Ширина дверных проемов в школе с доступной архитектурной средой должна быть

Обновлено: 02.07.2024

Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.

Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80 - 85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах. Если в школе есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок, на инвалидной коляске смог им воспользоваться.

Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.

Детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.

В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.

В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине должна составлять не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.

Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами, ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.

В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте.

Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.

В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) - 1,5 х 1,5 м.

Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.

Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном - это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.

Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной не менее 90 см. Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые призваны воздействовать на различные человеческие органы.

Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, и развивается саморегулирование процессов возбуждения и торможения.

Мягкая среда обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью её использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния.

Зрительная и звуковая среда - спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие и светооптические эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию

Воздушная среда (среда запахов) - в основе ароматерапии лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древнейших времён. Практически все натуральные эфирные масла обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными и противовоспалительными свойствами, положительно действуют на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма.

Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - всё это создаёт ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии.

  • улучшению эмоционального состояния;
  • снижению беспокойства и агрессивности;
  • снятию нервного возбуждения и тревожности;
  • нормализации сна;
  • активизации мозговой деятельности;
  • ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

В такой комнате специалисты проводят направленные занятия, способствующие гармонизации личности, оптимизации функционального состояния, оздоровления. Она может быть использована и просто для отдыха и релаксации после рабочего дня.

Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, то есть от развития восприятия. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток, поставляя информацию в ЦНС, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Темная сенсорная комната, оснащенная стимуляторами различного типа, позволяет получить дополнительную стимуляцию органов чувств.

Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты – восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.

СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (с Изменением N 1)

Свод правил
Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения
Accessibility of buildings and structures for persons with disabilities and persons with reduced mobility

Актуализированная редакция
СНиП 35-01-2001

Дата введения 2013-01-01

Предисловие

Сведения о своде правил

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет.

Пункты, таблицы, приложения, в которые внесены изменения, отмечены в настоящем своде правил звездочкой.

Введение

Актуализация СНиП 35-01-2001 в формате свода правил проведена в рамках выполнения части 5 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений", а также п.2 Плана мероприятий по созданию безбарьерной среды для целей проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.Сочи.

Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Впервые в российский нормативный документ введен новый прогрессивный принцип "универсальный проект (дизайн)", который заявлен в Конвенции, как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.

Свод правил разработан с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.

В настоящем нормативном документе реализованы требования Федерального закона от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Актуализация выполнена авторским коллективом: "Национальное объединение строителей" (руководитель темы - канд. экон. наук С.В.Пугачев); ОФСОО "РАСС" (зам. руководителя темы - д-р психол. наук В.Б.Мяконьков, технический директор Л.Б.Гутман, ведущий специалист И.П.Камчаткин); ОАО "Институт общественных зданий" (зам. руководителя темы по научной работе, общая редакция - канд. архитектуры A.M.Гарнец); ООО "ПожМонтажГрупп" (инженер А.В.Апаков); Департамент социальной защиты населения г.Москвы (специалист А.В.Варсанофьев); ГУП "МНИИТЭП" (нач. электроотдела А.В.Кузилин); ФГОУ ВПО Госуниверситет по землеустройству (д-р архитектуры М.Ю.Лимонад); ОАО "МосОтис" (инженер С.М.Ройтбурд); Минрегион России (канд. экон. наук, нач. отдела технического регулирования и нормирования в строительной отрасли Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики К.А.Жиляев); ОАО "ЦНИИПромзданий" (канд. архитектуры Д.К.Лейкина); ООО "ИСС" (ведущий научный сотрудник Э.Н.Асылгараева); АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" (директор функционального подразделения по подготовке олимпийских объектов и инфраструктуры С.А.Красноперов, старший менеджер по подготовке олимпийских объектов Д.Б.Шишонков), при участии Всероссийского общества инвалидов (зам. председателя О.В.Рысев).

Изменение N 1 к настоящему своду правил выполнено ООО "Институт общественных зданий" (канд. архитектуры А.М.Гарнец).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна).

1.2 Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

1.3 Возможность и степень (вид) адаптации к требованиям настоящих норм зданий, имеющих историческую, художественную или архитектурную ценность, следует согласовывать с органом по охране и использованию памятников истории и культуры соответствующего уровня и с органами социальной защиты населения соответствующего уровня.

1.4 Требования нормативного документа не распространяются на проектирование жилых одноквартирных домов.

1.5 Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении:

  • досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;
  • безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;
  • эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;
  • своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;
  • удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.

1.6 Проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).

2 Нормативные ссылки

Нормативные документы, на которые в тексте настоящего свода правил имеются ссылки, приведены в приложении А.

* Примечание: При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный материал отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

Используемые в тексте термины и их определения приведены в приложении Б.

4 Требования к земельным участкам

4.1.2 На путях движения МГН не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, турникеты и другие устройства, создающие преграду для МГН.

4.1.3 В проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения МГН по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 42.13330. Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта.

Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на все время (в течение суток) эксплуатации учреждения или предприятия в соответствии с ГОСТ Р 51256 и ГОСТ Р 52875.

4.1.4 Транспортные проезды на участке и пешеходные пути к объектам допускается совмещать при соблюдении градостроительных требований к параметрам путей движения.

При этом следует делать ограничительную разметку пешеходных путей на проезжей части, которые обеспечат безопасное движение людей и автомобильного транспорта.

4.1.5 При пересечении пешеходных путей транспортными средствами у входов в здание или на участке около здания следует предусматривать элементы заблаговременного предупреждения водителей о местах перехода, вплоть до его регулирования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51684. По обеим сторонам перехода через проезжую часть должны быть установлены бордюрные пандусы.

4.1.6 При наличии на участке подземных и надземных переходов их следует, как правило, оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для МГН наземный переход.

Ширина пешеходного пути через островок безопасности в местах перехода через проезжую часть должна быть не менее 3 м, длина - не менее 2 м.

4.1.7 Ширина пешеходного пути с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2,0 м. В условиях сложившейся застройки допускается в пределах прямой видимости снижать ширину пути движения до 1,2 м. При этом следует устраивать не более чем через каждые 25 м горизонтальные площадки (карманы) размером не менее 2,0x1,8 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках.

Продольный уклон путей движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, не должен превышать 5%, поперечный - 2%.

Примечание - Все параметры ширины и высоты коммуникационных путей здесь и в других пунктах приводятся в чистоте (в свету).

4.1.8 При устройстве съездов с тротуара на транспортный проезд уклон должен быть не более 1:12, а около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 м.

Бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов, и не должны выступать на проезжую часть. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 0,015 м.

4.1.9 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на территории рекомендуется принимать не менее 0,05 м.

Перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,025 м.

4.1.10 Тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, следует размещать не менее чем за 0,8 м до объекта информации или начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.

Ширина тактильной полосы принимается в пределах 0,5-0,6 м.

4.1.11 Покрытие пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов должно быть из твердых материалов, ровным, шероховатым, без зазоров, не создающим вибрацию при движении, а также предотвращающим скольжение, т.е. сохраняющим крепкое сцепление подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски при сырости и снеге.

Покрытие из бетонных плит должно иметь толщину швов между плитами не более 0,015 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.

4.1.12 Ширина лестничных маршей открытых лестниц должна быть не менее 1,35 м. Для открытых лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м, высоту подступенка - от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 2%.

Поверхность ступеней должна иметь антискользящее покрытие и быть шероховатой.

Не следует применять на путях движения МГН ступеней с открытыми подступенками.

Марш открытой лестницы не должен быть менее трех ступеней и не должен превышать 12 ступеней. Недопустимо применение одиночных ступеней, которые должны заменяться пандусами. Расстояние между поручнями лестницы в чистоте должно быть не менее 1,0 м.

Краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой.

Ленты для маркировки ступений

В современном мире все меняется. Меняется подход к образованию в школах, которое во многом устарело. И меняется пространство в самих школах. В последнее время поступает много вопросов такого плана:

  • Какие должны быть двери в школах?
  • Какие требования предъявляются к дверям для школ?
  • Как сделать правильно двери в школах?
  • Какие двери можно устанавливать в школах?

Давайте разбираться поступательно.

Очевидно, что двери в школах должны отвечать следующим требованиям:

  • 1. Двери должны быть антивандальными
  • 2. Они должны быть долговечными и рассчитаны на большую проходимость
  • 3. Фурнитура на них должна быть прочная и долговечная
  • 4. Двери должны быть красивыми и эргономичными
  • 5. Они должны быть максимально безопасными
  • 6. Двери должны быть экологичными и легко перерабатываемыми

Давайте определим для каких помещений мы описываем двери в школе. Конечно же речь пока идет о дверях в классы и кабинеты, а также и о санузлах и вспомогательных помещениях.

В здании есть еще лестничные клетки, пожаробезопасные зоны и технические помещения, но о дверях в них мы поговорим чуть позже.

Итак, какие требования предъявляются к дверям в классы и школьные кабинеты и где это прописано?

ИСТОЧНИК: ГОСТ 475-2016 Блоки дверные деревянные и комбинированный. Общие технические условия.

Школы относятся к общественным зданиям. А этот ГОСТ как раз определяет требования, которые предъявляются к дверям для общественных зданий.

В ГОСТе есть Приложение А и там определенно к какому классу относятся двери для учебных заведений. Их отнесли в таблице к средним условиям эксплуатации и определили им класс механической прочности МД 3. Согласно ГОСТ 475-2016 двери для школ должны иметь не менее 100 000 циклов открываний.

Давайте разберем что означает для школьных дверей класс прочности МД 3.

П. 5.2.2 ГОСТа определяет, что классы прочности дверных блоков характеризуются значениями прикладываемых к нему статических и ударных нагрузок. В ГОСТе есть таблица, которая определяет, что дверь класса МД 3 должна выдерживать:

  • 1. Статическую нагрузку, действующую в плоскости полотна не менее 800Н.
  • 2. Статическую нагрузку, действующую перпендикулярно плоскости полотна не менее 300Н.
  • 3. Удар мягким и тяжелым не менее 120 Дж
  • 4. Удар твердым телом не менее 5 ДЖ

Все эти показатели должны быть указаны в паспорте производителя на дверь.

Теперь давайте разберемся какие двери для учебных учреждений соответствуют таким требованиям.

Дверной блок состоит из нескольких элементов?

  • 1. Дверная коробка
  • 2. Дверное полотно
  • 3. Дверная фурнитура

Если нам нужен антивандальный дверной блок, то все эти три элемента дверного блока в первую очередь должны быть антивандальными и рассчитанными на большую проходимость, так как согласно ГОСТа он должен выдерживать 100 000 циклов открываний.

Какие дверные коробки являются долговечными и могут выдержать 100 000 циклов открываний?

  • 1. Стальная/алюминиевая дверная коробка, окрашенная по RAL порошковым способом
  • 2. Дверная коробка из мдф в сочетании с фанерой в виде слоеного пирога, с антивандальным покрытием.

Стальные дверные коробки для школ — это самый оптимальный вариант, потому что металл сложно повредить даже при длительной эксплуатации. Алюминиевые дверные коробки идут на втором месте по прочности, потому что они мягче чем стальная коробка и на алюминиевых коробках при жесткой эксплуатации могут оставаться вмятины. Если же брать дверную коробку для школ из инженерного массива, то она легко выдержит 100 000 циклов открываний, но может со временем потерять внешний вид, если условия эксплуатации будут чрезмерно жесткими.

Какая дверная коробка не выдержит 100 000 циклов открываний?

  • 1. Коробка из сосны или легких пород дерева, окрашенная по RAL или покрытая ПВХ
  • 2. Коробка из МДФ, окрашенная по RAL или покрытая ПВХ

Такие дверные коробки не подходят, потому что при большом людском трафике такие материалы не выдерживают длительных нагрузок и быстро разрушаются.

Какие требования предъявляются к полотнам, рассчитанным на 100 000 циклов открываний для школ?

Полотно должно быть прочным и его невозможно бы было пробить. Соответственно рама полотна или по-другому обвязка должна быть выполнена либо из твердых пород дерева, либо из инженерного массива.

Какая дверная рама или обвязка полотна не выдержит 100 000 циклов открываний?

Рама из соснового бруска либо рама из мдф не выдержит жесткой эксплуатации и полотно начнет рассыпаться на большой проходимости.

Какой должен быть сэндвич слоёв у дверного полотна?

Сам пирог полотна должен быть из нескольких слоёв. Внутри полотна должно быть ДСП либо полнозаполненное, либо экструзионное с дырочками внутри. С обеих сторон ДСП должно быть покрыто МДФ либо ХДФ толщиной не менее 3-6 мм с каждой стороны. Все эти слои должны быть склеены между собой экологичным клеем, который не выделяет вредных веществ в атмосферу.

К внешней отделке полотна нужно подходить очень внимательно. Нужно понять какие покрытия выдерживают 100 000 циклов открываний, а какие нет.

Какие покрытия для школьных дверей выдерживают легко 100 000 циклов открываний?

  • CPL/HPL толщиной от 0,5 мм, обширная гамма цветов и фактур
  • MLSP
  • Полеуретановые эмали и акриловый лак по RAL
  • Шпон файн-лайн

Самым прочными антивандальными покрытиями являются пластики CPL и пластик HPL. Пластик HPL немного дороже чем CPL. Очень часто спрашивают: чем пластик CPL отличается от пластика HPL? У них разная технология изготовления. HPL прессуется под высоким давлением и его прочностные характеристики более высокие, чем у пластика CPL, который прессуется холодным способом и немного уступает по прочностным характеристиками HPL. Пластик HPL более эластичный, а CPL более ломкий.

Какие покрытия дверей для школ не выдерживают 100 000 циклов открываний:

  • Обычная ПВХ-пленка
  • Обычная окраска дешевой эмалью по RAL по МДФ
  • Ламинатин
  • Натуральный шпон
  • CPL 0,2-0,3 мм
  • Профильный ПВХ

Что происходит с ПВХ покрытием при жестких условиях эксплуатации? Через пол года он уже местами начинает висеть лохмотьями на полотне и тоже самое происходит с ламинатином, т.к. у него бумажная основа, которая не рассчитана на жесткие условия эксплуатации.

Остекление полотна

Конечно же красиво , когда в дверях есть остекление. Пространство становиться более легким и интересным.

Для классов и кабинетов можно использовать иллюминаторы и прямоугольные стекла. В школы нужно комплектовать двери стеклом триплекс (при ударе оно держит осколки), а если площадь стекла большая, то дополнительно нужно проклеивать стекло защитной плёнкой А1.

Для справки: Защитная пленка А1, установленная на стекла по классу защиты А1, имеет толщину 300 мкм и выдерживает энергию удара 141 Дж, или трехкратное падение шара массой 4 кг. с высоты 3,5 м. Она предохраняет стекло от удара металлическим, тяжелым тупым предметом, от брошенной палки, камня, от осколков наружного взрыва направленного действия.

Антивандальная фурнитура

Важным фактором длительной эксплуатации двери являются:

а) Правильные петли, рассчитанные на 100 000 циклов открывания.

Петли зависят от того какой тип коробки и полотна используется. Если полотно с гладким торцом, то можно использовать накладные петли для полнозаполненных дверей или петли-бабочки для облегченных дверей. Скрытые петли не рекомендованы на большом траффике, потому что у них есть особенность со временем просаживать дверь вниз, если полотно тяжелое.

Если торец полотна выполнен с четвертью, то рекомендуют использовать ввёртные регулируемые петли, которые рассчитаны на большой вес полотна и длительный срок службы.

Петли не должны быть в низшем ценовом сегменте. Материал для петель должен быть выполнен либо из нержавеющей стали, либо из надежных сплавов с хорошим покрытием.

б) Ручка на стяжных винтах сквозного крепления , которая не выскакивает из двери при длительной эксплуатации и не ломается.

Есть два варианта ручек, которые используются в учебных заведениях

Вариант 1. Нажимная ручка из нержавеющей стали на розетке на стяжных винтах, которые стягиваются через все полотно и со временем не дают ручке разболтаться, при этом, нет необходимости постоянно что-то подкручивать и ремонтировать. При использовании такой ручки требуется замок с язычком под нажимную ручку.

Вариант 2. Ручка скоба из нержавеющей стали, которая зафиксирована в одном положении и стянута тоже через все полотно.

Обычно учителей раздражает, что ручку в класс постоянно дергают и нажимаю, а эта ручка оптимальный вариант в таком случае. При этом с этой ручкой применяется немного другая система замков с бочонком.

в) Замок с правильным цилиндром, который долго служит даже когда с ним не очень бережно обращаются.

Замок либо с язычком под нажимную ручку, либо замок бочонок под ручку скобу.

И не нужно экономить на цилиндрах для замков иначе они будут постоянно ломаться.

Замки и цилиндры должны быть рассчитаны на 100 000 циклов открываний, а это средний и ценовой сегмент.

г) Доводчики на двери

Желательно брать доводчики для учебных заведений у ведущих российских производителей таких как DOORLOCK и TradeLock. Так же можно брать фурнитуру у европейских поизводитлей таких как GEZE, dormakaba или Hafele т.к. изделия этих производителей отлично зарекомендовали себя на общественных зданиях с большой проходимостью.

Доводчики должны быть рассчитаны на 100 000 циклов открываний, а это средний и высший ценовой сегмент.

ДВЕРИ ДЛЯ ЛЕСТНИЧНЫХ КЛЕТОК, ЛИФТОВЫХ ХОЛОВ И ПОЖАРОБЕЗОПАСНЫХ ЗОН

Чаще всего по законодательству РФ на лестничных клетках, в лифтовых холлах и в пожаробезопасных зонах устанавливаются противопожарные конструкции как глухие, так и остекленные.

Если учебное заведение оснащается по экономичному варианту, то предусматривают противопожарные стальные двери глухие и с остеклением до 25%

Если школа оснащается по среднему ценовому сегменту, то предусматривается, что на лестничные клетки и в лифтовые холлы устанавливаются алюминиевые противопожарные двери либо стальные двери с большой площадью остекление от 50 до 100%. Для технических помещений будут использованы противопожарные стальные двери глухие без остекления.

Часто задают вопрос: но там же стекло, а вдруг его разобьют? Смотрим раздел по остеклению в данной статье.

На всех стеклах в школьных дверных блоках необходимо использовать пленку А1, которая при разбивании никого не травмирует и стекло не рассыпется.

ДВЕРИ ДЛЯ ШКОЛЬНЫХ ТУАЛЕТОВ

Тема школьных туалетов очень актуальна. Дети тоже люди и в школьных туалетах должно быть комфортно и красиво. Помимо комфорта должно быть продумано решение по антивандальности.

Если пространство школьного санузла предполагает три и более кабинок, то оптимальный вариант эти кабинки сделать по принципу как они сделаны в торговых центрах на большой проходимости.

Обычно кабинки и двери в них изготавливаются из антивандального монолитного пластика HPL толщиной 8,10, 12 мм. Чем толще, тем прочнее. Везде устанавливается максимально антивандальная фурнитура из нержавеющей стали в среднем и высшем ценовом сегменте.

Если же в туалете всего две кабинки и они устроены в капитальных стенах, то правильно устанавливать туда антивандальную усиленную дверь в пластике CPL либо HPL толщиной 0,5 мм.

Коробку в туалеты дверную лучше выбирать стальную либо алюминиевую.

Автор статьи Глиняная Ольга @stavrdoors июль 2021 года
Перепечатка статьи возможна только с указанием автора и источника.

При приемке жилого дома инспектор, ссылаясь на данный пункт СП, требует установки однопольных входных дверей шириной 1,2м.

Можно ли устанавливать двустворчатые двери для входов в здание, при условии ширины проема в свету 1.2 м и одной створки 0,9 м? Насколько правомочно требование инспектора? Каким СП пользоваться в данном случае?


Учитывая вышеизложенное, требование инспектора об установке дверного полотна минимальной шириной 1,2 м двустворчатый входной дверной блок представляется необоснованным.

Читайте также: