Беседы по декоративно прикладному искусству в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Содержимое публикации

План самообразования педагога

Цель.
Развить у ребёнка творческие способности через приобщение его к русскому народному прикладному искусству.

Задачи.
- Изучить научную, учебно - методическую литературу по вопросу русских народных промыслов.
- Изучить опыт других педагогов – специалистов в этой области.
- Использовать полученный опыт в работе с детьми.

Актуальность.
Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К.Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление. Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Работа с детьми, работа с родителями, взаимодействие со специалистами.

• Учить выделять характерные особенности городецкой, дымковской, филимоновской росписи.

Изделия Городецких мастеров.

Иллюстрации с изображением Городецких мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Аудиозапись народных мелодий.

Ход занятия.

Группа украшена изделиями Городецкого промысла.

В. - «Есть на Волге в Нижегородской области старинный городок – Городец. А за ним леса, большие и дремучие. Когда-то в Городце строили парусные корабли для всей Волги. Да не простые, а дивно разукрашенные, со всякими разными фигурами и узорами. На носу – русалки, их называли Берегинями, улыбчатые львы – на корме. Сани и дуги в Городце тоже делали раззолоченные и расписные, каких больше нигде нет; сплошь в резных и расписных, затейливых узорах там и мебель, и донца для прялок, и сундуки, и другие домашние вещи. И дома в Городце украшают такой же богатой резьбой, поэтому они похожи на сказочные терема. Делают в Городце игрушки из дерева и глины. Глиняные игрушки не расписные, а политые блестящей глазурью. Самое же примечательное в Городце – это конь: красивый, гордый, с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами.

Конь копытом бьет, удила грызет.

Коня рисуют на дверцах шкафов, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены. И обязательно украшают изображение яркими сказочными цветами – розанами и купавками. Получается веселый цветущий сад или даже сказочное царство, где мчатся волшебные кони, летают чудесные птицы, живут прекрасные дамы и кавалеры. А ещё рисуют коней запряженных в деревянные саночки, вырезанных из дерева. Есть деревянные кони – качалки, красные и черные, в желтых и белых яблоках. Коней рисуют и вырезают не только в Городце, но и во многих других местах. А вот коней летающих подобно птицам, кроме Городца нигде не увидишь. Потому так прекрасны эти кони, что делают их настоящие художники. А может потому, они так хороши в Городце, что здесь любили сказки: ведь и корабли мастерили сказочные, красивые, и дома, и разную домашнюю утварь.

Так повелось на Руси, что, пожалуй, ни одно орудие труда не было столь разнообразно по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Раньше в крестьянской семье начинали прясть шерсть с детства. Это ремесло пришло к нам из глубины веков, стало символом женского трудолюбия.

Прялка состоит из стояка с гребнем, лопасти к которой прикрепляется кудель и горизонтальной доски – донца, на которое садится пряха. Прялка была одна из самых почитаемых предметов в доме. Её раскрашивали в зависимости от того, кому она принадлежала – девочке, девушке или женщине. Для детей делали простые маленькие прялочки. В Городце расписывали прялки, знаменитые на всем Поволжье.

С особым искусством вырезали в Городце пряничные доски, на которых пекли знаменитые Городецкие поливные пряники.

Особенно хорош был Городец в шумные дни ярмарок. Красочной вереницей спускались лавочки, лавчонки, навесы к берегу Волги. Чем там только не торговали: кренделями, пряниками, булками, баранками, сладостями.

Вопросы к детям.

• Где производятся эти изделия?

• Как называется эта роспись, которой украшены эти изделия, представленные на этой выставке?

• Из какого материала они выполнены?

• Нравятся ли вам изделия Городецких мастеров и почему?

• Краски для рисования (гуашь, акварель, масляные).

• Для ремонта помещений, макияжа, раскраски ткани, пищевой краситель.

Лаки: (мебельный, для ногтей, для волос).

• Кисти для рисования, ремонта, макияжа.

• Картинки с изображением кисти винограда, кисти руки.

• Картинки отображающие предметы производства (резцы, токарный станок).

(беседа)

• Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере творчества мастеров Жостовского промысла.

• Воспитывать уважителное отношение к труду народных мастеров.

• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного искусства.

• Учить видеть взаимосвязь окружающего мира и произведений народного искусства.

• Показать отличия жостовского промысла от других лаковых промыслов.

Наглядный демонстрационный материал с изображением жостовских подносов.

Произведения лаковых промыслов – Палеха, Федоскина.

Аудиозапись народных мелодий.

Ход занятия.

В. - «Недалеко от Москвы раскинулось небольшое старинное село Жостово. Многие знают название этого села, народные мастера давно начали создавать здесь лакированные жостовские подносы. Важная роль в развитии традиций декоративной жостовской росписи принадлежала старейшим мастерам: И. Леонтьеву, М. Митрофанову, П. Платонову и другим. Традиции своеобразного мастерства постоянно обогащается творческим трудом большого коллектива. Сегодня в Жостове также работают знаменитые мастера: В. Графов, Н. Антипов, Е. Лапшин и другие.

Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, так как выполняется она без всяких образцов. Среди жостовских вещей не найти двух совершенно одинаковых, ведь все мастера работают творчески, не копируя чужие образцы и не повторяя свои собственные. Изготавливают разносы из обычного листового железа. Прежде они вырезались из листа и ковались вручную, а сейчас выполняются на механических прессах.

Расписные подносы составляли неотъемлемую часть русского быта. Их можно было увидеть в трактире или чайной, на праздничном столе, степенном чаепитии в крестьянских или купеческих домах. Очень популярны подносы и в наше время. В современных интерьерах их часто используют как красочные настенные панно, привлекающие своей солнечной красотой, обаянием рукотворности, печатью творческой индивидуальности мастера.

Мастера чаще всего пишут красочные букеты. В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью, эффективно играющей на свету. Изображение цветов отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Сначала подносы украшают крупными цветами (розы, георгины, а затем небольшими цветами, бутонами. Цветы постепенно зарисовываются, и появляются стебли букетов, листья, травинки. Букет в центре подноса кажется плотным и ажурным, так как сквозь него просвечивает темный фон. Пустоты между цветами и листьями заполняются более мелкими листочками, стебельками. Мастер все время уточняют форму букета, цветы словно становятся живыми. Последние мазки, блики, черточки, семена, мелкая травка, и осталось только нарисовать золотую кайму – орнамент по краю подноса (легкие завитки, волнистые, переплетающиеся линии). Жостовские подносы всегда дарят людям радость и красоту.

Вопросы к детям.

• Какой поднос вам понравился больше всего?

• Какой фон чаще всего используют мастера Жостова?

• Чем жостовские подносы отличаются от других лаковых промыслов – Палеха, Федоскино?

• Где и для чего можно использовать жостовские подносы?

• Жостовские подносы и их иллюстрации.

• Палеховские и Федоскинские миниатюры – шкатулки.

• Разные лаки, краски, кисти.

(беседа)

• Расширять знания детей о народном искусстве.

• Уточнять представления о хохломском промысле.

• Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий.

• Формировать эстетическое отношение к произведениям народного искусства.

Выставка хохломских изделий.

Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно- прикладного искусства.

Аудиозапись народных мелодий.

Ход занятия.

Выставка подлинных изделий хохломского промысла.

В. – «Недалеко от города Нижний Новгород находится село Хохлома. Отсюда и началось происхождение хохломского промысла. Большую часть Нижегородского края занимали дремучие леса, и особенно много леса шло на изготовление деревянной посуды – ложек, чашек, туесов, братин. (Туес – цилиндрический сосуд из бересты для хранения жидкости, сверху закрывается крышкой с ручкой; братина – сосуд для напитков, выточенный из дерева, имеет округлую форму.)

В отличии от мисок и чаши поставец поставец был индивидуальной посудой. Состоял он из двух одинаковых чаш, одна из них служила крышкой, а другая туловом сосуда. Самой почетной посудой на столе была солоница, потому что хлеб и соль всегда рядом, и мастера старались украсить её очень красиво. Среди праздничной посуды выделялись сосуды, в которых подносились к столу напитки, - ковшики, братины.

Для изготовления посуды использовали древесину липы. Мастер может свободно вырезать из неё любое изделие. Затем этим изделиям необходимо было дать просохнуть, иначе дерево может дать трещину, а чтобы можно было налить жидкость и не бояться, что она треснет, надо поры закрыть глиняно-масляным грунтом. После сушки изделия очищают шкуркой и покрывают олифой два-три раза, и, пока последний слой не высох, натирают изделие алюминиевым порошком, таким оно поступает к художнице.

Послушайте стихотворение о том, как словами можно нарисовать эту чудесную роспись.

Как волшебная Жар-птица

Не выходит из ума

И богата, и красива,

Гостю рада от души –

Кубки, чаши и ковши!

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Вопросы к детям.

• Где производят эти изделия?

• Из чего изготовлены хохломские изделия?

• Чем отличаются изделия, украшенные хохломской росписью, от изделий, украшенных Городецкой росписью?

Краски: для рисования (гуашь, акварель, масляная); для ремонта, для макияжа, раскраски ткани, пищевой краситель.

Лаки: мебельный, для ногтей, для волос.

Кисти: для рисования, ремонта, макияжа, картинки с изображением кисти винограда, кисти руки.

Картинки, отображающие предметы производства (резцы, токарный станок).

Искусство Жостова

(беседа)

• Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере творчества мастеров Жостова.

• Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно – прикладного искусства.

• Учить видеть взаимосвязь окружающего мира и произведений народного искусства.

• Показать отличия жостовского промысла от других лаковых промыслов.

Наглядный демонстрационный материал с изображением жостовских подносов.

Произведений лаковых промыслов – Палеха, Федоскина.

Аудиозапись народных мелодий.

Ход занятия.

В. - «Недалеко от Москвы раскинулось небольшое старинное село Жостово. Многие знают название этого села. Народные мастера давно начали создавать здесь лакированные жостовские подносы.

Важная роль в развитии традиций декоративной жостовской росписи принадлежала старейшим мастерам: И. Леонтьеву, М. Митрофанову, П. Плахову и другим. Традиции своеобразного мастерства постоянно обогащаются творческим трудом большого коллектива. Сегодня в Жостове так же работают знаменитые мастера: В. Графов, Н. Антипов, Е. Лапшин и другие.

Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, так как выполняется она без всяких образцов. Среди жостовских вещей не найти двух совершенно одинаковых, ведь все мастера работают творчески, не копируя чужие образцы и не повторяя собственные. Изготавливают подносы из обычного листового железа. Прежде они вырезались из железного листа и ковались вручную, а сейчас выполняются на механических прессах.

Выкованное изделие грунтуют, шпаклюют, лакируют, делая их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками, покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись, изображающая чаще всего красочные бутоны цветов.

Расписные подносы составляли неотъемлемую часть русского быта. Их можно было увидеть в трактире или чайной, на праздничном столе, степенном чаепитии в крестьянском или купеческом доме. Очень популярны подносы и в наше время. В современных интерьерах их часто используют как красочные настенные панно, привлекающие своей солнечной красотой, обаянием рукотворности, печатью творческой индивидуальности мастера.

Вопросы к детям

• Какой поднос вам понравился больше всего и почему?

• Какой фон чаще всего используют мастера Жостова?

• Чем жостовские подносы отличаются от других лаковых промыслов – Палеха, Федоскино?

материал содержит цикл бесед по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством.

ВложениеРазмер
Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством 54.15 КБ
Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством. 28.87 КБ
Стихи о видах декоративно-прикладного искусства 39.44 КБ

Предварительный просмотр:

Беседы для детей по знакомству с русским народным

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете. Что необычного в этой посуде?

Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома.

Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

И чего здесь только нету:

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

И нигде на свете нет таких соцветий.

Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы.

Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:

Ендова – деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком или рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.

Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости.

Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. (Показ изделий сопровождается чтение стихов).

Вот Ладья: цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная головка.

Плывёт по лесу Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Наши ложки хохломские –

Самый лучший сувенир.

С позолотой – не простые

Прогремели на весь мир.

А вот утица по реченьке плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Чёрным крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

В нём алых ягод россыпь,

Братина солнечна весьма,

На нём цветы и земляника.

Вся золотисто – краснолика.

Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.

В конце нашей беседы хочется прочитать вам еще одно стихотворение. Послушайте:

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Из какого материала делали посуду в Хохломе?

Какие цвета и оттенки используют художники?

Какими элементами расписано то или иное изделие? Покажите их.

О чем напоминает вам роспись?

Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?

Какое настроение создают у тебя эти изделия? Не правда ли, еда в такой посуде покажется особенно вкусной?

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это.

Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Какую посуду вы здесь видите? Да, здесь и чашки с блюдцами, и вазы для фруктов, и большие блюда, и чайники. А вот красивый молочник.

Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что? Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому, что сделана она на фарфоровом заводе, который находиться в селе Гжель Московской области.

Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая,

Именно в Гжели зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой масленки вместо ручки причудливые завитки. Иногда встречаются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изделие. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке.

Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая легенда – сказка.

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях особенно часто? Давайте рассмотрим их. Вот на этом кувшине и этой вазе гирлянда из небольших листьев с тонкими, закрученными, вьющимися усиками. А на этом молочнике, на чайнике и еще на вазе – гирлянда с крупным цветком, с гжельской розой. Встречаются еще геометрические орнаменты в виде сети.

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочными композиции или сценки из народной жизни. в гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

По сей день не далеко от Москвы средь лесов и полей стоит старинный русский городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки известных мастеров. Продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

На весь мир прославили свой любимый край мастера. Всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Гордятся в Гжели жители

Не встретите на свете Вы

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем отличаются изделия гжельских мастеров? Из какой глины они изготавливаются?

Почему Гжель называют сине-голубой?

Какую посуду делали гжельские мастера?

Что вылепил мастер и как украсил свое изделие?

Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит -

Вся земля под ним дрожит!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Ребята, мы продолжаем путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вас еще в один старинный город на реке Волге, Городец. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб принес славу городку. Мы с вами познакомимся с еще одной удивительной росписью. Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны. Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись.

Гордо шею изогнули,

Круто ножку повернули.

Мне очень нравиться этот чудо-конь. Я думаю, что он сказочный. А вы помните сказки, в которых одним из героев был конь? Давайте придумаем свою сказку про Городецкого коня. Пусть в этой сказке будет участвовать чудо-конь, сказочная птица, мастер-умелец и его невеста. Если вы согласны, у меня уже есть начало сказки:

«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.

Чудо, как хороши.

Они душу веселят

И на нас с тобой глядят.

Посмотрите, какие цвета красок используют Городецкие мастера-художники при росписи. Назовите их.

Городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы в высь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят .

Сейчас Городецкие изделия продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей необычной красотой.

Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось,

Городцом, ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Сейчас нам ребята споют частушки о Городце:

Веселись наш детский сад,

Веселее нет ребят!

Мы с улыбкой на лице

Вам споем о ГОРОДЦЕ!

Кто рисует Городец –

Ах, какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты!

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо – конь и чудо – птица –

Значит это ГОРОДЕЦ!

Где ковши, кони-качалки

Очень радостных тонов –

Это всё труды прекрасных

Рисовали мы цветы

Красоте той нет конца –

Это всё из Городца!

Городец да Городец,

Кто от туда – молодец!

Приглашаем в детский сад

Рисовать учить ребят

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем знаменит Городец?

Какие темы и мотивы использовали в росписи мастера из Городца?

Что сегодня делают в Городце?

Как называется народный промысел, с которым мы с вами сегодня познакомились?

Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

А что бы вы хотели расписать?

Скажите, как называются элементы росписи?

Давайте вспомним, как получить розовый цвет? А нежно-голубой?

Вспомните, из какого материала сделаны Городецкие изделия?

Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на городецкие изделия?

Как ты думаешь, почему и в наши дни русский народ продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям городецкого промысла?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством.

Работа педагога с дошкольниками при организации занятий строится исходя из следующихзадач обучения:

1. Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения к Родине, народу.

2. Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; желания знать искусство местного края, различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.).

3. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.

4. Формирование обобщенных знаний и соответствующих изобразительных умений:

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций, узоров той или иной росписи; умений создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объемных предметах;

- воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

5. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы, творчества и при создании выразительных узоров (в поиске, выборе элементов, колорита, композиций). Эти общие задачи могут быть конкретизированы по возрастным группам.

1. Обучение детей декоративному рисованию по мотивам народного декоративного искусства. Это объясняется тем, что все приемы декоративной деятельности представлены в этом искусстве и оно представляет собой высокохудожественные образцы, достойные для подражания.

2. Обучение детей декоративно-художественной деятельности на основе близкого, родного искусства местного края. 3. Занятия декоративным рисованием рассматриваются как элемент общей системы воспитательной работы, направленной на развитие личности средствами народного прикладного искусства.

4. Обучение декоративно-художественной деятельности необходимо вести с применением подлинных предметов народного искусства.

5. Взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисования, лепки, аппликации).

6. Процесс обучения предполагает ограниченную связь в формировании знаний, чувств и активного действия (в форме собственной изобразительной деятельности).

Методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:

1. Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.

2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

Системообразующим началом работы с детьми (первое направление) является формирование у дошкольников эмоционально-интеллектуального опыта, способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной изобразительной деятельности и осмысленного ее освоения.

Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и интересной форме небольшой объем информации об истории художественного промысла, его особенностях будет полезен самым старшим детям.

Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров по мотивам народной росписи затруднительно. Поэтому необходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора (второе направление). Цикл таких занятий базируется на содержании общевоспитательной работы, изложенной выше, сосуществует и взаимодействует с ней, так как именно в ней заложена основа для создания у детей соответствующих, нравственно ценных мотивов деятельности на занятии. Этот цикл занятий также выстраивается системно. В основе постепенное усложнение содержания (изобразительно-выразительных средств), характера познавательной деятельности, а значит, степени самостоятельности и творчества детей. Поэтому использование методов и приемов обучения также должно быть системным.

В системе работы используется сочетание разных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает начальное ознакомление детей со способами изображения, вариативное упражнение в их применении и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи.

Рассмотрим примерное усложнение задач и методов работы с детьми в разных возрастных группах.

Декоративное рисование вводится со средней группы. Детям этого возраста доступно выполнение узоров из таких простых элементов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. В средней группе не стоит задача глубокого ознакомления дошкольников с каким-то видом искусства. В этом возрастном периоде главный смысл заключается в ознакомлении с самими предметами искусства. Наряду с игрушками детям показывают вышитые салфетки, полотенца и т. п. То есть те изделия, которые близки к плоскостным силуэтным формам бумаги.

Со среднего возраста в декоративном рисовании важно формировать чувство формы. Для этого надо обращать внимание дошкольников на характерные особенности каждой из форм и соответственное расположение элементов. Педагог должен отметить зависимость выразительности узора то соответствия композиции форме.

Поскольку в средней группе дети впервые осваивают все элементы узора и простейшие композиции, то образец, предлагаемый для прямого следования, применяется всякий раз при освоении новой композиции, или нового элемента. В процессе исполнительской части деятельности на первых занятиях широко применяется индивидуальный показ, по необходимости – совместное изобразительное действие, тогда дети лучше чувствуют его характер, ритм.

В средней группе следует особенно следить за тем, чтобы на одном занятии не было сразу двух новых задач – освоения нового элемента и новой композиции. Новые элементы осваиваются при создании узора на полосе. Это более доступно детям и позволяет усложнять композицию рисунка, повторяя элемент, чередуя элементы и цветовые пятна. При начальном освоении композиции на квадрате следует использовать знакомые элементы.

В следующих возрастных группах (старшей и подготовительной) идет дальнейшая работа по освоению детьми декоративной художественной деятельности. Происходит более глубокое ознакомление с народным декоративным искусством, у детей формируется уважение к этому труду. Среди задач по освоению соответствующих изобразительных умений появляется задача обучения новым элементам узора (волнистая линия, дуги, точки, цветы, листья, ягоды). Ребята осваивают характерные цветовые сочетания (колорит), элементы узоров, учатся выполнять узор на бумаге разных форм, силуэтных изображениях предметов (кувшин, варежки, платье и т. д.). Опыт, полученный детьми в предшествующей группе, позволяет ставить задачи, предполагающие овладение дошкольниками обобщенными знаниями и умениями, развитие у них большей самостоятельности, творчества. Взяв за основу какой-то один, наиболее близкий вид народного искусства (например, городецкую роспись), следует решать широкий комплекс задач:

1. Формировать у детей интерес к городецкой росписи, удивление, восхищение красотой и необычностью узора изделий, удобством в применении, эстетичностью оформления; желание узнать как можно больше об этом виде народного искусства.

2. Познакомить детей с истоками искусства городецких мастеров, краткой историей.

5. Учить детей предварительному замысливанию декоративного узора (анализ исходной формы, на которой будет располагаться узор; определение общей композиции: где лучше разместить элементы-украшение; выбор элементов; определение цвета; определение последовательности общего изображения; последовательности изображения одного элемента, например купавки).

6. Формировать обобщенные знания и умения в декоративном рисовании по данному виду росписи (городецкие узоры).

7. Формировать способности к творческому созданию образа на основе чувства формы, отбора и своеобразного комбинирования элементов, колорита, в своеобразной композиции.

Развивать чувство формы, композиции и способности выполнять узор на любом силуэте.

8. Формировать желание поделиться радостью, удачной работой с другими людьми, желание сделать подарок родным, близким людям, используя свои умения в декоративной деятельности по мотивам городецкой росписи.

Соответственно задачам педагог разрабатывает содержание общевоспитательной работы с детьми и систему занятий.

У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому обучение строится от простого к сложному. В процессе обучения технике рисования дети учатся подбирать и сочетать цвета друг с другом.

Так постепенно можно переходить к творчеству. После того как технические навыки у детей сформированы начинаю развивать у детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время дидактические игры, развивающие воображение, память, творческое умение анализировать.


Задачи: продолжить знакомить детей с декоравно - прикладным искусством; выделять и называть элементы; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.


Задачи: знакомить детей с элементами различных росписей, выделяя элементы дымковской и жостовской росписи, городца, гжели, хохломы, росписи матрешек; уметь находить пару; развивать внимание, умение анализировать.


Задачи: закреплять знания детей о декоративном рисовании; учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение.

Эти игры помогают детям придумывать новые композиции, дети самостоятельно без моей помощи учатся рисовать различные узоры. Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию подбирают элементы росписи и цветовую гамму.

На протяжении всего времени обучения детей организовывала выставки детских работ для родителей, с целью показать родителям успехи их детей в освоении дымковской росписи.

Принципы обучения дошкольников декоративному рисованию.

(Г.Г.Григорьева, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина)

1. Обучение должно строиться по мотивам НДПИ (народного декоративно-прикладного искусства), ᴛ.ᴇ. на базе высокохудожественных образцов, достойных подражания.

2. Первоначальное обучение должно осуществляться на материале близкого (краевого, регионального) народного искусства; затем знакомить с различными промыслами нашей страны и орнаментами других стран.

3. Соблюдать принцип усложнения элементов, орнаментов, форм, на которых создается узор и т. д.

4. Принцип индивидуального подхода , учета индивидуальных предпочтений, склонностей дошкольников.

5. Принцип интеграции не только художественных видов деятельности: изобразительной (лепка, аппликация, рисование), музыкальной, театрализованной, - но и игровой, речевой, экологической, трудовой и т. д.

6. Принцип активного вовлечения детей в разнообразную художественно-творческую деятельность;

7. Принцип включения выполненных детьми работ в жизнь детского сада: создание эстетической среды, оформление и проведение праздников и досугов.

Существует несколько разновидностей декоративного рисования:

1. Создание произвольных узоров (на геометрических формах (полос е, круге, квадрате, розетке и т.д.), на силуэтах (фартучек, варежка, шапочка и т.п.).

2. Рисование по мотивамнародных росписей ( с использованием разнообразных орнаментов (геометрического (Дымка и др.), растительного (Хохлома, Городец, Полхов-Майдан и др.) как на геометрических формах и силуэтах, так и на объёмных формах.

3. Декоративно-оформительское рисование .

Методика в этих видах рисования имеет отличия.

I. В первом случае дошкольников знакомят с принципами композиционного размещения узора (чередование, симметрия, ритм, подчин ение узора форме предмета и др.) и учат располагать орнамент на различных формах.

*** Добавить материал про принципы составления орнамента

*** Показ таблиц, детских работ.

II. Второй вид занятий осуществляется циклами, по нескольким этапам:

1. Подготовительный (идет ознакомление с промыслом, его историей, основными предметами, их функциональным назначением, материалом и особенностями изготовления, колоритом, характерными элементами росписи).

Методы и приемы :

· рассматривание произведений НДПИ, репродукций;

· искусствоведческий рассказ педагога,

· беседы с детьми;

· организация и проведение выставок в ДОУ,

· пос ещение музеев .

2. Этап копирования элементов росписи(то есть идет цел енаправленное обучение способам рисования). /3-5 занятий/

Методы и приемы: наряду с рассматриванием произведений НДПИ, репродукций, на занятиях обязательно должны присутствовать вариативные эскизы , выполненные воспитател ем. По сути, - это многочисленные образцы различных элементов росписи. Нужны и динамические таблицы , то есть последовательность (алгоритм) выполнения узора. Методы и приемы: Обязател ен показ приемов рисования. В самостоятельной деятельности ребенок в точности повторяет действия воспитателя, то есть копирует образец. Затем несколько раз повторяет его. Каждый элемент рассматривается и копируется на занятии отдельно (по 1 на каждое занятие). Чтобы детям не было скучно выполнять одно и то же действие, должно быть обыгрывание, к примеру, использование образца с прорезью. В оспитатель или дети вставляют в прорезь рисунки, благодаря чему образец приобретает законченный вид.

*** Показать детские работы с этапа копирования элементов

*** Показать Дымковскую барышню с набором рисунков к её

3. Этап подражания. /2-3 занятия/

Методы и приемы: детей учат составлять характерный для того или иного промысла узор из уже усвоенных элементов. На этом этапе также при помощи вариативных эскизов детей знакомят с характерной композицией (кайма, гирлянда, венок и др.). При помощи фланел еграфа (или пособия его заменяющего – в настоящее время есть специальные доски, к которым рисунки крепятся на ʼʼлипучкеʼʼ), панно (или в аппликации) детей учат составлять (выкладывать из готовых элементов) узор, компоновать элементы , находить наиболее удачное и соответствующее традиции промысла композиционное решение. Предлагая для росписи различные формы (как геометрические, так и силуэтные), детей учат чувствовать форму, вписывать узор в силуэт. На этом этапе происходит тренировка изображения, а также обучение детей придерживаться цвета , характерного для какой-либо росписи.

Может быть проведено занятие по росписи объёмных форм (соответственно, на предыдущих занятиях дети знакомились и лепили по мотивам какой-либо народной игрушки). Сохранение обыгрывания, использования игровых ситуаций (ʼʼГород мастеровʼʼ, ʼʼУмельцыʼʼ). Эмоционально-эстетическая оценка детских работ проходит в игровой форме (ʼʼЯрмаркаʼʼ) – важно, чтобы ребенку нравилась его работа.

*** Показать детские работы.

4. Творческое использование элементов в самостоятельной декоративной композиции. /1-2 занятия/

Методы и приемы: Дошкольники рисуют по собственному замыслу. Рисунки с предыдущих занятий могут служить эскизами.

На этом этапе дошкольникам предоставляется большая свобода :

· В выборе силуэта͵ формы, листа бумаги;

· В выборе элементов;

· В составлении собственного узора по мотивам росписи.

Работы детей могут оформляться в выставки . Весь цикл занятий может закончиться досугом , праздником ( интеграция с музыкальной, театрализованной, игровой деятельностью детей).

III. Третий вид декоративного рисования – декоративно-оформительская деятельность детей.

· Подарки мамам и другим родным;

· Украшение помещений к праздникам;

· Создание костюмов и атрибутов к праздникам и досугам (фартуки, кокошники, воротники, бусы и т.д.)

В этом виде декоративного рисования главную роль выполняет мотивация!

Методика проведения таких занятий мало отличается от проведения занятий предметным или сюжетным рисованием.

Беседы с детьми предваряют занятие (Напомнить дошкольникам о предстоящем мероприятии – мотив! Нацелить на создание работ для украшения (групповой комнаты, музыкального зала, холлов и тп.), для подарков и тд.). Рассматривание иллюстративного материала, фотографий и т.п. на тему праздника

*** Показать детские работы.

Декоративно-прикладная деятельность осуществляется в самых разнообразных формах и, как правило, распадается на различные этапы (на занятиях, в процессе труда, в самостоятельной художественной деятельности) воспитатель с детьми беседуют (к примеру, о предстоящем празднике), задумывают композицию, создают эскизы оформления, выполняют творческие задания (возможно совместно со взрослым), на занятиях рисуют, наклеивают и т.п., затем с помощью педагога оформляют работы (в рамки, создают панно, на листах обоев и т.п.), и как последний этап – участвуют в оформлении помещения (группы, зала).

Методы и приемы обучения детей будут соответствовать тем видам деятельности (лепке, аппликации, рисованию и так далее), которыми занимаются с дошкольниками. Особенность будет в том, что на вс ех этих занятиях присутствует единство темы, цел ей и задач.

Работа по декоративному рисованию достигнет нужной цели только при условии связи рисования с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающем мире красивые вещи, нарядные узоры.

Оценить 1944 0

Беседа на тему:Декоративно-прикладное искуссво.

"Дымковская игрушка".

Ребята мы сегодня поговорим людях на Руси ,которые занимались ремёслами.Ребята, как вы думаете, что такое ремесло? И какие бывают ремесла?(ответы)

Правильно.Это работа, которую люди делают своими руками. И людей этих называют ремесленники. Ремесленников всегда, во все времена очень уважали и ценили на Руси.

Давайте попробуем перечислить, какие ремесла вы знаете, а я вам помогу.

кузнечное дело - кузнецы - мастера, занимающиеся обработкой металла (наглядное пособие, описываем работу) ; далее следуют предполагаемые ответы детей:

гончарное дело – гончары - люди, которые делают глиняную посуду;

столярное дело – столяры - люди, которые работают с деревом, вытачивают и изготавливают изделия из дерева;

портняжное дело – портные раскраивают и шьют одежду из ткани.

Посмотрите ребята на узор. Что вы видите?(ответы)

Правильно ребята, узор очень простой. Посмотрите ребята, в какие яркие краски раскрашены эти игрушки.

Сколько цветов вы видите на этой игрушке ? (ответы)

Правильно, ребята, из-за этого игрушки получаются яркими, красочными и даже пестрыми.

Их до сих пор делают вручную. А кто из вас знает, что это значит - вручную?(ответы)

Павильно, когда каждое изделие, в данном случае - каждую игрушку, делают своими руками, а не при помощи машины на заводе. Игрушки получаются разные, не похожие одна на другую. В этом их ценность. Ещё уникальность этой удивительной игрушки состоит в том, что каждое изделие всегда является произведением одного мастера, начиная с процесса лепки и заканчивая росписью. Вы, как вятские мастера, тоже будете изготавливать игрушку от начала до конца: и лепить и расписывать её.

Для производства дымковской игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком.

Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают. Обожженные до красно-раскаленного состояния и остывшие в печи игрушки покрывают ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке. По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. На одной фигурке применяют 6-8 цветов. Традиционное приготовление состояло в растирании сухих анилиновых красок на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. В прошлом кисточка была самодельной из продернутого холщевого лоскута, намотанного на палочку. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика.

Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения. интенсивно расцвечены.

Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога.

В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т.п.

Предлагаю поиграть в игру " Дымковское домино"

материал:картинки с изображением игрушек разльчного прикладного искусства

Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Воспитывать любовь к прекрасному.

"Дымковские разрезные картинки"

Цель: Закреплять знания детей о народной дымковской игрушке; умение собирать из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Читайте также: