Ответственный за мониторинг в школе

Обновлено: 02.07.2024

Воспитательная система МОУ СОШ №43 г. Твери была разработана в 1997 году. Она охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебную и внеурочную деятельность учащихся, деятельность и общение за пределами школы с учетом влияния социальной и природной среды, средств массовой информации. Система открытая, динамичная, так как посредством взаимодействия с социумом содействует адаптации и социализации школьников в обществе и изменяется в соответствии с потребностями социума.

Целью воспитательной системы школы является создание благоприятных условий для умственного, духовного, нравственного и физического развития; формирования и развития личности ребенка, его инициативы, стремления к самообразованию, умению анализировать, делать осознанный выбор, принимать решение, потребности вести здоровый образ жизни, быть патриотом.

  • реализацию общешкольных целевых учебно-воспитательных программ “ПАТРИОТ”, “ТРАДИЦИИ”, “ЗДОРОВЬЕ”, “SOS” и “СЕМЬЯ”;
  • традиции школы, общешкольные и параллельные коллективные творческие дела, совместные творческие дела, творческие праздники, познавательные конкурсы и пр.;
  • интеграцию учебной, внеурочной и внеклассной деятельности (предметные недели, декады, олимпиады и пр.);
  • систему работы с одаренными учащимися (вовлечение в работу объединений дополнительного образования и спортивных секций, совета старшеклассников, научно-исследовательского общества старшеклассников);
  • систему работы с учащимися отклоняющегося поведения, в том числе работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
  • взаимодействие семьи и школы;
  • самообразование учащихся и повышение квалификации педагогов (участие в педагогических советах, семинарах, курсовая подготовка и пр.);
  • проведение мониторинга учебно-воспитательной работы в школе и его анализ;
  • использование IT-технологий в учебно-воспитательном процессе.

Главное свидетельство эффективности воспитательной системы МОУ СОШ №43 г. Твери – творческая, нравственная, развивающаяся личность воспитанника, его самочувствие в школе и коллективе в целом, включенность в совместную деятельность, активная позиция, позитивная динамика роста образованности, креативности и воспитанности.

Определение эффективности учебно-воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем. Под эффективностью воспитания и обучения понимают соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями учебно-воспитательной практики [3].

В настоящее время не существует единой программы определения эффективности учебно-воспитательного процесса. Это невозможно сделать, так как существуют самые различные типы общеобразовательных учреждений, выпускники которых значительным образом могут и должны отличаться друг от друга. Поэтому каждое образовательное учреждение вправе само определить образ своего выпускника, на формирование которого и будет направлен весь учебно-воспитательный процесс в школе [4].

Построение деятельности по изучению эффективности процесса воспитания и обучения (так называемый мониторинг * ) в МОУ СОШ №43 г. Твери основано на десяти принципах [3, 6]:

  1. Личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат учебно-воспитательного процесса.
  2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности учебно-воспитательной деятельности используется системный подход.
  3. Диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности учебно-воспитательного процесса.
  4. Диагностика изменений ситуации развития ребенка проводится в течение нескольких лет.
  5. В ходе диагностики определяются наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации учебно-воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности учащегося (выявление позитивных и негативных тенденций).
  6. Диагностический инструментарий не является, как правило, громоздким и требует минимального количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов.
  7. При подборе необходимого диагностического материала предпочтение отдается количественным методам оценки.
  8. Включенность педагогов (педагоги-психологи, учителя-предметники, организаторы детского коллектива, классные руководители, социальные педагоги, заместитель директора по воспитательной работе, заместители директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по административно-хозяйственной части, директор) в диагностический процесс максимальна.
  9. Результаты изучения эффективности учебно-воспитательной деятельности не являются средством административного давления на педагога, родителя или учащегося. При проведении диагностического исследования соблюдается педагогический такт.
  10. Итогом мониторинга является принятие или непринятие управленческих решений (выбор метода воздействия на систему для достижения цели).
  • направленность на выявление способностей развития ученика;
  • оценка результатов в сопоставлении прошлых и сегодняшних диагностик;
  • исследование в течение всех лет обучения и воспитания учащихся;
  • направленность на решение педагогических задач;
  • педагогический оптимизм;
  • учет возрастных особенностей;
  • охват всех обучающихся;
  • систематичность и комплексность.

Особое внимание следует обратить на последнее требование. При исследовании результатов и эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо использовать не одну методику, а их систему, в которой методы дополняют друг друга и подтверждают объективность и достоверность результатов. Систематичность изучения состояния воспитательной системы школы предусматривает его плановость, которая помогает соблюдать “чувство меры” в организации исследований в коллективе, чтобы не перегружать педагогов, школьников и их родителей. В противном случае может снижаться объективность получаемой информации [4].

Сложность изучаемого процесса требует проведения опроса по одной и той же проблеме (например, по определению условий, создаваемых воспитательной системой школы для развития личности воспитанников) со всеми участниками учебно-воспитательного процесса (педагогами, учащимися, родителями). Степень сходства их суждений, мнений и оценок обеспечивает большую объективность.

Следует также помнить, что большинство существующих методик позволяет зафиксировать не один, а несколько показателей. Так как каждая школа имеет свою специфику, то при изучении результатов работы целесообразно использовать методики, адекватные особенностям учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении [4].

Существует два принципиальных подхода к проведению мониторинга: административно-надзирательный и профессионально-педагогический [8].

Первый заключается в оценке изучаемого объекта (ребенка или школы) на основе сравнения его с неким стандартом и направлен на вынесение оценки детям, воспитывающим их педагогам, школе в целом. Главный недостаток такого подхода – неуважительное отношение к детям и педагогам (вынесение отметки подразумевает наличие “правильных” и “неправильных”, “хороших” и “нехороших” и т.п. учеников и учителей).

Педагогический подход к мониторингу процесса воспитания и обучения не является распространенным в школах. Согласно этому подходу, мониторинг необходим не для того, чтобы контролировать и оценивать, а для того, чтобы обнаруживать и решать профессиональные проблемы – где мы, как воспитатели, методисты и администрация не доработали; что нужно предпринять для решения проблем; какую помощь необходимо оказать субъектам воспитания, школе. Такой мониторинг направлен не на отслеживание соответствия изучаемого объекта стандарту, а на отслеживание динамики изменений (каким был, каким стал), он позволяет превратить мониторинг процесса обучения и воспитания из инструмента внешнего контроля в инструмент управления учебно-воспитательным процессом [8].

Если исходить из понимания воспитания как управления процессом формирования и развития личности через создание благоприятных условий, то предметом мониторинга будут являться: развитие личности школьника как главного показателя эффективности воспитательной системы и условия, которые благоприятствуют развитию личности воспитанника.

Оценка результатов воспитания и обучения через качества личности определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств, которые формируются именно в школьные годы [10].

Основная цель мониторинга заключается в выявлении способности учреждения образования (в частности воспитательной системы школы) содействовать развитию личности ребенка. Это проявляется в обеспечении эффективного информационного отражения состояния воспитания и образования в школе, аналитическом обобщении результатов деятельности, разработке прогноза развития воспитательной системы школы.

  • разработка технологии отбора видов запросов и методик сбора информации;
  • сбор информации;
  • разработка компьютерной основы для сведения, обобщения, классификации и первичного анализа информации;
  • обработка, корректировка и ввод информации в базы данных;
  • создание информационного банка;
  • выявление основных тенденций развития системы воспитания и образования в общеобразовательном учреждении;
  • создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов;
  • совершенствование технологии мониторинга системы воспитания и образования.
  • достигается ли цель учебно-воспитательного процесса;
  • существует ли положительная динамика в развитии личности учащихся по сравнению с результатами предыдущих лет;
  • существуют ли предпосылки для совершенствования работы педагогического коллектива школы.
  • что (аспект изучения), как (диагностическое средство) и когда (учебный год) диагностируется (диагностики распределены по учебным годам;
  • кто (или что) является организатором исследований (указаны ответственные за проведение диагностики);
  • кто является участником изучения (указаны параллели классов учащихся, в которых проводятся исследования; в некоторых случаях участником изучения является весь педагогический коллектив или родители учащихся школы и т.п.).

Так как целевые ориентиры, общешкольные учебно-воспитательные программы и другие компоненты воспитательной системы школы направлены, прежде всего, на содействие развитию личности ребенка, то в качестве основных критериев и показателей была выбрана сформированность потенциалов личности школьника (это позволяет оценивать продуктивность учебно-воспитательной деятельности), таких как познавательный потенциал, нравственный и эстетический потенциалы, в том числе уровень воспитанности и личностный рост ребенка, творческий потенциал, физический и коммуникативный потенциалы. В систему мониторинга учебно-воспитательной работы включены также исследования условий для развития личности воспитанника, в т.ч. удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе (это позволяет оценить психологическое состояние участников учебно-воспитательного процесса) и изучение состояния воспитательной системы школы в целом (см. табл. и Приложение).

При организации мониторинга необходимо стремиться к тому, чтобы изучение состояния и результатов работы органично вписывалось в учебно-воспитательный процесс, чтобы диагностическая деятельность также носила воспитывающий характер и способствовала решению педагогических задач. Так, например, использование методики “Демократический ящик” [7], позволяет не только выявить проблемы коллектива, но и привлечь к решению этих проблем всех субъектов учебно-воспитательного процесса (учащихся, родителей и педагогов).

Аспекты изучения и показатели учебно-воспитательной работы [3, 6]

ПРИКАЗЫВАЮ:

Директор школы: Журавлева И.Е.

Прощай, школа 23!

Дорогие коллеги, учащиеся, выпускники и их родители! С сожалением приходится признать, .

Вторник, 22 Сентября 2015

Общешкольное родительское собрание!

Внимание! 21 мая 2015 года в 18 часов состоится общешкольное родительское .

Пятница, 15 Мая 2015

Родителям первоклассников!

Внимание! 15 мая состоится собрание родителей первоклассников - в 17 часов, родителей .

Четверг, 7 Мая 2015

Важные телефоны!

В случае, когда вам нужно срочно посоветоваться и обратиться за .

Понедельник, 27 Апреля 2015

Первый раз, в первый класс!

Вторник, 3 Марта 2015

Грипп и ОРВИ! Внимание родителей!

Внимание! в связи с повышенной эпидемиологической обстановкой по заболеваниям ОРВИ .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

_____________ Каримова Ж. М.

о внутришкольном мониторинге качества образования

Общие положения

Положение о внутришкольном мониторинге качества образования в школе (далее Положение) разработано в соответствии с Уставом школы.

Положение определяет цели, задачи, внутришкольные показатели и индикаторы, инструментарий, функциональную схему, организационную структуру, порядок проведения внутришкольного мониторинга оценки качества образования (далее ВМОКО)

В Положении применяются понятия:

Мониторинг - систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям.

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

Предметом мониторинга является качество образования и воспитания как системообразующий фактор образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.

Объектами мониторинга являются учебные и внеучебные достижения обучающихся, профессиональная деятельность педагогов и администрации, образовательные программы и условия их реализации.

Субъектами мониторинга являются потребители образовательных услуг и участники образовательного процесса в лице обучающихся, их родителей (законных представителей), учителей и администрации образовательного учреждения.

Инструментарием таких исследований могут быть анкеты, тесты, опросные листы, статистические отчеты, различного рода формы, таблицы, графики и др. Инструментами мониторинговой деятельности являются технические, электронно–вычислительные и информационные средства, программно–инструментальные продукты, средства коммуникации и т.д.

1.5. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образования;

координация деятельности всех участников мониторинга;

своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образования в Частной школе;

выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по минимизации действия и устранению отрицательных последствий;

формулирование основных стратегических направлений развития системы образования на основе анализа полученных данных;

2. Организация и технология мониторинга

2.2. Программа внутришкольного контроля разрабатывается на период 3, 5 лет до 30 августа, рассматривается на педагогическом совете и утверждается приказом директора Частной школы

2.4. Мониторинг осуществляется в двух формах: постоянный (непрерывный) мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора, и обработки информации) и периодический мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с программой мониторинга.

2.5. Мониторинг представляет собой уровневую иерархическую структуру и включает в себя административный уровень Частной школы и уровень методических объединений учителей-предметников.

2.6. Мониторинг проводится не реже одного раза в год по каждому выделенному критерию.

2.8. Для проведения мониторинга назначаются ответственные, состав которых утверждается приказом директором Частной школы. В состав лиц, осуществляющих мониторинг, включаются заместители директора по УВР, заместитель директора по ВР, руководители школьных МО, учителя.

2.9. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации.

2.10. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:

определение и обоснование объекта мониторинга;

сбор данных, используемых для мониторинга;

структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации;

обработка полученных данных в ходе мониторинга;

анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;

подготовка документов по итогам анализа полученных данных;

распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга.

2.11. Инструментарий мониторинга разрабатывается ответственными за сбор, обработку и анализ данных и является приложением к программе мониторинга.

2.8. Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются валидность, надежность, удобство использования, доступность для различных уровней управления, стандартизированность и апробированность.

2.9. Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта.

2.10. В отношении характеристик, которые вообще или практически не поддаются измерению, система количественных оценок дополняется качественными оценками.

2.11. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются: анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).

2.13. Реализация внутреннего мониторинга качества образования учреждения осуществляется через процедуры оценки качества :

государственную аккредитацию учреждения;

государственную (итоговую) аттестацию выпускников;

независимые формы итоговой аттестации по уровням образования;

мониторинг качества образования;

внутренний мониторинг учреждения и педагогической деятельности;

2.14. К методам проведения мониторинга относятся:

тестирование, анкетирование, ранжирование,

проведение контрольных и других квалификационных работ,

статистическая обработка информации и др.

2.15. В соответствии с принципом иерархичности построения мониторинга показатели и параметры, заданные на вышестоящем уровне, включаются в систему показателей и параметров мониторинга нижестоящего уровня.

1. Качество образовательных результатов :

предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в том числе ИГА 9 и 11 классов.);

метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики);

личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся);

здоровье обучающихся (динамика);

достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;

удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов.

2. Качество реализации образовательного процесса:

основные образовательные программы (соответствие структуре ГОС и контингенту обучающихся);

дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей);

реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие ГОС);

качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися;

качество внеурочной деятельности (включая классное руководство);

удовлетворённость учеников и родителей уроками и условиями в школе.

3. Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс:

информационно-развивающая среда (включая средства ИКТ и учебно-методическое обеспечение);

санитарно-гигиенические и эстетические условия;

медицинское сопровождение и общественное питание;

психологический климат в образовательном учреждении;

кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов)

общественно-государственное управление (Совет школы, педагогический совет, родительский комитет, ученическое самоуправление) и стимулирование качества образования;

документооборот и нормативно-правовое обеспечение (включая программу развития Частной школы).

2.17. Система мониторинга качества образования может быть представлена двумя частями базы данных:

инвариантная часть (набор одинаковых для всех субъектов образовательного процесса по структуре, составу и методологии расчета показателей);

вариативная часть (показатели, отражающие специфику образовательного процесса по предметам, направлениям воспитательно-образовательного процесса и сопутствующих процессов, дающие оценку выполнения отдельных задач, нововведений и их эффективность).

2.18. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения педагогического коллектива Частной школы, учредителя, родителей.

2.19. Результаты мониторинга являются основанием для принятия административных решений на уровне Частной школы.

2.20. В основу школьной системы оценки качества образования положены принципы:

2.20.1. Программно-целевой подход в формировании системы оценки и управления качеством образования.

2.20.2. Целесообразности при дифференциации и упорядочении информационных потоков о состоянии качества образования в школе в целом и каждого учащегося школы, инструментальности и технологичности используемых показателей с учетом потребностей разных потребителей образовательных услуг, минимизации их количества.

2.20.3. Реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости.

2.20.4. Научности в подходах к разработке диагностического инструментария и процессов оценки качества образования.

2.20.5. Гласности путем включения в систему общественной экспертизы всех участников образовательного процесса на всех этапах, открытости, прозрачности процедур оценки качества образования, доступности информации о состоянии и качестве образования для потребителей.

2.20.6. Профессионализма путем подготовки экспертов по оценке результатов и организации образовательного процесса.

2.20.7. Преемственности за счет единства требований, предъявляемых на этапах начального, общего и среднего образования.

2.20.8. Компетентности на основе опыта функционирования систем оценки качества.

3. Составляющие школьной системы оценки качества образования

3.1. Оценка качества образования осуществляется посредством:

системы внутришкольного мониторинга образовательных результатов;

внутришкольной экспертизы качества образования, которая осуществляется на регулярной основе администрацией школы (внутренний аудит).

3.2. Администрация школы (директор и его заместители) формируют концептуальные подходы к оценке качества образования, обеспечивают реализацию процедур контроля и оценки качества образования, координируют работу различных структур, деятельность которых связана с вопросами оценки качества образования, определяют состояние и тенденции развития школьного образования, принимают управленческие решения по совершенствованию качества образования.

3.3. Методические объединения педагогов школы по итогам оценки качества образования в школе на каждом этапе проводят экспертизу эффективности педагогических стратегий и технологий, направленных на совершенствование качества образования в школе, формулируют предложения в Образовательную программу школы по совершенствованию качества образования.

3.4. Совет школы заслушивает руководителя школы по реализации системы ВМОКО, даёт оценку деятельности руководителей и педагогов школы по достижению запланированных результатов в реализации Образовательной программы школы.

4. Система мониторинговых исследований

1.Социодиагностика

1.1. Социальный паспорт школы (осуществляется 1 раз в год): характеристика семей учащихся по составу (полные, неполные, с опекаемым ребенком, семья с отчимом / мачехой, воспитывает бабушка), по материальному положению (малообеспеченная, многодетная, семья пенсионеров), по образованию родителей (с высшим образованием, со средним специальным, средним общим образованием, без среднего образования), по социальному статусу (интеллигенция, служащие, рабочие, предприниматели, безработные).

1.2. Участие родителей в соуправлении школой (участие в работе Совета школы, родительских комитетов).

1.3. Участие родителей в организации учебно-воспитательного процесса (участие в организации внеурочной учебной деятельности, в проведении внеклассных мероприятий и т.п.).

1.4. Удовлетворенность родителей (учащихся) предоставляемыми образовательными услугами.

2. Мониторинг развития кадрового потенциала Частной школы.

2.1. Характер работы сотрудников (педагогический, технический работник, постоянный характер работы или совместительство).

2.2. Стаж работы (до 2-х лет, от 2 до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 20 лет, более 20 лет).

2.3. Образовательный уровень членов педагогического коллектива (высшее образование, среднее специальное, неоконченное высшее, второе высшее, обучение в аспирантуре)

2.4. Возрастная характеристика педагогов (до 25 лет; 25-35 лет, 35-55 лет, свыше 55 лет).

2.5. Уровень квалификации педагогов (квалификационные категории)

2.6. Использование педагогических технологий, форм и методов работы.

2.7. Самообразовательная работа педагогов.

2.8. Данные о курсовой подготовке педагогов.

2.9. Мониторинг участия членов педколлектива в мероприятиях разного уровня

3. Мониторинг состояния здоровья обучающихся и здоровьесберегающей образовательной среды.

3.1. Показатели здоровья (уровень и структура общей заболеваемости, заболеваемость по отдельным видам, количество часто болеющих детей, количество детей с отклонениями в состоянии здоровья и с хроническими заболеваниями, количество детей, отнесенных по состоянию здоровья к медицинским группам для занятий физической культурой, распределение детей по группам здоровья).

3.2. Показатели физической подготовленности

3.3. Показатели травматизма.

3.4. Показатели состояния здоровьесберегающей среды.

4. Мониторинг воспитательного воздействия Частной школы.

4.1. Мониторинг факторов, влияющих на уровень воспитанности:

4.2. Мониторинг участия школьников в общешкольных делах.

4.3. Мониторинг участия в ученическом самоуправлении.

4.4. Мониторинг участия в мероприятиях разного уровня (количество, охват)

4.5. Мониторинг участия в спортивных мероприятиях разного уровня (количество, охват)

4.6. Мониторинг участия в дополнительном образовании, предоставляемом школой.

4.7. Мониторинг внеурочной учебной деятельности.

4.8. Диагностика уровня воспитанности.

5. Мониторинг учебной деятельности

5.1. Наличие классов с внешней дифференциацией (инклюзивное обучение)

5.2. Уровень обученности в классах (по классам, по предметам).

5.3. Мониторинг качества обучения в классах в адаптационный период (1, 5, 10 классы)

5.4. Мониторинг качества обучения (по школе, по классам, уровням, учебным предметам)

5.5. Мониторинг качества обучения в разрезе каждого учителя.

5.6. Мониторинг результатов итоговой аттестации:

- Сравнительный анализ результатов итоговой аттестации за курс основной школы (обязательные предметы, предметы по выбору) Расшифровать, включить конкретные показатели.

- Сравнительный анализ результатов итоговой аттестации за курс средней школы (обязательные предметы, предметы по выбору): Расшифровать, включить конкретные показатели.

6. Мониторинг продуктивности деятельности образовательного учреждения

6.1. Мониторинг участия школьников в олимпиадах разного уровня;

6.2. Мониторинг участия школьников в научно-практических конференциях разного уровня;

6.3. Мониторинг участия школьников в фестивалях и творческих конкурсах;

6.4. Мониторинг участия педагогов в профессиональных конкурсах разного уровня;

6.5. Мониторинг участия педагогов в творческих конкурсах разного уровня;

6.6. Мониторинг спортивных достижений учащихся;

6.7. Мониторинг результатов поступления выпускников в вузы, ссузы, учреждения начальной профессиональной подготовки.

7. Мониторинг материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса.

7.1. Мониторинг компьютеризации УВП (количество учащихся на один ПК).

7.2. Мониторинг использования учебного и внеурочного времени для работы в сети Интернет (количество времени, учебные предметы, наиболее посещаемые сайты)

7.3. Мониторинг библиотечного фонда (по источникам финансирования, по количеству и направленности библиотечного фонда).

8. Оформление и представление результатов внутреннего мониторинга

Под мониторингом в образовании понимается система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития .

Вопрос мониторинга образовательного процесса поднимается на различных уровнях образовательного сообщества РФ, т. к. от результатов его проведения во многом зависит реформирование современной системы образования в нашей стране.

Надо отметить, что вопрос отслеживания результатов образовательного процесса поднимается в педагогике давно. Во многих научных и педагогических исследованиях мониторинг понимают как наблюдение за состоянием педагогического процесса (уровень усвоения ЗУН, организация учебно-воспитательного процесса , уровень преподавания и т. д.) с целью его контроля, прогноза и устойчивого функционирования. Различают глобальный, региональный и локальный уровни мониторинга. Он может проводиться с помощью информационных технологий, а также путем сбора данных (анкет, опросов и т. д.). Информационный мониторинг позволяет оперативно выявлять очаги и характер изменений в системе работы школы, прослеживать интенсивность процессов и амплитуды сдвигов, изучать взаимодействие систем УВП.

Я хотела бы обратить внимание на методологию, представленную профессором, доктором педагогических наук П. И. Третьяковым. Он предлагает в своих работах следующие функции управления школой, которые можно считать во многом и функциями мониторинга образовательного процесса.

Мотивационно-целевая функция – четкое выполнение всеми членами педагогического коллектива работы в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей.

Информационно-аналитическая функция – функция управления, направленная на изучение физического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.

Планово-прогностическая функция – деятельность по оптимальному выбору идеальных и реальных целей в разработке программ их достижения.

Организационно-исполнительская функция объективно принадлежит каждому циклу управления и несет в себе основной потенциал социального преобразования школы; характеризуется как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для эффективного достижения целей. Организационные отношения можно определить как связи между людьми, установленные по поводу распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности.

Контрольно-диагностическая функция . Содержание педагогической диагностики понимается как одновременное оперативное изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления, будь это на уровне личности ученика, деятельности учителя или руководителя школы.

Регулятивно-коррекционная функция определяется нами как вид деятельности по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.

Для реализации обозначенных функций система мониторинга должна содержать следующие элементы:

• установление стандарта – его определение; установление критериев, по которым можно судить о достижении стандарта; формирование индикаторов (диагностических материалов);

• сбор данных – систематическое и итоговое проведение диагностических процедур, формирование матрицы результатов;

• анализ результатов – сравнение полученных результатов со стандартом, определение меры соответствия, выявление несоответствия, предложение корректирующих мер.

Мониторинг как вид деятельности в средней общеобразовательной школе №4 города Димитровграда находится на этапе своего становления. Значение его появления в структуре основных видов деятельности, ставших традиционными, трудно переоценить. Освоение мониторинга как нового вида деятельности принципиально определяет развитие управленческой деятельности в целом. Качественный скачок в становление внутришкольного мониторинга произойдет тогда, когда школа получит средства измерения, созданные в строгом соответствии метрологическим требованиям. (История становления науки метрологии указывает, что разработка качественных средств измерений всегда была уделом специальных НИИ).

Внутришкольная система мониторинга качества образования является многофакторной. Она предполагает анализ результативности учебного процесса, развития школьника, качества преподавания, состояния социального пространства, структуры информационных потоков. Рассматривая мониторинг как инструментарий управления, необходимо иметь в виду следующее обстоятельство: в его внутришкольной системе идет постоянный поиск методов измерения фактических показателей качества образования.

Система внутришкольного мониторинга – это совокупность методических и технических средств, процедур сбора, анализа и хранения информации, обеспечивающих постоянное наблюдение за динамикой отношений главных субъектов учебно-образовательного процесса в аспекте рассогласования культуры производства и культуры потребления образовательных услуг, условий протекания их совместной деятельности, результатов освоения учебной программы, степени удовлетворения образовательных потребностей.

Целью внутришкольного мониторинга является информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений, направленных на согласование позиций в ситуации возникновения дисгармонии отношений участников учебно-образовательного процесса.

Принципы организации внутришкольного мониторинга.

  1. Объективность. Указанный принцип предполагает максимальную независимость от субъективных влияний на этапах сбора, хранения и обработки информации.
  2. Сравнимость и сопоставимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает использование разнообразных методов при изучении различных сторон деятельности коллектива школы, как в статике, так и в динамике.
  3. Адекватность данных изменяющимся внешним условиям деятельности.
  4. Прогностичность данных. Принцип предполагает получение информации, обеспечивающей прогноз наиважнейших для школы явлений, социальных состояний, результатов деятельности.

5. Совершенствование технологии мониторинга системы образования в школе;

6. Выделение наиболее типичных признаков успеха или неуспеха организационно-управленческой деятельности.

Для администрации школы всегда важно иметь оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса. Это позволяет своевременно осуществить методическую поддержку учителей, внести требуемые коррективы в учебно-воспитательный процесс и, как следствие, приводит к повышению качества образовательного и воспитательного процесса в школе. Такую информацию на школьном уровне могут предоставить регулярно проводимые мониторинговые исследования, которые являются необходимым инструментом анализа различных сторон учебного процесса.


Учиться любят далеко не все. Но несмотря на отношение к данному процессу, он является жизненно необходимым для каждого. За обучение и все нюансы, связанные с ним, отвечает система образования. Чтобы она как можно лучше выполняла свою задачу, необходимо проводить мониторинг. Что это и с чем его едят? Давайте узнаем!

Особенности российской системы образования

Любая страна, чтобы продолжать существовать, должна заботиться о воспитании подрастающего поколения. Ведь именно оно в будущем возьмет на себя ответственность за все важные сферы, сменив на этом посту своих родителей. Поэтому в каждом государстве активно развивается его система образования.

В Российской Федерации цель ее - воспитать и обучить каждого отдельно взятого гражданина. Он не только должен освоить общие знания и умения, но и приобрести профессиональные навыки, которые будет реализовывать для собственной пользы и на благо всего общества.

уровни общего образования

Примечательно, что российская система образования предусматривает не только интеллектуальное развитие, но моральное и физическое. То есть, в идеале, пройдя все уровни, учащийся должен стать этакой Алисой Селезневой из рассказов Кира Булычева: образованным спортсменом с высокой нравственностью, готовым грудью стать на защиту миелофона от космических пиратов.

А если без шуток, то на практике воспитать подобного ученика-универсала довольно сложно. И не только потому, что разноплановая одаренность встречается не так часто, как хотелось бы. Основной проблемой является банальное отсутствие времени на все это. Ведь чтобы тщательно изучить любой из предметов, нужно много сидеть над книгами, даже обладателю фантастической памяти. Ведь просто знать что-то мало, нужно уметь оперировать собранной информацией, то есть приобрести навыки, а для их формирования необходимо постоянное повторение, что опять-таки приводит нас ко времени на все это. А его у ученика, заваленного сразу несколькими предметами, не так уж и много. Фактически, чтобы тщательно разобраться в любом из них (а не на уровне "зазубрил-сдал-забыл"), приходится пренебрегать другими.

учебно воспитательный процесс

И получается, что универсал, которого способна создать современная система образования, зачастую обладает лишь поверхностными знаниями, часто не подкрепленными умениями. В то же время профессионал, как правило, мало что знает, кроме собственной сферы, подобно Шерлоку Холмсу, не ведающему, что Земля круглая и вертится вокруг Солнца, а не наоборот.

Данная проблема не нова и характерна не только для системы образования РФ, но и прочих стран мира. К сожалению, пока решение ей не найдено, поэтому приходится работать с тем, что есть. Тем более что сама идея воспитания разносторонней личности - просто великолепна и этот идеал, пусть и недостижимый, стимулирует многих учеников старательно трудиться над собой и достигать неожиданных высот.

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт

То, каким именно должен стать идеальный ученик-универсал, в каждой стране определяет отдельно взятый образовательный стандарт. Именно в нем описывается результат, которого должен достичь учебно-воспитательный процесс, а также методы, которые призваны помочь педагогам в этом благородном деле.

Для реализации этих стандартов, разрабатываются определенные образовательные программы, которые, для удобства, делятся на уровни (от простого к сложному) и направления (специализации).

В России таким эталоном является ФГОС, или Федеральный государственный образовательный стандарт.

федеральный стандарт

Фактически программа каждого учебного заведения должна создаваться с учетом требования этого документа. Они делятся на три большие категории.

  • Требования к структуре основных образовательных программ. Речь идет не только о содержание учебного процесса (обязательные и факультативные предметы), но и количество нагрузки (сколько часов в неделю должен заниматься ученик какого класса) и т. п. Проще говоря это то, чему учат и как часто.
  • Требования к условиям достижения эталонов ФГОС. Это то, как и кем осуществляется обучение.
  • Требования к результатам - то есть это перечень того, что ученик должен был научиться.

Уровни образования

Итак, мы разобрались с особенностями учебно-воспитательной системы РФ и документом, который определяет ее сущность. Давайте же узнаем об уровнях образования, из которых состоят программы.

Они делятся на такие группы:

  • Общее.
  • Специальное (профессиональное).
  • Дополнительное.

В свою очередь каждая из этих групп делится на дополнительные уровни. Стоит отметить, что, в большинстве стран они весьма похожи между собою, особенно касаемо школы.

Итак, уровни общего образования, таковы:

  • Дошкольное. Распространяется на детей от 1,5, до 6-7, а иногда и 8 лет. Это детские сады различных направленностей.
  • Начальная школа (1-4 классы). На этом уровне дети проходят обучение в период с 6 до 10 лет.
  • Средняя школа (5-9 классы), в которой учащиеся должны приобрести основное общее образование. На этом уровне школьники находятся в среднем в возрасте с 10 до 15-16 лет.
  • Старшая школа (10-11 классы) - завершающая ступень общего образования, ее основная цель - подготовка учащихся к поступлению в вуз.

Какой бы выбор ни был бы сделан, в любом случае ученику придется обучаться на одном из уровней специального образования.

  • Среднее, может заменить собой старшую школу (если это подготовительный лицей при вузе) или дать рабочую специальность (если это колледж, ПТУ и подобное). Как правило, здесь обучаются с 15-16 до 18 лет.
  • Высший бакалавриат. Обучение здесь длиться 4 года, после чего выдается диплом, и выпускник либо продолжает учиться, либо идет работать. На этот уровень можно попасть либо с предыдущего, либо после окончания старшей школы.
  • Специалист или магистратура. Обучение здесь длиться в среднем 5-6 лет. После окончания студент получает диплом, свидетельствующий о полном высшем образовании.
  • Аспирантура или докторантура. Подготовка кадров высшей квалификации. Не является обязательной.

Дополнительное образование является сопутствующим. Сюда относятся все спортивные секции, кружки по интересам, различные обучающие курсы и программы, а также частные бизнес-школы и подобные им. В отличие от упомянутых выше уровней, содержание учебных программ здесь далеко не всегда строго соответствует ФГОС. Этот уровень делится на две категории.

государственный образовательный стандарт ФГОС

  • Дополнительное обучение детей и взрослых в виде хобби.
  • Дополнительное профессиональное обучение.

Что такое мониторинг

Разобравшись с системой образования и ее уровнями, пора узнать о таком важном ее составляющем, как мониторинг. Этот термин был позаимствован педагогикой из социологии. Общее значение данного существительного - это система организации, сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации по какому-то вопросу.

мониторинг по фгос в школе

Когда речь идет о мониторинге в школе, то данные, которыми он оперирует - это все связанное с оцениванием учебного процесса в целом и всеми его участниками в частности. От результатов напрямую зависит современное и будущее состояние системы образования.

Зачем его проводят

Каковы цели и задачи мониторинга? Чтобы понять их, стоит вспомнить определение данного понятия.

Итак, собирая и анализируя информацию об усвояемости учениками знаний и наиболее эффективных методах преподавания, применяемых учителями, удается понять реальное состояние всей образовательной системы. Это и есть главная цель проведения мониторинга в школе.

Более того, собранные данные позволяют трезво оценивать успешность той или иной учебной стратегии и "подсказывают", в каком направлении нужно двигаться дальше. Также мониторинг способствует выявлению позитивных нововведений педагогов и их распространению среди других.

Важно не забывать, что, как и во всех других образовательных сферах, так и в этой всегда нужно соотносить все действия с Федеральным стандартом. Ведь полученные посредством правильного проведения мониторинга данные могут не только показать, насколько успешно воплощается в жизнь учебный идеал ФГОС, но и указать на недочеты в нем. Что особенно важно.

Для достижения вышеупомянутых целей в каждом учебном заведении формулируются собственные более мелкие, но зато четкие задачи. Это помогает наиболее качественно и полноценно проводить мониторинг в школе по ФГОС.

Ниже следует перечень подобных задач.

  • Разработка методик для сбора информации.
  • Непосредственно сам сбор.
  • Разработка компьютерной основы для сведения и обобщения, классификации и первичного анализа собранных сведений.
  • Обработка, корректировка и ввод полученной в результате мониторинга информации в систему.
  • Первичный анализ и классификация.
  • Выявление основных тенденций развития системы образования в школе, согласно требованиям ФГОС.
  • Прогнозирование, а также создание отчетов на основе собранных и проанализированных данных.
  • Выделение наиболее типичных признаков успеха/неуспеха организационно-управленческой деятельности в учебном заведении на основе данных.
  • Совершенствование технологии мониторинга системы образования в школе.

На практике все вышеперечисленные цели и задачи основываются на трех компонентах.

  • Мониторинг профессиональной успешности каждого из их преподавателей по отдельности.
  • Мониторинг успешности каждого ученика по отдельности и всего класса в целом.
  • Мониторинг успешности административного аппарата учебного заведения. Последний компонент далеко не всегда выделяется, поскольку считается, что усвояемость программы учениками, в преимущественном большинстве, зависит от мастерства учителя. Однако это не всегда так. Ведь преподаватель - не робот, чтобы оставаться профессионалом, ему необходимо постоянно совершенствовать собственные знания и профессиональные умения, а для этого ему нужно время. Поэтому именно на администрации школы лежит ответственность за эффективную организацию учебного процесса так, чтобы у педагога оставалось время на самоподготовку и посещения различных семинаров и т. п.

Второй аспект, за который отвечает администрация - материально-техническое оснащение школы. И хотя это не главное в учебном процессе, согласитесь, применение плакатов, таблиц или видеоматериалов поможет лучше усвоить знания.

Исходя из этих аргументов, проведение полноценного мониторинга в школе невозможно без включения в сферу его интересов административно-управленческого аппарата.

Кто проводит подобные исследования

В этом процессе задействованы разные люди. Данные об успешности учеников собирают их педагоги. В дальнейшем они рассматриваются их методическими объединениями, причем на этом этапе изучают не только успешность школьников, но и заслуги их наставников в этом.

В дальнейшем через администрацию полученные результаты отправляются выше, формируя статистику успеваемости.

Из чего состоит мониторинг освоения основной образовательной программы в рамках ФГОС

Мониторинг управления качеством образования, как правило, анализирует успешность всего учебного заведения. Осуществляется он по четырем категориям.

российская система образования

Виды контроля при мониторинге

Сбор необходимых данных осуществляется посредством трех видов контроля.

  • Текущий - оперативная и динамическая проверка в начале изучений материала. Как правило, это самостоятельные или устный опрос. Представляет особую ценность для педагога дабы контролировать уровень усвояемости знаний по теме и, отталкиваясь от этого, организовывать дальнейший учебный процесс.
  • Тематический - нацелен на проверку знаний после завершения изучения крупной темы. Реализуется в виде контрольных, иногда бывает устным.
  • Итоговый. Проводится в конце четвертей, семестров или всего учебного года. Позволяет исследовать уровень усвоения значительных частей программы.

Условия проведения

Для эффективного, а главное, достоверного мониторинга при его проведении необходимо наличие следующих условий.

  • Стабильная информационная база.
  • Экспертная оценка собранных данных за долгий промежуток времени.
  • Наглядность в виде графиков, диаграмм и подобного.

Методы проведения

Программа мониторинга в средней школе, а также других учебных заведениях предусматривает использование в этих целях различных форм контроля и методов.

цели и задачи мониторинга

Все они делятся на две категории.

  • Формализованные: тесты, устный и письменный опросы, самостоятельные и контрольные.
  • Неформализованные - это беседы, наблюдения, викторины, конкурсы, квесты и подобны им.

Как правило, мониторинг проводится по ученикам, по классам и по школам. Именно их успешность/не успешность позволяет изучать также работу педагогов и всего административного аппарата.

Читайте также: