Семейное чтение родительское собрание в начальной школе
Обновлено: 02.07.2024
Пояснительная записка (аннотация)
Семья важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, средство духовно-нравственного воспитания личности.
Цель: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Убедить родителей в важности семейного литературного образования, и воспитание у детей интереса к чтению и любви к книге.
Задачи: Познакомить родителей с опытом организации семейного чтения, как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка; поощрять их стремление развивать у ребёнка интерес к чтению; познакомить с литературными играми, викторинами как средством вовлечение детей в чтение художественных произведений, наметить пути дальнейшего сотрудничества по организации литературного образования дошкольников.
Ход собрания:
Часть 1. Вступительная.
Желание провести семейную гостиную на эту тему не случайно, современные дети не часто просят взрослых почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Наша главная задача – вывести детей на средний уровень речевого общения. Вместе с тем, мы считаем, необходимым привить им любовь к книге и чтению, а сделать это можно, в том числе через игру, которая, как известно, является ведущим видом деятельности детей, более того, формой их жизни.
Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой работе. Однако почти в каждом из них есть прекрасные вечерние мгновения, когда мы общаемся с детьми, читаем им. Это общение обычно возникает неожиданно и подчас неожиданно заканчивается, но некоторые разговоры с детьми надолго остаются в памяти, и после них возникает удивительное чувство родства, близости со своим ребёнком, чувство взаимопонимания и доверия.
Часть 2. Книги - хранители мудрости.
Часть 3. Дети о книгах.
Воспитатель: Теперь настало время послушать, что говорят дети о книгах.
Дети читают стихи о книгах (см. Приложение 1).
Родители дарят детям книги для групповой библиотеки.
Часть 4. Книги воспитывают.
Часть 5. Книги развлекают.
Воспитатель: В одной из песен есть такие слова:
«Книга, книга – друг наш неразлучный.
Нам с тобой, нам с тобой,
Действительно, есть книги, которые это подтверждают. Например, сказки К. Чуковского. Они могут рассмешить и развеселить нас, поднять настроение, но и заставляют задуматься над своими поступками.
Родители проводят викторину для детей по сказкам К. Чуковского с показом иллюстраций к произведениям (см. Приложение 3).
Часть 6. Миг благодарения.
Воспитатель: Наступил важный момент нашей встречи. Дети хотят сказать слова благодарности родителям за книги, которые они им подарили для библиотеки нашей группы.
Дети: Дороге родители! Мы говорим вам СПАСИБО за книги, мы будем, сними дружить, любить их и беречь.
Дети уходят в музыкальный зал.
Часть 7. Обмен родительским опытом.
Часть 8. Игровая пауза.
Родители называют любимые книги своего детства.
Часть 9. Решение собрания.
Часть 10. Чайный стол.
Воспитатель: Наша встреча подошла к концу. Благодарю всех взрослых и детей! Пусть чтение нас объединяет и станет нашей самой сильной привязанностью.
Диагностический инструментарий, такой как – Наблюдение, показал, что дети стали больше интересоваться художественной литературой, бережно относиться к книгам, считаю это, прежде всего заслугой родителей. У дошкольников усовершенствовались: грамматический строй речи, психо-физические процессы (внимание, мышление, восприятие, воображение, обогатился словарный запас, сформировались первоначальные представления о жанрах художественной литературы, а самое главное, произошло сплочение детей, родителей и педагога, мы все стали добрее, терпимее друг к другу и окружающими.
Последующее анкетирование показало: читают детям 70% родителей; читают иногда 30%; не читают 0%.
Любите книгу, ведь она -
человеку каждому нужна.
Она, как верный друг, с тобой,
всегда, везде, и в дождь, и в зной.
О разных странах и морях,
о городах и о горах,
ответ найдёшь ты в книге любой,
ведь книга, как друг,
должна быть с тобой.
Книга очень всем нужна -
и маленьким, и взрослым.
Потому что без неё -
В книгах ты найдёшь всегда,
ответы на вопросы.
Про животных, про моря,
про людей и космос.
Книга ждёт тебя всегда!
Открывай! Не бойся!
Книга – лучшая подружка!
С ней одной совсем не скучно.
Можно дома в тишине,
побывать в любой стране!
Книга очень нам нужна!
Книга каждая важна!
Сколько книжек на планете!
Обо всём на белом свете.
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.
- Дели по одному, - строго сказал Миша.
Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
- Ровно? - спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки.
- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
- Рассыпчатое! Сладкое! - говорил Миша.
- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба.
(проводят родители)
Муха замуж идет.
За лихого, удалого,
Лечит маленьких детей,
лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Только вдруг из-за кусточка,
из за синего лесочка,
из далеких из полей,
А посуда вперед и вперед,
по полям, по болотам идет.
И чайник сказал утюгу -
Солнце по небу гуляло,
и за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
(проводит воспитатель)
Ох, отец, я очарован,
На балах среди придворных,
не встречал красы такой.
Бабушка внученьку очень любила,
бабушка шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
кто отгадает, как звали ее?
(Красная шапочка)
Я родилась в цветке прелестном.
И труден, к счастью, был мой путь.
И каждый, видно, догадался –
А я родился странной,
и никому не мил.
Один меня заметил,
и ласково приветил.
А это был, ребята,
А лисички взяли спички,
к морю синему пошли.
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Сел он утром на кровать,
стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки –
Брал в столовой Дядя Стёпа,
для себя двойной обед.
Спать ложился Дядя Стёпа –
Тут и мыло подскочило,
и вцепилось в волоса.
И юлило, и мылило,
Проект решения родительского собрания
1. Повышение педагогической культуры родителей и пополнение арсенала их знаний по вопросам духовно-нравственного воспитания личности ребёнка.
2. Осознание родителями важности домашнего семейного чтения, как одного из средств духовно-нравственного становления личности ребёнка дошкольника.
3. Продолжение сотрудничества родителей и ДОУ.
- при выборе взрослым сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес и на проблему семьи и своего ребёнка ( например: болезнь члена семьи, появлении е второго ребёнка, семейный разлад);
- читать детям нужно регулярно, в специально отведённом для этого месте.
- кто именно будет читать ребёнку – определите сами исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обратиться ребёнок за советом в случае появления житейских затруднений;
- если после прочитанного у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию, возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания много в его поведении и эмоциональном состоянии;
- если у ребёнка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться, что на самом деле озадачило ребёнка и каких именно объяснений он ждал от вас, по видимому его что-то беспокоит, он нуждается в вашей помощи;
- если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка или бабушка, окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребёнком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским мнением;
- если ребёнок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это не случайно, выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребёнка ёщё и ещё раз переживать события
из произведения, что его так глубоко затронуло?
1.Вступительное слово учителя : Здравствуйте, дорогие родители.
Тема нашего собрания весьма актуальна. Важность чтения в жизни человека н астолько
очевидна, что каждый, из сидящих здесь наверняка хотел бы, чтобы его ребёнок любил
читать. Многие ошибочно сч итают, нау чился ре бёнок читать, теперь вс ё св ободное время
он бу дет у делять ч тению книг, ве дь так было когда - то в его жизни, но не следу ет
забывать о том, что со вре мени вашего об учения в школе прошёл довольно длительный
промежуток времени. Слишк ом многое изменилось в мире. Появились компьютеры,
различные и гровые при ставки, з амечательные игр ушки, которые, по мнению ребёнка,
Это мы знаем, что в век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись
без чтения. Но давайте посмотрим на статистические данные чтения в России
Цель: познакомиться с историей, традициями и современным состоянием семейного чтения.
Формировать культуру чтения как основу семейных традиций.
Изучать семейные традиции, роль в них семейного чтения.
Расширять свой кругозор в области истории родной страны, народных традиций.
Реализовать личный творческий и интеллектуальный потенциал в сфере семейного чтения.
Как одну из замечательных русских семейных традиций можно назвать проведение семейных литературных вечеров.
Семья собирается в гостиной. Дедушка, бабушка, другие члены семьи: мама, папа, тетя, дядя, дети.
Бабушка играет на фортепиано. Мама исполняет русские романсы. Дедушка, надев очки, у камина читает младшим детям из толстой книжки волшебные истории. Тетя и дядя разгадывают со средними детьми загадки и шарады. А строгий отец ведет со старшим сыном - студентом научный спор, обсуждая последние достижения в биологии, химии, физике или медицине.
Традиция семейного чтения в дореволюционной России (с колыбели дети слушали сказки, песни, былины) была самой популярной формой проведения досуга. Очень часто организовывались самые разнообразные литературные вечера в кругу семьи.
Именно в нашей стране семейное чтение имеет удивительную историю развития. На протяжении всей истории России книги шли рука об руку с людьми, а культура чтения в первую очередь формировалась в семейной среде.
Сочинения Владимира Мономаха являются ярким памятником древнерусской литературы. Они вполне могут служить фактом становления традиции семейного чтения.
В Древней Руси долгое время особо почиталось чтение в семейном кругу библейской литературы, литературы о житиях святых и деяниях апостолов. Маленьких детей с самого раннего возраста учили читать Псалтырь, нужна была правильность и беглость чтения.
Для России долгое время отношение к книге было превосходным, читать было престижно. В семьях было принято читать друг другу книги вслух – стихи, прозу и обмениваться мыслями о прочитанном.
Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились ими в детские и юношеские годы.
С 2011 по 2014 год в библиотеке гимназии №1 проводилось исследование с целью изучения отношения младших школьников к чтению, в том числе к выявлению наличия в семьях традиций семейного чтения.
Основной метод исследования – интервью, которое проводилось выборочно с учащимися 1 классов, которые приходили записываться в библиотеку.
Практически все дети - 93% учащихся, у которых сотрудники библиотеки брали интервью, очень хотели бы, чтобы родители читали с ними вместе книги и обсуждали прочитанные произведения.
Именно такой они видят модель счастливой и дружной семьи.
Также в библиотеке гимназии №1 в 2014 году было организовано выборочное анкетирование среди учащихся 1 – 7 классов с целью выяснения, сохранились ли в семьях традиции семейного чтения, каков круг читательских интересов современных школьников.
По результатам данного тестирования можно сделать вывод, что около 83% младших школьников (учащихся 1-4 классов) поддерживают традиции семейного чтения. В этих семьях очень часто проходят совместные чтения книг с последующим обсуждением.
Анкетирование показало, что чтение оказывается самой привлекательной формой организации досуга для 68% гимназистов, лидирующие позиции занимают компьютерные игры, общение в социальных сетях и просмотр телепередач - 93% опрошенных.
В результате опроса можно выделить, что чтение играет важную роль в образе жизни семьи у 61% участвующих в анкетировании гимназистов 1-7 классов, то есть в данных семьях с удовольствием читают не только сами дети, но и их родители, бабушки, дедушки, братья и сестры.
Любопытную информацию удалось получить и о наличии личных домашних библиотек, 93% гимназистов утверждают, что у них имеются дома личные библиотеки.
Домашние книжные собрания продолжают оставаться одним из основных источников получения книг для чтения подрастающего поколения, родителей учащихся, бабушек и дедушек.
Рассматривался в ходе опроса и качественный состав личных библиотек, как долго они формировались и по какому принципу.
Оказалось, что значительный вклад в формирование личной домашней библиотеки внесли бабушки и дедушки опрошенных учеников. Фундамент домашних библиотек закладывался в прошлом веке.
Каков же качественный состав домашних библиотек наших гимназистов?
Это классика отечественной и зарубежной художественной литературы (доступная в советское времена), немногочисленные тогда энциклопедические, справочные и прикладного характера издания.
В настоящее время возможности для создания семейных библиотек кардинально изменились. Издаётся огромное количество названий, типов и видов книжной продукции.
В результате опроса удалось узнать, какие книги приобретают сейчас для пополнения личных домашних библиотек.
В перечне предпочтений лидируют: сказки, классическая литература, книги по школьной программе – 86%, энциклопедии, справочники – 65%.
Отрадно отметить тот факт, что книга является лучшим подарком для 83% опрошенных гимназистов, причем 75% не только любят получать в подарок книги, но и дарят их сами.
Для подарков покупают альбомы, богато иллюстрированные сборники сказок, тома энциклопедий.
В результате анкетирования выяснили также, какая литература является приоритетной для учащихся гимназии №1. Для 89% детей начальной школы это сказочная литература, 62% предпочитают рассказы о природе, любят читать энциклопедии и справочники 34% опрошенных гимназистов, а стихи всего 11%.
У гимназистов 5-7 классов меняется структура предпочтений, здесь большинство выбирает литературу, изучаемую по программе, детективы, современную фантастику, а стихи любят читать только 6% опрошенных.
В ходе опроса удалось узнать, что гимназисты, выбирая для прочтения ту или иную книгу, интересуются мнением своих родителей – 74% учащихся, учителей, родственников и знакомых – 61%, своих одноклассников – 57% опрошенных.
Благодаря проведенному опросу можно сделать вывод, что во многих семьях понимают важность чтения в духовно-нравственном развитии личности и стараются сохранять традиции семейного чтения в своей собственной семье.
Семейное чтение – это обсуждение, беседа о прочитанном, разговор по душам. Чтение в кругу семьи дает возможность поспорить, поплакать или посмеяться вместе, увидеть друг друга по-новому. Это важнейший и наилучший способ общения.
Главная семейная ценность – взаимопонимание. Для сохранения этой ценности огромную роль может сыграть семейное чтение.
Книга вводит ребенка в мир, где добро всегда побеждает зло. Взрослым людям, имеющим жизненный опыт, прочитанная книга служит напоминанием, как следует поступить в тех или иных жизненных ситуациях.
Когда вместе читают мамы и папы, бабушки и дедушки, дети – это самые яркие моменты, которые объединяют семью. Память об этих минутах люди хранят всю жизнь.
Продолжение традиций семейного чтения – важнейшее звено в поддержании прекрасной домашней атмосферы, передачи семейных традиций, укрепление связей между поколениями.
В ходе исследовательской работы по данной теме, используя исторические сведения о традициях семейного чтения и результаты различных опросов, проводимых в библиотеках России и библиотекой гимназии №1, можно сделать вывод о необходимости всесторонней поддержки традиций семейного чтения.
Необходимо возрождать семейные традиции, потому что именно они сближают членов семьи, укрепляют их любовь, взаимопонимание и взаимоуважение.
Велика роль семейных традиций и для детей. Они помогают сделать детство по-настоящему сказочным и праздничным, учат детей воспринимать жизнь позитивно, сохраняя гордость за себя и свою семью.
Учитывая проводимые сотрудниками библиотеки №1 многочисленные исследования по выявлению традиций семейного чтения с полной уверенностью хочется заявить, что данная тема очень важна и актуальна в данный момент.
Из проведенного исследования мне хотелось бы сделать вывод о необходимости поддержания традиций семейного чтения, когда дети с удовольствием и радостью читают вместе со взрослыми. Вполне возможно, что именно эта традиция станет основой жизни крепкой и дружной семьи со счастливым будущим.
Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И.Н. Тимофеева; РНБ. – СПБ, 2000. – 511 с. : ил.
Тихомирова И.И. Детское чтение как ценность культуры нации. – М.:Русская школьная библиотечная ассоциация,2007.
Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. – М.: Школьная библиотека, 2004. – С. 103.
Формирование жизнеспособного молодого поколения — одна из главных стратегических задач нашей страны, а неутешительные результаты наших детей в международном тестировании PISA на понимание текста (33 место среди 40 стран)
говорят о необходимости формулировать национальную программу по чтению как “Чтение и духовная безопасность будущего России”. Компьютер и Интернет внесли в нашу жизнь не только новые возможности, но и проблемы для наших детей: дети, скачивая готовые рефераты, перестали читать, а значит и думать. Многие считают, что ныне компьютер вытесняет книгу, однако наоборот — сегодня, как никогда, для освоения новых информационных технологий требуется качественное чтение.
Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.
Цель: создание условий для осознания родителями ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности, как залога учебного, а затем и жизненного успеха.
Задачи:
- познакомить родителей с проблемой семейного чтения, с результатами анкетирования по проблеме;
- активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье;
- вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.
Формирование жизнеспособного молодого поколения — одна из главных стратегических задач нашей страны, а неутешительные результаты наших детей в международном тестировании PISA на понимание текста (33 место среди 40 стран)
говорят о необходимости формулировать национальную программу по чтению как “Чтение и духовная безопасность будущего России”. Компьютер и Интернет внесли в нашу жизнь не только новые возможности, но и проблемы для наших детей: дети, скачивая готовые рефераты, перестали читать, а значит и думать. Многие считают, что ныне компьютер вытесняет книгу, однако наоборот — сегодня, как никогда, для освоения новых информационных технологий требуется качественное чтение.
Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.
Цель: создание условий для осознания родителями ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности, как залога учебного, а затем и жизненного успеха.
Технологическая карта родительского собрания
I этап собрания.
Происхождение метода: авторский
Цель: распределение участников собрания по группам
Технология проведения: Модератор предлагает родителям выбрать книгу любимого им жанра или направления: детективы и приключения, любовные, детские, исторические, публицистика - и сесть за один стол с единомышленниками. По желанию родители могут объяснить свой выбор.
Цель: создание условий для развития способности прогнозировать результат, формулировать и оценивать ожидаемый результата обучения
Варианты проведения метода: яблоки и лимоны можно заменить другим фруктом.
Примечание: этот метод наглядно показывает самим участникам психологический настрой на предстоящее мероприятие и позволяет всех включить в работу.
Цели метода: определение основного понятия, первичное погружение в тему
Время проведения: 3-4 минуты
Технология проведения: Модератор читает определение понятия поэтапно или разные определения одного и того же понятия до тех пор, пока родители не отгадают понятие
Происхождение метода: заимствованный
Цель: определение понятия по плану
Технология проведения. Модератор объясняет правила написания синквейна:
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.)
II этап собрания.
Цели этапа: активное восприятие информации; сопоставление нового и старого знания.
Происхождение метода: авторский
Цель: актуализация знаний по теме при работе с понятиями и определениями
Технология проведения: Модератор предлагает карточки(пазлы) с понятиями и определением этих понятий. Задача обучающихся соотнести понятия с определениями, положив необходимую карточку с определением на понятие. По окончании работы необходимо перевернуть пазлы. Если работа выполнена правильно, получится фраза ЧТЕНИЕ –ВОТ ЛУЧШЕЕ УМЕНИЕ (по слову на каждой карточке)
Понятия: Семейное чтение, индивидуальное чтение, электронные книги(ридеры), компьютерная информация.
Фраза: ЧТЕНИЕ – ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ
- это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.)
- вид учебного чтения; форма организации учебной работы, при которой учащиеся самостоятельно читают разные тексты
- общее название группы узкоспециализированных компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде
- это информация, зафиксированная на машинном носителе или передаваемая по телекоммуникационным каналам в форме, доступной восприятию ЭВМ.
Происхождение метода: заимствованный
Цель: критически оценивать информацию, выделяя положительные и отрицательные стороны понятия
Технология проведения: Модератор предлагает заполнить таблицу, отметив плюсы и минусы понятия ЧТЕНИЕ, основываясь на личном опыте. По окончании работы обсуждают получившееся.
7. Метод: Аналитическое чтение статьи
Цель: умение сравнивать, находить общее и различное, делать выводы
Время проведения: от 7 до 10 минут
Технология проведения: родителям предлагается для сравнения два понятия. Их задача в одном кольце написать индивидуальные отличительные особенности ЧТЕНИЯ, во втором кольце - индивидуальны отличительные особенности ДРУГИХ СРЕДСТВ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, посередине, на стыке 2 колец - общее у предлагаемых понятий.
III этап собрания.
Цели этапа: целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к теме собрания, определение стратегии активизации домашнего чтения.
9. Метод: Интерактивная лекция с использованием презентации Microsoft PowerPoin
12. Метод: Древо ожиданий и опасений
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Всемирного форума Международной ассоциации школьных библиотек (IASL) 2014
Данильчук Т.П., библиотекарь,
Александрова И.А., педагог-модератор,
Зюзина Е.В., педагог-модератор
Конспект родительского собрания
Люди перестают мыслить,
когда перестают читать
М. Горький
Формирование жизнеспособного молодого поколения — одна из главных стратегических задач нашей страны, а неутешительные результаты наших детей в международном тестировании PISA на понимание текста (33 место среди 40 стран)
говорят о необходимости формулировать национальную программу по чтению как “Чтение и духовная безопасность будущего России”. Компьютер и Интернет внесли в нашу жизнь не только новые возможности, но и проблемы для наших детей: дети, скачивая готовые рефераты, перестали читать, а значит и думать. Многие считают, что ныне компьютер вытесняет книгу, однако наоборот — сегодня, как никогда, для освоения новых информационных технологий требуется качественное чтение.
Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.
Цель: создание условий для осознания родителями ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников, интеллектуального ресурса развития их личности, как залога учебного, а затем и жизненного успеха.
познакомить родителей с проблемой семейного чтения, с результатами анкетирования по проблеме;
активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье;
вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.
Ход родительского собрания
I этап собрания.
-Можете ли вы объяснить свой выбор? (обсуждение)
-Посмотрите на доску, у нас выросло дерево, необычное: на нем нет ни одного листочка, ни одного цветочка. Мы предлагаем оживить наше дерево. Для этого возьмите приготовленные фрукты (листочки с вырезанными яблоками и лимонами) и на яблочках напишите, что вы ожидаете от нашей встречи, а на лимонах- то, чего вы опасаетесь. И повесьте на дерево (родители выполняют работу).
- У кого есть желание поделиться своими ожиданиями и опасениями, выскажитесь(обсуждение).
- Представьте себя детьми и попытайтесь отгадать загадку. Определение будет появляться по частям. После каждой части предлагается новая подсказка. Давайте посмотрим, как быстро вы справитесь с этой задачей.( слайд №2)
специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов.
одна из основных форм опосредованной коммуникации.
не одностороннее воздействие произведений на читателя, выражающееся в пассивном восприятии, усвоении содержания текста, а активное взаимодействие между коммуникаторами и реципиентами
один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.
это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами. ( Ответ: ЧТЕНИЕ)
- Как вы думаете, почему именно с этого понятия мы начинаем наше собрание? Какую роль чтение играет в вашей жизни? Выразите свое отношение к чтению, составляя синквейн – пятистишие, составленное по особым правилам(слайд№3):
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.)
Родители составляют синквейны в группах и представляют полученный результат.
Образец синквейна. (слайд№4):
РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ
ВОЗДЕЙСТВЕТ РАСШИРЯЕТ РАЗВЛЕКАЕТ
ЭТО – ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ ЖИЗНИ(кладезь знаний о мире)
II этап собрания.
- Предлагаем вам вновь окунуться в детство и поиграть в пазлы. Вы получаете карточное поле с понятиями и карточки-пазлы с их определениями. Не переворачивая карточки, положите на каждое определение понятие, которое, по-вашему, подходит к нему. ( выполняют задание)
-Теперь переверните карточки и если работа выполнена правильно, у вас получится фраза. Прочитайте её.
(фраза ЧТЕНИЕ –ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ)
Карточное поле(слайд№5-первое нажатие):
Карточки с понятиями(слайд№5-второе нажатие):
это целенаправленный непрерывный
совместного чтения детей и родителей
с последующим обсуждением, анализом
в любых формах (устных, письменных,
вид учебного чтения; форма организации
учебной работы, при которой учащиеся
самостоятельно читают разные тексты
общее название группы узкоспециализированных
компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде
это информация, зафиксированная на машинном носителе или передаваемая по телекоммуникационным каналам в форме, доступной восприятию ЭВМ.
Получившаяся фраза после переворачивания пазлов:
- Почему эти понятия лежат в основе нашей работы?
-В современных условиях, когда много различных источников информации, какую роль чтение играет с точки зрения получения новой информации?(обсуждение)
-Мы предлагает вам заполнить таблицу, отметив плюсы и минусы понятия ЧТЕНИЕ, основываясь на личном опыте.
Роль чтения в жизни детей
По окончании работы обсуждают получившееся.(обсуждение)
- Проблема чтения волновала и писателей, у ученых, и педагогов. Прочитайте статью советского педагога, члена – корреспондента АПН СССР М.Н.Скаткина:
- Действительно, сейчас можно более быстро получить знания по интересующей проблеме и в Интернете, и СМИ. Основываясь на полученной информации и собственном опыте, найдите черты сходства и различия чтения и других средств получения информации.
-В результате проведенного в начале года анкетирования мы увидели спад читательского интереса и качества чтения у младших школьников(слайд№6-10):.
-Что может быть стимулом для чтения? Что нужно делать, чтобы у ребенка появилось желание взять книгу и прочитать?
-Что же можно сделать, чтобы решить эту проблему? (возродить семейное чтение)
III этап собрания.
- У кого есть желание поделиться своими мыслями, выскажитесь.(обсуждение)
-В начале нашей встречи вы выбрали любимый жанр книги. Напиши обращение к детям-читателям в стиле данного жанра. (составляют обращение)
- Мы предлагаем записать обращения на видео и подарить нашим детям. (представляя обращения, записывают на видео).
-Закончить нашу встречу мы хотим словами венгерского мыслителя 19 века Д,Костолани(слайд№13):
-Заканчивая нашу встречу, мы надеемся на плодотворное сотрудничество всех заинтересованных членов нашего коллектива: родителей, педагогов и библиотекарей, и конечно, наших детей.
Читайте также: