Сенсомоторный уголок в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсорного уголка.

Сенсорное воспитание направлено на формирование полноценного восприятия окружающей деятельности, служит основой познания мира. Мы на своих занятиях создаем все условия для планомерного руководства формирования ощущений, восприятий и представления детей. Технологизация современной жизни создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Сенсомоторный уголок в группе – это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом для:

  • Стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  • Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • Снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • Создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности ребенка.

Необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей. В младших группа оборудуется специальный дидактический стол.

В группах среднего и старшего дошкольного возраста материал может быть рассредоточен в разных игровых центрах: (физкультурный уголок, уголок опытно-экспериментальной деятельности; уголок изодеятельности; музыкальный уголок, ФЭМП и др.)

Уголок должен содержать постоянные дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.

Принципы организации уголка:

  • доступность;
  • безопасность;
  • креативность;
  • разнообразие объектов.

ЧТО МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ В УГОЛКИ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ:

Обоняние:
Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)
Вкус:
• Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов
Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий в сенсомоторном уголке.
• работа в раскрасках - штриховка
• пальчиковая гимнастика - шнуровка
• игры с конструктором - мозаика
• лепка из глины и пластилина
• нанизывание бус, бисера
• цветные клубочки ниток
• работа с ножницами

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Егорова Анна Аркадьевна

Организация: МАДОУ ЦРР детский сад №6

Населенный пункт: Пермский край, Губаха

Детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада ¬это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.

Сенсомоторный уголок в группе предназначен:
• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
• для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
• для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
• создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.
• активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
• повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Сенсомоторные уголки могут нести в себе различную тематику: “Волшебный сундучок”, “Таинственный замок”, “Сказочный остров”, “Кладовая природы”, “Уголок мышонка Пика” и т.д.

Так, в группах раннего возраста должно быть много материала на развитие тактильных ощущений. Используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Можно сделать массажные ванны для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.
Во II младшей группе сенсомоторный уголок можно назвать “Разноцветная мозаика”. Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке. Так же здесь должны быть представлены материалы природного характера для игр на развитие тактильных ощущений.

В средней группе сенсомоторный уголок может быть создан на основе различных крышек и называться “Крышкоград”. Дополнением к нему может служить сенсорное панно “Времена года”. Дети, развивая руку, одновременно закрепляют знания о живой и неживой природе, последовательность времён года. На основе данного панно воспитателями может реализовываться много дидактических игр и заданий.
В старшей группе сенсомоторный уголок создается на основе природных материалов – “Кладовая природы”. Для развития всех органов чувств здесь подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения.
В подготовительной к школе группе стоит задача - исследовать природу через привлечение внимания детей к запахам, звукам и осязательным ощущениям как средству получения информации об окружающей среде. Дети воспринимают звуки, запахи, предметы на ощупь. Каждый из них получает возможность провести исследование с закрытыми глазами. После каждого исследования обсуждаются полученные детьми впечатления. Дети зарисовывают предметы или подбирают картинки с изображением предметов, которые они трогали, нюхали, слышали.

Основные принципы организации сенсомоторного уголка:
• Доступность;
• Безопасность;
• Креативность;
• Разнообразие объектов.

В сентябре 2019 г. в нашем детском саду набралась новая группа детей 3-4 лет. В следствии проведенной диагностики было выявлено, что современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Поэтому в нашей группе мы создали сенсомоторный уголок "Мир сенсорики".

Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и на занятиях по дополнительной услуге "Мир сенсорики", так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.

Сенсомоторный уголок в группе предназначен :

• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);

• для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.

• для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.

• создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.

• активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).

• повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

В нашей группе много различного материала на развитие тактильных ощущений. Используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Можно сделать массажные ванны для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов. Многие материалы (природные и пищевые) были окрашены в различные цвета.

Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке. Так же здесь должны быть представлены материалы природного характера для игр на развитие тактильных ощущений. Ребятам нравится создавать композиции из ракушек, из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения

Собран большой материал из различных крышек.

Имеется самодельное сенсорное панно “Времена года”. Дети, развивая руку, одновременно закрепляют знания о живой и неживой природе, последовательность времён года. На основе данного панно воспитателями может реализовываться много дидактических игр и заданий.

Широко используем различные крупы окрашенные в разные цвета. Дети с удовольствием нанизывают на нитку разноцветные крупные макаронные изделия, делают бусы для любимой мамы. А как приятно погружать ладошки в перловку красного цвета или рис зеленого, выполнять задания воспитателя или искать определенные предметы.

Но больше всего воспитанникам нашего возраста нравится рисовать пальчиками на подносах с манной крупой.

Основные принципы организации сенсомоторного уголка :

Содержание сенсомоторного уголка в группе :

• Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы (небьющиеся, дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми эффектами.

• Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т. д.)

• Цветовые пятна-кляксы различной формы.

• Разноцветные полупрозрачные шарфы.

Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса, звуки воды и т. д.

Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки.

• Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой.

• Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда)

• Выпуклые буквы, цифры.

• Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)

• Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов.

Осенью мы пробовали на вкус различные овощи и фрукты.

Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий в сенсомоторном уголке.

• работа в раскрасках - штриховка

• пальчиковая гимнастика - шнуровка

• игры с конструктором - мозаика

• лепка из глины и пластилина

• нанизывание бус, бисера

• цветные клубочки ниток

• работа с ножницами.

Данную работу в созданном нами сенсомоторном уголке мы будем продолжать дальше, потому что является очень актуальным в развитии и воспитании детей дошкольного возраста и доставляет ребятам огромное удовольствие! Будем регулярно пополнять его содержимое.

Оформление патриотического уголка во второй младшей группе

Оформление патриотического уголка во второй младшей группе Патриотические уголки в детском саду обязательно должны содержать основные атрибуты: фото или портрет президента России, герб, флаг и печатный.

Оформление уголка природы во второй младшей группе

Оформление уголка природы во второй младшей группе Оформление уголка природы во второй младшей группе Коршунова Елена Валерьевна «Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь,.

Организация условий для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Изменение привычного течения жизни и отрыв от матери достаточно травматичны для ребенка, и от нас как от воспитателей во многом зависит,.

Организация проектной деятельности в детском саду. Из опыта работы Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Содержание сенсономоторного уголка в группе с учетом ФГОС ДО

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Содержание сенсономоторного уголка в группе с учетом ФГОС ДО

Содержание сенсономоторного уголка в группе с учетом ФГОС ДО

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада – это адап.

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада – это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.

Функции сенсомоторного уголка в ДОУ: для стимуляции сенсорных функций (зрени.

Функции сенсомоторного уголка в ДОУ: для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.); развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности; снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей; создания положительного эмоциального фона, повышения работоспособности ребенка; активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

СОДЕРЖАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УГОЛКА В ГРУППЕ ЗРЕНИЕ Светящиеся шнуры, всевозмож.

 Книжки тактильные можно сделать своими руками

Книжки тактильные можно сделать своими руками

СЛУХ CD и видеодиски со звуками: Домашние животные и птицы. Животные жарких.

СЛУХ CD и видеодиски со звуками: Домашние животные и птицы. Животные жарких стран. Звуки транспорта. Звуки природы: крики дельфинов, кваканье лягушек, стрекотания кузнечиков; звуки воды (водопады, ручейки, море, дождь и т.д.), звуки грозы, шелест листьев и т.д. Приспособления для создания звуков: Шуршалки. Гремелки. Свистушки. Необычные музыкальные инструменты. Любые приспособления, издающие интересные звуки.

 Игрушки для развития слухового внимания

Игрушки для развития слухового внимания

ОСЯЗАНИЕ Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги – различные материалы.

ОСЯЗАНИЕ Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги – различные материалы с разной фактурой. Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда). Выпуклые буквы, цифры. Разные по форме мелкие предметы. Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

 Игры на развитие осязания

Игры на развитие осязания

 Игры с прищепками

Игры с прищепками

ОБОНЯНИЕ Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки) в р.

ОБОНЯНИЕ Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки) в разнообразных закрытых емкостях. ВКУС Стаканчики, формочки, тарелочки, подносы, шпажки ярких интересных раскрасок для подачи детям различных вкусов. Лимоны, бананы, леденцы, чеснок (по необходимости, для конкретных занятий .

 Пальчиковый театр

 Игрушки из упаковки киндер-сюрпризов

Игрушки из упаковки киндер-сюрпризов

 Рамки-вкладыши

 Игры по типу Монтессори – материалы: шнуровки

Игры по типу Монтессори – материалы: шнуровки

 Сенсорные дорожки

 Игрушки из пробок

Игрушки из пробок

 Коврики для развития тактильных ощущений

Коврики для развития тактильных ощущений

 Сенсорные панно

 Тактильно-звуковые игрушки

 Сенсорные игрушки в интерьере группы: сенсорное дерево, черепаха.

Сенсорные игрушки в интерьере группы: сенсорное дерево, черепаха.

Основные принципы организации сенсомоторного уголка: доступность; безопаснос.

Основные принципы организации сенсомоторного уголка: доступность; безопасность; креативность; разнообразие объектов.

Читайте также: