Школа последователей учения сократа ярчайший представитель которого диоген синопский 6 букв

Обновлено: 07.07.2024

5 1. совокупность теологических, философских и социально-политических доктрин христианских мыслителей, так называемых "отцов церкви" 5. священная книга христиан 6. философское направление, противостоящее схоластике и утверждающее приоритет человеческого 7. главная книга ислама 8. английский гуманист, один из основоположников утопического социализма эпохи Возрождения, автор всемирно известного трактата "Утопия" 10. основное понятие в любой религии 13. французский философ эпохи Возрождения, скептик, автор книги "Опыты" 16. ( гг.) один из виднейших Отцов церкви, автор "Исповеди" и "О граде Божьем" 17. мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма (основное произведение "Речь о достоинстве человека") 19. ( гг.) выдающийся арабский философ и ученый 22. флорентийский философ и государственный деятель, рассматривавший происхождение и существование государства в работе "Государь" 2. древнегреческий философ, под влиянием идей которого находился арабский мыслитель Аль-Фараби 3. кардинал, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учѐныйэнциклопедист, математик, церковно-политический деятель, стоял на позициях пантеизма 4. (от греч.слов "человек" и "средоточие") философская концепция, согласно которой человек есть центр Вселенной цель всех свершающихся процессов в мире 9. имя первого человека в христианстве 11. итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения (основное произведение "Книга песен") 12. модель строения Солнечной системы Н.Коперника 14. противники реалистов, полагавшие, что идеи формируются в мозгу человека 15. особый тип религиозной средневековой философии, главная цель которой в рациональном обосновании и систематизации христианского вероучения 18. учение о том, что все есть Бог 20. течение в исламе, основанное на мистическом истолковании Корана 21. отклонение от официальной церковной доктрины

8 14. ( гг) австрийский врач-психиатр, открыл бессознательное, автор психоанализа 17. понятие в философии К.Г.Юнга, означающее внутреннее ядро человека, где объединяется сознательное и бессознательное 19. одно из понятий экзистенциальной философии 20. ( гг.) немецкий философ, представитель немецкой классической философии, основное понятие его философии - Абсолютное Я. 22. учение о постепенном развитии всех живых существ, общественных учреждений и верований 23. философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления 24. универсальный бессознательный образ в философии К.Г.Юнга 25. ( гг) австрийский философ и логик, представитель аналитической философии 1. ( гг) великий немецкий философ-идеалист, создатель диалектической системы, основное произведение "Феноменология духа" 2. философское учение, связанное с именем американского мыслителя Ч.Пирса, ставящее во главу угла определение принципов поведения, помогающих достичь успехов в деле. 3. ( гг) немецкий мыслитель-материалист, социолог, экономист, журналист, автор теории классовой борьбы 4. философия существования, появилась в начале ХХ века 5. ( гг) французский писатель и философ, лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года, автор "Мифа о Сизифе" 6. неопозитивистский принцип, в соответствии с которым научно-осмысленной может быть только такая теория, которая подтверждается эмпирическими фактами 8. ( гг) французский философ, основатель позитивизма 10. английский натуралист, автор книги "Происхождение видов", считал естественный отбор -основной движущей силой эволюции 11. (в переводе с греческого "то, что после физики") раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового 12. ( гг) немецкий философ-иррационалист, романтический пессимист, автор книги "Мир как воля и представление" 15. философское учение, определяющее единственным источником истинного знания эмпирические исследования 16. ( гг) немецкий философ, психолог, психиатр, один из главных представителей экзистенциализма 18. ( гг) немецкий философ, социолог, психоаналитик, автор труда "Искусство любить" 21. ( гг) выдающийся немецкий философ-идеалист

10 славянофильства 7. ( гг) гениальный русский писатель и мыслитель 9. ( гг) русский философ, славянофил, размышлял о самобытности русской философии 10. гениальный писатель, проповедовавший идеи "всеобщей любви" и теорию непротивления злу насилием 12. название романа Ф.Достоевского о революционерах-террористах 15. крупнейший представитель марксизма в России 16. ( гг) выдающийся философ-экзистенциалист, автор книг "Смысл творчества" и "Смысл истории" 18. с древнегреческого: мудрость; одно из центральных понятий в философии В.Соловьева, означающее "вечную женственность"

Киники – это знаменитая философская школа Древней Греции, большинство представителей которой выступали последователями учения Сократа. Мыслителей школы еще называли циниками за их несколько угрюмый характер, строгие взгляды, недовольство существующим социальным, политическим и религиозным укладом.

Основатель школы киников

киники это

Идейным лидером и апологетом учения является Антисфен. Философ был сыном гражданина Афин и фракийской рабыни. Исходя из этого, Антисфен считался незаконнорожденным и был обречен всю жизнь находиться в статусе неполноправного члена общества.

Антисфен являлся одним из самых преданных и старших учеников Сократа. Увлеченный нравственными убеждениями и личностью наставника, молодой философ не покидал учителя до конца его дней. После смерти Сократа, Антисфен основал собственную философскую школу в одной из гимназий Афин, предназначенной для незаконнорожденных.

Антисфен старался вести жизнь, которая соответствовала его учению. Философ ни перед кем не приклонялся, не считал бедность пороком и нарочито проявлял свое пренебрежение к обладателям власти. Мудрец проводил дни в размышлениях, оставив по себе многочисленные тома сочинений. Его наиболее известные последователи Кратес и Диоген считали, что во всей Греции не отыщется философов, которые равны Антисфену в непоколебимости, бесстрашии и умении жить согласно своим убеждениям.

Школа киников, философия Антисфена имела успех до самой смерти ее основателя. Позже в знаменитую Александрийскую библиотеку было внесено более 70 сочинений мыслителя. После того как не стало Антисфена, еще на протяжении 150 лет активно продвигали свои взгляды киники. Скептики, философия которых переняла немало идей от кинической школы, в последующем полностью растворили это учение в собственном.

Диоген Синопский

киники философия

Однажды Диогена пригласил в собственный дом богатый гражданин Афин, надеясь на увлекательную беседу с мудрецом. Однако, увидев роскошное убранство помещений, мраморные полы и многочисленные произведения искусства, философ не стал разговаривать с гостеприимным человеком, а лишь развернулся и молча ушел. Позже Диоген объяснил свой поступок тем, что в доме не оказалось лучшего места, куда можно плюнуть, помимо лица хозяина.

Кратес из Фив

сократическая школа киников

Знаменитые киники – это не только Антисфен и Диоген. Другим замечательным последователем философской школы являлся Кратес. Этот мыслитель относился к категории состоятельных граждан. Однако, увлекшись мудростью школы киников, он решил отказаться от роскошной жизни и высокого статуса в обществе. Все имущество Кратес завещал собственному сыну, при условии, если тот не пожелает стать философом.

Как и Диоген, Кратес предпочитал проводить время в размышлениях, практикуя нищенский образ жизни. Лучшей ученицей мудреца выступала его жена Гиппархия, которая в молодости отреклась от своей состоятельной семьи и присоединилась к школе киников.

Учение киников

киники скептики философия

Киники – это философская школа, которая была основана в Афинах на рубеже 5-6 веков незаконнорожденными членами общества, беднотой, а также странствующими мыслителями. Поводом к формированию школы стал протест малоимущих против ухудшения социальных условий, усиления политического гнета и экономической нестабильности в государстве. Основные идеи учения, которые предполагали ведение нищенской жизни, сходной с собачьей, быстро нашли своих приверженцев по всей Древней Греции.

Чему учили киники? Философия этой школы предлагала населению специфическое мировоззрение, которое предполагало категорическое непринятие потребительских ценностей и рабовладельческих взглядов, законов, морали, традиций и обычаев, которые царили в обществе. В то же время киники не были аскетами. Представители школы старались вести активную деятельность, пропагандируя идеалы свободы, презрения к роскоши. Постулаты учения были направлены на упрощение жизни, достижение равноправия, продвижение космополитических взглядов.

Философия киников находила приверженцев среди людей, которые утратили надежду на светлое будущее, осознали несправедливость законов, разочаровались в обещаниях политиков. Последователи учения занимались не только пропагандой своих идеалов, но и практиковали собственные принципы в жизни. Киники старались максимально ограничивать себя в потребностях, отказывались от материальных благ. Сократическая школа киников считала высшим благом отсутствие тяги к определенному месту жительства, неприкаянность в целом.

Этика киников

школа киников философия

Главным этическим принципом киников выступала добродетель, которая считалась единственным благом. В свою очередь, источником зла являлся порок. Все прочее, помимо указанных понятий, было безразлично мудрецам философской школы.

Взгляды на социальную жизнь и государство

киники основные идеи

Киники – это мыслители, которые полагали, что человек не должен находиться в рабстве устоявшихся в обществе предрассудков, стараться соответствовать постороннему мнению. Кратес и Диоген нарочно шли наперекор общепринятым нормам, попирали несправедливые законы. Философы специально заводили жаркие споры на улицах, которые доходили до ссор. Таким образом последователи школы киников приучали себя не придавать значения людской брани.

Согласно кинической философии, члены общества делятся на глупых и мудрых. Первые – рабы, которые не имеют собственного мнения и сознания, лишенные добра, истинной радости в жизни. В свою очередь, мудрецам, что отреклись от всего сущего, принадлежит истинная свобода и независимость. Умный человек живет не согласно писаным законам, а опирается на внутреннюю этику.

Идеальным государством в глазах киников была человеческая общность, для которой не существует границ, учреждений, законов, материальных благ. Другими словами – идеалом для представителей философской школы выглядел человек, вернувшийся к своему естественному состоянию в природе.

Отношение к религии

Какое отношение проявляли к религии киники? Философия школы формировала чисто отрицательные взгляды на любые культы. Ведь истинному кинику, который живет согласно принципам учения, религия не могла дать ничего положительного. Идейные лидеры школы считали единственным божеством человеческий разум. Все прочее воспринималось, как продукт фантазии, а также заблуждений и ограничений, которые повсеместно царили в обществе.

Характерные черты философии киников

основатель школы киников

К основным постулатам последователей учения относилось:

  • обретение абсолютной свободы посредством отречения от социальной жизни;
  • добровольная отверженность от материальных благ;
  • скитание, отсутствие постоянного дома, удовлетворение базовых потребностей путем попрошайничества;
  • пренебрежение к гигиене, предпочтение худшим условиям проживания;
  • восхваление бедности;
  • жесткая критика идеалистических учений;
  • непризнание власти человека и богов;
  • отсутствие патриотизма и космополитические взгляды; окружающих на человеческих пороках, критика худших людских черт.

В заключение

Киники — одна из философских школ Древней Греции со­кратического периода.

Наиболее яркими представителями философской школы ки­ников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, a философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бро­дяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

- возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

- добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;

- отсутствие постоянного места жительства, скитания;

- паразитический образ жизни, попрошайничество;

- предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

- восхваление физической и духовной бедности;

- критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

- воинственность и агрессивность в отстаивании своих взгля­дов и образа жизни;

- отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

- радикализм, парадоксальность, скандальность.

Киническая философия возникла в период кризиса антично­го полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

В современную эпоху большое сходство с философией и об­разом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — "кинос", "собака", что на греческом языке созвучно слову "киник"). В действитель­ности название — от слова "Киносарг" — холм и гимназий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.

Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным по­ведением и образом жизни, а также рядом высказыванийи идей:

- заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не заго­раживай мне солнце!";

- выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества" (ко­торый стал жизненным и философским кредо его и его последователей);

- вывел понятие "гражданин мира" (космополит);

- жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;

- не признавал никаких законов, кроме закона природы;

- гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;

Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков ("Стоя" - название портика в Афинах, где она была основана).

Основателем данной философской школы считается Зенон.

Основная идея философской школы стоиков (сходная с ос­новной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошай­ничестве, бродяжничестве" и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, подняв­шийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию.

К характерным чертам стоической философии также относятся:

- призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Косми­ческим Разумом (Логосом);

- признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом;

- призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

- признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

- неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнориро­вание законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

- оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозмож­ности делать добро;

- восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие луч­ших достижений мировой культуры;

- высокий эстетизм в мыслях и поступках;

- осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

- признание стремления к счастью высшей целью человека.

Наиболее известными представителем стоической филосо­фии считается Сенека.

Сенека (5 г. до н. э. - 65 г. н. э.) - крупный римский фило­соф, воспитатель императора Нерона, во время правления кото­рого оказывал сильное и благотворное влияние на государствен­ные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.

В своих произведениях философ:

- проповедовал идеи добродетели;

- призывал не участвовать в общественной жизни и сосредо­точиться на себе, собственном духовном состоянии;

- приветствовал покой и созерцание;

- был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;

- верил в безграничные возможности развития человека и челове­чества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;

- преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, "толпу";

- считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

- видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми сча­стья в жизни.

Философская школа Платона (427 — 347 гг. до н. э.) — крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной фи­лософской школы — Академии, основоположник идеалистиче­ского направления в философии.

Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Пармелид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы".

Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

Платон является основателем идеализма.

Главными положе­ниями его идеалистического учения являются следующие:

- материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

- окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

- реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи;

- чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

- любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи;

- весь мир является отображением чистых идей.

Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что, было нетипично, для предшественников — "досократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поис­ками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

Платон-выделяет семь типов государства: идеальное "госу­дарство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость вгосударственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются:

- монархия — справедливая власть одного человека;

- тирания — несправедливая власть одного человека;

- аристократия — справедливая власть меньшинства;

- олигархия — несправедливая власть меньшинства;

- демократия — справедливая власть большинства;

- тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются не­справедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вы­рождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя ста­бильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

- все-население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники;

- работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

- воины занимаются физическими упражнениями, тренируют­ся, поддерживают в государстве порядок, в случае необходи­мости — участвуют в военных действиях;

- философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

- философы и воины не должны иметь частной собственности;

- жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

- не существует брака, все жены и дети общие;

- допускается и приветствуется труд рабов, как правило, вар­варов, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив Небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данно­го плана были сохранены.

Историческое значение философии Платона в том, что:

- впервые философом оставлено целое собрание фундамен­тальных произведений;

- положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" — противо­положность материалистической "линии Демокрита");

- впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;

- были заложены основы понятийного мышления, произведе­на попытка выделить философские категории ;

- была создана философская школа (Академия), просущество­вавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последо­ватели Платона (Аристотель и др.).

Киники — древнегреческая философская школа, основанная Антисфеном Афинским и другими учениками Сократа. Киники провозглашали свободу от условностей общества, возврат к простоте и избавление от всего лишнего.

Простота киников

Антисфен

Антисфен (ок. 444–370 до н. э.), последователь Сократа, ученик Горгия, критик идей Платона. Основал в Афинах собственную школу. Вел крайне аскетический образ жизни

Философия — очень простая наука, считал основатель школы киников Антисфен Афинский. Никакие сложные умственные построения не нужны, человек просто должен быть как можно ближе к природе. Не нужны ни государства, ни правительства, ни частная собственность, все это только мешает человеку быть счастливым.

Александр Великий и Диоген

Во время посещения коринфа Александр Великий предложил Диогену попросить у него все, что тот ни пожелает. Все, чего хотел философ, чтобы великий правитель перестал заслонять ему солнце.

Теория и концепции киников

Но все же у школы киников, как и у других философских школ, была своя теоретическая база. В чем же она заключалась? Они провозглашали три основных принципа существования. Первый принцип, аскесис — упрощение и ограничение своих потребностей, доходящее до предела; сила духа и характера, позволяющая обходится малым. Второй принцип, апедевсия — свобода от любых догм: религиозных, культурных, общественных. Культура и образование, считали киники, убивают истинное знание, поэтому идеал — невежество. Третий принцип, автаркия — автономность и независимость. Киникам не нужны ни семья, ни государство, ни другие общественные образования.

Диоген

Таким образом, в центре философии киников находится человек с его внутренним миром и естественными потребностями. Киники пытаются обнаружить, что для человека является истинным благом, и приходят к выводу, что это — предельная естественность. Человек должен следовать внутренним потребностям и оставаться самим собой.

Читайте также: