Актуальность строительства музыкальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Пименова Елена Валерьевна – кандидат архитектуры, профессор, доцент Донского государственного технического университета.

Пронченко Полина Денисовна – магистрант Донского государственного технического университета.

Аннотация: Развитие направлений внешкольного эстетического воспитания учащихся, требует совершенствования существующей материально-технической базы, путём внедрения новых типов детских школ искусств, а также преобразования существующих зданий школ художественно-эстетической направленности. Выявление особенностей формирования объемно-планировочных решений зданий детских школ искусств и дальнейший их учёт при проектировании, позволят создавать такие здания, отвечающие самым современным требованиям, как к образовательным процессам, так и к архитектурным решениям.

Ключевые слова: Архитектура, здания детских школ искусств, образовательные организации, формообразование, объемно-планировочные решения, конструктивные решения, школы, учебные здания.

В современных условиях развития всей системы образования, особенно актуальной является задача эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохраняется необходимость в комплексном подходе по формированию необходимой среды, способствующей развитию внешкольного эстетического воспитания учащихся.

На сегодняшний день, одним из приоритетных направлений развития эстетического воспитания стало укрепление связей детских школ дополнительного образования с общеобразовательными школами, университетами. Также происходит органическое взаимодействие всех внешкольных учреждений, где проводится эстетическое воспитание подрастающего поколения (музыкальные, художественные и хореографические школы, детские школы искусств). Задачу комплексного эстетического воспитания и развития, могут выполнить кооперированные типы учреждений или многофункциональные, в которых сосредоточены сразу несколько направлений (музыкальное, хореографическое, изобразительного искусства и др.) [1]. Наиболее оптимальным является создание детских школ искусств, как кооперированных учреждений, позволяющих объединять различные направления [2]. Детские школы искусств – это школы с художественно-эстетической направленностью, а также специализированные образовательные организации, включающие профессиональную подготовку в области искусства.

Одним из основных аспектов является создание необходимой материальной базы таких учреждений, которая может базироваться на расширении существующих зданий музыкальных, художественных школ за счет пристроек, надстроек дополнительных блоков и помещений (хореографии, музыки, изобразительного искусства и др.), а также строительства новых зданий детских школ искусств [3]. Здания детских школ искусств могут также создаваться в структуре образовательных организаций (университетов, школ), формируя, таким образом, многофункциональные комплексы [4]. Большое внимание должно уделяться формированию общественных пространств, как внешних (свободные территории в структуре комплексного решения), так и внутренних (рекреационные пространства в здании) [5,6].

Архитектурное воплощение материально-технической базы выражается в объемно-планировочном решении здания.

С целью выявления особенностей формирования объемно-планировочных решений детских школ искусств, был подробно изучен и проанализирован мировой опыт проектирования и строительства таких зданий и комплексов.

На основе анализа зарубежного и отечественного опыта проектирования, были выявлены основные особенности формирования объемно-планировочных решений зданий детских школ искусств:

  1. Тесная взаимосвязь с участком и организация территории прилегающей к учебному зданию.
  2. Формирование яркого образного решения, отражающего специфику и особенности такого здания, как детская школа искусств.
  3. Объемно-планировочная структура, отвечает всем необходимым требованиям образования и воспитания, по всем направлениям искусства, входящим в образовательные программы школы.
  4. Взаимосвязь образного решения и конструктивной системы, позволяет создавать уникальные решения, способные формировать пространственную организацию всех функциональных процессов, а также предусмотреть возможность адаптации к меняющимся условиям.
  5. Формирование общественных пространств, в структуре детских школ искусств, как многофункциональных, дополнительно оснащенных трансформируемыми системами.
  6. Внедрение современных инновационных технологий, базирующихся на принципах экоустойчивой архитектуры.

Таким образом, учёт выявленных особенностей при проектировании зданий детских школ искусств позволит создавать такие объемно-планировочные решения, которые будут не только отвечать всем необходимым требованиям, предъявляемым к художественно-эстетическому воспитанию и образованию в области искусства, но и соответствовать новейшим направлениям архитектуры, базирующихся на современных подходах и инновационных технологиях.

Алёна Кузнецова

mainImg

Авторский коллектив:
Архитекторы: Орешкин Сергей, Андреева Рената, Тимонин Никита, Орешкина Евгения, Ураксин Дамир, Белят Елена, Юмагулова Регина, Лепин Данила, Светозаров Артем, Светозарова Полина, Юлдашева Карима


Другие тексты:
Денис Есаков. Прекрасный образ будущего, 02.09.2015

Пименова Елена Валерьевна – кандидат архитектуры, профессор, доцент Донского государственного технического университета.

Пронченко Полина Денисовна – магистрант Донского государственного технического университета.

Аннотация: Развитие направлений внешкольного эстетического воспитания учащихся, требует совершенствования существующей материально-технической базы, путём внедрения новых типов детских школ искусств, а также преобразования существующих зданий школ художественно-эстетической направленности. Выявление особенностей формирования объемно-планировочных решений зданий детских школ искусств и дальнейший их учёт при проектировании, позволят создавать такие здания, отвечающие самым современным требованиям, как к образовательным процессам, так и к архитектурным решениям.

Ключевые слова: Архитектура, здания детских школ искусств, образовательные организации, формообразование, объемно-планировочные решения, конструктивные решения, школы, учебные здания.

В современных условиях развития всей системы образования, особенно актуальной является задача эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохраняется необходимость в комплексном подходе по формированию необходимой среды, способствующей развитию внешкольного эстетического воспитания учащихся.

На сегодняшний день, одним из приоритетных направлений развития эстетического воспитания стало укрепление связей детских школ дополнительного образования с общеобразовательными школами, университетами. Также происходит органическое взаимодействие всех внешкольных учреждений, где проводится эстетическое воспитание подрастающего поколения (музыкальные, художественные и хореографические школы, детские школы искусств). Задачу комплексного эстетического воспитания и развития, могут выполнить кооперированные типы учреждений или многофункциональные, в которых сосредоточены сразу несколько направлений (музыкальное, хореографическое, изобразительного искусства и др.) [1]. Наиболее оптимальным является создание детских школ искусств, как кооперированных учреждений, позволяющих объединять различные направления [2]. Детские школы искусств – это школы с художественно-эстетической направленностью, а также специализированные образовательные организации, включающие профессиональную подготовку в области искусства.

Одним из основных аспектов является создание необходимой материальной базы таких учреждений, которая может базироваться на расширении существующих зданий музыкальных, художественных школ за счет пристроек, надстроек дополнительных блоков и помещений (хореографии, музыки, изобразительного искусства и др.), а также строительства новых зданий детских школ искусств [3]. Здания детских школ искусств могут также создаваться в структуре образовательных организаций (университетов, школ), формируя, таким образом, многофункциональные комплексы [4]. Большое внимание должно уделяться формированию общественных пространств, как внешних (свободные территории в структуре комплексного решения), так и внутренних (рекреационные пространства в здании) [5,6].

Архитектурное воплощение материально-технической базы выражается в объемно-планировочном решении здания.

С целью выявления особенностей формирования объемно-планировочных решений детских школ искусств, был подробно изучен и проанализирован мировой опыт проектирования и строительства таких зданий и комплексов.

На основе анализа зарубежного и отечественного опыта проектирования, были выявлены основные особенности формирования объемно-планировочных решений зданий детских школ искусств:

  1. Тесная взаимосвязь с участком и организация территории прилегающей к учебному зданию.
  2. Формирование яркого образного решения, отражающего специфику и особенности такого здания, как детская школа искусств.
  3. Объемно-планировочная структура, отвечает всем необходимым требованиям образования и воспитания, по всем направлениям искусства, входящим в образовательные программы школы.
  4. Взаимосвязь образного решения и конструктивной системы, позволяет создавать уникальные решения, способные формировать пространственную организацию всех функциональных процессов, а также предусмотреть возможность адаптации к меняющимся условиям.
  5. Формирование общественных пространств, в структуре детских школ искусств, как многофункциональных, дополнительно оснащенных трансформируемыми системами.
  6. Внедрение современных инновационных технологий, базирующихся на принципах экоустойчивой архитектуры.

Таким образом, учёт выявленных особенностей при проектировании зданий детских школ искусств позволит создавать такие объемно-планировочные решения, которые будут не только отвечать всем необходимым требованиям, предъявляемым к художественно-эстетическому воспитанию и образованию в области искусства, но и соответствовать новейшим направлениям архитектуры, базирующихся на современных подходах и инновационных технологиях.

1 сентября 2018 года в Севастополе широко распахнула двери новая музыкальная школа №1 им. Н.А. Римского-Корсакова.

В этот день, два года назад, в концертном зале состоялся грандиозный праздничный концерт, на котором дети продемонстрировали свои вокальные таланты и умение играть на различных музыкальных инструментах.

вместо замороженного долгостроя на Коломийца,4 появится музыкальная школа №1 в Севастополе

Современное здание, отвечающее всем требованиям безопасности, стало подарком застройщика к 235-летнему юбилею Севастополя.

музыкальная школа в Севастополе

лучшая музыкальная школа в Севастополе

Накануне 1 сентября мы вновь решили заглянуть в музыкальную школу и пообщаться с руководителем, под присмотром которого севастопольские дети приобщаются к прекрасному, учатся разбираться в законах и правилах музыки, занимаются музыкальным искусством и становятся совершенными.

Директор учебного заведения Татьяна Аркадьевна Ким провела экскурсию по школе, показала светлые и просторные классы, оборудованные всем необходимым, залы (малый — там, где проходят академические концерты, экзамены. Большой — отчётные выступления выпускников), а также пригласила побывать на представлениях воспитанников музыкальной школы №1 им. Н.А. Римского-Корсакова.

Татьяна Аркадьевна Ким

- Татьяна Аркадьевна, пролетели два года с момента открытия музыкальной школы. Давайте мысленно перенесёмся в 2018 год и вспомним, как это было.

Татьяна Аркадьевна Ким Севастополь

музакальная школа Севастополь интерстрой

Мы переехали в новое здание в конце августа 2018 года. Коллектив музыкальной школы, ранее ютившийся в помещениях музея имени М.П. Крошицкого на Нахимова,9, перебрался в красивый, большой и просторный объект на Коломийца,4.

Ширина проходов, направление открывания дверей соответствуют действующим нормам. Образовательное учреждение доступно для маломобильных групп населения с ограниченными возможностями, а этажи здания оснащены специальными подъемниками и лифтами.

севастопольская музыкальная школа №1

музыкальная школа Севастополь оборудованная для инвалидов

лифт для инвалидной коляски Севастополь

лифт для инвалидной коляски Севастополь музыкальная школа

Музыкальная школа на Генерала Коломийца, 4

Сам переезд занял около месяца и, конечно, стал непростым испытанием. 36 пианино и 10 роялей спускали с четвертого этажа старого здания школы. Кроме того, была перевезена библиотека на 40 тысяч экземпляров, фонотека на 60 тысяч экземпляров (ноты, учебники и книги об искусстве).

В настоящее время у нас 44 учебных класса (было 24), преподаватели были вынуждены работать по воскресеньям, потому что не хватало помещений (с 08:00 до 20:00). На бюджете обучаются 535 учеников. У нас очень сильный педагогический коллектив — всего 63 преподавателя. Чаще занимаются ребята из Ленинского района, но приезжают и с Северной стороны. Так, со всех районов города к нам добираются. Ведь для тех, кто хочет получить образование — нет преград.

Музыкальная школа на Генерала Коломийца, 4 Севастополь

Музыкальная школа на Генерала Коломийца, 4 интерстрой

- Детская музыкальная школа №1 им. Н.А.Римского-Корсакова является одним из старейших учебных заведений Севастополя. В 2018 году школе исполнилось 80 лет. Она была открыта в декабре 1938 года в одноэтажном здании по адресу: ул. Азовская, 26 (сейчас это улица Кулакова, - прим. редакции). В предвоенные годы школа стала центром музыкального образования и эстетического воспитания.

Первым директором школы была назначена Валентина Михайловна Бондаренко, благодаря инициативе и усилиям которой было принято решение о создании и открытии школы.

Валентина Михайловна Бондаренко

большой концертный зал Севастополь

На момент открытия в школе работали 6 преподавателей и приступили к занятиям 90 учеников. В 1941 году в школе трудились 12 учителей и обучались 240 детей.

В 1941 году война прервала занятия. Преподаватели стали участниками фронтовых концертных бригад. Сразу после окончания войны, 15 августа 1945 года, когда город только вставал из руин, был издан приказ о возобновлении работы школы. Директором учебного заведения стал Матвей Александрович Левенштейн.

С годами росла численность учеников, а педагогический коллектив пополнялся яркими, талантливыми музыкантами, воспитанниками Московской и Ленинградской консерваторий, Музыкально-педагогического института им. Гнесиных и других авторитетных ВУЗов и музыкальных училищ СССР.

В 1956 году школе были предоставлены помещения 3 и 4 этажей в здании по адресу: пр. Нахимова,9, а внизу находился Художественный музей им. Крошицкого.


Новое здание по улице Коломийца, 4 в пять раз больше того, где дети занимались. Площадь старой школы составляет порядка 698 кв. м., а новой - 3692,6 кв.м. Помимо музыкальных классов в здании размещен концертный зал на 170 мест для выступлений маленьких севастопольцев. Новая музыкальная школа рассчитана на 505 детей. В 2018 году было 90 первоклассников.

- Учебных площадей. А так — это родной дом, святые стены, пропитанные музыкой и детской игрой на инструментах. Очень приятные воспоминания. Такие трогательные и теплые.

- Рано или поздно перед каждым родителем встает вопрос, чем занять ребёнка в свободное время. Приоритетным направлением для многих семей становится музыкальное образование, почему оно остаётся востребованным в современное прагматичном мире? В чем польза музыки?

- Музыка способна оказать мощный эмоциональный эффект, расслаблять, оздоравливать, скреплять людей, менять взгляды и формировать стиль жизни. Она влияет на нравственное и эмоциональное состояние человека, на его интеллектуальные способности и возможности.

музыка Севастополь школа

школа мызыки Севастополь

музыкальная школа музыки Севастополь

В музыкальной школе зажигаются самые яркие звёздочки

Многочисленные исследования показывают, что музыка способствует более активному развитию детей, не существует никаких возрастных ограничений. Уже в ожидании малыша многие мамочки слушают классические музыкальные произведения. Считается, что на данном этапе развития ребенок восприимчив к внешним звукам, может распознавать мелодии и реагировать на них.

Музыка помогает развивать память, формировать речь и оказывает позитивное влияние на здоровье. Дети в той или иной степени запоминают мелодии и тексты. Когда поют свои любимые песни, то улучшают настроение, развивают артикуляционный аппарат, правильно произносят звуки и расширяют словарный запас. Тревожные и суетные малыши могут успокоиться, а пассивные ребята, напротив, становятся немного активными.

музыка школа директор

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей.

- Для поступления в школу подаётся заявление от родителей, свидетельство о рождении и медицинская справка.

Конкурс у нас большой, принимаются дети с 6 лет до 17 лет. Приемные экзамены проходят в мае-июне. Дополнительный набор в августе-сентябре. Обучение ведется по специальностям: фортепиано; скрипка, виолончель; духовые инструменты: флейта, кларнет, саксофон; народные инструменты: аккордеон, баян, домра, балалайка, гитара; сольное пение.

Отбор детей для обучения осуществляется на основании результатов проверки музыкальных данных: слух, музыкальная память, чувство ритма, определение физических данных.

Кстати, уровень слуха не является ключевым фактором при приеме. Этот навык поддается развитию. Учитывается также чувство ритма, уровень общего развития и реакции. Есть и платное отделение. Там дети обучаются с пяти лет, а также взрослые. Самым маленьким ученикам четыре годика. Человек на платном отделении самостоятельно выбирает себе развивающую программу, а мы готовы предложить ему соответствующие услуги.

цена музыкальная школа Севастополь

стоимость музыкальная школа Севастополь

музыка Севастополь цена школа

Программы составлены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и предназначены для работы с детьми с выраженными музыкальными способностями. Основные цели: развитие музыкальных и исполнительских способностей обучающихся; участие в концертах, конкурсах и фестивалях; подготовка к поступлению в средние специальные и высшие музыкальные учебные заведения.

Дополнительные общеразвивающие программы представляет собой развивающий курс для обучающихся, срок обучения 4 года, направлены на эстетическое воспитание детей, развитие творческих способностей и музыкальной эрудиции, приобщение к ценностям отечественной и зарубежной музыкальной культуры, лучшим образцам классического и современного искусства, а также приобретение навыков публичных выступлений.

- Все желающие, подавшие заявление, попадут на первое прослушивание. А дальше — есть корректировка! Если нет слуха, но наблюдается огромное желание, то мы предлагаем поступить на платное отделение. Там есть и групповые, и индивидуальные занятия. Смотрим, может, ребёнок позже достигнет хороших результатов!


- Более 700 выпускников Севастопольской музыкальной школы №1 продолжили музыкальное образование в средних специальных и высших учебных заведениях России, Белоруссии, стран Балтии, Украины, Германии, Англии, Чехии и США. Также выпускники трудятся в севастопольских музыкальных школах (из них 34 являются преподавателями Севастопольской музыкальной школы №1 им. Н.А. Римского-Корсакова, - прим. редакции).

Среди выпускников школы - концертирующие музыканты-лауреаты престижных международных конкурсов в Германии, Венгрии, Греции, Италии, Китае, Корее, Японии, США, Израиле, Украине, солисты и артисты оркестров оперных театров и симфонических оркестров, преподаватели музыкальных школ, музыкальных училищ и ВУЗов.

В этом году два наших выпускника поступили в учебные заведения Москвы, четыре человека - в симферопольское музыкальное училище. Я горжусь нашими ребятами!

Школа живет насыщенной творческой и учебной жизнью, показывает высокие результаты образовательной и концертно-просветительной деятельности, организует и проводит мастер-классы, научно-практические конференции, семинары и конкурсы.

- Спасибо вам за приятную беседу и с Днём знаний! Старательных и благодарных учеников, моральной устойчивости и неиссякаемого вдохновения. Пусть в жизни все идет по нотам, сердце стучит в такт самой прекрасной музыке, мелодия не стихает в вашей душе, а в этих уютных стенах звучат аккорды мировых шедевров. В добрый час, с новым учебным годом!

Мнение авторов и спикеров может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или, в крайнем случае, лицом, которое главный редактор уполномочил специально и публично.

Читайте также: