Расширение пространства борьбы краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

С первых же страниц критическое отношение автора к современной действительности проявилось в полной мере. Цинизм рассуждений в отношении бизнеса, политики и секса превзошёл многое из того, что я когда-либо читал. Герой живёт в мире рекламы и устоявшихся стереотипов, но не верит первой и не следует вторым. Неудивительно, что ему суждено одиночество. Редкие герои, о которых он отзывается уважительно, в конце концов также оказываются ограниченными людьми, которые ему чужды во всех отношениях.

Жизнь героя – это борьба. И чем дальше читаешь, тем яснее становится, что у этой борьбы нет цели. Единственное, что могло бы оправдать противопоставление себя окружающему миру, - это освобождение нашей жизни от лицемерия и лжи. Но герой смотрит на жизнь созерцательно, не пытаясь вмешаться, изменить ход событий. Единственное и немного гротескное вмешательство – это подготовка убийства бретонской девушки. То, что в этом случае изменить течение событий не удаётся, лишь ускоряет развязку всего произведения.

Мне кажется, в этом кроется главный смысл всего произведения. Борьба не может не закончиться поражением, если у неё нет осознанной позитивной цели. Беда сегодняшнего мира – в дефиците таких целей. Мы можем без труда раскритиковать любую идею, сорвать ореол святости с любого человека, но тем труднее предложить что-либо взамен. И мы оказываемся в положении кампанцев, которые не свергли сенаторов, потому что не смогли найти подходящих кандидатур им на смену. Кампанцы в итоге были повержены Римом. Что же станет с нами в ходе расширения пространства борьбы?

Роман о человеке, который родился не в то время и тем более не в том месте. Франция — центр раскрепощённости, время — эпоха всеобщей сексуальной революции. Главный герой — человек, желающий уверенности в завтрашнем дне, а получающий непрекращающуюся борьбу за естественную потребность — любовь.

Похожие произведения:

Издания на иностранных языках:

GR0SS, 12 февраля 2021 г.

В этом романе, как и в других произведениях Уэльбека, нет героев. Протагонист отражает всё западное общество. Или, по крайней мере, его страдающую часть, ту, которая обделена несправедливой системой экономическо-сексуального распределения. Являются ли эти части системы разными выражениями одного механизма – неизвестно. Но сходство поразительное. Либерализм проник как в экономику, так и в половые отношения. Относительно гармоничное бытие в один момент заменилось жестоким состязанием и конкуренцией, в которое оказалось вовлечено всё общество. Освобождённая от правил и норм сексуальная жизнь, так же как и освобождённая от законов и государственного вмешательства рыночная стихия породили поразительное социальное расслоение, невиданное ещё в истории. Питирим, как же ты не увидел, что кроме политики, экономики и образования есть ещё кое-что; ещё один тип стратификации? Разве надо особенно всматриваться, чтобы увидеть, что одни получают десять особей противоположного пола, а другим из-за этого не достаётся ни одной? При этом у последних может быть куча денег, высшее образование и армия подчинённых работников.

В дальнейшем Уэльбек, однако, разочаруется подобном консервативно-социалистическом идеалике и для спасения сексуальной жизни европейцев предложит что-то совершенно другое: сначала биотехнологии, а потом и свободный рынок.

Manowar76, 23 июля 2020 г.

Почему решил прочитать: дебютный роман известного человеконенавистника и певца одиночества

Герой – мизантроп, нытик и социофобушек.

А также сексист:

«Я заснул и не услышал окончания беседы, но мне приснился кошмар. Две толстухи прогуливались по коридору мимо отдела обслуживания, задирая ноги кверху и распевая во все горло:

Я гуляю с голым задом

Не для ваших жадных взглядов!

Мохнаты ноги выставляю,

Не любит вообще никого:

Из положительных черт героя можно отметить любовь к чтению, курение, наблюдательность и робкие попытки сочинительства.

Жанр романа не приспособлен для того, чтобы описывать безразличие или пустоту; надо бы изобрести какую-то другую модель, более ровную, более лаконичную, более унылую.

Даже когда автор пытается эпатировать, получается это у него уныло:

Написано хорошо, но нагоняет тоску и уныние.

Hades, 1 ноября 2013 г.

Конечно, трудно читать книги, беспристрастно и смело описывающие реальность. Однако, подобные произведения никогда не исчезают из памяти.

Ибо общество сексуальной свободы есть и общество тотального равнодушия. Словно какая-то ужасная незримая сила высасывает из людей чувства. Легче приказать горе сдвинуться с места, чем найти действительно доброго, чуткого, деликатного человека, который мог бы тебя понять, дал бы утешение. Когда вы в последний раз слышали добрый, искренний смех, а не злое дребезжащее блеянье?

Если к нам и пытается кто-то проявить сочувствие и понимание, то делает это так деланно и неловко, будто механически, что становится еще хуже. Тем более все эти неуклюжие попытки любить и быть любимыми на фоне холодных и жестоких человеческих отношений — как мертвому припарка. Поцелуи не имеют вкуса. Объятия не вызывают никаких эмоций.

Переспал. Не понравилось. Ничего не изменилось. Чувств не было, нежности не было. Ерунда какая-то.

И ЭТО ставится во главу угла!

Д.Г. Лоуренс: «Когда современный человек участвует в половом акте, он зачастую лицедействует, изображает то, чего от него ждут.

Сентиментальность, поддельные чувства стали своего рода игрой, каждый старается изо всех сил перещеголять в этой игре ближнего своего.

Впрочем, нет ничего плохого в том, чтобы быть сексуальным и в чем-то наглым. Плохо то, что кроме этого, больше ничего НЕТ. Потому что добро и искренность, ласка и нежность не в почете, а значит, добрых и ласковых людей будет все меньше. И даже девушки, жалующиеся на пошлость и неромантичность современных отношений, усерднее прочих играют в сексуальные гонки, и они же самые жестокие и расчетливые, из кожи вон лезут, чтобы стать такими. Когда вы в последний раз видели мать, которая не кричит на своего ребенка и не бьет его?

Э. Т. А. Гофман: «Ужас в том, что у человека есть душа, но не имеет никакого значения, есть она или нет.

Предположим, девушка любит юношу, который занимает место судебного чиновника. И этот юноша бросается с моста в реку.

Девушка не будет тосковать о нем ни минуты. Ведь можно быстро найти себе другого юношу, занимающего ту же самую должность.

Как над ним потешались! Как глумливо высмеивали!


Его ненавидят за откровенность и побаиваются за пророческий дар, — и тем не менее, покупают миллионными тиражами. Но в этом нет противоречия: Уэльбек успешен, потому что острее и честнее других пишет о современности — о надеждах, страхах и пороках человека XXI века.

Разбираем главные заветы писателя, которые сделают твою жизнь чуть менее приятной — и рассказываем, с чего начать знакомство с его творчеством.

Страдай. Это нормально

Потребляй. Это всё, что тебе остаётся

С одной стороны, писатель открыто критикует общество, для которого потребление стало идеологией и смыслом жизни; с другой стороны — без лишних стеснений признаёт себя частью этой культуры и с очевидным удовольствием описывает каждый визит своих героев в большой и сверкающий продовольственный магазин. Да, это всего лишь иллюзия, но отчасти она правда помогает. Так зачем же от неё отказываться?

Не увлекайся толерантностью: это печальный признак старости

Терпи. Это скоро закончится

Уэльбек — большой поклонник Лавкрафта, которому он посвятил целый сборник эссе, первую в своей жизни публикацию. Ещё писатель не раз признавался в любви в французским поэтам-символистам — Бодлеру и Верлену.

Если внимательно читать Уэльбека, можно заметить, что все его герои — в глубокой депрессии, но никогда — в отчаянии. Им жутко и паршиво, но они терпят и ждут. Чего? Вероятно, апокалипсиса, — если не глобального, то хотя бы локального, а если не локального, то хотя бы личного. И он случается, — во второй половине уэльбековского романа почти всегда происходит что-то ужасающее и завораживающее одновременно: теракт, катастрофа, убийство с особой жестокостью. Как настоящий поэт, он бунтует против пошлой реальности и находит смысл в Апокалипсисе.

С чего начать чтение Уэльбека?

У француза аж 8 опубликованных романов, и они все хороши, кроме шуток. Но если боитесь вытянуть не тот — вот субъективная тройка лучших способов понять (и, возможно, полюбить) писателя.

Если кто-нибудь есть на Земле или выше,
Тот, кто любит меня, — пусть пришлет мне ответ.
А иначе — конец, я уже его вижу,
Бритва в воздухе чертит светящийся след.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Книга очень хороша, она внятно описывает многие проблемы современных мужчин и женщин, их взаимоотношений. Уэльбек, как всегда, здесь жёсток, остёр на язык, кое-где ехиден, но прав во многом. Это ведь первая его книга, но в данном случае я могу утверждать, что "первый блин" не вышел комом.

Фотографии из книги:

Еще несколько иллюстраций к этой потрясающей, без сомнений, книги

В романе "Расширение пространства борьбы" Уэльбек расписывает злоключения своего героя подробно, едва ли не поминутно. Строго говоря, злоключения - не очень правильное слово. Ведь ничего плохого с героем не происходит. Но вся жизнь героя Уэльбека - это одно большое злоключение, потому что его жизнь лишена цели. В книге есть и второй персонаж - коллега главного героя по имени Тиссеран. У Тиссерана есть цель, он хочет найти себе женщину. Любую. В свои тридцать он все еще девственник. Его никто не хочет. Он, конечно, может снять проститутку, но не делает этого, потому что все еще надеется найти женщину, которая его полюбит. Он хочет попытаться, пока еще хочет попытаться.

Неудачам Тиссерана Мишель Уэльбек дает научное обоснование: современное общество построено вокруг двух свобод: свободной любви и свободной экономики. Пространство борьбы постоянно расширяется. В экономическое состязание вовлечены все возрасты и все классы. Но то же самое происходит и в личной жизни. Там тоже все вовлечены в бесконечное состязание. Одни наживают несметные богатства, другие прозябают в бедности, одни живут яркой сексуальной жизнью, другие обречены на мастурбацию и одиночество. И наоборот: при экономической системе, запрещающей менять работу, каждый может себе найти место в жизни, при системе отношений, запрещающей адюльтер, каждый найдет себе место в чьей-нибудь постели.

Читайте также: