствие, своеобразным развитием всех психических процессов, особенно речи, не получают достаточного социального опыта прежде всего из-за трудностей общения с окружающими детьми и взрослыми. Из-за слуховых нарушений и недоразвития речи младших школьников характерно неадекватное отношение к себе и к окружающим. Отмечается неумение правильно реагировать на замечание, вступать в общий разговор, выражать свои чувства и мысли, реагировать на эмоции других. Трудности общения снижают у школьника потребность в коммуникативной деятельности, способствуют формированию душевной замкнутости, снижают адаптацию в обществе.

Как указывается в исследованиях сурдопедагогов, для расширения умственного кругозора, для развития умения общаться с окружающими, усвоения опыта социальных отношений и дальнейшей адаптации среди слышащих необходимы благоприятные условия воспитания и целенаправленная коррекционная работа с ребенком как в семье, так и в школе. В современной специальной школе I и II вида учебно-воспитательный процесс направлен на развитие потенциальных возможностей личности каждого ученика, расширение, обогащение индивидуального опыта ребенка в познании окружающего мира и человеческих отношений. Одно из направлений социализации — личностно-ориентированное воспитание неслышащего. Без осознания себя как личности, без понимания своих отношений с окружающими, без сформированности своей жизненной позиции, правил поведения и речевого общения в обществе невозможна социальная адаптация учащихся с нарушением слуха.

Действующая ныне целостная педагогическая система обучения детей с нарушением слуха языку на основе словесной речи разработана проф. С. А. Зыковым и его сотрудниками. В основе этой системы следующие положения: обучать словесному общению необходимо в связи с деятельностью; необходимо учитывать потребность детей в общении друг с другом и использовать ее в качестве стимула в овладении речью; обучение следует начинать с формирования диалогической речи, необходимо расширять повседневную практику речи.

Обучение глухих школьников начальных классов языку начинается с развития диалогической речи как наиболее естественной и распространенной формы непосредственного общения, дающей возможность учителю установить контакт между ним и учащимся и позволяющей организовать словесное общение детей не только с учителем, но и друг с другом.

С 2003 года педагогический коллектив нашей школы перешел на использование в работе элементов верботонального метода. В верботональной системе создан аудиовизуальный курс. Основная работа по АВК проводится на уроках по развитию слухового восприятия. Конечная цель АВК — перенос воспринятого на уроках речевого материла в самостоятельную речь. В этом ученикам помогает драматизация, способствующая максимальному использованию в новой ситуации слов и фраз пройденной на уроках АВК темы.

Уроки АВК вызывают у учащихся с нарушением слуха неподдельный интерес, т. к. все предлагаемые темы так или иначе перекликаются с их жизненным опытом и дают возможность проигрывать ту или иную ситуацию всякий раз по-новому. Слова и фразы из АВК неслышащие дети используют в диалогической речи. У детей постепенно исчезает скованность в речевом общении, появляются положительные эмоции и потребность в коммуникации. Речь становится интонационно богаче.

Вова: Тома, мы играем в доктора!

Тома: Хорошо, ты будешь доктором, а я буду мамой.

Вова: Твоя кукла будет ребенком. Добрый день!

Тома: Добрый день, доктор!

Вова: Кто болен?

Тома: Моя дочка больна. Она не ест и не пьет. У нее нет аппетита.

Вова: Температура есть?

Тома: Да, температура есть.

Вова: У вас есть градусник?

Тома: Да, вот он.

Вова: Спасибо. Принесите мне еще ложечку, пожалуйста.

Тома: Вот ложка, доктор.

Вова: О! У вашей дочки грипп. Быстро в кровать. Вот лекарства.

Тома: Вы завтра снова придете?

Вова: Да, я приду завтра опять.

Автор: Дети и бабушка пришли в зоопарк. Они стоят перед клеткой.

Бабушка: Смотрите, тут лев, сейчас он спит.

Тома: Нет, он не спит. Он играет с косточкой.

Петя: Здесь — медведи. У них детеныши — медвежата.

Вова: Пойдемте к обезьянам. Я хочу их покормить. У меня есть банан обезьянам.

Петя: Ой, обезьяна залезла с бананом на дерево.

Тома: Все обезьяны хотят банан.

Бабушка: Теперь мы пойдем к слону.

Вова: Ой, бабушка твоя шляпа!

Бабушка: Моя шляпа! Где она?

Вова: Твоя шляпа у слона! Ха-ха-ха.

Зина: Добрый день!

Продавец: Добрый день! Что вам угодно?

Зина: Дайте нам коробку печенья.

Продавец: Пожалуйста.

Зина: И еще, прошу вас, пачку масла и банку варенья.

Продавец: Может быть, что-нибудь еще?

Зина: Больше ничего, спасибо.

Соня: А молоко?

Зина: Да, и бутылку молока.

Соня: Две бутылки.

Зина: Зачем?

Соня: Одну бутылку маме, а другую Мурке. Моя Мурка любит печенье с молоком.

Зина: Сколько мы вам должны?

Продавец: Два двадцать.

Зина: До свидания.

Продавец: До свидания, девочки.

Шура и Зина: Доброе утро, папа.

Папа: Доброе утро, дети.

Зина: Мы уже завтракаем.

Папа: Что на завтрак?

Мама: Чай, хлеб, сыр и мед.

Папа: А где Соня?

Соня: Я сейчас.

Мама: Садись. Возьми чай и хлеб.

Шура: Я не могу пить чай. Где сахар?

Мама: Сахар вот. Возьми.

Шура: Здесь ничего нет.

Зина: Ах, вот где сахар!

Соня: И Мурка завтракает.

В ролевой игре учащиеся воспроизводят жизнь и деятельность взрослых людей, детей, их взаимоотношения. Школьники входят в роль, которая досталась им в игре. Подражая взрослым, они совершают действия в соответствии со своей ролью и логикой игры. В такой игре усвоение речевого материала облегчается ситуацией.

В играх дети усваивают правила поведения в школе и семье, знакомятся с общественными отношениями, формируются навыки коллективной деятельности, общения со взрослыми и с друг с другом. У детей возникает мотивация вступить в речевой контакт и вести разговор с другими участниками, использовать выразительную мимику, необходимые естественные жесты для более живого выражения мыслей, ведения диалога.

В 4 классе мной было проведено анкетирование, которое показывает, как учащиеся относятся к урокам по развитию речи и занятиям по развитию слухового восприятия и формированию произношения, насколько серьезно они и их относятся к развитию слушания, создана ли речевая среда в семье.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что в семьях со слышащими родителями дети общаются речью, а в глухих семьях жестами и речью. Дети и родители понимают друг друга. В основном родители уделяют внимание развитию словесной речи и обогащению словаря. Ребятам интересно общаться со слышащими людьми. В основном общение проходит дома, на улице с друзьями, в магазине. Ребятам нравятся уроки ППО, чтение. Они считают, что индивидуальные занятия необходимы.

Анкетирование.

1. Ты используешь дома слуховой аппарат?

Да — 3 Редко — 2 Нет — 1

2. Как ты считаешь, тебе помогает аппарат?

3. На каком языке вы общаетесь дома?

Речь — 2 Речь и жесты — 1

Речь и дактиль — 2 Жесты — 1

4. Понимаешь ли ты своих родителей?

Понимают ли они тебя?

5. Твои родители объясняют тебе новые слова?

6. Родители переводят тебе телепередачи?

Всегда — 3 Редко — 3

7. Тебе интересно общаться со слышащими?

8. Где ты общаешься со слышащими?

(дома, на улице, в магазине, на футболе)

Они тебя понимают?

9. Ты хорошо понимаешь своих одноклассников?

Не понимаю Олесю — 1

Не понимаю Мишу — 1

На каком языке вы общаетесь?

Речь и жесты — 5 Дактиль — 1

10. Ты хорошо понимаешь учителей и воспитателей?

11. Какие из речевых уроков тебе нравятся?

Чтение — 4 ППО — 3

12. Как ты думаешь, нужны индивидуальные занятия по РСВ? Почему?

Да — 6 Учиться хорошо говорить звуки, слушать речь, узнавать новые слова.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ребенок, том, диалогическая речь, речь, Доброе утро, какой язык, речевое общение, словесная речь, Твоя шляпа.

Похожие статьи

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим.

Нарушение речи, общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство.

Логическое ударение. Речевой слух. Основные качества голоса, речевое дыхание. [2, с.78].

Диалог по стилю в основном разговорная речь. Диалогическую речь дети усваивают.

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при.

Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.

К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык.

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного.

Проблема речевых расстройств в настоящие время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. Это, безусловно, связано с огромной ролью.

К вопросу о развитии диалогической речи | Статья в журнале.

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий

Выделяют два вида связной речи: диалогическая и монологическая. Активизация речевого общения детей старшего дошкольного.

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие.

Нарушение речи, общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство.

русский язык, ребенок, предложение, слово, форма слов, различная часть речи, ролевое моделирование, речевой

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим.

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного.

ребенок, речевое развитие, диалогическая речь, развитие, диалогическая речь детей, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение, родитель, словарный запас. Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при.

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха.

Устная речь с самого начала формируется как средство коммуникации, так как дети обучаются общению с окружающими в устной форме. В процессе овладения общением они овладевают лексикой, грамматикой языка.

Становление диалогической речи в онтогенезе

диалогическая речь, иностранный язык, речевая деятельность, диалогическая форма общения, коммуникативный акт, речь, устное речевое общение, монологическое высказывание, коммуникативный процесс.


Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций. В процессах социализации определяющее значение имеют опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности. В процессе социализации человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Успешная социализация — это не только эффективная адаптация человека в обществе, но и способность в определённой мере противостоять обществу, части жизненных коллизий, мешающих его развитию и самореализации.

Социальная адаптация людей с нарушение слуха — составная часть их социализации. Она отражает процесс активного приспособления, освоения личностью новых для нее социальных условий или социальной среды.

Школьники с нарушением слуха и, как следствие, своеобразным развитием всех психических процессов, особенно речи, не получают достаточного социального опыта прежде всего из-за трудностей общения с окружающими детьми и взрослыми. Из-за слуховых нарушений и недоразвития речи младших школьников характерно неадекватное отношение к себе и к окружающим. Отмечается неумение правильно реагировать на замечание, вступать в общий разговор, выражать свои чувства и мысли, реагировать на эмоции других. Трудности общения снижают у школьника потребность в коммуникативной деятельности, способствуют формированию душевной замкнутости, снижают адаптацию в обществе.

Как указывается в исследованиях сурдопедагогов, для расширения умственного кругозора, для развития умения общаться с окружающими, усвоения опыта социальных отношений и дальнейшей адаптации среди слышащих необходимы благоприятные условия воспитания и целенаправленная коррекционная работа с ребенком как в семье, так и в школе. В современной специальной школе I и II вида учебно-воспитательный процесс направлен на развитие потенциальных возможностей личности каждого ученика, расширение, обогащение индивидуального опыта ребенка в познании окружающего мира и человеческих отношений. Одно из направлений социализации — личностно-ориентированное воспитание неслышащего. Без осознания себя как личности, без понимания своих отношений с окружающими, без сформированности своей жизненной позиции, правил поведения и речевого общения в обществе невозможна социальная адаптация учащихся с нарушением слуха.

Действующая ныне целостная педагогическая система обучения детей с нарушением слуха языку на основе словесной речи разработана проф. С. А. Зыковым и его сотрудниками. В основе этой системы следующие положения: обучать словесному общению необходимо в связи с деятельностью; необходимо учитывать потребность детей в общении друг с другом и использовать ее в качестве стимула в овладении речью; обучение следует начинать с формирования диалогической речи, необходимо расширять повседневную практику речи.

Обучение глухих школьников начальных классов языку начинается с развития диалогической речи как наиболее естественной и распространенной формы непосредственного общения, дающей возможность учителю установить контакт между ним и учащимся и позволяющей организовать словесное общение детей не только с учителем, но и друг с другом.

С 2003 года педагогический коллектив нашей школы перешел на использование в работе элементов верботонального метода. В верботональной системе создан аудиовизуальный курс. Основная работа по АВК проводится на уроках по развитию слухового восприятия. Конечная цель АВК — перенос воспринятого на уроках речевого материла в самостоятельную речь. В этом ученикам помогает драматизация, способствующая максимальному использованию в новой ситуации слов и фраз пройденной на уроках АВК темы.

Уроки АВК вызывают у учащихся с нарушением слуха неподдельный интерес, т. к. все предлагаемые темы так или иначе перекликаются с их жизненным опытом и дают возможность проигрывать ту или иную ситуацию всякий раз по-новому. Слова и фразы из АВК неслышащие дети используют в диалогической речи. У детей постепенно исчезает скованность в речевом общении, появляются положительные эмоции и потребность в коммуникации. Речь становится интонационно богаче.

Вова: Тома, мы играем в доктора!

Тома: Хорошо, ты будешь доктором, а я буду мамой.

Вова: Твоя кукла будет ребенком. Добрый день!

Тома: Добрый день, доктор!

Вова: Кто болен?

Тома: Моя дочка больна. Она не ест и не пьет. У нее нет аппетита.

Вова: Температура есть?

Тома: Да, температура есть.

Вова: У вас есть градусник?

Тома: Да, вот он.

Вова: Спасибо. Принесите мне еще ложечку, пожалуйста.

Тома: Вот ложка, доктор.

Вова: О! У вашей дочки грипп. Быстро в кровать. Вот лекарства.

Тома: Вы завтра снова придете?

Вова: Да, я приду завтра опять.

Автор: Дети и бабушка пришли в зоопарк. Они стоят перед клеткой.

Бабушка: Смотрите, тут лев, сейчас он спит.

Тома: Нет, он не спит. Он играет с косточкой.

Петя: Здесь — медведи. У них детеныши — медвежата.

Вова: Пойдемте к обезьянам. Я хочу их покормить. У меня есть банан обезьянам.

Петя: Ой, обезьяна залезла с бананом на дерево.

Тома: Все обезьяны хотят банан.

Бабушка: Теперь мы пойдем к слону.

Вова: Ой, бабушка твоя шляпа!

Бабушка: Моя шляпа! Где она?

Вова: Твоя шляпа у слона! Ха-ха-ха.

Зина: Добрый день!

Продавец: Добрый день! Что вам угодно?

Зина: Дайте нам коробку печенья.

Продавец: Пожалуйста.

Зина: И еще, прошу вас, пачку масла и банку варенья.

Продавец: Может быть, что-нибудь еще?

Зина: Больше ничего, спасибо.

Соня: А молоко?

Зина: Да, и бутылку молока.

Соня: Две бутылки.

Зина: Зачем?

Соня: Одну бутылку маме, а другую Мурке. Моя Мурка любит печенье с молоком.

Зина: Сколько мы вам должны?

Продавец: Два двадцать.

Зина: До свидания.

Продавец: До свидания, девочки.

Шура и Зина: Доброе утро, папа.

Папа: Доброе утро, дети.

Зина: Мы уже завтракаем.

Папа: Что на завтрак?

Мама: Чай, хлеб, сыр и мед.

Папа: А где Соня?

Соня: Я сейчас.

Мама: Садись. Возьми чай и хлеб.

Шура: Я не могу пить чай. Где сахар?

Мама: Сахар вот. Возьми.

Шура: Здесь ничего нет.

Зина: Ах, вот где сахар!

Соня: И Мурка завтракает.

В ролевой игре учащиеся воспроизводят жизнь и деятельность взрослых людей, детей, их взаимоотношения. Школьники входят в роль, которая досталась им в игре. Подражая взрослым, они совершают действия в соответствии со своей ролью и логикой игры. В такой игре усвоение речевого материала облегчается ситуацией.

В играх дети усваивают правила поведения в школе и семье, знакомятся с общественными отношениями, формируются навыки коллективной деятельности, общения со взрослыми и с друг с другом. У детей возникает мотивация вступить в речевой контакт и вести разговор с другими участниками, использовать выразительную мимику, необходимые естественные жесты для более живого выражения мыслей, ведения диалога.

В 4 классе мной было проведено анкетирование, которое показывает, как учащиеся относятся к урокам по развитию речи и занятиям по развитию слухового восприятия и формированию произношения, насколько серьезно они и их относятся к развитию слушания, создана ли речевая среда в семье.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что в семьях со слышащими родителями дети общаются речью, а в глухих семьях жестами и речью. Дети и родители понимают друг друга. В основном родители уделяют внимание развитию словесной речи и обогащению словаря. Ребятам интересно общаться со слышащими людьми. В основном общение проходит дома, на улице с друзьями, в магазине. Ребятам нравятся уроки ППО, чтение. Они считают, что индивидуальные занятия необходимы.

Анкетирование.

1. Ты используешь дома слуховой аппарат?

Да — 3 Редко — 2 Нет — 1

2. Как ты считаешь, тебе помогает аппарат?

3. На каком языке вы общаетесь дома?

Речь — 2 Речь и жесты — 1

Речь и дактиль — 2 Жесты — 1

4. Понимаешь ли ты своих родителей?

Понимают ли они тебя?

5. Твои родители объясняют тебе новые слова?

6. Родители переводят тебе телепередачи?

Всегда — 3 Редко — 3

7. Тебе интересно общаться со слышащими?

8. Где ты общаешься со слышащими?

(дома, на улице, в магазине, на футболе)

Они тебя понимают?

9. Ты хорошо понимаешь своих одноклассников?

Не понимаю Олесю — 1

Не понимаю Мишу — 1

На каком языке вы общаетесь?

Речь и жесты — 5 Дактиль — 1

10. Ты хорошо понимаешь учителей и воспитателей?

11. Какие из речевых уроков тебе нравятся?

Чтение — 4 ППО — 3

12. Как ты думаешь, нужны индивидуальные занятия по РСВ? Почему?

Да — 6 Учиться хорошо говорить звуки, слушать речь, узнавать новые слова.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ребенок, том, диалогическая речь, речь, Доброе утро, какой язык, речевое общение, словесная речь, Твоя шляпа.

Похожие статьи

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим.

Нарушение речи, общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство.

Логическое ударение. Речевой слух. Основные качества голоса, речевое дыхание. [2, с.78].

Диалог по стилю в основном разговорная речь. Диалогическую речь дети усваивают.

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при.

Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.

К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи

диалогическая речь, иностранный язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речь, речевое общение, речевая ситуация, диалог, профессионально-ориентированное обучение, язык.

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного.

Проблема речевых расстройств в настоящие время все больше привлекает внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов. Это, безусловно, связано с огромной ролью.

К вопросу о развитии диалогической речи | Статья в журнале.

диалогическая речь, ребенок, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, развитие, взрослый, констатирующий

Выделяют два вида связной речи: диалогическая и монологическая. Активизация речевого общения детей старшего дошкольного.

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие.

Нарушение речи, общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство.

русский язык, ребенок, предложение, слово, форма слов, различная часть речи, ролевое моделирование, речевой

Специфика диалогической речи у дошкольников с общим.

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного.

ребенок, речевое развитие, диалогическая речь, развитие, диалогическая речь детей, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение, родитель, словарный запас. Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста при.

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха.

Устная речь с самого начала формируется как средство коммуникации, так как дети обучаются общению с окружающими в устной форме. В процессе овладения общением они овладевают лексикой, грамматикой языка.

Становление диалогической речи в онтогенезе

диалогическая речь, иностранный язык, речевая деятельность, диалогическая форма общения, коммуникативный акт, речь, устное речевое общение, монологическое высказывание, коммуникативный процесс.


СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социализацию глухих и слабослышащих детей, что в первую очередь связано с отсутствием или тяжелым недоразвитием речи и, как следствие, нарушением социальных контактов ребенка с внешним миром. Процесс социализации начинается с рождения человека и длится всю жизнь, этот процесс характеризуется последовательностью постепенно усложняющихся этапов, их непрерывностью. Отставание в решении вопросов социализации на каждом этапе негативно сказывается на личностном развитии ребенка. Старший дошкольный период имеет особое значение для социального развития ребенка, задачи и содержание образования. Важно определить подходы к изучению основных показателей социального развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха со сложной структурой нарушений, для того, чтобы предоставить ему наилучшие условия для социализации в дошкольный период и освоение новой социальной роли школьника на следующем этапе своего развития.

На современном этапе развития специального образования усложняются задачи подготовки учащихся к успешной социализации в обществе. Соответственно расширяется круг проблем образования и воспитания детей, что предполагает усиление личностно-ориентированного подхода к обучению с учетом индивидуальных особенностей психического развития детей с комплексными нарушениями развития.

В последнее десятилетие кохлеарная имплантация открыла широчайшие возможности для полноценного речевого развития и комфортной жизни слабослышащих и глухих детей. Эта операция не восстанавливает слух глухому, а расширяет восприятие речи таким образом, чтобы с помощью импланта они понимали других. Все больше людей с нарушениями слуха, которым не помогают самые современные слуховые аппараты, узнают о кохлеарной имплантации.

Поэтому исследования российских ученых, занимающихся проблемой кохлеарной имплантации (И. в. Королева, О. в. Зонтова, Н.Е. Шматько, е. в. Миронова и др.) и реабилитация слабослышащих и глухих детей сегодня значима и актуальна.

При поступлении ребенка в образовательные учреждения принимаются меры по содействию успешной социальной адаптации и последующему социальному развитию. К ним относятся: психолого-педагогическая экспертиза ребенка, мониторинг поведения и адаптации детей в группе, мониторинг взаимодействия со взрослыми и детьми в процессе режимных моментов, предварительное анкетирование родителей для выяснения особенностей взаимодействия в семье, а также ее социального статуса; беседы с педагогами и воспитателями о том, как ребенок чувствует себя в новых условиях.

В ходе психолого-педагогического обследования определяется уровень социального, физического, умственного, познавательного развития, игровой активности, а также большое внимание уделяется развитию слуха и речи, ведь именно от них в этом случае будет зависеть, насколько хорошо ребенок развивается социально. Усилия педагогов, педагогов, психологов направлены на обогащение социального опыта ребенка на всех этапах образовательного процесса, развитие эмоциональной сферы, обучение основным методам продуктивного взаимодействия со взрослыми и детьми, расширение представления детей с нарушением слуха о мире.

Если говорить о социально-личностном развитии ребенка, представляющем собой многогранный процесс, предполагающий присвоение культурно-нравственных ценностей общества, то можно сказать, что дети с нарушениями слуха и речи дошкольного и школьного возраста испытывают трудности в проникновении в смысл человеческих действий и отношений в связи с ограниченными возможностями овладения психологическими средствами познания социальной реальности.

В основе этих трудностей лежит ограниченность общения со взрослыми и друг с другом; недоразвитие речи как средства общения; недостаточное представление ребенка о явлениях социальной жизни и своем месте в ней, слабость оперирования идей в реальных условиях.

Накопление информации происходит за счет личного вовлечения ребенка в различные ситуации, события; наблюдения за реальными событиями, объектами; манипуляции реальными объектами.

С помощью взрослых ребенок начинает находить в окружающей действительности элементарные связи между отдельными явлениями, объектами.

Развивая познавательную деятельность детей, важно помнить, что информация рассматривается как средство, с помощью которого необходимо сформировать целостную картину мира у ребенка, у него развиваются необходимые процессы познавательного развития, навыки, способности, способы познания.

Специально организованное воспитание детей, в котором есть знание окружающей социальной реальности, выдвигает основные задачи:

- формирование взаимодействия и общения между ребенком и взрослым;

- развитие коммуникации между ребенком и сверстниками;

- формирование межличностных отношений;

- развитие сферы самосознания, формирование образа себя.

Развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи является многогранным процессом. Дошкольные учреждения должны предусматривать условия, обеспечивающие различные аспекты этого процесса. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, ее реальное использование в условиях общения, является организация слухо-речевой среды, которая предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком с нарушениями слуха, независимо от его способности воспринимать речь и уровня речевого развития.

Основными условиями создания слуховой и речевой среды являются: мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности; формирование у детей потребности в речевом общении; поддержание всех проявлений речи ребенка, независимо от их уровня; поощрение детей к активному использованию речи; использование остаточного слуха как предпосылки для формирования устной речи и общения.

Каждое из этих положений требует ежедневного внимания к их реализации, координации действий специалистов и родителей. Речевая среда является не только компонентом процесса формирования слуха и речи, но и условием, при помощи которого реализуется эффективность речевого развития детей.

Проанализировав ситуацию успеха школы-интерната можно сделать следующие выводы: 1. Учителя школы для обучения слабослышащих и позднооглохших детей используют в основном вербальный способ обучения, который является неэффективным для обучения этой категории детей. 2. Обратить внимание педагогов школы на организацию учебного процесса в соответствии с личностно-ориентированным подходом к образованию.

При разработке учебно-методических комплексов преподавателей РС и ФП соблюдалось соответствие государственным программам РСВ и ФП, применялся принцип индивидуализации обучения, единства требований к регистрации и преемственности. Это было достигнуто благодаря хорошо организованной работе, которая включала: изучение программ, изучение и анализ результатов обследования слуха и произношения, аудиограмм, данных психолого-педагогического наблюдения учащихся, личные дела детей для составления индивидуальных планов работы. Преподаватели глухих школ внедрили адаптацию речевого материала для обеспечения многоуровневого подхода к слуховой работе на индивидуальных занятиях. Обеспечено соблюдение требований единого режима слуховых аппаратов в процессе обучения. Были проведены консультации по содержанию, методике, организации работы по развитию слухового восприятия и произношения с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках общего образования, специальных занятиях по РСВ и ФП, музыкально-ритмических занятиях, внеурочных занятиях для слабослышащих детей (для школьных учителей, родителей учащихся). В течение учебного года преподавателями проводились открытые занятия: создавались методические рекомендации для учителей и родителей, расширялись их знания в области аудио-вербальной реабилитации детей с нарушениями слуха; проводилась периодическая смена информации по коррекционной работе на стеновых стендах. Анализируется психолого-педагогическая литература по использованию личностно-ориентированного подхода к обучению, компетентностно-ориентированного обучения. Изучены материалы по организации реабилитации имплантированных школьников.

Для достижения успеха в области духовно-нравственного развития и воспитания важно организовать коллективную деятельность, пронизанную нравственных отношений. Это приводит к развитию самооценки, которая заставляет ребенка действовать без внешней мотивации в соответствии с установленными моральными нормами и принципами. А это значит, что воспитание в коллективе ставит даже дошкольника перед необходимостью начального самообразования и самообразования, без которого невозможно развитие, в том числе нравственное.

Задача всего педагогического коллектива остается актуальной: в целом расширить речевую практику учащихся, как на занятиях, так и в нерабочее время, уделять больше внимания произносительной стороне речи. Требование: "в коррекционной школе на подготовку детских выступлений для общественности должно отводиться значительное время и усилия" - остается в силе. Она послужит повышению качества речи и станет одним из средств обучения произношению, воспитания ответственного отношения детей к своей речи.

И поэтому сегодня перед коррекционной школой стоит задача: создать условия жизни, обучения и воспитания, позволяющие развивать у каждого воспитанника механизм компенсации имеющегося дефекта, отклонения, на основании чего станет возможным его оптимальная адаптация в современном обществе. Социальный заказ коррекционной школе сегодня – развить у ребенка, подростка механизмы продуктивной обработки информации, которые позволяют ему самостоятельно адекватно адаптироваться в постоянно меняющихся ситуациях социальной жизни.

Читайте также: