Актуальность строительства музыкальной школы
Обновлено: 05.07.2024
Пименова Елена Валерьевна – кандидат архитектуры, профессор, доцент Донского государственного технического университета.
Пронченко Полина Денисовна – магистрант Донского государственного технического университета.
Аннотация: Развитие направлений внешкольного эстетического воспитания учащихся, требует совершенствования существующей материально-технической базы, путём внедрения новых типов детских школ искусств, а также преобразования существующих зданий школ художественно-эстетической направленности. Выявление особенностей формирования объемно-планировочных решений зданий детских школ искусств и дальнейший их учёт при проектировании, позволят создавать такие здания, отвечающие самым современным требованиям, как к образовательным процессам, так и к архитектурным решениям.
Ключевые слова: Архитектура, здания детских школ искусств, образовательные организации, формообразование, объемно-планировочные решения, конструктивные решения, школы, учебные здания.
В современных условиях развития всей системы образования, особенно актуальной является задача эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохраняется необходимость в комплексном подходе по формированию необходимой среды, способствующей развитию внешкольного эстетического воспитания учащихся.
На сегодняшний день, одним из приоритетных направлений развития эстетического воспитания стало укрепление связей детских школ дополнительного образования с общеобразовательными школами, университетами. Также происходит органическое взаимодействие всех внешкольных учреждений, где проводится эстетическое воспитание подрастающего поколения (музыкальные, художественные и хореографические школы, детские школы искусств). Задачу комплексного эстетического воспитания и развития, могут выполнить кооперированные типы учреждений или многофункциональные, в которых сосредоточены сразу несколько направлений (музыкальное, хореографическое, изобразительного искусства и др.) [1]. Наиболее оптимальным является создание детских школ искусств, как кооперированных учреждений, позволяющих объединять различные направления [2]. Детские школы искусств – это школы с художественно-эстетической направленностью, а также специализированные образовательные организации, включающие профессиональную подготовку в области искусства.
Одним из основных аспектов является создание необходимой материальной базы таких учреждений, которая может базироваться на расширении существующих зданий музыкальных, художественных школ за счет пристроек, надстроек дополнительных блоков и помещений (хореографии, музыки, изобразительного искусства и др.), а также строительства новых зданий детских школ искусств [3]. Здания детских школ искусств могут также создаваться в структуре образовательных организаций (университетов, школ), формируя, таким образом, многофункциональные комплексы [4]. Большое внимание должно уделяться формированию общественных пространств, как внешних (свободные территории в структуре комплексного решения), так и внутренних (рекреационные пространства в здании) [5,6].
Архитектурное воплощение материально-технической базы выражается в объемно-планировочном решении здания.
С целью выявления особенностей формирования объемно-планировочных решений детских школ искусств, был подробно изучен и проанализирован мировой опыт проектирования и строительства таких зданий и комплексов.
На основе анализа зарубежного и отечественного опыта проектирования, были выявлены основные особенности формирования объемно-планировочных решений зданий детских школ искусств:
- Тесная взаимосвязь с участком и организация территории прилегающей к учебному зданию.
- Формирование яркого образного решения, отражающего специфику и особенности такого здания, как детская школа искусств.
- Объемно-планировочная структура, отвечает всем необходимым требованиям образования и воспитания, по всем направлениям искусства, входящим в образовательные программы школы.
- Взаимосвязь образного решения и конструктивной системы, позволяет создавать уникальные решения, способные формировать пространственную организацию всех функциональных процессов, а также предусмотреть возможность адаптации к меняющимся условиям.
- Формирование общественных пространств, в структуре детских школ искусств, как многофункциональных, дополнительно оснащенных трансформируемыми системами.
- Внедрение современных инновационных технологий, базирующихся на принципах экоустойчивой архитектуры.
Таким образом, учёт выявленных особенностей при проектировании зданий детских школ искусств позволит создавать такие объемно-планировочные решения, которые будут не только отвечать всем необходимым требованиям, предъявляемым к художественно-эстетическому воспитанию и образованию в области искусства, но и соответствовать новейшим направлениям архитектуры, базирующихся на современных подходах и инновационных технологиях.
Авторский коллектив:
Архитекторы: Орешкин Сергей, Андреева Рената, Тимонин Никита, Орешкина Евгения, Ураксин Дамир, Белят Елена, Юмагулова Регина, Лепин Данила, Светозаров Артем, Светозарова Полина, Юлдашева Карима
Другие тексты:
Денис Есаков. Прекрасный образ будущего, 02.09.2015
Пименова Елена Валерьевна – кандидат архитектуры, профессор, доцент Донского государственного технического университета.
Пронченко Полина Денисовна – магистрант Донского государственного технического университета.
Аннотация: Развитие направлений внешкольного эстетического воспитания учащихся, требует совершенствования существующей материально-технической базы, путём внедрения новых типов детских школ искусств, а также преобразования существующих зданий школ художественно-эстетической направленности. Выявление особенностей формирования объемно-планировочных решений зданий детских школ искусств и дальнейший их учёт при проектировании, позволят создавать такие здания, отвечающие самым современным требованиям, как к образовательным процессам, так и к архитектурным решениям.
Ключевые слова: Архитектура, здания детских школ искусств, образовательные организации, формообразование, объемно-планировочные решения, конструктивные решения, школы, учебные здания.
В современных условиях развития всей системы образования, особенно актуальной является задача эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохраняется необходимость в комплексном подходе по формированию необходимой среды, способствующей развитию внешкольного эстетического воспитания учащихся.
На сегодняшний день, одним из приоритетных направлений развития эстетического воспитания стало укрепление связей детских школ дополнительного образования с общеобразовательными школами, университетами. Также происходит органическое взаимодействие всех внешкольных учреждений, где проводится эстетическое воспитание подрастающего поколения (музыкальные, художественные и хореографические школы, детские школы искусств). Задачу комплексного эстетического воспитания и развития, могут выполнить кооперированные типы учреждений или многофункциональные, в которых сосредоточены сразу несколько направлений (музыкальное, хореографическое, изобразительного искусства и др.) [1]. Наиболее оптимальным является создание детских школ искусств, как кооперированных учреждений, позволяющих объединять различные направления [2]. Детские школы искусств – это школы с художественно-эстетической направленностью, а также специализированные образовательные организации, включающие профессиональную подготовку в области искусства.
Одним из основных аспектов является создание необходимой материальной базы таких учреждений, которая может базироваться на расширении существующих зданий музыкальных, художественных школ за счет пристроек, надстроек дополнительных блоков и помещений (хореографии, музыки, изобразительного искусства и др.), а также строительства новых зданий детских школ искусств [3]. Здания детских школ искусств могут также создаваться в структуре образовательных организаций (университетов, школ), формируя, таким образом, многофункциональные комплексы [4]. Большое внимание должно уделяться формированию общественных пространств, как внешних (свободные территории в структуре комплексного решения), так и внутренних (рекреационные пространства в здании) [5,6].
Архитектурное воплощение материально-технической базы выражается в объемно-планировочном решении здания.
С целью выявления особенностей формирования объемно-планировочных решений детских школ искусств, был подробно изучен и проанализирован мировой опыт проектирования и строительства таких зданий и комплексов.
На основе анализа зарубежного и отечественного опыта проектирования, были выявлены основные особенности формирования объемно-планировочных решений зданий детских школ искусств:
- Тесная взаимосвязь с участком и организация территории прилегающей к учебному зданию.
- Формирование яркого образного решения, отражающего специфику и особенности такого здания, как детская школа искусств.
- Объемно-планировочная структура, отвечает всем необходимым требованиям образования и воспитания, по всем направлениям искусства, входящим в образовательные программы школы.
- Взаимосвязь образного решения и конструктивной системы, позволяет создавать уникальные решения, способные формировать пространственную организацию всех функциональных процессов, а также предусмотреть возможность адаптации к меняющимся условиям.
- Формирование общественных пространств, в структуре детских школ искусств, как многофункциональных, дополнительно оснащенных трансформируемыми системами.
- Внедрение современных инновационных технологий, базирующихся на принципах экоустойчивой архитектуры.
Таким образом, учёт выявленных особенностей при проектировании зданий детских школ искусств позволит создавать такие объемно-планировочные решения, которые будут не только отвечать всем необходимым требованиям, предъявляемым к художественно-эстетическому воспитанию и образованию в области искусства, но и соответствовать новейшим направлениям архитектуры, базирующихся на современных подходах и инновационных технологиях.
1 сентября 2018 года в Севастополе широко распахнула двери новая музыкальная школа №1 им. Н.А. Римского-Корсакова.
В этот день, два года назад, в концертном зале состоялся грандиозный праздничный концерт, на котором дети продемонстрировали свои вокальные таланты и умение играть на различных музыкальных инструментах.
Современное здание, отвечающее всем требованиям безопасности, стало подарком застройщика к 235-летнему юбилею Севастополя.
Накануне 1 сентября мы вновь решили заглянуть в музыкальную школу и пообщаться с руководителем, под присмотром которого севастопольские дети приобщаются к прекрасному, учатся разбираться в законах и правилах музыки, занимаются музыкальным искусством и становятся совершенными.
Директор учебного заведения Татьяна Аркадьевна Ким провела экскурсию по школе, показала светлые и просторные классы, оборудованные всем необходимым, залы (малый — там, где проходят академические концерты, экзамены. Большой — отчётные выступления выпускников), а также пригласила побывать на представлениях воспитанников музыкальной школы №1 им. Н.А. Римского-Корсакова.
- Татьяна Аркадьевна, пролетели два года с момента открытия музыкальной школы. Давайте мысленно перенесёмся в 2018 год и вспомним, как это было.
Мы переехали в новое здание в конце августа 2018 года. Коллектив музыкальной школы, ранее ютившийся в помещениях музея имени М.П. Крошицкого на Нахимова,9, перебрался в красивый, большой и просторный объект на Коломийца,4.
Ширина проходов, направление открывания дверей соответствуют действующим нормам. Образовательное учреждение доступно для маломобильных групп населения с ограниченными возможностями, а этажи здания оснащены специальными подъемниками и лифтами.
Сам переезд занял около месяца и, конечно, стал непростым испытанием. 36 пианино и 10 роялей спускали с четвертого этажа старого здания школы. Кроме того, была перевезена библиотека на 40 тысяч экземпляров, фонотека на 60 тысяч экземпляров (ноты, учебники и книги об искусстве).
В настоящее время у нас 44 учебных класса (было 24), преподаватели были вынуждены работать по воскресеньям, потому что не хватало помещений (с 08:00 до 20:00). На бюджете обучаются 535 учеников. У нас очень сильный педагогический коллектив — всего 63 преподавателя. Чаще занимаются ребята из Ленинского района, но приезжают и с Северной стороны. Так, со всех районов города к нам добираются. Ведь для тех, кто хочет получить образование — нет преград.
- Детская музыкальная школа №1 им. Н.А.Римского-Корсакова является одним из старейших учебных заведений Севастополя. В 2018 году школе исполнилось 80 лет. Она была открыта в декабре 1938 года в одноэтажном здании по адресу: ул. Азовская, 26 (сейчас это улица Кулакова, - прим. редакции). В предвоенные годы школа стала центром музыкального образования и эстетического воспитания.
Первым директором школы была назначена Валентина Михайловна Бондаренко, благодаря инициативе и усилиям которой было принято решение о создании и открытии школы.
На момент открытия в школе работали 6 преподавателей и приступили к занятиям 90 учеников. В 1941 году в школе трудились 12 учителей и обучались 240 детей.
В 1941 году война прервала занятия. Преподаватели стали участниками фронтовых концертных бригад. Сразу после окончания войны, 15 августа 1945 года, когда город только вставал из руин, был издан приказ о возобновлении работы школы. Директором учебного заведения стал Матвей Александрович Левенштейн.
С годами росла численность учеников, а педагогический коллектив пополнялся яркими, талантливыми музыкантами, воспитанниками Московской и Ленинградской консерваторий, Музыкально-педагогического института им. Гнесиных и других авторитетных ВУЗов и музыкальных училищ СССР.
В 1956 году школе были предоставлены помещения 3 и 4 этажей в здании по адресу: пр. Нахимова,9, а внизу находился Художественный музей им. Крошицкого.
Новое здание по улице Коломийца, 4 в пять раз больше того, где дети занимались. Площадь старой школы составляет порядка 698 кв. м., а новой - 3692,6 кв.м. Помимо музыкальных классов в здании размещен концертный зал на 170 мест для выступлений маленьких севастопольцев. Новая музыкальная школа рассчитана на 505 детей. В 2018 году было 90 первоклассников.
- Учебных площадей. А так — это родной дом, святые стены, пропитанные музыкой и детской игрой на инструментах. Очень приятные воспоминания. Такие трогательные и теплые.
- Рано или поздно перед каждым родителем встает вопрос, чем занять ребёнка в свободное время. Приоритетным направлением для многих семей становится музыкальное образование, почему оно остаётся востребованным в современное прагматичном мире? В чем польза музыки?
- Музыка способна оказать мощный эмоциональный эффект, расслаблять, оздоравливать, скреплять людей, менять взгляды и формировать стиль жизни. Она влияет на нравственное и эмоциональное состояние человека, на его интеллектуальные способности и возможности.
В музыкальной школе зажигаются самые яркие звёздочки
Многочисленные исследования показывают, что музыка способствует более активному развитию детей, не существует никаких возрастных ограничений. Уже в ожидании малыша многие мамочки слушают классические музыкальные произведения. Считается, что на данном этапе развития ребенок восприимчив к внешним звукам, может распознавать мелодии и реагировать на них.
Музыка помогает развивать память, формировать речь и оказывает позитивное влияние на здоровье. Дети в той или иной степени запоминают мелодии и тексты. Когда поют свои любимые песни, то улучшают настроение, развивают артикуляционный аппарат, правильно произносят звуки и расширяют словарный запас. Тревожные и суетные малыши могут успокоиться, а пассивные ребята, напротив, становятся немного активными.
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей.
- Для поступления в школу подаётся заявление от родителей, свидетельство о рождении и медицинская справка.
Конкурс у нас большой, принимаются дети с 6 лет до 17 лет. Приемные экзамены проходят в мае-июне. Дополнительный набор в августе-сентябре. Обучение ведется по специальностям: фортепиано; скрипка, виолончель; духовые инструменты: флейта, кларнет, саксофон; народные инструменты: аккордеон, баян, домра, балалайка, гитара; сольное пение.
Отбор детей для обучения осуществляется на основании результатов проверки музыкальных данных: слух, музыкальная память, чувство ритма, определение физических данных.
Кстати, уровень слуха не является ключевым фактором при приеме. Этот навык поддается развитию. Учитывается также чувство ритма, уровень общего развития и реакции. Есть и платное отделение. Там дети обучаются с пяти лет, а также взрослые. Самым маленьким ученикам четыре годика. Человек на платном отделении самостоятельно выбирает себе развивающую программу, а мы готовы предложить ему соответствующие услуги.
Программы составлены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и предназначены для работы с детьми с выраженными музыкальными способностями. Основные цели: развитие музыкальных и исполнительских способностей обучающихся; участие в концертах, конкурсах и фестивалях; подготовка к поступлению в средние специальные и высшие музыкальные учебные заведения.
Дополнительные общеразвивающие программы представляет собой развивающий курс для обучающихся, срок обучения 4 года, направлены на эстетическое воспитание детей, развитие творческих способностей и музыкальной эрудиции, приобщение к ценностям отечественной и зарубежной музыкальной культуры, лучшим образцам классического и современного искусства, а также приобретение навыков публичных выступлений.
- Все желающие, подавшие заявление, попадут на первое прослушивание. А дальше — есть корректировка! Если нет слуха, но наблюдается огромное желание, то мы предлагаем поступить на платное отделение. Там есть и групповые, и индивидуальные занятия. Смотрим, может, ребёнок позже достигнет хороших результатов!
- Более 700 выпускников Севастопольской музыкальной школы №1 продолжили музыкальное образование в средних специальных и высших учебных заведениях России, Белоруссии, стран Балтии, Украины, Германии, Англии, Чехии и США. Также выпускники трудятся в севастопольских музыкальных школах (из них 34 являются преподавателями Севастопольской музыкальной школы №1 им. Н.А. Римского-Корсакова, - прим. редакции).
Среди выпускников школы - концертирующие музыканты-лауреаты престижных международных конкурсов в Германии, Венгрии, Греции, Италии, Китае, Корее, Японии, США, Израиле, Украине, солисты и артисты оркестров оперных театров и симфонических оркестров, преподаватели музыкальных школ, музыкальных училищ и ВУЗов.
В этом году два наших выпускника поступили в учебные заведения Москвы, четыре человека - в симферопольское музыкальное училище. Я горжусь нашими ребятами!
Школа живет насыщенной творческой и учебной жизнью, показывает высокие результаты образовательной и концертно-просветительной деятельности, организует и проводит мастер-классы, научно-практические конференции, семинары и конкурсы.
- Спасибо вам за приятную беседу и с Днём знаний! Старательных и благодарных учеников, моральной устойчивости и неиссякаемого вдохновения. Пусть в жизни все идет по нотам, сердце стучит в такт самой прекрасной музыке, мелодия не стихает в вашей душе, а в этих уютных стенах звучат аккорды мировых шедевров. В добрый час, с новым учебным годом!
Мнение авторов и спикеров может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или, в крайнем случае, лицом, которое главный редактор уполномочил специально и публично.
Читайте также: