Оформление в детский сад код мкб

Обновлено: 05.07.2024

ОВЗ, или ограниченные возможности здоровья — это нарушения физического и (или) психического развития. Педагогика и медицина подходят к ним, исходя из своих задач, и имеют собственные расшифровки. На их основе Министерство Просвещения разработало классификацию и соответствующие ей адаптивные программы обучения, изложив в Федеральном Государственном образовательном стандарте. Рассмотрим все эти варианты для создания общего представления о детях с ОВЗ.

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

ОВЗ по ФГОС

глухие, 4 варианта АООП НОО

слабослышащие, 3 варианта

слепые, 4 варианта

слабовидящие, 3 варианта

с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

Если с ребенком трудно

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

Диагноз с кодом Z00-Z13 включает 11 уточняющих диагнозов (рубрик МКБ-10):

  1. Z00 — Общий осмотр и обследование лиц, не имеющих жалоб или установленного диагноза
    Содержит 8 блоков диагнозов.
    Исключены: медицинское обследование в административных целях (Z02.-), специальные скрининговые обследования (Z11-Z13)..
  2. Z01 — Другие специальные осмотры и обследования лиц, не имеющих жалоб или установленного диагноза
    Содержит 10 блоков диагнозов.
    Включено: рутинное обследование определенных систем.
    Исключены: обследование: . в административных целях (Z02.-) . при подозрении на заболевания (состояния) (не подтвержденные) (Z03.-) специальные скрининговые обследования (Z11-Z13).
  3. Z02 — Обследование и обращение в административных целях
    Содержит 10 блоков диагнозов.
  4. Z03 — Медицинское наблюдение и оценка при подозрении на заболевание или патологическое состояние
    Содержит 9 блоков диагнозов.
    Включены: случаи, характеризующиеся некоторыми требующими изучения симптомами или очевидными признаками отклонения от нормы, которые, как показывают последующие обследования и наблюдения, не требуют дальнейшего лечения или медицинской помощи.
    Исключены: случаи жалоб, вызванных страхом болезни, у лица с неустановленным диагнозом (Z71.1).
  5. Z04 — Обследование и наблюдение с другими целями
    Содержит 9 блоков диагнозов.
    Включено: обследование в судебно-медицинских целях.
  6. Z08 — Последующее обследование после лечения злокачественного новообразования
    Содержит 6 блоков диагнозов.
    Включены: медицинское наблюдение и контроль после лечения.
    Исключены: последующая медицинская помощь и состояние выздоровления (Z42-Z51, Z54.-).
  7. Z09 — Последующее обследование после лечения состояний, не относящихся к злокачественным новообразованиям
    Содержит 8 блоков диагнозов.
    Включены: медицинское наблюдение и контроль после лечения.
    Исключены: последующая медицинская помощь и состояние выздоровления (Z42-Z51, Z54.-) медицинское наблюдение и контроль после лечения злокачественного новообразования (Z08.-) контроль за: . контрацепцией (Z30.4-Z30.5) . протезами и другими медицинскими устройствами (Z44-Z46).
  8. Z10 — Рутинная общая проверка здоровья определенных подгрупп населения
    Содержит 5 блоков диагнозов.
    Исключено: медицинское обследование в административных целях (Z02.-).
  9. Z11 — Специальное скрининговое обследование с целью выявления инфекционных и паразитарных болезней
    Содержит 9 блоков диагнозов.
  10. Z12 — Специальное скрининговое обследование с целью выявления злокачественных новообразований
    Содержит 9 блоков диагнозов.
  11. Z13 — Специальное скрининговое обследование с целью выявления других болезней и нарушений
    Содержит 10 блоков диагнозов.

Цепочка в классификации:

1 Классы МКБ-10
2 Z00-Z99 Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
3 Z00-Z13 Обращения в учреждения здравоохранения для медицинского осмотра и обследования

Дополнительная информация о диагнозе Z00-Z13 в классификаторе МКБ-10 отсутствует.

mkb10.su — Международная классификация болезней 10-го пересмотра. Онлайн-версия 2022 года с поиском болезней по коду и расшифровкой.

© 2000-2022. РЕГИСТР ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ РОССИИ ® РЛС ®

Все права защищены

li1
m1
r2

Внимание!
Материалы сайта предназначены исключительно для медицинских и фармацевтических работников и носят справочно-информационный характер.

Примечание. Для удобства работы с методическими рекомендациями психолого-педагогическое описание нарушений развития у ребенка выделено курсивом. Психолого-педагогические заключения взяты в скобки и выделены курсивом.

интеллектуального развития (IQ)

Для уточнения степени нарушения поведения может использоваться четвертый знак:

F7х.0 – минимальные поведенческие нарушения или отсутствие их

F7х.1 – значительные поведенческие нарушения, требующие внимания или лечебных мер

F7х.8 – другие поведенческие нарушения

F7х.9 – поведенческие нарушения не определены

F82 – специфические расстройства развития моторной функции

Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением.

F83 – смешанные специфические расстройства психологического развития – (задержка психического развития церебрально-органического происхождения)

F84 – общие расстройства психологического развития

F84.0 – детский аутизм

F84.1 – атипичный аутизм

F84.2 – синдром Ретта

F84.3 – другое дезинтегративное расстройство детского возраста

F84.4 – гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (IQ ниже 50)

F84.5 – синдром Аспергера

F84.8 – другие общие расстройства развития – ( задержка психического развития соматогенного происхождения или вследствие минимальной мозговой дисфункции )

(H60-H95) – Болезни уха и сосцевидного отростка

Н90 – кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха двусторонняя

Кондуктивная потеря слуха двусторонняя

Глухота (потеря слуха свыше 80 дБ):

раноприобретенная (до 3 лет);

приобретенная (после 3 лет)

Нейросенсорная потеря слуха двусторонняя

Нейросенсорная потеря слуха неуточненная

Врожденная глухота БДУ

Слабослышащие с грубым недоразви-тием речи

Смешанная кондуктивная и нейросенсорная тугоухость двусторонняя

Тугоухость (потеря слуха в диапазоне 84 дБ)

Слабослышащие с относитель-но развитой речью

(H00-H59) – Болезни глаза и его придаточного аппарата

Н53 – расстройства зрения

Н53.0 – амблиопия вследствие анопсии

  • анизометропией;
  • зрительной депривацией;
  • косоглазием.
  • Н54 – слепота и пониженное зрение
  • Н54.0 – слепота обоих глаз. Нарушение зрения категории 3, 4, 5, обоих глаз
  • Н54.1 – слепота одного глаза, пониженное зрение другого глаза. Нарушение зрения категории 3, 4, 5, одного глаза и категории 1 или 2 обоих глаз
  • Н54.3 – неопределенная потеря зрения обоих глаз. Нарушение зрения категории 9 обоих глаз

МКБ10 Для детей с ТНР

(F80-F89) – Расстройства психологического развития

F80 – специфические расстройства развития речи и языка

F80.0 – специфические расстройства речевой артикуляции – (дислалия)

F 80.1 – моторная алалия.

F 80.2 – сенсорная алалия.

F 80.3 – детская афазия.

F80.8 – другие расстройства речи и языка

F80.9 – расстройства развития речи и языка неуточненные – (неосложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР невыясненного патогенеза)

(R47-R49) – Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу

R47.0 – дисфагия и афазия – (афазия)

R47.1 – дизартрия, анартрия – (дизартрия, анартрия)

R49.0 – дисфония – (дисфония)

R49.1 – афония – ( афония )

R49.2 – открытая гнусавость и закрытая гнусавость – ( открытая и закрытая ринолалия )

F98 – другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

F98.5 – заикание – ( заикание )

F98.6 – речь взахлеб – ( тахилалия )

F81 – специфические расстройства развития учебных навыков

F81.0 – специфическое расстройство чтения – (дислексия)

Таким образом , F81.0 кодифицирует:

дисграфия в сочетании с дислексией – F81.0.

F81.1 – специфическое расстройство спеллингования – (дисграфия)

При сочетании дислексии и дисграфии используется шифр F81.0.

F81.2 – специфическое расстройство арифметических навыков – (дискалькулия)

F81.3 – смешанное расстройство учебных навыков – (задержка психического развития психогенного происхождения)

F81.9 – расстройство развития учебных навыков неуточненное – (задержка психического развития вследствие психофизического инфантилизма (конституционального происхождения)

Читайте также: