Семинар по экологии в школе

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, повысить профессиональное мастерство, установить тесное сотрудничество между педагогами дополнительного образования.

Задачи:

1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии.
2. Показать различные формы творческой работы, применяемые при решении задач экологического воспитания.
3. Развивать творческий и познавательный интерес у педагогов.
4. Воспитывать любовь к природе.

План семинара-практикума:

1. Теоретическая часть:

2. Практическая часть

Ход семинара:

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами дополнительного образования.

Теоретическая часть:

Практическая часть:

В начале практической части нашего семинара я предлагаю вам разделиться на четыре команды с помощью изображений четырех стихий (вода, огонь, земля, воздух).
(Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на четыре команды).

— Экологический тренинг (под звуки леса)

Закройте глаза и представьте себе, что вы сейчас находитесь в лесу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Вы вдыхаете его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Надо вами гордо кружатся птицы. Вам хорошо и приятно. Вы очень рады, что встретились с удивительным миром природы. Вы хотите жить в мире с природой. Тишина, слышно только пение птиц, шелест листьев, журчание реки. Покой и умиротворение в природе и вашей душе. Красота! Откроем глаза и мы снова в нашем клубе.

Попробуйте подобрать ассоциации эко¬логического содержания к кому-либо из коллег, не называя его.

Ассоциации экологического содержания:

Внешность, характер, манера поведения того человека ассоциируются у вас:

  • со стихией (огонь, воздух, вода, земля);
  • с природным явлением;
  • с животным (зверь, птица, насекомое);
  • с растением (дерево, кустарник, цветок);
  • с минералом.

Пять-шесть педагогов составляют рассказы, остальные участники пытаются догадаться, о ком идёт речь.

Решение педагогических ситуаций.

Сегодня мы поговорим о том, как педагоги могут повысить свою компетентность в вопросах экологического воспитания детей.

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздается каждой команде по 2 ситуации приложение № 2)

Педагоги выполняют задание. Дается время на обсуждение мнений.

Данная притча показывает силу антропогенного вмешательства в природу.

Педагог профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки? Поэтому в своей работе мы часто используем экологические сказки, одну из них предлагаю посмотреть.

По данной сказке мы видим, что глобальные экологические проблемы: Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, отравленные ядами химических предприятий реки, загрязненный воздух, исчезающие леса не произошли сами по себе. И здесь антропогенное воздействие на природу. Я предлагаю участникам решить экологическую задачу:

Экологическая задача: По переписи населения за 2012 год в нашем городе проживает 205 тысяч человек. Если каждый выкидывает в день 1 кг мусора, сколько мусора выкидывается в день в городе? В месяц? В год?


(Решение: 205000 в день, 205000* 30= 6.150.000 за месяц, 6150000* 12= 73.800.000 кг за год).

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  • Паук усиленно плетет паутину — (к сухой погоде).
  • Стрижи, ласточки низко летают — (дождь предвещают).
  • Собака катается по земле, мало ест и много спит — (к вьюге).
  • Если утром трава сухая — (к вечеру ожидай дождя).
  • С утра лютики распустились и остались раскрытыми весь день — (к хорошей погоде).
  • Аромат цветов усилился — перед дождем.
  • Кошка свернулась клубочком — (к похолоданию).
  • Ворона кричит зимой — (к метели).
  • Лягушки квакают — (к дождю).
  • Воробьи в пыли купаются — (к дождю).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

Яблоко, апельсин, банан, киви, груша. Участник с закрытыми глазами угадывают на запах.

Участники берут пронумерованные веточки, ощупывают, нюхают, пробуют на вкус и определяют название растения.

1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
2. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смородины, шиповника.)
3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она содержит лимонную кислоту.)
4. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли и настои валерианы употребляют при бессоннице).
5. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Мох хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)

1. Довольно крупная птица, массой 23-33 гр., с коротким толстым клювом на голове черная шапочка, у самца грудь и часть брюшка красного цвета. (Снегирь)
2. Эта птица массой от 300 до 350 гр., размером с грача. Черного цвета с красной шапочкой на голове. Клюв прямой, крепкий, приспособленный к дроблению древесины. (Дятел).
3. Блестяще — черная сверху, с ярко — белой поясницей, низ тела полностью белый. Поселяются колониями. Гнезда лепные крепят к зданиям в виде неполного полушария. (Ласточка)
4. Дневная птица. Населяет степи, полупустыни, пустыни. Крупная (масса от 1 до 18 кг.), плотного телосложения. Окрас пестрый, присутствует рыжий, серый и белый цвет. А голове хохолок. Клюв длинный, крепкий, заостренный на конце. Хорошо летает, бегает и много ходит, почти безголосая. (Дрофа).
5. В Казахстане гнездится в лесостепной зоне. Величиной с воробья масса 18 — 26 граммов. У самца оперение многоцветное, голова серо — стальная, спина коричневая, поясница желто — зеленая, грудь вишневого цвета. Поют громко. Первые трели выводят четко — зябь, зябь. (Зяблик)

Вот и подошёл к концу наш семинар-практикум. Я надеюсь, что вопросы, затронутые на семинаре-практикуме, не оставили никого из вас равнодушным и способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Кяхтинское районное управление образования

по ВР Дылыкова И.П

Адрес: 671840, Республика Бурятия, город Кяхта, ул. Каландаришвили,1

Электронный адрес: kyahta 2 school @ yandex .

г. Кяхта, 2019 год

РОЛИК ОБ ЭКОЛОГИИ

«Не то, что мните вы, — природа.
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф. Тютчев)

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт, эффективное взаимодействие между педагогами.

Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

Экологический подход необходимо реализовывать через урочную и внеурочную деятельность, через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при проведении ролевых игр, тренингов, мероприятий.

Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:

непосредственное познание природы;

школьное экологическое воспитание и образование;

средства массовой информации.

Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Цели экологического воспитания:

Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, активной роли и места человека в биосфере как социального существа;

Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.

Принципы организации экологического воспитания и образования:

Процесс формирования гармоничных отношений с окружающей средой является составной частью общей системы воспитания и образования, актуальным ее направлением.

Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности.

В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению на основе права на субъективность и субъектность каждого ученика по отношению к учебно – воспитательному процессу (свобода выбора учеником сфер приложения сил в организации биологической деятельности школы)

Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования и воспитания.

Формы, методы и средства организации эколог. воспитания и образования:
а)традиционные; б) активные, инновационные.

предметная – на уроках экологии;

межпредметная - экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках биологии, химии, физики, математики, литературы и др.;

внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:

классные и библиотечные часы;

исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;

экологические праздники и мероприятия;

лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;

участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;

практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники, акции.

Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

Экологическое образование формирует следующие ключевые компетентности:

компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);

компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);

компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);

компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях)

Теоретический блок:

1.Выступление учителя биологии и химии Исмагиловой Н.В

2.Выступление учителя биологии Будуновой Е.Д

Практический блок:

Цель нашего практического блока: Развить творческий потенциал, компетентность в вопросах экологии, повысить профессиональное мастерство, установить тесное сотрудничество между педагогами

Если вы боитесь, что вас побьют,

Считайте себя избитым.
Если вы думаете, что вы не можете,

Вы не сможете никогда.
Если вы считаете, что проиграете,

Вы уже проиграли.
Потому что во всем мире мы видим,

Что успех начинается с воли человека:
Все зависит от состояния ума.
Если вы сочтете, что вас оставят позади,

Это так и будет.
Ваши мысли должны лететь высоко,
Чтобы дать возможность вам подняться вверх.
Прежде чем вы сможете одержать победу,
Вы должны быть уверены в себе.
Сильный и быстрый
Не всегда побеждает в жизненных битвах.
Рано или поздно победа достается тому,
Кто считает, что он это может сделать.

В начале практической части нашего семинара я предлагаю вам разделиться на четыре команды - четыре стихии с помощью жребия (вода, огонь, земля, воздух).
(Педагоги выбирают листочки с названиями стихий и делятся на команды).

В нашем практическом блоке мы выявим сильнейшую команду игроков-экологов, а счетная комиссия в лице Бухольцевой О.Ю, Бадмацыреновой Н.А, Ванчиковой А.В представит нам в конце результаты.

1 задание: Продолжи высказывание "Природа в моей жизни – это…(команды по очереди без пауз продолжают), победитель -4б, по мере убывания 3,2,1б:

источник вдохновения; способ наслаждения; погружение в гармонию; проведение досуга; способ самореализации; сфера моего познавательного интереса; стимул для расширения моего кругозора; возможность восстановления душевного равновесия; предмет моей заботы; осознание моей ответственности перед ней".

Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег, не называя его.

Ассоциации экологического содержания:

Внешность, характер, манера поведения того человека ассоциируются у вас:

со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

с природным явлением;

с животным (зверь, птица, насекомое);

с растением (дерево, кустарник, цветок);

Команды составляют рассказы, остальные участники пытаются догадаться, о ком идёт речь. Команда, чей загаданный образ будет угадан сразу, получает 1 б.

(Приложение №1 Ассоциации экологического содержания Внешность, характер, манера поведения того человека ассоциируются у вас: - со стихией (огонь, воздух, вода, земля); - с природным явлением; - с животным (зверь, птица, насекомое); - с растением (дерево, кустарник, цветок); - с минералом.)

Данная притча показывает силу антропогенного вмешательства в природу.

Я предлагаю вам решить экологическую задачу, которая показывает силу антропогенного вмешательства в природу человеком:

Экологическая задача: По переписи населения за 2016 год в Республике Бурятия проживает примерно 984 тысяч человек. Если каждый выкидывает в день 1 кг мусора, сколько мусора выкидывается в день в республике? В месяц? В год?

hello_html_m1bc5996a.jpg

(Решение: 984000 в день, 984000* 30= 29520000 за месяц, 29520000* 12= 354240000 кг за год).

Команда, решившая первая 4б, и так по мере убывания.

Команда разрабатывает по 1 пед. ситуации экологического содержания. Задают по кругу друг другу, предлагают свой вариант ответа в конце. Оценивание по 4б системе.

Средь горных хребтов, возле сопок и скал
Раскинулось озеро-море,
Сибири жемчужина – древний Байкал,
Чьи волны шумят на просторе.
Байкалу нет равных озёр на Земле –
Он самый глубокий и чистый!
Прекрасен утрами, в вечерней заре,
В снегах и под солнцем лучистым.

И мы, конечно же, как никто другой должны знать о нем, как можно больше.

Задача команды, после просмотра ролика, суметь ответить на вопросы о Байкале. Оценивание по 4б системе.

РОЛИК (Работа в команде)

Подведение итогов, выступление жюри.

Вот и подошёл к концу наш семинар-практикум. Я надеюсь, что вопросы, затронутые на семинаре-практикуме, не оставили никого из вас равнодушным и способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии .

Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб.

Каждый должен понять, что только в гармонии с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества, поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной целью экологического образования и воспитания, а задача системы образования- сформировать экологическую культуру нового общества.

ВложениеРазмер
tekst_metod.seminara.docx 30.78 КБ

Предварительный просмотр:

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб.

Каждый должен понять, что только в гармонии с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества, поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной целью экологического образования и воспитания, а задача системы образования- сформировать экологическую культуру нового общества.

Компоненты экологической культуры

- экологическое сознание, которое основывается на понимании целостности природы, стремлении к таким взаимоотношениям с окружающим миром, которые приводят к позитивному взаимодействию с ним;

- экологическая воспитанность, выражающаяся в гуманно-ценностном отношении к природе, доброжелательности к живому, в эмоциональной отзывчивости на их состояние, в интересе к природным объектам, в желании и умении заботиться о живом;

- экологические знания, которые включают сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней, об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

-воспитание экологически грамотного поколения, способного оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;

-поколения способного выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-осознание необходимостидействий по сохранению биоразнообразия и природных местообитанийвидов растений и животных;

-необходимости рационального природопользования,защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

Изучая педагогический аспектформирования экологической культуры у обучающихся я обратилась к исследованиям учёных, педагогов Андрея Анатольевича Плешакова, Василия Александровича Сухомлинского и др.

Чтобы вызвать у ребёнка интерес к учебе необходимо использовать современные образовательные технологии. В своей работе использую инновационные и традиционные педагогические технологии: проектную, технологию проблемного обучения, развития критического мышления, игровую, здоровьесберегающую.

Внеурочная работа с учащимися построена таким образом, чтобы не только приобретать новые знания, но и принимать деятельное участие в преобразовании окружающей среды, иметь активную жизненную позицию, чувствовать себя сопричастным к международному экологическому движению, развивать навыки исследовательской деятельности, что отражено во ФГОС второго поколения.

Работы детей имеют большую практическую значимость, так как результаты этих работ могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе. В процессе работы выявляются таланты и способности детей, а в старших классах это помогает ребятам лучше познавать себя, свое место в жизни, а порой – и выбрать профессию. Внеурочная деятельность организована в соответствии с ФГОС и направлена на обеспечение индивидуальных потребностей школьников.

Для формирования экологической культуры обучающихся стараюсь организовать их участие в разнообразных экологических конкурсах, по итогам которых ребята стали победителями и призёрами.

- Школьный конкурс на лучшую эмблему

Экологические выставки рисунков, фоторабот

Экологические праздники, спектакли

В целях интеллектуального и творческого развития, формирования экологической культуры и духовно-нравственного становления подрастающего поколения ,приобщения юношества к традициям российской научной школы обучающиеся ежегодно принимают участие в Юношеских чтениях имени В.И.Вернадского, посещая Мичуринский государственный аграрный университет.

Подводя итоги, можно сказать, что дети, воспитанные в традициях экологической культуры, способны будут создать новое общество, в котором будут цветущие сады, зелёные парки, живописные деревни. Таким людям в голову не придёт бросить окурок, или вообще курить, ломать деревья и сливать в реки отходы нефтепродуктов. Они покажут пример, как нужно поступать нормальному человеку и не постесняются объяснить нарушителям, как делать не стоит. Ведь человек – не бездумный эксплуататор природы, а ответственный её хранитель.

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности указом президента В.В.Путина установлено провести в 2017 году в Российской Федерации Год экологии, в связи с этим мной запланировано проведение разнообразных мероприятий и участие в различных конкурсах экологической направленности в этом году.

Вводное слово учителя: "На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучать тему "Экосистема".

- Что называют экосистемой?

Вы знаете, что самой крупной экосистемой является биосфера. Человек - элемент биосферы. Все жизненные ресурсы - воздух, воду, пищу, значительную часть энергетических и строительных ресурсов человек берет из биосферы. В биосферу же сбрасывает отходы - промышленные и бытовые. Долгое время такой тип деятельности человека не нарушал экологического равновесия в биосфере. Но в последнее столетие, расширяя промышленную деятельность, человечество все активнее вторгалось в живой мир Земли. В настоящее время на Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где не обнаружены следы деятельности человека. Деятельность человека оказывает такое заметное действие на биосферу, что это приводит к серьезным экологическим проблемам. Об этих проблемах мы сегодня и будем вести рассказ. Постараемся обозначить экологические проблемы современности, выявить причины их возникновения, предложить пути решения этих проблем.

Работа с тетрадью + доска: В тетрадях записывается число и тема урока "Экологические проблемы современности"

Кислотные дожди Интерактивная Доска (ИД) слайд(1)
Нарушение (истощение) озонового экрана ИД(3), приложение 4
"Парниковый эффект" ИД(2)
Загрязнение гидросферы ИД(5), приложение 2
Истощение и нарушение почвы ИД(6) + таблица, приложение 3
Опустынивание ИД(7) + таблица, приложение 1
Проблема свалок таблица
Радиационное загрязнение ИД(4)
Сокращение видового разнообразия ИД(8), приложение 1
Рост численности народонаселения приложение 4

Таким образом, ребята обозначили проблемы и постарались объяснить их причины и последствия.

  1. Загрязнение атмосферы. Кислотные дожди.
  2. Истощение озонового слоя
  3. "Парниковый эффект"
  4. Загрязнение гидросферы
  5. Загрязнение и разрушение почв
  6. Опустынивание
  7. Радиационное загрязнение
  8. Сокращение видового разнообразия живых организмов
  9. Рост численности народонаселения

Если не решать эти проблемы, то они могут привести к глобальному экологическому кризису или экологической катастрофе. Возникает закономерные вопросы "Что же необходимо сделать уже сейчас? Есть ли пути выхода из сложившейся ситуации?" Как вы думаете? Ваши предложения?

  1. Осуществлять строгий контроль за выбросами вредных веществ. Существуют ПДК и ПДВ (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду) и если выбросы предприятия превышают ПДВ, накладывать штрафные санкции.
  2. Повторное использование отходов. Вторичная переработка. (это позволяет экономить энергию, сырье, уменьшает загрязнение) 20 кг макулатуры сохраняет 1 крупное дерево, а 1 т - 0,5 га леса среднего возраста,. 1 т металлолома в качестве сырья для выплавки стали - дает экономию 10 млрд. рублей.
  3. Использовать фильтры, малоотходные технологии. Ученые ФГТ дали образное название этим способам уменьшить загрязнение "удлини трубу" - рассеивание, разбавление; "заглуши трубу" - очистка, фильтры; "завяжи трубу узлом" - малоотходные технологии. Применение этой технологии позволило восстановить экосистемы Рейна, Сены, Темзы.
  4. Рациональное и полное использование ресурсов. Во время добычи нефти образуется попутный газ, который сжигают в факелах, а можно использовать как сырье для химической промышленности. Извлекать из руды все ценное (Норильск).
  5. Восстановление лесов. В Швеции эта проблема решена. За последние 100 лет площадь лесов там увеличилась вдвое, так как они сажали 50 деревьев на одного жителя в год.
  6. Захоронение радиоактивных отходов.
  7. Использование нетрадиционных источников энергии (солнце, приливы и отливы, ветер).
    ПЭС - Кислогубская + ИД(10) Ли-Рос.
    Солнечные - Кавказ, Япония; ветровые - Голландия, США, Россия (Астрахань ИД(10)); геоТЭС - Камчатка, Курилы, Исландия.
  8. Перевод автомобилей на газовое топливо и электротопливо. ИД(10) Москва - легкое метро.
  9. Регулирование роста численности населения. Китай - "второй ребенок - налог". Европа - выделение средств на ребенка.
  10. Создание сети заповедников и национальных парков. ИД - 9.
    В России - 89 заповедников; 29 национальных парков; 9 памятников природы.
    - А у нас в Московской области и в Шатурском районе есть охраняемые территории? (Приокско-Террасный заповедник, национальный парк "Лосиный остров", в Шатурском районе 20 заказников)
  11. Изменить свое отношение к природе от покорения к сотрудничеству, то есть выполнить один из законов Барри Коммонера "Природа знает лучше"
  12. Воспитывать в себе благоговение ко всему живому.

Все наши предложения выполнимы сегодня? Как вы думаете? (Да)

Заключительное слово учителя: Поэтому сегодня необходимо каждому экологическое образование и сознание. Экологическое сознание означает чувство ответственности за природу перед обществом и перед самой природой. Оно не приходит сразу, его надо воспитывать в себе и окружающих.

А закончить наш семинар мне хочется словами из "Экологического манифеста": "Природа была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него все. А потому: не вреди!".

Домашнее задание: записи в тетради, стр. 191-198, параграфы 59, 71-75 "Экология России."

Читайте также: