Школа для сложных детей

Обновлено: 02.07.2024

Нормальные дети

Губернаторская специальная школа для девочек с девиантным поведением работает в Кузбассе уже 15 лет. За Уралом это единственное женское учебное заведение для трудных подростков. Сегодня в нём живут 50 воспитанниц от 10 до 18 лет. Девочки учатся здесь с 5 по 9 класс, затем сдают ГИА и получают аттестат об основном общем образовании.

Детей направляют в эту школу не по приговору суда, а по решению административной комиссии города или района. Причины разные: это и агрессия, прогулы, бродяжничество, употребление алкоголя или постоянные конфликты с родителями. Объединяет все случаи одно — с девочками не нашли языка их близкие и школьные педагоги. Или даже не попытались этого сделать.

Дмитрий Соболев, замдиректора по воспитательной работе и педагог-психолог:

— Большинство наших воспитанниц росли в неблагополучных семьях или детских домах. Это дети с непростыми судьбами. Они плохо учились или прогуливали уроки, потому что ими никто не занимался. Девочки не виноваты, что их жизнь сложилась именно так. Их проступки порой — попытка обратить на себя внимание.

Психолог Дмитрий Соболев пришёл в школу для девочек сразу после её создания — как и большинство педагогов и воспитателей. Все эти годы коллектив не менялся.

– Ко мне иногда приходят дети — поговорить, поделиться чем-то. Принимаю в любое время. У нас школа маленькая и живём мы по-семейному, — говорит директор Сергей Гончаров. — А в хорошей семье детей всегда выслушивают и не отказывают им в помощи. К сожалению, многие родители этого не понимают. Поэтому мы с коллегами восполняем дефицит тепла, как можем. У нас ведь нормальные дети. У них проблемы с поведением, да. Не более того.

Девочки живут за городом, в посёлке Ясногорский. Одноэтажные дома окружают березы и ели. В этом коттедже живут младшие дети, в соседнем — старшие. В каждой комнате — по две-три ученицы. В соседних зданиях — школа и административный корпус. Здесь нет ни глухого забора, ни решёток на окнах. При этом педагоги говорят, что за последние три года ни одна воспитанница без разрешения взрослых не покидала спецшколу.

— Первые три года работать было сложно. В 2002 году мы набрали 70 человек со всей области — учениц седьмого, восьмого и девятого классов. Девочки не знали друг друга, потому и не всегда ладили. Были и конфликты между воспитанницами, и самовольные уходы с территории, — вспоминает Дмитрий Соболев, педагог-психолог. — Последние пять лет в нашей школе учится 50 девочек. Мы каждый год выпускаем учениц и набираем 8–10 новичков. Конфликтов теперь нет: они постепенно адаптируются и вливаются в коллектив.

— Пятиклассницы ещё маленькие, им нелегко даются первые месяцы в школе, — объясняет Дмитрий Соболев. — А старшие девочки им помогают — например, косы заплетают перед уроками, заботятся о них. Малыши их любят как старших сестёр, ходят за ними следом.

Новеньких девочек сразу же учат ухаживать за собой, наводить порядок в комнате. У многих из них нет элементарных бытовых навыков.

— Это элементарные вещи: пришить пуговицу, погладить блузку, постирать мелкие вещи и помыть пол в комнате в день дежурства. Каждый взрослый человек должен это уметь, — объясняет Ирина Паршина, замдиректора по учебной работе и преподаватель русского языка и литературы. — Такие мелочи пригодятся воспитанницам во взрослой жизни. На уроках технологии мы учим их готовить, вместе выращиваем зелень в нашей теплице.

Светлана Звонкова , учитель технологии и географии:

У воспитанниц день расписан: уроки, кружки, подготовка домашнего задания, хозяйственные заботы и свободное время. Правила одни для всех — это ещё один педагогический принцип. Например, если в интернет с мобильного можно выйти только в свободные часы, то это касается и старших, и младших.

Читать и умножать

— У наших воспитанниц часто есть пробелы в школьной программе. Случается, что 14-летние девочки приходят в пятый класс, потому что до этого толком не учились и оставались на второй год. Родителям было всё равно. Вот и отстаёт возрастной ценз от образовательного, — объясняет Дмитрий Соболев.

Девочки постепенно навёрстывают программу. Классы в спецшколе небольшие, по 8–10 человек. Педагогам удаётся уделить внимание каждой ученице. К тому же, девочки ходят на индивидуальные занятия. У каждой — по два предмета в неделю. Выбирают самое трудное или же самое интересное: алгебру и русский, историю и географию.

Ирина Паршина, замдиректора по учебной работе и учитель русского языка и литературы:

— Ребёнка надо сравнивать не с другими, а с самим собой — только в прошлом. Это создаёт ситуацию успеха, на которой всё держится. Девочкам нравится, когда у них что-то получается. Благодаря этому они готовы двигаться дальше.

— С каждым ребёнком мы проводим тестирования. Я знаю их трудности и помогаю им на индивидуальных занятиях. Мы будем решать с этой ученицей уравнения из урока в урок, пока она их не поймет. У многих детей проблемы с делением, потому что они не знают таблицу умножения. Иногда и с неё приходится начинать, — рассказывает математик.

Ещё одна проблема — литература. К сожалению, далеко не всем удаётся читать бегло. Базовый навык дети отрабатывают с 5 по 9 класс. Их прогресс отслеживают по технике чтения, которую в обычных школах сдают только в начальных классах.

— Посмотрите сами: норма в восьмом классе — 140 слов в минуту. Три ученицы её превышают, ещё три — чуть-чуть не дотягивают, остальные не добираются и до сотни. Что в этом случае делать? Больше читать. На всех уроках мы проводим пятиминутки чтения, педагоги просят прочесть материал и вычленить главное. Это тоже важный навык, — объясняет Ирина Паршина, учитель русского языка и литературы.

Не сделать уроки в этой школе невозможно. Воспитатели сами готовят детей к занятиям. Старшие дети делятся на группы, в каждой из которых есть ведущий, который и объясняет материал другим. Младшие по очереди обсуждают задания с педагогом. Они пока не настолько самостоятельные.

— Учителя и воспитатели трудятся вместе, чтобы дать девочкам образование, — подчёркивает Ирина Паршина. — С 2017 года они сдают четыре экзамена, от которых зависят оценки в их аттестате. Это огромная ответственность для нас.

Когда все поют

В спецшколе есть ещё одно правило: в кружки берут всех, кто захочет. Независимо от спортивных или музыкальных данных. Лишь бы ребёнку было интересно.

Наталья Постовая, воспитатель:

— В другой школе ребёнка без способностей бы не взяли в кружок. Но у нас цель другая. Главное, чтобы они были счастливы, чувствовали себя успешными. Мы погружаем учениц в разные интересные дела, поэтому на что-то плохое уже не остаётся ни времени, ни желания .

Девочки в феврале подарили детскому саду в Ясногорском кукольный театр. Они сами сшили пальчиковых кукол — пушистых зверей — и изготовили ширму. Ученицы приезжают с концертами в местный ДК и с удовольствием поют на сцене для ветеранов. Им нравится делать добрые дела.

Рэп и разговоры по душам

У большинства девочек перед глазами нет образа счастливой семьи. Такой, в какой бы они сами хотели жить сами. Школа и в этом пытается помочь — по возможности. Детей не отталкивают, если они тянутся к взрослым. Воспитатели становятся для них едва ли не самыми близкими людьми.

— У многих сложные судьбы, — рассказывает воспитатель Наталья Постовая. — Часто вспоминаю одну ученицу. Когда ей было три года, родители запирали их с младшей сестрой в доме и оставляли одних. Даже ставни закрывали, чтобы дети не просили еды у соседей. Так они проводили по три-четыре дня, стучали в окна и двери — голодные, замерзшие. Маша* вспоминала, как ей было страшно. Потом отца с матерью лишили родительских прав, и она попала в детдом… А там отношения как-то сразу и с педагогами не сложились, и с детьми. Маша была девочка жесткая, резкая, но неглупая. Она много читала и хорошо училась. Характер сложный. Поступила к нам — одни колючки. Так в ней и осталась эта ершистость, но при этом у неё друзья появились, увлечения. Сейчас она уже выросла и создала свою семью.

— Когда воспитанница идет на конфликт идет, что делаете?

— Выслушиваю, сохраняю спокойствие. Если ответить тем же — это будет бесконечно. Поэтому я стараюсь утешить, обнять. Девочке плохо, она грубит, так она пытается сказать о своей боли. Выговорится, расслабится, поплачет даже и всё будет нормально. А там и проблему вместе решим. А наказаний у нас в школе нет.

— А что делать, если проштрафился ребёнок?

— Реферат писать. За любую провинность — новые знания. Знаете, как они не любят на учёбу свободное время тратить?

— Я могу с ними порассуждать о современной музыке, хотя я не поклонник того же рэпа. Но мне важно знать, чем девочки дышат. Мне важно сохранить их доверие. Вчера с выпускницей созвонились: она поссорилась с парнем, ушла из дома и не знала, что делать. Как психолог искал с ней варианты решения проблемы. В итоге всё закончилось благополучно.

Взрослая жизнь

— Хочу танцевать, как Ольга Владимировна — наш хореограф. Она моя любимая учительница. Не знаю, как расстанусь с ней, — говорит Саша и едва сдерживает слёзы. Ей придётся уехать из школы, в которой она прожила пять лет и стала вторым домом.

— Я вела у девочек русский язык, поэтому сохранила их детские тетради. У многих ведь нет мамы, которая бы сберегла первый дневничок, прописи… На последнем звонке я раздала девушкам их тетрадки за 5 класс. Они были тронуты, — вспоминает она.

Фотографии выпускниц висят и в учительской, и почти в каждом кабинете. Со школой попрощались 178 воспитанниц, каждую из них помнят по имени. Светлана Звонова показывает мне снимок в кабинете технологии. Это первый её класс.

— Вот Настя по прозвищу Ёж — её так звали девочки, потому что она была маленькая, юркая и с колючим характером. А это Таня, у неё уже растут дети…

Дмитрий Соболев вспоминает, как девушки приехали на 15-летие школы:

— Ксения закончила Томский госуниверситет и работает в социальной службе. Маша получила красный диплом биофака и профессионально занимается озеленением. Женя выбрала сферу туризма, уже два раза летала на Гоа… Настя тоже туристическое отделение в КемГИК оканчивает. Эта девочка поступила в медколледж, а вот эта выпускница поёт хорошо… У всех жизнь сложилась.

Помню, как к нам приезжали психологи из Томска, когда школа только создавалась. Помню их слова: если вы поможете хотя бы одному ребёнку, школа свою миссию выполнила. А у нас, видите, сколько счастливых историй. Значит, всё не напрасно.

Подростковая пора наступает, когда ребенок переступает границу десяти-одиннадцати лет, и продолжается до 15-16 лет. Ребенок в этом периоде начинает воспринимать мир как взрослый, моделировать поведение старших, самостоятельно делать выводы. У ребенка появляется личное мнение, он ищет свое место в обществе. Усиливается интерес и ко внутреннему миру. Подросток умеет сам ставить цели и достигать их.

интернаты для трудных подростков

Кроме психологических изменений, в указанный период времени происходят физиологические изменения: ребенок быстро растет, появляются вторичные половые признаки, меняется гормональный фон и так далее.

Подростковые проблемы

Проблемы возникают у подростков по различным причинам. Но в основу можно положить следующие внутренние конфликты:

  1. Желание стать взрослым, при отрицании ценностных ориентиров, по которым живут взрослые.
  2. Ощущение себя в центре Вселенной и неприятие этого со стороны окружающих.
  3. Половое созревание и страх перед новым Я.
  4. Влечение к подросткам противоположного пола и неумение построить со сверстниками отношения.

школа интернат для трудных подростков

Как строится учебный процесс в интернатах?

Часто в штате педагогических работников есть и люди с медицинским образованием. Железная дисциплина – основа воспитания в интернате для трудных подростков. Основная цель – вернуть ребенка к нормальным мировосприятию и жизни.

Сначала у воспитанников проверяют уровень знаний и интеллектуальные способности. Проверка проходит в виде тестирования. Если по его итогам выявлено отставание в развитии, юноше или девушке могут преподавать даже программу начальных классов.

В основе поведения трудных подростков – нарушения психологического развития, так что учащиеся из интерната для трудных детей постоянно общаются с психологом. Такие беседы проходят индивидуальным образом. По итогам специалист старается найти основу - причину такого поведения воспитанника.

Закрытые и открытые школы-интернаты

Названные заведения бывают открытого и закрытого типа. Первые из них похожи на кадетские корпуса или суворовские училища. Тут есть дисциплина и распорядок дня, но дети учатся по стандартной школьной программе (конечно, с поправкой на умственные способности), а на выходные могут ездить к родителям. В закрытых же интернатах все намного серьезнее - есть и КПП, и хождение строем, и регулярные занятия с психологом. Некоторые воспитанники в таких учреждениях не попадают домой на выходные, но родители могут навещать их на территории интерната.

интернат для трудных подростков спб

  • совершение преступления, если возраст не соответствует наступлению уголовной ответственности;
  • возраст соответствует уголовной ответственности, но ребенок отстает в психическом развитии;
  • подросток осужден по статьям, предусматривающим преступление средней тяжести, но освобожден от наказания по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.

Комиссия по делам несовершеннолетних ходатайствует в суде о направлении нарушителя в специальную школу-интернат для трудных подростков. Перед рассмотрением дела в суде несовершеннолетнему проводят медицинский осмотр и направляют к психиатру. Если родители не соглашаются на данные меры, все процедуры проводятся по решению суда.

закрытый интернат для трудных подростков

Центры временного содержания

  • когда должна быть обеспечена защита жизни или здоровья подростка;
  • нужно предупредить повторное общественно опасное деяние;
  • если ребенку негде жить;
  • нарушитель уклоняется от явки в суд или не проходит медицинское освидетельствование.

Интернаты в Санкт-Петербурге и Москве

Наиболее известное учреждение-интернат для трудных подростков (Спб) – школа №1 закрытого типа. Заведение ведет свою историю еще с 1965 года. Находится оно на улице Аккуратова в доме под номером 11. Это закрытый интернат для трудных подростков, и значит, что дети поступают сюда по решению суда. Тут железная дисциплина, передвижение по периметру и контрольно-пропускные пункты на входе.

Есть школа-интернат для трудных подростков в Москве. Расположено заведение №9 по улице Жигуленкова Бориса в доме 15, строение 1. В отличие от питерского, этот интернат открытого типа. Сюда дети с девиантным поведением могут попасть и по решению родителей или рекомендации специальной комиссии. Правила тут не такие жесткие, как в учреждениях закрытого типа.

Поддаются ли перевоспитанию трудные подростки?

Нужно сказать, что проблемы у каждого трудного подростка разные. Бывает, нужен всего один месяц, чтобы научить ребенка отвечать за свои поступки, а бывает, что подростку потребуется полгода для адаптации. Многое зависит от того, какие психологические проблемы испытывает на данный момент юноша или девушка.

специальные школы интернаты для трудных подростков

Сейчас преподаватели спорят о том, дает ли результаты работа в интернатах для трудных подростков. На данный момент около семидесяти процентов учащихся таких учреждений значительно улучшают знания по школьным предметам. Кроме того, в таких учреждениях воспитанники не только учатся, но и находятся все остальное время. Таким образом, проблемные дети создают новый круг общения и успешнее социализируются в обществе.

На что обратить внимание родителям трудных подростков?

В период переходного возраста дети отстаивают свою независимость. Это явление влияет на ребенка, и кажется, что он ведет себя странно и непредсказуемо. Как бы там ни было, такое состояние считается абсолютно нормальным и характеризует переходный возраст.

Родители трудных детей часто сталкиваются и с другими испытаниями. У юноши или девушки появляются эмоциональные и психологические проблемы, трудности в учебе. Проблемный подросток часто совершает противоправные поступки, неоправданно рискованные действия. Может появиться депрессия, тревога.

школы интернаты в москве для трудных подростков

Существуют знаки, показывающие, что ваш ребенок является трудным. Они перечислены ниже:

  1. Изменение внешности. Неоправданный набор веса или его потеря, причинение вреда самому себе.
  2. Частые ссоры, драки, жалобы.
  3. Плохая успеваемость, нарушения сна, депрессия, мысли о самоубийстве.
  4. Употребление наркотических средств, алкоголя.
  5. Резкая перемена круга общения, отказ соблюдать определенные правила, ложь и так далее.

Наличие проблем у подростка - первый сигнал о том, что нужно наладить с ним контакт. Ваш сын или дочь должны чувствовать поддержку, понимать, что родители его любят и принимают в любом случае. Важно найти общие темы для разговоров, поощрять занятия спортом, ограничить просмотр телевизора и занятия за компьютером. Давайте ребенку советы, выслушивайте его, не проявляйте агрессии. Если не справились, обратитесь за помощью к специалистам.

Постоянно в гаджетах

Постоянно сидит за компьютером/гаджетом и потерял интерес к реальной жизни

Уходит из дома

Подросток потерял интерес к учебе и начались школьные трудности

Странное состояние

Плохая компания

Ребенок не хочет учиться, отбился от рук, попал в плохую компанию

Беспорядочные связи

Подросток ведет беспорядочную половую жизнь

Пропадают деньги

Из дома стали пропадать деньги и ценные вещи (воровство)

Направления центра

Высококвалифицированный профессиональный подход с нашей стороны, активная работа с родителями на протяжении всего курса (онлайн консультации и индивидуальная работа с психологом) и работа с подростком в свободной от зависимости среде со своими правилами и внутренним распорядком с применением методов психологической коррекции, ряда лечебно-оздоровительных мероприятий, тренингов и профилактических бесед.

Вы заметите существенные изменения в характере, общении и навыках вашего ребенка.

Спецшкола для трудных подростков

Спецшколы — это не только учебные заведения с углубленным изучением математики или французского языка. Это еще и по сути тюремный интернат для подростков до 14 лет. Хотя юридически, конечно, спецшколы относятся не к пенитенциарной системе, а к Министерству образования.

Что же такое спецшкола? Официально это заведение называется так — учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. То есть, по сути, интернат. Туда попадают подростки 11-14 лет, совершившие преступные деяния.

Спецшкола для трудных подростков

До 14 лет в России дети не подлежат уголовному преследованию, хотя законодатели уже много лет лелеют мысль этот возраст снизить, что, в принципе, логично. Преступность молодеет. Сейчас уже встречаются и десятилетние убийцы, и двенадцатилетние сексуальные маньяки. Есть и множество детских банд, которые после совершенных преступлений
не несут никакой уголовной ответственности. Детская и подростковая претупность вполне естественна — в России огромное количество беспризорников.

По законам зоны

Наверное, раз в полгода возникает тот или иной скандал вокруг педагога садиста, которые регулярно бьют, насилуют, пытают детей. Да и в принципе, учителя не особо большое рвение проявляют к своей работе за смешные деньги. А работа эта крайне тяжела: трудные дети — это не сахар. Во многих исправительных колониях сейчас удалось наладить и бытовые условия, и учебный процесс. Поэтому и в случае со спецшколами стоит начинать именно с этого. А простое увеличение числа школ только наладит конвейерные поставки на зоны юных, но уже грамотных во всех уголовных прибамбасах преступников.

По законам зоны

Возможно, действительно стоит снизить и возраст наступления уголовной ответственности для малолетних преступников. Ведь спецшкола рождает у них чувство безнаказанности: что ни соверши, даже убийство, ничего тебе не будет. Такое чувство вседозволенности ведь остается на всю жизнь, вот что страшно. В данном случае уместно вспомнить знаменитое дело Аркадия Нейланда. Оно прогремело на весь Советский Союз.

Аркадий Нейланд

После убийства Нейланд спокойно залез в холодильник и вкусно пообедал. А выручка с ограбления составила всего 57 рублей. Задержали Аркашку по ориентировке в Сухуми. Его, несмотря на несовершеннолетие, приговорили к расстрелу. Мировая общественность возмущалась: как так, что за нравы в СССР, когда казнят псдростков?! Но генсек Никита Хрущев подтвердил приговор своим приказом.

Читайте также: