Школа точка будущего описание

Обновлено: 02.07.2024






Воспитанников в детский сад и учеников в школу набирали со всего Иркутска и области — по заявлениям и на условиях очередности. Из 4,5 тысячи желающих в 2020 году зачислили 670 человек. В последующие годы доберут еще 352 ученика. Приемные семьи отбирали по конкурсу. Тем, кто успешно прошел все этапы тестирования, предоставили в бесплатную аренду дома, а также выделили по миллиону рублей на переезд и обустройство. В обмен на это семьи согласились стать ресурсными — брать больше детей на воспитание и помогать другим приемным родителям в регионе.

Хоть образовательный центр и частный, обучение и питание там бесплатное. В школу и из школы детей возит бесплатный автобус — он заезжает даже в отдаленные районы города. Содержать центр стоит порядка 600 миллионов в год, но учредители подчеркивают, что проект благотворительный и останется таковым.

Идея для России в целом кажется невероятной: бизнес безвозмездно готов оплачивать образование тысячи детей и при этом помогать приемным семьям. Удивление растет, когда заходишь внутрь школы и видишь, что ее пространство ничем не хуже, чем офис Google, а детей здесь больше учат не тому, как сдать ЕГЭ, а как спроектировать собственную жизнь.

Проектное мышление и гендерное равенство

Сразу на входе в школу бросается в глаза, что все стены, отделяющие классы и кабинеты от общественного пространства, стеклянные. Это создает атмосферу доверия и открытости. От коридоров тут вовсе отказались в пользу многофункциональных общественных пространств — в них стоят кресла-мешки, диваны, столы для самостоятельной подготовки, настольный теннис, аэрохоккей. В больших залах построены амфитеатры, установлены интерактивные доски. По сути учитель может провести урок вне класса, что журналисты и увидели на экскурсии — дети заняли амфитеатр и читали сказку по ролям.







На занятие физкультурой ученики младшей школы взбираются в спортзал по горке с протянутым канатом. Также в школе есть бассейн, второй спортзал, танцевальный класс, мастерские. Детей будут учить играть на музыкальных инструментах, танцевать, рисовать, готовить, шить, резать по дереву или металлу, строить роботов, работать с видеокамерой и в кадре.








Как живут приемные семьи

В поселке рядом со школой сейчас живут 19 семей, в которых воспитывают 111 детей — приемных и родных. В самой многочисленной семье 11 воспитанников.

Школа будущего: частная, бесплатная, инклюзивная

Школа как благотворительность

Большие выносы карнизов, защищающие от снега и дождя, создают еще одно пространство, которое можно использовать в разное время года

— Не путайте нас! Частная школа не может быть бесплатной. В чем подвох? И почему школу построили в Иркутске? — не успокаивались местные журналисты.

На детях не экономили

В домах на две семьи, расположенных рядом со школой, благотворительный фонд бесплатно поселил 20 семей с сотней приемных детей

Принципы новой школьной архитектуры

Мегапроект на фоне перепридумывания школы

Пример другого подхода — Финляндия. Ее опыт показывает, что школы могут быть не только яркими архитектурно и инновационными по образовательному процессу, но и выступать градостроительными доминантами районов. Последний скандинавский тренд: школы становятся центрами общественной жизни, их богатая инфраструктура после окончания учебного дня активно используется горожанами. Финны не экономят на школах, к проектированию привлекаются ученые и лучшие архитекторы, с концепциями постоянно экспериментируют — это одна из причин, почему финское образование считается одним из лучших в мире.

Оглавление:

В 2015 году здесь было капустное поле. Сегодня тут стоит суперсовременный комплекс, в котором учатся 670 детей. 111 из них живут в приемных семьях. В следующем году учеников будет больше тысячи.

Изначально Сергей Чемезов и Альберт Авдолян планировали построить детский дом: в Иркутской области, где Чемезов родился, а Авдолян жил и работал, около 16 тысяч сирот — это один из самых высоких показателей в России. Но в ходе разработки проекта стало ясно, что детский дом проблему не решит, потому что важно не просто поселить детей, оставшихся без родителей, в хорошем месте — их надо социализировать, а именно с этим в детских домах плохо.


Профессиональные приемные родители

Приемные семьи, которые решили принять участие в проекте, должны были выполнить несколько заданий и пройти специальный тренинг. За ними наблюдали эксперты из разных городов России, которые до этого уже работали с приемными семьями, и оценивали потенциальных мам и пап.

В финале программы родителей приглашали на собеседование, чтобы лучше понять их мотивы и модель воспитания, которой они придерживаются. Последний вопрос, который им задавали, — готовы ли они стать профессиональными приемными родителями, потому что только такие родители могли войти в программу.

Профессиональные приемные родители — это люди, которые постоянно берут в свою семью детей из детдомов.


С каждой семьей заключили договор на пять лет, согласно которому родители должны воспитывать хотя бы пятерых детей — и не важно, приемных или своих. Если у детей есть особенности здоровья, то их может быть меньше, точное количество в этом случае не оговаривается и всё решается индивидуально. При этом в доме разрешают жить и совершеннолетним детям, и внукам усыновителей. Также нет ограничений на животных: по дому одной из семей гуляют две кошки, а во дворе резвятся три собаки.

Родители могут выйти из программы в любой момент, но пока такого не случалось.

Архитектура: датский дизайн и корпуса с именами

Главная особенность дизайна школы — корпуса расположены по кругу, плавно перетекая один в другой, и находятся они под общей крышей. Несмотря на то что здания образуют круг, школа не выглядит как крепость. Территория за зданиями хорошо просматривается — везде есть широкие проемы, через которые можно попасть на спортивные площадки, парковку или в поселок приемных семей.


Помимо проемов легкость создают высокие колонны, обшитые металлом, широкие окна и прозрачные двери. Благодаря этому всегда можно увидеть, что происходит на улице, в корпусе напротив или рядом: здесь занимаются балетом, там играют в настольный теннис, а там изучают ботанику.

Здесь можно пройти по всем помещениям, не выходя на улицу. По всем, кроме детского сада. Есть требования, согласно которым детский сад должен быть автономным. Но так как он находится под общей крышей, его обособленности не заметно.

Внутри круга зданий расположен небольшой амфитеатр, горки, невысокие спортивные площадки с прорезиненным покрытием, две клетки для панна-футбола , за кругом — десять площадок для малышей из сада, не типовых, а разработанных специально для проекта. Тут дети могут залезать в трубы-гроты, на корабль, играть с системой подачи воды, маленькими экскаваторами и другими интересными объектами.

Интерьер: прозрачность против буллинга

Основной цвет внутри школы — бежевый. Он выбран осознанно: главные краски, по мнению дизайнеров, должны привносить дети, пространство — лишь фон. Но, разумеется, в помещениях расставлены цветовые акценты: ярко-желтые книжные полки, синие стулья, зеленые кресла, оранжевые пуфики.

Прозрачность не только облегчает пространство и приучает всех к открытости, она выполняет еще одну важную функцию — предотвращает буллинг. В обычных школах коридорного типа дети травят друг друга чаще, потому что жертву можно загнать в темный угол и никто об этом не узнает.


Но стеклянная коробка — тоже не самое комфортное решение. Это понимали и дизайнеры, поэтому в школе есть глубокие кресла, небольшие полудомики, в которых можно разговаривать по телефону или просто отдыхать, мягкие панели, которыми можно оградить пространство, высокие перегородки на столах, тканевые жалюзи. Благодаря этому человек не чувствует себя как в аквариуме. Если ему хочется спрятаться и побыть одному, он может это сделать.

Устройство классов: доска во всю стену и горка, ведущая в раздевалку

Привычной коричневой или даже белой доски в классах тоже нет. Во всю стену — магнитно-маркерная поверхность. Она выглядит как широкая полоса, чуть более темная, чем основная стена. На ней пишут маркером и примагничивают к ней то, что нужно примагнитить. А так как поверхность большая, на ней можно, например, написать самое длинное предложение из произведения Льва Толстого, а рядом нарисовать портрет писателя и план его усадьбы.


В школе также есть классы, предназначенные для конкретных уроков, они соответствующе оборудованы. В кабинете химии столы уже не двигаются, они закреплены и покрыты специальным веществом, которое не вступает в реакции с другими веществами, поэтому никто из учеников стол не прожжет. Над столами — вытяжки и системы для крепления проводов, чтобы случайно не сорвать их в порыве научного энтузиазма.

Но больше всего простора — на уроках физкультуры. В школе большие спортзалы, из которых в раздевалку можно скатиться по пластиковой горке, залы для танцев, бассейн, а на улице — футбольное поле, которое зимой заливают, превращая в каток.

Технология: современные уроки труда без гендерного разделения

Всё это можно назвать общим словом — технология.

Но если в обычных школах девочки ходят на свою технологию, где шьют фартуки и вяжут носки, а мальчики на свою, где выжигают разделочные доски, то здесь никакого гендерного разделения нет. Хочет мальчик стать модельером — идет и учится шить, хочет девочка создать фабрику по переработке мусора — идет и изучает робототехнику.

В слесарной мастерской нет парт, к которым прикручены станки, сами парты — это огромные профессиональные станки. В художественных кабинетах помимо мольбертов обязательно есть раковины. Кулинарная мастерская похожа на студию телевизионной программы: несколько рядов кухонных столов, на которых стоят миксеры, тостеры и вся необходимая посуда и встроены индукционные плиты.

Медиалаборатория заполнена лучше, чем большинство студий на журфаках: несколько камер на штативах, микшерный пульт, микрофоны, свет, софтбоксы, хромакей, который спускается на пол, а в комнате рядом — кривые зеркала, чтобы участники съемок могли расслабиться перед работой на камеру.


Все эти лаборатории организованы не только для того, чтобы дети создавали контент или учились шить и строгать, но и чтобы они разрабатывали собственные проекты и развивали свои идеи. Если человек что-то создает, значит, это для чего-то нужно. А что нужно — школьник выбирает сам или с помощью наставников — тьюторов (подробнее о них в следующем разделе).

Например, ребенок хочет улучшить состояние окружающей среды. Чтобы это сделать, ему нужно понять, как создать комплекс по переработке мусора. А чтобы его создать, нужно изучить робототехнику и химию.

С самоопределением и выработкой индивидуального учебного плана помогают тьюторы. Они постоянно находятся на связи с ребенком и всё время занимаются анализом: стремятся понять, что ребенку нужно, чтобы реализовать себя, выясняют, как повлиял на него его недавний выбор, почему он хочет поменять профильные предметы.

При этом дети выбирают тьюторов сами, их можно менять каждый год. Один тьютор ведет 10–12 человек, и он занимается только этим. Его нельзя попросить взять десять часов информатики, например, или заменить классного руководителя.

Тьюторам помогают кураторы потока. Они выступают в роли организаторов и следят, чтобы дети были погружены во все образовательные процессы — всё-таки школьник не может заниматься только тем, что ему интересно, он должен изучать и общеобразовательные предметы.


В 11-м классе школьники разрабатывают проект, связанный с их жизнью. Он может быть ориентирован только на поступление в вуз, может — на что-то большее. Главное здесь — выявить истинные ценности ребенка: школьник опирается на мнение родителей или на собственное мироощущение, он реализует проект, потому что это модно или потому что это про него.

И ближе к выпуску школьники всё чаще ставят себе цели и задачи самостоятельно. Они могут прийти на урок и просто выбрать то, что им нужно. Но могут учиться и более классическим образом.

Проектная деятельность в школе обязательна, иначе не будет достигнут тот образовательный результат, о котором заявляли авторы проекта, — способность ребенка распоряжаться своей жизнью.

Преподаватели и отношение к ним: специальные дома и интегрированные уроки

А еще для тех преподавателей, для кого жилищный вопрос особенно актуален, планируют построить дома.

Одна из задач, которая стояла перед педагогами, — разработать интегрированные уроки: когда объединяются двое или больше преподавателей и проводят совместное занятие. Например, математика плюс робототехника.

Архитектурная концепция школы позволяет педагогам выстраивать междисциплинарные связи, проводя занятия в непривычных местах — например, учитель химии может организовать наглядный урок в кулинариуме или в мастерских.

По решению учредителя каждому ребенку выдали персональное устройство — ноутбук-трансформер и завели учетные записи. С помощью ноутбука с детьми можно заниматься удаленно, если это понадобится.

Оценки без отметок


В конце каждого триместра и по завершении учебного года заработанные ребенком баллы будут переведены в традиционные пятибалльные отметки.

Как поступить в школу и почему она бесплатная?

Всё решит метод случайных чисел — именно так происходит отбор: выбирают не по талантам, не по социальному статусу, а с помощью случайности.

Если алгоритм выберет ребенка с особенностями здоровья, с ним в группах или отдельно будут заниматься логопеды, дефектологи и другие преподаватели.


Было решено, что в Иркутске появится комплекс: кроме учебных корпусов, построят еще и коттеджный поселок, где будут жить приемные семьи.

Конкурс на школу

На создание концепции для “Точки будущего” в феврале 2015 года был организован архитектурный конкурс. Это был только второй в России случай международного конкурса на концепцию для школы – после подмосковной Летово.

Процедуру курировало КБ Стрелка. В ней приняли участие 49 команд из 26 стран мира, а выиграла датская компания СEBRA с проектом, который назывался Smart school meadow. CEBRA – один из лидеров датского рынка архитектурных услуг, специализирующаяся на строительстве школ.

У проекта был и российский адаптер – московское архитектурное бюро UNK project, которое разрабатывало проектную, рабочую документацию и адаптировало архитектурную концепцию датчан под российские нормы.

НОВОЕ


















Как шло строительство

Госэкспертиза выдала положительное заключение проекту в последний день 2017 года, работы стартовали в 2018 году. Землю под комплекс на берегу Ангары площадью 21 гектар правительство Иркутской области выделило бесплатно. Коммуникации подводились за счет инвестора.

Два года для такого масштабного образовательного проекта – тоже ударный темп. На территории расположилось 27 зданий, в том числе шесть соединенных между собой учебных корпусов, формирующих 200-метровое кольцо – это центральное ядро проекта. Корпуса, обрамлённые стальными колоннами, образуют учебное пространство на 30 000 м2 с просторным внутренним двором. Между помещениями и открытым пространством создана переходная зона под крышей, где возможна любая активность: учебная, игровая, социальная. Здание школы покрыто эмалированными пластинами, отражающими свет – в Иркутске много солнца, и архитекторам было важно сделать здание энергоэффективным. У учебных корпусов панорамное остекление.

В состав комплекса входят детский сад, младшая и старшая школы, спортивный, административный и хозяйственный корпуса, бассейн, хоккейное поле, а также центр психологической поддержки. Рядом, на одном со школой участке, находится коттеджный поселок на десять домов для приемных семей.

В 2018 году EdDesign magazine проводил исследование, сколько стоит строительство новых школ в России. По нашим подсчетам, создание Инженерного корпуса школы № 548 в подмосковном Совхозе им. Ленина обошлось в 3,1 млн рублей на одного ученика, а строительство международной школы Летово – в 1,6 млн рублей.


















Рядом с мастерскими организован проектный офис со столами на разное количество человек и возможностью подключения к интерактивным панелям. Здесь учащиеся проектируют свои работы, готовят чертежи и макеты для них.

Мощный лабораторный блок (химия, физика, биология), с безопасным доступом к воде, канализации, токам различного напряжения, сжатому воздуху, газу. Очень сильный микробиологический комплекс, позволяющий выделять и изучать ДНК. Лабораторные кабинеты универсальны настолько, что приспособлены для междисциплинарных и разновозрастных исследований.

В школе сильная медиа-лаборатория: есть телестудия с профессиональным оборудованием, пресс-центр с экранами, где можно провести конференцию. А в многофункциональном библиотечном центре есть возможность собираться для обсуждения разных гуманитарных проектов, создания плакатов или видеоматериалов. Рядом расположена типография с плоттерами и принтерами.

Посмотреть на то, какой должна быть современная школа, построенная не из соображений норм или экономики, а на благо детей и во имя их перспективного будущего, теперь нужно ехать не в Финляндию, а в Сибирь и на Дальний Восток. Первое подобное заведение, открывшееся осенью 2020 года в Иркутске, спроектировано силами датского бюро CEBRA и российского UNK Project, и это тот редкий случай, когда архитектура, образовательные и социальные задачи выступают единым фронтом.

Иркутск, Октябрьский АО

общая площадь комплекса образовательных учреждений:
ок. 30000 м 2

общая площадь поселковой зоны:
5459 м 2

3500 м 2 (20 домов по 175 м2)

площадь Центра социальной и психологической поддержки приемных семей:
209 м 2

расчетное количество детей в школе:
1022 (сейчас — 670)

ландшафт:
Vega Landslab

Фасадное остекление, окна и двери

От детского дома к школе XXI века

Образовательный комплекс включает детский сад на 200 мест, младшую школу (1-6 класс) на 360 мест и старшую школу (7-11 класс) на 480 мест, спортивный, административный и хозяйственный корпуса

Образовательный комплекс включает детский сад на 200 мест, младшую школу (1-6 класс) на 360 мест и старшую школу (7-11 класс) на 480 мест, спортивный, административный и хозяйственный корпуса


Блоки младшей и старшей школ соединены со спортивным блоком переходами на уровне второго этажа. В каждом из них установлены теннисные столы и устроены зоны отдыха

Блоки младшей и старшей школ соединены со спортивным блоком переходами на уровне второго этажа. В каждом из них установлены теннисные столы и устроены зоны отдыха

От адаптации к созиданию



Микроклимат полностью контролируется техникой, как в современных офисах. Отделочные материалы выбирались по принципу износостойкости и легкости в обслуживании: например, полы либо наливные, либо керамические с подогревом, чтобы по ним можно было ходить босиком

Микроклимат полностью контролируется техникой, как в современных офисах. Отделочные материалы выбирались по принципу износостойкости и легкости в обслуживании: например, полы либо наливные, либо керамические с подогревом, чтобы по ним можно было ходить босиком

Окно как аллегория



Интерьеры общественных пространств

Интерьеры общественных пространств

Приоритет свободы выбора и человекоцентричности нашел отражение и в интерьерах — по-скандинавски минималистичных и нацеленных прежде всего на реализацию образовательной и функциональной программы. Ориентация на натуральные материалы и естественные неброские цвета — тоже традиция скандинавов: по их мнению, яркости должны добавлять сами дети. Впрочем, в данном случае архитекторы UNK Project позволили себе чуть больше фактурности и цветовых акцентов по сравнению с концепцией: чтобы оживить пространство и усилить его эмоциональное воздействие на детей, что особенно важно в помещениях для малышей

Приоритет свободы выбора и человекоцентричности нашел отражение и в интерьерах — по-скандинавски минималистичных и нацеленных прежде всего на реализацию образовательной и функциональной программы. Ориентация на натуральные материалы и естественные неброские цвета — тоже традиция скандинавов: по их мнению, яркости должны добавлять сами дети. Впрочем, в данном случае архитекторы UNK Project позволили себе чуть больше фактурности и цветовых акцентов по сравнению с концепцией: чтобы оживить пространство и усилить его эмоциональное воздействие на детей, что особенно важно в помещениях для малышей


Школа как ресурс

Химическая лаборатория

Химическая лаборатория

Это здание, которое всем своим устройством учит одновременно интегрированности и свободе, свои оснащением — гибкости и адаптивности, расположением функциональных зон — активности и креативности. Это здание, способное заменить (и должное заменить) детям целый мир. И такой мощный средовой, пространственный и культурно-образовательный ресурс рано или поздно породит не менее мощный ресурс человеческий — в это здесь верится безоговорочно.

Читайте также: