Схемы для плоскостного конструирования в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Лего - это мир фантазий и детского воображения.Разнообразие конструкторов ЛЕГО позволяет заниматься с детьми любого возраста и по разным направлениям, все зависит только от цели, которую ставит перед собой педагог в работе с этим удивительным материалом.

Ведь играя, в Лего конструктор с ребенком можно решить такие задачи, как:
- Развивать двигательные функции ребенка;
- Обогащать речь ребенка;
- Развивать познавательную и исследовательскую деятельность;
- Совершенствовать умственная деятельность;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Вырабатывать эстетический вкус;
- Развивать любознательность и находчивость.

Предлагаю вашему вниманию один из видов постройки - постройка по схеме.

Цель данного вида: развитие элементарных конструктивных навыков, развитие умения самостоятельно выбирать строительный материал.

Данная методическая разработка схем, направлена на изучение предметов окружающего мира - объекты природы и созданные руками человека. Каждая схема составлена так, чтобы ребенку было легко поэтапно создать постройку. Можно варьировать цвет деталей, чтобы дать возможность ребенку создать свою уникальную постройку.

ОБЪЕКТЫ ПРИРОДЫ
Схема "Бабочка"









Приведены только некоторые схемы, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Постройка может быть любой, все зависит от того, какую тему изучают дети на неделе.

Игры, пособия для детского сада

Игры, пособия для детского сада

Игры, пособия для детского сада запись закреплена
ПОДГОТОВИШКА воспитатель дети детский сад

➡

__________________________________________________________________________
ПОДПИШИСЬ ПОДГОТОВИШКА - много полезной информации!

Описание:

- представляет собой набор разноцветных, одинаковых по размеру геометрических фигур (квадраты, треугольники, прямоугольники) карточки-образцы

Конструктор отвечает требованиям: безопасности, эстетичности, полифункцирнальности, доступности, наглядности, с учётом возрастных особенностей детей, т. к. детали изготовлены из безопасного, легко моющегося, прочного, яркого материала – пищевого цветного пластика (гибкие разделочные доски).

Конструктор позволяет сформировать:

- способность к логическим операциям (анализ, синтез, сравнение)

- представление о геометрических фигурах, цвете;

- мелкую моторику пальцев рук

С помощью плоскостного конструктора дети в игровой форме смогут овладеть:

- умениями плоскостного конструирования;

- умениями классификации геометрических фигур по цвету, форме;

- умением ориентироваться в пространстве и на плоскости;

- умениями выделения сходства и различия между геометрическими фигурами;

- умениями конструирования по схеме-образцу и по собственному замыслу

Для изготовления конструктора нам понадобится:

- разноцветные гибкие разделочные доски;


Начертить на пластике детали (квадраты, треугольники, прямоугольники)




Для безопасности детей - срезать уголки у каждой фигуры (округлить)


Из цветной бумаги вырезать аналогичные геометрические фигуры и составив картинки наклеить их на белый картон. Карточки - образцы обклеить скотчем




Составить с ребенком одну из картинок - образцов и предложить ему самостоятельно сложить любую другую. В дальнейшем ребенку предлагается тема для самостоятельного составления картинок.


Подобрать подходящую по размеру коробку, сложить в неё детали конструктора и карточки-образцы


Внедрении собственного инновационного педагогического опыта воспитателя

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, в процессе целенаправленного обучения конструированию, осуществляется умственное, нравственное и трудовое воспитание детей, развивается умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, формируются ценные качества личности (целеустремлённость, взаимовыручка, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т.п.), что важно для подготовки детей к обучению в школе, так как в последнее время вопрос качества образования дошкольников является актуальным.

Изучая и анализируя психолого – педагогическую и методическую литературу и передовой педагогический опыт я пришла к выводу, что необходимо более подробно познакомить детей с плоскостным конструированием, которое дает возможность действовать с геометрическими телами, фигурами, освоить сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина), усвоить правильные названия геометрических фигур и т.д. Всё это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к школьному обучению.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Прежде чем приступить к конструктивной деятельности с детьми мною были изучены различные методические рекомендации по организации и проведению занятий и совместной деятельности детей.

Для развития конструктивных способностей была создана предметно – развивающая среда в группе, которая является одним из условий развития познавательной активности дошкольников и универсальных умственных способностей. В неё вошли:

Как утверждает Н.И. Непомнящая, в процессе обучения необходимо создавать определённые условия, которые будут способствовать формированию у дошкольников обобщённых механизмов применения знаний. Основное условие, на мой взгляд – это систематические задачи проблемного характера, задачи, требующие от детей соотнесения известных им способов действий с новыми условиями; использование этих способов при решении новых конструктивных задач.

Плоскостное конструирование – более сложный вид конструирования и требует зрительного навыка, знание формы и размера, различия геометрических фигур. Следовательно, основная идея моей работы с дошкольниками – это развитие познавательных, умственных способностей и реализация способностей каждого ребенка, помощь ребенку в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта. Мне хочется видеть своих воспитанников любознательными, общительными, творческими личностями.

Теоретическую базу опыта составляют:

  • — Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Вместе с детьми).
  • Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Принципы реализации инновационного опыта:

  1. -принцип последовательности;
  2. -принцип наглядности;
  3. -принцип доступности;
  4. -принцип учёта индивидуальных особенностей;
  5. -принцип интегрированного подхода.

Методы инновационной работы:

  • изучение соответствующей литературы, накопленного опыта по теме инновационной работы,
  • наглядно-практические, словесные, практические
  • диагностика знаний и умений;
  • метод проектной деятельности;
  • проблемных ситуации;
  • наблюдение, экспериментирование;
  • игровые.

Приемы: педагогическая оценка, поощрения, анализ детских работ, беседы, рассказ, разъяснение, показ, образец и пр.

  1. воспитание словом(беседа, рассказ, разъяснение, образец);
  2. воспитание делом(деятельностью) (приучение, упражнение);
  3. воспитание ситуацией(создание воспитывающих ситуаций, поощрение, педагогическая оценка);
  4. воспитание игрой;
  5. воспитание общением.

Средства обучения – конструкторы, ТСО, разнообразные виды деятельности (игровая, учебная, художественная, трудовая), игрушки, наглядные пособия, общение и пр.

Формы организации образовательного процесса: занятия по плоскостному конструированию, игры, физкультминутка, прогулка, наблюдения, опыты.

Плоскостное моделирование для общего развития детей дошкольного возраста имеет огромное значение. У детей развивается мышление, логика, стремление к познанию. Решение задач развития логического мышления у детей дошкольного возраста зависит от удачно выбранных методов и приемов обучения, форм организации образовательной деятельности.

В своей практике я применяю следующие формы организации обучения детей конструированию: конструирование по собственному замыслу, конструирование по образцу (построение фигур, объектов из палочек по образцу), конструирование с опорой на схемы, рисунок, предметно-схематические модели, конструирование по словесному описанию (построение фигур по словесному описанию). Существуют определенные схемы, по которым можно составить целый сюжетный рисунок,

На занятиях продуктивной деятельностью, я успешно применяю интегрированный, деятельностный, индивидуальный подходы к каждому ребёнку, что способствует реализации интересов и жизненной активности детей.

  • С целью развития универсальных умственных способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста в своей работы я использую палочками известного бельгийского математика Х.Кюизенера, рекомендованные для обучения детей основам математики, а также счетные палочки. Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. А с помощью счетных палочек дети выкладывали различные геометрические фигуры на плоскости стола.
  • В процессе образовательной деятельности я даю детям старшего дошкольного возраста следующее задание: из нескольких палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника; или из определенного количества палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого). С помощью палочек дети составляют буквы и цифры. Ребенок к составленной из палочек цифре может подобрать то число палочек, которое составляет эта цифра. Эти удивительные палочки я использую для формирования знаний состава числа, для диагностических целей.

Таким образом, у детей получился набор геометрических форм от самой большой до самой маленькой, как у матрешки. Такие наборы дети старших групп делали самостоятельно, а затем составляли из них различные изображения. Существует второй вариант создания таких конструкторов из различных по форме геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, ромб, прямоугольник, следовательно, работа по составлению изображения упрощается. Очень интересным в данной технике является выстригание фигур с неровными краями: в виде зубчиков, волны, лепесточков и т.д. Тогда у полученных фигур не только внутренняя часть будет выглядеть декоративной, но и внешняя тоже. Все рассматриваемые виды создания плоскостных конструкторов позволят получить оригинальные работы.

Не менее важным условием для развития универсальных умственных, творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе их родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям.

При взаимодействии с родителями я используют следующие формы работы:

  • консультации (по конструктивной, творческой деятельности детей, что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте, как развивать детское творчество, какой наглядный материал лучше приобрести);
  • папки – передвижки;
  • выставки детских работ с участием родителей, конкурсы;
  • развлечения;
  • родительские собрания.

Вся проводимая мною работа по инновационной деятельности привела к следующим результатам:

– повышение качества воспитательно-образовательного процесса по развитию логического мышления детей дошкольного возраста средствами конструирования;

– повышение самостоятельности, творческой активности у детей;

– повышение умения планировать свою работу;

– повышение уровня сформированности практических умений и навыков у детей;

– повышение уровня сформированности у детей таких приемов умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

— повышение уровня интереса к экспериментированию;

— повышение уровня освоения измерения (длина, ширина, высота) мерками разного размера, фиксации результата числом и цифрой.

Таким образом, работа по инновационной теме способствовала развитию логического мышления, всестороннему развитию детей на основе умственных способностей средствами конструирования.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Рекомендую педагогам дошкольных образовательных организаций применять в своей практике следующие задания, приведу примеры заданий для детей:

– выложить определенное количество на стол палочек;

– спросите, сколько палочек на столе. Разложите палочки по двум сторонам;

– спросите, сколько палочек слева, сколько справа. Возьмите три палочки и также разложите на две стороны;

– возьмите четыре палочки, и разделите их. Спросите у ребенка, как еще можно разложить четыре палочки;

– предлагала поменять расположение счетных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой – три, точно так же последовательно можно разобрать все числа в пределах десятка;

– называю число — ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее — задача усложняется, числа идут вразбивку.

Результаты, накопленный опыт, полученные в ходе инновационной работы могут быть использованы в практике работы других образовательных организаций.

Образовательные: учить делать выводы.

Развивающие: развивать познавательный интерес к конструированию, любознательность. Развивать мыслительную активность.

Воспитательные: воспитывать аккуратность.

Материал. Два яйца: настоящее куриное и скорлупа.

Предложить детям на глаз (визуально) определить, какое яйцо легче: целое или пустое.

Опыт: опустить оба яйца в воду. Мы увидим, что одно яйцо утонуло, другое плавает на поверхности. Делаем выводы.

Задачи. Образовательные: обогатить интерес детей разнообразными впечатлениями, учить делать выводы. Закрепить элементы мордовского узора.

Развивающие: развивать познавательный интерес к конструированию, любознательность, развивать моторику мелких мышц рук, развивать мыслительную активность. Развивать связную речь.

Воспитательные: воспитывать желание закончить поделку. Воспитывать любовь к родному краю, его национальной культуре.

Материал. Два яйца: деревянное и настоящее куриное.

На столе у воспитателя яйца: деревянное и настоящее. Дать детям возможность поразмышлять, спросив: какое яйцо крепче? Дети отвечают, приводя аргументы в своих ответах.

Провести опыт: уронить оба яйца сначала на мягкую поверхность, а потом на пол. Учить детей делать выводы.

Конструирование на плоскости.

Читайте также: