Школа и общество проблемы и перспективы взаимодействие

Обновлено: 05.07.2024

Традиционалистская концепция воспитания личности, ее сущность и основные черты. Теории П. Блума, Р. Тайлера, Р. Генье, Б. Скиннера как основа рационалистической концепции. Личностное самовыражение в трактовке феноменологической теории образования.

Рубрика Социология и обществознание
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 18.04.2013
Размер файла 13,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Образование и общество, их взаимодействие

образование воспитание концепция

В современном мире наблюдается значительное многообразие теорий и подходов к развитию образования. Сегодня педагогическая теория и практика представлены тремя базовыми концепциями образования: традиционалистской идеологией в обучении, рационалистической моделью школы, феноменологической моделью (А.Н. Джуринский, А.В. Ду-хавнева, Л.Д. Столяренко). Каждая из названных моделей формулирует собственный подход к решению фундаментальных проблем, связанных с образованием человека: определение функции и миссии школы как социального института, выявление общественно значимых целей обучения и воспитания, разработка приоритетов в деятельности школы, формирование содержания образования за счет включения актуальных знаний, реализация интересов и потребностей каждой личности в образовании.

В традиционалистской концепции воспитание и образование рассматриваются как формирование заданных обществом черт личности, что соответствует технократическим целям обучения. Эта концепция образования является базовой в Западной Европе и США, в ее рамках ведущими выступают три постулата.

2. Общеобразовательные учебные заведения всех уровней должны нести ответственность за то, чтобы на первый план выдвигалось изучение и усвоение действительно важных и необходимых знаний.

3. Цивилизованная жизнь невозможна без усвоения определенных этических ценностей, следовательно, одна из задач школы - приобщение обучающихся к непреходящим ценностям духовной культуры.

В традиционалистской концепции предлагается решение некоторых проблем образования. В определении целей образования фундаментальная роль школы заключается в сохранении и передаче молодому поколению наиболее существенных элементов культурного наследия человеческой цивилизации - многообразия важных знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка. В формировании содержания школьных программ обучения признается необходимым выделение общего ядра знаний, составляющих костяк академических дисциплин. В организации процесса обучения традиционалисты выступают за стабильные, проверенные временем методы обучения и контроля знаний. В соответствии с данной концепцией важную роль в обучении играют четкие стандарты и критерии успеваемости. Академическую успеваемость учащихся обеспечивают такие инструменты интеллектуального труда, как тщательная проработка учебных материалов, опора на память, повторение пройденного.

Традиционалистская концепция опирается на теоретические положения, разработанные Э. Шартье, Ж. Мажо, Л. Ка-ро, Ж. Капель, Г. Кэвевелти и др.

В основе рационалистической концепции лежат теории П. Блума, Р. Тайлера, Р. Генье, Б. Скиннера и др.

В трактовке феноменологической концепции смысл образования состоит в личностном самовыражении. Учение для феноменологистов персонально значимо. Образование должно наиболее полно и адекватно соответствовать природе человеческой личности. Учение должно управляться не извне, а изнутри. Огромное внимание феноменологисты уделяют среде обучения, которая выступает своеобразным катализатором успешного усвоения знаний. В данной концепции ценностно-значимыми становятся взаимозависимость, сотрудничество, равенство, доверительность. Задача школы - дать возможность свободного развития индивидуальности. Процесс воспитания понимается как помощь в саморазвитии, развитии способностей и своеобразия личности.

К недостаткам феноменологической концепции образования можно отнести ослабление целенаправленного воздействия, возможность формирования людей с приглушенным чувством ответственности и ослабление социальных связей.

Многие педагоги современности, понимая несовершенство этих моделей, основывают образование на религиозной и философской морали, например в традициях вальдорфской педагогики Р. Штайнера. В России среди возможных концепций развития школы выделяются концепция национальной школы Е.П. Белозерцева, концепция диалога культур В.С. Биб-лера, концепция личностно ориентированного образования, концепция непрерывного образования и ряд других.

В средневековой Европе все системы высшего образования можно было бы назвать элитарным. Оно было доступно лишь для небольшой части населения (от 1 до 5 процентов) - представителей высших слоев общества. В Оксфорде, Кембридже, Эдинбурге, Сент-Эндрю и других старинных университетах Великобритании главное значение придавалось высоко специализированному, гуманитарному знанию, подходящему для "джентльмена". Эта тенденция сохраняется и в наши дни в большинстве стран Европы, она получила распространение и в менее развитых странах. Например, в колледжах и университетах Китая и Турции обучается лишь около 10 процентов всех потенциальных студентов. Главное внимание там уделяется усвоению теоретических и абстрактных концепций, а не овладению практическими знаниями в различных областях, которые могли бы в большей мере пригодиться студенту после окончания учебы.

Однако во многих странах в XX в. наблюдается распад элитарного образования. Высшее образование получило широкое распространение в ответ на требования предоставить равные возможности для получения знаний представителям групп меньшинств и низших классов. Эта тенденция ярче всего проявилась в четырех странах: США, Канаде, Советском Союзе и Японии. Например, в США колледжи с двухгодичным неполным курсом обучения, колледжи, входящие в состав университетов, и профессиональные училища иногда получали статус четырехгодичных.

В 60-е годы европейские страны все еще отставали - в них лишь 10 процентов (или менее) всех потенциальных студентов поступали в высшие учебные заведения (Бэнкс, 1968). Однако сравнительно недавно в результате социального и политического давления во многих европейских университетах увеличился прием студентов. В настоящее время в европейских странах он составляет примерно 25 процентов всех /438/ групп студенческого возраста. В то же время возрастает нагрузка на профессорско-преподавательский состав этих университетов - они должны проводить научные исследования в медицине, экологии и других областях, а также быть советниками в правительственных и коммерческих организациях.

Подобные документы

Соотношение природного и социального в личности, исследование индивида как субъекта общественных отношений. Воздействие общества на личность в процессе социализации, воспитания и образования. Рассмотрение существующей теории и концепции индивидуальности.

контрольная работа [37,0 K], добавлен 03.12.2010

Социологические воззрения Гуссерля. Феноменология Шюца: идеализации; социальная структура жизненного мира; временная и смысловая структура действия. Бергер и Луман о феноменологической теории общества. "Социальное конструирование реальности" по Бергеру.

реферат [20,7 K], добавлен 21.10.2009

Социализация как социокультурное явление. Социогенетический подход к явлению социализации. Концепция "значимый другой" в процессе социализации. Связь образования и культуры общества. Значение наследственности и социальных факторов в развитии личности.

контрольная работа [19,6 K], добавлен 21.10.2010

Структурно-функционалистская парадигма Альфреда Брауна и Парсонса, разработка теории социального действия. Представители феноменологической социологии: Щюц, Бергер и Лукман. Бихевиористические взгляды Скиннера и символический интеракционизм Кули и Мида.

презентация [687,7 K], добавлен 06.05.2012

Природа, культура и общество. Природные предпосылки возникновения общества. Культура: сущность, основные черты, функции. Основные подходы к изучению сущности общества и теории его развития. Социальные процессы: изменения, мобильность, конфликты.

реферат [186,4 K], добавлен 03.12.2007

Понятия "человек", "личность", "индивид", "индивидуальность". Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности. Теории развития личности. Основные факторы формирования личности и ее социализации. Взаимодействие личности и социума.

контрольная работа [903,6 K], добавлен 15.10.2012

Личность и концепции её понимания. Типология и социализация личности. Взаимодействии личности и общества как основа социально-культурной саморегуляции. Выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений.

Краткое изложение понимания взаимодействия школы и социума в современном обществе.

ВложениеРазмер
sovremennaya_shkola.doc 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие школы и социума в условиях модернизации образования.

Учитель немецкого языка

Соколова Татьяна Александровна

ГБОУ гимназия №61 Выборгского района Санкт-Петербурга

Современная школа, которая продолжает создавать условия для реализации конституционных прав граждан на образование, должна изменить философию образовательного процесса. Сегодня необходимо не просто обучать и воспитывать культурную, нравственно развитую личность, но и подготовить позитивно социально-ориентированного, адаптированного к жизни в реальном обществе гражданина. Именно эта задача заслуживает особого внимания.

Выпускник современной школы должен соответствовать по результатам образовательного процесса государственным образовательным стандартам. Следует отметить, что ФГОС второго поколения, на которые сегодня ориентирована современная школа, в большей степени ориентирована на социализацию ребенка и его взаимодействие с социумом. Школа и социум в условиях модернизации образования должны не выделяться и обосабливаться, а стать единой средой обитания для ребенка.

Современная школа все больше хочет быть во взаимосвязи с родителями, которые все больше удаляются от школы в ходе решения своих насущных проблем. Поэтому взаимодействие школы и социума (если мы его рассматриваем с точки зрения семьи) сегодня очень непростое. Отсюда следует, что вариативность, которая предполагает осуществление различных вариантов дейсвий по реализации задач развития школы, поможет включить в решение задач учебной и воспитательной программы всех участников образовательного процесса. Демократический стиль управления на всех уровнях поможет создать для этого благоприятную обстановку.

Если рассматривать взаимодействие школы и социума в более широком его понимании , то сосуществование и интеграция их не всегда связана с положительным влиянием на умы и сердца подрастающего поколения, и тут снова на помощь может придти школа, которая поможет свести к минимуму негативное влияние. Вредные привычки в детской и подростковой среде становятся обыденностью, поэтому важно сформировать потребность в здоровом образе жизни. Тут на помощь школе должны придти и многочисленные спортивные , детские и юношеские клубы и кружки, секции и т. д. Создание школы полного дня ( особенно в 1-7 классах, когда ребята особенно активны в выборе кружков и секций по интересам) позволит предоставить возможность для самореализации ребенка. Создание на базе школ центров дополнительного образования может стать одним из ключевых направлений в школе будущего.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тема: «Взаимодействие семьи и школы:

социальный педагог

Патракова И.В.

Работа с семьёй важнейший компонент учебно – воспитательного процесса школы.

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребёнок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру. Отношения внутри семьи определяют её психологический климат. В нём и формируется у ребёнка восприятие мира, людей и самого себя.

Здесь он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Каким вырастет ребёнок, во многом определяет его положение в семье.

А это положение бывает различным:

нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, когда в семье заботятся не только о нём, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;

Экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказываются на воспитании детей. Между тем какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья.

К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребёнка, что отзывается ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде. Определённая часть подростков отдаляется от родителей.

Важно зафиксировать тот момент, что кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями.

Важно выработать общешкольные принципы ведения работы с родителями.

В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребёнком этих навыков – вот поле взаимодействия школы и родителей, а фундамент его интеллектуального развития обеспечивается в рамках изучаемых школой программ.

Работа с семьёй – зона особого внимания в смысле этики отношений с родителями. Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий.

Случается, что родители в результате беседы сознают свою неправоту или готовы пойти на компромисс. Мастерство педагога заключается в том, чтобы помочь родителям достойно выйти из неприятной ситуации. Поверьте, большинство оценит эту помощь учителя.

В ходе общения с родителями важно добиваться создания атмосферы взаимного доверия, психологического комфорта. Нужно уметь слушать, уметь расположить к себе отцов и матерей. Безусловно, всегда легче работать с семьёй, где родители охотно идут на контакт с учителем. А как быть с неблагополучными семьями? Тут выступают другие приёмы и решения. Они более трудны и кропотливы. Борьба с общим неблагополучием в семье не всегда приводит к успеху. Многие учителя с этого и начинают, но когда убеждаются, что не получается, используют то, что им подвластно, - меняют обстоятельства жизни в школе. Окружают ученика вниманием и заботой, дают почувствовать радость общения с детьми в коллективе, помогают пережить радость успеха. Словом, повышают социальную роль ученика в общении с одноклассниками, играх, учебной деятельности.

Но не надо отгораживаться от родителей из неблагополучных семей. Необходимо попытаться заставить и таких родителей задуматься над тем, что от них зависит будущее их детей.

Наверное, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей, когда только он мог дать родителям добрый совет, как им поступить, если ребёнок плохо учиться, и только он мог помочь родителям понять детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков. Сегодня многое из этого можно найти в газетах и журналах, книгах по проблемам воспитания. Но всё же никакая книга или журнальная статья не могут оказать конкретную практическую помощь родителям ученика. Придать стройность и построить логическую взаимосвязь причин и следствий того или иного педагогического явления.

Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:

Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

Консультативная – совместный психолого – педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:

в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность её восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;

в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребёнка, уважительное отношение к нему как к личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

В то же время в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики.

Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют ситуации, когда учитель идёт за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер.

Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений.

Должно быть непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.

Третий запрет – запрет на оценку личности ребёнка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребёнка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.п.

Важная задача школы, педагогов в том, чтобы обеспечить семьи педагогическими знаниями и умениями.

Рассмотрим некоторые формы психолого – педагогического просвещения родителей..

Вначале остановимся на одной из самых распространённых в любой школе форм взаимодействия с семьёй – родительском собрании .

Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания – диспуты, итоговые (четвертные и т.д.)

Тематику родительских собраний разрабатывает классный руководитель. Очередную тему собрания могут предлагать и сами родители.

Каждое собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности. Готовясь к собранию классный руководитель может заранее передать родителям специальные анкеты. Можно прибегнуть к домашнему сочинению детей. Оформление классной комнаты создаёт определённый настрой. Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание.

Практикум – это форма выработки у родителей педагогический умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой – либо конфликтной ситуации. Которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей. родителей и школы и т.д.

Открытые уроки – обычно проводятся для того. чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Чаще всего эта форма используется в начальной школе. Но учителя – предметники прибегают к ней в своей работе.

Индивидуальные тематические консультации . Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. Консультации полезны и для учителя, и для родителей. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускаются: извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.

Родительский комитет. Форма сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей – это классный родительский комитет, работающий на основе Положения о родительском комитете школы, который совместно с с педагогами и под руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса; анализирует, оценивает, подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Большая роль в организации оптимального взаимодействия педагогов с родителями принадлежит школьному педагогу – психологу. Он обладает соответствующими профессиональными знаниями и умениями, которые помогут провести диагностирование учащихся, консультирование педагога и родителей по поводу форм взаимодействия с ребёнком.

Учителя и родители как партнёры в воспитании ребёнка дополняют друг друга. Их союз на благо ребёнка даёт возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать возможные ошибки.

Гост

ГОСТ

Школа как социальный институт

Школа является одним из известнейших элементов образования, а также социальным институтом. В таком контексте о нем писал знаменитый американский педагог Дж. Дьюи, который отмечал, что школа, развиваясь, со временем сможет создать особый тип общества, отвечающий всем ожиданиям и требованиям человека.

Школа – это важная часть образования. Она включает в себя систематические обучающие процессы и программы, подразумевающие пропаганду и дальнейшее распространение культурных ценностей. Все вышеперечисленные элементы относятся к так называемому неформальному образованию.

В школе реализуются следующие принципы работы:

  • Совместная деятельность ребенка и взрослого, а также детей между собой;
  • Процессы самоопределения, когда ребенок находит близкие ему по духу интересы и реализуется в творческой деятельности;
  • Личностная направленность воспитания, обязательный принцип добровольности. Нельзя навязать ребенку волю взрослого, но на ранних этапах можно простимулировать его деятельность, чтобы в дальнейшем она соответствовала общественным нормам и ожиданиям;
  • Коллективистская направленность – данный принцип заключается в том, что над созданием образовательных программ, а также над организацией образовательного процесса трудится большое количество людей: государственные органы, отвечающие за систему образования, руководители учреждений образования, преподавательский состав, а также непосредственно родители, чья роль наиболее значительна в процессе первичной социализации личности.

Тем не менее, несмотря на организованность процессов образования и тщательную работу в школе также существует ряд очень значимых и актуальных социальных проблем. Об этом мы поговорим в следующей части нашей работы.

Актуальные проблемы школы

Школьный кризис – это отражение социальных и экономических процессов, которые проявляются в образовании.

Он может быть выражен следующими тенденциями:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Утрата привычных и традиционных целей, которые ставит перед собой школа как институт образования и социальный институт;
  2. Острый недостаток финансирования со стороны государственных органов власти. Сегодня зарплата учителя в России является одной из самых низких, а многие школы, особенно сельские или школы, относящиеся к районным центрам, находятся в плачевном состоянии, непригодном для образовательного процесса. Условия не только не соответствуют нормам, но могут грозить как учащимся, так и преподавателям;
  3. Инертность, которая присуща всем образовательным учреждениям и системам, а также всему современному обществу.

Сегодня проблемы школьного образования вышли на качественно новый уровень. Они затрагивают фундаментальные человеческие ценности и нормы. Поэтому данные проблемы могут также выражаться в отсутствии четкой оптимизации во взаимодействиях личности и социума. Здесь необходим баланс между социальными и нормативными действиями, а также в стремлении человека к определенно автономии. Таким образом, появляются проблемы между потребностями со стороны социума и интересами самого индивида.

Также к социальным проблемам школы относятся процессы дезинтеграции в содержании школьного образования. Она возникла в процессе создания новой социально-образовательной парадигмы и ее некорректной реализации, поскольку используемые методы не соответствуют реалиям школьного образования в России. Отсюда вытекает следующая проблема – несводимость результатов обучения с ожиданиями. Согласно стандартам и требованиям ученик должен освоить школьную программу, но отсутствие необходимых ресурсов (например, компьютерных технологий, доступа в интернет в отдельных регионах и районах) ведет к невозможности реализации этих процессов.

К еще нескольким социальным проблемам школы авторы относят следующие:

  • Отсутствие развития у школьников проблемного, критического мышления;
  • Проблемы социальной дифференциации и качества образования – заключается в том, что образовательные услуги распределены крайне неравномерно. Например, представителям высшего класса могут быть доступны любые образовательные услуги, но это является проблемой для представителей низшего класса, поскольку зачастую у них не хватает материальных средств для того, чтобы оплатить обучение ребенка или иные цели (питание в школе, дополнительные финансовые взносы);
  • Проблемы средней и высшей школы. Проблемы в соотношении овладения профессиональными знаниями и общегуманитарной культурой;
  • Социальные проблемы формирования нравственных ориентиров учащихся школьников. На сегодняшний день существует большое количество иных каналов, которые оказывают непосредственное влияние на сознание ребенка, и школа приобретает все меньшее значение. Снижается роль образования, знаний, а также понижается социальный статус учителя. Он перестает быть авторитетом, а в связи с достаточно низким социальным положением профессия педагога уже не является привлекательной.

Диагностика социальных проблем школы и образования

В связи с наличием такого большого количества социальных проблем школы выделим некоторые пути по их регуляции и решения. Во-первых, ускорение темпов развития общества, повышение значимости образования. Сюда относится повышение статуса учителя (увеличение зарплат, представление данной профессии как развивающейся и актуальной).

Необходимо привести школьную систему к тому состоянию, когда она будет соответствовать требованиям международных стандартов. Это важно не только для школ, находящихся в крупных городах и мегаполисах, но и для школ, которые находятся в достаточной дальности, поскольку именно там необходимо проведение наибольшего количества работ по предотвращению негативных последствий и решению острых социальных проблем.

Читайте также: