Школа семья здоровый образ жизни

Обновлено: 28.06.2024

а) Аналитический блок (анкетирование, мониторинг, тестирование).

б) Информационный блок (памятки, витрины, выставки).

в) Организационный блок (формы и методы работы).

г) Практический блок (примерный календарно – тематический план на пе-риод реализации проекта).

5. План-график реализации проекта

6. Заключение 7. Список литературы

«ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ — БУДУЩЕЕ СТРАНЫ,

Обоснование выбора темы проекта, его актуальность.

Здоровье человека - актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов – медиков,75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем,что для детей самое важное – это хорошо учиться.

В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Многочисленные исследования последних лет показы-вают,что около 25- 30 %детей,приходящих в 1-е классы, имеют те или иные откло-нения в состоянии здоровья. А ведь «школьный фактор «-это самый значимый по си-ле воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей.

Поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.

Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье обучающегося. Таким образом,перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья обучающихся после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на ос-нове здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога,работающего с детьми младшего школьного возрас-та. Разрешить эти проблемы представляется возможным через проектирование здо-ровьесберегающих технологий.

Освоение культуры здорового образа жизни строится на основе преемственного вза-имодействия с ребенком в условиях школы и семьи, что решает задачу сделать роди-телей своими союзниками в воспитание у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. А также выработать единые педагогические требования к обущающимся. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе се-мейного воспитания. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благо-приятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейно-го физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных цен-ностей. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания школьника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социаль-ных институтов – школы и семьи. Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.

В процессе взаимодействия с семьей используются разнообразные формы работы : информационно – аналитические (выявление интересов родителей, потреб-ности, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности); досуговые (сов-местные досуги праздники, участие родителей и детей в выставках); познавательные; наглядно–информационные.

2. Цели и задачи проекта, предполагаемые итоги реализации проекта.

3. Цель — организация совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

1. Выявление готовности семьи к активному взаимодействию со школой по охране и укреплению физического и психического здоровья детей;

2. Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совер-шенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, закаливания;

3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни : выработка привычки к соблю-дению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

4. Воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития лично-сти;

5 .Обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья на период обучения в школе ;

6. Сохранение работоспособности обучающихся.

7. Формирование у обучающихся знаний,умений и навыков по здоровому

образу жизни;

8. Снижение уровня заболеваемости обучающихся.

. 9. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.

Срок реализации: два года обучения.

Участники проекта : дети младшего школьного возраста, родители и учителя,

Предполагаемые итоги реализации проекта :

1. Снижение уровня заболеваемости воспитанников.

2. Повышение уровня физической подготовленности.

3. Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;

4. Заинтересованность родителей, как участников здоровьесберегающего образова-тельного процесса;

4. Эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса : детей, родителей, педагогов, медицинского персонала;

6. Эффективное использование предметно-развивающей здоровьесберегающей среды класса.

Основное условие, которое должно выполняться при реализации проекта–это си-стемность и последовательность действий. Критерии оценки реализации проекта :

- состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмот-ров, наблюдений медицинского персонала и врача;

- сокращение количества пропущенных дней по причине болезни;

- диагностика отношения детей к здоровому образу жизни (анкетирование);

- показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здо-ровья детей (анкетирование, книга отзывов и предложений).

4. Структура проекта.

Проект состоит из блоков, куда входят виды деятельности, формы и методы, позво-ляющие решать поставленные задачи.

а). Аналитический блок:

б). Информационный блок :

- подбор наглядной информации;

- оформление фотовитрин, папок–передвижек;

- проведение выставок, презентаций;

- составление памяток для родителей;

в). Образовательный блок :

- нетрадиционные формы и методы работы : гостиная здоровья, семейные творческие проекты.

г). Практический блок: календарно-тематический план работы на два года

1. Аналитический блок. Включает себя активные методы взаимодействия со школой, формы организации, которые сочетаются с ценностными ориентирами в повседнев-ной практике. Его работа строится на основе запросов и интересов родителей, которые формируются в процессе анкетирования (Приложение 1., направленное на выявление знаний родителей о здоровье детей, которые позволяют корректировать работу в течение года. Мониторинг позволяющий отследить эффективность или не эффек-тивность реализации данного проекта, который проводиться 1 раз в год, в мае (При-ложение 2). Тестирование помогает сделать родителям определенные выводы отно-сительно проблем воспитания детей и дополнить представления о них как о родителях (Приложение 3).

2. Информационный блок. Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ре-бенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация по теме здоровьесбережение детей, где родители получают консультации специалистов: учителя – и педагога – психолога, медицинских работников, учителя по физической культуре. Информационные материалы регулярно обновляются в зависимости от рубрики:

• Оформление фотовитрин -1 раз в три месяца;

• Оформление папок – передвижек -1раз в месяц;

• Проведение выставок презентаций -1раз в 2 месяца;

• Составление памяток для родителей - 1раз в месяц.

3. Образовательный блок.

4. Практический блок.

Практический блок составлен на основе аналитического и организационного блока, который интегрировал в план-график реализации проекта.

План – график реализации проекта

№ п/ п Сроки Цель: Мероприятия Ответственные

1 январь Ознакомление ро-дителей с форми-рованием культу-ры здоровья де-тей. Определение роли семьи в вос-питании детей.

• Показ ви-деофрагментов пя-тиминуток с ис-пользованием ды-хательной гимна-стики детьми.

8 Ноябрь Познакомить ро-дителей со сказ-котерапией, как средством кор-рекционно-развивающей (ле-чебной) педагоги-ки

10 Январь Познакомить ро-дителей и детей с прогулками, как средством разви-тия двигательной активности детей Прогулка

12 Март Познакомить ро-дителей и детей с техникой релак-сации, которая способствует

снижению эмоци-онального и пси-хического напря-жения, тревожно-сти. Осознание своих телесных ощущений и пе-реживаемых чувств. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Оп-тимизация мы-шечного тонуса. Релаксация.

13 Апрель Приобщение ро-дителей к со-трудничеству, поделиться опы-том оздоровления с другими семья-ми. Защита проектов.

• Дегустация вита-минных салатов.

3. Витаминные са-латы - памятка.

14 Май Сформировать желание прово-дить оздорови-тельные меропри-ятия и в летний период. Здравствуй, лето!

1. Отчет о резуль-татах мониторинга (сводная за 2 года).

2. Мини поход в лес.

4. Анкетирование родителей о ре-зультатах работы (приложение № 7). Воспитатель, родители.

НОД по формированию здорового образа жизни НОД по формированию здорового образа жизни Цель: формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой.

Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у детей 1. Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки. 2. Соблюдайте режим дня. 3. Лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.

Роль семьи в формировании здорового образа жизни Роль семьи в формировании здорового образа жизни Носкова Н. В., муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана.

Совместная деятельность дошкольного образовательного учреждения с родителями по формированию здорового образа жизни детей Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку.

Взаимодействие семьи и ДОУ как условие формирования здорового образа жизни детей Здоровье – великая ценность каждого человека. А здоровье детей дошкольного возраста – залог благополучия всего нашего общества. Именно в.

Проблема здоровья современного человека как никогда актуальна в нашем обществе.

ВложениеРазмер
rol_semi_i_shkoly_v_priobshchenii_detey_k_zdorovomu_obrazu_zhizni.docx 25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема здоровья современного человека как никогда актуальна в нашем обществе и ее показателем является демографическая ситуация.

  • формирование у населения понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения;
  • создание условий для сохранения и улучшения физического, эмоционально-психического и нравственного здоровья и качества жизни населения.

Задачи приобщения к здоровому образу жизни:

  • Знакомить с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
  • Создавать условия для формирования культуры сохранения собственного здоровья;
  • Способствовать преодолению вредных привычек средствами физической культуры и занятием спортом.
  • Выявить настоящее состояние физического и психического здоровья детей через привлечение к данной проблеме медицинских работников, родителей, психологов, членов медико-педагогической комиссии.
  • Улучшить материально-техническую базу, переоборудовать спортзалы, приобрести современное спортивное оборудование.
  • Внедрить современные методы мониторинга здоровья.
  • Разработать новые технологические методы коррекции и реабилитации для детей с различными видами нарушений в физическом и психическом развитии.
  • Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни детей и подростков.
  • Пропагандировать ЗОЖ (проведение конкурсов, акций, классные часы, лекции, беседы).
  • Сформировать здоровые взаимоотношения с окружающим миром, обществом и собой.
  • Повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка.
  • Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья ребенка.
  • Вовлекать учащихся в занятия утренней пробежки, физической культуры и спорта.
  • Создать условия для полноценного питания школьников.
  • Воспитать негативное отношение к вредным привычкам.
  • Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования потребности здорового образа жизни.
  • Повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка.

И главная цель предложенных мероприятий в конечном итоге сводится к увеличению продолжительности продуктивного и трудоспособного возраста населения УМР и увеличение качества жизни каждого гражданина в отдельности.

Проблема состояния здоровья школьников требует поиска путей и средств для ее решения. Актуальность проблемы привлекла к ней большое внимание ученых - психологов, педагогов, медиков, социологов. Поэтому не удивительно, что в последние годы появились книги, статьи, исследования, в которых предлагаются различные подходы к ее решению.

Тренировка навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) наиболее актуальна в младшем возрасте, т.к. в этот период способности ребёнка к самонаблюдению, самоизучению и самоанализу недостаточны для осуществления эффективного самоконтроля. Исследователи предлагают приучать ребёнка к действию по алгоритму, являющемуся упрощенной моделью ЗОЖ.

В связи с чем, проведение достаточного количества разнообразных школьных мероприятий по тематике ЗОЖ несомненно приведут к положительным результатам.

Участие родителей в приобщении их детей к здоровому образу жизни

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Организация полноценного питания в школе

Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни.

Рациональное питание обучающихся – одно из условий создания здоровье – сберегающей среды в общеобразовательном учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности, для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.

Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фаст-фудами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей.

Здоровое (рациональное) питание – одна из главных составляющих здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма. В настоящее время происходит значительное изменение отношения людей, в первую очередь социально активных слоев населения, к собственному здоровью: исчезают старые представления о том, что здоровье ничего не стоит, затраты на него не дают никакой отдачи и им можно пренебречь. Становится все более понятным, что именно здоровье – самое ценное достояние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия. Питание современного человека становится основным фактором риска развития многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, сердечно – сосудистой системы и онкологических процессов. В организме человека нет органа или системы, от характера питания которого не зависели бы его нормальное функционирование и работоспособность. Правильное питание играет огромную роль на каждом этапе развития организма Физиологический смысл питания: чем больше выбор питательных и витаминных блюд, тем полноценнее обеспечение организма незаменимыми пищевыми веществами.

Можно смело утверждать, спортивное ориентирование отличный способ разнообразить занятия бегом и ходьбой. Во время таких тренировок работают не только мышцы, но и ум.

Идея такая: несколько пунктов назначения разбросаны на местности. Ваша задача, самостоятельно выбрав скорость и направление передвижения, добраться до всех пунктов в определенном порядке и, иногда, в указанном промежутке времени. Приходя на точку, вы отмечаетесь и в финале должны иметь полный список контрольных пунктов и отметки с них.

Каждая нужная вам точка отмечена на карте, однако нет никакого конкретного пути от одного пункта до другого, именно в составлении маршрута и лежит главная задача.

Скорость так же важна, в подобных мероприятиях участвуют несколько человек, а иногда и несколько команд. Длина дистанции и природные условия могут быть совершенно разными. При каждом отдельном случае, в зависимости от возраста участников и их физической подготовки, длина пути и место проведения будут разными.

Спортивное ориентирование можно сделать познавательным. Можно привести много примеров различных квестов, которые будут интересны детям и подросткам, которые позволят охватить все их интересы и достич желаемого эффекта – отвлечь детей от компьютерных игр, вывести их на улицу и приобщит к здоровому образу жизни.

Такого рода занятия насыщенные, эмоциональные, с достаточной физической и умственной нагрузкой, которую можно дозировать непосредственно под каждого занимающегося. Во время занятий хорошо прослеживаются межпредметные связи, приобретаются жизненно важные умения и навыки, развиваются личностные качества учащихся, совершенствуются физические и функциональные возможности организма.

Дети стремятся обменяться мнениями, научиться чему-то полезному. Именно здесь в различных играх и жизненных ситуациях они учатся поступать справедливо и честно. На занятиях можно научить ребят преодолевать препятствия, ставить палатку, оказывать первую медицинскую помощь. Кроме всего прочего, в теоретической части урока закладываются основы понятий о здоровье и здоровом образе жизни, учащиеся получают знания по оказанию медицинской помощи и профилактических мерах предупреждения травм и заболеваний.

Место проведения – учебные заведения младшие классы, проводится агитбригадой.

Проект

Актуальность создания данной программы обусловлена ухудшением здоровья младших школьников в связи с учебной перегрузкой и гиподинамией; необходимостью разработки педагогических рекомендаций по организации совместной просветительской, воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы педагогов, родителей и медицинских работников по формированию здорового образа жизни учащихся начальных классов.

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

По данным исследований Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит… образ жизни 50% окружающая среда 20% наследственност ь 20% медицина и здравоохранение 10% © Фокина Лидия Петровна

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 30% детей, приходящих в школу, имеют те или иные отклонения в здоровье. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Число близоруких детей увеличивается с 1­го класса к выпускным с 3,9% до 12,3%; с нарушениями осанки – с 1,9% до 16,8%; с заболеваниями ЖКТ – с 5,6% до 16,4%; с хроническими заболеваниями – с 15,9% до 17,3%. © Фокина Лидия Петровна

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Сравнительный анализ состояния здоровья обучающихся 1 класса (23 человека), 4 класса (24 человека) Заболевания в 2016 – 2017 учебном году 1 класс 4 класс Нарушение зрения Сколиоз Заболевания ЖКТ 17% (4 человека) 26% (6 человек) 30% (7 человек) 25% (6 человек) 37% (9 человек) 37% (9 человек) Хронические заболевания 9% (2 человека) 12% (3 человека) © Фокина Лидия Петровна

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Актуальность создания данной программы обусловлена ухудшением здоровья младших школьников в связи с учебной перегрузкой и гиподинамией; необходимостью разработки педагогических рекомендаций по организации совместной просветительской, воспитательно­образовательной и физкультурно­ оздоровительной работы педагогов, родителей и медицинских работников по формированию здорового образа жизни учащихся начальных классов. © Фокина Лидия Петровна

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Задачи проекта: 1. Привлечь внимание родителей к здоровьесбережению. 2. Повысить компетентность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей и собственного здоровья. 3. Обучить родителей эффективным формам и методам формирования навыков здорового образа жизни. 4. Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у ребёнка ценностных ориентиров здорового образа жизни. © Фокина Лидия Петровна

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Участники проекта:  родители обучающихся 1 – 4 классов;  дети младшего школьного возраста;  педагогический коллектив;  медицинский персонал;  социальные партнёры. © Фокина Лидия Петровна

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Условия реализации проекта:  Установление партнёрских отношений с семьёй, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.  Создание системы просветительской работы с семьями обучающихся.  Насыщение проекта различными формами совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов. © Фокина Лидия Петровна

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Планируемые результаты:  Сохранение и укрепление здоровья учащихся и осознания важности ведения здорового образа жизни.  Увеличение знаний родителей о психофизических особенностях детей младшего школьного возраста.  Апробирование новых форм и методов работы классного руководителя с родителями по формированию основ здорового образа жизни.  Повышение интереса семей обучающихся к спортивным мероприятиям.  Вовлечение семей в мероприятия, способствующие формированию ЗОЖ. © Фокина Лидия Петровна

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Этапы реализации проекта: I. Организационно – подготовительный. II. Основной. III. Заключительный (рефлексия). © Фокина Лидия Петровна

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Организационно – подготовительный этап. На этом этапе изучаются психолого – педагогическая литература, нормативные документы. Формируется тема проекта, определяется проблема, проводится входная диагностика. Разрабатывается система социально – педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьями обучающихся по формированию навыков ЗОЖ, структура, план, программа действий. Подбираются формы и методы работы для реализации проекта. © Фокина Лидия Петровна

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Основной этап. На данном этапе осуществляется реализация проекта по организации социально – педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьями ребёнка младшего школьного возраста. Работа педагогов с родителями обучающихся. Взаимодействие участников проекта. © Фокина Лидия Петровна

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Заключительный этап (рефлексия). Подведение итогов, мониторинг, анализ результатов. Эффективность реализации проекта. Планирование работы с семьями обучающихся на следующий учебный год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа проведённой работы. © Фокина Лидия Петровна

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Формы взаимодействия педагогов и родителей:  Тематические родительские собрания.  Индивидуальные и групповые консультации для родителей.  Тематические беседы с обучающимися и родителями.  Классные праздники, семейные гостиные.  Малые олимпийские игры (семейные).  Походы выходного дня, экскурсии.  Дни открытых дверей в ОУ.  Выставки семейного творчества. © Фокина Лидия Петровна

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Основные направления реализации проекта: 1. Социально – педагогическая диагностика (изучение образа жизни семей; выявление особенностей семейного воспитания; отношение родителей к проблеме здоровьесбережения) . 2. Валеологическое просвещение родителей (знакомство родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребёнка; привлечение родителей к участию в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей; обучение родителей конкретным приёмам и методам оздоровления). © Фокина Лидия Петровна

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

3. Организация совместного досуга семьи и школы (спортивные праздники, встречи с интересными людьми, вернисажи, совместные проекты, выпуск семейных газет, походы, экскурсии). 4. Участие родителей в воспитательно – образовательном процессе (создание условий для активного взаимодействия школы и семьи в вопросах обучения и воспитания). 5. Профилактика семейного неблагополучия (патронаж семей, индивидуальные консультации, беседы, работа родительского комитета, заседания педагогического консилиума). © Фокина Лидия Петровна

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Результативность проекта 1. Динамика формирования установки на ЗОЖ обучающихся начальной школы и их родителей возросла с 43% до 87%. 2. Процент посещаемости обучающимися спортивных секций возрос с 17% до 41%. 3. 93% родителей обучающихся начальной школы принимают активное участие в мероприятиях, способствующих сохранению здоровья обучающихся (походы, экскурсии, посещение бассейна, ледового дворца, малые олимпийские игры). © Фокина Лидия Петровна

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Реализация проекта позволила:  Эффективно использовать ресурсы образовательного учреждения.  Установить стратегическое партнёрство семьи и школы.  Удовлетворить потребность родителей в педагогическом просвещении.  Повысить компетентность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей и собственного здоровья.  Создать механизм преемственности в ранней профилактической работе с родителями младших школьников. © Фокина Лидия Петровна

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

Библиографический список: 1. Мудрость воспитания. Книга для родителей./ Сост. Б.М. Бим­Бад., Э.Д.Днепров, Г.Б. Корнетов. – М.:Педагогика, 1987. 2. Дереклеева Н.И Родительские собрания 1 – 4 классы. М., 2005. 3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М., 2007. 4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: Вако, 2004. 5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М.: Вако, 2007. 6. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные планы. 3 класс/ Сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2004. 7. Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников./ М., Просвещение, 2005. © Фокина Лидия Петровна

Проект "Семья - Школа - Здоровый образ жизни".

Проект

8. Формы и методы работы по формированию представлений о здоровом образе жизни учащихся начальных классов./ Авт. Л.П. Нестеренко, Е.Ю. Головинская, М.С. Мышкина, Н.А. Семенова. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2005. 9.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под. ред. А. Г. Асмолова. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2010. 10.Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю.Приобщение школьников к здоровому образу жизни. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 11.Психолого­педагогическое обеспечение социального здоровья детей и подростков в условиях дополнительного образования: Методическое пособие/ под ред. Н.Н. Никитиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. © Фокина Лидия Петровна


В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, отношение к здоровью.

Формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения является основополагающим фактором, определяющим здоровье населения страны сегодня и завтра. Современная социокультурная ситуация в России показывает, что проблема направленности развивающейся личности на здоровый образ жизни актуальна, о чем свидетельствуют такие негативные явления, как алкоголизация и наркотизация молодежи, рост тяжелых заболеваний, низкая культура отношения к своему здоровью.

Научную разработку вопрос ориентации подростков на здоровый образ жизни получил в трудах учёных и педагогов-практиков XX века: В. А. Ананьева, И. И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, Т. Н. Захаровой, М. Ф. Клименова, Н. К. Смирнова, в которых они указывали, что здоровье детей более чем здоровье взрослых подвержено влиянию всей совокупности социальных, экологических, экономических и других факторов окружающей среды [1].

Сегодня и отечественные и зарубежные авторы отмечают, что решения, которые подростки принимают в отношении здоровья, являются результатом комплексного взаимодействия следующих факторов:

‒ Их собственные знания о том, какие последствия для здоровья могут иметь некоторые виды поведения.

‒ Их собственная способность оценить риск и принять рациональное решение.

‒ Поведение родителей. Подростки копируют действия и ценности своих матерей и отцов. Таким образом, если родители не заботятся о своем здоровье, то и их дет- подростки также бывают безразличны к этому.

‒ Ресурсы, доступные подросткам и их семьям. У некоторых семей может быть и есть желание вести здоровый образ жизни, но нет средств.

‒ Давление со стороны сверстников. Сверстники могут убеждать друг друга быть сексуально активными, употреблять алкоголь или наркотики либо совершать опасные поступки, например, плавать в местах с сильным течением. И наоборот, сверстники могут настаивать на использовании презервативов, избегании наркотиков и участии в спортивных мероприятиях или тренировках.

‒ Ценности общества. Сцены, которые они видят по телевидению и в кино, а также направленная на них реклама в СМИ часто становятся причиной далеко не идеального поведения, влияющего на здоровье [2].

Здоровье подростка в значительной степени определяется условиями его жизни, прежде всего, в семье и школе [3]. В период обучения в школе формирование навыков здорового образа жизни подростков имеет свои особенности и определяется психофизическими характеристиками школьников, а также нацеленностью педагогов и родителей на то, чтобы дети не только получили образование, но и одновременно смогли сохранить и укрепить свое здоровье [4].

В нашей исследовательской работе мы поставили перед собой цель выявить, как семья и школа влияют на отношение подростков к здоровому образу жизни и показать, что разные условия организации образовательно-воспитательного пространства воздействуют в разной степени на субъективное отношение учащихся к ведению здорового образа жизни.

В исследовании принимали участие 17 учащихся 9К (кадетского) класса с родителями (17 человек) и 16 учащихся 9А класса с родителями (16 человек) в возрасте 15 лет Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 г. Урая.

Результаты анкетирования показали, что родители обоих классов в равной степени заинтересованы вопросами здорового образа жизни: они читают специальную литературу и используют полученные знания при воспитании детей, активно приобщают детей к здоровому образу жизни через свой личный пример. Но по некоторым показателям родители учащихся кадетского класса занимают более активную позицию. Например, обдуманно организуют здоровое питание в семье: все родители отдают предпочтение полноценному и регулярному питанию, в отличие от родителей учащихся обычного класса, которые указали в ответах нерегулярное питание и преобладание в рационе одного вида продуктов. Также все родители учащихся кадетского класса отметили, что пытаются воздействовать на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни.

Вышеназванные характеристики здорового образа жизни положительно влияют на здоровье всей семьи: родители здоровы, а дети редко болеют. А если и болеют, то, как считают родители учащихся кадетского класса, не по причине недостаточного физического воспитания в семье.

Таким образом, можно сказать, что родители учащихся 9К класса более внимательно относятся к вопросам здоровья своих детей, понимают и осознают важность приобщения детей к здоровому образу жизни, выстраивая внутренний уклад семьи на принципах здоровья и показывая на личном примере положительное отношение к ЗОЖ. Это может быть связано с тем, что родители учащихся кадетского класса разделяют те ценности, которые прививает в детях кадетское воспитание: нравственная стойкость, порядочность, физическое и духовное совершенствование, в том числе и через спорт, уважение к воинскому делу и неравнодушие к судьбе своей страны.

Данная методика состоит из двух тестов. В первом тесте учащимся нужно было проранжировать жизненные ценности (например, материальное благополучие; общение с природой; здоровье) по степени их значимости в две колонки: наиболее важные и наименее важные.

Во втором тесте учащимся предлагается выбрать из двух высказываний то из них, которое больше соответствует их мнению, тому, что они чувствуют, думают в определенных ситуациях, как они обычно себя в них ведут.

Первый тест методики показал, что у подростков 9К класса уровень отношения к здоровью является высоко доминантным (значимым) — 59 % и полностью отсутствует низкая доминантность — 0 %, нежели у подростков 9А класса: высокий уровень значимости здоровья присущ только 44 % и есть ребята с низким уровнем значимости — 12 %.

Результаты по второму тесту распределились следующим образом:

‒ В обоих классах преобладает средний уровень эмоционального отношения к здоровью: 59 % у кадетов и 56 % у обычных учащихся. Подростки еще находятся на пограничном состоянии между необходимостью заботиться о своем здоровье под давлением каких-либо обстоятельств и личным желанием заниматься этим ради удовольствия.

‒ В обоих классах преобладает средний уровень познавательного отношений к здоровью: 29 % у кадетов и 38 % у обычных учащихся. Это означает, что учащиеся готовы воспринимать и перерабатывать новую информацию по проблеме здоровья, но им пока сложно сделать это в одиночку, т. е. самостоятельно и без помощи посторонних лиц.

‒ Преобладание в обоих классах среднего уровня практического отношения к здоровью: 53 % у кадетов и 50 % у учащихся обычного класса. Подростки с удовольствием включаются в практические действия и мероприятия, направленные на укрепление их здоровья, но организованные другими людьми, а не по их собственной инициативе.

Суммировав результаты по четырем сферам отношения к здоровью, мы выявили, что и в кадетском, и в обычном классах сформирован средний уровень интенсивности отношения к здоровью: 59 % — у первых и 36 % — у вторых. Иными словами, учащиеся положительно относятся к здоровью и к здоровому образу жизни.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

‒ Для учащихся кадетского класса характерен более высокий уровень сформированности отношения к здоровому образу жизни в отличие от учащихся обычного класса.

‒ На формирование системы ценностей здорового образа жизни у подростков влияют, прежде всего, отношение к здоровью в семье и пример родителей. Родители учащихся кадетского класса проявляют в этом вопросе глубокую заинтересованность и принципиальность.

‒ Немаловажным фактором, способствующим развитию осознанного положительного отношения к здоровому образу жизни у подростков, является система школьного воспитательного процесса с комплексом вариативных мероприятий как профилактического характера, так и приобщающих к здоровому образу жизни и пропагандирующих здоровье, как одну из главных ценностей жизни каждого человека. Воспитательная работа в кадетском классе построена на совершенствовании духовно — нравственного и физического потенциала подростка, что позволяет получать более высокие результаты в воспитании здорового подрастающего поколения.

‒ Современным подросткам не хватает базовых теоретических знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни. Приобретенные знания носят бессистемный поверхностный характер, что и определяет, в целом, средний и низкий уровень культуры здоровья у учащихся, как кадетского, так и обычного классов.

‒ Формальный подход в организации и проведении мероприятий по продвижению здорового образа жизни в рамках школы чаще всего является причиной незаинтересованности и равнодушия подростков.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, кадетский класс, здоровье, обычный класс, родитель учащихся, подросток, класс, родитель, учащийся, Индекс отношения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья-это целый мир со своими правилами, отношениями к жизни, здоровью, воспитанию. В семье закладываются основы личности физического, нравственного и духовного здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и приятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальность. Родители должны научить своих детей воспринимать жизнь и здоровье как величайшую ценность. Задача родителей – донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья.

Влияние семьи на формирование культуры здоровья ребёнка зависит от следующих факторов:

1. Социально – культурного ( определяющего образовательным уровнем родителей и их ценностными установками на укрепление и сохранения своего здоровья и здоровья своих близких;

3. Технико-гигиенического (условия проживания, особенности образа жизни);

Воспитание культуры ЗОЖ в семье


Роль школы в формировании здоровьесбергающего пространства и формировании ЗОЖ школьников

Школа является одним из социальных институтов, где дети проводят много времени, обучаясь, развиваясь и реализуясь как учащиеся. Поэтому в школе создаются максимально благоприятные условия по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Аспекты сохранения здоровья в школе


В современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребёнка, вокруг него должна быть создана атмосфера уюта и доброжелательности. Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет главную роль. Свою воспитательную работу я строю на принципах: “Уважай, твори, доверяй!”. Я являюсь учителем физической культуры, поэтому в воспитательной работе в своем классе выбрала направление воспитание культуры здорового образа жизни.

Для реализации воспитательного направления по формированию знаний и навыков здорового образа жизни я использую следующие активные формы работы с детьми:


Проведение интеллектуальных игр, акций по теме здоровый образ жизни, флешмобов направлены на развитие познавательной деятельности, валеологической грамотности, творческих способностей, воспитание ценностного отношения детей к своему здоровью.

Важнейшим условием сохранения здоровья учащихся является оптимальный двигательный режим. Активные движения повышают устойчивость к заболеваниям, служат профилактикой гиподинамии, способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания. Кроме этого, при выполнении движений у детей формируются нравственные качества, поднимается настроение. Таким образом, двигательная активность является условием гармоничного развития детей. По данным САН ПиН, уровень двигательной активности для школьника составляет 8 – 12 часов в неделю. Считаю, что главной задачей для меня как классного руководителя и учителя физической культуры является формирование у учащихся системы знаний и практических умений, способствующих использованию возможностей своего организма для поддержания своего здоровья через организацию уроков физической культуры, внеклассных спортивных мероприятий.

Цель внеклассных спортивных мероприятий - сохранение и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, гармоничное развитие личности ребенка.

-обеспечение физического и эмоционального развития ребенка в образовательном учреждении;

-формирование у детей стремления к сохранению своего здоровья через развитие устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;

-вовлечение в систематические занятия физическими упражнениями как можно большего количества школьников;

- формирование умений и привычки самостоятельно использовать доступные средства физической культуры в повседневной жизни;

Читайте также: