Семинар по обж в школе

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Михайлова Алла Олеговна
Должность: педагог-организатор обж
Учебное заведение: МБОУ "Овгортская ШИСОО"
Населённый пункт: с. Овгорт, Шурышкарский район, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методический семинар "Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ"
Раздел: среднее образование

Автор: Михайлова Алла Олеговна

педагог-организатор ОБЖ

МБОУ "Овгортская ШИСОО"

Овгорт Шурышкарский район ЯНАО

Методический семинар по теме

Автор: Михайлова Алла Олеговна

педагог-организатор ОБЖ

МБОУ "Овгортская ШИСОО"

Овгорт Шурышкарский район ЯНАО
элемент нашего развития патриотизма. И это достигается при помощи применения на уроках ОБЖ здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни. СЛАЙД 10. По словам профессора Н.К. Смирнова,
здоровьесберегающие образовательные технологии
- это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающемуся. Понятие
«здоровьесберегающая

Автор: Михайлова Алла Олеговна

педагог-организатор ОБЖ

МБОУ "Овгортская ШИСОО"

Овгорт Шурышкарский район ЯНАО
тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. 2. Принцип комплексности: нельзя сохранять здоровье по частям. Здоровье означает согласованное действие всех систем организма и личности. Изменение в любой из систем обязательно скажется на здоровье в целом. Поэтому не стоит пренебрегать ни одной из частей единого здоровья. Чтобы обеспечить их гармоничное взаимодействие, необходимо уделить внимание всему комплексу обстоятельств, формирующих образ жизни человека.
Комплексный, междисциплинарный подход–
единство в действиях педагогов, психологов и врачей. 3. Принцип индивидуализации обусловлен тем, что каждый человек уникален как с точки зрения биологической (генотипической), так и психологической, и социальной. Поэтому у каждого из нас должна быть своя индивидуальная программа здорового образа жизни, учитывающая следующие особенности: психологические факторы, социальные факторы, семейно-бытовой статус, уровень культуры.
Соответствие содержания и

Автор: Михайлова Алла Олеговна

педагог-организатор ОБЖ

МБОУ "Овгортская ШИСОО"

Автор: Михайлова Алла Олеговна

педагог-организатор ОБЖ

МБОУ "Овгортская ШИСОО"

Овгорт Шурышкарский район ЯНАО
поддержание у школьника высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости.
3.
Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт обучающегося, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения.
4.
Дозированное разноуровневое домашнее задание, имеющее творческий характер, на выбор обучающегося. Это подтверждает, что есть всегда право выбора.
5.
Учет индивидуальных способностей.
6.
Включение в содержание уроков упражнений, текстовых задач, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.
7.
Личный пример преподавателя. (Благодаря позитивному примеру учителя обучающиеся овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятия иной точки зрения умением слышать и слушать, умением понять другого человека, что помогает развитию коммуникативных навыков, толерантности.)
8.
Организация саморефлекции. К сожалению, современные ученики, не считают свое здоровье важной жизненной ценностью. Для преподавателей важно, чтобы обучающиеся овладели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих. СЛАЙД 14. Реализуя здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ, я как учитель, должна прикладывать все усилия, чтобы здоровый образ жизни стал потребностью, нормой жизни для каждого ребенка. Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью – вот главная задача. Ведь главное богатство государства – это здоровье его граждан. СЛАЙД 15. Здоровьесберегающие технологии не только раскрываются на уроках ОБЖ, но и на других предметах. СЛАЙД 16. Курс ОБЖ способен решить задачу, которую не решала до этого ни одна учебная дисциплина, а именно: преодолеть фрагментарное базовое знание через объединение школьных предметов в единый смысловой блок, объясняющее ученику, зачем ему нужны эти знания и как ими пользоваться. Предмет ОБЖ многими не воспринимается всерьез, считается, что ОБЖ – предмет простой и не самый важный. Многие дети, их родители, даже коллеги – учителя думают, что ОБЖ лишь учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь минимум тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения. Главное, чему должны научиться дети – это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что такое ПМП, но еще и уметь оказывать помощь и знать, что нужно делать, чтобы не случилось беды. Ведь

Автор: Михайлова Алла Олеговна

педагог-организатор ОБЖ

МБОУ "Овгортская ШИСОО"

Автор: Михайлова Алла Олеговна

педагог-организатор ОБЖ

МБОУ "Овгортская ШИСОО"

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Метод проектной деятельности на ОБЖ.doc

Слайд 1

Тема моего методического семинара:

Эпиграфом к своему выступлению я выбрала слова

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

мудр бываешь лишь собственной мудростью.

Внимание русских педагогов метод проектов привлек еще в начале XX века. В 1905 году под руководством С.Т. Шацкого группа педагогов активно начала применять его в своей практике. Сторонниками этого метода в советской России были В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев. Однако, в 1931 году, постановлением ЦК ВКП/б/ метод проектов был осужден и не заслуженно забыт в России до недавнего времени.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире.

II . Актуализация .

Что такое проектное обучение ? Метод проектов? Проектная деятельность? Что же такое проект вообще ?

При использовании вышеназванных терминов нужно быть внимательным, поскольку, п роектное обучение - есть дидактическая система, а метод проектов – это лишь компонент данной системы.

Метод проектов - нетрадиционный метод организации учебной деятельности, одним из видов которой является проектная деятельность учащихся.

Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности.

Термин "проект" (projectio) в переводе с латинского означает - бросание вперед. А вообще, определений этого термина множество.

III . Педагогическую проблема, обоснование актуальности её решения, его практической значимости

В чём же привлекательность и полезность использования метода проектов?

Почему именно его я использую в своей практике преподавания?

Изменился социальный заказ школе (от человека знающего, к человеку умеющему).

Обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний – он все чаще принимает роль пассивного слушателя.

Метод проектов дает возможность найти подход к каждому из них, развивать творческий потенциал всех учащихся.

В настоящее время учеников, к сожалению, все труднее и труднее чем-то увлечь. И предмет ОБЖ с момента его появления в школьной программе редко воспринимается всерьёз. Все привыкли думать, что предмет ОБЖ учит, как вести себя в экстремальных ситуациях, не более того. На самом же деле – это лишь минимум тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения . Главное, у учащихся должна формироваться культура в области безопасности жизнедеятельности, воспитываться ценностное отношение к человеческой жизни и здоровью.

Если сам учитель считает свой предмет второстепенным и не относится к нему со всей важностью, то и дети, и родители начинают так считать. …Повысить престиж предмета под силу только учителю. Только он может заинтересовать, увлечь учащихся своей эрудицией, неравнодушием, стремлением. Поэтому уроки должны быть интересными, разнообразными, чего и позволяет добиваться применение метода проектов.

Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.

Метод проектов – есть универсальный метод, тесно связанный с другими методами обучения :

Ценность уроков , построенных в соответствии с технологией проектного обучения, велика:

В ходе выполнения проекта, школьники учатся самостоятельно:

· получают навыки ориентирования в потоке информации,

· обобщать, сопоставлять факты,

· делать выводы и заключения;

· оформлять и представлять результаты своего труда: таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, буклеты, презентации, доклады, сказки, рассказы, стихи, выступление агитбригады и т.д.

· а главное – практически применять свои знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

Продуктом проектной деятельности является проект.

Тематика проектов может касаться теоретического вопроса учебной программы с целью углубления знаний учеников по этому вопросу, дифференцирования процесса обучения. Но чаще темы проектов относятся к вопросу практическому, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Существует классификация проектов по:

Но независимо от типа проекта, все они:

• в определенной степени неповторимы и уникальны;

• направлены на достижение конкретных целей;

• ограничены во времени;

• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

Представлю вашему вниманию классификацию проектов по срокам реализации.

Этапы проектной деятельности, содержание этапов и их последовательность одинаковы при реализации любого проекта.

На экране вы видите основные этапы выполнения проекта:

Нужно отметить, что, исходя из преследуемых учителем целей, запланированных сроков проекта, необходимость реализации всех названных этапов определяется педагогом.

Самым важным и, пожалуй, самым сложным этапом является постановка целей.

Грамотно сформулировать цели – особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.

Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим.

Но не стоит и перегибать палку. Если увлечься излишней детализацией, можно потерять связь с реальностью, и в этом случае список мелких целей помешает достижению главной, за деревьями можно не увидеть леса.

Я покажу, как применяю метод проектов в своей практике на примере двух проектов (краткосрочного и долгосрочного).

На всех этапах реализации проектов предполагается тесная совместная деятельность учителя и учащихся.

Итак, краткосрочный проект в 5 классе .

На подготовительном этапе проекта :

· составляется ассоциативный ряд ( опасный, ненадежный, с водой, тонут люди, нельзя ходить на лед и т.д.);

· формулируются проблемные вопросы ( Правила безопасного поведения на льду обязательно знать каждому? Провалился под лед, что нужно делать? Лед приносит пользу человеку?)

На этапе планирования определяются

· источники информации ( учебник, Детская энциклопедия по БЖД )

· способ сбора информации ( самостоятельно ).

· форма представления результатов поиска (рассказ и обсуждение )

На этапе исследования учащиеся самостоятельно работали с учебником, Детской энциклопедия по БЖД.

В результате дети ответили на проблемные и основополагающий вопросы и сделали выводы.

Выводы : Лед опасен зимой и весной (Зимой – скользкий, весной - непрочный, Знать правила поведения на льду необходимо, иначе это может привести к возникновению опасной ситуации – человек может получить травму или погибнуть. Лед – место для занятий спортом и отдыха.

· выставлены оценки за урок,

· оформлены продукты проекта

Слайд 8

Чем старше дети, тем сложнее проекты.

Долгосрочные проекты, как правило, выходят за рамки предмета, уроков…

Участниками проекта стали у чащиеся и моего класса.

Цели проекта перед вами:

На подготовительном этапе

· Проведена проблемная беседа.

· Определены темы, цели, содержания проекта.

· которые выбрали направления в работе над проектом, среди них и анкетирование, и выпуск буклетов, газет, подготовка презентаций…:

Затем спланировали работу и приступили к сбору информации.

А дальше самое интересное, и самое сложное в тоже время - работа по выполнению проекта, презентация которого является демонстрацией творческого подхода к самым, казалось бы, обычным вещам.

На слайде продукты

Проект удался! С интересом работали все ученики. А если ученик умеет справляться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни ему будет более комфортно, он сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. А значит, будет успешным.

Некоторый опыт моей работы в данном направлении представлен на диске.

Интегрированный урок ОБЖ+химия в 8 классе по теме: "Воздействие оксидов на окружающую среду и здоровье человека".

ВложениеРазмер
Доклад 91 КБ
Презентация к докладу 1.09 МБ
Конспект урока ОБЖ+химия 49.5 КБ
Самоанализ урока 36 КБ
Презентация к уроку ОБЖ+химия 1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад семинара-практикума учителей ОБЖ

как условие качественного обновления

высшей квалификационной категории

К сожалению, на данный момент сам ребёнок, его возможности и особенности как бы исключены из сферы внимания педагога. Использование интегрированных педагогических технологий способствует педагогу в качественном обновлении образовательного пространства

Под образовательным пространством понимают ту сферу общественной деятельности, в которой осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие личности, индивидуальности.

Безопасное образовательное пространство обеспечивается единством действий всех субъектов образования и сопряженных с ними сфер, особенно культуры, медицины, экологии, социальной защиты, безопасности систем жизнеобеспечения. Это единая образовательная политика, направленная на сохранение и укрепление физического, репродуктивного, психического, социального и духовного здоровья детей и молодежи .

В трактовке образовательного пространства выделены два подхода: рамочный и дискурсивный .

О бразовательное пространство представляет собой различные способы (от мировоззренческих до организационных) взаимодействий учителей и учеников, семей, микросоциальных групп, гражданских коллективов и профессионально-педагогических сообществ .

Таким образом, образовательное пространство можно трактовать как результат конструктивной интегрирующей деятельности. В нем осуществляется взаимодействие образовательных сред и форм существования образовательного сообщества как социокультурного и социопсихологического феномена

Интегрированное обучение (Слайд №4)

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, химии. Экология, введённая как обязательный предмет ещё совсем недавно, теперь упраздняется. Все эти обстоятельства требуют иных подходов в организации учебного процесса.

В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения.

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и ОБЖ. Напротив, по своей сути, школьный предмет ОБЖ является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни. Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы. (слайд 5)

Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения.

Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления.

(слайд 6) Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области . Интеграция рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность-это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.

Таким образом, в нашей профессиональной деятельности всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.

Рассмотрим технологии в интегрированном обучении, затем типы и формы интегрированных уроков, а также приведем разработки отдельных интегрированных уроков по предметам естественнонаучного цикла

Типы и формы интегрированных уроков (слайд №7)

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Типы и формы этих уроков мы рассмотрим далее.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Уроки формирования новых знаний конструируются в формах :

  • урок-лекция;
  • урок-путешествие;
  • урок-экспедиция;
  • урок-исследование;
  • урок-инсценировка;
  • учебная конференция;
  • урок-экскурсия;
  • мультимедиа- урок;
  • проблемный урок.

Разновидностями урока формирования новых знаний являются также: уроки формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового проблемного видения . Тогда к перечисленным формам урока можно добавить семинар, заключительную конференцию, заключительную экскурсию.

Постановка проблемы (слайд №8) Одной из важнейших проблем, является заметное снижение интереса учащихся к обучению, что во многом обусловлено сложностью программ. К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих учебников для общеобразовательных школ. Сама специфика Основ Безопасности Жизнедеятельности на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этому предмету. Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

Цели интегрированного обучения (слайд№9)

1.Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения ОБЖ на основе интеграции разных предметов. 2.Преодоление некоторых противоречий процесса обучения. 3.Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

Принципы интегрированного обучения (слайд №10)

Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления.

Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления

Технологии в интегрированном обучении (слайд№11)

Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Применение технологий направленно на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

  1. Технология объяснительно-иллюстрированного обучения , суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.
  2. Технология личностно-ориентированного обучения , направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности
  3. Технология развивающего обучения , в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Так, например, группа личностно-ориентированных технологий включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и т.д. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Наиболее известные или наиболее применяемые технологии:

Технология формирования приемов учебной работы. Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик чего-либо.

Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что "схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок." Схемы связей учителя используют постоянно.

Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельностью школьников.

Технология дифференцированного обучения. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

Очень близка и тесно связана с этой технологией, "технология учебно-игровой "деятельности. Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Типов игр много.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естесвеннонаучных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.

Модульная технология. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.

Технология проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.

Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия : (слайд№12)

-В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. - В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим. - Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: (слайд №13)

  • предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
  • логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
  • большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке

Преимущества интеграции на уроке (слайд №14-16)

1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

- Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

- Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

4 . Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в
различных предметах.

5. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Результаты интегрированного обучения и его значение (слайд №17)

1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся; 2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания; 3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире; 4) повышает качество знаний учащихся; 5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-научных дисциплин.

Перспективы развития интегрированного обучения (слайд №18) Практика работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению. Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый уровень ее развития.

В интегрированном обучении, при пересечении предметных областей возможно составление программ, что будет следующим этапом в нашей работе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе придерживаюсь слов К. Кушнера

Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не столько объем накопленных знаний, сколько умение самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности.

Свою главную цель обучения курсу ОБЖ учащихся вижу в том, чтобы в результате самостоятельного поиска информации овладеть специальными знаниями, сформировать умения и навыки выживания, уметь делать правильный выбор, составлять алгоритм действий в различных жизненных ситуациях.

Для достижения поставленных целей в своей работе использую:

Метод проблемных ситуаций

Проектно – исследовательскую технологию

Технологию критического мышления

Игровые и иформационно- коммуникативные технологии

Личностно - ориентированный и системно – деятельный подход

Технологию развития критического мышления - разработали американские ученые и педагоги Чарльз Темпл, Дженни Стил, Курт Мередит, Скотт Уолтер. Данная технология начала развиваться в России с 1997 года. В основу ее положены идеи и положения теорий Жана Пиаже, Льва Семеновича Выготского, Рудольфа Пола об основах формирования и развития критического мышления.

Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия, уметь выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты к стандартным и нестандартным ситуациям.

Актуальность данной темы в том, что технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач, позволяют оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Уроки на основе ТРКМ отличаются трёхфазной структурой: вызов, осмысление, рефлексия

На каждой фазе (этапе) урока используются соответствующие методы и приемы.

на стадии вызова на этапе осмысления рефлексия

мозговая атака толстые и тонкие вопросы творческое д/з

ключевые термины ситуационная задача

схема - кластер незаконченное предложение

Применение технологии критического мышления позволяет развивать познавательные способности школьника, повысить мотивацию и интерес к изучаемому материалу, способствует развитию логического мышления и повышению инициативы.

Технология критического мышления дает учителю умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества.

Работа с применением приемов технологии развития критического мышления дала положительный эффект: повысился уровень знаний обучающихся по предмету и познавательный интерес.

Использование мной в работе приемов и методов технологии критического мышления направлена на реализацию требований ФГОС второго поколения, а именно на формирование универсальных учебных действий.

Стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Выпускник основной школы – это человек креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни, владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность.

В своей практике использую следующие источники литературы и информационные ресурсы. ( слайд1 3)

Именно поэт ому сегодня м ы выбрали эт у тему для обсужде ния.

Эта игра дает в озможность каждому участнику выяснить свои взгляд ы

Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из

Подготовлен ные листы с утверж дениями прикрепля ются по четырем

сторонам учебного кабинета. Педагог зачитывает по одному несколько

спорных у тверждений, связанных с проблем ой н аркоман ии. После т ого как

утверждение произносится, участники семинара должны сразу же разойтись

и встать у тех листов , н а которых отражена их точка зрения. Педагог просит

каждого об ъяснить , почему они выбрали именно утвер ждения. Выслу шав

разные точк и зрения, у частники могут выбрать листы с у тверждениями,

 Прекратить у потреблять наркот ики можно в любое вр емя.

 Зависимость о т наркотиков форми руется только после многократного

 По внешнему виду человека можно определить, у потребляет он

 Нужно, чтобы наркома ны могли бесплатно полу чать чистые иглы и

Количество зачитываемых утвержд ений варьируется пед агогом в

зависимости от активности обсу ждений. Не следу ет слишком затяг ивать

глубокого содержа ния работы и диску ссий. Ассоциации бывают разные,

однако чаще всего они отр ажают ли чностное о тношение человека к эт ой

Материалы: ручки, листы бу маги на каждого у частника се минара.

В игре обязательно участву ет вся группа. В ходе игры определяется

Педагог дает задание: «За пишите 1 - 2 слова, которые приходят вам на

Участники по очереди высказывают 1 - 2 ассоциации, которые вызывают

После этого все назва нные ассоц иации обсуждаютс я, выясняются

работе со спорны ми утверждениями . Метод работы – лекция, либо

дискуссия, в процессе к оторой педаг ог у точняет, исправляет и детализиру ет

 Механизм и особенности воздействия наркоти ков на ор ганизм

Наркотики – это х имические вещества растит ельного или

синтетическог о происхождени я, способные выз ывать измене ния

психического состояния, си стемат ическое п рименение которых приводит к

зависимости. Наркоти ческие вещества отвечают следую щим

 Способность вызывать эйфорию (приподнятое настроени е) или

физическую), т.е. потребность снова и снова использовать

 Существенный вред, приносимый психическому и фи зическому

 Опасность широкого распростране ния этих веществ среди

Наркомания – заболевание, обусловл енное зависимостью от

наркотическ ого средства или психот ропного вещества. Состоян ие

психической завис имости проявляет ся в том, что человек с помощью

наркотиков желает добиться внутреннего равновесия и стремится вновь и

вновь испытать действие наркот ика. Наркотик, его действие, постепенн о

замещает собой все обычные для чел овека положител ьные эмоции. На этом

этапе человек еще сохраняет способнос ть контролировать употребление , он

еще может выбирать, в каких ситуациях и в какой момент принять наркотик.

При этом желание употребить наркотик сохраняется всегда, но разум может

Частичная возможность контролироват ь прием наркотика создает у

потребителя иллюзию того, что наркотик еще не влияет на его жизнь, он

свободен, в свои х решениях и сможе т прекратить упот ребление в любой

Физическая зависимость – проявляется в том, что организм не может

нормально функциониров ать без н аркотика и в его отсутствие ощущает себя

крайне плохо. Это состояние х арактеризу ется физическими и псих ическими

нарушениям и, связ анными с тем, что наркотик стал ч астью об менных

Физическая зависимость выражается в неодолимом стремлении к

употреблен ию наркотика. Вл ечение, очень сильно е, вытесняет даже

жизненные потребности, например, голод и жажду. Оно определяет

настроение челове ка, дикту ет поведение, подавляет контроль за приемом

Читайте также: