Школа подготовки осужденных к освобождению лекции

Обновлено: 05.07.2024

Перед тем как осужденные, отбывающие наказание, будут освобождены, проводятся мероприятия по подготовке к освобождению. Таков порядок освобождения осужденных. Для освобождающегося это очень важно, так как он долгое время находится в изоляции от общественной жизни. Социальные связи прерываются или нарушаются, условия жизни меняются, необходима адаптация к новой социальной обстановке.

Мероприятия по подготовке к освобождению

Если широко рассматривать этот вопрос, то подготовка к освобождению длится на протяжении всего времени отбывания наказания. Осужденный обучается новой профессии, приобретает трудовые навыки, повышает свой уровень в общеобразовательном смысле. В последующем, это даст возможность трудоустроиться, организовать свою жизнь. В период отбывания наказания предусмотрены свидания, передача посылок, телефонные звонки, письма – все это позволяет сохранить связи с семьей.

Это важно, так как по данным статистики семьи осужденных распадаются очень часто, особенно, если человек отбывает длительный срок заключения.

В колониях проводится воспитательная работа, где рассматриваются вопросы общения, законопослушного поведения. Создаются группы осужденных, которые должны быть освобождены в ближайшее время. С ними проводятся специальные занятия, где объясняются важные моменты при трудоустройстве, жилищном и бытовом устройстве. Занятия проводят работники психологической службы, юристы, сотрудники службы занятости и т.д. Осужденные могут задавать вопросы, которые вызывают у них затруднения. До них доводится информация о дефиците рабочей силы в рамках региона. Кроме этого, с осужденным ведется работа по вопросам конкретного характера, которые ему предстоит решить в обязательном порядке после выхода на свободу.

Закон предписывает начинать подобного рода работу за 2 месяца до окончания ареста и за полгода до окончания срока заключения.

Осужденный имеет право обратиться с заявлением, где будет указано будущее место жительства, и содержаться просьба о трудоустройстве через службу занятости. Администрация колонии должна уведомить органы местного самоуправления и службу занятости об освобождении человека, о наличии у него жилья, о его профессиональных навыках.

Освобождение несовершеннолетних

Если освобождению подлежит несовершеннолетний, который не имеет родителей, родственников, у которого отсутствует жилье, направляется представление в комиссию по делам несовершеннолетних по прежнему месту жительства. Комиссия принимает меры по трудоустройству и обеспечению несовершеннолетнего жильем.

Если несовершеннолетний имеет родителей, но возвращение к ним, по мнению сотрудников колонии, не приведет к хорошему результату, а напротив, в семье существует напряженная криминогенная обстановка, связь с преступным миром, наркоторговля, алкоголизм – это прямой путь несовершеннолетнего к нарушению закона. Руководство колонии направляет ходатайство о трудовом и жилищном устройстве в комиссию по делам несовершеннолетних по месту расположения колонии.

Дата освобождения человека, не достигшего 18 лет, человека, имеющего заболевания, беременной женщины сообщается родственникам.

Если родственники не прибыли, данную категорию освобожденных лиц сопровождает сотрудник колонии, желательно медицинский работник.

Инвалиды и люди пожилого возраста, не способные самостоятельно обслуживать себя, помещаются в дома инвалидов и дома престарелых по заявлению освобождающихся. Как правило, эти учреждения находятся по месту жительства осужденного , поэтому органы на местах должны быть уведомлены.

Порядок освобождения из колонии

В последний день срока наказания заключенный сдает имущество колонии и получает документы, вещи, хранящиеся в личном деле, а также деньги, находящиеся на счете.

В трудовой книжке делается запись о трудовом стаже, если трудовой книжки нет, администрация колонии ее заводит.

Если суд вынес решение лишить права осужденного занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, делается запись в трудовой книжке. Осужденному выдается справка о заработной плате, по которой в последующем будет определен разряд, квалификация, определено пособие по безработице. Осужденному выдается справка об освобождении, где отмечаются: основание для освобождения, дата, часть неотбытого срока при условно-досрочном освобождении. Если человек освобожден с заменой наказания более мягким, указывается срок этого наказания. В справке должно быть указано место следования освобожденного. Если освобождение было произведено со снятием судимости: помилование, амнистия, это тоже указывается в справке.

Осужденному выдается характеристика. Перед освобождением с каждым осужденным беседует начальник колонии.

Если человек отбывает наказание в колонии общего режима, то для успешной социальной адаптации за полгода до освобождения, он может быть освобожден из-под стражи. Он проживает и работает под надзором за чертой колонии, то есть осужденному предоставляется ряд ранее отсутствующих прав. Такие лица имеют больше возможностей общения с семьей, решают вопросы будущего трудоустройства, бытовые вопросы. Проживая в условиях полусвободного режима, осужденный привыкает к жизни на свободе.

Наказание считается отбытым в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом.

Отбывание лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста, лишения свободы на определенный срок, а также отбывание ограничения на военной службе и содержания в дисциплинарной воинской части прекращаются в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом.

Освобождение происходит в первой половине дня в последний день срока наказания. Если это выходной или праздничный день, человек должен быть освобожден до наступления этого дня.

Если человек отбывал наказание в виде исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция выходит с предложением к администрации, где осуществлялись исправительные работы, прекратить удержания из заработной платы освобожденного лица. Освобожденному выдается документ об отбытии наказания или освобождении от него.

Вопросам социальной адаптации осужденных в последние годы уделяли внимание многие отечественные исследователи [12, 13, 14, 15, 16, 17, 18].

В целях решения вопросов ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях (далее – ИУ) всех типов организуется постоянно действующая школа подготовки осужденных к освобождению.

Функции, исполняемые Школой в современной пенитенциарной практике, по нашему мнению, таковы:

  1. информирующая – передача осужденным информации, сведений из различных областей науки и человеческой деятельности, необходимых для самостоятельной жизни;
  2. воспитательная – выработка качеств и свойств личности, позволяющих ей бесконфликтно общаться и жить среди людей, в обществе – например, правосознание, нормы этики, этикет, гигиена, ролевое поведение и позиция;
  3. образовательная – формирование у осужденных умений и навыков, необходимых для исполнения различных социальных ролей, участия в различных сферах жизни и общества, например, трудоустройство, приготовление пищи, оплата услуг, лечение в больнице, проезд в общественном транспорте;
  4. адаптирующая – приобретение навыков самоконтроля и управления своей жизнью, в том числе с учетом изменившихся за время отбывания наказания общественных условий (например, обучение принятию решений).

Деятельность ИУ по организации Школы регламентируется на сегодняшний день УИК РФ и частично приказами, регулирующими деятельность сотрудников группы социальной защиты осужденных и психологической лаборатории, никаких иных распорядительных документов в этом направлении не существует.

Обозначим далее действия руководства и сотрудников ИУ, необходимые и целесообразные с нашей точки зрения для результативного функционирования Школы.

Традиционно Школа создается на основании приказа начальника ИУ.

Планирование и реализацию программы занятий Школы осуществляет старший специалист по социальной работе (старший инспектор – в воспитательной колонии) группы социальной защиты осужденных [3].

Занятия в Школе имеют очень разнообразную тематику: от изучения прав и обязанностей освобождающихся, правил поведения в общественных местах до тренинга коммуникативных умений, умений поиска выхода из конфликтных ситуаций, преодоления зависимостей, изучения состояния рынка труда, собственных профессиональных предпочтений и др.

Именно широта тематики Школы объясняет необходимость участия в непосредственном проведении занятий следующих специалистов: психологов, специалистов по социальной работе, сотрудников отдела по воспитательной работе с осужденными, оперативного и режимного отделов, медицинской службы, бухгалтерии, специального учета, учителей школы, (руководителей кружков), библиотекаря, работников клуба, мастеров учебно-производственных мастерских и начальника ИУ. Участие начальника особенно важно, так как в ИУ он является центральным субъектом подготовки осужденных к освобождению.

К проведению занятий также важно привлекать сотрудников государственных и общественных учреждений и организаций: федеральной миграционной службы, службы занятости, органов местного самоуправления, пенсионного фонда, учреждений системы дополнительного образования, молодежных организаций (объединений) различной направленности (в зависимости от возможностей региона).

К сожалению, следует отметить недостаточно активное участие в реализации программы Школы сотрудников различных служб ИУ, на которых отдельно и специально не возложена функция подготовки осужденных к освобождению. Данная проблема не единственная в организации Школы в ИУ. Анализ опыта работы ИУ различных регионов позволяет говорить о наличии и иных проблем. Обозначим их далее и попытаемся предложить возможные действия по их предотвращению.

1. Сложность включения Школы в общий распорядок ИУ. Программа Школы должна реализовываться в свободное от работы и учебы осужденных время. Занятия проводятся не реже одного раза в неделю – для несовершеннолетних (возможно и чаще, если того требует программа) и не реже 1 раза в месяц – в учреждениях для взрослых осужденных. Продолжительность занятий составляет от 1,5 до 2 часов (но не менее 40 минут).

При этом в существующем в ИУ на сегодняшний момент примерном распорядке дня, составляемом на основе приложения №4 к Правилам внутреннего распорядка воспитательных колоний [2] и исправительных колоний [3], на воспитательную работу отводится 1,5 и 1 час соответственно. Очевидно, что это очень ограниченное время, которое невозможно потратить только на проведение занятий в Школе.

В то же время в пенитенциарной практике найден способ решения подобной проблемы. Так, например, в центре принудительного лечения для молодежи Арксхоф (Швейцария) каждый осужденный обязан посещать индивидуальные занятия (4 раза в неделю), а также еженедельную 1,5 часовую групповую терапию. То есть, как минимум 2,5 часа ежедневно отведены на терапию и коррекционную работу [24].

Для осужденных с нарушениями развития психики, поведения, для не справляющихся с проблемами обязательно посещение специализированных терапевтических групп [5, 6, 7, 8, 9, 10].

Изменение распорядка дня и выделение дополнительного времени на индивидуальную работу в российских ИУ отчасти затрудняется, так как осужденные должны посещать общеобразовательную школу и работать (обучаться) на производстве, что затратно по времени [11, 19, 20, 21, 22, 23].

Возможный вариант экономии времени есть в опыте швейцарского учреждения AH Basel, где занятость осужденных в общеобразовательной школе и на производстве чередуются понедельно. И таким образом освобождается время для коррекционных и социально-педагогических занятий.

2. Необходимость формирования большого количества групп Школы на основе различных параметров – категория осужденных, ведущая проблема, срок освобождения и другие.

Принцип сепарации, реализуемый сегодня в ИУ, обуславливает формирование на базе ИУ нескольких групп Школы, в каждой из которых занятия могут проводиться приблизительно по одному плану.

Но отнесенность осужденных к особым категориям (инвалиды, пенсионеры, имеющие социально-значимые заболевания и др.) заставляет дополнительно выделить специализированные группы подготовки к освобождению. Возможен вариант, что в Школе к такой особой категории будет относиться по 1-2 осужденных и работа с ними, естественно, будет производиться исключительно в индивидуальном режиме, однако существуют проблемы, которые таким образом решить невозможно (инвалидность, неизлечимое заболевание).

Как уже говорилось выше, подготовка осужденных к освобождению начинается не позднее, чем за 6 месяцев до освобождения. Механизм формирования каждой группы таков: на начало года формируется группа осужденных, освобождающихся в июле, и ежемесячно в эту группу включаются новые люди.

При этом для включившихся в программу позднее логика занятий нарушается – в завершение обучения они посещают занятия, определенные программой первыми. А осужденные таким образом, оказываются в неравных условиях подготовки к освобождению.

Следует отметить, что в такой группе вынужденно присутствуют осужденные с разнообразными проблемами – в отечественной пенитенциарной практике, к сожалению, нет традиции и возможности создавать отдельные группы.

И все-таки наиболее эффективным, по нашему мнению, было бы формирование отдельных групп как по сроку отбывания наказания (группы создаются ежемесячно), так и по преобладающей проблеме (это могут быть отдельные группы употреблявших психоактивные вещества, имеющих отрицательную направленность, имеющих отклонения в поведении).

3. Отсутствие материального обеспечения, соответствующего задачам подготовки к освобождению конкретной категории осужденного. Занятия Школы должны проводиться в помещениях, позволяющих максимально эффективно вырабатывать (развивать) тот или иной социальный навык, корректировать поведение, работать с различной информацией. Необходимы мультимедийное оборудование, выход в Интернет (для сотрудников), специализированная мебель, достаточное количество расходных материалов.

Формирование таких специализированных аудиторий в ИУ должно быть нормативно закреплено, то есть необходимо разработать Положение о кабинете Школы подготовки осужденных к освобождению (в котором будут обозначены цели, задачи, необходимое оборудование, методическое обеспечение, механизм функционирования кабинета.

4. Отсутствие методического инструментария для проведения занятий в Школе, а также недостаток опыта и достаточных знаний сотрудников по самостоятельной его подготовке.

Вероятно, целесообразно разработать примерную типовую программу (подробный, развернутый тематический план) Школы подготовки осужденных к освобождению. Подобная программа, на наш взгляд, может состоять из 2 частей: инвариантной (занятия, позволяющие решить общие, характерные для всех освобождающихся осужденных проблемы) и вариативной (занятия, тематика которых учитывает особенности отдельной категории осужденных и ресурсы учреждения, региона, задействованных специалистов).

Школу необходимо насыщать и обновлять актуальными темами и проблемами, которые полезно было бы рассмотреть с осужденными, находящимися на заключительном этапе отбывания наказания. Причем желательно, чтобы формы проведения занятий были разнообразными: массовыми, групповыми и индивидуальными.

В проведении занятий специалисты могут проявить определенное творчество либо прибегнуть к использованию специализированных методических материалов.

У ряда ИУ в этой области имеется интересный опыт. Централизованный сбор методических разработок занятий Школы подготовки осужденных к освобождению позволил бы в дальнейшем распространить их в среде заинтересованных специалистов.

Важно отметить, что для повышения результативности работы Школы сотрудников, занятых в ее проведении, необходимо специально обучать, тем более, что многие из них не имеют педагогического образования и опыта проведения занятий подобного рода.

Обучение возможно организовать с приглашением специалистов в этой области, как на базе территориальных органов, так и централизованно – на базе вузов ФСИН России.

5. Ограниченное информационное обеспечение и использование ресурсов региона в реализации занятий Школы. В связи с реформированием уголовно-исполнительной системы и перепрофилированием ряда ИУ многие осужденные отбывают наказание за сотни километров от места их жительства, что создает значительные трудности в подготовке их к освобождению и планированию их постпенитенциарного сопровождения. Данную проблему можно преодолеть, только имея высокие информационные возможности для связи с конкретными регионами и получения необходимых сведений.

В заключение заметим, что эффективная организация Школы может рассматриваться как значимый фактор предотвращения рецидивной преступности, тем важней качественно решить названные управленческие проблемы.

  1. Артамонова Н.М.
  2. Багреева Е.Г.
  3. Балабанова Н.В.
  4. Гостев В.В.
  5. Датий А.В.
  6. Дегтярев А.Л.
  7. Коридзе М.Т.
  8. Кузнецова А.С.
  9. Ларина Г.В.
  10. Хохлов И.В.
  1. Артамонова Н.М.
  2. Багреева Е.Г.
  3. Балабанова Н.В.
  4. Гостев В.В.
  5. Датий А.В.
  6. Карпухин А.А.
  7. Коридзе М.Т.
  8. Ларина Г.В.
  9. Мартынова М.В.
  10. Селиванов Б.С.
  11. Федосеев А.А.
  12. Шаталов Ю.Н.
  1. Багреева Е.Г.
  2. Балабанова Н.В.
  3. Гостев В.В.
  4. Датий А.В.
  5. Калинина М.Н.
  6. Коридзе М.Т.
  7. Мартынова М.В.
  8. Тютюев В.В.
  9. Федосеев А.А.
  10. Шаталов Ю.Н.

Список литературы

Цитировать

Отбывание наказания в виде лишения свободы связано с рядом негативных факторов, которые затрудняют социальную адаптацию лиц, освобождаемых из исправительного учреждения. Ослабление семейных, родственных связей, потеря навыков рационального использования материальных ресурсов и принятия адекватных решений в различных жизненных ситуациях выдвигают задачу подготовки осужденных к жизни на свободе в ранг приоритетных направлений деятельности социального работника в исправительном учреждении.

В литературе нет единого понятия подготовки осужденных к освобождению. Отдельные авторы определяют понятие подготовки осужденных к освобождению, как комплекс мер, проводимых в период отбывания наказания и направленных на облегчение адаптации осужденных в условиях жизни на свободе в целях предупреждения с их стороны новых преступлений и приобщения к честной трудовой жизни. Другие включают этап нравственной, психологической и организационной подготовки осужденных в исправительном учреждении к жизни на свободе.

Уголовный кодекс определяет социальную адаптацию осужденных как одну из основных задач исполнения уголовных наказаний. В сложившейся системе социальной работы по подготовке осужденных к освобождению выделяется две группы мероприятий, различающихся в зависимости от места их проведения.

Первая группа – это мероприятия, проводимые непосредственно в исправительном учреждении (социальная работа и психологическая подготовка освобождаемых к жизни на свободе).

Вторая группа включает в себя мероприятия, проводимые по предполагаемому месту жительства освобождаемых.

Важное место в социальной работе с осужденными в системе их подготовки к освобождению занимает их психологическая подготовка, основное содержание которой направлено на активное участие осужденных в социально полезной деятельности, на строгое соблюдение правовых норм, на развитие положительных качеств личности.

Подавляющее большинство осужденных освобождается из исправительного учреждения по отбытию срока наказания, либо условно-досрочно. Они из условий лишения свободы сразу попадают в условия полной свободы. Такой резкий переход оказывает на психику освобожденных экстремальное воздействие. Для того чтобы облегчить осужденному переход из условий в специфической среде преступников в исправительном учреждении к жизни на свободе, его необходимо постепенно физически, организационно, экономически и психологически готовить как к самому факту освобождения, так и к решению тех вопросов, с которыми ему придется встречаться.

Социальная работа по подготовке осужденных к жизни на свободе включает в себя проблемы нравственной, психологической и практической подготовки, которая составляет ее содержание.

Психологическая подготовка заключается в активизации способностей осужденного, в формировании у него знаний, умений и навыков готовности жить и действовать в соответствии с правовыми нормами. Ее главная задача – оказать помощь осужденному быстрее включиться в ритм жизни в обществе.

Практическая подготовка включает в себя приобретение осужденным профессиональных знаний, практических навыков, умений в определенной специальности.

Успешность социальной адаптации осужденных после освобождения, прямо связанна с возможностью включения освобожденного в трудовые отношения, с возможностью обучения бывшего осужденного по востребованным на рынке труда специальностям, с перспективой восстановления либо создания здоровых семейных отношений, с включением его в правопослушную социальную среду.

Подготовка осужденных к освобождению предполагает всестороннее изучение их личности, возможно более полный учет различных факторов исправительного воздействия на правонарушителей, оказывающих влияние на формирования свойств и качеств личности. Знание особенностей личности, содержания интересов, уровня развития нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого - все это позволяет проводить дифференциацию их состава с учетом вида исправительного учреждения, обоснованно прогнозировать поведение каждого из них после отбытия ими срока наказания.

В настоящее время принципы индивидуальной социальной работы получают все большее признание и выражение в рамках реформирования законодательства уголовно-исполнительной системы. Прежде всего, учитываются возрастные особенности осужденных, которые влияют на процесс социальной адаптации освобождаемых после отбытия наказания. В процессе подготовки осужденных к освобождению важное значение имеет учет их семейного положения, степени устойчивости семейных и родственных связей. При подготовке к освобождению необходимо принимать во внимание наличие у них трудового стажа.

Подготовка к освобождению включает в себя:

- проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где эти лица намерены проживать, работать или учится после освобождения из мест лишения свободы;

- разъяснение освобождаемым законодательства о порядке оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве, выдачи паспортов и оформления регистрации. Одновременно им разъясняется целесообразность возвращения в места постоянного проживания и на те предприятия, где они работали до осуждения;

- получение от освобождаемых письменных заявлений на имя начальника исправительного учреждения с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;

- рассмотрение заявлений руководителем исправительного учреждения и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве конкретным лицам.

Действенность системы трудоустройства различных групп населения, как впервые выбирающих род занятий, так и утративших работу в силу различных причин, существенно сказывается на криминологической ситуации в целом. Сказанное в полной мере относится и к лицам, нарушившим закон и отбывавшим за это наказание в местах лишения свободы.

Обязанность по проведению подготовительных мероприятий, связанных с трудовым и бытовым устройством освобождаемых, в исправительном учреждении возложена на сотрудников группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных, на начальников отрядов и других должностных лиц. При этом они тесно взаимодействуют с территориальными службами занятости населения.

Лица, освобожденные от отбывания наказания, могут реализовать свое право на труд, обратившись, как и иные граждане, либо в службу занятости, либо непосредственно на предприятие, в организацию, учреждение, к другим работодателям. При этом на них распространяются все гарантии по обеспечению указанного права, закрепленные в Трудовом кодексе Украины, в том числе касающиеся запрещения необоснованного отказа от заключения трудового договора.

Вместе с тем достаточно быстро устроится на работу судимым лицам удается редко. Сказывается низкий уровень квалификации большинства освобождаемых, негативное отношение администрации к приему на работу лиц, имеющих судимость. Но наибольшее внимание на трудоустройство освобожденных оказывает жилищная проблема, поскольку прием на работу этих лиц во многом зависит от наличия жилья и прописки.

Несмотря на отсутствие имевшихся ранее ограничений в прописке лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, по мотивам их судимости, вернуться к прежнему месту жительства бывает сложно даже тем, кто до ареста имел жилую площадь. В случае, если в жилом помещении прописаны и проживают члены семьи осужденного, для его прописки на ранее занимаемую жилплощадь после освобождения необходимо согласие всех совершеннолетних членов семьи. Многие освобожденные в силу различных причин не могут получить такое согласие.

Администрация предприятий при обращении освобожденных по вопросам трудоустройства часто пользуется фактом отсутствия у кандидатов жилья и возможностей его предоставления как повод для отказа в заключение трудового договора, который сложно опровергнуть.

Во многих случаях своевременный прием на работу освобожденных бывает затруднен из-за утраты в период отбывания наказания документов, необходимых для трудоустройства.

Таким образом, помимо правоограничений в выборе вида деятельности освобождаемым от наказания, имеется и ряд фактических ограничений возможностей реализации прав освобожденного на труд. Иногда подобные фактические ограничения рассматриваются в литературе как своеобразный элемент их правового положения.

В целях создания наиболее благоприятных условий для преодоления указанных трудностей лицами, освобожденными от наказания, ведомственными нормативными актами установлен определенный порядок оказания содействия в трудоустройстве с последующей социальной адаптацией со стороны учреждений и органов внутренних дел.

Данный курс призван помочь заключённым обучающимся адаптироваться в обществе после окончания срока ограничения свободы. Программа предназначена педагогам, психологам, воспитателям и другим категориям работников, занимающихся воспитанием осуждённых.

ВложениеРазмер
programma_speckursa.docx 31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Данный курс призван помочь обучающимся заключённым адаптироваться в обществе после окончания срока ограничения свободы. Программа предназначена педагогам, психологам, воспитателям и другим категориям работников, занимающимся воспитанием осужденных.

Актуальность проблемы подготовки заключенных к жизни на свободе для школ закрытого типа очевидна. Осужденные в большинстве своем не имеют позитивного опыта взаимодействия в семье и коллективе, обустройстве быта, заботы о здоровье, контроля за собственным поведением.

В ходе достижения поставленной цели решаются задачи:

  1. формировать систему ценностей, отличную от криминальной;
  2. воспитывать потребность в приобщении к духовным ценностям и совершенствовании своего внутреннего мира;
  3. совершенствовать умение взаимодействовать в семье и коллективе;
  4. усвоить необходимость упорядочивания своего быта, заботы о здоровье, честного труда;
  5. формировать представление о том, что значит быть хорошим другом, семьянином, достойным гражданином своей страны.

В результате прохождения программного материала обучающиеся усвоят основные понятия:

- устройство и функционирование психики человека;

- самопознание и саморегуляция;

- правила общения в семье и в коллективе без конфликтов;

- необходимость соблюдения моральных норм общества ;

- права и обязанности граждан России;

- виды трудовых отношений;

- создание и сохранение семьи;

- здоровье и его сохранение;

- разрушительное действие никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека;

Они будут уметь:

- устанавливать и сохранять позитивные отношения с окружающими;

- владеть приемами саморегуляции;

- общаться в семье и в коллективе без конфликтов;

- противостоять негативному давлению среды;

- избирать профессию и вид деятельности в соответствии с особенностями своей личности;

- законными способами отстаивать свои права;

- обустраивать свое жилище и содержать его в надлежащих санитарно-гигиенических условиях;

- соблюдать правила личной гигиены;

- вести здоровый образ жизни;

- делать точечный оздоровительный массаж;

- находить и заготавливать лекарственные травы, готовить настои и отвары;

- готовить простые блюда и делать простейшие заготовки продуктов на зиму.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, тренингов, просмотр видеоматериалов. Для того чтобы оценить качество усвоения учениками материала предусмотрено собеседование. Оно позволяет обучающимся осуществить самоанализ уровня своих знаний, осознать результаты продвижения в собственном личностном росте.

В процессе собеседования педагог имеет возможность понять в какой мере содержание курса находит отклик во внутреннем мире ученика и продвигает его на пути личностного роста.

5 класс – 36 часов в год (1 час в неделю)

6 класс – 36 часов в год (1час в неделю)

7 класс – 72 часа в год (2 часа в неделю)

8 класс – 72 часа в год (2 часа в неделю)

9 класс – 36 часов в год (1 час в неделю)

10 класс – 72 часа в год (2 часа в неделю)

11 класс – 36 часов в год (1 час в неделю)

12 класс– 36 часов в год (1 час в неделю)

Реализуется в течение 8 лет.

Читайте также: