Школа анналов проблема ментальности

Обновлено: 02.07.2024

Методологические поиски в 19 в были связаны с философией переместились в собственную историческую науку. Начало положила школа Анналов кон. 20-30 г.20 в. Связана с именами Марка Блока и Люсьена Февра. Школа анналов сочетала разные течения, историки не связанные единственным взглядом или методом. Школа анналов перестала быть явлением французской историографии, превратилась во влиятельное направление мировой исторической науки. Ее влияние на развитие историографию очень велико. Один из представителей направления Жак Лев Гофф считает что анналы оказали влияние на современную истор.науку сочетанием 3 идей:

1) критика отношения между историей, историч памятником и фактом историка

2) Стремление создать тотальную историю, которая объединила бы все аспекты активности обществ

3) Междисциплинарная практика истории и социальных наук. История в этом взаимодействии должна оставаться главной. Буевич, Сверхзадача анналов это достижение исторического синтеза. Основатели поставили задачу создать новую концепцию наука о человеке, которая охватила все аспекты бытия. Эта задача, по мнению Февра и Блока, исключала возможности применения традиционных критериев исследования. расширение проблемного блока , появление новых направлений исследования, а расширение хронологии, (от до историческое, первобытное общество) расширение территориальных рамок, (от европоцентристского подхода до охвата всего человечества). Нужно было ввести в научный оборот большое число источников. Для эмпирической разработки источников требуется длительные усилия. Необходима активизация познавательных возможностей историка и расширение контакта историка с др. науками, с целью получения готовых данных и использование методов и использование сведений др. наук. позитивистская методология б. отброшена, приоритет объекта (источников) заменяется на приоритет субъекта. Др. историк школы анналов Бурдье полагает, что совершенная научная революция Блока и Февра была важная, начиная с к.17 в. когда впервые были введены методы научной критики. И сущность этой революции заключается в том, что историк не мог не руководствоваться практикой тем, что объектом изучение не прошлое, а остатки и следы которые способны ответить на вопросы поставленные историком. А эти вопросы ему подсказывает сама жизнь. Объекты исследование в виде уснувшей действительности, полузабыта и ждет воскрешения. Объект истории создается историком. Содержании истории - это не прошлое, но время, процедуры анализа при котором можно обнаружить движение общества, постичь механизм восстановить его генезис и распад. Блок и Февр исходили из уверенности в способности истории получить объективное научное знание. Главная задача анналов, это достижение исторического синтеза и одним из основных подходов, был междисциплинарный синтез. С помощью дисциплинарного подхода, возможно целостное отображение истории. Междисциплинарность Это не сама цель, это средство для построения науки о человеке. Можно выделить 2 группы наук с которыми взаимодействует история.

1) имеет дело со структурами учреждениями созданными человеком и окружающей его природной средой. Социальные науки, география,

2) изучает самого человека, внимание Февра взаимосвязь со 2 группой наук, т.к. сфера научных интересов, духовная культура.

Статья История и психология., Чувствительность и история. Февра наметим пути обновления науки через междисциплинарный синтез направленный на изучение человеческой личности. Крупные открытия совершается на стыке наук. По его мнению, определяет, что психология как наука изучающая ментальные функции, должна вступить в тесную связь с историей. Результатом сотрудничества истории и психологии - создание исторической психологии. Историческая психология может покончить с психологическим анахронизмом, когда люди проецируют сами себя с интеллектуальными и моральными предрассудками, открывает черты, которые сами их наделяют. Чтобы создать такую дисциплину нужно сотрудничество историков и психологов. Заботу от организации должны взять на себя историки. Этот синтез совершается на поле историков, то история должна давать перспективу и направленность. Взаимосвязь истории с науками (социологии), эту проблему поставили. История не просто должна заимствовать методы, она может потерять свою идентичность. Целью анналы провозглашали видение истории, ведущим принципов анналов тотальная или глобальная история. Тотальная история это не всемирная история. Она может обхватывать отрезок времени и может быть локальной. Это история живших людей в конкретном месте и времени, рассматривается с максимально возможных точек наблюдения. Что бы воссоздать все аспекты жизнедеятельности Тотальная история отказывается от разделение жизни людей на политическую, экономич и военную и др. Исследование которое стремится дать объемную картину на разных уровнях развития. Это берется совсем ограниченный вариант, для более крупных этапов это не получается. (все по ящикам 3 сестрички, торговля, промышленность и сх, литература и искусство) Дать объемную картину мира.

С центральной проблемой анналов оказалось связано изучение ментальности. Само понятие ментальности в историческую науку в первые введено школой анналов. Это понятие введено Леви-Брюлем , для анализа сознания людей примитивных обществ, а основатели анналов применили к сознания европейцев 16в, придали новый смысл. По мнению Гуревича, Блок и Февр вкладывали в понятие др смысл– видение мира, существует в определенную эпоху у определенного обществ, Определенная картина истории. Но изучение ментальности не явл самоцелью и не должно стать обособленной отраслью исторического знания. Это средство чтобы написать историю людей, всеобъемлющую науку о человеке. У Февра и Блока изучение ментальности только намечалось и по сути дела, можно сказать, что они представляли разные подходы, но они не противоречили. Февр на основании анализа творчества элиты, считал возможным судить о ментальности в целом, Блок же осознавал различия ментальности разных социальных групп. Февр – духовная история, Блок к социальной истории. Развитие истории ментальности в современности пошло по стопам Блока. Основатели школы анналов наметили программу, которая оказала влияние на развитие основных направлений исторической науки, но программа не была выполнена. Задача исторического синтеза , тотальной истории - не выполнена

Предшественники

На рубеже XIX и XX веков гуманитарные науки переживали затяжной кризис; ученым (и не только) казалось, что все привычные устои рушатся. Во многом это ощущение было вызвано научной революцией начала века: открытия, сделанные в точных науках, поставили под сомнение саму возможность единого всеобъемлющего объяснения действительности. При этом колоссальные потери, понесенные всеми участниками Первой мировой войны, продемонстрировали, что наука, которая должна была принести человечеству победу над смертью, на деле послужила созданию оружия массового поражения.


Фотоальбом участника Первой мировой войны. Автор неизвестен. 1914–1918 годы

Герман Коген 1842–1918 Генрих Риккерт 1863–1936

Встречи в Страсбурге


Страсбургский университет. Фотография начала XX века

Новая история


Вокзал Сен-Лазар. Фотография 1923 года

2. Они формулируют вопросы и исследовательскую задачу до того, как приступают к поиску материала.

3. Они склонны к междисциплинарности, переносят методы археологии, экономики, социологии, географии и других наук в свои исследования.

История ментальностей – направление в исторической науке, которое изучает культурные особенности развития той или иной страны и общества, понимая эти явление сквозь призму человеческого восприятия.

Главным отличительным признаком истории ментальностей является междисциплинарность исследования. В основе этого подхода лежит идея подхода к истории как к проблемному полю исследования. Главная задача историка – задавать вопросы к прошлому. Исследователи истории ментальностей применяют классические методы поиска информации: изучение архивных материалов, изучение историографических материалов. С другой стороны изучение истории ментальностей происходит в нескольких плоскостях: изучение географических особенностей, климата, социума, отношений между членами как одной семьи, так одного коллектива или одного сообщества (в т.ч. государства и междугосударственных отношений), изучение быта, культурных, правовых и религиозных особенностей, а также историки используют математические методы обработки информации. Главная задача – выявить особенности мировосприятия события со стороны рядовых членов общества. Выявление времен разной длительности. Историки ментальностей пытаются обобщать, но каждое событие в истории считают уникальным. Иными словами историки ментальностей подходят к истории глобально и всесторонне, чтобы создать наиболее полную картину событий.

Историки ментальностей весьма редко используют однотипные источники. Как правило, это самые разнообразные источники: судебные дела, протоколы допросов, собрания сказаний и сочинений, сказки, былины, актовые материалы, воспоминания, реестры различных видов передвижения (так Ф. Бродель вспоминал, как радовался находке реестров о морских судах), материалы эпистемологии. Одним из главных методов критики источника выступает сравнительно-исторический и сравнительно-типологический методы, т.е. взаимоисключение различных фрагментов из соответствующих текстов, однако, этот метод все же применяется нечасто, и он не носит примитивного характера. Авторы анализируют и показывают особенности того или иного источника. Показывается особенности написания источника и в географических рамках. Объясняется, почему этот источник написан именно во Франции, а не в Германии и т.д. Источник вводится в оборот историком полностью. Нередко у историков ментальностей можно увидеть прямую речь. Как правило, это делается для того, чтобы показать особенности культуры и ментальности определенного региона, откуда происходит источник.

Концепция менталитета французской школы

Хромова Елена Борисовна. Концепция менталитета французской школы "Анналов" : 09.00.13 Хромова, Елена Борисовна Концепция менталитета французской школы "Анналов" (Философско-антропологический аспект) : Дис. . канд. филос. наук : 09.00.13 Чита, 2006 170 с. РГБ ОД, 61:06-9/369

Содержание к диссертации

1.1. Менталитет в системе понятий современного гуманитарного знания 11

Глава 2. Проблема менталитета во французской антропологической школе

Глава 3. Исследование менталитета в европейской науке

3.1. Генезис и динамика ментальных исследований в Германии 100

Введение к работе

1 Хелд Д. и др. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура - М: Праксис, 2004. - С. 386.

Степень разработанности проблемы

Психологический аспект, оформившийся в конце XIX в. в психоаналитических трудах 3. Фрейда, К.Г. Юнга, находим в работах А.А. Велика, Н.Д. Джандильдина, И.Г. Дубова, Г.Д. Гачева. К психологическому

пониманию близка позиция лингвистов, это мы видим в работах М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана. Социологический аспект представлен работами А.П. Бутенко, Ю.В. Колесниченко, В.В. Козловского, В.Г. Кусова, С. Московичи; философское толкование содержат работы К.К. Васильевой, Г.Д. Гачева, П.С. Гуревича, М.К. Мамардашвили, Б.В. Маркова, А.Я. Огурцова, И.К. Пантина. Антропологический подход рассматривается в нашей работе отдельно.

Среди работ, анализирующих постановку ментальной проблематики в немецкой антропологической мысли отметим классиков немецкой философии И. Канта, Ф. Гегеля, историка культуры и психолога В. Дильтея, социологов Г. Зиммеля и М. Вебера, психологов и этнологов М. Лацаруса, X.

Объект исследования. Концепции менталитета в философском и культурно-историческом контексте.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

проследить традиции осмысления ментальной проблематики в немецкой и российской гуманитарных науках;

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методологическую базу диссертационного исследования составляют общетеоретические труды классиков мировой философии, психологии, истории; работы современных западных и отечественных ученых, посвященные исследованию специфики менталитета. В работе присутствует идея преемственности в развитии европейской теории истории, философии, культуры.

(компаративистский) метод с использованием универсальных
гносеологических процедур: синтеза, анализа, аналогии,

противопоставления; интегративный метод, позволяющий применить знания различных гуманитарных областей для решения исследовательских задач.

выявлены философско-мировоззренческие и методологические основания концепции менталитета во французской школе «Анналов;

- прослежены традиции осмысления ментальной проблематики в немецкой и
российской гуманитарных науках;

Положения, выносимые на защиту:

2. Благодаря историко-философскому учению французской общественной мысли, наметившей доминирующие содержательные аспекты понятия менталитет (например, такие как, врожденность, историко-географический детерминизм, психологический механизм, социальная

4. Анализ современной немецкой и российской гуманитарной мысли
позволил определить, что в исследованиях по ментальной проблематике
прослеживается близость идей, позиций, осмысленных через призму
собственного понятийного аппарата; отмечаются как сходства, так и отличия
в направлениях исследований. Компаративистский анализ исследований

национальных теорий менталитета дал возможность увидеть взаимовлияние общемировой философской мысли, что подтверждается научной преемственностью, а также влияние внутри национальных философских школ не только философских традиций, но и данных психологических, этнографических, исторических антропологических исследований.

Научно-практическая значимость исследования

В теоретическом плане диссертация способствует систематизации проблем исследования ментальности в европейских философских, исторических школах. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов по истории философии, истории и теории культуры, философии культуры, истории философской антропологии, социальной антропологии; спецкурсов по теории ментальности, когнитивной лингвистике.

Апробация результатов исследования

Структура работы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. Общий объем 170 страниц. Библиография включает 303 наименования, из них 45 на иностранном языке.

Менталитет в системе понятий современного гуманитарного знания

Специфика психологического подхода вбирает в себя, во-первых, раскрытие менталитета как характеристики индивидуального сознания; во-вторых, рефлексию индивидуумом окружающей реальности как основной способ ментального проявления; в-третьих, подчеркивание роли, которую играет культура в данной среде как основополагающий фактор, формирующий менталитет . Психологическому пониманию близка позиция лингвистов, которые ищут в языке отражение специфического бытия нации. Это мы видим в работах М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана и др.

Особенность философского толкования заключается в том, что ментальность осмысливается с двух позиций: онтологически, как реальный феномен, который объективно существует, и гносеологически, как теоретический конструкт, инструмент исследователя, смоделированный с целью более полного объяснения сложного общественного комплекса. Вообще, менталитету придается функция интерпретационной модели, выражающей одну из сторон бытия социальных общностей . Разработки философов не оставляют сомнений в двойственности природы рассматриваемой категории, представленной статичностью, образующей одно из имманентных ее свойств, и изменчивостью, т.к. при отсутствии динамики оперирование этим термином теряло бы смысл . Необходимо отметить социологическую составляющую всех перечисленных подходов и невозможность их четкого разграничения.

Уже многие античные и средневековые мыслители писали об особенностях мировосприятия разных народов: Геродот, Тацит, Гиппократ, Демокрит и др. В Новое время проблема приобретает несколько иной вид. Она затрагивает не только поверхностные, наглядно проявляющиеся этнические особенности психики, сколько универсальный механизм человеческого знания. Это мы отмечаем, анализируя труды западноевропейских ученых, в которых рассматривались вопросы природы процесса познания.

Генезис и динамика ментальных исследований в Германии

Читайте также: