Культурно образовательная среда школы

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Создание культурно – образовательной среды как условие

развития и воспитания личности школьника

Современная динамично развивающаяся действительность предъявляет высокие требования к воспитательному процессу в школе. В Концепции модернизации российского образования определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Одной из актуальных проблем является духовно – нравственное воспитание как основа личностного становления школьника. Исходя из этого учебно – воспитательный процесс в школе должен быть направлен на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.

Для эффективного взаимодействия всех школьных структур обозначены следующие направления воспитательной деятельности: м етодическое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, социальное (правовое), общекультурное.

Несомненно, духовно-нравственное направление имеет большое значение в воспитательном процессе. Для формирования духовных ценностей, воспитания гражданственности и патриотизма проведены следующие мероприятия.

Ко Дню пожилого человека проводится школьный конкурс детских рисунков. Целью Конкурса является осознание учащимися преемственности поколений, формирование уважительного отношения к людям старшего поколения. Также доброй традицией становится изготовление учащимися начальных классов открыток ко Дню Пожилого человека, оказание тимуровской помощи пожилым людям села. Следует отметить, что большим школьным праздником является празднование Дня Учителя. Проводится праздничный концерт, где учащиеся школы чествуют ветеранов педагогического труда, учителей.

Опыт показал, что подобные совместные мероприятия оказывают позитивное влияние на взаимодействие школы и родительской общественности.

Учителем английского языка Хлызовой О.В. проведен школьный конкурс песен на английском языке. В творческом конкурсе участвовали 5-8 классы. Учащиеся подготовили инсценирование песен, проявили фантазию и артистизм. Жюри оценивало вокальные данные, соответствие песни возрасту исполнителей, сценическое мастерство, создание образа. Данный конкурс проводится впервые, инициатива учителя английского языка была поддержана и конкурс будет проводиться ежегодно.

Знаменательным событием в спортивной и общественной жизни школы стала поездка на Зимнюю Олимпиаду в г. Сочи ученика 9 класса Гаськова В., воспитанника мастера спорта по лыжным гонкам Акопян А.Г. Юному лыжнику нашей школы была предоставлена уникальная возможность посетить Олимпийские Игры в составе делегации Республики Бурятия. В нашей школе данный вид спорта получил большое развитие благодаря тренеру Акопян А.Г., и на протяжении ряда лет лыжники школы являются чемпионами района, показывают хорошие результаты на республиканских соревнованиях.

Анализ воспитательной деятельности школы показал, что проведенные мероприятия и конкурсы востребованы и эффективны для создания культурно – образовательной среды в школе и способствуют духовно – нравственному воспитанию учащихся.


Взаимодействие субъектов культурно-образовательной среды раскрывает содержательное поле ее развития как педагогического процесса. Субъектный подход к развитию культурно-образовательной среды школы заключается в учете особенностей субкультурного опыта педагогов, детей и их родителей, их потребностей, интересов, владении разнообразными педагогическими технологиями, методиками, формами и методами работы в зависимости от индивидуальных особенностей контингента учащихся, включающих социокультурные, этнические, конфессиональные, возрастные, психофизические и другие характеристики.

Успешность образовательного процесса определяется степенью заинтересованности всех его участников (учеников, педагогов, родителей) в положительных, личностно значимых результатах.

Успех, как эмоционально разделяемое с другими достижение, является основной идеей педагогического взаимодействия в образовательном учреждении, ориентированном на глубокое качественное разностороннее образование.

В условиях крупного образовательного комплекса достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно только в том случае, если решена задача оптимального сочетания:

Построение эмоционально-привлекательной образовательной среды представляет собой процесс непрерывного создания, сохранения и развития школьных традиций в условиях преемственности и согласованности всех, реализуемых в образовательном комплексе образовательных программ и маршрутов.

Результатом создания такой среды должен стать привлекательный для всех участников образовательного процесса имидж школы, в основе которого такие понятия как: престиж, компетентность, творчество, игра, открытость, развитие.

Культурно-образовательная среда рассматривается нами как единое образовательное пространство, все компоненты которого проектируются и развиваются в соответствие с единой логикой построения образовательного учреждения, а все участники осознают цели и разделяют ценности, определяющие содержание его деятельности. Успешность выбранной стратегии развития зависит от соблюдения в ежедневной образовательной практике следующих организационно-педагогических принципов:

‒ принцип расширения культурно-образовательного пространства учеников на основе учета их способностей, интересов и склонностей;

‒ принцип расширения поля выбора учениками собственного образовательного маршрута при переходе с одной ступени обучения на следующую:

‒ принцип равной значимости для процесса самоопределения и самореализации каждого школьника как содержания учебных дисциплин, так и системы развивающей, досуговой деятельности;

‒ принцип индивидуализации образовательного процесса и осуществления развивающей, досуговой деятельности учеников и педагогов;

‒ принцип преемственности целей, ценностей и технологий на всем протяжении образовательного маршрута;

‒ принцип максимальной эффективности взаимодействия ученика и педагога на уроке, внеклассных мероприятиях;

‒ принцип повышения объективности аттестационной практики учащихся на любом из этапов учебной деятельности.

Соблюдение этих принципов в процессе проектирования, создания, существования и развития комплекса позволит максимально эффективно воплотить в реальное культурно-образовательное пространство идею непрерывного развития образовательной мотивации учащихся, реализовать на практике цели и ценности культурно-образовательной деятельности школы.

Формирование культурно-образовательной среды – это процесс, требующий времени и терпения, в котором развиваются отношения между обучающимися, школьниками и учителями, учителями и родителями, окружающим социумом.

  1. Идея личностной самореализации в культурно-образовательном пространстве школы.
  2. Идея построения целостного, открытого, саморазвивающегося культурно-образовательного пространства школы.
  3. Идея обновления образовательного процесса, посредством модернизации основных компонентов образовательной практики (содержания, условий, технологий).
  4. Идея психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
  5. Идея повышения профессионализма и компетентности педагогов.
  6. Идея построения здоровьесберегающей среды в школе.

Говоря о личностной самореализации всех участников образовательного процесса, мы подразумеваем, в первую очередь, учащихся и педагогов, так как родители задействованы в педагогическом процессе только косвенно.

Самореализация учащихся – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка и их осуществление в процессе включения в различные виды деятельности в рамках культурно-образовательного пространства школы. Выявление, реализация и развитие всех детских инициатив – это условие продуктивной работы, как самого ребенка, так и педагогического коллектива.

Самореализация педагога – это становление профессиональной компетентности педагога в процессе педагогической деятельности, это удовлетворенность результатами своего труда; это стремление к творчеству и самосовершенствованию. Самореализация педагога становится возможной только в условиях компетентного, свободного, открытого педагогического сообщества.

В рамках культурно-образовательного пространства школы содержатся следующие возможности для личностной самореализации ребенка:

‒ свобода выбора ребенком деятельности (ее содержания и форм) и, что особенно важно, такой деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения и реализации своих инициатив;

‒ обретение независимости и личностно-профессиональной индивидуальности в условиях культурно-образовательной среды школы.

Таким образом, культурно -образовательная среда школы в ее наиболее полном и завершенном виде решает задачи адаптации растущего человека к условиям жизни, проявления и реализации его инициатив, самоутверждении и самореализации в социокультурном пространстве всего общества.

Обобщая сущность развития нашей школы – это длительный процесс конструирования соответствующих предметно-пространственных, культурно-содержательных, организационно-управленческих условий, максимально способствующих личностной самореализации всех участников образовательного процесса.

Каждое образовательное учреждение – это особая субстанция: со своей историей, традициями, ценностями. Наша школа не исключение. Зданию нашей школы более 60-ти лет. Здесь начинали свою историю школы города №1, №2, учебно-производственный комбинат, интернат, дом пионеров и школьников, здесь помещался районный отдел по образованию и другие учреждения.

История школы №3 насчитывает более 30 лет разнообразной, творческой, порой не простой, но всегда интересной, нестандартной школьной жизни. За это время школу возглавляли три директора. Основные метаморфозы, изменения со школой произошли под руководством нынешнего директора Черновой Н.В.

Идея реконструкции школьного двора возникла на убеждении того, что связь человека с природой проявляется не только в хозяйственном и потребительском плане, но и культурном. С точки зрения культурных отношений, природа и ее творения всегда представляли для человека неисчерпаемые источники вдохновения и творчества. Поэтому, создание гармоничного околошкольного пространства для коммуникации и созидательной деятельности стало целью первого этапа работы по реализации проекта в целом.

Ученик должен учиться, используя все современное оборудование, средства обучения, которые значительно повысят производительность его учебного труда. Современным оборудованием оснащены кабинеты химии, физики, информатики, математики, биологии, кабинеты начальных классов. Все чаще учителя нашей школы на уроках применяют информационно-коммуникационные технологии. Поэтому кабинеты оборудуются мультимедийными проекторами, компьютерами. В кабинетах для учащихся начальных классах установлены телевизоры, видеомагнитофоны. В читальном зале учащимся предоставлена возможность поработать не только с учебной и справочной литературой, но и посмотреть телевизионные передачи, найти информацию с использованием Интернета. Уютное расположение мебели располагает к работе.

Мы стремимся создавать условия для успешного обучения, приобретения опыта творческой деятельности, а в конечном итоге обеспечиваем эмоционально-ценностное ориентирование ученика в мире с помощью приобретенных знаний, умений и навыков.

Как следствие преобразований внешних условий, встал вопрос внешнего вид обучающегося. Для изменения ситуации в Устав школы были внесены правила по внешнему виду. Мы пытались привить вкус к комфортной и удобной одежде – деловому костюму. Не все получилось сразу. Методом убеждения и примера пропагандировали деловой костюм, который впоследствии стал школьной формой. Запретили ходить в спортивной одежде, джинсах, укороченных блузках. Определили цветовую гамму костюмов и вариативность. Классные коллективы и родители сами определяли цвет и фасон одежды. Очень лояльно подошли к выпускным классам. Старались не конфликтовать с ребятами, а решать этот вопрос индивидуально, кого-то похвалить за внешний вид, кому-то сделать комплимент, кого-то поставить в пример, тем самым, стимулируя желание старшеклассников выглядеть прилично и аккуратно.

Важнейшим направлением при формировании культурно-образовательной среды является создание санитарно-гигиенических условий в школе и соблюдение СанПина. Особого внимания требовали туалетные комнаты. Они были отремонтированы. И теперь созданы нормальные условия, в них всегда имеется мыло и туалетная бумага.

Отлажен процесс организации горячего питания. Изменился эстетический вид столовой. Теперь там всегда салфетки и живые цветы.

Для сохранения порядка и чистоты в школе организовано дежурство, которое осуществляет дежурный класс, дежурный классный руководитель, дежурный администратор.

Школьники нуждаются в пространстве, где могли бы раскрыть свои творческие, учебные способности, спортивные возможности.

Проанализировав запросы детей и родителей, результаты анкет, мы пришли к выводу, что школа не в силах удовлетворить все возникшие интересы и потребности наших учащихся и их родителей, как основных заказчиков образовательного процесса. И поэтому перед нами встал вопрос о расширении культурно-образовательного пространства.

В каждой школе имеется контингент обучающихся педагогически запущенных, опекаемые, дети, которые находятся в сложных социальных условиях, конфликтных ситуациях или испытывают дефицит общения. Эти ребята требуют особого внимания и заботы. Как раз такой категорией детей и занимается социально-педагогическая служба школы. Благодаря ее усилиями, уменьшилось количество обучающихся, состоящих на внутришкольном учете и в районном банке данных.

Школа сотрудничает со всеми субъектами профилактики города и района, проводится родительский всеобуч, приглашаются специалисты и инспектора субъектов профилактики, используются различные формы работы.

В Концепции модернизации образования определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодежи. Развитие самоуправления рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворять индивидуальные потребности учащихся, направленные на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем школы. Формирование гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.

Сегодня многие педагоги озабочены поиском новых путей воспитания детей, созданием новых форм, с помощью которых дети смогут приобрести социальный опыт, необходимый для достижения жизненного успеха.

Многое зависит от личных контактов, от того, какого интеллекта, эрудиции, нравственности люди окружают ребенка. Самоуправление является непременным признаком коллектива. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. И здесь важна позиция взрослого, поскольку в отношении к самоуправлению хорошо проявляется культура педагога, стиль его отношений с воспитанниками. Должно преобладать не прямое, не лобовое воздействие руководителя организации, а его скрытая позиция, сила его реального авторитета, такт и ум.

Таким образом, культурно-образовательная среда школы – основа формирования и развития детско-взрослых общностей. Компоненты этих общностей и их содержательное наполнение изменяются в зависимости от особенностей культурно-образовательной среды школы и социокультурной среды, что дает возможность для определения основных моделей детско-взрослых общностей.

В современной педагогике понятие образовательной среды неразрывно связано с понятием личности. Процесс становления личности разъясняется через:

  • начальные стадии становления, определяемые генетически;
  • сенситивные периоды, когда усиливается восприимчивость к внешним воздействиям.

Понятие культурно-образовательной среды

Культурно-образовательная среда – это совокупность значимых критериев, в которых человек живет, обучается и работает.

К значимым критериям по мнению автора относятся природные, исторические, материальные, религиозные, культурные особенности, которые определяют жизнь городского или сельского жителя.

В работе Пряхина Д.А. понятие культурно-нравственной среды включает две основные сферы жизни:

  • образовательно-обучающую (учебные заведения и семья);
  • культурно-воспитывающую (учреждения культуры, литература и проч.).

Фактически, в интерпретации Пряхина Д.А. культурно-образовательная среда – это элемент бытия, который доступен для восприятия и позволяет субъектам удовлетворять свои потребности в образовании, развитии личностных качеств, познании мира.

Содержание культурно-образовательной среды

Модель культурно-образовательной среды включает следующие основные компоненты:

  • пространственно-семантический (дизайн, архитектура, знаки, плакаты и проч.);
  • содержательно-методический (учебники, учебные программы, школьные объединения и проч.);
  • коммуникационно-организационный (принятый стиль общения, распределение социальных ролей и проч.).

Основным принципом функционирования культурно-образовательной среды является непрерывная трансляция культуры посредством системы образования, различные учреждения, книги, СМИ.

Рассмотрение культурно-образовательной среды необходимо проводить в контексте ее духовного содержания, которое определяется уровнем развития людей, духовными потребностями, национальными и общечеловеческими ценностями. Также необходимо принимать во внимание наличие материальных условий жизни общества. Именно этот критерий во многом определяет доступность образования и, как следствие, общий уровень образованности населения.

Обращаясь к тому или иному историческому периоду, мы должны учитывать, что содержание культурно-образовательной среды это совокупность имеющихся культурных ценностей и достигнутых на тат момент результатов в деле становления человеческого общества. Каждое последующее поколение обладает большим объемом накопленной информации, что дает новый толчок для роста.

Если говорить о носителях информации, то среди них выделяют:

  • вещественные (материальные предметы, которые используются людьми в течение жизни);
  • личностные (люди, которые передают другим свои знании и опыт).

Культурно-образовательная среда в воспитательном процессе

Роль среды в жизни человека в настоящее время активно изучается представителями самых разных научных направлений. Для педагогов интерес представляет влияние среды на становление личности ребенка.

В общей педагогике понятие среды широко освещено в научных работах и многочисленных исследованиях. Значительно хуже исследована тема функционирования школьной среды и ее роли в формировании личности ребенка. Психологи и педагоги сейчас активно заполняют этот пробел.

Изучение ведется на многих уровнях, к числу основных из которых можно отнести:

  • микроуровень (культурная среда одного отдельно взятого учреждения образования);
  • макроуровень (пространство формирования и функционирования педагогической культуры в общем);
  • педагогическое воздействие на становление личности в обществе (СМИ и проч.).

Что такое культурная среда образовательного учреждения? Это совокупность таких критериев как традиции и инновации, активное взаимодействие между участниками педагогического процесса, духовность, нравственность, управленческая структура. Все это оказывает влияние на формирование личности ребенка.

Культурная среда отдельно взятого учреждения во многом определяется культурной средой района или населенного пункта, в котором это учреждение располагается. Окружающая действительность может содействовать формированию культурно-образовательной среды учреждения, так и нарушать этот процесс.

Так, например, провозглашение гуманистических идей, и ценностей как базисных в жизнедеятельности школы без их глубинного осознания и принятия со стороны педагогических обществ приводит к развитию атмосферы притворства, усилению недоверия, столкновениям между учениками и учителями, что ведет к утверждению авторитарных методов воспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете В современном мире одной из основных жизненно важных гражданских ценностей является возможность получения качественного образования, ориентированного на формирование культуры личности, ее ценностно-смысловое самоопределение.

МОУ "Кривецкая средняя общеобразовательная школа"


учитель музыки и ОПК

1 квалификационной категории

Пшеничных Оксана Александровна

В современном мире одной из основных жизненно важных гражданских ценностей является возможность получения качественного образования, ориентированного на формирование культуры личности, ее ценностно-смысловое самоопределение.

Культурно-образовательное пространство – это особым образом организованная система культурных и образовательных ценностей и путей поведения личности в учебно-образовательном процессе и в общественной жизни в целом, направленная на разрешение различных ситуаций и проблем. Культурно-образовательное пространство – это развивающая целостность, структурные элементы которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей.
Культурно-образовательное пространство школы служит источником развития личности, общности детей, как совокупности образцов и ценностей успешного решения жизненных задач. Это особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, целенаправленно стимулирующая развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида, это система условий для личностного и творческого развития детей и педагогов – всех субъектов образовательного процесса, это среда развития, обучения и воспитания личности.

Сегодня вновь, как и более семи десятков лет назад, педагогическая общественность активно обсуждает вопросы о том, что формирование и развитие личности ребёнка идут не столько при помощи изучаемых тем, параграфов, теорем и формул, закономерностей и аксиом, сколько под воздействием культурно-образовательной среды образовательного учреждения и личности самого учителя. Эта тенденция объективно обусловлена повсеместным введением с сентября 2011 года образовательных стандартов нового поколения. И если концептуальная позиция нового стандарта в целом понятна, то вопросы эффективной организации и содержания внеурочной деятельности в условиях современной школы имеют дискуссионный характер.

Новый подход к организации внеурочной деятельности учащихся - возможнсть разработки каждым образовательным учреждением своей модели на основе сложившейся системы внеурочной деятельности и существующих требований, к которым относятся:

1) интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся, обеспечивающая достижение общих образовательных целей;

2) системность организации внеурочной деятельности школьников, обеспечивающая взаимосвязь выделенных направлений в ФГОС с общепринятыми направлениями в сфере дополнительного образования детей;

3) вариативность организации внеурочной деятельности учащихся, учитывающая особенности потенциала школы;

4) оптимальность модели, позволяющая использовать в организации внеурочной деятельности возможности социального партнёрства;

5) использование норм организации дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей. При этом вариант модели также определяется режимом работы школы во вторую половину дня. Практика показывает, что сегодня возможно, по крайней мере, три варианта организации внеурочной деятельности:

1. Внутришкольный вариант: школа без ГПД, где основная нагрузка ложится на классное руководство; школа с группой (группами) продленного дня; школа с группами дополнительного образования детей (кружковая, секционная работа).

2. Вариант на основе социального партнёрства: школа с группами дополнительного образования детей от УДОД на базе школы; школа с группами дополнительного образования детей на базе УДОД.

Наиболее распространённая — смешанная форма, использующая возможности школы и учреждений социума. Так, варианты организационной структуры и формы внеурочной деятельности могут быть следующими:

объединения по интересам (кружки, секции, студии др.), действующие на основе разработанных программ дополнительного образования;

объединения по интересам (ДОО, клубы, научные общества и др.), действующие на основе разработанных программ деятельности;

временные объединения по подготовке и проведению отдельных мероприятий (поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, КТД). При комплектовании групп детей целесообразно опираться на право выбора учащимися направлений внеурочной деятельности, учитывать их занятость в учреждениях дополнительного образования, состояние здоровья и использовать нормы, применяемые в учреждениях дополнительного образования детей (от 12 до 15 человек).

Для разработки оптимальной модели организации внеурочной деятельности учащихся необходимо:

1. Изучить основные нормативные и распорядительные документы по организации неаудиторной занятости (внеурочной деятельности) и соотнести:

насколько избранные направления, формы и виды неаудиторной занятости (внеурочной, деятельности) способствуют реализации целей и задач своего образовательного учреждения;

какие направления, формы и виды неаудиторной занятости учащихся можно осуществлять Непрерывно от начальной школы до старшей.

2. Выявить при помощи анкетирования запросы детей и родителей на образовательные услуги в рамках урочной и внеурочной деятельности.

творческий потенциал учителей, родителей, учащихся;

ресурсы и материально-технические возможности образовательного учреждения и пути их совершенствования;

4. Изучить дополнительные образовательные услуги, предлагаемые ближайшими учреждениями (соседними образовательными учреждениями, в том числе дополнительного образования), и продумать возможные варианты совместной заботы с ними:

какие направления внеурочной деятельности можно вывести на базу специализированных учреждений, а какие можно оставить в своей школе;

какие направления внеурочной деятельности можно реализовать с помощью учителей, приглашённых специалистов, родителей.

В условиях внедрения ФГОС, необходимость взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей, приобретает особую значимость и продиктована общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации и социальной адаптации. Дополнительное образование как особый самостоятельный тип государственного образования сегодня из всех возможных направлений внеурочной работы максимально разработано нормативно и методологически. Оно может решать самые разные образовательные задачи, опираясь на вариативный, неформальный, характер.

Взаимодействие общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования (центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой) либо с учреждением культуры (библиотекой, театром, музеем и др.) осуществляется на регулярной договорной основе и совместно разработанной программе деятельности, которая определяет содержание дополнительного образования в данном учебном заведении. Формы сотрудничества могут быть следующими:

совместная разработка и реализация образовательных, развивающих, досуговых и игровых программ в школах и учреждениях дополнительного образования детей;

создание в школах детских общественных организаций с их последующим объединением в межшкольные союзы на базе учреждений дополнительного образования детей;

совместное проведение медико-психолого-педагогического мониторинга динамики развития, воспитанности и обученности детей.

В качестве интегрирующих форм взаимодействия можно выделить проектную деятельность, профильные школы, творческие лаборатории, ассоциации, лагеря и экспедиции, клубы, объединения по интересам, научные общества и т. п. 4. Программное обеспечение внеурочной деятельности Полнота и качество внеурочной деятельности обуславливаются реализацией дополнительных образовательных программ нового поколения. Разработка таких программ предполагает учёт следующих принципов:

ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;

формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;

обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;

развитие познавательной, социальной, творческой активности ребёнка, его нравственных качеств;

обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;

реализация единства образовательного процесса.

Опираясь на нормативные подходы к организации деятельности по воспитанию и социализации школьников, образовательное учреждение и педагог вправе сами формировать программу внеурочной деятельности, исходить из запросов участников образовательного процесса и его индивидуальных особенностей, пользоваться методическими рекомендациями разработчиков стандартов, опытом других педагогов, собственном опытом. Программы могут быть комплексными, тематическими, индивидуальными.

Содержание программы должно быть ориентировано на организацию культурной и социальной практики. Культурная практика — это организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре. К мероприятиям такой направленности относятся экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д. Они организуются образовательным учреждением в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования.

Социальная практика — деятельность, направленная на формирование опыта конструктивного гражданского поведения учащихся. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в форму их усвоения через общественно значимую деятельность. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности, например ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. Социальные практики составляют содержание общественно полезной деятельности учащегося

Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает программы (объёмом 340 часов) для каждого класса. Во втором случае школа создаёт модульные программы (объёмом, значительно превышающем 340 часов для каждой возрастной группы учащихся) и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули. Занятия в таком случае проводятся не с классом, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается посещать. Кроме того, разрабатывая программу, педагогу необходимо помнить, что

• разрабатываемая программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утверждённым СанПиН;

• приступать к разработке программы необходимо с чётким и внятным представлением о предполагаемом результате;

• выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определённого уровня;

• при разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

• форсирование результатов и форм недопустимо, так как это не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности;

• выбор типа программы должен быть обусловлен потребностями учащихся и общества и имеющимися образовательными ресурсами;

• процесс разработки и реализации программы должен содержать диагностико- аналитическую составляющую по определению результативности и эффективности внеурочной деятельности.

Обязательным условием разработанной программы внеурочной деятельности является контролируемость и наличие системы диагностики её эффективности. Организация внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС нового поколения представляет собой довольно сложную технологию модернизации условий развития ребёнка во внеурочное время. И задача этой технологии заключается в обеспечении максимально полных условий для реализации культурно-образовательных, спортивно - оздоровительных, социально значимых потребностей личности в самоактуализации и самореализации. Правильно организованные условия внеурочной деятельности обеспечат создание уникальной среды, направленной на решение задач воспитания высоконравственных, конкурентоспособных, компетентных граждан современного Российского государства.

Читайте также: