Сенсорная комната для детей в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Программа развития детей дошкольного возраста предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Особенно важно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе, а непосредственно образовательная деятельность по освоению двигательных навыков,

развитию мотивации, осознанных волевых усилий была посильной, усложнялась постепенно и доставляла ребенку удовольствие.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать

правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес дошкольников к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать их любознательность.

Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества и сама сенсорная комната как мощный инструмент этого воспитания.

Создание сенсорной комнаты и периодический, многократный (до 2 раз в неделю и более) режим пребывания ребенка в этой комнате позволяют решать задачи его развития.

Перечень оборудования сенсорной комнаты

1. Мягкое напольное покрытие.

3. Сухой бассейн.

4. Напольные сенсорные дорожки.

5. Ребристый мостик.

6. Дидактическое дерево

7. Центр тактильности.

8. Центр рисования песком.

9. Центр развития мелкой моторики.

11. Музыкальный центр + набор дисков и музыка на флешке.

12. Мягкие подушечки.

15. Магнитная доска

16. Набор тактильных мячиков.

17. Набор геометрических тел.

18. Дидактическое одеяло.

ОПИСАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ.

Оборудование комнаты создавалось с учетом того, что мозг человека активизируется стимуляцией базовых чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) и вестибулярных рецепторов.

В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, органов чувств, вестибулярного аппарата а также релаксации.

Повышение интереса, движение и познание — вот ключи к развитию детей. Все это заложено в оборудовании сенсорной комнаты, значительно повышающем эффективность и результативность образовательных, стимуляционных и релаксационных мероприятий. Кроме того, сенсорная

комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу.

Большое внимание было уделено механической стимуляции подошвы ног детей. Ведь подошва стопы — это скопление активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами, и специалисты рекомендуют как можно чаще ходить босиком на природе.

С этой целью в сенсорной комнате была создана зона, которая позволяет ребенку пройти босиком по

камешкам, по короткой жесткой поверхности и т. д., ощутив рецепторами стопы твердость и мягкость, гладкость и шероховатость, тепло и холод поверхностей дорожки.

Все виды оборудования представлены на фотографиях и изготовлены в основном из подсобного и утилизированного материала:

списанной мебели, детских и поролоновых матрасов, подушек, искусственной кожи и винила, дерева и тканей разной фактуры.

Оформление интерьера, цвет оборудования, подбирались с

учетом их воздействия на психическое здоровье ребенка. Стены окрашены в спокойный салатовый цвет.

В оформлении использованы голубые и синие, желтые и белые, салатовые и зеленые тона.

1. Мягкое напольное покрытие (ковёр с мягким длинным ворсом). расположено на полу и покрыто набором цветных подушек.

Роль сенсорной комнаты в развитии детей дошкольного возраста

2. Сухой бассейн удовлетворяет потребность ребенка в гармоничных движениях, стимулирует его поисковую и творческую активность, снижает уровень психоэмоционального напряжения.

Размеры бассейна; длина — 2,5 м; ширина — 1,5 м; высота —

(г. Москва) без пластмассовых шариков наполнителей. Вместо них мы предлагаем приобретать массажные мячи различного диаметра. Их проще обрабатывать, они более функциональны и несут не меньшую нагрузку для развития восприятия цвета, чем обычные пластмассовые шарики.

Мы пополняем бассейн постепенно, варьируя величину мячей и их цветовую гамму.


3. Напольные сенсорные дорожки, воздействуя на рецепторы стопы, стимулируют внутренние органы, способствуют профилактике плоскостопия, закаливанию организма, оказывают оздоровительный эффект.

Напольные сенсорные дорожки состоят из 4 следовых дорожек разной функциональности, большой массажной дорожки, циновки с различным покрытием и мягких прямых и волнистых дорожек.

Материал следовых дорожек: линолеум и самоклеящаяся плёнка разных цветов.

Основание мягких дорожек – поролон (5 см.) и ткань – плащёвка.


4. Дидактическое дерево помогает в развитии понятийной базы дошкольников, закрепляет представления детей о сезонных изменениях в природе и развивает мелкую моторику.

Основа дерева – поролон (2 см., покрытый сверху цветным габардином. Сопутствующий дидактический материал изготовлен из картона, различной по фактуре ткани, и приобретён в магазинах сувениров.


5. Центр тактильности способствует развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения, что, в свою очередь, способствует развитию когнитивной сферы детей.

Центр включает в себя множество предметов, стимулирующих прикосновение к ним, действия с ними, исследование их поверхности, создавая опыт тактильных ощущений. К ним дети обращаются снова и снова, забавляясь и наслаждаясь.


6. Центр рисования песком развивает фантазию, творческие способности, мелкую моторику, благотворно влияет на психоэмоциональное состояние дошкольников.

В его основе 2 стола, изготовленных из старой мебели, с набором дидактических материалов (совочки, формочки, камешки, шарики разной фактуры, шпатели и т. д.). Солы оборудованы подсветкой, что даёт дополнительные сенсорные впечатления детям.



7. Центр развития мелкой моторики в основном представлен традиционными мозаиками, кубиками и пирамидками разных форм. Однако и здесь есть пособия, которые изготовлены педагогами самостоятельно. К ним относятся: дидактическая панель, торт, дидактическая черепаха.

Как известно, истоки таланта лежат на кончиках пальцев, поэтому развитию мелкой моторики мы стараемся уделять как можно больше внимания.





9. Дидактическое одеяло способствует развитию познавательных процессов, тактильных ощущений, мелкой моторики, восприятия и воображения.

Изготовлено из старого байкового одеяла, обшитого тканью и старых мягких игрушек. Игрушки набиты различными наполнителями и пришиты к одеялу. Внутри фасоль, грецкие орехи, целлофановые пакеты и т. д.


10. Магнитная доска предназначена для экспериментирования с магнитами и рисования мелом. У нас она стационарная, приобретённая при открытии ДОУ. Однако, можно сделать такую доску и самостоятельно несколько меньших размеров. Её функциональность от этого совершенно не пострадает.


Благодаря тому, что мы сумели организовать сенсорную комнату в нашем детском саду, у наших воспитанников появилась возможность обогатить мир тактильного восприятия и сенсорных впечатлений.

Игры для развития мелкой моторики

Игры для развития мелкой моторики Данная программа направлена на развитие мелкой моторики детей младшего и среднего дошкольного возраста. Отражает эффективные подходы к комплексному.

Программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Двуреченский детский сад общеразвивающего вида Программное.

Оснащение сенсорной комнаты в детском саду

Основной задачей современных дошкольных образовательных организаций является обеспечение оптимальных условий для формирования разносторонне развитой и гармоничной личности. При этом особое внимание уделяется физическому и психоэмоциональному состоянию детей. Использование современных образовательных технологий в сочетании с развивающим и коррекционным оборудованием позволяет выпустить из стен заведения здоровых, социально адаптированных ребят.

Динамика состояния здоровья детей дошкольного возраста

Плохие показатели состояния здоровья дошкольников — наболевшая проблема современного общества. Число практически здоровых малышей с каждым годом все снижается, выявляется все больше детей с различными патологиями, отклонениями. Специалисты отмечают резкое ухудшение физического и психического здоровья дошкольников.

Официальные данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей неутешительны — за последние десятилетия число здоровых малышей сократилось в пять раз. На полностью здоровых первоклассников приходится всего 10% детей. Остальные же дети нуждаются в создании особых условий обучения, направленных на корректировку их физического и психического состояния.

Сенсорная комната для укрепления психоэмоционального состояния малышей

Ученые утверждают, что 20% уровня здоровья находятся под влиянием заложенных генов, 20% — под воздействием окружающей среды, 10% — зависит от мер, принятых системой здравоохранения, и 50% — результат образа жизни самого человека. Поэтому очень важно сформировать приверженность к здоровому образу жизни с раннего детства. В связи с этим в ДОО практикуют различные здоровьесберегающие образовательные технологии, в числе которых и сенсорные комнаты различного назначения.

Пример сенсорной комнаты

Организованная с применением специальных стимуляторов среда предназначена для воздействия на основные органы человеческого организма: слух, зрение, осязание, обоняние, вестибулярный аппарат. Специализированное оборудование создает комфортную атмосферу и оказывает положительное влияние на психику ребенка. В наши дни сенсорную комнату считают мощным инструментом развития и укрепления психоэмоционального здоровья дошкольников и стараются оборудовать ей каждое ДОО.

Внедрение сенсорных комнат в ДОО

Сенсорная комната — достаточно молодое явление, но в последние годы она получила широкое распространение в системе образования нашей страны. Формирование базовых составляющих психоэмоционального развития малышей рассматривается как неотъемлемая часть дошкольной образовательной программы, поэтому специализированное оборудование рекомендовано для применения в ДОО.

История появления

Первая сенсорная комната была реализована Марией Монтессори. Врач и педагог из Италии стала автором уникальной педагогической методики и разработчиком сенсорных компонентов, формирующих и развивающих у малышей интерес к познаниям. Первая сенсорная комната, созданная Монтессори, начала функционировать в 1907 году в "Доме ребенка" в столице Италии.

Практическое применение сенсорных комнат в России началось с 1992 года. Международный семинар по использованию данной педагогической методики, проходивший в нашей стране в 2004 году, дал толчок по ее внедрению в различных местах, включая медицинские и образовательные учреждения. Сенсорные комнаты для коррекции эмоционального состояния малышей под руководством педагогов-психологов получили распространение и в ДОО.

Терапевтические задачи комнат для развития сенсорики

Сенсорные комнаты, оборудованные для применения в медицинских и образовательных учреждениях, предназначены прежде всего для развития функций нервной системы, отвечающих за правильную реакцию организма на внешние раздражители. Стимулирование анализаторов, в качестве которых выступают органы зрения, обоняния, осязания, слуха, вестибулярной системы, приводит к образованию новых нервных клеток и их связей в мозге ребенка.

Сенсорные комнаты, оснащенные специализированным технологическим оборудованием, устанавливают для решения ряда терапевтических задач:

Уменьшение внутренней тревожности, обретение состояния покоя и уверенности в себе.

Усиление функций ослабленных органов.

Коррекция реакций вегетативной нервной системы, устранение расстройств неврологического характера.

Помощь в восстановлении организма после болезни.

Заряд позитивными эмоциями, создание благоприятного эмоционального фона.

Сенсорные комнаты применяют не только с целью успокоения и расслабления, но и для ярко выраженного стимулирующего, а также тонизирующего результата. Конечный эффект зависит от применения разных стимулов, в качестве которых выступают свет, цвет, звук, запах, тактильные компоненты.

Разновидности сенсорных комнат

В зависимости от целей использования выделяют два типа специализированных помещений.

Светлая сенсорная комната

Главной задачей подобного помещения является содействие естественной двигательной активности малышей и их взаимодействию с окружающими предметами. В светлой сенсорной комнате малыш быстро выработает правильную реакцию на различные нестандартные ситуации.

Светлая сенсорная комната

Комнаты этого вида имеют красочные и привлекательные элементы, оснащены спортивными конструкциями и предназначены именно для развития активной деятельности. В комнате сенсомоторной стимуляции устанавливают сухие бассейны, тактильные дорожки и панели для стимуляции рук и ног, большие яркие мячи, качели-балансиры, портативные туннельные модули и многое другое. Занятия в таком помещении заряжают энергией и дарят массу позитивных эмоций.

Темная сенсорная комната

Темная сенсорная комната имеет противоположную функцию и направлена на снятие нервного напряжения, расслабление и успокоение малышей. Для создания подобающей атмосферы используют светонепроницаемые шторы, зеркальные шары, гирлянды, мягкие модули. Стены и потолок помещения можно оформить в виде звездного неба или успокаивающего подводного мира.

Темная сенсорная комната

Тёмная сенсорная комната способствует восстановлению внутреннего равновесия, избавлению от негативных эмоций, устранению признаков агрессии. Особенно полезны занятия в такой комнате детям с нарушенной функцией зрения. Стимуляция зрительных рецепторов посредством выделяющихся световых пятен в темном пространстве помогает устранить проблемы со зрением.

Категории оборудования для сенсорных комнат

В зависимости от воздействия на конкретные рецепторы, стимулы для сенсорных комнат можно разделить на следующие группы:

Световые приборы. С помощью цвето- и светотерапии можно воздействовать на зрение. Мягкий свет обладает успокаивающим действием, яркий, наоборот, призван стимулировать функции ослабленного органа.

Звуковое оборудование. Предназначено для решения проблем со слухом и восприятием звуков. При этом ребенок может вести себя пассивно, слушая мелодии, или принимать активную роль, самостоятельно создавая музыку с помощью специального оборудования. Спокойные мелодии и звуки природы — умиротворение и покой, музыкальные произведения в быстром темпе — стимуляция и возбуждение.

Устройства для ароматерапии. Воздействие на обоняние также может осуществляться с разной целью. Нежные запахи призваны дарить покой, а резкие обладают возбуждающим эффектом. Также эфирные масла могут выступить в качестве антисептиков, обеззараживать воздушные массы.

Тактильное оборудование. Оно оказывает воздействие на кожные рецепторы. Мягкие и теплые компоненты обеспечивают покой. Для стимуляции и возбуждения применяют покалывания, надавливания, устройства с виброэффектом. Также сенсорные комнаты оборудуют приборами для массажа, улучшающими кровоток и устраняющими гипертонус мышечных тканей.

Как можно оборудовать сенсорную комнату

Как было сказано ранее, в зависимости от эффекта воздействия выделяют релаксационную сенсорную комнату (темную) и активационную сенсорную комнату (светлую). Для их оснащения используют различное оборудование и элементы, что обусловлено разными поставленными задачами.

Релаксационная сенсорная комната

Для создания уютной и комфортной обстановки в нее входят мягкое покрытие в виде настенных матов и напольных матов. Принять удобную позу и испытать приятное ощущение невесомости поможет мягкая форма, традиционный круглый пуфик, необычный пуф-котяра, терапевтическое кресло-качалка. Яркие детские подушечки с гранулами привлекут в сенсорную комнату малышей, а сухие бассейны в разнообразной комплектации сделают времяпрепровождение детей не только полезным, но и весьма увлекательным.

Аксессуары для сенсорной комнаты

Для создания удивительной сказочной атмосферы рекомендуем использовать изделия с фибероптическим эффектом. Теперь увидеть звездное небо, радужный дождь, золотистый фонтан, веселое облако и множество других спецэффектов можно, не покидая родного садика.

Для зрительной стимуляции в светлой сенсорной комнате предлагаем установить подвешенную подвижную конструкцию в виде зеркального шара с мотором, стимуляцию тактильных ощущений можно получить с помощью специальной установки сухой душ.

Провести интересные игры с элементами арттерапии поможет световой планшет для рисования песком.

Приборы для ароматерапии помогут насытить воздух приятными ароматами полезных эфирных масел. Чтобы малышам было легче дышать, можно также воспользоваться ионизатором.

Для воспроизведения успокаивающей музыки или звуков природы стоит использовать музыкальный центр. Добиться желаемого эффекта поможет оборудование от известных, надежных брендов.

Аксессуары для сенсорной комнаты

Важный элемент сенсорной релаксационной комнаты — мягкое освещение, для создания которого можно использовать различные варианты: светильник-пламя, разноцветные световые пуфы, интерактивные световые шары, многофункциональные световые проекторы.

Активационная сенсорная комната

Дизайн активационной сенсорной комнаты предполагает комплектацию, способствующую стимуляции функций нервной системы. Развитию тактильных ощущений способствуют акустические настенные панели для рук, волнистые тактильные дорожки для ног, универсальные тактильные дорожки из составных модулей, воздушно-пузырьковые трубки с виброэффектом.

Затейливые блики на поверхности стен и потолка, забавные солнечные зайчики, различные световые эффекты, полученные путем преломления света — все это заслуга световых приборов, обладающих светооптическими свойствами. Категория представлена светозвуковыми панелями и панно, прожекторами разных цветов. Использование в оформлении зеркальных шаров и декоративных гирлянд усиливает световые эффекты, создает сказочную обстановку.

Оборудование для сенсорной комнаты

Необходимым дополнением при организации активационных сенсорных комнат служит музыкальное сопровождение с тонизирующим эффектом. Здесь подойдут оперы Моцарта, вальсы, электронная музыка. Для их воспроизведения не требуется специальной аппаратуры, достаточно купить хороший музыкальный центр.

Улучшить психоэмоциональное состояние и здоровье в целом помогают массажные мячики, терапевтические мячи различной формы, коррекционно-развивающие материалы, мягкие массажные диски.

Описанные выше компоненты позволяют создать атмосферу праздника, а значит, маленькие посетители станут веселыми, активными, довольными и здоровыми.

Для каких целей оборудуют сенсорную комнату в ДОО

Сенсорные комнаты в детском саду положительно влияют на всех ребят. Но особенно в подобных занятиях нуждаются малыши с неустойчивой психикой, подверженные частым стрессам, имеющие отклонения в развитии.

Специально оборудованное помещение нужно в ДОО для выполнения следующих задач:

Психокоррекция эмоционального фона и поведения малышей. Благодаря занятиям дети становятся менее вспыльчивыми и агрессивными, избавляются от страхов и гиперактивности, обретают уверенность в себе.

Развивающие занятия. Влияние сенсорной комнаты разностороннее. Это и укрепление психики, и развитие умственных способностей, и укрепление физического здоровья.

Устранение различных психологических проблем. При их выявлении с ребенком может проводиться индивидуальные занятия по определенной программе, назначенные специалистом.

Конечно, к подобного рода занятиям допускаются не все дети. Как и любое другое терапевтическое мероприятие, сенсорная комната имеет перечень противопоказаний. В него включен ряд соматических и психологических болезней, аллергические реакции, эпилепсия, заболевания инфекционного характера.

Преимущества сенсорных комнат в ДОО

Дошкольные образовательные организации, укомплектованные сенсорными комнатами, имеют ряд преимуществ по сравнению с детскими садами, где соответствующего оборудования нет.

Во-первых, такие садики частично оказывают специализированную помощь: в процессе обучения можно корректировать различные нарушения и увеличивать показатели здоровья. Во-вторых, процесс воспитания в подобных организациях более эффективен и увлекателен для детей. В-третьих, сама ДОО повышает свой престиж и заслуживает высокую репутацию.

консультации психолога для воспитателей, сенсорная комната, занятия в сенсорной комнате, сенсорная комната в доу

Сенсорная комната - это мощный инструмент для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития. Это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из большого количества различного вида стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, тактильные и вестибулярные рецепторы.

Сенсорная комната в доу:

1. Помогает в стимулировании сенсорной чувствительности и двигательной активности, развития зрительно-моторной координации детей, развивает общую и мелкую моторику, улучшает координацию движений.

2. Создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; (уменьшает тревожное состояние, снижает агрессию, учит саморегуляции; снимает мышечное и психоэмоциональное напряжение)

3. Повышает психическую активность за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развивает тактильные, зрительные ощущения, тренирует память, внимание, интеллект.

4. Расширяет кругозор и пространственные представления, развивает воображение и творческие способности детей;

5. Помогает корректировать нарушения в познавательной сфере (снижение интереса к ранее значимой деятельности, трудности с устойчивостью и концентрацией внимания, трудности запоминания, рассеянность и, соответственно, трудности в обучении). Помогает развитию речи.

Даже готовность ребенка к школьному обучению в значительной степени зависит от его сенсорного развития, значительная часть трудностей, возникающих перед детьми, особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Умело воспользовавшись средой сенсорной комнаты можно скорректировать все эти недостатки, а так же поведение очень привередливого, замкнутого, агрессивного ребенка, то есть детей с личностными проблемами и проблемами социального развития.

Занятия в сенсорной комнате положительно влияют на развитие как здоровых детей, так и детей с недостатками зрения и расстройствами речи.

Погружение в атмосферу сенсорной комнаты напоминает о том, что кроме стрессов существуют еще и маленькие радости жизни. Самостоятельность ребенка в пространстве сенсорной комнаты формирует опыт стрессоустойчивого поведения, поскольку ставит его в ситуацию свободного выбора.

Но самое интересное еще то, что вещи в этой комнате могут меняться.

В одном помещении можно объединить среду сенсомоторного развития, темной и светлой комнаты.

Для среды темной сенсорной комнаты используем мягкие модули, сухой бассейн, предметы, безопасные при передвижении в полумраке, стимуляторы, направленные на взаимодействие детей друг с другом, со взрослым и с оборудованием при приглушенном свете (световые панно, проекторы, лампы). В темной сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции, ощущение комфорта и безопасности, способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми. Это сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, привлекает, помогает забыть страхи, успокаивает. Именно в специально подготовленной для психологической работы темной сенсорной комнате взаимодействие между человеком и интерактивной средой осуществляется гармонично.

Сенсорная комната - многофункциональный комплекс, использование которого способно оптимизировать развитие ребенка, в ней собраны значительное количество стимулов, которые могут служить игровыми заместителями реальных предметов и явлений.

Практическим психологом в этой комнате проводится коррекционно-развивающая и профилактическая работа со здоровыми детьми имеющими проблемы личного, социального, эмоционального развития, готовности к школьному обучению, а также с детьми с проблемами зрения и речи.

На занятиях в сенсорной комнате удачно сочетаются элементы цветотерапии, музыкотерапии, песочной терапии, игротерапии, сказкотерапии, в ней легко проводить упражнения на различение эмоциональных состояний, развитие мимических движений, игры и упражнения на развитие навыков общения, саморегуляции, расслабление снятие напряжения, пальчиковые игры, теневой театр, упражнения на дыхание и многое другое.

Совместные игры в такой сказочной, комфортной обстановке помогают раскрепоститься, поверить в свои силы, проявить смекалку. Групповые и подгрупповые занятия с дошкольниками в сенсорной комнате хорошо подходят для детей с проблемами социальной адаптации.

Игры с детьми в сенсорной комнате

Стоит учитывать, что для получения устойчивых результатов занятия в сенсорной комнате должны проводиться регулярно. Для детей полезно на занятиях использовать сказочные сюжеты, где использование какого-либо модуля будет частью сказки.

Продолжительность занятий 15-30 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников занятий и целей упражнений).

Сначала используется одна тропа.

Используют 3 различных тропы (ребристая дорожка, дорожка со следами, тропа с различными наполнителями). Ребенок проходит по тропинке, определяет, что чувствовали его ноги, какие чувства испытывал сам ребенок.

Цель. Учить расслаблять мышцы, снимать эмоциональное напряжение.

Ход. Представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Вы лежите или сидите на песочке. Теплый ветерок обдувает ваше тело. Вам тепло и приятно. Он нежно гладит вас по лицу, шее, рукам, ногам - по всему телу. Дышим легко, ровно и глубоко.

Вы спокойно отдыхаете слушаете шум моря и наблюдаете за движением волн. Вам легко и хорошо. Вы отдыхали, отдыхали, но пора в дорогу. Потянулись, улыбнулись, попрощались с морем и встали.

Цель. Развивать воображение, образное мышление.

Ход. Дети строят из песка ландшафт морского дна и заселяют его жителями, разыгрывают воображаемый сюжет.

Цель. Создавать радостное настроение, развивать воображение.

Ход. Дети наблюдают за движениями рыбок, изменением цвета воды, обращают внимание на цвет воды, определяют, что у рыбок веселое настроение. Затем стремятся передать их движения в танце.

Вариант. Наблюдают за одной определенной рыбкой и рассказывают о ней.

Цель. Стимулировать и развивать умение соотносить цвет с настроением, развивать мышление и воображение.

Ход. Дети наблюдают за изменениями цвета воды и рассказывают, какое настроение вызывает тот или иной цвет, как меняется его настроение после наблюдения за цветом воды.

Материал: коробочки или банки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправы, мылом, духами, цветами.

Ход. Педагог берет коробочку или банку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех банок, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех банок.

Детям предлагают по рисункам с изображением различных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветвь, небольшой дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники и др.) Вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.

Цель. Развивать слуховое восприятие, внимание.

Материал: бубен, карточки с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.

Ход. Детям предлагают отразить ритм, нарисованный на карте полосками (длинные - медленные удары, короткие - быстрые).

для детей от 3 лет.

Материал. Цветная бумага, разноцветные игрушки.

Ход. На полу лежат несколько листов цветной бумаги (сначала не более 3) и игрушки. Показывая лист бумаги, назовите предмет, окрашенный в тот же цвет.

Расскажите сказку о волшебных коврах-самолетах, принимающие на свой борт только те игрушки, которые такого же цвета, как сами ковры. Сильный ветер понес ковры-самолеты в тридевятое царство и перемешал все игрушки и ковры. Добрый волшебник подсказал игрушкам, что если они соберутся в группы по цветам, ковры-самолеты снова поднимутся в воздух.

Какую пользу приносят сенсорные комнаты в детских садах

сенсорная комната пример оформления

Каждый ребенок, находящийся в дошкольном возрасте, особенно активно познает окружающий мир, буквально впитывая основные знания о нем. Однако уровень эффективности зависит от того, насколько разнообразными и богатыми будут сенсорные ощущения малыша. Именно от этого во многом зависит не только его развитие, но и психическая, физическая и эмоциональная составляющая.

Одним из лучших на сегодня инструментом, с помощью которого ребенку будет не просто полезно, но также максимально весело и интересно познавать окружающий мир, является сенсорная комната. Для того чтобы перед малышом не просто открылся мир во всей его полноте, но также и понимание сути, что и каким образом в нем происходит, достаточно работать с этим инструментом всего несколько часов в неделю.

Что такое сенсорная комната для детей и для чего она нужна

сенсорная комната пример оформления

С точки зрения педагогики, как науки, сенсорная комната в детском саду пока что находится на экспериментальном уровне. Однако, несмотря на это, данный инструмент уже успел зарекомендовать себя, как действительно эффективное и абсолютно безопасное средство для воспитания и развития. Независимо от того, идет ли речь об индивидуальных или групповых занятиях, сенсорная комната показывает действительно потрясающие результаты.

Это же касается и детей, которые имеют следующие проблемы:

  1. Замкнутость, низкий уровень внимания, а также мотивации к обучению. Уже после нескольких занятий ребенок гораздо активнее проявляет интерес не только к учебе, но и общению с другими ребятами и педагогами. Все это происходит, благодаря активации эмоционального фона во время работы.
  2. Синдром дефицита внимания и гиперреактивность. Находясь внутри сенсорной комнаты, такие дети начинают вести себя более сдержано. Это помогает им больше сосредотачиваться на внимании и, следовательно, впитывать знания легче и результативнее. Кроме этого сенсорная комната также способствует расслаблению, причем не только в физическом, но и эмоциональном плане.
  3. Дети с аутизмом. Используя сенсорную комнату, такие ребята буквально на глазах начинают находить общий язык с воспитателями, а также сверстниками. Не замыкаясь в себе, они приобретают все необходимые для развития и обучения навыки.

Таким образом, сенсорные комнаты для детей младшего и среднего возраста обеспечивают комплексную коррекцию не только психологических, но и разного рода физических расстройств.

Нужно понимать, что все занятия проводятся исключительно в игровой форме. Доказано учеными и педагогами, что именно таким способом дети усваивают информацию лучше всего. Помимо этого, для того чтобы стимулировать определенное чувство или качество, используется релаксация, благодаря которой дошколята без особых усилий развивают свои физические, а также чувственные навыки. Это очень важный момент, который поможет ребенку в будущем, поскольку им будет гораздо легче и проще концентрироваться на определенных вещах, находить общий язык с людьми (социализация), четко определять для себя жизненную и позицию, умея ее отстаивать перед другими и т д.

Какое именно оборудование применяется для сенсорных комнат

сенсорная комната пример оформления

Чтобы установить этот инструмент в детском саду, используется различные принадлежности, оказывающие ребенку релаксирующее и стимулирующее воздействие:

  1. Специальные колонны воздушно-пузырькового типа. В процессе наблюдения за движущимися пузырьками, происходит стимуляция зрительного восприятия малыша. Благодаря этому, у него существенно улучшается концентрация внимания. Кроме того данные колонны также обеспечивают психологическое расслабление, вызывающее успокаивающий эффект.
  2. Интерактивные панели, оснащенные качественными сенсорными датчиками. Благодаря отличной картинке и звуку, у ребенка улучшается слуховое и зрительное восприятие. Такие панели также способствуют улучшению мелкой моторики, памяти, воображения, а также установке причинно-следственных связей. Все это активно развивает логическое мышления и раскрывает творческий потенциал.
  3. Панели из оптоволокна. Главная задача данных приспособлений заключается в развитии концентрации. Это значит, что ребенок научится удерживать внимание на одном действии, не переключаясь непроизвольно на что-то другое. Данное оборудование показывает особый эффект при работе с агрессивными или гиперактивными детьми, прививая им усидчивость.
  4. Развивающие и реабилитационные элементы. Сюда входят различные тренажеры, стимуляторы, сухие бассейны, паззлы, конструкторы и другие. Все они активно стимулируют деятельность центральной нервной системы, бытовых навыков, а также физического развития в целом. Такое оборудование сенсорной комнаты способствует расслаблению и тонизированию.
  5. Балансировочные панели, бизборды, тактильные дорожки и панели, модули и лабиринты. Все это обеспечивает развитие мелкой моторики, повышение физической и двигательной активности, а также пространственного и логического мышления. Данное оборудование особенно полезно детям, страдающим задержкой умственного или речевого развития, что также дает эффект, когда малыш недостаточно общается с друзьями.
  6. Звуковые элементы. Это оборудование воспроизводит высококачественные максимально естественные звуки различных типов (шум деревьев, воды, пение птиц, другие элементы окружающего мира или просто музыка), что способствует релаксации и формировании о представлении мироустройства.

Кроме всего этого для обеспечения максимального комфорта и уюта детская сенсорная комната дополнительно оснащается другими элементами. Это могут быть специальные кресла-мешки, матрацы с водным или сухим наполнителем, зонирующие ширмы, пушистые коврики и т д. При этом структура элементов должна быть разной, то есть когда ворсистая и структурная поверхность сочетается с гладкой.

Зонирование

сенсорная комната пример оформления

Чтобы обучение обеспечивало максимальную эффективность и комфорт, используются специальные зоны, каждая из которых имеет свое предназначение:

  1. Развития и релаксации. Эта зона оснащается различными тренажерами, тактильными дорожками и панелями, домами-трансформерами, напольными конструкторами, игрушками, паззлами, книгами и т д. На пол обычно стелют коврики и матрацы с красочными рисунками. Освещение в этой зоне должно быть достаточно ярким.
  2. Стимулирования. Здесь собраны различные элементы интерактивного направления, задача которых заключается в проявлении ребенком фантазии, а также эмоциональной и физической активности. Данные элементы представлены в виде интерактивных панелей, сухих бассейнов, бизбордов, конструкторов, аквапанелей и других. Процесс обучения в этой зоне проходит под сопровождение жизнерадостной музыки и при ярком освещении.
  3. Релаксации. По сравнению с остальными это наиболее затемненная зона, что придает ей максимального уюта и спокойствия. Здесь обычно устанавливается бескаркасная мебель с огромным количеством разных элементов. Это могут быть водяные матрацы, кресла-мешки, коврики, лава-лампы, проекторы, шезлонги, пуфики, оптоволоконные панели, генераторы запахов и многие другие. Звуковое сопровождение здесь расслабляющее и размеренное.

Ввиду недостаточного количества места, сенсорные комнаты в детских садиках очень часто делают универсальными. Как показывает практика, это совершенно не проблема, поскольку по мере необходимости всегда можно изменять освещение, звук и техническое оснащение, делая из целой комнаты определенную зону.

Каким образом организовывается процесс обучения

сенсорная комната пример оформления

Исходя из эмоциональных, физиологических или психологических потребностей дошколят, занятия делятся на две формы: индивидуальные и групповые. С точки зрения психологического и педагогического воздействия, обычно выделяются следующие направления:

  1. Нейропсихологическая коррекция. Она применяется чаще всего для детей, у которых отсутствует мотивация к запоминанию и усвоению новой информации, в том числе и познанию окружающего мира.
  2. Коррекция и психокоррекция поведения. Как показывает практика, ее лучше всего использовать для детей, у которых наблюдаются частые вспышки гнева, а также замкнутость и неуверенность в себе. Кроме этого такие занятия показывают прекрасные результаты, если необходимо вывести малыша из гипперактивного или наоборот, пассивного состояния. Исходя из конкретной проблемы, используются успокаивающие либо стимулирующие мероприятия. В результате ребенок учится справляться с контролем собственных эмоций, находить общий язык с другими, а также избавляться от навязчивых состояний.
  3. Коррекция неврологических проблем и психотерапия. Занятия такого рода особенно эффективны, когда ребенок заикается, ощущает страхи, а также испытывает нарушения психоневрологического и психического характера. Такие обучения обычно проводятся или индивидуально, либо в группах по 2-3 ребенка.
  4. Занятия на развитие. Чаще всего используются для малышей возрастом 1-3 года. Могут также применяться и для ребят постарше, особенно если у них наблюдаются проблемы со вниманием, памятью, речью, фантазией или образным мышлением. Вследствие такого обучения дети учатся запоминать различную информацию, а также существенно расширяют словарный запас.

Говоря о старших группах в детских садах, для них сенсорные комнаты часто используются, как эффективный инструмент при подготовке к школе. Для этого у детей вырабатываются навыки к самостоятельному мышлению, стрессоустойчивости, мотивации к учебе и другим важнейшим моментам.

Какие элементы безопасности необходимы для использования сенсорной комнаты

сенсорная комната

Главным условиям для занятий является безопасность. Сенсорные комнаты, а точнее их наполнение, не должны представлять абсолютно никаких угроз как физическому, так и психологическому здоровью детей. Для этого элементы должны полностью соответствовать всем гигиеническим нормам и не быть токсичными.

Мы говорим о дошколятах, то есть маленьких детях, следовательно, здесь не должно быть никаких острых углов, об которые ребенок может пораниться. По этой причине лучше всего применять именно бескаркасную мебель с мягкими наполнителями. Сюда относятся коврики, пуфики, игровые блоки (домики-трансформеры, напольные конструкторы) и другие.

Говоря о мелких элементах, все они должны быть максимально надежно закреплены к основным конструкциям, поскольку в противном случае малыши могут легко их проглотить с соответствующими последствиями.

Все без исключения материалы, которые присутствуют в сенсорной комнате, должны быть изготовлены из легко моющихся материалов. Коврики и другие ворсистые элементы в обязательном порядке обрабатываются специальными составами. Такие средства не просто убирают грязь, но также дезинфицируют поверхность, но при этом не содержат химии и являются полностью безопасными для детей. Кроме того, они не должны источать совершенно никаких запахов, в том числе и приятных.

Используя детские сенсорные комнаты, особое внимание следует уделять электрическим и электронным приборам. Каждое такое устройство должно обладать максимальной устойчивостью к повышенной влажности. Все выключатели и особенно розетки располагаются таким образом, чтобы ребенок не имел возможности достать их.

Как видите, сенсорные комнаты для детского сада – это действительно современный обучающий инструмент, который при правильном обращении и наличии педагогических знаний может действительно решать множество вопросов, в том числе и достаточно серьезных.

С помощью сенсорных комнат дети, страдающие психологическими, эмоциональными и физическими расстройствами, смогут решить все свои проблемы. Уже очень скоро ваш малыш будет испытывать все радости познания мира, а вы – радость и гордость за своего сына или дочку.

Читайте также: