Школа россии технологическая карта 4 класс чехов мальчики

Обновлено: 07.07.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Цель: создание условия для знакомства детей с жизнью и творчеством А.П.Чехова и его произведением. Формирование УУД Предметные: 1)обучить адекватному восприятию читаемого произведения, размышлять о характере и поступке героя; 2) развить литературные способности: - прогнозировать содержание текста; - читать текст, понимать его содержание;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта предназначена для обучающихся 4 класса, по УМК "Школа России".

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе

Тип урока. Урок общеметодологической направленности

Вид урока: урок-игра.

Цели урока: создать условия для анализа художественного произведения, сравнительной характеристики героев, формулирования главной мысли произведения.

Задачи урока:

Образовательные: продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять характеристику главных героев; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.

Развивающие: развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, произвольную память; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: умение раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, определять тему и главную мысль произведения;

Метапредметные: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке;

Познавательные: умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов; выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: умение читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, выборочно); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность /неудовлетворенность своей работой на уроке.

Личностные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении

Коммуникативные: оценивать поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей.

Оборудование: карточки для работы в группах, учебники, тетради, ПК, проектор, экран, презентация к уроку, доска.

анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);

выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;

фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворен-ность/неудовлетворенность своей работой на уроке.

Коммуникативные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении

Личностные:оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей

Оборудование и материально-техническое оснащение: учебник литературного чтения для 4 класса, выставка книг А. П. Чехова, толковые словари Ожегова, карточки с деформированным планом, карточки с характеристикой главных героев, презентация, компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока

Войти в приветливый Наш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Мы вместе сочиним урок!

2 .Проверка домашнего задания.

-Кто автор произведения? (Л. Н. Толстой)

-Какое это произведение по жанру? (Басня)

-В чем заключается главная мысль басни Толстого? (Важна не только сила, но и смекалка)

3. Речевая разминка.

Моя семья – надежный крепкий тыл.

Со мною мать, отец, сестрёнки, братья …

Здесь могут охладить ненужный пыл,

Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Дом пахнет пирогами и теплом,

Да лаской добрых рук любимой мамы.

И, если гроз и бед нагрянет гром,

Помогут пережить легко, без драмы.

Успехи будут, только постарайся.

Учись, трудись и с песнею иди,

А если виноват, пойми, раскайся.

- Как вы думаете, почему именно для речевой разминки я взяла стихотворение З. Маркиной?

- Так о чем же мы будем говорить, какие цели и задачи поставим.

(взаимоотношения в семье, характеризовать главных героев их поступки,

чему учит это произведение, работа над текстом)

4. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, мы продолжаем знакомиться с литературными произведениями.

- На каждом уроке вы их читали, анализировали, а какие писатели вам за-помнились?

- Писатели, о которых шла речь, относятся к классикам русской литературы, как вы понимаете эти слова?

- К классикам литературы относятся те писатели, которые внесли в развитие нашей русской литературы значимый вклад. Они написали превосходные произведения, которые читают люди не только в нашей стране, но и во всем мире.

- Обратите внимание на экран. Перед вами фамилии поэтов и писателей с пропущенными буквами (Тют. ев, Ф. т, Ми. алков, Т. лстой, Ершо.).

- Попробуем их восстановить. Вставим пропущенные буквы и узнаем фамилию писателя, с произведением которого мы будем работать.

- Итак, это фамилия… (Чехов)

5. Работа по теме урока.

Подготовленные учащиеся рассказывают сведения из биографии писателя.

XIX век подарил нам прекрасных писателей. Одним из них является А. П. Чехов. Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в городе Таганроге, в семье мелкого торговца. Дед и отец Чехова были крепостными. Егор Чехов (дед) выкупился на волю за большие деньги, скопленные им за много лет.

В детстве Антон Чехов с раннего утра до позднего вечера работал в лавке, владельцем которой был его отец, Павел Егорович. Позже, когда он поступил в гимназию, заниматься приходилось только до обеда, а потом до позднего вечера он находился в лавке.

Неудивительно, что в младших классах Антон учился плохо и дважды оставался на второй год. Работать приходилось много и трудно.

Семи лет от роду Чехов был определен в греческую школу, где пробыл два года, а в 1869 году Чехов поступает в Таганрогскую гимназию. Когда Антону исполнилось шестнадцать лет, отец разорился и переехал в Москву. Антон остался один на три года в Таганроге заканчивать гимназию. Чтобы содержать себя, он давал уроки отстающим ученикам. Именно в этот период и проявился писательский талант Чехова. В 1879 году будущий писатель заканчивает гимназию и получает за хорошую учебу стипендию.

-Что вы можете сказать о судьбе писателя? Какой была его жизнь (тяжёлой)

-Почему? (потому что ему приходилось трудиться в лавке отца, его отец былсуровым человеком и т. д.)

-Что было хорошего в его жизни? (был врачом, печатался в журналах, получил хорошее образование)

-Кем он стал? (писателем, врачом)

-А где учился писатель? (В гимназии)

-А в какой школе вы учитесь? (тоже в гимназии)

-Мы кратко познакомились с биографией писателя.

-Ребята, о чем будет произведение, с которым нам предстоит работать?

- А. П. Чехов жил более ста лет назад. В тексте мы можем встретиться в тексте с устаревшими словами (архаизмами, с незнакомыми для нас словами.

Работа в группах

1 группа. Розвальни, бизон, москит, термит. (Пользуется словарём учебника, с. 220)

2группа. Башлык, пампасы, мустанги, плантация. (Словарь Ожегова)

3группа. Чечевица, самоеды, флигель, урядник. (Словарь Ожегова)

Проверка работ групп (Сопровождаю показом на слайдах.)

Розвальни, бизон, москит, термит.

розвальни – низкие и широкие сани;

бизон –дикий североамериканский бык;

москит-мелкое двукрылое кровососущее насекомое южных стран;

термит-насекомое жарких стран, вредитель древесины.

Башлык, пампасы, мустанги, плантация.

башлык – суконный тёплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки;

пампасы – южноамериканские степи;

мустанги – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий;

плантация – место, засаженное плодоносными растениями; где разводятся: сахарный тростник, кофе, табак, хлопчатая бумага.

Чечевица, самоеды (ненцы)

самоеды - северные народы, ненцы;

урядник – низкий чин уездной полиции;

флигель- пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.

-А ещё встретится слово Калифорния. Это полуостров в Северной Америке.

Вернемся к произведению, которое вы прочитали.

Пересказ текста (работа в парах)

- Предлагаю проверить, насколько внимательно и осознанно вы читали дом этот рассказ.

- Перед вами карточки с планом рассказа, просмотрите бегло, что вы заметили? (план деформирован)

- Ваша задача восстановить план.

Бурная встреча Володи

Подготовка к Новому году

Странное поведение мальчиков

6. Физминутка (гимнастика для глаз)

7. Работа по теме урока.

а) Общие вопросы

- О каких событиях они рассказывают? Свой ответ подтвердите текстом.

с. 124 – приезд мальчиков. (с. 123 «Володя уже стоял в сенях…

«Когда первый порыв)

с. 131- разговор Чечевицына, план побега. (с. 130 «Рано… Так одевайся)

- Что вы можете сказать о семье Королевых? (ответы с иллюстраций)

в) О чем мечтали мальчики?

- Опасное ли это было?

- Какой они представляли себе жизнь в Америке?

- Могли ли сбыться их мечты?

г) Попробуем дать характеристику главным героям (групповая работа). На партах лежат карточки, которые помогут вам дать характеристику героев.

- Назовите главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын - его друг.)

1. Характеристика Чечевицына.

- Как появился Чечевицын в доме Королёвых?

- Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. (Стр. 124)

- Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них показался загадочным, т. к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.)

- Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.)

- Как он себя называет? (МонтогимоЯстребинный Коготь)

- А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? (Не называют, т. к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына.)

- С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из чечеви-цы, т. к. для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не МонтогимоЯстребинный Коготь.)

- Каким казался Чечевицын Кате и Соне? (Стр. 127)

- Почему он казался Кате и Соне героем? (Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.)

Вывод:Чечевицын– по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь

2. Характеристика Володи Королёва.

- А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв.

- Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега? (Стр. 130)

- Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил.)

- Давайте прочтё м диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос:

Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?

(Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)

- Какими чертами характера обладал Володя? (Добрый, внимательный, заботливый)

- А сейчас давайте поговорим об их поступке.

- Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? (Мальчики собирались бежать в Америку.)

- Чтобы совершить побег, надо ли быть целеустремлённым человеком?

- Каких людей мы называем целеустремлёнными?

Вывод:Володя- речь и поведение Володи не соответствует портретной ха-рактеристике. Существует раздвоение между тем, какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям.

ВЫВОД: Они разные, но объединяет их мечта, любовь к путешествиям, желание узнать больше. А еще я думаю, что мальчики много читали.

д) Чтение по ролям.

- Чем закончился рассказ?

е) Как вы считаете, автор осуждает мальчиков за их поступок?

8. Итог урока.

(Ставить перед собой цели реальные и выполнимые.

Беречь родителей и близких людей.

Не подвергать свою жизнь опасности.

Уметь отвечать за свои поступки.)

- Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? От каких хотели бы изба-виться?

Технологическая карта предназначена для обучающихся 4 класса, по УМК "Школа России".
Цель данного урока - продолжать знакомство с творчеством А.П.Чехова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев.
Цель урока достигается с помощью приемов: работа в паре, сравнительная характеристика героев, через составление таблицы, выборочное и выразительное чтение, анализ произведения.

Оценить 1271 0

Цель урока: продолжать знакомство с творчеством А.П.Чехова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев.

Планируемые результаты:

а) предметные:

- читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном.

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

б) личностные:

- воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других.

Метапредметные:

в) познавательные:

-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

г) регулятивные:

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по коллективно составленному плану;

- оценивать правильность выполнения действия;

- высказывать своё предположение.

д) коммуникативные:

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая
правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;

- формулировать собственные мысли;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

1. Организационный момент

Приветствие. Мотивация на деятельность.

Приветствуют, садятся, внимательно слушают.

2. Целеполагание

Моя семья — надежный крепкий тыл.
Со мною мать, отец, сестренки, братья…
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Дом пахнет пирогами и теплом,
Да лаской добрых рук любимой мамы.
И, если гроз и бед нагрянет гром,
Помогут пережить легко, без драмы.

- О чем говорится в данном стихотворении?

- Верно. Сейчас пока мы оставим данное стихотворение, а в конце занятия мы к нему вернемся. И вы потом мне скажите почему это стихотворение прозвучало у нас на уроке.

- С каким произведением вы знакомились на прошлом уроке?

- Назовите автора данного произведения.

- Кто главные герои в рассказе?

- Какая цель была у героев?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим на уроке?

- Предположите цель нашего урока?

- Чувство уюта, тепла, нежности, любви, счастья.

- О любящей, заботливой семье.

- Володя и Чечевицын.

- Дать характеристику героям.

3. Применение знаний

На слайде представлены слова, подберите к ним синонимы:

- Сейчас подберите к словам антонимы:

- Хорошо. Вот мы с вами немного поработали со словами, для дальнейшей работы.

- Сегодня на уроке мы будем с вами заполнять таблицу, работать по ней вы будите в паре. Я вам буду говорить ответы, на какие вопросы вам необходимо будет занести в таблицу. Сейчас откройте свои тетради и перенесите таблицу себе в тетрадь.

- В первой и третьей колонке мы будем записывать различия мальчиков, а во второй их сходства.

- Итак, скажите в чем же сходства мальчиков?

- Хорошо. Запишем это в таблице.

- Откройте свои учебники на стр. 123. Найдите в тексте описание внешности Чечевицына и прочитайте его.

- Хорошо. Найдите описание Володи в тексте.

- Давайте запишем их описание себе в таблицу.

- Как ведет себя Чечевицын? Докажите, найдите это в тексте.

- Как вел себя Володя в предыдущие приезды?

- Как он ведет себя сейчас?

- Что вы можете сказать о семье Королевых? Почему? Докажите примерами с текста.

- Верно. Как ведет себя Володя накануне побега?

- Почему он себя так ведет?

- Хорошо. Он любит свою семью. А что вы можете сказать об отношении Чечевицына к семье?

- Хорошо. Запишите это себе в таблицу. (Володя любил свою семью, а у Чечевицына не прослеживалась эта любовь).

- Давайте немного отдохнем и проведем физминутку.

- Почему все таки Володя сбежал вместе с Чечевицыным?

- Как себя вел он после того, как мальчиков вернули домой?

- А как вел себя Чечевицын?

-Запишите ответы себе в тетрадь.

- Подберите слова, которые охарактеризовали бы поступок мальчиков (безответственные, безрассудные, глупенькие, самонадеянные, фантазеры, не владеющие информацией, хотели выглядеть храбрыми, необычными, хотели приключений и опасностей).

- Как вы думаете автор любит своих героев?

- Что вы можете сказать о Володе? Какой он?

- Что вы можете сказать о Чечевицыне?

Запишите это себе в таблицу.

- Что можете сказать о матери, об отце, о сестрах?

- Посмотрите на вашу таблицу. Можете очеркнуть ее. Если мы прочитаем то, что мы записали по вертикали, то у нас получится портрет мальчиков.

Прочитайте их портреты.

- Обратите внимание на описание внешности мальчиков. Как вы думаете почему автор так кратко описал Володю, а Чечевицынына подробно?

- Почему автор именно так назвал свой рассказ?

- Какова главная мысль произведения?

- Вернемся к нашему стихотворению. Подходит ли оно к данному рассказу? Почему?

- Сейчас на слайде представлены пункты плана рассказа, но в них нарушена последовательность. Установите верную.

- Верно. Данный план вам поможет для подготовки домашнего задания.

- Сейчас я предлагаю вам составить синквейн по данному рассказу. Для этого мы с вами разделимся на 4 группы по 4 человека. 1 группы составляет про Володю, 2 – про семью, 3- про Чечевицына, 4- про автора.

- мы же не поможем упустить и автора, который подарил нам такой замечательный рассказ.

Но для начала давайте вспомним правила составления синквейна.

- Прочитайте свои синквейны. (представители от группы зачитывают)

-Оробело, трусливо.

- Запевала, заводила, затейник.

Переносят таблицу в тетрадь.

- Одноклассники, учатся в гимназии, возраст и рост, любят читать, нравится книги о путешественниках.

Описание внешности Чечевицына (стр.125.)

Описание внешности Володи: (стр. 125).

- Важничает, делает загадочны вид.

- Был живой, веселый. Стр. 126

- Таинственно, загадочно. Стр. 126

- Дружная, любящая семья.

- Потому что он любит свою маму, ему ее жалко.

- Он не думал о ней во время своего побега, не переживал за маму.

- Были глупыми и самонадеянными

- Мало знали и плохо представляли трудности в пути.

- Любили путешествовать и узнавать что-то новое.

- Потому, что он мальчик, который жаждет приключений, опасностей, хочет жить как герои приключенческих романов.

- Лежал был подавлен, расстроен.

- Он был горд собой.

- безответственные, безрассудные, глупенькие, самонадеянные, фантазеры, не владеющие информацией, хотели выглядеть храбрыми, необычными, хотели приключений и опасностей.

- Да, конечно, Чехову симпатичны его герои. Это обычные мальчики, у которых есть жажда приключений и подвигов, они верят в абсолютный мир фантазии, где живут их герои из книг и воспринимают его всерьез.

- Володя – добросердечный ребенок, очень привязанный к своей дружной семье. До дружбы с Чечевицыным был веселым и общительным. Не желает причинять своим родным боли.

- Чечевицын –лидер по натуре, стремящийся быть первым. Пытается добиваться своих целей любыми способами: убеждениями, разговорами, шантажом.

-Мама: добрая, любящая, заботливая.

Отец: человек мягкий и интеллигентный, уважительно относящийся к своему сыну.

- Потому что о Володя добросердечный ребенок, очень привязанный своей дружной семье, что не наблюдается у Чечевицына.

- Нужно соблюдать семейные ценности. Нужно всегда думать о своей семье прежде чем что-то сделать и принять какое-то важное решение. И в данном рассказе Володя очень любит свою семью как и она его, они все волнуются и переживают друг за друга, а то главное. Чечевицын этого чувства не понимает, откуда можно сделать вывод, что у него в семье нет таких близких, любящих и теплых отношений друг к другу.

- Да, потому что данный рассказ о семейных ценностях, о любви, о поддержке.

Читайте также: