Средства телекоммуникации в школе

Обновлено: 05.07.2024

21 век вносит свои коррективы во многие сферы жизни человека, не исключение и сфера образования. Проектная работа со школьниками все шире внедряется в наших школах, не заменяя классно-урочную систему образования, но предлагая прекрасное дополнение к ней. С появлением Интернета рамки такой работы расширились до размеров Земного шара, или наоборот, Земной шар уменьшился до размеров одного класса. Дети, живущие в разных странах, могут теперь не только общаться, но и вместе учиться, или играть, или совместно работать над изучением какой-либо темы. Телекоммуникационные проекты дают эти возможности, наряду с адреналином и ощущением свободы передвижения в пространстве.

Прое́кт (в переводе с латинского projectus) – брошенный вперед; разработанный план сооружения; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план.

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Как показывает практика обучения на базе новых информационных технологий (НИТ), новые формы обучения дают результат не только в форме развития навыков и приобретения новых знаний, но и в разработке силами учащихся полезных информационных продуктов, которые, будучи представленными в киберпространстве, становятся доступными и полезными для широкого круга пользователей.

В данной работе мы попробуем поговорить о преимуществах использования данного вида работы на примере обучения иностранному языку, а также трудностях, возникающих в процессе участия в проектах.

В чем отличие учебной проектной работы от работы в телекоммуникационном образовательном проекте?

Применительно к школе, телекоммуникационный образовательный проект исследователями рассматривается, как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе компьютерной телекоммуникации. Телекоммуникационные образовательные проекты, в отличие от проектов, проводимых в классе на уроке по какому-либо предмету, всегда межпредметны, так как требуют привлечения знаний не из одной предметной области, как это в большинстве случаев происходит на уроках, а обязательно – интегрированного знания.

Любой проводимый телекоммуникационный образовательный проект должен отвечать общим требованиям:

  • в нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях;
  • работа учащихся проводится в сетях, она осмысленна и активна – они вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, им приходится посылать и получать большое количество текстовой, цифровой, а иногда графической информации, анализировать также поступающую к ним информацию и пытаться синтезировать новые идеи;
  • в проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной групповой работы.

Опыт подсказывает, что телекоммуникации педагогически оправданы лишь в том случае, если в проекте предусматривается:

  • сбор данных в разных странах, регионах, городах и сопоставление наблюдений за природными, физическими, социальными явлениями;
  • сравнительное исследование или изучение событий, явлений, фактов, эффективности решения одной проблемы для выявления определенной тенденции, разработки предложений и принятия решения;
  • совместная познавательная, творческая или игровая деятельность.

При этом применение электронной почты целесообразно, если:

  • текстовая информация используется широко и многократно;
  • даются быстрые ответы;
  • узнаются мнения других;
  • появляется возможность общения с другими сверстниками, новыми людьми.

К чему должен быть готов учитель перед тем, как примет решение участвовать ему или не участвовать в проектах?

Учитель, при проведении телекоммуникационных проектов, должен быть готов к разрешению различных педагогических проблем

  • к изменению содержания обучения традиционных дисциплин и их комплексированию при выполнении учебных проектов (эффективность сетевого проекта зависит от включенности его в общий контекст процесса обучения и воспитания);
  • к разработке методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных исследовательских проектов, методов коллективного решения проблем (определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения).

Условно телекоммуникационные проекты можно разделить на два вида:

  1. проекты, использующие World Wide Web,
  2. проекты, для участия в которых достаточно обыкновенной электронной почты. (Иногда трудно провести границу, поскольку бывает, что предусмотрены разные варианты участия.)

Давайте рассмотрим различные варианты телекоммуникационной деятельности с участием школьников и учителей.

Можно по-разному, относится к различным конкурсам, в которых побеждает не всегда лучший, но бесспорно, что любое соревнование – прекрасный стимул, побуждающий детей к творческой деятельности.

Участие в сетевых (как и в обычных) конкурсах бывает индивидуальное или групповое. При индивидуальном соревновании школьники получают возможность участвовать из дома – это часто бывает проще, чем пользоваться школьным компьютером. С другой стороны, командное состязание имеет свои преимущества: школьники учатся работать в команде, часто с участием учителей-предметников, это повышает азартность процесса и способствует эффективному усвоению учебного материала.

В Сети проводится большое количество различных конкурсов, для участия в которых не требуется работать в Интернете он-лайн, достаточно наличия электронной почты. Иногда в он-лайне может проводиться часть работы, или возможен выбор: например, зарегистрироваться для участия в конкурсе можно через веб-форму на сайте, а можно прислать анкету по электронной почте.

Эвристические олимпиады центра дистанционного образования "Эйдос"

Во всем мире существуют специальные сети, основная задача которых – помочь учителям найти себе партнеров по проектной работе. Организаторы сети, как правило, не являются авторами и руководителями проводимых проектов: они лишь координируют

работу и создают условия, позволяющие школам искать партнеров, объявлять и проводить собственные проекты.

Вот некоторые из сетей:

Из опыта работы в международном проекте “Christmas card exchange”.

Данный проект координируется фасилитатором из Австралии и объединяет сотни школ по всему миру. Каждая рабочая группа состоит из 7 школ-участников, которые готовят и отправляют поздравительные открытки к Рождеству. Прошлые года мы делали открытки-hand-made, соблюдая методические принципы проектной деятельности. При этом мотивация изучения языка заметно увеличилась. Но сейчас все перешло на качественно новый уровень. За время проведения проекта, переписывались не только учителя. В Интернет-пространстве были созданы зоны общения школьников (форумы), со временем они переросли в регулярные тематические встречи участников проектов. Американской группой была создана web-презентация, слайды к которой добавили дети разных стран.

Партнеры из российского города Дубна поделились замечательной презентацией, созданной в программе Smile Box. А еще состоялась Skype конференция с нашими прошлогодними партнерами из Австралии, связи с которыми продолжаются и укрепляются.

Предлагаем так же ознакомиться с обобщением нашего участия в данном проекте, сделанного в форме презентации Power Point.

Вместо заключения

Участие в различных видах телекоммуникационной деятельности – это возможность:

  • представить широкой аудитории Ваши собственные интересные идеи и разработки;
  • познакомиться с множеством интересных материалов коллег;
  • включиться в совместную работу по исследованию какой-либо проблемы и обсуждению результатов;
  • найти друзей и единомышленников среди коллег в различных городах и странах;
  • а может быть и съездить в другие города и страны для разработки совместных идей и подведения итогов;
  • улучшить или выучить иностранный язык;
  • в процессе командной работы придти к большему взаимопониманию с коллегами не только из своей школы, но и из других городов и стран!

Успешная работа телекоммуникационных образовательных проектов и длительное сотрудничество основывается на обычных общечеловеческих нормах и правилах:

  • будьте внимательны к партнеру, постарайтесь понять его проблемы и ход мыслей;
  • даже на "соревновательных участках" не стремитесь подавить своим превосходством, постарайтесь найти позиции для сотрудничества;
  • Вам приятно, когда регулярно отвечают на Ваши письма? И другие участники проекта надеются, что их письма и реплики не останутся безответными;
  • Позвольте разным людям высказывать самые разные, порой диаметрально противоположные вашим собственным, мнения. Будьте терпимы, и помните о разнице менталитета.
  • В непонятной для Вас ситуации руководствуйтесь здравым смыслом и отношением к партнеру таким же, какое хотели бы видеть к себе.

Учитель становится посредником между целым миром и учениками!

Другой вопрос, какие усилия требуется от учителя, включившегося в проект вместе со своими учениками. Помимо общей координации работ, здесь не обойтись без учителя-предметника; и тут мы в очередной раз упираемся в то, что компьютер – лишь инструмент, и учитель информатики помогает освоить этот инструмент, но содержательную работу должен проводить специалист в данной области.

  1. Компьютер и информационные технологии – лишь средство выполнения поставленной образовательной задачи
  2. Основа Вашей работы – Ваша творческая индивидуальность в сочетании с умением работать в команде

Если, познакомившись с нашим материалом, Вы готовы начать работу в телекоммуникационном проекте, то подумайте:

– будете ли собирать "команду" учителей;

– на какой возраст учеников Вы ориентируетесь;

– какая тема кажется Вам наиболее интересной и перспективной;

– есть ли уже задел в виде каких-либо своих или ученических работ

Начиная работу в международном проекте, настройте себя на сотрудничество!

Сегодня информационно-коммуникативные технологии плотно входят во все сферы нашей жизни, в том числе и в образовательный процесс. Компьютерные технологии широко используются на уроках, ни одно школьное мероприятие не обходится без мультимедийных презентаций, а урок — без использования инновационных образовательных ресурсов.

Зачем нужны ИКТ-технологии в учебном процессе?

Часто педагоги задаются вопросом: так ли это необходимо для учителя, в совершенстве владеть компьютерной техникой и совершенствовать навыки использования информационных технологий?

Цели использования информационных технологий в школе достаточно разнообразны, однако главные из них — всесторонне облегчить работу педагога и при этом повысить помочь ему выйти на новый уровень качества преподавания, которого требует современность.

  • Укрепить мотивацию школьников к обучению, пробудить в них интерес к познавательной деятельности, помочь им сконцентрировать внимание на учебном процессе;
  • Добиться более эффективной и современной методики преподавания, обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся без временных и иных затрат;
  • Сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным;
  • Сэкономить время на подготовку к урокам и отслеживание результатов обучения;
  • Внести вклад в формирование информационной грамотности учащихся;
  • Выйти на новый уровень в планировании и систематизации своей работы.

Кроме того, важно помнить, что одна из актуальных задач сегодняшнего педагога — развить у учеников информационную грамотность, научить их владению информационными технологиями, помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества.

В каких учебных ситуациях актуально использование ИКТ?

Практически в любых. Информационные технологии применимы на уроках любых типов и в любой момент урока:

При объяснении нового материала. С помощью ИКТ можно эффектно представить учащимся новую тему, обозначить проблему; яркая мультимедийная презентация может сопровождать речь учителя, иллюстрируя ее видео- и аудиоматериалами, картинками, схемами.

При организации самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На уроке ученики могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-продукты.

При оценке и контроле успеваемости. ИКТ дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.

Окружающий мир. 3 класс. Часть 1

Наиболее частые направления использования ИКТ в учебном процессе

Создание мультимедийных презентаций. Это один из самых простых и доступных способов ярко и наглядно представить учебный материал. В качестве авторов презентаций выступают как педагоги, так и учащиеся: в первом случае презентация готовится к уроку как средство эффективной подачи нового материала, во втором — как форма творческой самостоятельной работы.

Использование интернет-ресурсов. Включает в себя не только поиск актуальной информации, но и оперативный обмен данными. Интернет предоставляет учащимся и учителям удобные площадки для групповой работы вне урока.

Работа с дидактическими играми и обучающими программами. Способствует геймификации образовательного процесса, стимулирует мотивацию учащихся, позволяет осуществлять контроль и систематизацию полученных знаний в увлекательной для школьников форме.

Чтобы применение ИКТ на уроках в школе было действительно полезным, для педагога крайне важно:

А) Постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Мы живем во времена, когда техника и технология стремительно эволюционируют. Учитель должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации.

Б) Не увлекаться ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано.

В) Показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует достижения ИКТ в своей повседневной практике, то и для учеников не составит труда овладеть основными приемами. Главное — понимать, что за каждой ситуацией использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объем информации, который человек получает сегодня, растет с каждым днем. Но он должен не только получать эти огромные объемы информации, но и уметь их обрабатывать. Обработка информации последнее время производится при помощи информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Сейчас невозможно представить специалиста в любой профессиональной деятельности без знания ИКТ. Можно также с уверенностью утверждать, что качество современных бытовых условий и досуг современного человека в достаточной мере зависит от его возможностей пользоваться средствами ИКТ.
Это говорит об информатизации общества - глобальном социальном процессе, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Из этого следует, что большинству членов современного общества необходимо изучать и развивать возможности использования ИКТ в своей жизни. И данное изучение необходимо проводить непрерывно, так как и ИКТ развиваются постоянно. И большинство современных людей находятся состоянии запаздывания. Для того что бы догнать развитие сферы ИКТ, необходимо так же быстро развивать сферу образования. В связи с этим возникает ряд общепедагогических и социально-педагогических проблем проникновения информационных и коммуникационных технологий в образование. Этот процесс проникновения называется информатизацией образования.
Информатизация образования – комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий. Процесс информатизации образования заставил по-новому взглянуть на применения ИКТ для представления информации и для процесса образования в целом.

3. Возможные негативные последствия использования коммуникационных и информационных технологий в образовании.
Применение коммуникационных и информационных технологий в образовании может влечь за собой не только положительные, но и отрицательные последствия. Это связанно с несколькими факторами.
Одним фактором является медицинский. Работа с коммуникационными и информационными технологиями связанна с работой за компьютером, а за компьютером человек может проводить только определенное время в день. Это связанно в первую очередь с чрезмерным напряжением глаз, так же продолжительным нахождением человека в сидячем положении.
Но так же можно выделить огромное количество вредных или опасных факторов: повышенная температура поверхностей ПК, повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, выделение в воздух рабочей зоны ряда химических веществ, повышенная или пониженная влажность воздуха, повышенный или пониженный уровень отрицательных и положительных аэроионов, повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание, повышенный уровень статического электричества, повышенный уровень электромагнитных излучений и так далее.

Так же необходимо помнить о факторах психологического характера. Эти факторы являются, наверное, самыми опасными. Они связанны с огромным объемом учебной информации, которая чае всего не соответствует психологическим требования для конкретной группы учеников. Так же информационные и коммуникационные технологии позволяют в любое время получить не только учебную информацию, но и вообще любую возможную информацию, что так же может очень сильно повлиять на психику человека.

По этой причине актуальны исследования в области психолого-педагогического воздействия и медицинских последствий применения средств информационных и коммуникационных технологий на физическое и психическое здоровье ученика. Актуальны также исследования медицинских проблем организации занятий с использованием современных средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации на всех уровнях системы образования - от дошкольных учреждений до высшей школы и системы подготовки кадров.

3.1 Предотвращение возможных негативных медицинских последствий.
Существуют определенные инструкции работа за компьютером. Данные инструкции позволяют свезти к минимуму негативные последствия для пользователей компьютеров. Но, к сожалению, на предприятиях и в образовательных учреждениях к таким инструкциям очень редко прислушиваются. Необходимо в обязательном порядке вести работу по разъяснению принципов безопасной работы за компьютером.

Вот те простые правила, при соблюдении которых работа за компьютером становиться более безопасной:
- эксплуатация ПЭВМ должна осуществляться в помещениях с есте-ственным и искусственным освещением;
- оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков, позволяющих исключить прямую блескость, создаваемую солнечными лучами;
- площадь на одно рабочее место пользователей, работающих с ви-деодисплейными терминалами (мониторами) на базе электронно-лучевой трубки должна составлять не менее 6 квадратных метров, с мониторами на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) – не менее 4,5 квадратных метров;
- светильники местного освещения должны иметь не просвечивающий отражатель с защитным углом не менее 40 градусов;
- расстояние от глаз до экрана видеодисплейного терминала должно находится в пределах 600-700 мм, но не ближе 500 мм;
- в помещении с ПЭВМ должна производиться ежедневная влажная уборка пола и мебели. Помещения с работающими ПЭВМ необходимо проветривать после каждого часа работы;
- женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3 часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований;
- продолжительность непрерывной работы с видеодисплейным терминалом без регламентированного перерыва не должна превышать 1 час;
- для предупреждения преждевременной утомляемости рекомендуется организовывать рабочую смену путём чередования работ с использованием ПЭВМ и без неё;
- при работе с текстовой информацией рекомендуется выбирать наиболее физиологичный режим представления черных символов на белом фоне;
- если работник во время перерыва в работе с ПЭВМ вынужден находиться в непосредственной близости от него (менее 2 метров), то необходимо отключить питание монитора.

Так же огромное количество преподавателей просто не принимают изменение структуры образовательного процесса. Это происходит из-за того, что еще не разработаны общие технологии обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий. И преподавателям приходится разрабатывать всю структуру своего курса самостоятельно и внедрять туда данные технологии на свой страх и риск, потому что не всегда преподаватели являются специалистами по данным технологиям.

Уже ничего нельзя сделать с развитием информационных и коммуникационных технологий и их внедрением в образовательный процесс. Осталось только смириться и начать сотрудничать с этими технологиями. Это сотрудничество будет плодотворным, если разбираться не только в самих технологиях, но с особенностями их использования в образовании.
Все новое влечет за собой не только хорошее, но и плохое. В случаи с информационными и коммуникационными технологиями плохим будет считаться негативное последствие на физическое и психологическое здоровье человека.

Если учесть все особенности и аспекты применения информационных и коммуникационных технологий в образовании, то можно достичь высоких результатов, так как эти технологии расширяют возможности работы с информацией и так же возможности общения и обучения людей на расстоянии.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Общая характеристика телекоммуникационного проекта

Доктор педагогических наук Евгения Семёновна Полат (автор исследований по обучению методу проектов) учебный телекоммуникационный проект определяет как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, которая организована на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Главная особенность телекоммуникационных проектов – их межпредметность, поскольку решение той или иной проблемы всегда требует интеграции многостороннего знания. Организация телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы при их выполнении было необходимо привлече­ние свойств компьютерной телекоммуникации. Это означает, что далеко не все проекты соответствуют характеру телекоммуникационных. Какими свойствами должен обладать проект, чтобы он был реализован средствами телекоммуникаций?

Проект будет являться телекоммуникационным, если в ходе его выполнения предлагается:

• проводить множественные, длительные, разовые или систематические наблюдения за явлением (напр., природным, физическим, социальным), которые требуют сбора информации в разных регионах для решения поставленного вопроса;

• сравнительное изучение какого–либо явления, объекта, события, которое имеет место в различных местностях для выявления определенной закономерности и принятие решения;

• сравнительное изучение эффективности использования одного либо альтернативных способов решения проблемы для выявления наиболее приемлемого для различных подходов решения;

• совместное создание (разработка) чего-то нового: практическая работа (напр., выведение нового сорта цветов в различных условиях), творческая работа (напр. создание журнала, газеты, сценария, книги, мюзикла);

• проведение приключенческих коллективных сетевых игр (состязаний).

2.Организация проектной деятельности учащихся в сетях

Несмотря на дополнительные трудности для совместной деятельности в сотрудничестве, телекоммуникационный проект имеет дополнительные возможности познания: знакомство с новыми людьми всегда несёт в себе не только элемент новизны ощущений, новые познания, но и позволяет проявить себя, раскрыть свои потенциал.

Для того, чтобы компьютерные телекоммуникации сделать учебным инструментом в школе, необходимо спланировать весь комплекс работ по их развитию.

Начальный этап - выбор лица, ответственного за телекоммуникации в школе (учитель, который хорошо овладел технологией проектного метода, человек творческий, активный, целеустремлённый). Поиск координатора трудоёмкий и ответственный этап организации телекоммуникационных проектов в школе. Координация телекоммуникационных проектов должна осуществляться на разных уровнях: на уровне группы учащихся, участвующих в каком-то локальном проекте, и на уровне школы, где ребята работают в самых разных проектах и, при необходимости, в общешкольном проекте.

Организационно–методический этап - спланировать работу школы с телекоммуникациями. Здесь необходима методическая подготовка учителей, участвующих в телекоммуникационных проектах:

подготовить учителей к руководству проектной деятельности в сетях (обратить внимание на разнообразие исследовательских методов и самостоятельных видов деятельности учащихся, на культуру общения в сетях)

распределить должностные обязанности за различные виды деятельности.

познакомить с возможностями провайдера, поисковыми системами Интернет, с информационными ресурсами и услугами.

приступить к поиску партнёров.

целесообразно провести телекоммуникационный сеанс, показав на практике некоторые ресурсы, предоставляемые пользователям Интернет.

Что представляет собой ваша школа: её специализация и наиболее интересные черты?

Где находится ваша школа (республика, город, район)? Чем знаменито это место?

Какие классы (учителя, учащиеся) хотели бы участвовать в переписке? Почему?

Ваши личные и профессиональные интересы? Каково ваше хобби?

Если же учителю интересна организация большого регионального или межрегионального проекта, то одних представительских писем будет недостаточно. Потребуется выслать так же предложения партнёру в отношении выдвинутой идеи: суть, её содержание, возможные результаты, выгодность.

Технологический этап – в проектах принимают большое количество ребят и, чтобы искать информацию было как много проще, в сети создается локальная поисковая система. На специально созданном сайте регистрируются учетные записи учителей и учащихся. На страничке для учащихся представляется вся необходимая для них информация (желательно по разделам). Такая организация деятельности с Интернет-ресурсами позволяет, с одной стороны, решать задачу организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с разными целевыми установками, а с другой – экономить время, а с ним и материальные средства, усилия учащихся и учителей.

3.Отбор тематики, организация групп учащихся в сетях

Приступая к организации телекоммуникационных проектов, важно изучить интересы и предпочтения учащихся, выбрать тему проекта и подготовить учащихся к работе. Так же нужно выяснить актуальность интересов участников проекта для школы, района (города), и соответственно, будут ли результаты работы над проектом актуальными и значимыми для других людей.

Проекты могут выполняться как в рамках урочной, так и внеурочной или внеклассной деятельности.

В телекоммуникационных проектах хорошо зарекомендованы конференции (доклады по отдельным вопросам учебных дисциплин).

Среди популярных проектов с использованием телекоммуникаций отметим:

интерактивные приключенческие игры между двумя и более школами, особенно для младших школьников;

межшкольные литературные газеты, журналы и пр.;

совместные проекты, предусматривающие сбор разнообразных фактов, данных и пр.;

совместное написание литературных произведений;

изучение и анализ спортивных результатов и проведение спортивных мероприятий;

совместное решение разнообразных актуальных проблем города/региона/страны;

разработка путешествий, туристических походов с учётом расписания движений транспортных средств, обмена валюты.

сравнительное изучение курсов истории, географии, окружающей среды, религии, преподающихся в школах разных стран.

Наряду с отбором идей и тематики проектов следует начать работу с учащимися по овладению исследовательскими методами и технологией компьютерной телекоммуникации.

Например, одной из форм подготовки учащихся может быть спецкурс, на котором необходимо достаточно подробно рассказать участникам о специфике компьютерного исследования, о том, как и где искать информацию по данной теме, как её следует анализировать.

Формы организации деятельности учащихся могут быть различными:

индивидуальные проекты (внутри другого проекта);

парные проекты - над одним проектом партнёры работают в паре:

групповые проекты - в проекте принимают участие группы с обеих сторон или даже из нескольких регионов.

Важно, чтобы, договорившись с партнёрами о тематике проекта, учащиеся каждой группы постарались самостоятельно увидеть и определить значимую проблему в этом проекте (в целом или его части). Необходимо, чтобы участники не сосредотачивались на личностных интересах, а также смогли разглядеть проблемы и интересы своих партнёров.

Когда проблема всего проекта будет сформулирована, самое время переходить к определению гипотезы её решения. Учитель может помочь учащимся сформулировать гипотезы, задавая наводящие вопросы.

Затем, учитель разбивает всех участников на подгруппы по интересам учеников, каждая из которых исследуют одну из гипотез, в качестве которых служат ответы на поставленные вопросы.

Предварительно каждая группа должна обсудить и решить, какими методами она собирается изучить данный вопрос. После чего свои подходы к решению проблемы она защищает перед всем классом, и если класс вместе с учителем считают, что избранные методы достаточно надёжны и могут обеспечить достоверную и достаточную информацию для решения поставленного вопроса, они утверждаются. Только после того, как подходы всех групп утверждены, можно приступать к работе.

Группа участников также должна договаривается о том, как будет оформлен готовый материал.

Когда материал собран, проанализирован и сформулирован аргументированный вывод, ребята устраивают презентацию своей версии решения в той форме, которую они выбрали. Если в ходе общего обсуждения учащиеся приходят к мнению, что приведённые данные являются достаточными аргументами, подтверждающими ранее выдвинутую гипотезу, тогда эта гипотеза становится утверждение, составляющим один из существенных аргументов общей проблемы. И так – по цепочке со всеми группами, участвующими в проекте.

В итоге, все участники проводят обсуждение, каким образом будет оформлено решение глобальной проблемы в целом, какой практический выход это решение может иметь для данной школы и лично для каждого участника и т.д.

4.Требования к участникам телекоммуникационного проекта

Организация телекоммуникационных проектов требует специ­альной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и уча­щихся.

Требования к учителю:

• умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значи­мые темы проектов;

• умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

• переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по сво­ему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной дея­тельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, группо­вых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поиско­вого, творческого плана;

• владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;

• умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;

• если речь идет о международном проекте - практическое владение язы­ком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее исто­рии;

• владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, теле­коммуникационной технологией, пользованием базой данных, принте­ром).

Требования к учащимся:

• знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);

• владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вво­дить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользо­вание компьютерной телекоммуникационной технологией, обработку получаемых количественных данных с помощью программ электрон­ных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;

• владение коммуникативными навыками;

• умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, со­держащихся в телекоммуникационном проекте;

• в случае международного проекта - практическое владение языком партнера;

• уверенное пользование интернет-сайтами.

Таким образом, из всего выше написанного можно сделать следующие выводы. В наши дни телекоммуникационный проект может стать не просто отличным времяпровождением подростков в сети Интернет, но так же огромной движущей силой в организации учебно-познавательной деятельности, развивать творческие способности учащихся, общению с людьми из других регио­нов, стран, помогает изучать историю, язык, культуру других народов. Для использования телекоммуникационных проектов в учебном процессе необ­ходимо сейчас немногое, да и в большинстве случаев то, как уже было выяснено - что есть чуть ли не у каждого ребенка страны - любой гаджет с выходом в интернет. И на данный момент необходима, прежде всего, инициатива учителей – наставников, готовых идти в ногу со временем.

Учебный телекоммуникационный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации:

Характеристики: общая цель, согласованные способы деятельности, общий результат

Читайте также: