Школа работает по шестидневной рабочей неделе

Обновлено: 07.07.2024

Вопрос: Наша школа практически единственная, в которой дети учатся шесть дней в неделю. Законно ли установление шестидневной учебной недели?

Ответ: да законно.

Нормативные акты:

Ответ : да, законно.

Обоснование:

Согласно п. 18.3.1 нормативный срок освоения программы основного общего образования (5 – 9 классы) количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.

Однако, эта же статья делает оговорку, согласно которой при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

При этом установлено, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Таким образом, нормативными актами не запрещено организовывать шестидневную учебную неделю для программы основного общего образования (5-9 классы), установленную приказом директора школы и согласованную с объединениями родителей, учеников, которые действуют в школе. Однако количество учебных часов не должно превышать 6020, в противном случае вы имеете право подать советующую жалобу в Роспотребнадзор и Рособрнадзор.

Министр просвещения Сергей Кравцов поднял проблему компенсации учебных дней в связи с состоявшимися более длительными каникулами, которые были у школьников в связи с пандемией. Он сказал, что школы сами должны принять решение, нужны ли им учебные субботы, чтобы пройти упущенный материал, или они успешно осваивают программу и без дополнительных субботних учебных дней.

Вот дословно его слова:

Что даёт пятидневная учебная неделя? У учеников и учителей два полноценных выходных, в которые можно восстановиться после напряжённого пятидневного труда. Хотя бы в один из дней можно расслабиться, а другой посвятить домашним заданиям и подготовке к урокам - ученикам и учителям соответственно.

В пятидневку учителя в субботу и в воскресенье со своими семьями, а школьники с родителями. Согласитесь, что одного дня критически мало для общего досуга и решения домашних проблем.

Минусом пятидневки является перегруженность уроками и учеников, и учителей. Вести учителям ежедневно по 6 – 7 уроков, а иногда и 8 – это очень трудно и физически, и морально.

Какие же плюсы у шестидневной учебной недели? Три плюса –1) более равномерное распределение уроков и меньшая нагрузка на учеников; 2) лучшее усвоение материала (но не факт); 3) родители дома полдня отдыхают от детей.

Напомню ещё раз минусы: 1) не успевают отдохнуть ни дети, ни учителя; 2) не 100% посещаемость школы учениками (с разрешения родителей) 3) родители и дети мало проводят времени вместе.

Вот такой взгляд со стороны учителя, ушедшего полгода назад на пенсию.
Спасибо, что читаете. Пишите комментарии и ставьте лайки. Буду вам благодарна))

В России установлены следующие нерабочие праздничные дни (ст. 112 ТК РФ):

  • 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января — Новогодние каникулы;
  • 7 января — Рождество Христово;
  • 23 февраля — День защитника Отечества;
  • 8 марта — Международный женский день;
  • 1 мая — Праздник Весны и Труда;
  • 9 мая — День Победы;
  • 12 июня — День России;
  • 4 ноября — День народного единства.
  • Выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации (ч. 5 ст. 112 ТК РФ).

В 2022 году согласно постановлению Правительства от 16.09.2021 № 1564 для 6-дневки будет перенесен выходной с воскресенья 2 января на вторник 10 мая.

  • вторник 22 февраля;
  • понедельник 7 марта;
  • суббота 30 апреля;
  • суббота 11 июня;
  • четверг 3 ноября;
  • суббота 31 декабря.

Если в соответствии с решением правительства выходной день переносится на рабочий, продолжительность работы в этот день должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который перенесен выходной день (п. 1 Порядка исчисления нормы рабочего времени, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н).

С учетом вышесказанного при 6-дневке в 2022 году отдыхаем так:

  • Новогодние каникулы продлятся 10 дней — с 31 декабря 2021 по 9 января;
  • на День защитника Отечества не работаем только 1 день — 23 февраля;
  • на Международный женский день тоже 1 день — 8 марта;
  • в честь Праздника Весны и Труда будет 2 выходных — 1 и 2 мая;
  • еще 3 выходных будет на День Победы — с 8 по 10 мая;
  • на День России гуляем 2 дня — 12 и 13 июня;
  • на День народного единства 1 день — 4 ноября.

Расчет норматива рабочих часов

Норма рабочего времени на определенные периоды (месяц, квартал, год) исчисляется по требованию ст. 91 ТК РФ и в соответствии с Порядком № 588н.

Так, норма конкретного месяца рассчитывается следующим образом:

продолжительность рабочей недели (40, 36, 24, др. кол-во часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели этого месяца и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней.

Важно! Исчисленная в таком порядке норма рабочего времени распространяется на режим 6-дневной рабочей недели. Это установлено приказом Минздравсоцразвития № 588н.

Таким образом, составляя график на месяц для 6-дневки, необходимо следить за соблюдением не только еженедельного ограничения (40-, 36-, 24-часового), но и за тем, чтобы общее количество рабочих часов не превышало месячную норму, рассчитанную в указанном выше порядке.

Школы переходят на шестидневную учебную неделю

Министр просвещения Сергей Кравцов объявил о возможном введении дополнительного учебного дня в школах. Дети будут учиться по субботам. Подробнее об этом событии.

— Мы направили рекомендации в регионы. Каждая школа решает вопрос о выстраивании образовательного процесса в зависимости от того, насколько долго была либо на карантине, либо были продлены каникулы, домашнее обучение. Вводит, допустим, шестидневное обучение, — цитирует Сергея Кравцова ТАСС.

Как заявил С. Кравцов, потерянное учебное время, вызванное пандемией коронавируса, надо восполнять. Именно для этого и вводится дополнительный учебный день.

Министр уточнил, что окончательное решение по вопросам организации и сроков начала обучения по шестидневке принимает руководство регионов. Более того, закон позволяет каждой отдельной школе самостоятельно решать вопрос о дополнительном учебном дне в зависимости от ситуации.

Причины дифференциации подхода к введению шестидневки

Условия, в которых находились школы, были разные. Некоторые регионы смогли организовать частичное обучение школьников, поэтому необходимость тотального перехода на шестидневку отсутствует.

Так, например, в Москве школьники с 1-го по 5-й классы большую часть первого учебного полугодия провели в очном формате, в то время как ученики 6-х-11-х классов находились на дистанционном обучении. Переводить на шестидневку младшеклассников в этом случае нет смысла. Шестидневка коснется только старших классов.

Причины перехода на шестидневку

Слова министра о потерянном учебном времени недалеки от истины. Суммарное время, потраченное на внеплановое дистанционное обучение, расширенные каникулы и школьный карантин в 2020-2021 учебном году в некоторых регионах доходит до 70% от всех учебных часов, предусмотренных для очного обучения.

Как результат — минимальные знания и невозможность проведения полноценных экзаменов в условиях тотальной неготовности к ним.

В связи с этим уже сейчас раздаются призывы к отмене экзаменов в этом году.

Сторонники отмены утверждают, что проведение ГИА в условиях неполноценной и неравномерной для разных регионов подготовки к ним в течение этого учебного года предопределило неудовлетворительные результаты.

Без дополнительных усилий со стороны родителей (приглашение репетиторов и т.д.), направленных на восполнение недополученных знаний, сдача ОГЭ и ЕГЭ в этом году будет невозможна.

Поможет ли дополнительный учебный день?

Увеличение нагрузки на школьников — не всегда идеальное решение для восполнения недополученных знаний. Существуют и другие способы наверстать важный упущенный материал, и для этого не обязательно вводить дополнительный учебный день. Речь идет о второстепенных предметах, изучение которых в такой чрезвычайной ситуации можно отодвинуть на второй план.

Введение еще одного учебного дня вряд ли поможет нагнать упущенный материал за такой короткий срок, а повышенная нагрузка на школьников может дать обратный эффект, когда перегруженный информацией ученик не сможет усвоить такой объем знаний.

Ранее уже звучали и другие предложения, в частности, о продлении учебного года на лето. Стремление всеми способами уложиться в учебные планы — не лучший выход из создавшегося положения, т.к. создает дополнительную физическую и эмоциональную нагрузку на детей в период продолжающейся пандемии.

Многие родители отнеслись к этой идее негативно.

Неоднозначная реакция на это предложение и у профессионалов.

Мнения профессионалов разделились. В то время как некоторые поддерживают данное решение, обосновывая это необходимостью нагонять упущенный материал, другие считают, что дополнительная нагрузка после периода длительного бездействия может вызвать перегруз информацией и негативно сказаться на успеваемости.

— Проблема в том, что количество не всегда влечет за собой качество, - считает учитель русского и литературы Наталья Синкина. – После выхода с дистанта многие учителя приняли решение на несколько недель наоборот снизить нагрузку, чтобы дать школьникам возможность перестроиться. Если бы мы сразу стали пытаться впихивать в ребят все потерянное и пропущенное, вряд ли бы это принесло положительный эффект. С прошлого марта дети и родители уже и так измучены бесконечными переменами и перестройками, вешать них еще и учебную субботу, к которой они не привыкли, - перебор.

В заключение:

Министерство просвещения, как всегда, постаралось оградить себя от критики, переадресовав все вопросы по введению дополнительного учебного дня региональным департаментам образования и местным властям.

Дополнительная нформация от 29 января 2021 года.

Заявление Минпросвещения:

Примечание редакции:

Читайте также: