Семь черных бумаг краткое содержание
Обновлено: 30.06.2024
Сколько войн пережила она за недолгий свой век! И всегда это разорение и горе. В ту большую войну муж едва не угодил в солдаты. Глаза поврежденные выручили. В гражданскую сам взялся за оружие, а у нее на руках был уже грудной сосунок, блаженной памяти Темырболат.
Надинат утерла слезы. Они наворачиваются на глаза, стоит вспомнить усопшего малыша. Выросли дети, старший сын ушел в армию, вот только ее поздней ласточке всего четвертый годик. И все же память о первенце жива — много тепла, много радости принес он в дом…
Потом воевали где-то на востоке и на севере. В селе появились калеки и… пустые могилы. Отдал человек душу богу на чужбине — на родине ему памятник поставят. Так повелось. И теперь эти памятники стоят на кладбище в ряд, как принято на военной службе. Ну а тех, кого недавно в лесу сожгли, поминать будет некому. Сами же лишили себя людских почестей. Но почему так немилосердно, так безжалостно?
Этот вопрос Надинат задала и мужу, когда он наконец вернулся из дальней поездки. Вместе расседлали вороного, вместе задали ему корм в сарае. Изможденные, прилегли на деревянную тахту.
— Это были враги, — ответил Темыр отвердевшим голосом. — Зря изводишься, не сидела бы допоздна. Застудишь почки после операции.
— От таких напастей и про болячки свои забудешь. Душа в ссадинах. Вся кровоточит.
— Трудные у нас нынче заботы, это правда, но мы обязательно выстоим, мать.
— Но почему ты… там… в Ахсынциаге?
— Я ли, другой ли — долг есть долг. Не пристало нам в кустах хорониться, труса праздновать.
— Так-то оно так, но люди по-всякому говорят.
— Всякая всячина пусть тебя не волнует. Сошлись мы опять с недругами насмерть. И нам ли волочить ярмо раба?
Надинат притихла — мужа не переспоришь, а сна все нет и нет.
— Гаспо к Серифе зачастил, — подала она снова голос.
— Люди кровью истекают, а у него свадьба на уме?
— Да не в этом дело. Она же любит нашего Андрея.
— У сына уже и невеста была?
— Есть у него невеста. Он ей хорошие письма с фронта присылает.
— Стареем, мать, скоро внуков нянчить будем.
— Дожить бы мне до этого светлого дня, глаз бы не смыкала…
— Обивает пороги Дидинаговых, сапоги стоптал… А ты помнишь, как меня сватал?
— А почему ты на той девушке из Камунта не женился? Ее ведь прочила тебе вся родня.
— Кривобокой показалась и болтливой.
— Выдумщик ты, старый. И статная, и скромная… Так говорили.
— Мне видней было, я сквозь очки на нее глядел.
— Скажешь тоже. Чем я-то приглянулась тебе?
— В Америке брату твоему Георгию — мир праху его — калым уплатил.
— Калымом ублажил ты отца моего Дава. Помнишь?
— А что ж ты проходу мне не давал — куда я, туда и ты…
— Тридцать лет под одной крышей прожили и наконец дождалась этих слов.
— Мы еще тридцать лет скоротаем… И еще… Спи. Утром соберешь меня в дорогу.
То утро наступило в Урсдоне раньше обычного. Как только забрезжило, над селом появились немецкие самолеты. Их было не так уж и много, два или три, но пролетели они низко, и стекла в окнах домов чуть не лопались от грохота. Люди высыпали на улицу. Дети спросонья ревьмя ревели. Скотина мычала и рвала привязи. Вдруг от ведущего самолета отделилось что-то черное, громоздкое. Свист, раздирающий душу, поверг сельчан в ужас. И стар и млад, как по уговору, попадали на землю.
Оглушительный удар потряс окрестности. Однако ущерба не было — снесло лишь угол хлева колченогого Капитона, пасечника из ущелья Бадзи. Оказалось, фашисты сбросили пустую бочку, и страхи вскоре улеглись. Урсдонцы продолжали настороженно следить за дерзкими виражами самолетов. Благоразумие не подвело их. Как зерна из сита на солнцепеке, сверху посыпались мелкие бомбы. Все бросились в сады и огороды, в давно отрытые убежища.
В полдень над селом вновь возник тягучий, как вой голодной волчьей стаи, гул бомбометов. И все повторилось — заход, еще заход, и взрывы — хлопки, точно швыряли они свой смертоносный груз лишь для устрашения мирных жителей.
А на западе бурлило и клокотало. Война накатывалась на Урсдон.
Перевод автора
Михаил Булкаты
В зимнюю стужу и в пору больших снегов густые леса, раскинувшиеся у собора святого Георгия, стоявшего над грузинским селом Земо Ходашени, полнились волчьими стаями. Волки спускались с гор в поисках добычи и после удачной охоты устраивали кровавый пир. Чтобы смыть приставшую к шерсти кровь, они катались в снегу, после чего сытой трусцой возвращались в свои логова. Если же охота была неудачна, волки усаживались на снегу в длинный ряд и, задрав морды к небу, выли так, будто жаловались всевышнему на несправедливую жестокость мира сего, оставившего их, сирых, без хлеба насущного. Я со страхом вглядывался в едва различимые издали серые, как тени, фигуры волков, и мне казалось, что нет ничего ужаснее этого голодного и жалобного воя. Встревоженные собаки сначала оглашали деревню трусливым лаем, а потом, науськанные хозяевами, бросались на своих извечных врагов. Между волками и сытыми псами с острыми шинами на ошейниках вспыхивала свирепая драка. Не знаю почему, но эти драки Бечыр называл войной между вольным голодом и порабощенной сытостью.
Я побаивался волков, но Бечыр продолжал ходить в школу короткой дорогой.
По утрам он всегда выходил из дому первым и шел впереди, чтобы проторить для меня тропинку в свежем снегу. Мне очень хотелось обогнать его и самому пробиваться по сверкающей целине нетронутого снега, слышать бодрящий хруст под намокшими чувяками и вдыхать пронизанный солнцем утренний воздух. Но я опасался встречи с волками и видел перед собой лишь спину Бечыра. А ему, казалось, и дела нет до серых теней, мелькавших вдали, он даже не смотрел на них — шагал себе и шагал по снегу. Но однажды Бечыр отказался идти напрямик, и я подумал, что и ему не чужд страх, и даже хотел спросить его об этом, но он, как всегда, опередил меня.
2. Привлечь внимание учащихся к проблеме выбора средств на пути достижения цели.
3. Продолжить совершенствование навыков исследовательской работы над текстом.
Оборудование:
Вложение | Размер |
---|---|
sem_chernykh_bumag_1_chas.docx | 35.21 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Учитель русского языка и литературы Метревели Н.Ш.
Тема урока: Реализация идеи гуманизма в произведениях национально-регионального компонента
2. Привлечь внимание учащихся к проблеме выбора средств на пути достижения цели.
3. Продолжить совершенствование навыков исследовательской работы над текстом.
«Особенно в то время , когда люди страдают , от всей души оказывай им помощь.
2. Изречения великих людей, записанные на доске:
« Тот добр, кто делает добро другим; если он страдает за добро, которое
делает, он очень добр; если страдает от тех, кому сделал это добро, то
доброта его как велика, что может увеличиться только с увеличением его
страданий, а если он умирает от этих страданий, то добродетель его
«Доброе дело не может быть сделано из ненависти, тем более из корысти.
«… добро никогда не умирает; зло умирает, жестокость, угнетение, себялюбие,
алчность – это всё умирает; но благородство, любовь, самопожертвование,
щедрость, истина, как бы незначительны они ни были, как бы ни трудно было
- О каком времени идет речь в этом эпизоде?
3. Слово учителя.
- Как вы думаете, для чего автор вводит в повествование описание волчьего воя?
Волчий вой пугает малыша.
-А как относится к нему Бечыр?
-Почему Бечыр, который не боялся волков,однажды отказался идти напрямик? Найдите ответ в тексте повести.
-Понимал ли малыш всю глубину страданий старшего брата?
-Как об этом говорит автор?
5. Слово учителя.
6. Работа в тетради. Найдите в повести подтверждение тому, что Бечыр чувствует как взрослый, а поступает как ребенок. Отразите это в тетради в виде таблицы – сопоставления.
- Бечыр может смеяться только наедине с младшим братом.
- Бечыр прыгает с крыши с двумя зонтами (с. 459)
- Бечыр избегает встреч с матерью, так как не может смотреть ей прямо в глаза.
3.Бечыр играет с братом в героев
3. Бечыр развлекает, успокаивает брата и мать.
4.Бечыр любит слушать сказки дедушки (с. 460)
4. Бечыр отвлекает брата разными вопросами от тяжких дум.
Вывод: Бечыр чувствует всё очень по-взрослому, хотя он еще ребенок. И вести себя он тоже пытается по- взрослому, но пока это не очень получается.
-Как вы думаете, что заставило Бечыра так рано повзрослеть?
7. Работа в группах. Заполнение таблицы.
1 группа. Перечислите такие качества характера, которые могут помочь любому человеку в минуту особой опасности сохранить человеческое лицо. ( Первая часть таблицы.)
2 группа. Перечислите качества характера народов, живущих на Кавказе, которые всегда помогали им сохранить человечность. (Вторая часть таблицы.)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Цель: развитие навыкованализа литературного текста, формирование учебно-познавательного интереса к работе с текстом произведения; раскрытие мысли писателя через осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий на основе совместной деятельности.
Личностные (ЛР ): развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
КУУД: оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности
Предметные (ПР): раскрытьспособы художественного выражения мыслей писателя.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Организационные формы урока: индивидуальная, парная, фронтальная.
Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие. Настрой учащихся на работу .
1.Регулятивные:
2. Личностные: смыслообразование
3.Коммуникативные:
участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества
Стадия вызова.
Создать ситуацию мотивации к обучению.
Произведение прочитано учащимися самостоятельно.
Спрашивает о впечатлении, которое произвела повесть. Подводит к формулировке целей и задач урока (прочитать, увидеть мысли автора, понять чувства, которые его волновали, и понять, что он хотел до нас донести).
Предлагается выбрать одно из высказываний, которое в наибольшей степени отражает идею произведения.
Поучать можно только примером.
Мир сильнее войны, а жизнь сильнее смерти.
Истинное мужество обнаруживается во время бедствия.
Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями.
Работают с высказываниями, доказывают собственную точку зрения.
Регулятивные: прогнозирование
Познавательные: осмысленное чтение, умение устанавливать причинно-следственные связи, моделировать ситуацию, высказывать собственную точку зрения, грамотно строить устное высказывание.
КУ: умение слышать и слушать друг друга.
Стадия осмысления
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.
Основное содержание автор выразил не только словами, мысли его нам помогают понять ещё и звуки.
- Какие звуки в повести вам запомнились? (вой волков, плач женщин, звуки фандыра)
- Какие чувства рождают вой волков и плач женщин? (страх, печаль, боль, тревога)
- О чём они говорят? (идёт война)
- А звуки осетинского фандыра в том же ряду?
(Прослушивание звуков хъисынфандыра, информация об осетинских певцах-сказителях)
- В повести в песне дедушки Кудзи – трагедия, но какие чувства рождает она в человеке? (восхищение, гордость, даёт силы)
- Мы можем сказать, что звуки фандыра – это звуки жизни?
- Кроме фандыра, какие предметы запомнились? ( кресло, маузер)Найдите среди них лишний? (маузер) А что объединяет остальные предметы? ( Они все семейные ценности, реликвии, передающиеся из поколения в поколение. Они символизируют неразрывную связь поколений, непрерывность жизни. Они символы жизни).
Предлагает рассказать о реликвиях в семьях учащихся и об отношении к ним.
- Такую ценность в повести получает герой Бечыр от дедушки Кудзи? Достоин ли он такого дара? Создайте нравственный портрет Бечыра.
- Есть ли у Бечыра примеры для подражания?
- Какие уроки мужества даёт дедушка Кудзи? На каких примерах воспитывает детей? (личный пример, песни и рассказы о народных героях)
- Дали плоды уроки мудрости, силы дедушки Кудзи?
( Становится похожим на него Бечыр, который, в свою очередь, сильным учит быть своего брата Дзамболата.)
- А есть ли люди, на которых вы бы хотели быть похожими?
- Кудзи дарит свой фандырБечыру. Это самое ценное в его жизни, единственное, что осталось после сына. Почему именно Бечыру?
- Что значит фандыр для Бечыра? (честь, ответственность)
- Становится достойным дара дедушки Кудзи? (сбегает на войну, защищает Родину, не жалея себя)
- Бечыр берёт фандыр на войну. Зачем? Почему не маузер? Что сильнее: оружие или фандыр? Найдите ответ в тексте.
- В повести много смертей. Так что же, смерть победила? Это рассказ о жизни или смерти?
- А в заголовке произведения что: жизнь или смерть? Почему не семь похоронок, а семь чёрных бумаг?
- Каково значение цифры 7 для осетин? (несёт жизнь, добро, в ней нет безысходности, конца)
- Вспомните, как заканчивается повесть. И сейчас вы можете побывать в роли мудрого Кудзи и маленького Бечыра.
- У фандыра новый хозяин, он продолжит жизнь, а вместе с ним будут жить в памяти его прежние хозяева. Так что же победило: жизнь или смерть?
Расскажите мне пожалуйста если кто нибудь читал произведения "Семь черных бумаг".
Я читала мне очень понравилось это произведение.
Пожалуйста кто читал счастливый принц нужен план заранее спасибо?
Пожалуйста кто читал счастливый принц нужен план заранее спасибо.
Кратко расскажите о чем произведение Евгений Онегин?
Кратко расскажите о чем произведение Евгений Онегин.
И если можно прескажите 1 и 2 главы.
Помогите пожалуйстакто читал сказку муму расскажите её в кратко и скажите кто такая мумузаранее спасибо ?
кто читал сказку муму расскажите её в кратко и скажите кто такая муму
Расскажите почему чиновники боятся приезду Ревизора?
Расскажите почему чиновники боятся приезду Ревизора?
(Какие перегибы власти совершают они) в произведении Ревизора.
Можно подробный ответ ?
Помогите пожалуйста?
Расскажите о семье Левонтия.
Расскажите пожалуйста о внешности , поступках и характере Оксаны?
Расскажите пожалуйста о внешности , поступках и характере Оксаны.
"Ночь перед рождеством".
Ребята, помогите, пожалуйста?
Ребята, помогите, пожалуйста!
Кто читал произведение "Кошки в доме" Тови Дорин.
Расскажите, пожалуйста, про что там, очень надо!
Какие произведения Джона Чиарди вы читали ф 3 классе?
Какие произведения Джона Чиарди вы читали ф 3 классе?
Вообще не помню не одного((.
Главные герои произведения Даррел?
Главные герои произведения Даррел.
, , Моя семья и звери'' напишите по именам.
Что значит "Уметь читать"?
Что значит "Уметь читать"?
Леонтий, Мамелфа( или Амелфа), Владимир, Пелька, Добрыня Никитич.
Я думаю Пушкин был особенным он вовсем видел смысл даже в кошке гонящующейся за хвостом.
1) Илья едет в Киев - град 2) Богатырь в Чернигове 3) Информация о прямоезжей дорожке 4) Поездка по прямоезжей дорожке 5) Встреча с соловьем разбойником 6) Илья выбил соловью разбойнику право ока 7) Поездка Ильи и соловья - разбойника к князю Владими..
Д. Житомирский, С. Т. Аксаков, Я. П Полонский, А. Ф Вельтман, С. Ю Дестунис. Я старалась я всего в 4 классе и очень много пропустила оцените мою работу : ).
Новелла это повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка.
Я думаю, что люди относились к Добрыне с любовью. Т. к. Он был человек бескорыстный и добрый душой. Он всегда помогал людям и даже подвергая себя огромной опастност.
Робиг Гуд помогает нищим людям ограбляя богатых. Он герой простолюдин. А Илья Муромец это русский народный богатырь. Спасает любых людей от неприятностей.
Жила - была была мышка По имени Марта. Мама ее была очень строгой и часто наказывала ребенка. Однажды Марта и мама пошли вместе в музей. Маленькой мышке стало очень скучно и она решила подшутить над мамой, спрятавшись в какой - то странной и темно..
Небо. Оно такое красивое, что я представляю как будто онг живое. Как будто оно дышит, живёт.
© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.
Читайте также: