Тематика информационных часов в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Информационные часы в начальной школе

Учитель начальных классов

Родионова Надежда Петровна

Маленький человек появляется на свет. Родители счастливы. Ребёнок окружён заботой и вниманием, помощью и поддержкой. Он познаёт мир с помощью родных и близких, но ему всё больше нравится делать это самому. Родителей удивляет, что ребёнок всё чаще отвергает их помощь и пытается постичь тайны предметов и явлений самостоятельно.

Ребёнок подрастает, приходит в школу и ждёт, когда же он сможет познать то, что он ещё не знает. Часто можно наблюдать, как первоклассники, затаив дыхание, ждут встреч со своим учителем, который вводит их в мир неизведанного и непознанного ими.

Они ждут интересных рассказов, интеллектуальных путешествий, познавательных игр. Однако учитель, связанный по рукам и ногам школьной программой, зачастую знакомит ребят с миром открытий впопыхах, сухо и неинтересно. С каким интересом дети задают педагогу тысячи вопросов, от которых он пытается уйти, говоря о том, что на них они получат ответ чуть позже! Искорка интереса, которая горела ярко, тлеет, а потом и вовсе гаснет. Придя на урок в старшую школу, зачастую можно увидеть, что ребята не хотят отвечать даже на те вопросы, которые предлагает им учитель, не говоря о том, чтобы ставить свои вопросы, искать и находить на них ответы.

В мир познания войти помогают детям и родители, и воспитатели совместно, если педагог подходит к проблеме развития познавательной активности, детского интереса и любознательности системно и ответственно.

Проблема познания, познавательной активности, способы, методы и приёмы формирования познаний и интереса ребёнка, его развития и расширения – одна из самых главных и вечных проблем педагогики. Однако в последнее время вопросы развития у ребёнка интереса к познанию, познавательной активности рассматриваются однобоко, под углом зрения учебной активности школьника.

Человек познаёт мир не только в активной учебной деятельности, но и в других видах и формах познания. Интересная познавательная деятельность может не только способствовать накоплению знаний, но и развить интерес и желание постоянно узнавать что-то новое, привычку постоянно пополнять запас своих знаний. Хорошо организуемое взрослыми познание способствует тому, что ребёнок не только развивает в себе потребность приобретать знания с помощью взрослого, но и стремится получать знания самостоятельно. Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся много и серьёзно рассматриваются в педагогической литературе. Этой теме были посвящены многочисленные исследования П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, А. К. Марковой и других учёных. В большей степени эти исследования посвящены формированию потребности и интереса к познанию в ходе учебной деятельности, однако не менее важно заниматься активизацией познавательной деятельности ребёнка не только на уроке, но и во внеурочное время.

Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школе. Этому способствуют особенности познавательной сферы младших школьников. Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления знаний, период усвоения этих знаний по их преимущественному признаку: чем знания интересней, необычней, образней, тем больше у детей желания и интереса ими обладать. Для того чтобы у младших школьников был развит интерес к обладанию учебными знаниями, необходимо создать им условия для максимального развития их информационного поля, способствовать формированию информационной культуры школьника.

Информационная культура – это возможность получить и использовать качественную информацию, которая способствует формированию интеллектуальных умений учащихся, определению их интересов и потребностей, развитию способностей. Информационная культура школьника формируется как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

На уроках это сделать не всегда возможно, зато внеклассная работа даёт большие возможности для формирования информационной культуры, познавательного интереса и познавательной активности школьников.

Одной из форм развития познавательного интереса младших школьников является информационный познавательный час. В недалёком прошлом информационный час именовался политической информацией.

В определённый период времени чиновники в образовательной сфере поспешили выбросить информационный час из воспитательной работы классного руководителя, посчитав его ненужным в наше время. Однако это совершенно неверно, и в последнее время многие школы и регионы уделяют большое внимание формированию политической культуры учащихся, их всестороннему образованию, для того чтобы они выросли небезразличными к тому, что происходит вокруг и готовыми узнавать и сохранять то, что было до них.

Однако рассматривать информационный час только как средство формирования политической культуры учащихся в корне неверно. Очень часто можно наблюдать, как организуется информационный час такого содержания. Классный руководитель берёт газетную статью актуального содержания и читает её сам или, если возраст детей постарше, её читают дети. Иногда без всякого смысла, интереса, удовольствия. Такая работа формирует отвращение к тому, что хотелось видеть как полезное и нужное дело. Дети с иронией и негативными эмоциями воспринимают такое формирование политической культуры.

Сегодня, в XXI веке, необходимо сделать так, чтобы информационный чаас способствовал формированию привычки жить в информационном поле, искать и находить интересную информацию, видеть мир вокруг себя и быть ему сопричастным.

Главное назначение информационного часа – формирование сопричастности к событиям и явлениям общественно – политической жизни совей страны, своего города, района, мира. Это значит, что информационный час должен быть не только информационно насыщенным, но и познавательным. Он должен помочь ребёнку увидеть мир в самых различных ракурсах, познакомить со средствами добывания информации, способствовать формированию привычки читать, работать с книгой, газетой, журналом.

Информационный час познавательного характера помогает учащимся применить знания, полученные на уроках истории и граждановедения, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

Помимо этого информационный час и подготовка к нему могут расширить кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские и творческие умения.

Информационно-познавательный час в современной школе – это возможность дать учащимся такую информацию, которая будет им интересна, сможет пробудить в них потребность в познании, чтении хорошей литературы, газет и журналов, сохранить любознательность и любопытство, которые зачастую теряются по мере взросления ребёнка.

В рамках формирования информационной культуры школьника информационно-познавательный час способствует формированию пытливости ума школьника, исследовательских умений, учит сравнивать и обобщать, анализировать информацию.

Кроме того, хорошо организованный информационно-познавательный час способствует формированию мировосприятия ребёнка, создаёт условия для понимания учащимися процессов и явлений, происходящих в стране и мире.

Информационно-познавательный час – это возможность не только предложить детям интересную и занимательную информацию, но и получить обратную связь в виде мнения и оценок учащихся тех или иных событий, явлений, происходящих в стране, мире. Анализ высказываний учащихся даёт педагогу огромную возможность понять, как воспринимают дети окружающий мир и процессы, происходящие в нём, как оценивают те или иные события, происходящие в обществе, в их семьях.

Информационно-познавательный час – это форма просвещений учащихся, направленная на воспитание информационной культуры учащихся с использованием интеллектуальной, гражданской, нравственно-правовой тематики.

В подготовке информационных часов могут участвовать:

Информационно-познавательные часы могут быть обзорными и тематическими. Они проводятся еженедельно и способствуют формированию познавательной мотивации, интереса к чтению, любознательности, кругозора учащихся, потребности в знаниях. Тематика информационно-познавательных часов в начальной школе должна учитывать:

  • возраст учащихся;
  • их познавательные интересы;
  • важность обсуждения данной темы для учебной деятельности школьников;
  • важность данной темы для понимания событий и явлений окружающей жизни;
  • особенности восприятия информации младшими школьниками.

Обзорный информационно-познавательный час – это краткий обзор

политических, культурных, спортивных событий не только в своей стране, но и за рубежом. Для подготовки информационно-познавательного часа можно использовать различные источники, среди которых могут быть:

  • газеты и журналы, пользующиеся хорошей репутацией как информационные источники;
  • словари и справочники различной направленности;
  • записи радиопередач и радиоинтервью по интересующим темам;
  • записи телепередач;
  • сеть Интернет.

Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями и интересными фактами из прошлого и происходящего в современном мире, в стране и в городе.

Такие часы по времени могут длиться 20 – 25 минут. Этого вполне достаточно, чтобы обсудить важные и интересные события и факты из истории страны и мира.

Тематический информационно-познавательный час посвящён одной теме и используется для обсуждения важных событий, актуальных тем и фактов из жизни страны и мира, города и даже школы; юбилеев и памятных дат в жизни выдающихся людей; событий, связанных с именами выдающихся людей.

Тематический информационно-познавательный час должен учитывать актуальность и важность обсуждаемой проблемы, способствовать глубокому осмыслению учащимися обсуждаемых вопросов.

К тематическому информационно-познавательному часу уместно подготовить вопросы для обсуждения, литературу и наглядные пособия, видеосюжеты, результаты статистических и научных исследований, опросов.

Для участия в тематическом информационно-познавательном часе могут быть приглашены эксперты по обсуждаемой проблеме. Темы информационно-познавательных часов могут быть самыми разнообразными.

Тематический информационно-познавательный час может быть посвящён датам календаря, о которых полезно и необходимо знать учащимся.

Тематические часы могут быть по времени более длительными, чем обзорные, до 30 – 40 минут.

Если такой информационно-познавательный час длится дольше, он может вызвать отрицательное восприятие учащимися такой формы воспитательной работы.

Основные виды подготовки к информационно-познавательному часу:

При подготовке информационно-познавательного часа в начальной школе классный руководитель может руководствоваться следующими правилами:

  1. Информационно-познавательный час не должен быть продолжительным по времени.
  2. Информационно-познавательный час должен быть ярким и занимательным, он не должен быть монологом и наставлением учителя.
  3. В подготовке информационно-познавательного часа должны участвовать дети. При этом желательно, чтобы они проявляли собственную инициативу и старались сделать его интересным для одноклассников.
  4. Информационно-познавательный час должен развивать интеллектуальные и коммуникативные умения учащихся: рассуждать, делать выводы, защищать своё мнение, высказывать его.
  5. Информационно-познавательный час необходимо использовать для развития словарного запаса учащихся, пополнения энциклопедических знаний школьников.
  6. Информационно-познавательные часы должны проводиться регулярно.
  7. Информация, предлагаемая учащимся не должна оставлять их равнодушными, безразличными к тому, что происходит в мире и стране.

В ходе информационно-познавательного часа могут быть использованы такие виды работы с учащимися, как:

* комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

* пересказ событий в стране и мире с использованием газетных, журнальных, книжных текстов;

* работа с терминами с помощью различных словарей;

* просмотр и обсуждение теле- и видеосюжетов;

* обмен мнениями по увиденному и услышанному в обсуждаемой теме.

Формами проведения информационно-познавательного часа могут быть:

Примерные темы

для информационно-познавательных часов

в начальной школе

1. Как пришли в нашу жизнь газеты и журналы.

2. Газеты и журналы нашего дома.

3. Любимые книжные герои детей и родителей.

4. Газеты и журналы времён войны. Из воспоминаний дедушек и бабушек.

5. Когда в нашу жизнь пришёл телевизор.

1. Газетные профессии.

2. Один день нашей страны в газете и журнале.

3. О чём говорят, о ком пишут. Люди, о которых говорит страна.

4. Как стать журналистом.

5. Моя любимая телевизионная передача.

1. Интервью с продавцом газет.

2. Профессия – репортёр.

3. Один день в жизни планеты Земля. По страницам газет и журналов.

4. Словарь газеты и журнала.

5. Герои газетных публикаций.

1. Рассказ о любимой газете, журнале.

2. Газетные полосы прошлого.

3. Моя телепрограмма на неделю.

4. Кто такой архивариус? Ко дню архивов.

5. О чём писали 100 лет назад в этот день.

И в завершение хочу привести несколько цитат по данной тематике:

/А. П. Чехов/

/Конфуций/

Информационные часы в школе: 1 – 4 классы. – М.ВАКО, 2008. – 208 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

Читайте также: