Школа здорового образа жизни

Обновлено: 07.07.2024

Для организации любого из этих мероприятий здесь имеются готовые конспекты, сценарии, планы, программы, пояснительные записки. Большое количество представленных на этих страницах публикаций посвящено профилактике вредных привычек среди школьников — курения, употребления алкоголя и наркотиков. Обратите также внимание на материалы, посвящённые проведению в школе Всемирного Дня Здоровья 7 апреля.

ЗОЖ: конспекты уроков, внеклассные мероприятия

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы - Памятка для родителей по профилактике вредных привычек у детей и подростков

Современная совместная деятельность учителя физкультуры с семьями учащихся по воспитанию здорового образа жизни Современная совместная деятельность учителя физкультуры с семьями учащихся по воспитанию здорового образа жизни. Участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес.

ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы - Аналитический отчет о проведении месячника психологического здоровья обучающихся ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Охрана здоровья детей - это приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Сохранение здоровья школьника зависит от образа жизни , который ведет подросток , поэтому в школе нужно создать условия для здорового образа жизни каждого ребенка


Цель проекта:

Формировать у обучающихся и их родителей потребность к здоровому образу жизни;

Создать здоровую и безопасную среду (микроклимат, оптимальный режим учебной нагрузки, освещенность, мебель, технические средства обучения, организация качественного питания с учетом состояния здоровья детей и т.д.);

Совершенствовать материально-техническую базу для физического развития и воспитания;

Совершенствовать психологическую поддержку школьников, медицинское обслуживание, осуществлять профилактику девиантных форм поведения

Повысить двигательную активность обучающихся.

Организовать деятельность образовательного учреждения с использованием здоровьесберегающих технологий


Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье:

это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);

это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни предполагает:

благоприятное социальное окружение;

оптимальный двигательный режим (культура движений);

отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

В нашей школе понимают, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Здоровьесберегающая деятельность школы:

· Дни и Недели Здоровья;

· Спортивные школьные праздники;

· Беседы о здоровье с учащимися;

· Беседы о здоровье с родителями;

Основные направления нашей работы:
• Внедрение в практику здоровьесберегающих технологий
• Изучение здоровьесберегающей инфраструктуры школы
• Рациональная организация учебного процесса
• Физкультурно-оздоровительная работа
• Просветительско-воспитательная работа
• Профилактика и динамические наблюдения за состоянием здоровья.

Модель личности ученика нашей школы:









Формирование у обучающихся и их родителей потребности к здоровому образу жизни

В школе организована работа по следующим направлениям:
- просветительская работа с обучающимися и их родителями ;

- организация и проведение прогулок в начальной школе;

- лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;
- спортивные мероприятия.

Основная воспитательно-разъяснительная работа ведется администрацией школы, классными воспитателями в первую очередь с родителями учащихся – ведь от них зависит, при каком состоянии здоровья ребенок начнет обучение в школе.

Для организации просветительской работы с обучающимися разработана система классных часов. Классными воспитателями спланирована работа на классных часах по формированию здорового образа жизни учащихся. Наиболее остро стоит проблема правильного питания учащихся в семейных условиях, хорошего и полноценного сна, психического отдыха. Классный воспитатель рассказывает детям, что необходимо для здорового образа жизни, те же советы дает и родителям.

Создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни. В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения в лифте, на воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними. Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами.

Организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры. В школе регулярно проходят общешкольные Дни Здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей.

Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.

Большое внимание уделяется профориентацинной работе, где классные воспитатели рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какие –либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных трудовых условиях.

Мы уже можем сделать вывод о том, что такая целенаправленная работа (по данным анкетирования учащихся) уже начинает давать свои плоды: изменилось отношение учащихся к здоровому образу жизни, к спорту, к правильному питанию.
Все учащиеся признают, что курить вредно, сами они не курят и рекомендуют своим сверстникам из других школ бросить эту вредную привычку

Создание здоровой и безопасной среды и совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания

Школа обеспечена нужными материалами и санитарно - гигиеническими средствами, а также средствами электробезопасности и пожаротушения.

Особое внимание уделяется санитарно - гигиеническому состоянию школы. Ежедневно проводятся влажная уборка всех помещений школы чистящими, моющими, дезинфицирующими средствами. Контролируется постоянное наличие туалетной бумаги, мыла и исправность установок для сушки рук. В каникулярное время обязательна генеральная уборка всех помещений школы с дезинфицирующими и моющими средствами мест общего пользования, классов, рекреаций и других помещений. Тем самым осуществляется максимально возможное для охраны здоровья детей и поддержание санитарно-гигиенического состояния школы на высоком уровне.

Отдельное внимание в школе отводится гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.
В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние на зрение обучающихся в школе детей, поэтому под особым контролем находится освещенность в учебных классах, рекреациях и других помещениях школы. Постоянно проводится осмотр осветительных приборов и замена их в случае неисправности.

Соблюдается питьевой режим, для чего в столовой имеются аппараты для питьевой воды. Помещения столовой оборудованы всем необходимым для обеспечения здорового режима питания.100% обучающихся охвачены горячим питанием.

Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений.

Некоторые учебные классы школы оснащены современным оборудованием: компьютерами, мультимедийными проекторами, видеомагнитофонами, телевизорами, музыкальными центрами.Таким образом, в школе созданы необходимые условия для здоровой и безопасной жизнедеятельности.

Совершенствование психологической поддержки школьников

Учителя следят за психологическим климатом на уроке, наличием на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п

Надо отметить, что сохранение здоровья, тема наиболее благодарная и благодатная в создавшейся обстановке повышенной учебной нагрузки, отмечаемой во многих школах. В создавшихся социально-экономических условиях, родители не всегда могут проследить за правильным питанием детей, количеством времени, проведенным на свежем воздухе и другими аспектами жизнедеятельности ребенка, важными для его роста и развития. И в этом случае школа и педагогический коллектив МБОУ СОШ№13 взял на себя заботу о подрастающем поколении, чтобы вырастить здоровых и сильных членов общества.

Ожидаемые результаты проекта:

Повышение функциональных возможностей организма обучающихся.

Рост физического развития и физической подготовленности школьников.

Повышение приоритета здорового образа жизни.

Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни.

Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.

Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей

Методы контроля:

• Отчёт на заседаниях методического совета школы.

• Посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОЖ.
• Изучение и анализ опыта работы педагогов, работающих по здоровьесберегающим технологиям.

• Создание методической копилки по проблеме здоровьесбережения.
• Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.

• Сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
• Контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Чудакова Анна Владимировна

социальный педагог МОУ СОШ №4

2020-2021 учебный год

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Актуальность проблемы:

Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) это состояние: физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

В школьном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия у детей начинают формироваться навыки здоровьесбережения, необходимые для всестороннего, гармонического развития личности. Однако подростковый возраст вносит свои коррективы. Под влиянием негативный социальной среды подростки часто приобретают вредные привычки (табакокурение, употребление алкоголя), возрастает число правонарушений, самовольных уходов из дома. Попав под влияние негативных факторов дети и подростки не задумываются о том, какое негативное влияние оказывается на растущий, еще не сформированный организм.

По данным Минздрава России, индивидуальное здоровье каждого из нас на 20 % зависит от наследственности, на 50% от

индивидуального образа жизни, от медицины – 10%, от окружающей среды – 20%.

Школа, как один из основных социальных институтов общества ставит перед собой одной из основных задач - это воспитание здоровой (во всех аспектах) личности.

Формирование здоровья ребенка в школьном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в школе ведется в этом направлении. Необходимо создать эмоциональную, радостную обстановку, так как здоровье детей во многом зависит от их психического состояния. Большое значение имеет организация пространства в школе. Правильно организованная развивающая среда дает ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах.

Привычка к здоровому образу жизни должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях. Пропаганда здорового образа жизни в школе, личный пример педагогов поможет создать здоровое поколение.

Для укрепления здоровья обучающихся МОУ СОШ №4 появилась необходимость разработки и реализации проекта по пропаганде здорового образа жизни.

Реализация проекта: 1 учебный год (с сентября 2020 г. по май 2021 г.)

Актуальность проекта: обусловлена низким уровнем мотивации школьников к ведению здорового образа жизни, что снижает эффективность здоровьесберегающей среды школы.

Цель проекта: пропаганда здорового образа жизни, формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека.

Задачи проекта:

· Формирование потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье;

· Формирование и развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;

· Воспитывать самопознание, умения и навыки по физическому и нравственному самосовершенствованию;

· Воспитание ценностного отношения школьников к своему здоровью и жизни, здоровью окружающих людей;

· Воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены.

· Воспитывать гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

· Профилактика правонарушений, беспризорности и безнадзорности;

· Снизить количество учащихся, состоящих на различных учетах.

Участники проекта:

· Ученики 1-11 классов;

· Учителя, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог;

· Администрация МОУ СОШ №4.

Содержание проекта

1. Реализация проекта начинается с мониторинга физического здоровья учащихся. Необходимо изучить медицинские карты, поговорить с медсестрой школы о группах здоровья, с учителем физического воспитания о показателях физической подготовки учащихся.

2. Провести анкетирование учащихся с целью выяснения их желания участвовать в проекте, и что они хотели бы узнать по теме проекта.

3. Родительское собрание с целью привлечения родителей к реализации проекта

4. Малый педсовет с учителями, работающими в классе с целью выяснения их заинтересованности в данном проекте.

5. Формирование групп с учётом интересов, индивидуальных особенностей, личных симпатий и распределение заданий и обязанностей внутри группы.

Контроль за реализацией проекта осуществляет социальный педагог с помощью классных руководителей, под руководством администрации школы. Подводятся промежуточные результаты по итогом каждого этапа.

Ресурсное обеспечение проекта: Возможны финансовые расходы лишь для копирования анкет, организации конкурсов рисунка и плакатов, ремонте спортивного инвентаря, награждении самых активных участников проекта. Эти расходы будут осуществляться за счёт привлечения спонсорской помощи.

Здоровье обучающихся – одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов.

Понятие образ жизнивключает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за своё здоровье.

Выделяют несколько основных слагаемых гармонического здоровья человека: физический, нервно-психический, духовно-нравственный, социальный.

Отличительной чертой современного человека является его культура личности, которая выражается не только в умении грамотно, красиво и правильно излагать свои мысли, но и грамотно, красиво и правильно двигаться. Элементарным критерием культуры движений является правильная техника выполнения движений (ходьба, бег, прыжки и др.)

На основании изложенного определена главная цель курса Школа Здорового Образа Жизни - научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

ВложениеРазмер
programma_shkola_zdorovogo_obraza_zhizni.docx 50.92 КБ

Предварительный просмотр:

внеурочной физкультурно-оздоровительной работы

Составила: Сметанина Е. В.

Здоровье обучающихся – одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов.

Понятие образ жизни включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за своё здоровье.

Выделяют несколько основных слагаемых гармонического здоровья человека: физический, нервно-психический, духовно-нравственный, социальный.

Отличительной чертой современного человека является его культура личности, которая выражается не только в умении грамотно, красиво и правильно излагать свои мысли, но и грамотно, красиво и правильно двигаться. Элементарным критерием культуры движений является правильная техника выполнения движений (ходьба, бег, прыжки и др.)

На основании изложенного определена главная цель курса Школа Здорового Образа Жизни - научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Основные задачи курса:

  • вызвать у школьников интерес к Школе Здорового Образа Жизни, позволив ощутить красоту и радость движения;
  • формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни;
  • обучить младших школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;
  • Обеспечение физического и психического саморазвития.

Методы и средства, используемые в учебно-воспитательном процессе младших школьников, должны быть адекватны целям развития детей. Особую актуальность представляет подвижная игровая деятельность, с помощью которой создаётся благоприятная атмосфера учебно-воспитательного процесса, активизируются умственные силы ребёнка, необходимые для формирования учебной деятельности. Подвижная игра также является лучшей формой физического воспитания в младшем школьном возрасте, когда кроме развития физических качеств, с её помощью реально можно решить проблему интеллектуального развития, повышая интерес детей к овладению общеучебными умениями и навыками.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости, а также пробуждать желание прийти на занятие снова.

Для каждой возрастной ступени разработаны 10 занятий.

Начинать проведение занятий в рамках предлагаемого курса возможно как с первого, так и со второго, либо с третьего класса.

Реализация программы осуществляется через систему уроков здоровья, организацию сотрудничества с родителями.


Проект направлен на профилактику вредных привычек, пропаганду здорового образа жизни и на обучение умению противостоять различным факторам риска.

Описание разработки

Основная идея проекта.

Данный проект востребован в реальной педагогической практике, так как учителя используют в своей работе представленные методические и дидактические материалы, поэтому актуальность работы очевидна.

Проблема.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение у телевизора и компьютера, учебные перегрузки, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неправильное питание, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов, являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей.

В связи с этим в число основных приоритетов современной школы входит – оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся.

Аналогичное исследование в подростковой среде позволило выявить, что современным школьникам присуще наличие разных, порой взаимоисключающих жизненных целей. В то же время, для большинства опрошенных, безусловно важными жизненными ценностями являются: семья, дружба, образование, здоровье.

Какова же реальная картина здоровья детей в нашей школе?

Состояние здоровья учащихся оценивалось по результатам изучения внутришкольной медицинской документации по различным направлениям.

Проект Школа за здоровый образ жизни

Анализ данных, приведенных на диаграммах, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в здоровье уменьшилось. Но число больных детей среди учащихся увеличилось (из-за перегрузки, физических, экологических изменений).

Наше будущее зависит от сегодняшних выпускников, от их физического и нравственного здоровья. Но за годы учёбы в школе здоровье многих детей ухудшается. По ряду показателей сформировались негативные тенденции: увеличивается количество детей, имеющих хронические заболевания. Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм и наркомания, а также курение школьников. Вовлечение учащихся в реализацию проекта поможет правильно решить проблему свободного времени, сформировать негативное отношение к вредным привычкам и осознать ответственность за собственное здоровье.

За прошедший год простудные заболевания и обращаемость детей в медицинские учреждения снижается. Это достигнуто в результате совместных усилий педагогического коллектива школы, родителей и детей по сохранению и укреплению здоровья.

Хотя профилактическая работа в школе и ведется в системе, но к концу обучения все же наблюдается увеличение количества детей с пониженным зрением, нарушением осанки, сколиозом, плоскостопием, хроническими заболеваниями ЖКТ.

Для решения данной проблемы, необходимо эффективными, несложными в применении приёмами и методами, обеспечивающими максимально полный охват обучающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирования позитивных установок по охране своего здоровья.

Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни для нашей школы действительно остается актуальной и может быть решена, на наш взгляд, путем реализации проекта.

Календарный план реализации проекта.

Календарный план реализации проекта Школа за здоровый образ жизни

Цель проекта.

Формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение здоровья школьников через организацию комплекса творческих, спортивных и познавательных мероприятий, призванных показать как здорово, престижно и интересно вести здоровый образ жизни.

Задачи проекта.

Пропаганда здорового образа жизни;

Повышение двигательной активности обучающихся;

Формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью;

Воспитание активной жизненной позиции;

Организация полезного проведения свободного времени;

Профилактика асоциального поведения;

Развитие волонтёрского движения;

Формирование и развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;

Читайте также: