Сердце отдаю детям сухомлинский краткое содержание по главам

Обновлено: 07.07.2024

Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности как в нашей стране, так и за рубежом. Василий Александрович Сухомлинский – педагог, сформировавшийся в условиях советской действительности.

Содержимое публикации

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Автор: Юрин Сергей Александрович,

педагог дополнительного образования

Златоуст, 2020

Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности как в нашей стране, так и за рубежом. Василий Александрович Сухомлинский – педагог, сформировавшийся в условиях советской действительности.

Внешне биография В.А.Сухомлинского почти не отличается от биографий многих его сверстников и современников. Родился Василий Александрович в 1918 году в селе Васильевка на Херсонщине, в бедной крестьянской семье. Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. Как все крестьянские дети, учился Сухомлинский в родном селе, в 1933г. окончил семилетку. В те годы в стране была велика потребность в учительских кадрах. Сухомлинский начал свой педагогический путь после окончания подготовительных курсов при Кременчугском педагогическом институте. Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе.

В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение и первое ранение получил под Смоленском. В январе 1942 года младший политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив. После освобождения родных мест от фашистских захватчиков Василий Александрович возвратился к педагогической деятельности и с 1948г. до конца жизни был бессменным директором Павлышской средней школы. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.

Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и В.А.Сухомлинского не стало.

За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями СССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. В том же году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. В.А.Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок.

2. Любовь к детям

В своем труде Сухомлинский проявил глубокое понимание диалектики педагогического процесса, причинно-следственных связей в нем, взаимозависимостей и взаимопроникновения всех сторон, элементов, составных частей воспитания – его задач, содержания, форм организации, средств, методов, приемов. Он доказывал, что если пренебречь хотя бы одним из звеньев целостной системы педагогического действия, то органическое единство этой системы нарушится. Только на основе гармонично построенного процесса воспитания возможно успешное формирование всесторонне развитой личности. Много ценнейших наблюдений, обобщений и выводов несет стройная дидактическая система, применявшаяся им. Эта система основывалась на прогрессивных достижениях мировой и отечественной педагогической мысли, в частности на творческом развитии дидактических выводов таких выдающихся педагогов, как Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, С.Т. Шацкий, на обобщении многостороннего опыта организации учебного процесса в советской школе.

Известно, что в начальных классах, особенно первоклассники, занимаются охотно и с энтузиазмом, а затем этот энтузиазм порой угасает, и школьные занятия превращаются в серые будни. Посетителей Павлышской школы удивляло, что ее воспитанники работали как-то приподнято во всех классах. Эта атмосфера творческого, в меру напряженного учебного труда искусно создавалась слаженной работой педагогического и детского коллектива. Все педагогические поиски и построения, считал Сухомлинский, превращаются в крах, если нет у ученика желания учиться. А оно приходит только с успехом в учении. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха; усидчивость Сухомлинский называл вдохновением, помноженным на уверенность ребенка в том, что он достигнет успеха.

Сам процесс обучения, по Сухомлинскому, неизменно должен иметь развивающий характер и содержать в себе проблемные ситуации, доступные для решения школьниками соответствующего возраста. Павлышский учитель и возглавляемый им педагогический коллектив немало сделали для развития этих педагогических идей, глубоко интересующих нынешнюю школу и сегодня. В этой школе применялась тонко разработанная система творческой работы учащихся. Уже в начальных классах дети после занятий с педагогами в лесу, поле, школьном саду писали сочинения творческого характера, сочиняли сказки, где игра детской фантазии отражала порой в наивной форме сложные проблемы борьбы добра и зла, и, как правило, эти работы были окрашены в мажорные тона. По мере взросления школьников, умственного и нравственного их развития творческие работы учащихся усложнялись, тематически разветвлялись в соответствии с интересами и склонностями их авторов, но линия на всемерное развитие самостоятельной творческой мысли воспитанников продолжалась неизменно.

Сухомлинский справедливо считал, что умственное воспитание начинается там, где есть теоретическое мышление, где живое созерцание не конечная цель, а средство к ее достижению; что в современном мире без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей; что учение не может быть приятной игрой, доставляющей только удовольствия.

Методы преподавания, по Сухомлинскому, должны быть разнообразны и применяться в зависимости от конкретных условий того или иного класса, урока, предмета, состояния данного коллектива. Метод не самоцель, а средство к лучшему достижению цели, но наиболее разумным и эффективным путем.

Серьезное внимание Сухомлинский уделял проблеме учета знаний, справедливости оценки учащихся, такой организации дела, при которой отметка стимулирует ученика в движении вперед, а не является в руках учителя чем-то вроде палки. Отметка, по мнению Сухомлинского, должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за нерадивость.

В своем труде Сухомлинский значительное внимание уделял подготовке детей шестилетнего возраста к обучению в школе. Разработанная им тонкая и отлично действовавшая в Павлыше система такой работы, рассчитанная на согласованные действия семьи и школы в подготовке детей к новому периоду в их жизни – школьным годам, - крупное завоевание. Теперь, когда подготовка детей пяти-шестилетнего возраста к школе получила широкое развитие через детские сады, и посредством организации подготовительных групп при начальных школах, драгоценный опыт павлышского учителя заслуживает самого внимательного изучения.

4. Сухомлинский о трудовом воспитании

Органической частью дидактической системы, применявшейся Сухомлинским, является трудовое воспитание в широком смысле этого понятия и практическое осуществление принципов политехнического обучения во всем их многообразии. Он считал, что уже в школьные годы должна практически решаться задача сближения труда умственного с трудом физическим. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается как в процессе физического труда, так и в процессе интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни школьников. Как нельзя воспитать трудолюбие одними словами о труде, так нельзя воспитывать его без серьезных умных слов. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает творческим, радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.

Поэтому значительную роль отводил не только предметам естественно-математического цикла, но и гуманитарным предметам, формирующим и направляющим духовную жизнь школьников, помогающим им осмыслить свой труд.

Детский труд таит в себе огромную облагораживающую силу. Если ребенок вложил определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим личную радость, он, считает Василий Александрович, не может стать недобрым человеком. Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.

5. Заключение

Сухомлинский придерживался мнения, что педагогика – высокое мастерство, основанное на теоретических знаниях, на сознательном использовании объективных закономерностей воспитания, но требующее одновременно проявления индивидуальности учителя, воспитателя, его вдохновения, инициативы, находчивости, изобретательности. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Сердце отдаю детям: краткое содержание, описание и аннотация

В Сухомлинский: другие книги автора

Кто написал Сердце отдаю детям? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Эдмондо Де Амичис: Сердце

Сердце

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Оксана Лисковая: Я не отдаю свои игрушки

Я не отдаю свои игрушки

Василий Сухомлинский: Родительская педагогика (сборник)

Родительская педагогика (сборник)

Сердце отдаю детям — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Старшая сестра Вари уже научилась вышивать и помогает маме. Варя тоже учится народной вышивке. Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей. Я задумывался над хорошим и плохим в каждой семье. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий,- это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло - эгоизм, индивидуализм отдельных родителей. Иногда это зло выливается в слепую, инстинктивную любовь к своему ребенку, как у родителей Володи. Если отец и мать все силы своего сердца отдают детям, если за ними не видят других людей,- эта гипертрофированная любовь в конце концов оборачивается несчастьем. Об этом я думал, рассказывая родителям о том, какой представлялась мне "Школа радости". Это был очень трудный разговор. Каждое слово, обращенное к родителям, должно учитывать все и хорошее и плохое, что есть в семьях. Когда я говорил о духе честности, правдивости, взаимного доверия, который будет царить в "Школе радости", не давала покоя мысль о семье Коли. Но о зле и неправдивости, пронизывающих жизнь этой семьи, нельзя было говорить всем родителям: это могло оттолкнуть мать от школы, вряд ли она когда-нибудь еще пришла бы. Здесь необходимо что-то другое, а что - я долго думал над этим и не мог найти правильный ответ на этот сложный вопрос. Я нарисовал родителям перспективу воспитания детей. Сегодня ребята пришли в школу 6-летними малышами, через 12 лет они станут зрелыми людьми, будущими отцами и матерями. Школьный коллектив будет делать все, чтобы дети были патриотами своей Родины, горячо любящими родную землю и трудовой народ, честными, правдивыми, трудолюбивыми, добрыми и сердечными, отзывчивыми и непримиримыми к злу и неправде, мужественными и настойчивыми в преодолении трудностей, скромными и нравственно красивыми, здоровыми и физически закаленными. Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами. Ребенок-зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и родителей -дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье. Дети и родители идут домой, я напоминаю: "Завтра, тридцать первого августа, начинает жить наша "Школа радости". Что принесет мне этот день? Сегодня ребята держатся за руку матери, а завтра придут одни. У каждого свои радости. У каждого - солнечное утро, перед каждым-бесконечная жизнь. Накануне этого дня меня больше всего волновало то, чтобы школа не лишала малышей детских радостей. Наоборот, надо так ввести их в школьный мир, чтобы перед ними открывались все новые и новые радости, чтобы познание не превращалось в скучное учение. И вместе с тем, чтобы школа не превратилась в бесконечную, внешне увлекательную, но пустую игру. Каждый день должен обогащать разум, чувства, волю детей.

ШКОЛА ПОД ГОЛУБЫМ НЕБОМ

С волнением ожидал я малышей. В 8 часов утра пришло 29 человек. Не пришла Саша (наверное, с матерью плохо). Не было Володи, по-видимому заспал, матери не захотелось будить мальчика. Почти все дети празднично одеты, в новеньких ботиночках. Это меня встревожило: сельские дети издавна привыкли в жаркие дни ходить босиком, это прекрасная физическая закалка, лучший способ предупреждения простудных заболеваний. Почему же родители стараются защитить детские ножки от земли, утренней росы и горячей, накаленной солнцем земли? Все это они делают из добрых побуждений. а получается плохо: с каждым годом все больше сельских малышей зимой болеет гриппом, ангиной, коклюшем. А надо воспитать детей так, чтобы они не боялись ни зноя, ни холода. - Пойдем, дети, в школу,- сказал я малышам и направился в сад. Дети с недоумением смотрели на меня. - Да, ребята, мы идем в школу. Наша школа будет под голубым небом, на зеленой травке, под ветвистой грушей, на винограднике, на зеленом лугу. Снимем вот здесь ботиночки и пойдем босиком, как вы привыкли ходить раньше.- Дети радостно защебетали; им непривычно, даже неудобно ходить в жаркую погоду в ботинках.- А завтра приходите босиком, в нашей школе это будет лучше всего. Мы пошли в виноградную аллею. В тихом, скрытом деревьями уголке разрослись виноградные лозы. Расстелившись на металлическом каркасе, они образовали зеленый шалаш. Внутри шалаша земля покрыта нежной травой. Здесь царила тишина, отсюда, из зеленого сумрака, весь мир казался зеленым. Мы расселись на траве. - Вот здесь и начинается наша школа. Будем смотреть отсюда на голубое небо, сад, село, солнце. Дети притихли, очарованные красотой природы. Между листвой висели янтарные гроздья созревшего винограда. Детям хотелось попробовать вкусных ягод. Будет и это, ребята, но сначала надо полюбоваться красотой. Дети смотрят вокруг. Кажется, что сад окутан зеленым туманом, как в сказочном подводном царстве. Поверхность земли - поля, луга, дороги - как бы дрожит в малахитовом тумане, а на освещенные деревья сыпятся солнечные искорки. - Солнышко рассыпает искорки,-тихо сказала Катя.

Василий Александрович Сухомлинский – выдающаяся личность, великий педагог ,философ, мыслитель и просто мастер своего дела сформировавшийся в условиях советской действительности особый, творческий подход к педагогической деятельности и процессам обучения и воспитания.

Работа состоит из 1 файл

Анализ книги Сухомлинского.docx

"Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать"

Василий Александрович Сухомлинский – выдающаяся личность, великий педагог ,философ, мыслитель и просто мастер своего дела сформировавшийся в условиях советской действительности особый, творческий подход к педагогической деятельности и процессам обучения и воспитания.

Только на основе гармонично построенного процесса воспитания возможно успешное формирование всесторонне развитой личности. Василий Александрович акцентирует внимание на том, что процесс обучения должен быть эмоционально окрашен. Он считал, что "эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира,- это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления". Педагог стремился тонко и продуманно организовать воспитательное воздействие, пробудить у воспитанника интерес к предмету или явлению через чувство удивления и изумления. "Для ребенка, писал Сухомлинский,- конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой". В.А. Сухомлинский считал очень важным держать педагогический процесс на уровне разумно рассчитанного напряжения, чтобы оно не было максимальным, ведущим к перенапряжению детских сил, их изматыванию, истощению нервной системы. Умственные силы и нервная энергия не бездонный колодец. Брать из этого колодца надо, по его мнению, очень осмотрительно, а главное постоянно пополнять источник нервной энергии ребенка. Он выделил целью начальной школы - "научить детей учиться", сформировать чувства любви к Родине, своему народу, ненависти к ее врагам, помочь детям осознать свои творческие силы и способности, потому что "в этом осознании- есть сама сущность формирования личности".

Сухомлинский справедливо считал, что умственное воспитание начинается там, где есть теоретическое мышление, где живое созерцание не конечная цель, а средство к ее достижению; что в современном мире без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей; что учение не может быть приятной игрой, доставляющей только удовольствия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

БИОГРАФИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО Родился будущий педагог-новатор в 1918 году.

БИОГРАФИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО
Родился будущий педагог-новатор в 1918 году на Украине в селе Васильевка (ныне Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Отец Василия Александровича — Александр Емельянович Сухомлинский — до Октябрьской революции работал по найму, как плотник и столяр в помещичьих хозяйствах , и сдельно — в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села — был общественником, активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперации и колхозом, выступал в газетах как сельский корреспондент, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать В. А. Сухомлинского, Оксана Авдеевна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей — Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.
Семья старалась поддерживать другу друга, ведь это были трудные времена в стране. В 1933 г.
Вася закончил школу-семилетку и поступил в Кременчугский педагогический институт. Парень
хорошо ладил с однокурсниками и был одним из лучших. Но закончить учебу у него
не получилось из-за ухудшения здоровья . 17-летний парень решает не тратить впустую время и
устраивается в местную школу учителем украинского языка и литературы. Параллельно поступает
на заочное отделение и в 1939 г. Василий получает диплом Полтавского педагогического института.
Затем возвращается в родные места, где преподает украинский язык и литературу в Онуфриевской
средней школе. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской
деятельности.

БИОГРАФИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женил.

Читайте также: