Семейное чтение родительское собрание в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Пояснительная записка (аннотация)

Семья важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, средство духовно-нравственного воспитания личности.

Цель: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Убедить родителей в важности семейного литературного образования, и воспитание у детей интереса к чтению и любви к книге.

Задачи: Познакомить родителей с опытом организации семейного чтения, как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка; поощрять их стремление развивать у ребёнка интерес к чтению; познакомить с литературными играми, викторинами как средством вовлечение детей в чтение художественных произведений, наметить пути дальнейшего сотрудничества по организации литературного образования дошкольников.

Ход собрания:

Часть 1. Вступительная.

Желание провести семейную гостиную на эту тему не случайно, современные дети не часто просят взрослых почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Наша главная задача – вывести детей на средний уровень речевого общения. Вместе с тем, мы считаем, необходимым привить им любовь к книге и чтению, а сделать это можно, в том числе через игру, которая, как известно, является ведущим видом деятельности детей, более того, формой их жизни.

Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой работе. Однако почти в каждом из них есть прекрасные вечерние мгновения, когда мы общаемся с детьми, читаем им. Это общение обычно возникает неожиданно и подчас неожиданно заканчивается, но некоторые разговоры с детьми надолго остаются в памяти, и после них возникает удивительное чувство родства, близости со своим ребёнком, чувство взаимопонимания и доверия.

Часть 2. Книги - хранители мудрости.

Часть 3. Дети о книгах.

Воспитатель: Теперь настало время послушать, что говорят дети о книгах.

Дети читают стихи о книгах (см. Приложение 1).

Родители дарят детям книги для групповой библиотеки.

Часть 4. Книги воспитывают.

Часть 5. Книги развлекают.

Воспитатель: В одной из песен есть такие слова:

«Книга, книга – друг наш неразлучный.

Нам с тобой, нам с тобой,

Действительно, есть книги, которые это подтверждают. Например, сказки К. Чуковского. Они могут рассмешить и развеселить нас, поднять настроение, но и заставляют задуматься над своими поступками.

Родители проводят викторину для детей по сказкам К. Чуковского с показом иллюстраций к произведениям (см. Приложение 3).

Часть 6. Миг благодарения.

Воспитатель: Наступил важный момент нашей встречи. Дети хотят сказать слова благодарности родителям за книги, которые они им подарили для библиотеки нашей группы.

Дети: Дороге родители! Мы говорим вам СПАСИБО за книги, мы будем, сними дружить, любить их и беречь.

Дети уходят в музыкальный зал.

Часть 7. Обмен родительским опытом.

Часть 8. Игровая пауза.

Родители называют любимые книги своего детства.

Часть 9. Решение собрания.

Часть 10. Чайный стол.

Воспитатель: Наша встреча подошла к концу. Благодарю всех взрослых и детей! Пусть чтение нас объединяет и станет нашей самой сильной привязанностью.

Диагностический инструментарий, такой как – Наблюдение, показал, что дети стали больше интересоваться художественной литературой, бережно относиться к книгам, считаю это, прежде всего заслугой родителей. У дошкольников усовершенствовались: грамматический строй речи, психо-физические процессы (внимание, мышление, восприятие, воображение, обогатился словарный запас, сформировались первоначальные представления о жанрах художественной литературы, а самое главное, произошло сплочение детей, родителей и педагога, мы все стали добрее, терпимее друг к другу и окружающими.

Последующее анкетирование показало: читают детям 70% родителей; читают иногда 30%; не читают 0%.

Любите книгу, ведь она -

человеку каждому нужна.

Она, как верный друг, с тобой,

всегда, везде, и в дождь, и в зной.

О разных странах и морях,

о городах и о горах,

ответ найдёшь ты в книге любой,

ведь книга, как друг,

должна быть с тобой.

Книга очень всем нужна -

и маленьким, и взрослым.

Потому что без неё -

В книгах ты найдёшь всегда,

ответы на вопросы.

Про животных, про моря,

про людей и космос.

Книга ждёт тебя всегда!

Открывай! Не бойся!

Книга – лучшая подружка!

С ней одной совсем не скучно.

Можно дома в тишине,

побывать в любой стране!

Книга очень нам нужна!

Книга каждая важна!

Сколько книжек на планете!

Обо всём на белом свете.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатое! Сладкое! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба.

(проводят родители)

Муха замуж идет.

За лихого, удалого,

Лечит маленьких детей,

лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Только вдруг из-за кусточка,

из за синего лесочка,

из далеких из полей,

А посуда вперед и вперед,

по полям, по болотам идет.

И чайник сказал утюгу -

Солнце по небу гуляло,

и за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

(проводит воспитатель)

Ох, отец, я очарован,

На балах среди придворных,

не встречал красы такой.

Бабушка внученьку очень любила,

бабушка шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое,

кто отгадает, как звали ее?

(Красная шапочка)

Я родилась в цветке прелестном.

И труден, к счастью, был мой путь.

И каждый, видно, догадался –

А я родился странной,

и никому не мил.

Один меня заметил,

и ласково приветил.

А это был, ребята,

А лисички взяли спички,

к морю синему пошли.

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Сел он утром на кровать,

стал рубашку надевать.

В рукава просунул руки –

Брал в столовой Дядя Стёпа,

для себя двойной обед.

Спать ложился Дядя Стёпа –

Тут и мыло подскочило,

и вцепилось в волоса.

И юлило, и мылило,

Проект решения родительского собрания

1. Повышение педагогической культуры родителей и пополнение арсенала их знаний по вопросам духовно-нравственного воспитания личности ребёнка.

2. Осознание родителями важности домашнего семейного чтения, как одного из средств духовно-нравственного становления личности ребёнка дошкольника.

3. Продолжение сотрудничества родителей и ДОУ.

- при выборе взрослым сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес и на проблему семьи и своего ребёнка ( например: болезнь члена семьи, появлении е второго ребёнка, семейный разлад);

- читать детям нужно регулярно, в специально отведённом для этого месте.

- кто именно будет читать ребёнку – определите сами исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обратиться ребёнок за советом в случае появления житейских затруднений;

- если после прочитанного у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию, возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания много в его поведении и эмоциональном состоянии;

- если у ребёнка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться, что на самом деле озадачило ребёнка и каких именно объяснений он ждал от вас, по видимому его что-то беспокоит, он нуждается в вашей помощи;

- если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка или бабушка, окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребёнком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским мнением;

- если ребёнок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это не случайно, выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребёнка ёщё и ещё раз переживать события

из произведения, что его так глубоко затронуло?

1.Вступительное слово учителя : Здравствуйте, дорогие родители.

Тема нашего собрания весьма актуальна. Важность чтения в жизни человека н астолько

очевидна, что каждый, из сидящих здесь наверняка хотел бы, чтобы его ребёнок любил

читать. Многие ошибочно сч итают, нау чился ре бёнок читать, теперь вс ё св ободное время

он бу дет у делять ч тению книг, ве дь так было когда - то в его жизни, но не следу ет

забывать о том, что со вре мени вашего об учения в школе прошёл довольно длительный

промежуток времени. Слишк ом многое изменилось в мире. Появились компьютеры,

различные и гровые при ставки, з амечательные игр ушки, которые, по мнению ребёнка,

Это мы знаем, что в век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись

без чтения. Но давайте посмотрим на статистические данные чтения в России

Цель: познакомиться с историей, традициями и современным состоянием семейного чтения.

Формировать культуру чтения как основу семейных традиций.

Изучать семейные традиции, роль в них семейного чтения.

Расширять свой кругозор в области истории родной страны, народных традиций.

Реализовать личный творческий и интеллектуальный потенциал в сфере семейного чтения.

Как одну из замечательных русских семейных традиций можно назвать проведение семейных литературных вечеров.

Семья собирается в гостиной. Дедушка, бабушка, другие члены семьи: мама, папа, тетя, дядя, дети.

Бабушка играет на фортепиано. Мама исполняет русские романсы. Дедушка, надев очки, у камина читает младшим детям из толстой книжки волшебные истории. Тетя и дядя разгадывают со средними детьми загадки и шарады. А строгий отец ведет со старшим сыном - студентом научный спор, обсуждая последние достижения в биологии, химии, физике или медицине.

Традиция семейного чтения в дореволюционной России (с колыбели дети слушали сказки, песни, былины) была самой популярной формой проведения досуга. Очень часто организовывались самые разнообразные литературные вечера в кругу семьи.

Именно в нашей стране семейное чтение имеет удивительную историю развития. На протяжении всей истории России книги шли рука об руку с людьми, а культура чтения в первую очередь формировалась в семейной среде.

Сочинения Владимира Мономаха являются ярким памятником древнерусской литературы. Они вполне могут служить фактом становления традиции семейного чтения.

В Древней Руси долгое время особо почиталось чтение в семейном кругу библейской литературы, литературы о житиях святых и деяниях апостолов. Маленьких детей с самого раннего возраста учили читать Псалтырь, нужна была правильность и беглость чтения.

Для России долгое время отношение к книге было превосходным, читать было престижно. В семьях было принято читать друг другу книги вслух – стихи, прозу и обмениваться мыслями о прочитанном.

Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились ими в детские и юношеские годы.

С 2011 по 2014 год в библиотеке гимназии №1 проводилось исследование с целью изучения отношения младших школьников к чтению, в том числе к выявлению наличия в семьях традиций семейного чтения.

Основной метод исследования – интервью, которое проводилось выборочно с учащимися 1 классов, которые приходили записываться в библиотеку.

Практически все дети - 93% учащихся, у которых сотрудники библиотеки брали интервью, очень хотели бы, чтобы родители читали с ними вместе книги и обсуждали прочитанные произведения.

Именно такой они видят модель счастливой и дружной семьи.

Также в библиотеке гимназии №1 в 2014 году было организовано выборочное анкетирование среди учащихся 1 – 7 классов с целью выяснения, сохранились ли в семьях традиции семейного чтения, каков круг читательских интересов современных школьников.

По результатам данного тестирования можно сделать вывод, что около 83% младших школьников (учащихся 1-4 классов) поддерживают традиции семейного чтения. В этих семьях очень часто проходят совместные чтения книг с последующим обсуждением.

Анкетирование показало, что чтение оказывается самой привлекательной формой организации досуга для 68% гимназистов, лидирующие позиции занимают компьютерные игры, общение в социальных сетях и просмотр телепередач - 93% опрошенных.

В результате опроса можно выделить, что чтение играет важную роль в образе жизни семьи у 61% участвующих в анкетировании гимназистов 1-7 классов, то есть в данных семьях с удовольствием читают не только сами дети, но и их родители, бабушки, дедушки, братья и сестры.

Любопытную информацию удалось получить и о наличии личных домашних библиотек, 93% гимназистов утверждают, что у них имеются дома личные библиотеки.

Домашние книжные собрания продолжают оставаться одним из основных источников получения книг для чтения подрастающего поколения, родителей учащихся, бабушек и дедушек.

Рассматривался в ходе опроса и качественный состав личных библиотек, как долго они формировались и по какому принципу.

Оказалось, что значительный вклад в формирование личной домашней библиотеки внесли бабушки и дедушки опрошенных учеников. Фундамент домашних библиотек закладывался в прошлом веке.

Каков же качественный состав домашних библиотек наших гимназистов?

Это классика отечественной и зарубежной художественной литературы (доступная в советское времена), немногочисленные тогда энциклопедические, справочные и прикладного характера издания.

В настоящее время возможности для создания семейных библиотек кардинально изменились. Издаётся огромное количество названий, типов и видов книжной продукции.

В результате опроса удалось узнать, какие книги приобретают сейчас для пополнения личных домашних библиотек.

В перечне предпочтений лидируют: сказки, классическая литература, книги по школьной программе – 86%, энциклопедии, справочники – 65%.

Отрадно отметить тот факт, что книга является лучшим подарком для 83% опрошенных гимназистов, причем 75% не только любят получать в подарок книги, но и дарят их сами.

Для подарков покупают альбомы, богато иллюстрированные сборники сказок, тома энциклопедий.

В результате анкетирования выяснили также, какая литература является приоритетной для учащихся гимназии №1. Для 89% детей начальной школы это сказочная литература, 62% предпочитают рассказы о природе, любят читать энциклопедии и справочники 34% опрошенных гимназистов, а стихи всего 11%.

У гимназистов 5-7 классов меняется структура предпочтений, здесь большинство выбирает литературу, изучаемую по программе, детективы, современную фантастику, а стихи любят читать только 6% опрошенных.

В ходе опроса удалось узнать, что гимназисты, выбирая для прочтения ту или иную книгу, интересуются мнением своих родителей – 74% учащихся, учителей, родственников и знакомых – 61%, своих одноклассников – 57% опрошенных.

Благодаря проведенному опросу можно сделать вывод, что во многих семьях понимают важность чтения в духовно-нравственном развитии личности и стараются сохранять традиции семейного чтения в своей собственной семье.

Семейное чтение – это обсуждение, беседа о прочитанном, разговор по душам. Чтение в кругу семьи дает возможность поспорить, поплакать или посмеяться вместе, увидеть друг друга по-новому. Это важнейший и наилучший способ общения.

Главная семейная ценность – взаимопонимание. Для сохранения этой ценности огромную роль может сыграть семейное чтение.

Книга вводит ребенка в мир, где добро всегда побеждает зло. Взрослым людям, имеющим жизненный опыт, прочитанная книга служит напоминанием, как следует поступить в тех или иных жизненных ситуациях.

Когда вместе читают мамы и папы, бабушки и дедушки, дети – это самые яркие моменты, которые объединяют семью. Память об этих минутах люди хранят всю жизнь.

Продолжение традиций семейного чтения – важнейшее звено в поддержании прекрасной домашней атмосферы, передачи семейных традиций, укрепление связей между поколениями.

В ходе исследовательской работы по данной теме, используя исторические сведения о традициях семейного чтения и результаты различных опросов, проводимых в библиотеках России и библиотекой гимназии №1, можно сделать вывод о необходимости всесторонней поддержки традиций семейного чтения.

Необходимо возрождать семейные традиции, потому что именно они сближают членов семьи, укрепляют их любовь, взаимопонимание и взаимоуважение.

Велика роль семейных традиций и для детей. Они помогают сделать детство по-настоящему сказочным и праздничным, учат детей воспринимать жизнь позитивно, сохраняя гордость за себя и свою семью.

Учитывая проводимые сотрудниками библиотеки №1 многочисленные исследования по выявлению традиций семейного чтения с полной уверенностью хочется заявить, что данная тема очень важна и актуальна в данный момент.

Из проведенного исследования мне хотелось бы сделать вывод о необходимости поддержания традиций семейного чтения, когда дети с удовольствием и радостью читают вместе со взрослыми. Вполне возможно, что именно эта традиция станет основой жизни крепкой и дружной семьи со счастливым будущим.

Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И.Н. Тимофеева; РНБ. – СПБ, 2000. – 511 с. : ил.

Тихомирова И.И. Детское чтение как ценность культуры нации. – М.:Русская школьная библиотечная ассоциация,2007.

Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. – М.: Школьная библиотека, 2004. – С. 103.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование жизнеспособного молодого поколения — одна из главных стратегических задач нашей страны, а неутешительные результаты наших детей в международном тестировании PISA на понимание текста (33 место среди 40 стран)

говорят о необходимости формулировать национальную программу по чтению как “Чтение и духовная безопасность будущего России”. Компьютер и Интернет внесли в нашу жизнь не только новые возможности, но и проблемы для наших детей: дети, скачивая готовые рефераты, перестали читать, а значит и думать. Многие считают, что ныне компьютер вытесняет книгу, однако наоборот — сегодня, как никогда, для освоения новых информационных технологий требуется качественное чтение.

Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Цель: создание условий для осознания родителями ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности, как залога учебного, а затем и жизненного успеха.

Задачи:

  • познакомить родителей с проблемой семейного чтения, с результатами анкетирования по проблеме;
  • активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье;
  • вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.

Формирование жизнеспособного молодого поколения — одна из главных стратегических задач нашей страны, а неутешительные результаты наших детей в международном тестировании PISA на понимание текста (33 место среди 40 стран)

говорят о необходимости формулировать национальную программу по чтению как “Чтение и духовная безопасность будущего России”. Компьютер и Интернет внесли в нашу жизнь не только новые возможности, но и проблемы для наших детей: дети, скачивая готовые рефераты, перестали читать, а значит и думать. Многие считают, что ныне компьютер вытесняет книгу, однако наоборот — сегодня, как никогда, для освоения новых информационных технологий требуется качественное чтение.

Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Цель: создание условий для осознания родителями ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности, как залога учебного, а затем и жизненного успеха.

Технологическая карта родительского собрания

I этап собрания.

Происхождение метода: авторский

Цель: распределение участников собрания по группам

Технология проведения: Модератор предлагает родителям выбрать книгу любимого им жанра или направления: детективы и приключения, любовные, детские, исторические, публицистика - и сесть за один стол с единомышленниками. По желанию родители могут объяснить свой выбор.

Цель: создание условий для развития способности прогнозировать результат, формулировать и оценивать ожидаемый результата обучения

Варианты проведения метода: яблоки и лимоны можно заменить другим фруктом.

Примечание: этот метод наглядно показывает самим участникам психологический настрой на предстоящее мероприятие и позволяет всех включить в работу.

Цели метода: определение основного понятия, первичное погружение в тему

Время проведения: 3-4 минуты

Технология проведения: Модератор читает определение понятия поэтапно или разные определения одного и того же понятия до тех пор, пока родители не отгадают понятие

Происхождение метода: заимствованный

Цель: определение понятия по плану

Технология проведения. Модератор объясняет правила написания синквейна:

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.)

II этап собрания.

Цели этапа: активное восприятие информации; сопоставление нового и старого знания.

Происхождение метода: авторский

Цель: актуализация знаний по теме при работе с понятиями и определениями

Технология проведения: Модератор предлагает карточки(пазлы) с понятиями и определением этих понятий. Задача обучающихся соотнести понятия с определениями, положив необходимую карточку с определением на понятие. По окончании работы необходимо перевернуть пазлы. Если работа выполнена правильно, получится фраза ЧТЕНИЕ –ВОТ ЛУЧШЕЕ УМЕНИЕ (по слову на каждой карточке)

Понятия: Семейное чтение, индивидуальное чтение, электронные книги(ридеры), компьютерная информация.

Фраза: ЧТЕНИЕ – ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ

  • это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.)
  • вид учебного чтения; форма организации учебной работы, при которой учащиеся самостоятельно читают разные тексты
  • общее название группы узкоспециализированных компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде
  • это информация, зафиксированная на машинном носителе или передаваемая по телекоммуникационным каналам в форме, доступной восприятию ЭВМ.

Происхождение метода: заимствованный

Цель: критически оценивать информацию, выделяя положительные и отрицательные стороны понятия

Технология проведения: Модератор предлагает заполнить таблицу, отметив плюсы и минусы понятия ЧТЕНИЕ, основываясь на личном опыте. По окончании работы обсуждают получившееся.

7. Метод: Аналитическое чтение статьи

Цель: умение сравнивать, находить общее и различное, делать выводы

Время проведения: от 7 до 10 минут

Технология проведения: родителям предлагается для сравнения два понятия. Их задача в одном кольце написать индивидуальные отличительные особенности ЧТЕНИЯ, во втором кольце - индивидуальны отличительные особенности ДРУГИХ СРЕДСТВ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, посередине, на стыке 2 колец - общее у предлагаемых понятий.

III этап собрания.

Цели этапа: целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к теме собрания, определение стратегии активизации домашнего чтения.

9. Метод: Интерактивная лекция с использованием презентации Microsoft PowerPoin

12. Метод: Древо ожиданий и опасений

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Всемирного форума Международной ассоциации школьных библиотек (IASL) 2014

Данильчук Т.П., библиотекарь,

Александрова И.А., педагог-модератор,

Зюзина Е.В., педагог-модератор


Конспект родительского собрания

Люди перестают мыслить,

когда перестают читать

М. Горький

Формирование жизнеспособного молодого поколения — одна из главных стратегических задач нашей страны, а неутешительные результаты наших детей в международном тестировании PISA на понимание текста (33 место среди 40 стран)

говорят о необходимости формулировать национальную программу по чтению как “Чтение и духовная безопасность будущего России”. Компьютер и Интернет внесли в нашу жизнь не только новые возможности, но и проблемы для наших детей: дети, скачивая готовые рефераты, перестали читать, а значит и думать. Многие считают, что ныне компьютер вытесняет книгу, однако наоборот — сегодня, как никогда, для освоения новых информационных технологий требуется качественное чтение.

Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Цель: создание условий для осознания родителями ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности, как залога учебного, а затем и жизненного успеха.

познакомить родителей с проблемой семейного чтения, с результатами анкетирования по проблеме;

активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье;

вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.

Ход родительского собрания

I этап собрания.

-Можете ли вы объяснить свой выбор? (обсуждение)

-Посмотрите на доску, у нас выросло дерево, необычное: на нем нет ни одного листочка, ни одного цветочка. Мы предлагаем оживить наше дерево. Для этого возьмите приготовленные фрукты (листочки с вырезанными яблоками и лимонами) и на яблочках напишите, что вы ожидаете от нашей встречи, а на лимонах- то, чего вы опасаетесь. И повесьте на дерево (родители выполняют работу).

- У кого есть желание поделиться своими ожиданиями и опасениями, выскажитесь(обсуждение).

- Представьте себя детьми и попытайтесь отгадать загадку. Определение будет появляться по частям. После каждой части предлагается новая подсказка. Давайте посмотрим, как быстро вы справитесь с этой задачей.( слайд №2)

специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов.

одна из основных форм опосредованной коммуникации.

не одностороннее воздействие произведений на читателя, выражающееся в пассивном восприятии, усвоении содержания текста, а активное взаимодействие между коммуникаторами и реципиентами

один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.

это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами. ( Ответ: ЧТЕНИЕ)

- Как вы думаете, почему именно с этого понятия мы начинаем наше собрание? Какую роль чтение играет в вашей жизни? Выразите свое отношение к чтению, составляя синквейн – пятистишие, составленное по особым правилам(слайд№3):

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.)

Родители составляют синквейны в группах и представляют полученный результат.

Образец синквейна. (слайд№4):

РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ

ВОЗДЕЙСТВЕТ РАСШИРЯЕТ РАЗВЛЕКАЕТ

ЭТО – ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ ЖИЗНИ(кладезь знаний о мире)

II этап собрания.

- Предлагаем вам вновь окунуться в детство и поиграть в пазлы. Вы получаете карточное поле с понятиями и карточки-пазлы с их определениями. Не переворачивая карточки, положите на каждое определение понятие, которое, по-вашему, подходит к нему. ( выполняют задание)

-Теперь переверните карточки и если работа выполнена правильно, у вас получится фраза. Прочитайте её.

(фраза ЧТЕНИЕ –ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ)

Карточное поле(слайд№5-первое нажатие):

Карточки с понятиями(слайд№5-второе нажатие):

это целенаправленный непрерывный

совместного чтения детей и родителей

с последующим обсуждением, анализом

в любых формах (устных, письменных,

вид учебного чтения; форма организации

учебной работы, при которой учащиеся

самостоятельно читают разные тексты

общее название группы узкоспециализированных

компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде

это информация, зафиксированная на машинном носителе или передаваемая по телекоммуникационным каналам в форме, доступной восприятию ЭВМ.

Получившаяся фраза после переворачивания пазлов:

- Почему эти понятия лежат в основе нашей работы?

-В современных условиях, когда много различных источников информации, какую роль чтение играет с точки зрения получения новой информации?(обсуждение)

-Мы предлагает вам заполнить таблицу, отметив плюсы и минусы понятия ЧТЕНИЕ, основываясь на личном опыте.

Роль чтения в жизни детей

По окончании работы обсуждают получившееся.(обсуждение)

- Проблема чтения волновала и писателей, у ученых, и педагогов. Прочитайте статью советского педагога, члена – корреспондента АПН СССР М.Н.Скаткина:

- Действительно, сейчас можно более быстро получить знания по интересующей проблеме и в Интернете, и СМИ. Основываясь на полученной информации и собственном опыте, найдите черты сходства и различия чтения и других средств получения информации.






-В результате проведенного в начале года анкетирования мы увидели спад читательского интереса и качества чтения у младших школьников(слайд№6-10):.






-Что может быть стимулом для чтения? Что нужно делать, чтобы у ребенка появилось желание взять книгу и прочитать?

-Что же можно сделать, чтобы решить эту проблему? (возродить семейное чтение)


III этап собрания.

- У кого есть желание поделиться своими мыслями, выскажитесь.(обсуждение)

-В начале нашей встречи вы выбрали любимый жанр книги. Напиши обращение к детям-читателям в стиле данного жанра. (составляют обращение)

- Мы предлагаем записать обращения на видео и подарить нашим детям. (представляя обращения, записывают на видео).

-Закончить нашу встречу мы хотим словами венгерского мыслителя 19 века Д,Костолани(слайд№13):

-Заканчивая нашу встречу, мы надеемся на плодотворное сотрудничество всех заинтересованных членов нашего коллектива: родителей, педагогов и библиотекарей, и конечно, наших детей.

Читайте также: