Флорентийская школа живописи особенности

Обновлено: 05.07.2024

Школа Флоренции теснейшим образом связан с традициями Джотто.Его прямыми учениками и помощниками были ведущие флорентийские живописцы первой половины века - Мазо ди Банко(упом.в 1341-1350) и Таддео Гадди(упом. с1327,ум.в 1366г.)Светские интонации работ Таддео и их повествовательность соответствовали весьма существенным для живописи треченто устремлениям, и потому Таддео Гадди в большей мере, чем Джотто, стал образцом для флорентийских джоттесков второй половины века.

Творчество Мазаччо и Мазолино представляет первый этап флорентийской живописи раннего Возрождения. Вторая треть 15 века знаменует новый период ее развития.Каждый из работавших в это время мастеров испытал в той или иной степени воздействие Мазаччо.Вместе с тем они далеко не всегда последовательны и энергичны в воплощении новых художественных идей, иногда идут более компромиссным, чем Мазаччо, путем,отталкиваются от иных традиций, в том числе и от наследия поздней готики.И в то же время процесс становления ренессансных принципов в живописи Флоренции 30-х- середины 60-х годов отличает особая интенсивность поисков, свежесть и многообразие эстетических открытий.Каждый из художников, работавших в эти годы, как бы заново открывает мир, обретает в нем неповторимые ценности.Общее мироощущение эпохи находит у них столь различное выражение, раскрывается в таких разных аспектах, что живопись этого времени отличает не столько стилистическое единство, сколько параллельное развитие ярких и разнородных тенденций.Своеобразный путь становления нового при сохранении тесных связей со старыми традициями демонстрирует творчество -фра Анджелико(1387-1400гг.,ум.в1455г.).Лирически-созерцательное начало роднит фра Анджелико с его младшим современником -фра Филиппо Липпи(ок.1406-1469).Видное место в флорентийской живописи этого времени принадлежит Доменико Венециано(ок.1410-1461). Особое место среди мастеров поколения Мазаччо занимает Паоло Дони, прозванный Уччелло(1397-1475). Ученик фра Анджелико,Беноццо Гоццоли (ок.1420-1497)принадлежит ко второму поколению флорентийских живописцев 15 века, также как и Андреа дель Кастаньо(ок.1419-1457). Пьеро делла Франческо(ок.1410/15-1492), ученик Доменико Венециано, сформировался в тесном контакте с передовыми завоеваниями искусства и эстетической мысли Флоренции, поэтому я тоже отношу его к флорентийской школе. Флорентийская живопись последней трети 15 века тесно связана с традициями, определявшими ее развитие со времен Мазаччо.Вместе с тем характер ее основных устремлений существенно меняется.Она сохраняет свой исследовательский дух, но изучение перспективы, пропорций отходит теперь на второй план, в то время как огромное значение приобретает изучение натуры, анатомическая штудия, изучение спокойно стоящей и движущейся, обнаженной и одетой человеческой фигуры. Одним из основоположником живописи позднего кватроченто является Антонио Поллайоло(ок.1431/33-1498),именно он стал основоположником нового типа мифологической композиции. Наряду с мастерской братьев Поллайоло огромную роль в художественной жизни Флоренции играла боттега Андреа дель Верроккио(1435-1488),но подлинным выразителем закатной поры флорентийского раннего Возрождения, ее сложности и неповторимого очарования стал Сандро Боттичелли (1446-1510).

Ведущее место в флорентийской живописи последней трети 15 века принадлежало станковой картине.Вместе с тем это было и время интенсивного развития монументальной живописи.Последняя уже не является, как ранее,главной ареной новых исканий и потому более традиционна.Именно таково творчество ведущего флорентийского монументалиста Флоренции этого времени Доменико ди Томмазо Бигорди, прозванного Гирландайо(1449-1494). Черты уходящей в прошлое эпохи проступают в творчестве младших современников Боттичелли - Филиппино Липпи (1457-1504)и Пьетро ди Козимо(1462-1521), которые принадлежали к последнему поколению кватрочентистов, работавших уже рядом с мастерами Высокого Возрождения. Начальный период творчества Леонардо да Винчи(1452-1519) связан с флорентийской школой. В 1469 он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккьо. Здесь Леонардо прошел весь путь ученичества, затем уезжает в Милан,из которого вернется почти через 20 лет(1500гМилан захвачен французами.)

С 1490 года Во Флоренции поговаривают об исключительном даровании юного Микеланджело Буонарроти(1475-1564) Искусство он воспринимает неоплатонически, как НЕИСТОВСТВО души.Но источником вдохновения для него , в отличии от Леонардо,служит не природа, а культура -как история человеческой духовности, борьбы за спасение души.Живопись Фра Бартоломео(1475-1517) не отличается большой проблематичностью, может считаться одной из основ флорентийского маньеризма.Неразрывно связано с искусством Высокого Возрождения Флоренции имя Андреа дель Сарто(1486-1531)- блестящего рисовальщика, тонкого колориста, создателя монументальных фресок и глубоких ,психологических портретов.

ФЛОРЕНТИ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА в жи­во­пи­си, од­на из ос­нов­ных ху­до­же­ст­вен­ных школ Ита­лии эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния . Сфор­ми­ро­ва­лась в пе­ри­од Про­то­ре­нес­сан­са в мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си и жи­во­пи­си на дос­ках под влия­ни­ем пи­за­но-лук­кан­ской шко­лы и ви­зант. иск-ва, в тес­ном взаи­мо­дей­ст­вии с си­ен­ской шко­лой и рим. шко­лой (П. Ка­вал­ли­ни и др.). Наи­бо­лее ран­ним жи­во­пис­ным про­ек­том Ф. ш. яв­ля­ют­ся мо­заи­ки фло­рен­тий­ско­го бап­ти­сте­рия (ок. 1225–1325). Пер­вы­ми соб­ст­вен­но фло­рен­тий­ски­ми ху­дож­ни­ка­ми, на­ря­ду с плея­дой ано­ним­ных мас­те­ров, яв­ля­ют­ся Коп­по ди Мар­ко­валь­до и Чи­ма­буэ . Осн. чер­ты Ф. ш. кри­стал­ли­зо­ва­лись в жи­во­пи­си Джот­то : ин­те­рес к убе­ди­тель­но пе­ре­дан­ным про­стран­ст­вен­ным по­строе­ни­ям и трёх­мер­но­му объ­ё­му, соз­дан­но­му с по­мо­щью све­то­те­не­вой мо­де­ли­ров­ки, к дра­ма­тич. экс­прес­сии по­ве­ст­во­ва­ния. Эти чер­ты бы­ли за­кре­п­ле­ны и рас­про­стра­не­ны фло­рен­тий­ски­ми джот­те­ска­ми (Тад­део Гад­ди, Ма­зо ди Бан­ко, Б. Дад­ди и др.). С сер. 14 в. уси­ли­лись тен­ден­ции к ли­не­ар­но­сти и пло­ско­ст­но­сти (Нар­до ди Чьо­не, от­час­ти А. Ор­ка­нья, Ан­д­реа да Фи­рен­це). К кон. 14 в. в Ф. ш. по­бе­ди­ло на­прав­ле­ние ин­тер­на­цио­наль­ной го­ти­ки , в рам­ках ко­то­ро­го воз­ро­ж­да­ет­ся ин­те­рес к на­ту­ра­лиз­му отд. де­та­лей (Ло­рен­цо Мо­на­ко, Г. Стар­ни­на, фло­рен­тий­ские ра­бо­ты Джен­ти­ле да Фаб­риа­но ).

Флорентийская школа , одна из ведущих итальянских художественных школ эпохи Возрождения с центром в городе Флоренция. Формированию Флорентийской школы, окончательно сложившейся в 15 в., способствовал расцвет гуманистической мысли (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Лико делла Мирандола и др.), обратившейся к наследию античности. Родоначальником Флорентийской школы в эпоху Проторенессанса стал Джотто, придававший своим композициям пластическую убедительность и жизненную достоверность.

В 15 в. основоположниками искусства Ренессанса во Флоренции выступили архитектор Ф. Брунеллески , скульптор Донателло , живописец Мазаччо , за которыми последовали архитектор Л.Б. Альберти , скульпторы Л. Гиберти , Лука делла Роббиа , Дезидерио да Сеттиньяно , Бенедетто да Майано и др.

В архитектуре Флорентийской школы в 15 в. был создан новый тип ренессансного палаццо , начаты поиски идеального типа храмовой постройки, отвечающей гуманистическим идеалам эпохи. Для изобразительного искусства Флорентийской школы 15 в. характерны увлечение проблемами перспективы , стремление к пластически ясному построению человеческой фигуры (произведения А. дель Верроккьо , П.Уччелло , А. дель Кастаньо и др.), а для многих ее мастеров – особая одухотворенность и интимно-лирическая созерцательность (живопись Б. Гоццоли , Фра Анджелико , Филиппо Липпи , Боттичелли , Пьеро ди Козимо и др.). Искания мастеров 15 в. завершили великие художники Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело , поднявшие художественные искания Флорентийской школы на новый качественный уровень.

В 1520-е гг. начинается постепенный упадок школы, несмотря на то, что во Флоренции продолжал работать ряд крупных художников (живописцы Фра Бартоломмео и Андреа дель Сарто , скульптор А. Сансовино ); с 1530-х гг. Флорентийская школа становится одним из главных центров искусства маньеризма (архитектор и живописец Дж. Вазари , живописцы А. Бронзино , Я. Понтормо ). В 17 в. Флорентийская школа приходит в упадок.

 (600x192, 42Kb)

Основатели флорентийской школы

Вот уже несколько поколений искусствоведов задаются вопросом, кто же все-таки написал групповой портрет "Основатели флорентийской школы". Подпись под картиной гласит, что здесь изображены: художники Джотто и Уччелло, скульптор Донателло, архитектор Брунеллески и Антонио Манетти (это может быть либо писатель, либо его полный тезка резчик по дереву). В первом издании "Жизнеописаний знаменитых живописцев" (1550) Джорджа Вазари приписывает эту картину Мазаччо. Однако во втором издании "Жизнеописаний" (1568) он "меняет показания" и говорит, что ее автором является Уччелло. Вазари также полагает, что человек, обозначенный на картине как Антонио Манетти - это Джованни Манетти, математик, большой друг Уччелло. О существовании этого группового портрета почти никто не знал до 1847 года, когда его приобрел Лувр. С тех пор не прекращаются дискуссии о том, кем, когда и при каких обстоятельствах была написана картина. Одни искусствоведы разделяют точку зрения первого издания вазариевских "Жизнеописаний" и утверждают, что автором портрета был Мазаччо, другие - склоняются к тому, что его написал Уччелло. Третьи полагают, что "Основатели флорентийской школы" вообще созданы не в XV, а в XVI столетии. Идентификация картины осложняется ее плохим состоянием, а надписи под нею не только не проясняют, но еще больше запутывают дело, поскольку совершенно непонятно, когда и кто сделал их.

Использованы материалы Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства.

одна из основных художественных школ Италии. Интенсивно развивалась с 13 по 16 вв., пройдя путь от Раннего Возрождения (См. Возрождение) к кризису ренессансной культуры. Фактическим родоначальником Ф. ш. в живописи был Джотто, творчество которого выдвинуло Флоренцию в авангард искусства Проторенессанса. Творчество последователей Джотто (Таддео Гадди, Мазо ди Банко и др.) развивалось в русле поставленных им проблем. Однако к середине 14 в. во Ф. ш. были утрачены лаконизм и ясность образов (А. Буонаюти), усилились тенденции к линеарности и плоскостности (Нардо ди Чьоне, отчасти А. Орканья). К последней трети 14 в. в Ф. ш. победило направление интернациональной готики (См. Готика) (Аньоло Гадди, Лоренцо Монако). Гуманистическое мировосприятие стало идейной основой искусства Ф. ш. Раннего Возрождения. Ведущую роль в сложении раннеренессансного искусства Италии сыграли такие представители Ф. ш., как архитектор Ф. Брунеллески, скульптор Донателло, живописец Мазаччо (а также архитектор Л. Б. Альберти, архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломмео, скульпторы Л. Гиберти, Лука делла Роббиа, А. Росселлино, Бенедетто да Майано, Дезидерио да Сеттиньяно). Живопись Ф. ш. кватроченто отличалась последовательностью реалистических исканий, страстной увлечённостью теорией и практикой перспективы и др. проблемами взаимосвязи искусства и эмпирические науки (Верроккьо, А. дель Кастаньо, Поллайоло, П. Уччелло); вместе с тем во флорентинской живописи 15 в. проявились реминисценции позднеготического декоративизма (Б. Гоццоли), черты мистической созерцательности (фра Анжелико) и лирической камерности образов (фра Филиппе Липпи). В конце 15 в. во Ф. ш. сохранялись демократические традиции (Д. Гирландайо), но преобладающими стали аристократические тенденции искусства, сложившегося при дворе Лоренцо Медичи (Боттичелли, Филлиппино Липпи, Пьеро ди Козимо). Творчество Леонардо да Винчи и Микеланджело, выйдя за пределы локальных границ Ф. ш., ознаменовало собой вершину искусства Высокого Возрождения. Стилистическая целостность искусства Ф. ш. этого периода (скульптор А. Сансовино, живописцы фра Бартоломмео, Андреа дель Сарто) нарушилась, когда Ф. ш. стала одним из центров распространения Маньеризма (архитектор и живописец Дж. Вазари, живописцы Бронзино, Я. Понтормо, Россо Фьорентинои др.). В 17 в. искусство Ф. ш., переживавшее период упадка, было представлено лишь немногими примечательными именами (живописцы К. Дольчи, Ф. Фурини).

Лит.: Штегман К., Геймюллер Г., Архитектура Ренессанса в Тоскане, [пер. с нем.], в. 1–3, М., 1936–41; Бернсон Б., Живописцы итальянского Возрождения, пер. с англ., М., 1965; Antal F., Florentine painting and its social background, L., [1948]; Freedberg S. J., Painting of the High Renaissance in Rome and Florence, v. 1–2, Camb. (Mass.), 1961; BoskovitsM., La pittura fiorentina alla vigilia del rinascimento, 1370–1400, Firenze, 1975. см. также лит. при статьях Италия, Возрождение, Проторенессанс.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Флорентийская школа" в других словарях:

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА — ФЛОРЕНТИЙСКАЯ школа, одна из основных итальянских художественных школ (основоположник Джотто). В начале 15 в. флорентийская школа авангард гуманистического искусства Раннего Возрождения (архитектор Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, скульпторы… … Современная энциклопедия

Флорентийская школа — одна из ведущих и наиболее передовых художественных школ Италии эпохи Возрождения. Окончательно сложилась в XV в., в период, когда Флоренция была крупным экономическим и политическим центром Италии, городом коммуной, вставшим на путь… … Художественная энциклопедия

Флорентийская школа — ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА, одна из основных итальянских художественных школ (основоположник Джотто). В начале 15 в. флорентийская школа авангард гуманистического искусства Раннего Возрождения (архитектор Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, скульпторы… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА — Славные живописцы и ваятели города Флоренции, начиная с XIII века. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка

флорентийская школа — (флорентинская школа), одна из основных художественных школ Италии. Основоположник флорентийской школы Джотто (конец XIII начало XIV вв.). В начале XV в. флорентийская школа авангард гуманистического искусства Возрождения (архитекторы… … Энциклопедический словарь

Флорентийская республика — лат. Respublica Florentina итал. Repubblica fiorentina Республика … Википедия

Болонская школа живописи — Агостино Карраччи. Голова фавна. ок. 1595. Национальная галерея искусства. Вашингтон Болонская школа живописи несколько поколений художников, работавших в столице области Эмилия Романья в XVI XVIII вв. и соперничавших с другими… … Википедия

Болонская школа — Агостино Карраччи. Голова фавна. ок. 1595. Национальная галерея искусства. Вашингтон Болонская школа живописи несколько поколений художников, работавших в столице области Эмилия Романья в XVI XVIII вв. и соперничавших с другими художественными… … Википедия

Читайте также: