Школа территория свободная от курения классный час

Обновлено: 06.07.2024

Сценарный план

Сегодня мы проводим акцию “Детство – территория, свободная от курения”!

К сожалению, в детской среде сейчас распространено курение. Красиво глотая дым, подростки часто не задумываются над тем, на сколько далеко они зашли в этом своем “увлечении”. Мы предоставляем вам возможность подумать: “Курить – это хорошо или плохо? Чем опасно курение?” и решить: “Нужно ли мне это? Может быть всё-таки вести здоровый образ жизни?”

Музыкальное выступление агитбригады 7 “Б” класса “Подари себе жизнь”

Запомни: человек не слаб,
Рожден свободным.
Делать выбор должен ты
Это точно знаем мы.
Я выбрал сам себе дорогу,
И презирая мифы все,
Не стану ни за что курить.
Я – человек! Я должен жить.

Это стыд и заблужденье
Верить в прелести курения.
Верить в то, что станешь взрослым
Это чушь и ерунда.
От куренья не взрослеют,
А болеют и стареют.
Не пройдет и пары лет,
Станешь ты, как старый дед.

Ведь эта вредная привычка
До невозможности вредна.
Курить вообще предельно плохо
Об этом знают ты и я.
Когда идешь ты на природу,
Как солнце светит, посмотри.
Ведь это лучше, чем курить.
Я – человек! Я должен жить!

А теперь, ребята, ответ за вами!

Каждая команда получает маршрутный лист и пускается в путешествие по станциям. За каждое выполненное задание на станции команда получает баллы от 1 до 5, за оригинальные ответы даются дополнительные баллы от 0,5 до 2. Время выполнения задания-5 минут.

(Звучит музыка и команды идут по станциям)

Станция 1. “Что значит быть взрослым?”

Команды получают листы А4, с изображением солнца и на лучах пишут свои ответы на вопрос, чем больше лучей, тем ярче светит солнышко.

Станция 2. “Семь цветов Здорового Образа Жизни”

Команды получают листы А3, цветную бумагу и клей, и выражают своё понимание здорового образа жизни с помощью аппликационного рисунка.

Станция 3. “Мифы о курении и реальность”

На доске представлены мифы, существующие о курении в обществе и реальные факты, опровергающие их. Нужно установить соответствие. Ответы пишут на листе А4.

Немного фактов о мифах

  • Ни один человек не испытывает расслабления от первой сигареты. Подавляющее большинство людей в этот момент ощущают тошноту, отвращение, головную боль.
  • Курение переключает внимание на хорошо знакомые действия.
  • Никотин одурманивает сознание человека
  • Каждый день тысячи некурящих людей вступают в общение с курящими людьми
  • Ты имеешь психологическую трудность при вступлении в контакт с другими людьми
  • Вы действительно приобретаете “ключик”, который позволяет войти в какую-либо группу, но он не является универсальным, не решает трудностей, связанных с установлением отношений. Вам придется искать другие “ключики”, например алкоголь…
  • А как насчет материальной зависимости?
  • И почему так трудно бросить, если ты свободен?
  • Зачем же пластыри от курения, жвачки? Почему-то появились врачи, помогающие бросить курить
  • Почему же столько взрослых хотят бросить курить, платят за это деньги и не хотят, чтобы их дети начинали курить?
  • Ежегодно тысячи людей умирают от болезней, вызванных курением
  • Это значит, некурящие взрослые – дети?

Станция 4. “Родители и дети”

Ребята воображают себя родителями, в их семье ребёнок пробует курить. Как ведёт себя родитель в этой ситуации, что предпринимает, чтобы ребенок перестал курить? На листе А4 дети предлагают варианты своих действий, варианты организации досуга в семье.

Выполненные задания командами на каждой станции передаются жюри для подведения итогов.

Благодарим вас за активное участие в акции!

А пока подводятся итоги и подсчитываются баллы, скажите, помогло ли вам участие в акции найти ответы на поставленные вопросы и какие выводы вы сделали для себя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Кл.час Детство - территория без курения.docx

ДЕТСТВО – ТЕРРИТОРИЯ

СВОБОДНАЯ ОТ КУРЕНИЯ

(классный час с учащимися средних и старших классов)

Педагог-психолог Хмелевская В.А.

Цель: формирование навыков ответственного отношения к собственному здоровью, осознанному противостоянию вредным привычкам (курению) и пропаганда здорового образа жизни.

Задачи: сформировать у обучающихся ответственное отношение к собственному здоровью и собственным поступкам, раскрыть причины, по которым люди начинают курить и негативные последствия их действия на организм, научить противостоять влиянию и ценить здоровый образ жизни.

Ход занятия

- распространенность курения в разных слоях населения

Первую сигарету 50% курильщиков по статистике выкуривают в возрасте до 12 лет. Девушки – курильщицы составляют до 50 % и даже больше. В настоящее время наблюдается некоторый спад курения в молодежной среде.

- причины, по которым люди начинают курить

Приобщение к курению, как правило, возникает в подростковом возрасте или даже раньше, когда хочется экспериментировать, когда возникают потребность в самоутверждении, стремление отождествлять себя с окружающей группой, создать свой имидж, чувствовать себя более взрослым и, наконец, в качестве протеста против установок родителей либо общества. Курение очень часто сочетается с приемом алкогольных напитков, наркотических веществ, поэтому порой очень трудно определить истинную мотивацию (причину курения).

Первое узнавание того, что курение существует как привычка, происходит в раннем детстве, когда ребенок видит вокруг себя курящих взрослых. Будучи пассивным курильщиком, он привыкает к запаху и виду сигарет. Со временем возникает желание попробовать самому.

- химический состав сигарет, табачного дыма

НЕ КУРИТЬ. Социальная сеть для бросающих курить - Album Phot…

- последствия курения для детей, подростков, взрослых

Давно известно, что курение влияет на половую систему и организм женщины, которая готовится стать матерью. Курение оказывает отрицательное воздействие на организм мужчины и женщины постепенно и незаметно, однако последствия его не менее тяжелы, чем при употреблении алкоголя и наркотика.

Мы уже отмечали, что в отличие от алкоголиков и наркоманов люди, злоупотребляющие курением, не склонны к антиобщественному поведению, правонарушениям.

Основные социальные последствия курения сводятся к росту заболеваемости, преждевременной смерти курильщиков, нарушению взаимоотношений между людьми, влиянию на здоровье окружающих, большим экономическим потерям, которые несет общество.

Вещества, которые содержатся в табаке, оказывают отрицательное влияние на здоровье человека.

В тех странах, где уже давно укоренилась привычка к курению, около 90% случаев рака легкого и свыше 80% случаев хронического бронхита, а также около 20–25% случаев смерти от болезней сердца и мозгового инсульта связывается с употреблением табака.

- если у вас совсем нет опыта отказа и вы опасаетесь, что в нужную минуту не сможете проявить твердость, обратитесь за помощью и поддержкой к человеку, которому вы доверяете, — матери, отцу, учителю, психологу, старшему другу.

С каждой выкуренной сигаретой мы увеличиваем риск заболеваний различными болезнями (+)

Покурить один раз - не навредит нашему здоровью (-)

Вдыхать табачный дым – так же вредно, как и курить самому (+)

Курение приводит к ослаблению восприятия вкуса, запаха и к появлению морщин и землистого цвета лица.(+)

Когда беременная женщина курит, это не вредит здоровью будущего ребенка (-)

Если не курить, то за учебный год можно сэкономить на нормальный мобильный телефон.(+)

Заключительное слово. Подведение итогов беседы.

Александров, А. А. Профилактика курения: роль и место психолога / А. А. Александров, В. Ю. Александрова // Вопросы психологии. – М., 1999. – № 4. – С. 35–42

Сизанов, А. Н. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет / А. Н. Сизанов. – М.: Минск, 2002.

Сизанов А.Н., Поплавский Н.Н., Хриптович В.А. Антиникотиновые занятия и

тренинг отказа от курения для подростков(модульный курс).- Минск:РИВШ, 2006

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предупреждение табакокурения обучающихся имеет важное значение для достижения оптимально здорового общества: дети – родители поколения будущего. Подростки знают о вреде курения, однако, друзья в компании, курящие родители, влияние рекламы способствуют широкому распространению курения в стране. Следовательно, необходима профилактическая работа (различные формы и методы) по предупреждению табакокурения в подростковом возрасте.

по профилактике табакокурения

«Курение – это привычка, отвратительная для взора,

Король Джеймс I

Программу разработала: Г орбань Е.Ю.,

социальный педагог

Актуальность программы:

Предупреждение табакокурения обучающихся имеет важное значение для достижения оптимально здорового общества: дети – родители поколения будущего. Подростки знают о вреде курения, однако, друзья в компании, курящие родители, влияние рекламы способствуют широкому распространению курения в стране. Курят пожилые и молодые люди, мужчины и женщины. Опрос учащихся нашей школы показал, что первое знакомство с сигаретой происходит в возрасте 5 – 7 лет, начинают курить в 9 – 12 лет, несколько старшеклассников являются активными курильщиками. Также наблюдается устойчивая тенденция распространения курения среди девушек. Данные характерны для сельских школ. По данным российских и зарубежных специалистов, среди основных факторов, влияющих на распространение табакокурения, являются:

Следовательно, необходима профилактическая работа (различные формы и методы) по предупреждению табакокурения в подростковом возрасте.

Цель программы.

1. Содействие формированию социально – позитивных потребностей и установок осознанного отказа от курения.

2. Обучение анализа своего образа жизни и причин появления и распространения вредных привычек.

Задачи программы.

1. Повышать уровень знаний учащихся о различных аспектах отрицательного действия табака.

2. Вырабатывать негативное отношение к курению и формировать стремление к уменьшению социальной преемственности этой привычки.

3. Формировать навыки противостояния никотиновому давлению социальной среды – семьи, компании сверстников.

4. Изменить поведения школьников в сторону полного отказа от курения и выработать мотивацию к сохранению этого поведения в будущем .

Участники программы:

- учащиеся школы (5-7кл.)

Срок и место реализации программы 2014-2015 год

Основные мероприятия по реализации программы.

Создание условий для постоянных занятий физкультурой и спортом. Проведение спортивно- массовых мероприятий.

2. Разработка и создание электронных пособий для сопровождения занятий, тренингов.

3. Выставка книг в школьной библиотеке.

4. Работа в сети Интернет на сайтах, посвященных теме программы.

8. Тренинги о влиянии табака на организм человека разного возраста и пола.

13. Агитационные кампании.

14. Акции, посвященные международным дням борьбы с курением (31 мая, 20 октября).

“Сказка о Красной Шапочке или береги здоровье смолоду!”

Тематический план.

Тема занятия

Форма занятия

Кол –во часов

История и способы табакокурения и в мире и в России.

Понятие о вреде курения.

Почему люди начинают курить.

Тренинг, групповая работа

Влияние табачного дыма на организм подростка.

Влияние табачного дыма на организм женщины

Групповая работа, тренинг

Почему легко начать курить и трудно бросить.

Основные рекламные принципы.

Навыки уверенного отказа.

Международные акции против курения (День отказа от курения 20 октября, Международный день борьбы с курением (День без табака) – 31 мая)

Групповая работа, акции

Заключительное занятие. Выходная диагностика.

Индивидуальная и групповая работа

Ожидаемые результаты:

1. Формирование негативного отношения к табакокурению у подростков выделенной группы риска

2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от психоактивных веществ.

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

а) уверенного позитивного поведения;

б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;

в) отстаивания и защиты своей точки зрения;

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

Учащиеся должны знать:

- болезни, связанные с курением;

- причины и последствия табакокурения;

- вредное влияние табака на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- вести активный здоровый образ жизни.

Учащиеся должны приобрести навык:

- работы в коллективе;

- высказывания своих мыслей;

- изучения научной литературы.

Анализ ситуации:

- изменение количества учеников, курящих сигареты;

- увеличение количества детей, негативно относящихся табакокурению;

- результаты проведения мониторинга здоровья учащихся;

- активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья.

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия Программы.

(Ролевая игра для подростков)

Цель: воспитание у учащихся ответственности за своё здоровье, устойчивого негативного отношения к курению. Расширение знаний о вреде курения.

Форма: беседа с элементами тренинга.

Информация к размышлению

Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации.

Оноре де Бальзак

Оборудование: плакаты с антиникотиновым содержанием, слайды о вреде курения.

Информация к классному часу

Из истории приобщения европейцев к курению

Табак родом из Америки. Первыми европейцами, попробовавшими его в 1942г., были матросы знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба.

В Англии, в эпоху Елизаветы 1, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с веревкой на шее.

В России во времена царствования Михаила Федоровича Романова, уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй - обрезанием носа или ушей. После пожара в Москве в 1643г., причиной которого, как стало известно, было курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

Торговля табаком и курение были разрешены в России в царствование Петра 1, который стал самым заядлым курильщиком после посещения Голландии.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Для создания эмоциональной, убедительной атмосферы разговора об опасности курения для здоровья человека, особенно для растущего организма, учитель обращается к фактам, которые оформлены на листе ватмана:

Из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили;

Из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили;

Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80;

Каждый 7-й длительно курящий человек страдает эндартериитом – тяжелым заболеванием кровеносных сосудов;

Если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет;

Выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 580- 1100 раз превышает санитарные нормы;

4000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме,

Наносят неповторимый вред здоровью не только курящих, но и тех , кто находиться рядом с ними. Пассивное курение еще опаснее. (по материалам mednovosti. ru)

Далее учитель организует обмен мнениями учащихся о пагубном влиянии курения на организм человека.

Вместе с тем не следует ожидать, что все учащиеся будут единодушны в осуждении курения. Выявившиеся разногласия станут хорошей основой для дискуссии.

Резиновая кукла среднего размера;

Сигарета с фильтром;

Пройдите по рядам и дайте каждому понюхать вату (это способствует усилению воздействия на учащихся).

Следующий вопрос, который учитель должен обсудить с учащимися, касается причин распространения курения среди подростков.

«После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком. Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был не приятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:

- да это совсем легко! Знай я это раньше, я уж давно научился бы.

- и я тоже, - подхватил Джо. – Плевое дело.

Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще…

Учитель объясняет детям, что произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак.

Возможные ответы учащихся:

Нечем занять досуг;

Непонимание опасности курения;

Не занимаюсь спортом;

Влияние рекламы, кино, телевидения;

Наличие карманных денег и т.д.

Одному из участников, знающему, что друг начал курить, необходимо убедить его бросить это опасное занятие, пока он не стал заядлым курильщиком.

Затем еще 2-3 пары участвуют в тренинге.

Мои аргументы против курения

Курение разрушает организм.

Курение приводит к неизлечимым болезням.

Курение снижает физическую активность.

Курение портит цвет кожи.

Никотин забирает свободу, человек становиться его рабом.

Мы выбираем жизнь!

Цель беседы – дать школьникам правильное представление о вреде пассивного курения.

Учитель читает рассказ и обсуждает его с учениками.

“Жил-был в одной квартире говорящий попугай по имени Труша. Правда, это только считалось, что он говорящий, потому что его никто не учил говорить, а поселили его в клетку просто так, для украшения квартиры. Ну, еще для того, чтобы развлекать Васю. А Вася - это пятиклассник, обыкновенный мальчик, ничего особенного. Надо сказать, что Трушу Вася любил, сам убирал клетку, подливал воды и подсыпал корма, да и Труша платил взаимностью - не кусался, не царапался, когда Вася вытаскивал его из клетки на диво друзьям-приятелям.

Как-то раз пришел Вася из школы, поздоровался с Трушей, бросил портфель и начал звонить кому-то по телефону. Говорил тихо: “Ну, прямо как заговорщик”, - подумал Труша. Через некоторое время Труша услышал звонок в дверь. Пришел Васин дружок, Витя. “Да-а-а, - подумал попугай, - не миновать сегодня представления - опять меня вытащат и перья будут рассматривать”. Только ребята не спешили к нему, а наоборот - подошли к окну. Вася говорит:

- Отец с матерью сегодня поздно придут, так что комната успеет проветриться.

- Ну, давай тогда, чего ждешь-то, - с нетерпением проговорил Витя. “О чем это они?”, - подумал попугай. И тут он увидел, как его хозяин вытащил из кармана какие-то коробки ‑ одну побольше, другую поменьше. Распечатал ту, что побольше, достал оттуда какие-то две белые бумажные палочки. Одну со словами “Угощайся, старик" — протянул Вите, другую оставил себе. “А-а-а. — сказал про себя попугай, — я, кажется, догадался. Это, наверное, такие конфеты. Тогда почему он не угощает меня. ” Но тут вдруг началось что-то совершенно непонятное. Из маленькой коробки Вася извлек огонь и, взяв в рот “конфетку”, зажег ее. То же сделал его приятель. Комната быстро наполнилась едким дымом. Ребята, усевшись на диване, важно пускали его тонкими струйками. Витя даже пытался пускать кольца, но попугай этого искусства не оценил.

Бедный Труша, он никогда не нюхал табачного дыма. Он задыхался, его маленькие глазки начали слезиться. Он пытался улететь, но вспомнил, что сидит в прочной клетке и уж, конечно, улететь не может. Всегда такая красивая, с изящными, тонкими металлическими прутиками клетка в эту минуту показалась Труше страшной тюрьмой.

А дыма в комнате становилось все больше и больше, и Труша вдруг понял, что если это не прекратится, то он и вовсе может испустить дух. Он засвистел, защелкал клювом, давая понять, что, мол, все, хватит, помогите-е-е! Но ребята, сидя на диване и покуривая, не понимали, о чем свистит попугай.

И тут вдруг случилось самое настоящее чудо.

Труша заговорил. Человеческим голосом с попугайским акцентом. Он громко и отчетливо произнес:

— Пр-р-рекр-р-ратите кур-р-рить! Умир-р-раю! Вася от удивления так широко открыл рот, что сигарета выпала из него на пол. Витя, хорошо знавший попугая, тоже страшно удивился. Они тотчас затушили окурки. Однако Труша потребовал:

Друзья открыли настежь окно. Живительный свежий воздух ворвался в комнату. Труша вдохнул его полной грудью и почувствовал, что сегодня он скорее всего останется жив. Если, конечно, опять не взбредет в голову этим “курякам” травить его дымом.

Но ребята и не думали закуривать снова. Витя ушел домой, а Вася в изрядном беспокойстве, как бы попугай не проболтался родителям о том, что их сынуля балуется табачком, сел делать уроки.

Вечером пришли родители. Вася, с опаской поглядывая на Трушу, сообщил:

— Наш Труша научился говорить!

— Не может быть! — удивился папа, — а ну-ка, скажи нам что-нибудь. “Научишься тут с тобой!”, — с досадой подумал попугай, вспомнив сегодняшнее приключение. Но выдавать Васю не стал, а только сказал подошедшим родителям:

С тех пор Труша настоящий говорящий попугай, а Вася — некурящий школьник. Бросил. Совсем. Не хочет больше травить ни себя, ни своего любимого попугая. Родители так и не узнали про эту историю. Поэтому они очень удивляются, почему Труша время от времени вдруг громко и отчетливо произносит:

Учитель рассказывает о вреде пассивного курения — вдыхания внешнего дыма сигареты. Необходимо сказать ученикам, что пассивное курение приносит организму практически такой же вред, как и активное. Школьники должны знать, что человеку вредно находиться в прокуренном помещении.


Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Классный час – беседа

"Курение – коварная ловушка"


Подготовила учитель английского языка

Сызранова Татьяна Семеновна

Классный час – беседа «"Курение – коварная ловушка"

•показать негативное влияние курения на человека,

•подчеркнуть социальную и личную значимость здорового образа жизни.

•дополнить представления восьмиклассников (девятиклассников) о вредных привычках; •способствовать воспитанию отрицательного отношения к табакокурению; •побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; •помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека.

•раскрыть причины, ведущие к болезненной привязанности к курению;

•показать последствия этой вредной привычки для человека;

•формировать отрицательное эмоциональное отношение к курению;

•подвести к осознанию преимущества здорового образа жизни.

Форма проведения: дискуссионная беседа

Предварительная работа: провести анкетирование в классе (вариант анкеты прилагается), подготовить группу детей-учёных для ведения урока (географ, историк, химик, биолог, социолог).

Оборудование: листы ватмана, маркеры, картинки по теме классного часа, памятки, творческие задания.

Ход классного часа:

Здоровье - это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.

Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Для одних, проблемой является бросить курить, для других - избежать влияния курящего общества и не "заразиться" их привычкой, а также - сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входящее в зажжённую сигарету. Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают в серьез. Итак, тема нашей беседы - "Табачный туман обмана"

В процессе нашего разговора я предлагаю всем записать рекомендации, которые войдут в памятку, для тех, кто хочет отказаться от курения. Пока идёт наша беседа, постарайтесь закончить предложения, которые лежат у вас на столах: "Если человек откажется от курения хотя бы…"

•на несколько часов, то организм его.

•на один день, то вероятность приближения.

•только на два дня, то уже все системы организма .

•на три дня, то большая часть никотина.

•на один год, то значительно улучшится кровоснабжение.

•еще на два года, то риск возникновения инфаркта.

•на пятнадцать лет, то вероятность преждевременной смерти.

Учитель: Для начала необходимо познакомиться с историей распространения никотина в мире и эту информацию для нас подготовители наши биолог, географ , химик и историк.

Учитель: Откуда взялся, ты, табак?

Ученик (биолог): Табак относиться к семейству пасленовых, роду табак (никотина). Этот род включает 66 видов. Обычно это однолетние травы, которые опыляются насекомыми. Листья у табака цельные, плод – коробочка с мелкими семенами. Растение имеет неприятный, тяжелый запах. Многие виды содержат никотин и другие ядовитые алкалоиды. В странах, где табак растёт в диком виде, часто наблюдаются отравления домашних животных листьями и побегами табака. Сейчас табак выращивают боле 120 стран мира, ежегодное производства табака составляет более 6 млн. тонн. Листья собирают вручную, сушат в подвешенном виде, затем измельчают. В северных районах России выращивают махорку, которую используют для борьбы с вредителями сельского хозяйства.

Ученик (географ): Само слово "табак", возможно, происходит от названия острова Тобако. По свидетельству испанских матросов, прибывших 15 октября 1492 года с экспедицией Колумба к берегам теперешней Центральной Америки, словом "тобако" у местных жителей назывались большие скрученные листья, предназначенные для ритуального курения.

Потом испанцы и португальцы завезли листья и семена табака в Европу. И, несмотря на запреты инквизиции, европейцы тоже начали культивировать табак. Первыми "распространителями" табака, кроме матросов, были торговцы, монахи и. политические деятели.

Ученик ( историк): Посол Франции при португальском дворе Жан Нико в 1560 году отправил немного табака королеве Екатерине Медичи, рекомендовав его как средство от мигрени. В честь Нико растение получило латинское название Nicotiana, а выделенный из него в начале ХIХ века алкалоид - соответственно "никотин".

Со второй половины ХVI века табак стал быстро набирать популярность как лекарственное растение. Им лечились от простуды, головной и зубной боли, кожных и инфекционных болезней.

В начале восемнадцатого века король Пруссии Фредерик устраивал при германском дворе курительные торжества. А его сын Фредерик-Вильям I даже основал так называемую "Табак-коллегию", на заседаниях которой сочетались рассуждения о государственных делах, светская беседа и непринужденное застолье, сопровождающееся неумеренным курением. Из российских царственных любителей всех опередил Петр I.

В конце XVI -начале XVII вв. курение распространилось и на другие материки. В Средней Азии и странах Востока табак закладывали под язык или за щеку, из высушенных листьев готовили нюхательный порошок.

В Россию табак попал в начале XVII века, курение табака и его нюхание жестоко преследовалось и наказывалось. В 1698 году Петр I снял запрет на курение. С тех пор курение стало быстро распространяться среди широких слоёв населения.

Слово "сигарета" французского происхождения, оно означает "маленькая сигара". В двадцатые годы прошлого века большую роль в развитии табачной индустрии сыграло распространение сигарет среди женщин. Начавшись как демонстрация независимости, курение среди них вскоре стало делом обычным. Даже в знаменитой книге по этикету, изданной в 1922 году, говорилось: курить женщине не возбраняется.

Так-то вот оптимистично все начиналось. Хотя у табака появились оппоненты и не только из среды инквизиции. Еще в начале семнадцатого века английский король Джеймс I выступал против курения, считая его вредным для здоровья. Он даже ввел пошлину на ввоз табака в Англию. А во Франции подобную меру предпринял кардинал Ришелье. Противостоять табаку становилось все труднее. Хотя в Турции курильщиков подвергали телесным наказаниям, но могли и казнить. В Японии сажали в тюрьму, в России пытали. Все тщетно!

Учитель: А сейчас послушайте притчу о мудреце.

Притча о мудреце

Учитель: Вот такая притча. А теперь подумайте: приносит ли пользу курение?

Ученик (химик): Состав табачного дыма


В момент затяжки на кончике сигареты развивается температура 600-900 градусов. При этом происходит сухая перегонка табака, при которой образуется около 6000 веществ, из которых 120 ядовиты. 28,7 % - никотин. При медленном курении в дым переходит 20 % никотина, при быстром – 40 %. Смертельная доза никотина для человека 2 - 4 капли. За 30 лет курильщик поглощает до 1 кг никотина. Кроме никотина в табачном дыме содержаться аммиак, угарный газ, синильная кислота, сероводород, радиоактивные изотопы калия, мышьяка, свинца, висмута, полония. Выкуривая пачку сигарет в день, курильщик получает дозу облучения, в 3,5 раза превышающую предельно допустимую. В табачном дыме присутствуют тяжелые металлы, канцерогены, табачный дёготь. В лёгкие из сигаре попадает сажа, за 20 лет в легких скапливается до 6 кг сажи. 50 % вещества в табаке попадает в воздух, 20 % - в организм курильщика, только 5 % остается на фильтре. За год курильщики Земли выбрасывают в атмосферу 720 т синильной кислоты, 384000 т аммиака, 108000 т никотина, 600000 т табачного дёгтя, 550000 т угарного газа.

Ученик (биолог): Газообразные и твердые вещества, содержащиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку гортани, трохеи, бронхов и легочных пузырьков. При систематическом курении зубы желтеют и портятся, глаза слезятся, волосы приобретают неприятный запах, сердце бьется чаще, сосуды суживаются, затрудняется кровоток, легкие загрязняются табачными смолами и темнеют.

Курильщики в 30 раз чаще болеют раком лёгких, чем некурящие. Курение приводит к заболеваниям сердца и кровеносных сосудов. 80процентов больных, страдающих заболеваниями желудка и двенадцатиперстной кишки, являются курильщиками.

От курильщиков рождаются ослабленные и больные дети.

Отрицательные последствия длительного курения:

•рак легких, полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы и мочевого пузыря;

•заболевания системы кровообращения, инсульты;

Прочие отрицательные последствия курения:

•возможно повреждение слизистой оболочки губ, языка, неба, гортани, горла, что в свою очередь неблагоприятно сказывается на вкусовых ощущениях;

•возможное появление сухого прерывистого кашля, неприятного запаха изо рта, инфекции полости рта;

•возможно ухудшение обоняния;

•возможно преждевременное образование морщин на лице;

•пожелтение зубов; нарушение нормального дыхания и снижение выносливости;

•снижение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.

Учитель: Вы сейчас получили огромное количество информации. Теперь давайте немного поработаем творчески.

- Чтобы доказать правильность своего выбора, выполним задания. У каждой группы оно свое. Откройте конверты.

Задание для 1 группы: попробуйте составить пословицы, отражая тему классного часа, запишите их. (В случае затруднения детям можно предложить в качестве образца сборник с пословицами).

Пословицы, которые были составлены учениками:

Не кури ты сигареты, ешь котлеты и конфеты.

Физкультуру посещай, алкоголь не потребляй,

Не куришь сигареты – в карманах есть монеты.

Куришь – здоровье губишь.

Будешь спортом заниматься – не будешь в больнице валяться.

Задание для 2 группы: собери разрезанное стихотворение; пронумеруйте для удобства двустишия, подготовьте группой его выразительное исполнение. (Можно предложить и озаглавить это стихотворение).

Пусть каждый запомнит: курение – яд!

И факты уже за себя говорят.

Болезни желудка и легких развал,

А печень курильщика?! Если б ты знал!

Ее ты разрушил, и голос хрипит.

Задором мальчишеским взгляд не блестит.

И нет настроенья, и жизнь не мила.

Тебя сигарета к тому привела.

Ты слышишь, подросток и взрослый народ?

Пусть тяга к куренью навеки умрет!

Ведь жизни не будет, где дым сигарет.

Одумайтесь, люди, и дайте ответ.

Займитесь-ка спортом зимой и весной!

И летом, и осенью – всякой порой!

На лыжи вставайте, идите в бассейн.

А летом на речку компанией всей.

В лесу погуляйте, идите в поход.

Куренья дурман очень скоро пройдет.

Читайте, учитесь, добрейте душой.

Друзья, объявите курению бой!

Тогда вы увидите в небе зарю.

Тогда вам откроется тайна одна,

Что жизнь без куренья успеха полна!

Мы все родились, чтоб здоровыми быть.

Давайте всем миром здоровье хранить!

Задание для 3 группы: постройте лестницу здоровья, используя в качестве ступеней следующие понятия: труд, жизнь, походы, путешествия, алкоголь, злоба, книги, театр, отдых, наркотики, новые встречи, зависть, спорт, курение, месть, праздники (каждое слово записано на отдельной карточке). Какие слова вы не возьмете? Почему? Дополните пустые карточки своими словами (Дети написали : любовь, дружба).

Задание для 4 группы: нарисуйте антирекламу вредным привычкам; придумайте лозунг.

Наше время - время табачной эпидемии, когда борьба с курением не приносит должного эффекта. Курение становится узаконенной формой наркомании. Причиной массового распространения курения среди подрастающего поколения - это позитивная реклама в средствах массовой информации. Как влияет на распространение курения реклама табачных изделий?

Эти изделия рекламирует табачная промышленность, которая в первую очередь заинтересована в том, чтобы продать своей продукции как можно больше. Таким образом, у медиков, которые борются за здоровье человека, и тех, кто производит и рекламирует сигареты, совершенно разные задачи. Если победят интересы табачной промышленности, то мы не услышим ни слова правды о курении и будем постоянно видеть на страницах журналов и телеэкранах здоровых, преуспевающих людей, которые ,тем не менее не могут обойтись без сигареты.

Если ничто не противостоит потоку рекламы, то человек оказывается в ее власти. Он перестает понимать, что его желания "потребности созданы искусственным путем и приведены в действие скрытыми психологическими механизмами. Такой человек перестает видеть реальность, не осознает даже очевидных последствий курения.

Давайте на примере рекламы курения попробуем создать вариант "антирекламы". Разделим лист ватмана на две части и запишем:

Что мы всегда видим в рекламе табачных изделий?

Чего мы никогда не увидим в рекламе табачных изделий?

Что мы всегда видим в рекламе табачных изделий?

1 Красивую пачку, полную сигарет, которую герой рекламы только что распечатал.

2. Красивых, молодых, здоровых и преуспевающих людей.

3. Человек на рекламе всегда закуривает с удовольствием.

4. Курение никогда не мешает окружающим.

5. Человек, который закурил в рекламном клипе, сделал какое-то важное и нужное дело и сделал его отлично.

6. Нет сомнений - курить или не курить, главное - выбрать правильный сорт сигарет.

Чего мы никогда не увидим в рекламе табачных изделий?

1. Окурки в пепельницах, пустые смятые пачки в урнах.

2. Больных, несчастных людей с дрожащими, пожелтевшими от табачного дыма пальцами.

3. Человек на рекламе никогда не закашляется и не щурится от табачного дыма.

4. В рекламе никогда нет детей, родственников и соседей курильщика, которым мешает табачный дым.

5. Человек в рекламном ролике никогда не курит в безвыходной ситуации, при ссоре, проигрыше, после скандала и т.д.

6. Никогда не показывают больных, жалеющих о том, что своевременно не прекратили курить.

(На подготовку задания дается 5-7 минут. Затем каждая группа защищает свое задание – готовую работу).

Граждане, у меня огромная радость.

Разулыбьте сочувственные лица.

Мне обязательно поделиться надо,

Cтихами хотя бы поделиться.

Я сегодня дышу как слон,

Походка моя легка, и ночь

Пронеслась, как чудесный сон,

Без единого кашля и плевка.

Я стал определенный

Весельчак и остряк -

Ну просто - душа общества-

Граждане, вы утомились от ожиданья,

Готовы корить и крыть.

Не волнуйтесь, сообщаю:

Сегодня - бросил курить.

Подведение итогов занятия.

Учитель: Перед нашим классным часом проводилась анкета. Давайте проанализируем результаты и предоставим слово нашему социологу.

Ученик (социолог): Сейчас я хочу ознакомить вас с результатами анкетирования.

Учитель: В начале занятия я попросила вас предложить и записать рекомендации для тех, кто хочет отказаться от курения. Давайте вернёмся к нашему заданию и закончим предложения:

"Если человек откажется от курения хотя бы…"

•на несколько часов, то организм его получит шанс начать процесс оздоровления;

.•на один день, то вероятность приближения сердечного приступа начинает снижаться;

.•только на два дня, то уже все системы организма освобождаются от избытка окиси углерода;

•на три дня, то большая часть никотина будет выведена из системы кровообращения;

•на один год, то значительно улучшится кровоснабжение головного мозга, нарушенное в результате курения;

•еще на два года, то риск возникновения инфаркта не будет отличаться от риска никогда не курившего человека;

•на пятнадцать лет, то вероятность преждевременной смерти

Я надеюсь, что наш урок - это ещё один шаг к здоровому образу жизни. Ваше здоровье в ваших руках. Спасибо за участие в нашем разговоре.

ЖИЗНЬ ДАЕТСЯ ТОЛЬКО РАЗ - ЭТО УНИКАЛЬНЫЙ ШАНС ВОТ ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ КУРИТЬ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ ДОЛГО ЖИТЬ.

В память о нашем классном часе вы можете взять памятки.

Сценарии классных часов и вечеров. 7-9 классы / Сост. В.А. Ведерникова и др.- Волгоград: Учитель, 2005.

Классные часы: 6 класс/авт-сост. Л.А. Егорова, - М: ВАКО, 2010.-208. - (Учебный год)

Приложение 1.

Предварительная анкета

1. Пробовали ли вы курить?

2. Если "да", то в каком возрасте? 3. Первую сигарету выкурили:

чтобы считать себя взрослым

чтобы успокоить нервы

чтобы казаться современным

5. По вашему мнению, курение вредно или не наносит никакого вреда организму?

1. Пробовали ли вы курить?

2. Если "да", то в каком возрасте? 3. Первую сигарету выкурили:

чтобы считать себя взрослым

чтобы успокоить нервы

чтобы казаться современным

5. По вашему мнению, курение вредно или не наносит никакого вреда организму?

Приложение 2.


1. Если ты стоишь перед выбором, сделай его в пользу здоровья.

3. Если ты не избавишься от вредных привычек, то они избавятся от тебя!

4.Сумел побороть в себе тягу к вредным привычкам, помоги в этом другу.

5.Оглянись: вокруг много интересных занятий.


-80%

Читайте также: