Север гансовский полигон краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

У Севера Гансовского нетипичная биография. То есть во многом как раз типичная для рождённых в 1918 году: отец пропал без вести, мать погибла в блокаду (он говорил, что была репрессирована, — но по документам она после ареста вышла и в 1941 году жила в Ленинграде). Нетипичность в том, что большую часть жизни он литературой не занимался, интенсивно писал только в последние 30 лет, до самой смерти в 1990-м. Чем занимался — перечень впечатляющий: служил на флоте во время войны, был тяжело ранен и объявлен погибшим, получил два ордена Отечественной войны. После ранения работал в тылу в Казахстане, был конюхом; перебывал учителем, почтальоном, 1. грузчиком, электромонтёром, снимался в кино в эпизодических ролях. Закончил филфак Ленинградского университета. Начинал с реалистических пьес на флотскую и армейскую тему, совсем как любимый герой Стругацких Феликс Сорокин (он вообще похож на Севера Феликсовича). О том, почему пошёл в фантастику, Гансовский с едким своим юмором говорил: я вообще-то не собирался. Я реалистическое хотел… Но в то время реалистом считался Семён Бабаевский, я и подумал, что единственный способ писать правду — это сочинять фантастику. А время было такое, что на фантастику, добавим от себя, возникла мода: после запуска спутника казалось, что полёт на Марс будет завтра, а к другим звёздным системам — послезавтра, вон и коммунизм провозглашён ближайшей задачей, и в фантастику пошли все лучшие кадры. Дело не только в литературной моде — просто стало понятно, что некоторые вещи удастся проговорить, только если разместить героев в будущем или на других планетах. Фантастике поначалу дозволялось несколько большее, чем реализму, она как бы проходила по детскому ведомству, но в семидесятые до фантастики добрались, и Гансовский полностью почувствовал это на себе. Расшифровать его тогдашние тексты сегодняшнему читателю непросто — но тем интереснее.

А дальше финал, тоже довольно неоднозначный. На острове не осталось никого, и постепенно на него вернулись жители. Туземные дети понятия не имеют, зачем здесь эта машина, толку от неё никакого, и потому все с удовольствием лазают по его башне. Никто его не боится, и ему не в кого стрелять.

Проблема в том, что этот финал только выглядит оптимистическим. Вот была огромная, страшная, готовая убивать цивилизация. Вот она сама себя уничтожила — рабством, страхом, корыстью. Вот на её руинах играют дикари, но как-то нет большой радости от этого, потому что дикари не лучшая смена, потому что дикарская мораль не добрее цивилизаторской. И вполне может случиться, что со временем обитатели острова дорастут до танка. Потому что в человеческой природе всё это — агрессия, страх, наслаждение безнаказанным насилием — гнездится. Это было сквозной темой раннего Гансовского, и с упорством, почти маниакальным, он писал об этих таящихся до времени древних чудовищах, спящих внутри нас.

Есть в литературной среде мастера романов, даже циклов и эпопей. Глобальные сюжеты, масштабные полотна. А есть мастера рассказов, в которых каждое слово - словно отточено до максимальной остроты. Вот об одном из таких Мастеров короткого жанра и будет статья.

Причём подготовлена она на основе комментария одного из постоянных читателей публикаций на ПроЧтении. Владимир С. опубликовал свой отзыв под постом о рассказах Севера Феликсовича Гансовского.

В юности я немало прочитал произведений Гансовского. В сборниках фантастики часто публиковали рассказы этого писателя. И всё, о чём жалею до сих пор, что Гансовский писал, в основном, малые формы. Романы у него были бы весьма занимательны.

Но ни одного романа Север Гансовский так и не написал. Может и пытался, но так и остался навсегда в памяти многих настоящим Мастером рассказов.

И из этих рассказов можно понять, что он всю жизнь был в поиске. Писатель надеялся разобраться с помощью фантастики, как сказывается на личности что-то "чудесное". Он пытался в своих рассказах "примирить" реальность и то, что ещё не исследовано, не открыто, но возможно.

Гансовский разбирался в теме конфликта, появляющегося от столкновения технологического развития цивилизации и морально-этических особенностей конкретного человека. Вдруг такое насильственное принуждение общества к прогрессу в какой-то момент больно по нему ударит?

Всё это он и отразил в своем, на мой взгляд, главном произведении - "День гнева". Это, скорее мини-повесть, чем рассказ, - очень яркая, с изрядной долей экшна, что было редкостью для советского писателя, да еще в 1964 г. Не зря её перевели на 9 языков, даже на японский.

Думаю, многие слышали такое слово, как "отарк". Многие, как оказалось в комментариях, успели даже забыть, кто это. Не чудовища, нет. Результат генетических экспериментов, которые в результате скрещивания ДНК человека и. медведя позволили получить сильных и мыслящих существ, быстро осознавших, что человек для них - всего лишь низшая ступень эволюции.

В комментариях к посту, в котором были перечислена всего лишь три аннотации к рассказам Гансовского , некоторые вспомнили, что ещё до чтения его книг видели диафильм по повести "День гнева". К сожалению, наверное, но почему-то автор многим больше известен именно по экранизациям его историй.

Действительно, по рассказам автора было снято несколько лент, которые и сейчас на слуху. Был мультфильм "Полигон", фильм "День гнева" и ещё несколько кинолент, пара киноспектаклей, диафильмы. У нескольких работ Север Феликсович был сценаристом.

Но всё же, при довольно удачных экранизациям, все идеи Гансовского можно прочувствовать только при чтении его рассказов. Что и рекомендую сделать - ведь то, что снято в "Полигоне" и "Дне гнева", сильно отличается от написанного в рассказах. Не в худшую сторону, нет. Они просто зацепят сильнее.

Вот, вроде, писатель не написавший не одного романа, а его помнят. Не чета многим современным. Кстати, еще и художником был, иллюстрировал свои произведения.

Сначала на остров высадились люди с маленького катера.

Вода у берега была мутной, ленивой, насыщенной песчинками и пахла гниющими водорослями. Возле рифов клокотали зеленые волны, а за ними расстилалась синяя теплая равнина океана, откуда день и ночь дул устойчивый ветер. Над пляжем росли острые бамбуки, за ними высились пальмы. Крабы отважно выскакивали из-под камней, бросаясь на мелких рыбешек, которых волны выносили сотнями на песок.

Люди с катера, их было трое, неторопливо обошли из конца в конец доступную часть острова, сопровождаемые тревожными, недоверчивыми взглядами индейцев, — здесь в маленькой деревушке жило несколько индейских семей.

— Как будто то, что надо, — сказал один из приехавших. — Ближайший остров в пяти километрах. Пароходных и авиалиний поблизости нет, место вообще достаточно глухое. Пожалуй, начальству должно понравиться. А впрочем, черт их знает…

— Лучше нам не найти, — согласился другой. О.

Отзывы

Популярные книги

Десять негритят

Агата Кристи Десять негритят Глава 1 1 В углу курительного вагона первого класса судья Уоргрейв.

Десять негритят

Девушка Online

Зои Сагг Девушка Online Я посвящаю эту книгу всем, кто сделал ее появление реальностью. Всем, к.

Девушка Online

Соперник (ЛП)

Пенелопа Дуглас Соперник Пролог Фэллон Были люди, которые мне нравились и которые не нрав.

Соперник (ЛП)

1984

Первая часть I Был холодный ясный апрельский день, и часы пробили тринадцать. Уткнув подбородок в.

Пусть меня осудят 2

Пусть меня осудят 2

Между нами горы

Между нами горы

Здравствуй уважаемый читатель. Книга "Полигон" Гансовский Север Феликсович относится к разряду тех, которые стоит прочитать. В тексте находим много комизмов случающихся с персонажами, но эти насмешки веселые и безобидные, близки к умилению, а не злорадству. Из-за талантливого и опытного изображения окружающих героев пейзажей, хочется быть среди них и оставаться с ними как можно дольше. Небезынтересно наблюдать как герои, обладающие не высокой моралью, пройдя через сложные испытания, преобразились духовно и кардинально сменили свои взгляды на жизнь. На протяжении всего романа нет ни одного лишнего образа, ни одной лишней детали, ни одной лишней мелочи, ни одного лишнего слова. На первый взгляд сочетание любви и дружбы кажется обыденным и приевшимся, но впоследствии приходишь к выводу очевидности выбранной проблематики. Возникает желание посмотреть на себя, сопоставить себя с описываемыми событиями и ситуациями, охватить себя другим охватом - во всю даль и ширь души. Динамика событий разворачивается постепенно, как и действия персонажей события соединены временной и причинной связями. Интрига настолько запутанна, что несмотря на встречающиеся подсказки невероятно сложно угадать дорогу, по которой пойдет сюжет. Темы любви и ненависти, добра и зла, дружбы и вражды, в какое бы время они не затрагивались, всегда остаются актуальными и насущными. В процессе чтения появляются отдельные домыслы и догадки, но связать все воедино невозможно, и лишь в конце все становится и на свои места. "Полигон" Гансовский Север Феликсович читать бесплатно онлайн можно с восхищением, можно с негодованием, но невозможно с равнодушием.

Читать Полигон

  • Размещено 24.08.2015
  • Тип размещения: Бесплатно

Новинки

Хорошее дело, браком не назовут…

Никогда не думала, что обычная поездка за город на шашлыки к друзьям парня, могут обернуться таким.


Досье

Север Гансовский и его фантастика 1

Север Феликсович Гансовский скончался 6 сентября 1990 года в Москве.

Кем только не был Гансовский до войны! Искал себя, выбирал будущую профессию, никак не мог остановиться на чём-то одном. Жил в Мурманске и Ленинграде, работал грузчиком, матросом, электромонтёром. Любовь к технике сохранилась у него навсегда, и много позже, когда его литературные гонорары были скудными, он зарабатывал ремонтом мотоциклов. На них он, кстати, обожал гонять до самой старости — даже нешуточная авария, в которую он однажды угодил, не отвратила его от небезопасного увлечения.

Север Гансовский и его фантастика 3
Север Гансовский и его фантастика 4
Север Гансовский и его фантастика 19

Север Гансовский и его фантастика 7

Север Гансовский и его фантастика 13
Север Гансовский и его фантастика 12
Север Гансовский и его фантастика 11

Север Гансовский иллюстрировал как собственные книги.

Экранизации Севера Гансовского

Север Гансовский и его фантастика 16

1985 год: фантастику Гансовского одновременно экранизировали в СССР и ГДР

Всего было снято четыре экранизации фантастических произведений Севера Гансовского; для трёх из них он сам написал сценарии.

Север Гансовский и его фантастика 14

Художественный стиль

Север Гансовский и его фантастика 17

По рассказам Гансовского было нарисовано несколько диафильмов

Север Гансовский и его фантастика 18

1988 год. Гансовский уже тяжело болел, но ещё ездил на встречи с читателями

Новое издание лучших рассказов Гансовского (а также Ильи Варшавского) вышло в 2018 году

Читайте также: