Готовность к школе статья

Обновлено: 05.07.2024

В среднем от 15 до 40 % современных первоклассников испытывают проблемы со школьной адаптацией. Если при поступлении 90 % детей идут в школу с радостью, то уже после первой четверти этот процент снижается до 75. Данные феномены во многом обусловлены неготовностью детей к школе. Но что подразумевается под готовностью к школе? Можно ли ее как-то проверить, в том числе самостоятельно? И есть ли время на корректировку? Обо всем этом вы, уважаемый читатель, сможете узнать из данной статьи.

Для начала еще немного статистики. Согласно другим данным, от 10 до 50 % детей из городов и до 70 % сельского детского населения оказываются не готовы к школе. Это оборачивается:

  • трудностями в налаживании контактов со сверстниками и педагогами (10-15 %);
  • неорганизованностью учебной деятельности, невозможностью ее самостоятельного планирования и контроля поведения, сложностями в усвоении материала образовательной программы (40 %).

Таким образом, главная опасность для неподготовленного к школе ребенка – дезадаптация, которая часто проявляется психологическими и физическими проблемами со здоровьем, неврозами, отклоняющимся поведением. Думаю, никто не желает такой участи своему чаду. А значит, ребенок должен быть готов, переступая порог школы. Теперь поговорим обо всем по порядку.

Что такое готовность к школе?

Это сложное структурное образование, завершающее дошкольный возраст. С позиции возрастной психологии — это новообразование личности, ее новое качество. Таким образом, на личностном уровне это сформированная внутренняя позиция школьника. Обусловлена она ведущей потребностью этого возраста (потребность в значимости).

От сформированности внутренней позиции школьника зависит учебная мотивация. От новой потребности – отношение к школе, классу и учителям, себе. Если необходимые психологические перестройки не произошли, то несмотря на смену возраста ребенок может оставаться дошкольником с соответствующими ему характеристиками.

  • плач;
  • конфликт;
  • стремление играть;
  • непонимание материала и требований;
  • психологическая травма.

Так что, дорогие родители, физический возраст – не показатель. Ребенок должен быть всесторонне готов.

Психологическая готовность предполагает личностную и интеллектуальную зрелость ребенка, произвольность и регуляцию поведения. Однако кроме психологической готовности можно выделить еще два компонента: морфофизиологическую и предметную готовность. Структурно это можно описать следующим образом (смотрите схему ниже).


Думаю, стоит рассказать о каждом компоненте отдельно. Сразу хочу отметить, что все три вида готовности неразрывно связаны и взаимообусловлены.

  1. Морфофизиологическая готовность предполагает гармоничное и своевременное развитие организма, то есть нормальное физическое и психическое развитие, здоровье. Это больше имеет отношение к медицине, клинической психологии. В рамках данной статьи нет смысла углубляться в эту тему.
  2. Предметная – сформированность знаний, умений, навыков. Опять же не так интересно и непонятно, но частично я затрону это во второй части статьи.
  3. Психологическая – сформированность средств и способностей для принятия новой социальной роли школьника. Психологическую готовность я как раз и хочу рассмотреть подробнее, так как именно она, на мой взгляд, является наиболее важной для благополучного обучения и привыкания.

Психологическая готовность состоит еще из трех элементов.

Личностная готовность

Предполагает сформированность мотивов (социальные, учебные, познавательные), их соподчинение и преобладание учебно-познавательных; коммуникативную готовность (стремление общаться); сформированность Я-концепции (понимание своих нравственных, физических и личностных качеств; адекватная самооценка); эмоциональную готовность (эстетические и интеллектуальные чувства, нравственные суждения).

Умственная зрелость

Для интеллектуальной зрелости характерна речевая готовность, сформированная память, образное и пространственное мышление, восприятие, воображение. Необходимо наличие способ­ности обобщать, сравнивать, дифференцировать, выделять главное, находить связи и зависимости, делать выводы.

Волевая готовность

Произвольность и регуляция, то есть волевая готовность, состоит в умении ребенка планировать свою деятельность и поведение; подчинять его мотивам, нормам и требованиям.

Общие рекомендации родителям

Можно сказать, что готовность к школе – это комплексный результат развития ребенка с рождения до 6-7 лет. Проверить это можно с помощью ряда специальных методик, о которых я расскажу позже. Но первично предположить готовность/неготовность можно по следующей особенности.

Дошкольный период всегда заканчивается возрастным кризисом. Так в психологии обозначают периоды перехода человека от одного этапа к другому. Это нормально. Кризисы должны быть. Другое дело если их нет.

Все это свидетельствует о том, что чадо готово к смене привычного уклада жизни. Более того, ему это необходимо.

При грамотной педагогической позиции родителей и учителей после кризиса семи лет в лице ребенка можно найти сотрудника, помощника. Все названные внешние проявления сигнализируют о внутреннем главном новообразовании – стремлении к самостоятельности; потребности занять социально значимую роль. В противном случае ребенку будет крайне сложно адаптироваться к новой социальной ситуации.

В дошкольном возрасте при благоприятных условиях развивается эмоционально-волевая сфера, познавательная, мотивационно-потребностная. То есть закладывается база личности. Психолого-педагогические ошибки и упущения в этот период могут вызвать ряд серьезных проблем в дальнейшем, начиная с момента поступления ребенка в школу.

Изучаем мотивационную (личностную) готовность

Знания и умения

Мотивационная готовность подразумевает стремление ребенка к посещению школы, вызванное каким-либо мотивом. Можно выделить адекватные и неадекватные. К первым относятся:

Что такое неадекватные мотивы? Это те случаи, когда мотив вроде и есть, а вроде и не имеет отношения к учебе. То есть это не те мотивы, которые нам нужны. Тем не менее их тоже нужно знать, чтобы при необходимости выявить и искоренить:

Оценить мотивационную готовность вы можете самостоятельно с помощью простого метода. Спросите напрямую, хочет ли ваш ребенок в школу. Если ответ положительный, то уточните, что именно его привлекает.

Как узнать мотивы ребенка

Оценить отношение ребенка к себе, другим, миру позволит наблюдение за ним во время игры. То есть то, как он держится в кругу сверстников и как те принимают его, как он выходит из конфликтных ситуаций, идет ли на уступки, чувствует ли себя участником группы.

Прямые и откровенные беседы – еще один самый простой способ заглянуть во внутренний мир своего ребенка. Как правило, дошкольники открыты, с удовольствием делятся всем. Конечно, если ребенок не запуган родителями. Но вы ведь не из таких? Значит, беседа сложится.

Как сформировать адекватный мотив

Для того, чтобы поспособствовать развитию положительного отношения со стороны вашего чада к обучению и подготовить его к поступлению в школу, нужно ориентироваться на базовые обязанности родителей:

  1. Опишите процесс обучения, предстоящие обязанности и права. Важно не придавать им эмоциональную окраску, особенно негативную. Вы просто вводите ребенка в курс дела, не уговариваете и не запугиваете.
  2. Работайте над познавательными мотивами. Ребенок должен ориентироваться на содержание.
  3. Объясните на примерах значимость режима, уроков, расписания.
  4. Работайте над саморегуляцией ребенка.
  5. Изучите каждый компонент готовности у вашего ребенка и при необходимости поработайте над ним.

Взаимодействие с ребенком, естественно, исключает разрушающие стили воспитания: авторитарность, диктатуру.

Изучаем интеллектуальную готовность

ЗУН

Интеллектуальная готовность предполагает сформированность на должном уровне внимания, памяти, мышления, мелкой моторики, речи. Сюда же относятся предметные компетенции, например, счет и окружающий мир. Итак, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет?

Внимание

О сформированности внимания расскажет способность ребенка полчаса заниматься одной деятельностью не отвлекаясь. Ребенок должен уметь воспроизводить, находить разницу.

Память

Для готового к обучению ребенка не составит труда запомнить стих, поговорку, высказывание. Он легко пересказывает небольшие тексты (до 5 предложений). Может запомнить до 12 изображений.

Мышление

Шестилетний малыш может видеть отличия и противоречия в сказках, рисунках. Ребенок, идущий в школу, может сам сложить пазл, а при помощи взрослых – простое оригами (самолетик).

Мелкая моторика

Старший дошкольник должен уметь составлять предложение из предоставленного ему комплекса слов. Он должен быть в состоянии объяснить поговорки, выражения (конечно, понимать их). Для успешного первоклассника не трудно составить рассказ по картинке или ряду изображений. Если речь идет о заучивании стихов, то, во-первых, с этим не должно быть проблем, во-вторых, рассказывать их нужно с выражением. Подготовленный ребенок может отличить звук от буквы.

Математика

В компетенции потенциального первоклассника должно входить умение прямого и обратного счета (от 1 до 10). Конечно, знание цифр и математических знаков. Ребенок должен быть в состоянии разделить квадрат и круг на две и четыре равные части. Выпускник детского сада, готовый к школе, хорошо ориентируется в пространстве тетради.

Окружающий мир

Ребенок должен ориентироваться на местности. Он должен быть в силах самостоятельно дойти до учебного заведения и обратно (или доехать), знать свой адрес, представлять свой город.

Будущий первоклассник обязательно должен быть в состоянии назвать свое полное имя (с фамилией и отчеством), имена своих родственников, их профессии. Ребенок должен быть знаком с основными природными явлениями и окружающими предметами (живыми и неживыми).

Изучаем волевую готовность

Конструктор

О волевой готовности расскажет умение ребенка контролировать и регулировать свое поведение. Он не должен слушаться, но должен вслушиваться, понимать содержание обращенной к нему информации.

Графический диктант – популярный способ проверки волевой готовности будущего школьника. Суть упражнения в рисовании ребенком геометрической фигуры под вашу диктовку. Одной фигуры, слушая ваши подсказки по направлению (клетка вправо, две влево). Или нескольких, слушая ваше перечисление (овал, круг, квадрат).

Конструктор как способ развития саморегуляции

Конструктор – оптимальный вариант для развития саморегуляции и произвольности ребенка. Идеально начать с воспроизведения образца. Например, предложите построить машину. В процессе внимательно наблюдайте за ребенком и фиксируйте его поведение по следующему плану:

Игра на развитие воли

Живем и готовимся к школе

При подготовке ребенка все задания должны преподноситься в игровой форме, не превращаясь в учебный процесс. Не обязательно даже выделять на это отдельное время. Обучение должно быть естественно вплетено в реальную жизнь. Самое главное, быть ненавязчивым и интересным.

Послесловие

Специфика поступления в школу состоит в том, что, как правило, детей отправляют учиться в 6 лет. В то время как природосообразным является возраст 7 лет. Во избежание проблем со школьной адаптацией целесообразно начать готовить ребенка заранее, а перед поступлением в школу оценить его готовность. По традиции на прощание хочу порекомендовать литературу. Она позволит вам более полно изучить свое дитя и спланировать работу с ним.

В настоящее время нет общепринятой методики оценивания готовности ребенка. Вы можете заранее узнать тот комплекс, который используется в планируемом вами учебном учреждении, и ориентироваться на него. Благодарю за внимание!


В жизни ребенка есть несколько особенных периодов. Один из них — это поступление в школу.

И многих родителей интересует вопрос, как же ребенок должен быть подготовлен к школе? Некоторые родители считают, что их ребенок должен еще до школы научиться читать, считать, писать, говорить по-английски, и отдают детей в кружки различной направленности.

Иногда у некоторых детей, особенно непосещающих детский сад, возникает страх перед школой. У таких детей появляется неуверенность в своих силах, низкая самооценка, боязнь отвечать взрослому, страх разлуки с родителями. В этом вопросе важную роль играют взрослые, в частности, родители. Они должны помочь преодолеть все страхи, вселить в ребенка уверенность в себя, сформировать авторитет учителя, позитивное отношение к школе. Объяснить, что учитель много знает; то, что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех; оценку ставит за то, что ребенок знает и как старается. Очень приятно получать пятерки, но, если это не всегда получается, значит, надо стараться больше и в конце концов обязательно получится.

Подготовка детей к школе в детском саду — процесс многогранный, комплексный, длительный. Подготовка начинается задолго до поступления ребенка в школу. Ребенок попадает в один из первых коллективов в своей жизни — группу детского сада, где он начинает знакомиться с правилами проживания в обществе; осознает себя, как личность; учится общаться, взаимодействовать с другими членами коллектива (детьми, взрослыми). У него формируется культура поведения в обществе.

Цель дошкольного образования — всестороннее развитие ребенка (физическое, коммуникативное, умственное, эмоционально-психологическое и др.). Необходимо научить детей преодолевать трудности и волнение, воспитывать желание учиться. К поступлению в школу на первое место выходит учебная деятельность. До этого периода дети учатся и получают знания в игре.

Почему дети любят загадки? В загадках есть вопрос, на который нужно найти ответ. Это очень хороший способ заставить ребенка думать. Когда дети научились отгадывать загадки, приходит время, и они сами начинают сочинять свои загадки и задавать их окружающим.

Очень важно воспитывать и развивать у детей самостоятельность. Не надо опекать ребенка там, где он может обойтись без опеки. Необходимо предоставить возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам. Это касается и в самообслуживании ребенка, и в трудовой деятельности, в умении обращаться со своими вещами, принадлежностями. В дальнейшем, это скажется и на мыслительных способностях, и на проявлении творческих умений и навыков. Выявлено, что дети, которые не приучены трудиться, например, выполнять обязанности дежурного по столовой, применять свои трудовые навыки и умения на прогулке и т. д., также не хотят трудиться и умственно непосредственно на занятиях.

Также очень важна психоэмоциональная атмосфера, окружающая ребенка, в развитии его творческих способностей. Важная особенность творчества детей — в насыщении яркими положительными эмоциями. Ведь когда ребенок вовлечен в происходящее, наполнен эмоциями, переживаниями, ему становится интересно и любопытно. Включается внимание детей, их мыслительная деятельность. Дети получают радость от высказанного ими правильного ответа на поставленный вопрос, на решение какой-либо проблемы; получают удовольствие от создания своих работ в изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации, конструировании). Яркие положительные эмоции становятся необходимыми для детей в том или ином виде творчества.

Кроме этого, у детей необходимо воспитывать старательность, ответственность, настойчивость в достижении результата. Очень хорошо, когда ребенок методом проб и ошибок сам достигает результата, добивается поставленной цели.

Чтобы хорошо и успешно учиться, необходимо развивать память, которую нужно тренировать. В этом очень помогает разучивание стихотворений, игры-задания в запоминании порядка предметов, картинок.

При грамотном поведении педагога ребенок становится уверенным в своих силах, возможностях. У него появляется инициативность, развитое воображение, любознательность. Формируется интерес к познавательной деятельности, что тем самым способствует развитию у ребенка активности..

Исходя из личного опыта автора, можно утверждать, что дети, у которых сформирован познавательный интерес, любят учиться, с нетерпением ждут чего-то нового, интересного. Каждое утро спрашивают, чем они сегодня будут заниматься, что будут рисовать или лепить. Дети не боятся преодолевать трудности и проявлять себя.

Подготовка детей к школе — не количество накопленных знаний, а готовность детей к мыслительной деятельности, к получению новых знаний, умение анализировать, рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные логические выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Чем лучше будут сформированы у ребенка эти качества, тем успешнее сложится его учеба в школе.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, школа, подготовка детей, готовность детей, знание, мыслительная деятельность, процесс обучения, умение.


Все без исключения родители заинтересованы в успешности обучения ребёнка. Поэтому начинают заранее готовить его к школе: записывают на подготовительные курсы будущих первоклассников, обучают чтению, письму и быстрому счёту.

Безусловно, эти навыки пригодятся ребёнку в процессе учёбы, но мамы и папы забывают про психологическую готовность детей к школе. Именно она свидетельствует о достаточной зрелости детской психики для перехода на новый этап развития – учебную деятельность.

Подробнее о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему она так важна, вы узнаете из данной статьи.


Содержание:

Что такое психологическая готовность к школе?

психологическая готовность к школе

Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.

Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.

У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.

Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.

Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.

Паша в 6 с половиной лет умел читать, писать печатными буквами и знал названия почти всех динозавров. Но у мальчика были трудности с поведением: капризничал по любому поводу, отказывался выполнять требования взрослых и постоянно нарушал дисциплину. С другими ребятами в группе Паша практически не общался, ему было трудно первым заговорить или пригласить поиграть. Психолог, исследуя готовность детей к школе, сообщила Пашиной маме, что ребёнок психологически не готов к обучению и рекомендовала оставить мальчика ещё на один год в детском саду. Мама была возмущена: почему у её сына низкий уровень готовности, ведь он столько всего знает и умеет! Не послушав совета специалиста, мама отдала Пашу в первый класс. Почти сразу у мальчика начались серьёзные проблемы. Уроки были ему неинтересны, учителя он не слушал, смотрел в окно или рисовал на парте. Домашние задания Паша делал только с маминой помощью и под её строгим контролем. Через месяц маму пригласил директор и рекомендовал перевести Пашу в коррекционную школу, поскольку тот не справляется с учебной программой.

Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.

Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

Компоненты готовности

Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:

Мотивационная готовность


Только то дело будет успешным, которое выполняешь с желанием и интересом. Поэтому к концу дошкольного возраста у ребёнка должно быть:

  • желание учиться, стремление получать новые знания;
  • интерес к познанию мира;
  • положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам.

Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.

Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.

Интеллектуальная готовность

Чем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
  • способность анализировать, обобщать, делать выводы;
  • определённый запас знаний об окружающем мире в пределах возраста.

Социально-личностная готовность

психологическая готовность ребенка к школе

Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:

  • умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
  • способность выполнять требования взрослого;
  • отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
  • развитые моральные принципы;
  • адекватная самооценка.

Эмоционально-волевая готовность

Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:

  • способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
  • умение доводить начатое до конца;
  • произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
  • умение преодолевать трудности при достижении цели;
  • умение действовать по правилам.

У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.

Методы диагностики

Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.

Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.


Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.

Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению

психологическая готовность к школьному обучению

Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:

Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:

Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе

  1. Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
  2. Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
  3. Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
  4. Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.

О том, как правильно организовать рабочее место, чтобы повысить мотивацию и не навредить здоровью, читайте в материале Рабочее место школьника: выбираем стул и стол.

Активизируем познавательные способности

Обучаем взаимодействию

психологическая готовность детей к обучению в школе

  1. Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
  2. Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
  3. Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.

Развиваем волю и контролируем поведение

Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие. Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей.

Что означает понятие

Представьте готовность вашего ребенка к школе в виде цветка. Для того чтобы он распустился, нужны крепкие корни. Корни - это хороший уровень развития памяти, внимания, воображения, логического мышления, волевых качеств. Почва - среда, в которой развивается малыш. Питание цветок получает через листья - уровень психического развития и уровень саморегуляции. Эти две составляющие имеют просто огромное значение для успешного усвоения учебного материала.

Довольно часто встречаются родители, чьи дети не могут сконцентрировать внимание на учебных заданиях, не способны слушать учителя. Мамы отмечают: в начале учебного года малыш с радостью шел в школу, а спустя некоторое время желание учиться пропадало. Ребенок становился вялым, болезненным или, наоборот, превращался в маленького деспота и драчуна. И даже если раньше первоклашка умел достаточно хорошо читать, успеваемость в целом существенно снижались, по сравнению с детьми, хуже подготовленными к школе.

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.

Детские психологи выделяют несколько критериев готовности ребёнка к школе.

Физическая готовность.

Обучение в школе связано с большими физическими и психологическими нагрузками. Заполняя медицинскую карту ребёнка перед поступлением в школу, вы легко сможете сориентироваться в данном вопросе и получить консультацию у врачей-специалистов. Если у ребёнка есть серьёзные проблемы со здоровьем и вам рекомендованы специальные формы обучения или специальная школа, не пренебрегайте советами врачей.

Интеллектуальная готовность.

Она включает в себя багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, воспроизводить данный образец; развитие мелкой моторики; концентрация внимания и др.). Интеллектуальная готовность — это не только умение читать и писать, но и развитие речи (умение ответить на вопрос, задать вопрос, пересказать текст, умение рассуждать и мыслить логически.

Социальная готовность.

Это потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Психологическая готовность.

С этой точки зрения готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не только внешней стороной (замечательный ранец, красивая ученическая форма, но и возможностью получать новые знания и умения. Ребёнок, готовый к школе, желает учиться и потому, что ему хочется занять определённую позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослых, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.

Как узнать, готов ли ребёнок идти в школу?

Школьными психологами разработаны специальные методики, позволяющие определить уровень готовности ребёнка к школе. Обратитесь за помощью к психологу, работающему в детском саду, который посещает ваш ребёнок.

1. Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25—30 минут (например, собирать конструктор или пазлы?

2. Говорит ли ваш ребёнок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдёт новых друзей?

3. Может ли ваш ребёнок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?

4. Знает ли ваш ребёнок наизусть несколько стихотворений?

5. Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых людей ведёт себя непринуждённо, не стесняется?

6. Умеет ли ваш ребёнок изменять имя существительное по числам ( например: рама — рамы, ухо — уши, человек — люди, ребёнок — дети?

7. Умеет ли ваш ребёнок читать без ошибок по слогам или, что ещё лучше, целиком слова, состоящие из 2—3 слогов?

8. Умеет ли ваш ребёнок считать до двадцати и обратно?

9. Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?

11. Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?

12. Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию?

13. Может ли ваш ребёнок обобщать понятия (например, назвать одним словом, а именно: мебель) стол, диван, стул, кресло?

14. Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник?

15. Знает ли ваш ребёнок названия времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?

16. Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?

Если вы утвердительно ответили на 15—16 вопросов, можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.

Если вы утвердительно ответили на 9—13 вопросов, значит ваш ребёнок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.

Если вы утвердительно ответили на 8 (и менее) вопросов, значит вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.

Что элементарно должен знать ребенок, поступающий в школу.

(интеллектуальная готовность к школе)

1. Общий кругозор:

• Как зовут родителей.

• В какой стране живет.

• Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).

• Знание профессий, видов спорта, транспорта.

• Уметь объяснить закономерности природных явлений.

• Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.

• Определение четвертого лишнего.

• Умение решать логические задачи.

• Сложение фигур из частей.

• Сложение из счетных палочек.

• Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

• Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).

• Повтор 10 слов или цифр.

• Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).

• Отвечать на вопросы и задавать их.

• Строить рассказы по картинкам.

• Заучивать наизусть стихи, прозу.

• Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.

• Уметь чертить прямую линию.

• Писать печатную букву по образцу.

• Вырезать из бумаги.

• Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.

• Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.

7. Математические знания:

• Знать цифры (от 0 до 9).

• Называть числа в прямом и обратном порядке.

• Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.

• Соотносить цифру и число предметов.

• Ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Как подготовить ребёнка к школе?

1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.

2. Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час – два в выходные дни.

5. Дети эмоционально – отзывчивы, поэтому если Вам не хочется играть в какую-то игру или Вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие. С плохим настроением, через силу, не играйте с ребёнком. Пользы это не принесёт. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для Вас. В этом случае создаётся положительная атмосфера для усвоения и развития.

Самым распространённым и правильным остаётся мнение, что перед поступлением в школу родители или преподаватели детского сада должны дать ребёнку начальные знания – знать звуки, и цифры, рисовать карандашами и красками, вырезать ножницами картинки.

Но самое главное то, что при подготовке ребёнка к школе необходимо учитывать его индивидуальные способности и оценить таланты своего ребёнка. Правильная оценка этих качеств и помощь в решении, каких – либо проблем, поможет ребёнку успешно адаптироваться в школе и получать знания, радость и удовольствие.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Читайте также: