Семинар по подготовке к гиа и егэ в школе

Обновлено: 05.07.2024

«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения. Профессиональная педагогическая ИКТ- компетентность через использование интернет- ресурсов

Оценить 230 0

Доклад на педагогическом совете :февраль 2021год

Яманаевой Алсу Шарифуловны

«Формирование системы работы ОУ по повышению

качества подготовки учащихся к итоговой аттестации

в форме ОГЭ и ЕГЭ на уровне начального, основного

Основная цель данного педагогического совета - проанализировать работу школы с точки зрения эффективности проводимых мероприятий по подготовке к итоговой аттестации, выявить проблемы, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, педагоги и т.д. при подготовке, и наметить пути их решения.

Задачи: 1.Выявить уровень готовности педагогических кадров к созданию системы условий по подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.

2.Проанализировать формирующийся опыт работы учителей по подготовке к итоговой аттестации.

3.Выработать основные направления работы всех участников образовательного процесса по подготовке к итоговой аттестации.

Итоговая аттестация – не новая практика для Российской системы образования. Но в педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ней, до сих пор активно обсуждаются. Как до сих пор нет и единого мнения, чего больше аттестация принесла – плюсов или минусов.

Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче итоговой аттестации мы выделяем следующие составляющие:

информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Ориентируясь на данные компоненты, мы относим к актуальным вопросам подготовки к ЕГЭ и ОГЭ следующие:

организация информационной работы по подготовке учащихся

психологическая подготовка к итоговой аттестации.

Предметная подготовка учащихся к итоговой аттестации

1. Содержание информационной деятельности ОУ по вопросам подготовки к итоговой аттестации

БОЛЬШУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА

В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к итоговой аттестации выделяется три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.

Содержание информационной работы с педагогами.

1) Информирование учителей на производственных совещаниях

- о нормативно-правовых документах;

- о ходе подготовки к итоговой аттестации в школе, в районе.

2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:

- проведение пробных ЕГЭ, обсуждение результатов пробных ЕГЭ;

- выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ (с учетом психологических особенностей учащихся).

3) Направление учителей на семинары и курсы по вопросам итоговой аттестации.

Содержание информационной работы с учащимися.

1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

- правила поведения на экзамене;

- правила заполнения бланков;

2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ.

3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.

4) Пробные внутришкольные ЕГЭ по различным предметам.

Содержание информационной работы с родителями учащихся

1) Родительские собрания:

- информирование родителей о процедуре ЕГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;

- информирование о результатах пробного внутришкольного ЕГЭ

- пункт проведения экзамена, вопросы проведения пробного ЕГЭ в апреле.

2) Индивидуальное консультирование родителей (классные руководители).

2. Мониторинг в образовательном пространстве школы

Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к итоговой аттестации занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ОГЭ и ЕГЭ.Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ЕГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ. Такую работу проводит заместитель директора, ответственный за вопросы ЕГЭ, анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность выявить проблемы и наметить пути их решения, прогнозировать оценки на выпускном экзамене.

Мониторинг помогает организовать работу со слабоуспевающими.

Была выработана система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации. Она включает следующие направления деятельности:

- посещение администрацией уроков учителей-предметников, с целью оказания методической помощи;

- включение в планы работы деятельности ШМО вопросов подготовки к итоговой аттестации, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации;

- индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся;

- привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки

- введение элективных курсов, расширяющих и углубляющих программу базового обучения; в учебный план школы включены элективные курсы по русскому языку и математике

- психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к итоговой аттестации.

3. Психологическая готовность старшеклассника к итоговой аттестации

4. Предметная подготовка учащихся.

И учащиеся, и их родители, и их учителя заинтересованы в получении лучших результатов. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения. Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители) должен быть заинтересован в обеспечении качества образования. В начальной школе очень тесная связь с родителями по вопросам и обучения, и воспитания, и оргвопросам. Родители посещают открытые уроки, внеклассные мероприятия. Это взаимодействие – один из факторов высокой успеваемости в начальной школе. Как всегда, и здесь не обходится без трудностей. В последнее время стало больше учащихся, родители которых не интересуются учебой своих детей, но мало того, они уверены в том, что лучше учителя знают, как надо учить их детей. В свете модернизации системы образования и введения ГИА и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует начинать еще в основной школе, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее актуальной. Начинать подготовку необходимо уже с пятых классов (можно и раньше) на уроках, элективных курсах и дополнительных занятиях. В начальной школе традиционно высокий уровень обученности и качества знаний по всем предметам. Во многом это, конечно, объясняется тем, что весь образовательный процесс, за исключением таких предметов, как физкультура, иностранный язык, находится в руках одного учителя.

Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, чаще создавать нестандартную для них ситуации. Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из важнейших составляющих нашей работы, и неудовлетворительное качество этой работы ведет к накоплению у учащихся пробелов в знаниях до той степени, когда их устранение становится для ученика практически невозможным, и он переходит в разряд стабильно неуспевающих. В этом случае о качественной подготовке к экзамену и говорить не приходится. Без целенаправленной работы по ликвидации пробелов даже самые строгие проверка домашних заданий и учительский контроль теряют смысл, а работа над ошибками мало соответствует своей цели.

Учителя много лет проработавшие в школе пришли к следующим выводам:

1.Понимание изучаемого материала или задачи достигается только в результате активных мыслительных действий, тогда и сама деятельность становится для учащегося интересной.

2.Чтобы повысить интерес учащихся к уроку, совсем не обязательно подбирать какой - либо особо интересный материал – достаточно добиться активизации мыслительной деятельности над изучаемым материалом.

3.Каждый этап деятельности учащегося должен быть оценен на своем уровне, но и поощрение оценкой допустимо. На каждом уроке учащийся должен знать, какие задания он должен уметь выполнять, какой этап деятельности будет следующим, какие основные вопросы по теории должен выучить.

Хорошо себя зарекомендовала технологии полного усвоения знаний.

Поскольку каждый ученик имеет индивидуальные особенности, ему и работать для достижения должного уровня следует в своем, индивидуальном, темпе. Надо заметить, что уровень этот не может быть ниже базового, что обеспечит учащемуся возможность изучать материал по данной теме и дальше (то есть за весь курс).

Трудности подготовки к итоговой аттестации обусловлены следующими объективно существующими противоречиями:

-между осуществлением обязательного всеобщего среднего образования и реализацией принципа индивидуализации усвоения знаний;

-между отсутствием у части школьников мотивации к изучению предметов и необходимостью сдачи экзамена в формате ЕГЭ.

-между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы и неспособностью ученика освоить весь объем предлагаемых ему сведений.

Для разрешения сложившихся противоречий и эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо решить следующие задачи:

-изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося;

-развитие его логического мышления, внимания;

-формирование творческого, интеллектуального потенциала старшеклассника;

-совершенствование у учащихся навыков самостоятельной работы.

:-ликвидация пробелов по основным темам курса;

- -формирование навыка оформления экзаменационных работ;

-выработка у школьников умения концентрироваться и продуктивно работать в условиях экзамена.

Совет учителям, работающим в выпускных классах:

Организовать повторение по всем основным блокам содержания образования

Отрабатывать навыки решения базовых задач ,дифференцированная работа с заданиями разного уровня сложности;

Формировать осознанные знания учащихся, с помощью метода варьирования текста задания

Проводить тренинги: по заполнению бланков, по решению КИМов;

Постоянно отслеживать результаты деятельности каждого ученика. Анализ результатов и проведение коррекционной работы с каждым выпускником;

Регулярное выполнение домашних заданий;

Освоение компьютерных программ, работа с демоверсиями;

Индивидуальное консультирование выпускников;

Изучение дополнительного материала для выполнения заданий повышенной сложности.

Сдать ЕГЭ одинаково хорошо все учащиеся не могут. Значит, важно показать и проверяющим, и, конечно, родителям, что всё, зависящее от школы для успешной сдачи ЕГЭ на уровне каждого учащегося, чётко продумано и выполнено. Результаты ЕГЭ давно уже стали не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в образовательных учреждениях. Поэтому цель учителя – дать качественные знания по предмету.

Данный материал поможет выявить проблемы и возможности подготовки ЕГЭ и ГИА.

ВложениеРазмер
problemy_i_vozmozhnosti.rar 2.83 МБ

Предварительный просмотр:

1слайд Проблемы и возможности качественной подготовки ЕГЭ и ГИА.

Одной из задач современной школы сегодня является качественная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате единого государственного экзамена.

Нашей гимназии – МКОУ «Гимназия №259- это удается.

3, 4, 5, 6 слайды Таблицы. Сравнивая итоги ГИА и ЕГЭ за 2 года, можно сделать вывод, что качество знаний и средний балл у нас достаточно высок.

Сдать ЕГЭ одинаково хорошо все учащиеся не могут. Значит, важно показать и проверяющим, и, конечно, родителям, что всё, зависящее от школы для успешной сдачи ЕГЭ на уровне каждого учащегося, чётко продумано и выполнено. Результаты ЕГЭ давно уже стали не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в образовательных учреждениях. Поэтому цель учителя – дать качественные знания по предмету.

7,8,9,10 слайд Комплексный анализ проведения итоговой аттестации прошлых лет выявил ряд проблем, решение которых может помочь в совершенствовании преподавания:

Таблица- проблемы. Условно все проблемы можно поделить на 3 группы.

1.Несформированность понятийного аппарата.

2.Недостатки в формировании коммуникативной компетенции.

3.Традиционное понимание многими учащимися грамотности как правописания.

4. Разрыв между теоретической базой и практическими умениями и навыками.

5. Снижение коммуникативной культуры в обществе.

1.Малое количества часов отведено на русский язык (в 10, 11 классах -1ч.у., 1-ф)

2.Высокая наполняемость класса. Уроки по русскому языку нужно проводить по подгруппам, так же, как уроки по иностранному языку.

3.Подбор текстов должен соответствовать возрасту детей (15 -17 лет), у которых ещё маленький жизненный опыт.

4.Мужской голос диктора для аудиозаписи непривычный для девятиклассников, так как учителя в основном женщины.

1.Недостаточно чётко выстроен алгоритм деятельности педагогического коллектива.

2.Неразработанностьтематического планирования, соответствующего ЕГЭ и ГИА.

3.Недостаточная психологическая подготовка учителей, выпускников, родителей.

Решение этих проблем требует создания определённых условий для качественной подготовки. Как же добиться нужных результатов ЕГЭ и ГИА? Каковы условия качественной подготовки? Подготовка и проведение государственной (итоговой) аттестации в формате ЕГЭ и ГИА - это дело в целом как государства, так и всего педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, а не отдельных педагогов-предметников.

11 слайд Нами была создана четырехуровневая модель организации управленческой деятельности, которая отражает комплексный подход в подготовке к ЕГЭ и ГИА. В ней четко определены цели предстоящей работы, задачи и функции каждого участника образовательного процесса.

Первый организационный уровень подготовки к ЕГЭ и ГИА

12 слайд На первом организационном уровне управления решаются стратегические задачи подготовки и проведения итоговой аттестации, формируется нормативно-правовая база. На педагогических советах корректируются и утверждаются планы подготовки к ЕГЭ и ГИА, рассматриваются аналитические справки и отчеты о ходе подготовки к экзамену, выполнении образовательной программы и уровне усвоения учебного материала учениками. (Педагогические советы)

Гиперссылка на 11 слайд

Второй организационный уровень подготовки к ЕГЭ

Второй организационный уровень подготовки к аттестации представлен деятельностью заместителя директора, научно-методического совета. В их компетенцию входят вопросы, касающиеся организационной стороны. Важным направлением на этом уровне является контроль развития общеучебных и предметных умений и навыков обучающихся.

Гиперссылка на 13 слайд

13 слайд Деятельность заместителя директора (на слайде)

14 слайд Методические совещания

Гиперссылка на 11 слайд

Третий организационный уровень подготовки к ЕГЭ

Третий уровень представлен деятельностью учителей. Учитель решает вопросы, касающиеся методики, дидактики и технологии подготовки обучающихся к ЕГЭ.

В нашей гимназии 4 учителя русского языка и литературы. Современная жизнь заставляет нас выходить за внешние рамки. Школьные ресурсы недостаточны для обновления нашей устоявшейся методики. Это уже все понимают. Работа педагогов с применением в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий качественно сказывается на их профессионализме. А высокий профессионализм обеспечивает качество подготовки выпускников к ЕГЭ и ГИА.

Гиперссылка на 15 слайд

15 слайд Схема. Свою деятельность мы рассматриваем в виде определённых ступеней.

Эти сайты предлагают материалы ЕГЭ разных лет, демоверсии экзаменационных заданий, ссылки на образовательные ресурсы интернета. 2 учителя русского языка являются экспертами предметных комиссий. Прохождение данных курсов даёт возможность детально знакомиться с кодификатором и спецификацией, анализировать типологию заданий части А, В и типичные ошибки, допускаемые выпускниками, знакомиться с основными требованиями к сочинению части С, с критериями оценивания. Всё это способствует выработке определённых методов и форм эффективной организации подготовки обучающихся.

18 слайд Фото Предметно-методических декад

19 слайд На заседаниях МО обсуждаем вопросы, касающиеся итоговой аттестации.

  1. Анализ результатов ЕГЭ и ГИА. Установление причин низких результатов у отдельных учащихся, пути повышения результатов.
  2. Создание кодификатора (9, 11 классы), знание которого поможет учителю и выпускнику уделить больше внимание тем темам, которые отражены как проверяемые элементы.
  3. Знание кодификатора даёт возможность разработать контрольно-измерительные материалы, помогающие определить степень обученности учащихся с 5 по 11 классы.
  4. Создание творческих групп для составления заданий внешнего мониторинга обучающихся с целью подготовки к ЕГЭ и ГИА.
  5. Анализ мониторинга учащихся по подготовке к ЕГЭ и ГИА в течение года.

Гиперссылка на 15 слайд

Гиперссылка на 20 слайд

20 слайд Одной из возможностей развития профессионального роста является самообразование. Каждый учитель работает над определённой темой. (Темы на слайде)

Мы не можем обойтись без использования современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий. Каждый кабинет оснащён компьютерами, проектами, в гимназии 5 интерактивных досок.

Учителя русского языка используют интерактивное обучение на разных этапах урока : объяснение нового материала, закрепление. А для контроля знаний - тематические тесты, созданные на компьютере, согласно образовательному стандарту.

Гиперссылка на 15 слайд

Гиперссылка на 22 слайд

Следующей ступенью нашей работы является обобщение и распространение опыта за пределами ведомственного учреждения

Гиперссылка на 11 слайд

Четвертый организационный уровень подготовки к ЕГЭ

Четвертый организационный уровень подготовки к итоговой аттестации включает в себя деятельность обучающегося.

Ориентируя свою педагогическую деятельность на качественную подготовку ученика к итоговой аттестации по русскому языку мы ведём работу над расширением научного кругозора и глубины знаний учащихся. Если рассматривать ЕГЭ не только как инструмент измерения конечного результата образовательной деятельности, но и как механизм управления качеством становления и развития личности выпускника, то важное значение приобретает процесс формирования ключевых компетенций учащихся.

Ежегодно изучая спецификацию по предмету, мы определили компетенции, которые проверяются в тестах ЕГЭ по русскому языку

Гиперссылка на 23 слайд

23 слайд Формирование ключевых компетенций

Задания, включённые в экзаменационную работу, проверяют лингвистическую компетенцию (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений); языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм); коммуникативную компетенцию (владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания) и различаются по способам предъявления языкового материала. Для успешного выполнения экзаменационного теста выпускник должен не только освоить учебный материал, но и овладеть рядом общеучебных умений: умением извлекать и интерпретировать информацию, содержащуюся в инструкциях о выполнении работы, в формулировках заданий, в требованиях к выполнению задания с развёрнутым ответом, умением организовать, спланировать собственную деятельность, продемонстрировать готовность к общению, то есть к пониманию текста и элементарным навыкам его продуцирования.

25 слайд Немаловажное значение имеет вовлечение учащихся в научно -исследовательскую деятельность.

26 слайд Гимназисты принимают участие в конкурсах различного уровня, которые направлены на совершенствование учебной и внеучебной работы с учащимися и проводятся с целью развития активизации познавательной и творческой деятельности.

27 слайд Можно увидеть динамику роста количества детей победителей в олимпиадах и конкурсах.

30 слайд фото с конференции

32слайд -фото с кружка

И всё же основная работа, связанная с деятельность ученика,- это выработка единой стратегии подготовки к ЕГЭ и ГИА. Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на наш взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Анализ экзаменационных работ дал нам возможность выявить основные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ЕГЭ. 33 слайд

  • орфоэпические нормы русского языка (постановка ударения, твёрдое/мягкое произношение согласных перед Е, особенности произношения гласных и согласных звуков и буквосочетаний;
  • лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);
  • синтаксические нормы русского языка;
  • стилистические нормы русского языка.
  • средства связи в словосочетании;
  • морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);
  • типы сложных предложений и их специфика;
  • средства языковой выразительности.

Знание данной информации помогает нам определённым образом скорректировать программу подготовки к экзамену.

Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю (1 уч.-1 ф. ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.

Но все-таки целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах.

34 слайд Основная психологическая поддержка требуется учащимся именно на подготовительном этапе. В своей деятельности мы определяем следующие параметры:

Выявление общих и индивидуальных затруднений.

Разработка технологии подготовки к ГИА и ЕГЭ по учебному предмету.

Формирование общеучебных и предметных умений и навыков.

Проведение диагностических работ в формате ГИА и ЕГЭ.

Разработка индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

На первых уроках русского языка в 10 классе знакомим учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки.

35 слайд В связи с новыми подходами к оценке качества образования появилась необходимость и в создании новых форм контроля. Традиционные контрольные работы не отражают уровень учебных достижений ученика в современном понимании. Поэтому в практику работы учителей гимназии вошло проведение мониторинговых срезов , цель которых – отследить предметную готовность обучающихся к ЕГЭ, овладение учениками универсальными способами учебно-познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности. По структуре мониторинговые срезы соответствуют спецификации экзаменационной работы.

36 слайд Нами разработан набор умений, формирующих ключевые компетенции обучающихся. Критерии оценивания коммуникативной, информационной, учебно-познавательной, общекультурной компетенций обучающихся фиксируются в журнале мониторинга ( представлен набор умений для формирования коммуникативной компетенции).

37 слайд В листе "Мониторинг умений, формирующих коммуникативную компетенцию" отслеживаем уровень сформированности тех или иных умений учащихся по пятибалльной системе.

38 слайд Мы разработали критерии уровня сформированности коммуникативной компетенции.

39 слайд Нами разработан алгоритм работы по КИМам. Работа по данной системы предполагает мониторинги как в течение года, так и пробный экзамен.

40,41 слайд Проведение контрольных, проверочных работ и пробного экзамена даёт возможность нам скорректировать дальнейшую работу.

Прежде всего, это составление технологических карт, где указываются допущенные ошибки по проверяемым темам, учебные пособия, в которых содержится материал для повторения. (Приложение1- гиперссылка на документ). Технологические карты мы используем для решения следующих задач:

Гиперссылка на 42 слайд

42 слайд Задачи

43 слайд Формы организации.

Гиперссылка на документ

Гиперссылка на 44 слайд

Приложение 3 Индивидуальные диагностические карты позволяют самому ученику выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала, проводить работу над ошибками, оценивать уровень своей подготовки к экзамену. Это и подсказка учителю в коррекционной работе.

Гиперссылка на документ

Гиперссылка на 44 слайд

Приложение 4. Карта для учеников, имеющих учебные затруднения – это работа по устранению и предупреждению ошибок. Она составляется на основе индивидуальных диагностических карт. В данную карту вносятся задания, в которых учащийся систематически допускает ошибки, определяется содержание заданий, указывается работа по предупреждению ошибок, фиксируется результат.

Гиперссылка на 44 слайд

47 слайд Итак, исходя из опыта работы нашей гимназии, можно предложить следующие рекомендации:

Цель: овладение практическими навыками по всесторонней поддержке учащихся при подготовке к ГИА.

  1. Выявление основных трудностей, возникающих при подготовке и проведении экзамена.
  2. Знакомство с приёмами саморегуляции эмоционального состояния.
  3. Выработка стратегии поддержки разных групп учащихся во время подготовки к ГИА и его проведения.

Оборудование: презентация, карточки заданий, памятки, рисунки солнышка

Ход семинара:

1.Ведущий: Сегодня говорить мы будем о государственной итоговой аттестации, но всё это можно применять на всех ступенях образования. Понятно, что готовность к ГИА не наступает сиюминутно, она формируется на протяжении всего учебного процесса.

Государственную итоговую аттестацию боятся все, но порой она вызывает такой страх, что преодолеть его практически невозможно.

  • Реакции на стресс разные. Существуют две основных реакции на стресс. Какие?

( выслушиваются ответы)

- мобилизация(что это?) человек адекватно анализирует ситуацию, спокойно реагирует на возникающие трудности, может сконцентрировать своё внимание, способен активизировать все познавательные процессы.

Возникает вопрос, а можно ли сформировать правильную реакцию на стресс, на мобилизацию, на адекватную оценку ситуации? Конечно можно, но для этого необходимо представлять какие трудности могут возникать при подготовки и сдачи ГИА и что конкретно провоцирует усиление стресса.

Прежде всего, это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями, не смотря на то, что в настоящее время метод тестирования все шире применяется для проверки знаний учащихся.

Также следует учитывать, что процедура ГИА требует особой стратегии деятельности.

- какой стратегии? Из опыта работы слово предоставляется Турчаниновой Е.А.

( выступление учителя)

2.Ведущий: Выделяют три вида трудностей при подготовке к экзамену. Для преодоления когнитивных трудностей необходимо двигаться в двух направлениях: осваивать навыки работы с тестами (знание материала и умение работать с тестовым материалом) и помогать выпускнику вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности, т.е. совокупность приемов и способов, которые позволят ему добиться наилучших результатов на экзамене.

Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями (например, низкая физиологическая стрессоустойчивость). Сама ситуация экзамена является стрессовой. Повышение его субъективной значимости, ведёт и к повышению уровня тревоги учащихся, что может привести к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога - это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность.

Также следует помнить, что процедура проверки знаний напрямую связана с самооценкой подростка. У обучающихся должна быть сформирована адекватная самооценка и соответствующий уровень притязаний. Необходимо знать на какой результат рассчитывает ученик и какого результата он может реально достичь.

-вы получили карточки с описанием причин, вызывающих экзаменационный стресс. Соотнесите их с классификацией трудностей: когнитивные, личностныеи процессуальные ( Приложение 1)

- как выстраивается работа на практике? Слово Кузьминой Г.В.

( выступление учителя)

3.Ведущий: Следует помнить, что дефицит информации повышает тревогу. Необходимо минимизировать трудности, связанные с недостаточным знакомством с процедурой ГИА. Повышенную тревожность и недостаточную концентрированности на задании вызывает и то, что при проведении ГИА всё чужое: люди, помещение, учащиеся, принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди.

Конечно, любой экзамен имеет долю неопределённости, но неопределённости в организации этого процесса быть не должно. Ребёнок должен точно знать и понимать, как организован весь процесс.

- как педагоги знакомят обучающихся с процедурой экзамена? Слово для выступления предоставляется Балуновой А.С.

( выступление учителя)

4.Ведущий: Предлагаю вам практическую работу.

-чем и как может помочь учитель ребёнку?

Физическое и интеллектуальное напряжение, которое возникает у детей сильнее и сильнее с приближением момента сдачи экзамена, может негативно влияет на результат. Необходимо научить детей расслабляться, снимать нервное напряжение. Для этого есть элементарные упражнения аутотренинга, с которыми мы сегодня и познакомимся.

- Аутогенная тренировка

- Упражнения на саморегуляцию .

Проводится сидя на стуле. Акцент делается на контрасте между состоянием напряжения и расслаблением. Проводится с закрытыми глазами.

( выполняют педагоги)

Вывод: если обучающиеся будут уметь расслабляться, то не будет физического переутомления и эмоционального перенапряжения, а значит, будет шанс хорошо и спокойно сдать экзамен. В период подготовки детей к ГИА необходимо помнить, что выработка индивидуальной стратегии деятельности основывается на индивидуальные особенности детей.

- Перед вами психологические характеристики различных групп детей, Вам необходимо изучить данные характеристики и определить стратегию поддержки каждой группы на этапе подготовки к экзамену, да и вообще в учебном процессе. (Приложение 2)

( выполняют задание в группах)

Разработать стратегию действий в период подготовки к государственной итоговой аттестации помимо психологической поддержки, поможет и грамотно выстроенная работа учитель с ребенком, успешной организации которой будет способствовать

памятка «Алгоритм подготовки к государственной итоговой аттестации. (Приложение 3)

( раздается памятка)

-рекомендации:

1.Учителям- предметникам выработать индивидуальную стратегиию деятельности, которая основывается на индивидуальные особенности обучающихся.

2.Учителям- предметникам грамотно выстроить работу по подготовке обучающихся к ГИА, используя тестовые задания, элементарные упражнения аутотренинга.

В каждой группе есть листы с изображением солнышка. Задача каждого участника группы на одном лучике записать свои комментарии по поводу нашего мероприятия, отношение к рассматриваемой проблеме, пожелания или замечания, всё то, что хотелось бы сказать относительно сегодняшнего мероприятия.

3 Успешная подготовка к ГИА и ЕГЭ включает в себя: 1.Организационную работу по информированию обучающихся, их родителей (законных представителей) и учителей о времени, месте, особенностях сдачи ГИА и ЕГЭ по предмету, анкетирование и информирование в течении всего года о всех вопросах так или иначе связанных с этой темой 2.Работа по подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ на уровне конкретных учебных предметов 3.Психологическая поддержка обучающихся в течении подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ

5 Задачи для подготовки участников образовательного процесса к ГИА и ЕГЭ: изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей проведение государственного экзамена; разработка алгоритма управленческой деятельности администрации лицея по подготовке к ГИА и ЕГЭ; знакомство педагогов и обучающихся с требованиями и особенностями проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9,11-х классов в форме ГИА и ЕГЭ; модификация существующих программ с учетом новых образовательных стандартов и требований ГИА и ЕГЭ; разработка учебных модулей по развитию универсальных мыслительных операций и общеучебных умений и навыков обучающихся на второй и третьей ступенях школы, значимых при сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ; использование внеурочных и факультативных форм работы по предметам для коррекции расхождения действующего учебного плана и требований ГИА и ЕГЭ

7 Задачи, стоящие перед классными руководителями 9, 11 классов по вопросам касающимся сдачи ГИА и ЕГЭ Подготовка документов для формирования региональной базы данных выпускников. Ознакомление обучающихся с нормативными документами по организации итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ. Мониторинг выбора обучающимися 9,11-х классов предметов итоговой аттестации. Контроль посещаемости обучающимися консультаций по подготовке к итоговой аттестации.

9 Вопросы ГИА и ЕГЭ в тематике классных собраний 9,11- классов Месяц проведения Основные вопросыОтветственные СентябрьОб участии выпускников лицея в ЕГЭ. Знакомство с Положением о проведении ЕГЭ. Знакомство с инструкциями по проведению ЕГЭ. Знакомство с перечнем предметов, проводимых в форме ГИА и ЕГЭ. Информация о результатах ГИА и ЕГЭ прошлого года Зам.директора по ОУ Классные руководители ФевральО порядке проведения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Сроки проведения пробных экзаменов в форме ЕГЭ. Знакомство с инструкциями по подготовке и участию выпускников 11-х классов в ЕГЭ Зам. директора по ОУ Классные руководители АпрельО порядке окончания учебного года. Об учете результатов ЕГЭ в выставлении итоговых отметок. Об организации приема и рассмотрения апелляций на результаты ЕГЭ. Об организации выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ. О правилах приема в вузы, учреждения СПО и НПО Зам.директора по ОУ Классные руководители

Читайте также: