Концепция преподавания музыки в начальной школе
Обновлено: 05.07.2024
Музыкальные занятия в средней общеобразовательной школе, будь то уроки или внеклассные мероприятия, направлены на то, чтобы развить у учащихся способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.
Кто-то из великих сказал, что театр превращает толпу в народ, тем самым он определил высокое назначение художественного творчества. Создать народ — в этом великая миссия искусства. Литература, музыка, изобразительное творчество воспитывают не просто читателей, зрителей, слушателей и исполнителей (хотя и это очень важно!), а — народ. Именно поэтому насыщение школы духом высокого музыкального искусства является одним из важных факторов ее гуманизации, необходимым условием развития музыкальной культуры школьника, что подразумевает приобретение им социально-художественного опыта, обусловливающего возникновение высоких музыкальных потребностей. Как известно, музыкальная культура школьника — это интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются:
- музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах музыки), музыкальная наблюдательность (в значении, которое придавал этому понятию Б. В. Асафьев);
Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве.
Основное средство достижения этой цели — постоянные и систематические встречи учащихся с музыкой, развитие у них на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества.
В процессе школьных музыкальных занятий учащиеся знакомятся с музыкальными произ- ведениями, анализируют общий характер, настроение музыки, значение различных элементов музыкальной речи в их совокупности; разучивают и исполняют песни (хоровые произведения), сочиняют к ним подголоски и сопровождение на музыкальных инструментах; передают характер, структуру, ритмическую основу сочинений в движениях (ритмика). При проведении всех этих форм музыкально-воспитательной работы непременно учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся.
Задачами музыкального образования и воспитания в современной школе являются:
- формирование музыкальной культуры учащихся;
- вооружение школьников системой опорных знаний, умений и способов деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
- развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной, грамоты;
- обретение учащимися духовной автономии, формирование духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;
- развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желания слушать и исполнять ее;
- приобщение учащихся к золотому фонду народной, классической и современной песни, развитие у них интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;
- приобщение ребят к современной музыке (в ее взаимосвязи с музыкальным классическим наследием), формирование у них желания слушать ее и овладевать основами современного музыкального мышления;
- стремление к практическому использованию репертуара, знаний и умений, приобретенных учениками на уроке, в деятельности классного коллектива, с быту, на досуге; Обучение детей пользоваться различными техническими средствами, справочной и специальной музыковедческой литературой при самостоятельном знакомстве с музыкальными произведениями.
Музыкальное воспитание в начальных и средних классах при сохранении основных задач, принципов, методов работы отнюдь не одинаково претворяется в практике, поскольку не одинаковы психофизиологические возможности, общий и музыкальный опыт младших школьников и подростков.
Особенностью настоящей программы является ее опора на основополагающие принципы школьной музыкальной педагогики, и потому методологическая и методическая основа программы может быть использована в каждом из регионов России.
Вместе с тем построение программы — отделенность ее методической (теоретической) части от практического музыкального материала, который является примерным, позволяет при организации работы в разных регионах учитывать местные особенности — национальные музыкальные традиции, будь то малый или большой народ, традиции конкретного региона России.
Насыщая программу национальным и местным материалом, педагоги решают задачи музыкального воспитания, стоящие перед областью, городом и даже отдельной школой или классом.
Безусловно, не следует механически придерживаться рекомендаций программы, а учитывать и свой опыт школьной работы.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Концепция.docx
Здравствуйте! Концепция моей работы как учителя музыки основывается на принципах личностно-ориентированного подхода и проблемно-поискового метода.
Основная цель моей деятельности на уроках музыки – формирование личности, способной творчески мыслить, достойно жить, создавая себя и преобразуя мир.
Начать хочу с того, что в моей жизни важную роль сыграло Россошанское педагогическое училище с углубленным изучением музыки, и я благодарна годам обучения в училище. Там я получила первые профессиональные навыки учителя музыки, методологическую основу преподавания, которые, наверное, ни один ВУЗ не дает так глубоко и детально.
Я работаю в МКОУ СОШ №9 в общей сложности около 10 лет. Какова же роль учителя музыки в школе? Я считаю школу самым важным, самым надежным и интересным местом, где можно заниматься музыкой с детьми. Такую музыкальную среду я обеспечиваю посредством основных видов деятельности учителя музыки:
(Слайд 2) На следующем слайде представлены различные педагогические технологии, которые я использую на своих уроках
Здоровьесберегающие технологии
Это своего рада музыкальная терапия. Наблюдения показывают, что музыка положительно влияет на их психоэмоциональное состояние.
Дыхательные и голосовые упражнения обеспечивают качественное функционирование сердечно – сосудистой системы.
2. Технология личностно-ориентированного обучения:
Ориентирована на возможности и способности каждого ребенка, помогают развитию индивидуальных творческих способностей каждого ученика.
- слушание и анализ музыкальных произведений
3. Игровая технология:
Способствует положительной мотивации на уроках и во внеурочке.
- музыкальные викторины, игры, КВН.
4. Технология саморазвивающего обучения:
Формируют метапредметные и личностные результаты процесса обучения, воспитывают в детях самостоятельность
5. Технология проблемно- поискового обучения:
Развитие мышления на уроках музыки
(Слайд 3) Внеклассная работа, организация концертно-исполнительской деятельности учащихся.
(Слайд 4) Урок музыки – это, прежде всего, урок искусства, урок творчества, на котором я решаю самые разноообразные задачи по воспитанию музыкальной культуры ребенка , которые представлены на этом слайде.
(Слайд 5) На моих уроках и внеклассных мероприятиях созданы условия для решения этих задач.
Я стараюсь постоянно расширять теоретические и методические представления о способах осуществления музыкально-педагогической деятельности с учетом инноваций в сфере общего музыкального образования.
Знания и умения применяю на практике в работе с учащимися. Я постоянно слежу за новинками в музыкальной педагогике, а также поддерживаю и развиваю свои специальные профессиональные навыки – берегу голос и совершенствую свое концертмейстерское мастерство.
(Слайд 6) Интерактивный театр - это красочное зрелище, которое погружает в мир любимых сказочных героев. Юные зрители смогут не только наслаждаться действом на сцене, но и сами принять участие в постановке, поддержать любимые сказочные персонажи.
Интерактивная игра понравится любому ребенку. Она способна развить логику, внимание, память. Дети параллельно обучаются актерскому мастерству, прикладному искусству, а также народному вокалу. Возможно, что кто-то из них в дальнейшем выберет карьеру актера. Даже если учащийся не станет великим актером, театр все равно откроет в нем новые творческие способности.
Я тоже искала свою дорогу в жизни: увлекалась музыкой, рисованием, театром, а остановилась на профессии учителя. Многообразие видов музыкальной деятельности на уроках, позволяет творчески подходить к выбору формы урока: уроки-концерты, уроки-соревнования, викторины, путешествия, игры…
В работе с детьми преобладает интегрированная форма уроков. Инновационность таких уроков я вижу в полихудожественном освоении искусства, основанном на синтезе различных видов искусств.
Моя принципиальная позиция в том, что одних уроков для решения целей, поставленных задач явно недостаточно. Поэтому львиную долю своего времени и сил я отдаю на внеклассную работу, музыкально развивая и воспитывая детей.
(Слайд7)
Выбирается тема, репертуар, пишется сценарий, далее вокально-хоровая работа, работа с солистами, дополнением является творческим подходом к исполнению произведений: инсценировки песен, музыкально-ритмические движения, использование детских музыкальных инструментов. Таким образом, концерт превращается в яркий праздник.
Результатом своей деятельности я могу считать положительную динамику качества знаний. На представленной диаграмме вы можете видеть, что в
2014 2015 наблюдалось 20% отличников и 37% хорошистов
2015 2016 28% отличников и 40% хорошистов
2016 2017 30% отличников и48% хорошистов
связывает музыку как искусство с музыкой - учебным предметом.
Целью музыкального образования Д.Б.Кабалевский провозгласил воспитание
музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.
увлечь детей музыкой, вызвать у них любовь к музыке, научить их ценить красоту
развитие личности учащегося, обогащение его духовного мира; развитие
способности видеть, слышать, чувствовать, думать;
формирование навыков и специфических знаний о музыке в процессе
работы над музыкальными образами, их духовным содержанием;
выработка самостоятельного творческого мышления;
формирование способности учащихся схватывать связи и отношения
отдельных явлений музыкального искусства;
установление критериев требований к учащимся в области эстетического
связи музыкальных занятий с жизнью;
тематического построения программы по музыке;
доступности учащимся высочайших образцов серьезной музыки и
воспитания на этих образцах духовного мира школьника;
обращения к народному музыкально-поэтическому творчеству;
импровизационности (реализуется во всех формах общения учителя,
образно-игрового вхождения в музыку;
художественности, увлекательности и педагогической целесообразности
при отборе музыкальных произведений для музыкальных занятий в
целостности урока музыки.
В концепции Людмилы Александровны Безбородовой и Юлия Багировича
Алиева подчеркивается, что искусство, художественное постижение
действительности во все периоды истории являлось неотъемлемой стороной
человеческой культуры, человеческого способа существования в мире.
Важнейшим принципом структурирования музыкального воспитания должно
быть, по мнению педагогов-ученых, единство двух начал: познание природы
музыки через импровизационный личный опыт и активное восприятие ее через
разнообразные формы лучших образцов музыкального искусства. Музыка ни в
коем случае не должна отрываться от жизни ребенка, его внутреннего мира, личного
опыта, окружающей его действительности.
Высшая цель школьного музыкального образования заключается в
передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в
музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на
этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.
Задачи музыкального воспитания:
формирование музыкальной культуры учащихся;
приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов
развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и
умений в области музыкальной грамоты;
формирования духовной свободы как основы индивидуальной
совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание
музыкального, эстетического вкуса;
развитие умения общаться с образцами современной музыки;
активизация общественно-полезной направленности музыкальных
приобретение детьми знаний и умений использования в
самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств.
Принципы: воспитывающего обучения, связи музыкальных занятий с жизнью,
единства эмоционального и сознательного, художественного и технического в
музыкальном образовании, основные дидактические принципы. Однако раскрытие
этих принципов на практике занятий на уроках в школе требует несколько иного, чем
постоянной реализации задач всестороннего музыкального воспитания каждого ребенка в последовательном усложнении содержания
музыкального образования от одной возрастной категории детей к другой;
понимания музыкальным руководителем, учителем того, чем обогатит
воспитанника даже самая элементарная попевка, не говоря об основном
репертуаре для пения, слушания музыки и игры на инструментах;
осуществления на практике требований к музыкальному репертуару, с
которым взрослый приходит к детям: художественной ценности (или
антихудожественности, если возникает необходимость рассмотреть и
это явление), содержательности, отражения в музыке тех явлений,
музыкальное развитие, обогащают общий кругозор, формируя
художественные интересы, вкусы и потребности.
Особенностью данной концепции музыкального воспитания детей является ее нацеленность на реализацию основополагающих принципов музыкальной педагогики. Вот
почему ее методологическая и методическая основа может быть использована в каждом
регионе России, а также за ее пределами.
Вместе с тем основные положения и установки концепции, являясь примерными,
типовыми, позволяют многое учитывать при организации музыкальной работы в
конкретных региональных условиях.
При этом рекомендуется опираться на специфические черты:
национальные музыкальные традиции малых и
больших народов, в среде которых реализуется
традиции конкретного региона России;
работу русскоязычных школ в суверенных
государствах - бывших союзных и автономных
подчеркивает направленность работы педагога на то, чтобы дать возможность каждому
человеку почувствовать на себе благотворное воздействие музыки, найти для себя смысл
занятий музыкой, прежде всего, в приобретении личной гармонии.
Цель музыкального воспитания, по Н.А. Бергер, - «развеять миф о тех трудностях,
Задачи (в рамках общего музыкального образования):
1. Свободная ориентация в нотном тексте (читать ноты, как
читают книгу), его быстрое выучивание и длительное хранение в памяти;
2. Умение записать несложный музыкальный материал нотами;
3. Владение всеми тональностями - звуковыми красками - как
высказывание в процессе творческого музицирования.
5. Специальное музыкальное образование предполагает еще профессиональное
(виртуозное) владение инструментом или голосом. При этом необходимо сохранить
здоровье ребенка и его право на детство.
Принципы освоения музыкального языка и музыкальной письменности:
1. развитие индивидуально-групповых форм занятий;
2. рационализация процесса изучения нотной грамоты;
3. совершенствование музыкальной письменности;
преобладание творческих форм работы;
5. разработка и применение сравнительно дешевых средств ТСО.
Концепция музыкального воспитания Н.А.Ветлугиной. Профессор Наталья
Алексеевна Ветлугина разработала концепцию музыкального воспитания школьников
шестилетнего возраста для созданной ею учебной программы по музыке («Музыка в
Цель школьных занятий музыкой - формирование музыкальной культуры как
части духовной культуры молодого поколения.
Задача уроков музыки для учащихся-шестилеток - накопление и систематизация
жизненного и музыкального опыта детей - опора для дальнейших занятий музыкой.
В основе программы лежит принцип тематизма (выдвинутый Д.Б.Кабалевским),
это служит реальной основой для установления преемственности в содержании
программы для учащихся шестилетнего возраста и программ последующих классов,
достижения единства программ подготовительных групп детского сада и
подготовительных классов школы.
Общее, что объединяет учебные программы для первого и подготовительного
классов, заключается в нравственно-эстетической направленности тематизма, опоры на
развитие восприятия музыки как основы всех видов деятельности на уроке. Различие же
состоит в том, что шестилетние дети лишь накапливают музыкальный опыт. Сведения о
музыке, которые им сообщают, связаны в основном с практической деятельностью.
Темы программы усваиваются в общей формуле; не следует активизировать
процесс овладения, специальными понятиями и терминами: главная задача - различать
произведения по характеру и настроению.
Урок музыки проводится один раз в неделю по 35 минут. Он строится по-разному.
Обычно на уроке дети слушают 2-3 произведения, поют попевки, разучивают 1-2 песни,
исполняют танец, музыкальную игру. В начале занятия чаще даются небольшие
музыкально-ритмические задания. Затем дети слушают музыку, поют, играют на детских
музыкальных инструментах. Урок для шести леток включает игры, пляски, хороводы.
Работая в системе государственного образования каждый учитель должен соотносить свою работу с "требованиями заказчика", которым в данном случае является государство. Сегодня такой заказ есть – это "Федеральный государственный образовательный стандарт" – сокращенно ФГОС.
На сегодняшний день принципы работы по ФГОСам - один из наиболее важных вопросов современной музыкальной педагогики.
Основные направления музыкального образования в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Фундаментальное ядро ФГОС.
2. Универсальные учебные действия (УУД) выступают инвариантной (обязательной) основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания.
УУД на музыкальных занятиях классифицируются на:
- личностные (осознание жизненного смысла музыкальных образов, триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, выявление нравственных норм, этических и эстетических принципов их творчества);
- регулятивные (опора в процессе познания музыки на имеющий жизненно-музыкальный опыт, работа над исполнением сочинения на основе исполнительского плана, оценка воздействия музыкального сочинения на мысли и чувства людей, собственные переживания и др.);
- коммуникативные (учет позиций одноклассников, умение вступать в диалог со сверстниками, учителями, родителями, создателями музыкальных сочинений, сотрудничество в процессе выполнения учебных заданий, разработки и защиты исследовательских проектов и др.);
- информационные (умение работы с компьютером, музыкальным центром, проектором, интерактивной доской, умение извлекать необходимую для уроков музыки, проектно-исследовательской, внеурочной деятельности информации из поисковых сетей Интернета, создавать компьютерные презентации и др.).
3.Содержание музыкального образования
▪ музыка религиозной традиции;
▪ шедевры композиторов-классиков (русских и зарубежных);
▪ современная (академическая и популярная) музыка.
Музыкальный фольклор позволяет ввести учащихся основной школы в мир традиционной народной культуры. Фольклор предстает на музыкальных занятиях как искусство синкретичное, в котором сочетаются напев и слово, движение и звучание народного инструментария, элементы костюма и среда бытования тех или иных образцов народного творчества. Народные обряды, традиции и праздники также становятся предметом изучения, как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности. Народность интонаций, тем, образов музыки служит предметом изучения многих произведений мировой музыкальной культуры.
Современная музыка представлена в содержании музыкального образования как академическим направлением, развивающим лучшие традиции классики, так и произведениями массовой популярной музыки – оперетта, мюзикл, джаз, рок-опера, нью - фолк, эстрадная, авторская песня.
Виды музыкально - практической деятельности школьников.
На уроках музыки в основной школе используются разнообразные виды музыкально-практической деятельности школьников как основы формирования УУД. К ним относятся: восприятие музыки и размышления о ней (устные и письменные); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музицирование (включая игру на различных инструментах, включая синтезаторы и миди-клавиатуры); музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств; проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно - коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства; применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы; перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.
Наиболее перспективные образовательные технологии должны включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе, последовательна в наборе действий, а необходимый результат этой деятельности должен иметь прогнозируемый характер. На уроках музыки в основной школе рекомендуется использовать следующие технологии.
Технология развития процессов восприятия пронизывает все виды музыкально-практической деятельности учащихся: слушание музыки и размышления о ней, певческое развитие школьников, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование и разного рода импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные). Восприятие музыки (эмоциональное и осознанное) наиболее полно формируется в процессе использования методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.
Учителю музыки при использовании данной методики необходимо учитывать, что в этот процесс необходимо включать выявление:
- жанровых признаков (песенность, танцевальность, маршевость – по Д.Б. Кабалевскому);
- признаков стиля (народная – композиторская, старинная – современная, русская – зарубежная музыка);
В процессе развития певческой культуры учащихся, возрождения традиций отечественного хорового пения учителю музыки рекомендуется активнее использовать современные методики развития слуха и голоса, включая многообразные частные авторские методики (Ю. Алиев, В. Емельянов, Г. Струве, Г. Стулова и др.), учитывающие возрастные особенности школьников, возможность применения игровых приемов обучения, тщательного отбора вокально-хорового репертуара, использование коллективных, ансамблевых и сольных форм хорового исполнительства. При этом использование современных технологий (например, пение под фонограмму) не должно заменять живого звучания детских голосов.
Технологии арттерапевтического воздействия музыки на учащихся недостаточно полно используются в практике преподавания музыки. Среди них: создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов), нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы; стимулирование слуховой активности при восприятии музыки, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия), развитие функций легких в процессе музицирования на духовых инструментах (свирель), развитие координации движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) и др. Необходимо в процессе музыкальных занятий увеличить удельный вес восприятия и исполнения классической музыки с целью создания комфортной звуковой среды для музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.
Ученические исследовательские проекты как технология развития познавательных интересов школьников, их социализации приобретает сегодня широкое распространение на уроках музыки. Возможны коллективные, групповые, индивидуальные формы подготовки и защиты проектов. В проектах рекомендуется использовать различные виды музыкально - практической деятельности, имеющие социальную значимость для школьников. Проектная деятельность учащихся может выступать и как форма промежуточного и итогового контроля за усвоением учебного материала. Публичная защита проекта перед одноклассниками, учащимися других параллелей, родителями, жителями микрорайона должна приобретать значение подлинно художественного события в школьной жизни.
Среди форм диагностики достижений учащихся основной школы учителю рекомендуется следующие: вести дневник наблюдений за музыкальным развитием учащихся по каждому классу, проводить итоговое тестирование школьников, фиксацию степени участия, обучаемых в проектно-исследовательской деятельности, внеурочных формах музыкально-эстетической работы, а также результатов школьных олимпиад, марафонов, фестивалей искусств, концертных программ.
Информационно - коммуникационные технологии приобретают большое значение для учащихся-подростков на уроках музыки и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности. Для эффективного преподавания музыки широко используются аудиозаписи, фрагменты фильмов (DVD), цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы, мультимедийные презентации, электромузыкальные инструменты (например, синтезатор), интерактивную доску и др. В основной школе целенаправленно формируются самостоятельные умения и навыки школьников, направленные на владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями (в том числе на электронных носителях, таких как: CD, DVD, флеш-карта) ресурсами сети Интернет.
Технология преподавания музыки по учебно-методическим комплектам (УМК), разработанным творческими коллективами и изданными в разных ведущих издательствах России.
В учебниках и тетрадях раскрываются основные линии ФГОС, которые включаются в себя следующие обобщенные направления музыкального образования.
В начальной школе (1 – 4 классы):
1. Музыка в жизни человека.
2. Основные закономерности музыкального искусства.
3. Музыкальная картина мира.
В основной школе (5 – 7 классы):
1. Музыка как вид искусства.
2. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор.
3. Образная природа и исторические особенности русской и западноевропейской музыки.
4. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
5. Музыка в семье искусств.
Включение учебников и рабочих тетрадей в уроки музыки в основной школе необходимо рассматривать в единстве следующих компонентов:
адекватные природе музыки, культуросообразные педагогические технологии его освоения базируются на научных теориях и концепциях, отражающих интонационную природу музыки, ее жанрово-стилевую основу, особенности музыкального языка, триединство деятельности композитора, исполнителя, слушателя, взаимосвязь народной и профессиональной музыки, синтез музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, театром, кино и др.;
авторами УМК определены виды, формы и способы музыкально-творческой деятельности, которые формируются в процессе становления универсальных учебных действий (согласно требованиям ФГОС);
сформулированы планируемые результаты музыкального образования учащихся – личностные, метапредметные, предметные;
представлена воспитательная направленность процесса музыкального обучения, его связь с внеурочными и внешкольными формами музыкально-эстетической деятельности;
определены функции социализации подрастающего поколения средствами музыкального искусства;
обусловлено развитие познавательной, коммуникативной сферы учащихся, их возможности к саморазвитию и самосовершенствованию;
разработаны педагогические условия организации учебного процесса с использованием УМК;
обоснована возможность использования электронных образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий в контексте изучения УМК.
Преемственность начального и основного этапов музыкального образования школьников
5. Роль учителя музыки в условиях реализации ФГОС
Образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели и задачи. Учитель должен понять и принять ФГОС второго поколения, владеть и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть компетентным, то есть нужно начинать с себя. Роль учителя по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Учение выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников, в связи с этим меняются задачи педагогической деятельности учителя.
Компетентность педагога включает:
- Изучение нормативной базы ФГОС НОО.
- Курсовая подготовка педагога.
- Изучение новых подходов к составлению рабочей программы в рамках внедрения новых стандартов и её написание.
- Изучение инновационных образовательных технологий и внедрение их в практику.
- Овладение умением осуществлять персонализированную систему контроля достижений ученика.
- Владение ПК и Интернет–ресурсами.
- Изменение роли педагога в образовательном процессе.
- Овладение умением организовать исследовательскую деятельность обучающихся.
- Внедрение научно - исследовательской деятельности в практику работы педагога.
Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?", "Как учить так, чтобы и у детей возникали собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий, в результате чего необходимо в очередной раз изучить, осмыслить психолого-педагогические теории Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011
§ Концепция уроков музыки в начальной и средней школе от Яндекс.Учебника.
Музыка — школьный предмет с уникальным потенциалом, который редко раскрывается во всю полноту. Кроме развития музыкальных способностей, уроки музыки могут стать пространством, помогающим принимать осознанные решения, тренирующим опыт ответственности и включенности, обеспечивающим содержательную и бесконфликтную коммуникацию. Музыкальные занятия с их междисциплинарностью, системой творческих заданий и сменой видов деятельности расширяют внутреннее эмоциональное пространство ребенка, учат позитивному и безоценочному взгляду на вещи и способны обеспечить гибкость и уверенность, необходимые для успешного существования в меняющемся мире.
К сожалению, уроки музыки в школе часто остаются недооцененными. И школьная администрация, и родители вспоминают о них в последнюю очередь. Особенно теперь, когда так остро стоит вопрос дистанционного образования. Дистанционные уроки по музыке даже не рассматривают.
Уроки музыки в Яндекс.Учебнике
1. Больше проектов
Уроки музыки в школе должны стать пространством для творчества и проявления фантазии. За любой теорией должно следовать практическое задание, чтобы дети могли почувствовать музыку и создать ее своими руками. Например, превратить любые окружающие предметы в инструменты или озвучить мультфильм.
Уроки музыки в начальной школе от Яндекс.Учебника
2. Музыкальное разнообразие
Примеры целительной музыки в Яндекс.Учебнике
3. Гибкие навыки
Благодаря музыке можно развить редкие навыки, которые практически не используются на других уроках. Во время музицирования развивается чувственная сфера, эмоциональный интеллект. Занимаясь пением, дыхательными и артикуляционными упражнениями ученики совершенствуют свою речь, познают секреты выразительной интонации. В ходе групповой работы дети получают опыт коллективного творчества, навыки коммуникации — в том числе и на невербальном уровне.
4. Упор на креативность
Представьте, что уроки музыки — это тренажер для учеников, благодаря которому они развиваются. Дети решают нестандартные задачи, мыслят критически, пробуют новое. Учитель должен дать детям как можно больше возможностей для проявления себя и своих способностей. Составить персональный плейлист, провести опыт по киматике, импровизировать с помощью звучащих жестов — все это поможет ученикам выразить свои эмоции при помощи музыки и почувствовать радость творчества.
5. Формирующее оценивание
Мы рекомендуем придерживаться принципов формирующего оценивания на уроках музыки в школе. Ведь важен не конечный продукт ученика, а его навыки творчества и самостоятельной работы. Задача учителя — отслеживать весь путь ученика и отмечать его прогресс. Во время групповой работы учитель оценивает не только финальный результат, но и слаженность работы, распределение обязанностей и вклад каждого.
6. Учитель — помощник
На уроках музыки учитель — помощник и организатор практической работы детей. Он наблюдает, как школьники самостоятельно работают, помогает в случае возникновения трудностей и подсказывает направление для работы. Главная задача учителя — быть эмоционально открытым, не бояться импровизации и помочь детям испытать сильные эмоции.
7. Учитываем увлечения учеников
Мы верим, что каждый ребенок музыкален и способен получать удовольствие от занятий музыкой. Очень важно создать для этого все условия и поддерживать инициативы учеников, основанные на их интересах и увлечениях. Например, предложить любителю футбола написать собственный футбольный гимн, а игроку в компьютерные игры — составить список подходящих мелодий для любимой игры.
8. Домашняя работа — дополнительный стимул
Домашнее задание — еще один способ мотивировать и поддерживать интерес учеников. Выполняя домашнюю работу, дети изучают интересные музыкальные явления самостоятельно и учатся представлять результаты своей работы, рассказывать о музыке другим. В качестве такого домашнего задания можно предложить детям создать свой музыкальный инструмент и сыграть на нем.
Уроки музыки в начальной школе от Яндекс.Учебника
Читайте также: