Средства телекоммуникации в школе
Обновлено: 05.07.2024
21 век вносит свои коррективы во многие сферы жизни человека, не исключение и сфера образования. Проектная работа со школьниками все шире внедряется в наших школах, не заменяя классно-урочную систему образования, но предлагая прекрасное дополнение к ней. С появлением Интернета рамки такой работы расширились до размеров Земного шара, или наоборот, Земной шар уменьшился до размеров одного класса. Дети, живущие в разных странах, могут теперь не только общаться, но и вместе учиться, или играть, или совместно работать над изучением какой-либо темы. Телекоммуникационные проекты дают эти возможности, наряду с адреналином и ощущением свободы передвижения в пространстве.
Прое́кт (в переводе с латинского projectus) – брошенный вперед; разработанный план сооружения; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план.
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Как показывает практика обучения на базе новых информационных технологий (НИТ), новые формы обучения дают результат не только в форме развития навыков и приобретения новых знаний, но и в разработке силами учащихся полезных информационных продуктов, которые, будучи представленными в киберпространстве, становятся доступными и полезными для широкого круга пользователей.
В данной работе мы попробуем поговорить о преимуществах использования данного вида работы на примере обучения иностранному языку, а также трудностях, возникающих в процессе участия в проектах.
В чем отличие учебной проектной работы от работы в телекоммуникационном образовательном проекте?
Применительно к школе, телекоммуникационный образовательный проект исследователями рассматривается, как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе компьютерной телекоммуникации. Телекоммуникационные образовательные проекты, в отличие от проектов, проводимых в классе на уроке по какому-либо предмету, всегда межпредметны, так как требуют привлечения знаний не из одной предметной области, как это в большинстве случаев происходит на уроках, а обязательно – интегрированного знания.
Любой проводимый телекоммуникационный образовательный проект должен отвечать общим требованиям:
- в нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях;
- работа учащихся проводится в сетях, она осмысленна и активна – они вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, им приходится посылать и получать большое количество текстовой, цифровой, а иногда графической информации, анализировать также поступающую к ним информацию и пытаться синтезировать новые идеи;
- в проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной групповой работы.
Опыт подсказывает, что телекоммуникации педагогически оправданы лишь в том случае, если в проекте предусматривается:
- сбор данных в разных странах, регионах, городах и сопоставление наблюдений за природными, физическими, социальными явлениями;
- сравнительное исследование или изучение событий, явлений, фактов, эффективности решения одной проблемы для выявления определенной тенденции, разработки предложений и принятия решения;
- совместная познавательная, творческая или игровая деятельность.
При этом применение электронной почты целесообразно, если:
- текстовая информация используется широко и многократно;
- даются быстрые ответы;
- узнаются мнения других;
- появляется возможность общения с другими сверстниками, новыми людьми.
К чему должен быть готов учитель перед тем, как примет решение участвовать ему или не участвовать в проектах?
Учитель, при проведении телекоммуникационных проектов, должен быть готов к разрешению различных педагогических проблем
- к изменению содержания обучения традиционных дисциплин и их комплексированию при выполнении учебных проектов (эффективность сетевого проекта зависит от включенности его в общий контекст процесса обучения и воспитания);
- к разработке методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных исследовательских проектов, методов коллективного решения проблем (определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения).
Условно телекоммуникационные проекты можно разделить на два вида:
- проекты, использующие World Wide Web,
- проекты, для участия в которых достаточно обыкновенной электронной почты. (Иногда трудно провести границу, поскольку бывает, что предусмотрены разные варианты участия.)
Давайте рассмотрим различные варианты телекоммуникационной деятельности с участием школьников и учителей.
Можно по-разному, относится к различным конкурсам, в которых побеждает не всегда лучший, но бесспорно, что любое соревнование – прекрасный стимул, побуждающий детей к творческой деятельности.
Участие в сетевых (как и в обычных) конкурсах бывает индивидуальное или групповое. При индивидуальном соревновании школьники получают возможность участвовать из дома – это часто бывает проще, чем пользоваться школьным компьютером. С другой стороны, командное состязание имеет свои преимущества: школьники учатся работать в команде, часто с участием учителей-предметников, это повышает азартность процесса и способствует эффективному усвоению учебного материала.
В Сети проводится большое количество различных конкурсов, для участия в которых не требуется работать в Интернете он-лайн, достаточно наличия электронной почты. Иногда в он-лайне может проводиться часть работы, или возможен выбор: например, зарегистрироваться для участия в конкурсе можно через веб-форму на сайте, а можно прислать анкету по электронной почте.
Эвристические олимпиады центра дистанционного образования "Эйдос"
Во всем мире существуют специальные сети, основная задача которых – помочь учителям найти себе партнеров по проектной работе. Организаторы сети, как правило, не являются авторами и руководителями проводимых проектов: они лишь координируют
работу и создают условия, позволяющие школам искать партнеров, объявлять и проводить собственные проекты.
Вот некоторые из сетей:
Из опыта работы в международном проекте “Christmas card exchange”.
Данный проект координируется фасилитатором из Австралии и объединяет сотни школ по всему миру. Каждая рабочая группа состоит из 7 школ-участников, которые готовят и отправляют поздравительные открытки к Рождеству. Прошлые года мы делали открытки-hand-made, соблюдая методические принципы проектной деятельности. При этом мотивация изучения языка заметно увеличилась. Но сейчас все перешло на качественно новый уровень. За время проведения проекта, переписывались не только учителя. В Интернет-пространстве были созданы зоны общения школьников (форумы), со временем они переросли в регулярные тематические встречи участников проектов. Американской группой была создана web-презентация, слайды к которой добавили дети разных стран.
Партнеры из российского города Дубна поделились замечательной презентацией, созданной в программе Smile Box. А еще состоялась Skype конференция с нашими прошлогодними партнерами из Австралии, связи с которыми продолжаются и укрепляются.
Предлагаем так же ознакомиться с обобщением нашего участия в данном проекте, сделанного в форме презентации Power Point.
Вместо заключения
Участие в различных видах телекоммуникационной деятельности – это возможность:
- представить широкой аудитории Ваши собственные интересные идеи и разработки;
- познакомиться с множеством интересных материалов коллег;
- включиться в совместную работу по исследованию какой-либо проблемы и обсуждению результатов;
- найти друзей и единомышленников среди коллег в различных городах и странах;
- а может быть и съездить в другие города и страны для разработки совместных идей и подведения итогов;
- улучшить или выучить иностранный язык;
- в процессе командной работы придти к большему взаимопониманию с коллегами не только из своей школы, но и из других городов и стран!
Успешная работа телекоммуникационных образовательных проектов и длительное сотрудничество основывается на обычных общечеловеческих нормах и правилах:
- будьте внимательны к партнеру, постарайтесь понять его проблемы и ход мыслей;
- даже на "соревновательных участках" не стремитесь подавить своим превосходством, постарайтесь найти позиции для сотрудничества;
- Вам приятно, когда регулярно отвечают на Ваши письма? И другие участники проекта надеются, что их письма и реплики не останутся безответными;
- Позвольте разным людям высказывать самые разные, порой диаметрально противоположные вашим собственным, мнения. Будьте терпимы, и помните о разнице менталитета.
- В непонятной для Вас ситуации руководствуйтесь здравым смыслом и отношением к партнеру таким же, какое хотели бы видеть к себе.
Учитель становится посредником между целым миром и учениками!
Другой вопрос, какие усилия требуется от учителя, включившегося в проект вместе со своими учениками. Помимо общей координации работ, здесь не обойтись без учителя-предметника; и тут мы в очередной раз упираемся в то, что компьютер – лишь инструмент, и учитель информатики помогает освоить этот инструмент, но содержательную работу должен проводить специалист в данной области.
- Компьютер и информационные технологии – лишь средство выполнения поставленной образовательной задачи
- Основа Вашей работы – Ваша творческая индивидуальность в сочетании с умением работать в команде
Если, познакомившись с нашим материалом, Вы готовы начать работу в телекоммуникационном проекте, то подумайте:
– будете ли собирать "команду" учителей;
– на какой возраст учеников Вы ориентируетесь;
– какая тема кажется Вам наиболее интересной и перспективной;
– есть ли уже задел в виде каких-либо своих или ученических работ
Начиная работу в международном проекте, настройте себя на сотрудничество!
Сегодня информационно-коммуникативные технологии плотно входят во все сферы нашей жизни, в том числе и в образовательный процесс. Компьютерные технологии широко используются на уроках, ни одно школьное мероприятие не обходится без мультимедийных презентаций, а урок — без использования инновационных образовательных ресурсов.
Зачем нужны ИКТ-технологии в учебном процессе?
Часто педагоги задаются вопросом: так ли это необходимо для учителя, в совершенстве владеть компьютерной техникой и совершенствовать навыки использования информационных технологий?
Цели использования информационных технологий в школе достаточно разнообразны, однако главные из них — всесторонне облегчить работу педагога и при этом повысить помочь ему выйти на новый уровень качества преподавания, которого требует современность.
- Укрепить мотивацию школьников к обучению, пробудить в них интерес к познавательной деятельности, помочь им сконцентрировать внимание на учебном процессе;
- Добиться более эффективной и современной методики преподавания, обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся без временных и иных затрат;
- Сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным;
- Сэкономить время на подготовку к урокам и отслеживание результатов обучения;
- Внести вклад в формирование информационной грамотности учащихся;
- Выйти на новый уровень в планировании и систематизации своей работы.
Кроме того, важно помнить, что одна из актуальных задач сегодняшнего педагога — развить у учеников информационную грамотность, научить их владению информационными технологиями, помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества.
В каких учебных ситуациях актуально использование ИКТ?
Практически в любых. Информационные технологии применимы на уроках любых типов и в любой момент урока:
При объяснении нового материала. С помощью ИКТ можно эффектно представить учащимся новую тему, обозначить проблему; яркая мультимедийная презентация может сопровождать речь учителя, иллюстрируя ее видео- и аудиоматериалами, картинками, схемами.
При организации самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На уроке ученики могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-продукты.
При оценке и контроле успеваемости. ИКТ дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.
Наиболее частые направления использования ИКТ в учебном процессе
Создание мультимедийных презентаций. Это один из самых простых и доступных способов ярко и наглядно представить учебный материал. В качестве авторов презентаций выступают как педагоги, так и учащиеся: в первом случае презентация готовится к уроку как средство эффективной подачи нового материала, во втором — как форма творческой самостоятельной работы.
Использование интернет-ресурсов. Включает в себя не только поиск актуальной информации, но и оперативный обмен данными. Интернет предоставляет учащимся и учителям удобные площадки для групповой работы вне урока.
Работа с дидактическими играми и обучающими программами. Способствует геймификации образовательного процесса, стимулирует мотивацию учащихся, позволяет осуществлять контроль и систематизацию полученных знаний в увлекательной для школьников форме.
Чтобы применение ИКТ на уроках в школе было действительно полезным, для педагога крайне важно:
А) Постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Мы живем во времена, когда техника и технология стремительно эволюционируют. Учитель должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации.
Б) Не увлекаться ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано.
В) Показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует достижения ИКТ в своей повседневной практике, то и для учеников не составит труда овладеть основными приемами. Главное — понимать, что за каждой ситуацией использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия.
Объем информации, который человек получает сегодня, растет с каждым днем. Но он должен не только получать эти огромные объемы информации, но и уметь их обрабатывать. Обработка информации последнее время производится при помощи информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Сейчас невозможно представить специалиста в любой профессиональной деятельности без знания ИКТ. Можно также с уверенностью утверждать, что качество современных бытовых условий и досуг современного человека в достаточной мере зависит от его возможностей пользоваться средствами ИКТ.
Это говорит об информатизации общества - глобальном социальном процессе, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Из этого следует, что большинству членов современного общества необходимо изучать и развивать возможности использования ИКТ в своей жизни. И данное изучение необходимо проводить непрерывно, так как и ИКТ развиваются постоянно. И большинство современных людей находятся состоянии запаздывания. Для того что бы догнать развитие сферы ИКТ, необходимо так же быстро развивать сферу образования. В связи с этим возникает ряд общепедагогических и социально-педагогических проблем проникновения информационных и коммуникационных технологий в образование. Этот процесс проникновения называется информатизацией образования.
Информатизация образования – комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий. Процесс информатизации образования заставил по-новому взглянуть на применения ИКТ для представления информации и для процесса образования в целом.
3. Возможные негативные последствия использования коммуникационных и информационных технологий в образовании.
Применение коммуникационных и информационных технологий в образовании может влечь за собой не только положительные, но и отрицательные последствия. Это связанно с несколькими факторами.
Одним фактором является медицинский. Работа с коммуникационными и информационными технологиями связанна с работой за компьютером, а за компьютером человек может проводить только определенное время в день. Это связанно в первую очередь с чрезмерным напряжением глаз, так же продолжительным нахождением человека в сидячем положении.
Но так же можно выделить огромное количество вредных или опасных факторов: повышенная температура поверхностей ПК, повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, выделение в воздух рабочей зоны ряда химических веществ, повышенная или пониженная влажность воздуха, повышенный или пониженный уровень отрицательных и положительных аэроионов, повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание, повышенный уровень статического электричества, повышенный уровень электромагнитных излучений и так далее.
Так же необходимо помнить о факторах психологического характера. Эти факторы являются, наверное, самыми опасными. Они связанны с огромным объемом учебной информации, которая чае всего не соответствует психологическим требования для конкретной группы учеников. Так же информационные и коммуникационные технологии позволяют в любое время получить не только учебную информацию, но и вообще любую возможную информацию, что так же может очень сильно повлиять на психику человека.
По этой причине актуальны исследования в области психолого-педагогического воздействия и медицинских последствий применения средств информационных и коммуникационных технологий на физическое и психическое здоровье ученика. Актуальны также исследования медицинских проблем организации занятий с использованием современных средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации на всех уровнях системы образования - от дошкольных учреждений до высшей школы и системы подготовки кадров.
3.1 Предотвращение возможных негативных медицинских последствий.
Существуют определенные инструкции работа за компьютером. Данные инструкции позволяют свезти к минимуму негативные последствия для пользователей компьютеров. Но, к сожалению, на предприятиях и в образовательных учреждениях к таким инструкциям очень редко прислушиваются. Необходимо в обязательном порядке вести работу по разъяснению принципов безопасной работы за компьютером.
Вот те простые правила, при соблюдении которых работа за компьютером становиться более безопасной:
- эксплуатация ПЭВМ должна осуществляться в помещениях с есте-ственным и искусственным освещением;
- оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков, позволяющих исключить прямую блескость, создаваемую солнечными лучами;
- площадь на одно рабочее место пользователей, работающих с ви-деодисплейными терминалами (мониторами) на базе электронно-лучевой трубки должна составлять не менее 6 квадратных метров, с мониторами на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) – не менее 4,5 квадратных метров;
- светильники местного освещения должны иметь не просвечивающий отражатель с защитным углом не менее 40 градусов;
- расстояние от глаз до экрана видеодисплейного терминала должно находится в пределах 600-700 мм, но не ближе 500 мм;
- в помещении с ПЭВМ должна производиться ежедневная влажная уборка пола и мебели. Помещения с работающими ПЭВМ необходимо проветривать после каждого часа работы;
- женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3 часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований;
- продолжительность непрерывной работы с видеодисплейным терминалом без регламентированного перерыва не должна превышать 1 час;
- для предупреждения преждевременной утомляемости рекомендуется организовывать рабочую смену путём чередования работ с использованием ПЭВМ и без неё;
- при работе с текстовой информацией рекомендуется выбирать наиболее физиологичный режим представления черных символов на белом фоне;
- если работник во время перерыва в работе с ПЭВМ вынужден находиться в непосредственной близости от него (менее 2 метров), то необходимо отключить питание монитора.
Так же огромное количество преподавателей просто не принимают изменение структуры образовательного процесса. Это происходит из-за того, что еще не разработаны общие технологии обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий. И преподавателям приходится разрабатывать всю структуру своего курса самостоятельно и внедрять туда данные технологии на свой страх и риск, потому что не всегда преподаватели являются специалистами по данным технологиям.
Уже ничего нельзя сделать с развитием информационных и коммуникационных технологий и их внедрением в образовательный процесс. Осталось только смириться и начать сотрудничать с этими технологиями. Это сотрудничество будет плодотворным, если разбираться не только в самих технологиях, но с особенностями их использования в образовании.
Все новое влечет за собой не только хорошее, но и плохое. В случаи с информационными и коммуникационными технологиями плохим будет считаться негативное последствие на физическое и психологическое здоровье человека.
Если учесть все особенности и аспекты применения информационных и коммуникационных технологий в образовании, то можно достичь высоких результатов, так как эти технологии расширяют возможности работы с информацией и так же возможности общения и обучения людей на расстоянии.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1. Общая характеристика телекоммуникационного проекта
Доктор педагогических наук Евгения Семёновна Полат (автор исследований по обучению методу проектов) учебный телекоммуникационный проект определяет как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, которая организована на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Главная особенность телекоммуникационных проектов – их межпредметность, поскольку решение той или иной проблемы всегда требует интеграции многостороннего знания. Организация телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы при их выполнении было необходимо привлечение свойств компьютерной телекоммуникации. Это означает, что далеко не все проекты соответствуют характеру телекоммуникационных. Какими свойствами должен обладать проект, чтобы он был реализован средствами телекоммуникаций?
Проект будет являться телекоммуникационным, если в ходе его выполнения предлагается:
• проводить множественные, длительные, разовые или систематические наблюдения за явлением (напр., природным, физическим, социальным), которые требуют сбора информации в разных регионах для решения поставленного вопроса;
• сравнительное изучение какого–либо явления, объекта, события, которое имеет место в различных местностях для выявления определенной закономерности и принятие решения;
• сравнительное изучение эффективности использования одного либо альтернативных способов решения проблемы для выявления наиболее приемлемого для различных подходов решения;
• совместное создание (разработка) чего-то нового: практическая работа (напр., выведение нового сорта цветов в различных условиях), творческая работа (напр. создание журнала, газеты, сценария, книги, мюзикла);
• проведение приключенческих коллективных сетевых игр (состязаний).
2.Организация проектной деятельности учащихся в сетях
Несмотря на дополнительные трудности для совместной деятельности в сотрудничестве, телекоммуникационный проект имеет дополнительные возможности познания: знакомство с новыми людьми всегда несёт в себе не только элемент новизны ощущений, новые познания, но и позволяет проявить себя, раскрыть свои потенциал.
Для того, чтобы компьютерные телекоммуникации сделать учебным инструментом в школе, необходимо спланировать весь комплекс работ по их развитию.
Начальный этап - выбор лица, ответственного за телекоммуникации в школе (учитель, который хорошо овладел технологией проектного метода, человек творческий, активный, целеустремлённый). Поиск координатора трудоёмкий и ответственный этап организации телекоммуникационных проектов в школе. Координация телекоммуникационных проектов должна осуществляться на разных уровнях: на уровне группы учащихся, участвующих в каком-то локальном проекте, и на уровне школы, где ребята работают в самых разных проектах и, при необходимости, в общешкольном проекте.
Организационно–методический этап - спланировать работу школы с телекоммуникациями. Здесь необходима методическая подготовка учителей, участвующих в телекоммуникационных проектах:
подготовить учителей к руководству проектной деятельности в сетях (обратить внимание на разнообразие исследовательских методов и самостоятельных видов деятельности учащихся, на культуру общения в сетях)
распределить должностные обязанности за различные виды деятельности.
познакомить с возможностями провайдера, поисковыми системами Интернет, с информационными ресурсами и услугами.
приступить к поиску партнёров.
целесообразно провести телекоммуникационный сеанс, показав на практике некоторые ресурсы, предоставляемые пользователям Интернет.
Что представляет собой ваша школа: её специализация и наиболее интересные черты?
Где находится ваша школа (республика, город, район)? Чем знаменито это место?
Какие классы (учителя, учащиеся) хотели бы участвовать в переписке? Почему?
Ваши личные и профессиональные интересы? Каково ваше хобби?
Если же учителю интересна организация большого регионального или межрегионального проекта, то одних представительских писем будет недостаточно. Потребуется выслать так же предложения партнёру в отношении выдвинутой идеи: суть, её содержание, возможные результаты, выгодность.
Технологический этап – в проектах принимают большое количество ребят и, чтобы искать информацию было как много проще, в сети создается локальная поисковая система. На специально созданном сайте регистрируются учетные записи учителей и учащихся. На страничке для учащихся представляется вся необходимая для них информация (желательно по разделам). Такая организация деятельности с Интернет-ресурсами позволяет, с одной стороны, решать задачу организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с разными целевыми установками, а с другой – экономить время, а с ним и материальные средства, усилия учащихся и учителей.
3.Отбор тематики, организация групп учащихся в сетях
Приступая к организации телекоммуникационных проектов, важно изучить интересы и предпочтения учащихся, выбрать тему проекта и подготовить учащихся к работе. Так же нужно выяснить актуальность интересов участников проекта для школы, района (города), и соответственно, будут ли результаты работы над проектом актуальными и значимыми для других людей.
Проекты могут выполняться как в рамках урочной, так и внеурочной или внеклассной деятельности.
В телекоммуникационных проектах хорошо зарекомендованы конференции (доклады по отдельным вопросам учебных дисциплин).
Среди популярных проектов с использованием телекоммуникаций отметим:
интерактивные приключенческие игры между двумя и более школами, особенно для младших школьников;
межшкольные литературные газеты, журналы и пр.;
совместные проекты, предусматривающие сбор разнообразных фактов, данных и пр.;
совместное написание литературных произведений;
изучение и анализ спортивных результатов и проведение спортивных мероприятий;
совместное решение разнообразных актуальных проблем города/региона/страны;
разработка путешествий, туристических походов с учётом расписания движений транспортных средств, обмена валюты.
сравнительное изучение курсов истории, географии, окружающей среды, религии, преподающихся в школах разных стран.
Наряду с отбором идей и тематики проектов следует начать работу с учащимися по овладению исследовательскими методами и технологией компьютерной телекоммуникации.
Например, одной из форм подготовки учащихся может быть спецкурс, на котором необходимо достаточно подробно рассказать участникам о специфике компьютерного исследования, о том, как и где искать информацию по данной теме, как её следует анализировать.
Формы организации деятельности учащихся могут быть различными:
индивидуальные проекты (внутри другого проекта);
парные проекты - над одним проектом партнёры работают в паре:
групповые проекты - в проекте принимают участие группы с обеих сторон или даже из нескольких регионов.
Важно, чтобы, договорившись с партнёрами о тематике проекта, учащиеся каждой группы постарались самостоятельно увидеть и определить значимую проблему в этом проекте (в целом или его части). Необходимо, чтобы участники не сосредотачивались на личностных интересах, а также смогли разглядеть проблемы и интересы своих партнёров.
Когда проблема всего проекта будет сформулирована, самое время переходить к определению гипотезы её решения. Учитель может помочь учащимся сформулировать гипотезы, задавая наводящие вопросы.
Затем, учитель разбивает всех участников на подгруппы по интересам учеников, каждая из которых исследуют одну из гипотез, в качестве которых служат ответы на поставленные вопросы.
Предварительно каждая группа должна обсудить и решить, какими методами она собирается изучить данный вопрос. После чего свои подходы к решению проблемы она защищает перед всем классом, и если класс вместе с учителем считают, что избранные методы достаточно надёжны и могут обеспечить достоверную и достаточную информацию для решения поставленного вопроса, они утверждаются. Только после того, как подходы всех групп утверждены, можно приступать к работе.
Группа участников также должна договаривается о том, как будет оформлен готовый материал.
Когда материал собран, проанализирован и сформулирован аргументированный вывод, ребята устраивают презентацию своей версии решения в той форме, которую они выбрали. Если в ходе общего обсуждения учащиеся приходят к мнению, что приведённые данные являются достаточными аргументами, подтверждающими ранее выдвинутую гипотезу, тогда эта гипотеза становится утверждение, составляющим один из существенных аргументов общей проблемы. И так – по цепочке со всеми группами, участвующими в проекте.
В итоге, все участники проводят обсуждение, каким образом будет оформлено решение глобальной проблемы в целом, какой практический выход это решение может иметь для данной школы и лично для каждого участника и т.д.
4.Требования к участникам телекоммуникационного проекта
Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и учащихся.
Требования к учителю:
• умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
• умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
• переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого плана;
• владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;
• умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;
• если речь идет о международном проекте - практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее истории;
• владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером).
Требования к учащимся:
• знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);
• владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользование компьютерной телекоммуникационной технологией, обработку получаемых количественных данных с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;
• владение коммуникативными навыками;
• умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте;
• в случае международного проекта - практическое владение языком партнера;
• уверенное пользование интернет-сайтами.
Таким образом, из всего выше написанного можно сделать следующие выводы. В наши дни телекоммуникационный проект может стать не просто отличным времяпровождением подростков в сети Интернет, но так же огромной движущей силой в организации учебно-познавательной деятельности, развивать творческие способности учащихся, общению с людьми из других регионов, стран, помогает изучать историю, язык, культуру других народов. Для использования телекоммуникационных проектов в учебном процессе необходимо сейчас немногое, да и в большинстве случаев то, как уже было выяснено - что есть чуть ли не у каждого ребенка страны - любой гаджет с выходом в интернет. И на данный момент необходима, прежде всего, инициатива учителей – наставников, готовых идти в ногу со временем.
Учебный телекоммуникационный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации:
Характеристики: общая цель, согласованные способы деятельности, общий результат
Читайте также: