Сеф чудо краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Презентация к уроку литературного чтения для 1 класса.

ВложениеРазмер
trutneva.pptx 2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

На ветках Плотные комочки. В них дремлют Клейкие листочки. Почки

В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка Ручей

Лежало одеяло Мягкое, белое. Солнце пригрело- Одеяло потемнело. Снег, проталины

На шесте – дворец, Во дворце – певец, А зовут его … Скворец

Всех прилетных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад – вперёд по пашне вскачь. А зовётся птица … Грач

Ча-ча-ча – горит в комнате свеча. Чу-чу-чу – молоточком я стучу. Оч-оч-оч – наступает ночь. Чи-чи-чи привезли нам кирпичи.

ик очек ок венница Лист, листик, листочек, лиственница, листок

Матушкой зимой В белом сарафане, А матушкой весной- В цветном платьице Луг зимой и весной.

Что означают выражения? В белом сарафане- В цветном платьице- Снежное покрывало Цветущий луг весной

Пле-щут-ся плещутся Про- зрач - ны -е прозрачные Про-та- лин - ки проталинки Сит- це -вый ситцевый Не пой- мёшь не поймёшь

Объясните значения слов: Плещутся- Проталинки- Ситцевый, ситец- купаются Места, где снег растаял и открылась земля Легкая хлобчатобумажная ткань с рисунком или однотонная

Роман Семёнович Сеф (1931-2009)

Ча-ча-ча – горит в комнате свеча. Чу-чу-чу – молоточком я стучу. Оч-оч-оч – наступает ночь. Чи-чи-чи – привезли нам кирпичи. Чистоговорка

Чудо – нечто небывалое, невероятное, удивительное, поразительное. Словарная работа Какими близкими по значению словами можно заменить слова: Возле – Сквозь –

развитие письменной и устной монологической речи учащихся, обогащение словарного запаса, формирование навыков описания картины, составления словесного этюда, обучение выразительному чтению, интонационному разнообразию;

развитие образного, ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся.

Оформление и оснащение урока:

рисунки учащихся; репродукция картины И.С.Глазунова "Чудо"; Рабочая тетрадь №1 "Задания по развитию речи на основе иллюстративного материала" Соколова Л.Э. М.:АПК и ПРО Мин. Образования России, 2009; учебник "Русская речь: Развитие речи" Никитина Е.И. М.:Дрофа, 2006;опорная лексика записана на доске.

1. Организационный момент.

Учитель: Тема сегодняшнего урока звучит не совсем обычно - "Просто чудо, удивительное чудо:". Как вы думаете, какое слово будет ключевым в нашей предстоящей работе? ("чудо") Что оно по-вашему означает, каково его лексическое значение? (Чудо - это что-то волшебное, необыкновенное, замечательное.) Запишем тему нашего урока в тетради. (Оформление записей в тетрадях)

2. Беседа с классом по материалу домашнего задания.

Учитель: Стихотворение, которое вы учили наизусть, готовясь к выразительному чтению, и из которого взяты строки, ставшие темой нашего урока, тоже называется "Чудо". Написал его поэт Р.Сеф. (См. упр.99 в книге Е.И.Никитиной "Русская речь: Развитие речи. 5 кл.") О чем это стихотворение? Почему так называется? Почему автор называет увиденное "просто чудо"? А почему это "удивительное чудо"? Каким настроением проникнуто стихотворение, какими чувствами оно наполнено? (Восторженное удивление, сожаление, призыв, тайна, открытие) Попробуйте передать это в своем чтении стихотворения наизусть. Помните: выразительно прочитать стихотворение - это значит не только передать его смысл, но и все разнообразие интонаций, эмоций. (2-3 ученика выразительно читают наизусть стихотворение, учитель и класс комментируют выразительность их чтения)

Ты еще не видел чуда?
Никогда не видел чуда?
Вот беда -
Не видел чуда!

Так сходи
И посмотри.
Ты увидишь
Просто чудо,
Удивительное чудо:
Там, где магазин "Посуда",
Возле дома номер три,

Сквозь асфальт
У перекрестка
Пробивается
Березка.

А теперь пришло время обратиться к вашим рисункам. Как вы проиллюстрировали стихотворение? Каким увидели чудо? (2-3 ученика рассказывают о своих рисунках)


Рисунок 1. Новиков Илья 5 "Б" класс


Рисунок 2. Желиховская Анастасия 5 "Б" класс

Все вы на своих рисунках в центре обязательно изображали березку. Какой вы представляли ее? (Маленькой, хрупкой, тоненькой, беззащитной, крохотным росточком - всего несколько листочков) А почему именно такой вы увидели березку? Какое слово в стихотворении подсказало вам именно такой образ? (Слово "пробивается") Объясните его значение: "Сквозь асфальт на перекрестке пробивается березка". (Пробивается - значит, прорастает с трудом, прилагает огромные усилия, борется с тяжестью асфальта) Мне понравились все ваши рисунки, в них точно передан сюжет стихотворения, вы точно уловили настроение, правильно поняли идею автора.

3. Работа с репродукцией картины И.С.Глазунова "Чудо".

Учитель: У очень известного в России художника, нашего современника И.С.Глазунова есть картина, которая тоже называется "Чудо". Откроем цветную вклейку в учебнике "Русская речь", найдем репродукцию этой картины и внимательно ее рассмотрим.


Рисунок 3. И.С.Глазунов "Чудо"

Что изобразил И.С.Глазунов на своей картине? (Серый асфальт, он занимает все пространство на картине, а в центре нарисован маленький беленький цветок, который пробивается через трещину в асфальте) Есть ли что-то общее, схожее в сюжете стихотворения, ваших иллюстрациях к нему и сюжете картины И.С.Глазунова? (Да, стихотворение и картина похожи: они одинаково называются, и поэт, и художник рассказали об обыкновенном чуде - о маленьком растении, которое пробивается к жизни сквозь толщу асфальта) А чем то, что нарисовали вы на своих иллюстрациях к стихотворению, отличается от изображенного художником? (На наших рисунках показана улица, дома, магазин, люди, а у художника этого нет - только асфальт и цветок)

Как вы думаете, почему И.С.Глазунов отказался нарисовать улицу и изобразил на своей картине только асфальт и цветок? (Потому что это и есть самое главное, остальное неважно; цветок и асфальт - два главных героя, они противопоставлены друг другу)

4. Составление словесного этюда.

Опишите, каковы эти два героя. Внимательно еще раз рассмотрим картину, подберем опорную лексику. (Учитель записывает на доске предлагаемые учениками слова)

Асфальт - серый, мрачный, безжизненный, давящий землю.

Какое чувство возникает у вас, когда вы видите серый, безжизненный асфальт?

Нерадостное чувство, сумрачное, становится грустно.

А цветок? Каким показал его художник?

Цветок - маленький, беленький, тоненькие стебельки, крошечный, единственный, жалобный листочек, хрупкий, беззащитный, трогательный, нежный.

Какие чувства он вызывает?

Радость, тепло, становится светло на душе, удивление, восхищение.

Что же удивляет, восхищает вас в этом крошечном растении?

Сила, мужество, смелость; то, как он борется с тяжестью асфальта; жажда жизни.

Какого литературного героя напоминает вам этот цветок?

(Он напоминает героя рассказа Андрея Платонова "Неизвестный цветок")

На картине И.С.Глазунова изображен серый мрачный асфальт. И вдруг посреди этого безжизненного пространства мы видим цветок, похожий на ландыш. Разве это не чудо! Он тоненький, у него малюсенькие беленькие цветочки на хрупкой ножке и один-единственный листочек. Ему неуютно среди асфальтовой пустыни. Но когда смотришь на этот цветок, понимаешь, какой он храбрый и сильный, ведь он пробился сквозь давящую толщу и теперь изо всех сил тянется к солнцу, к жизни.

(Голубева Кристина 5 "Б" класс)

5. Работа с иллюстративным материалом Тетради №1.

Откройте ваши тетради по развитию речи, обратимся к заданию №1 (стр.2).

Ученики по просьбе учителя зачитывают вопросы, предложенные в задании:

Рассмотрите картину эстонского художника Томаса Винта.


Рисунок 4. Томас Винт "Твоя бабочка летит на твой луг. "

Что на ней изображено? (Зеленый огромный луг, весь в цветах; разноцветные бабочки порхающие над ними; на заднем плане - стена густого зеленого леса; яркое небо, залитое золотым солнечным светом) Каким увидел мир художник? (Ярким, красочным, радостным, счастливым, чудесным) Как передано его настроение? (Сочными, яркими красками)

Учитель: Попробуйте сравнить две картины - И.С.Глазунова и Томаса Винта. (Они очень разные, совсем непохожи)

На первый взгляд эти картины действительно непохожи, но есть вдуматься, то поймешь, что они об одном - о чуде! О простом и в то же время удивительном чуде жизни! Только каждый художник увидел это чудо по-своему.

Картина И.С.Глазунова так и называется "Чудо". А как назвал свою картину эстонский художник Томас Винт? ("Твоя бабочка летит на твой луг:") Подумайте, почему именно такое название - "твоя бабочка", "твой луг"? (Художник хочет, чтобы мы переживали вместе с ним, радовались, восхищались красотой мира, вспомнили что-то дорогое, близкое)

Заключительное слово учителя: Сегодня на уроке мы говорили с вами о чуде, обыкновенном чуде, которое происходит рядом с нами, но чтобы его увидеть, нужно уметь удивляться самым обычным вещам, любить мир, который нас окружает, и делать его светлее, добрее, чудеснее

6. Домашнее задание.

В Тетради №1 (стр.3) напишите сочинение-миниатюру (10 -15 предложений) "Чудесный мир" (по картине Т.Винта) или "Моя (мой) :." (цветок, бабочка, луг, лес, поляна, река, озеро и т.д. - продолжите название по своему выбору и напишите небольшую зарисовку по собственным жизненным впечатлениям).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Р. С. Сеф Чудо В. В. Лунин Я видела чудо.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Р. С. Сеф Чудо В. В. Лунин Я видела чудо.

Р. С. Сеф Чудо
В. В. Лунин Я видела чудо.

Происходят в этом мире постоянно чудеса! Ну а что такое чудо? Кто сумеет рас.

Происходят в этом мире постоянно чудеса!
Ну а что такое чудо? Кто сумеет рассказать?
Чудо расчудесное! Людям неизвестное!
Как же чудо происходит? И откуда к нам приходит?
Кто хотя бы раз в своей жизни слышал эти слова?
А знаете ли вы, что обозначают эти слова? Когда так говорят?
чудо, чудеса, расчудесное

- Как вы думаете, что такое чудо?Вот как объясняют это слово различные энцикл.

- Как вы думаете, что такое чудо?
Вот как объясняют это слово различные энциклопедические словари:
Чудо – это мечта, ставшая реальностью.

Чудо – это то, что удивило, поразило до глубины души и сердца.

Чудо – это что-то прекрасное и необыкновенное в жизни человека, то, что дарит человеку счастье.

Чудо – волшебное изменение, превращение.


Когда я пишу детское стихотворение или сказку, то становлюсь десятилетним, ил.

Когда я пишу детское стихотворение или сказку, то становлюсь десятилетним, или семилетним, или даже пятилетним. Теперь понимаете, как хорошо быть детским поэтом и писателем? Вы всегда можете стать моложе, чем есть на самом деле! Кроме того, детскому писателю легче, чем всем остальным, превратиться в мальчика или девочку, в собаку или кота, в кораблик или вообще неизвестно во что. А ещё в детстве, даже когда грустно, всё равно радостно. Я это понял давным-давно.
Ваш Виктор
ЛУНИН.

Однажды девочка увидела чудо у себя во дворе, а нам об этом рассказал поэт В.

Виктор Лунин написал это произведение для своей маленькой дочки. В своём стихотворении автор от имени девочки рассказал, какое необыкновенное впечатление на него произвела впервые в жизни увиденная живая лошадь.

Словарная работа оглобли – две длинные круглые жерди в упряжке, укреплённых н.

Словарная работа
оглобли – две длинные круглые жерди в упряжке,
укреплённых на передней оси повозки и соединяющихся с дугой.
хомут – часть упряжи – надеваемый на шею лошади округлый деревянный остов с мягким валиком на внутренней стороне.

Прослушай, как читает это произведение Тамара Силаева.

Прослушай, как читает это произведение
Тамара Силаева

В. Лунин
Я видела чудо!
Я чудо видала!
У нашего дома
Лошадка стояла.
С копытами,
С гривой,
С косматым хвостом!
С телегой,
Оглоблями
И хомутом!

Стояла лошадка,
Стояла живая!
Стояла тихонько
И сено жевала,
И сонно смотрела
Она на меня.
Счастливее не было
Этого дня!

Поделитесь своими мыслями о стихотворении. Какое настроение автора вы почувст.

Поделитесь своими мыслями о стихотворении. Какое настроение автора вы почувствовали.(радостное, грустное, спокойное, печальное, изумление, страх, стыд, любовь)

Автор назвал это произведение чудом, тк его дочка проживала в Москве и никогда не видела настоящей лошади. Автор очень любил животных и очень мечтал о встрече с живой лошадью.

Работа по тексту 1.Какое чудо увидела девочка? 2.Прочитай первые две строки.

Работа по тексту
1.Какое чудо увидела девочка?
2.Прочитай первые две строки. Сравни их.
Я видела чудо!
Я чудо видала!
Почему автор повторяет одни и те же слова?
Первая и вторая строчки различаются порядком слов. Такой приём вызывает усиление ощущения (в данном случае усиливается удивление, восторг).

3.Подммай, порассуждай, почему стихотворение заканчивается словами:
Счастливее не было этого дня!

4. Подготовь выразительное чтение этого стихотворения или выучи его наизусть.
Может быть, девочка очень любит лошадей, но никогда их не видела. И вдруг прямо у дома, так близко, стоит живая лошадка да ещё смотрит на девочку. Мечта сбылась!
Радости и восторгу не было предела!

. 1. Прочитай отрывки. Чем восхищалась девочка? Прочитай.2. Люди всегда мечта.

1. Прочитай отрывки. Чем восхищалась девочка? Прочитай.
2. Люди всегда мечтали о чуде. Какое чудо произошло с тобой, о чём мечтаешь ты?
А вот как можно закончить наше стихотворение:


Сеф Роальд Семёнович— Кто автор следующего стихотворения? — Прочитайте стихо.

Сеф Роальд Семёнович
— Кто автор следующего стихотворения?
— Прочитайте стихотворение этого замечательного поэта.
— О каком чуде говорит автор?
— Перечитай стихотворение. Какое слово поэт повторяет много раз?
— Прочитайте так, чтобы всех своих слушателей заинтриговать, чтобы всем хотелось узнать, что за чудо вы увидели.

О чем это стихотворение? Почему так называется? Почему автор называет увиденн.

1. Какой вы представляли ее? (Маленькой, хрупкой, тоненькой, беззащитной, кр.

1. Какой вы представляли ее?
(Маленькой, хрупкой, тоненькой, беззащитной, крохотным росточком - всего несколько листочков)
2. А почему именно такой вы увидели березку? Какое слово в стихотворении подсказало вам именно такой образ? (Слово "пробивается")
3. Объясните его значение: "Сквозь асфальт на перекрестке пробивается березка".
(Пробивается - значит, прорастает с трудом, прилагает огромные усилия, борется с тяжестью асфальта)

Как зовут автора этого произведения?Михаил ПришвинРоман СефНиколай Сладков

Как зовут автора этого произведения?
Михаил Пришвин
Роман Сеф
Николай Сладков

Какой жанр у этого произведения?Быльрассказстихотворение

Какой жанр у этого произведения?
Быль
рассказ
стихотворение

Почему автор так озаглавил это произведение?Потому что он так захотелПотому ч.

Почему автор так озаглавил это произведение?
Потому что он так захотел
Потому что там рассказывалось о ЧУДЕ
Потому что так надо

Что изобразил художник И.С.Глазунов на своей картине? (Серый асфальт, он зан.

Что изобразил художник И.С.Глазунов на своей картине?
(Серый асфальт, он занимает все пространство на картине, а в центре нарисован маленький беленький цветок, который пробивается через трещину в асфальте.)
Есть ли что-то общее, схожее в сюжете стихотворения и сюжете картины И.С.Глазунова?
(Да, стихотворение и картина похожи: они одинаково называются, и поэт, и художник рассказали об обыкновенном чуде - о маленьком растении, которое пробивается к жизни сквозь толщу асфальта.)

Как вы думаете, почему И.С.Глазунов отказался нарисовать улицу и изобразил на своей картине только асфальт и цветок?
(Потому что это и есть самое главное, остальное неважно; цветок и асфальт - два главных героя, они противопоставлены друг другу.)

Асфальт - серый, мрачный, безжизненный, давящий землю. Какое чувство возникае.

Асфальт - серый, мрачный, безжизненный, давящий землю.
Какое чувство возникает у вас, когда вы видите серый, безжизненный асфальт?
(Нерадостное чувство, сумрачное, становится грустно.)
А цветок? Каким показал его художник?
Цветок - маленький, беленький, тоненькие стебельки, крошечный, единственный, жалобный листочек, хрупкий, беззащитный, трогательный, нежный.
Какие чувства он вызывает?
(Радость, тепло, становится светло на душе, удивление, восхищение.)
Что же удивляет, восхищает вас в этом крошечном растении?
(Сила, мужество, смелость; то, как он борется с тяжестью асфальта; жажда жизни.)

Поэт, и художник рассказали об обыкновенном чуде – маленьком растении, которое пробивается сквозь толщу асфальта навстречу жизни.

Подведение итогов С какими произведениями мы познакомились на уроке? О чем он.

Подведение итогов
С какими произведениями мы познакомились на уроке?
О чем они? Что в них общего?
Какое чудо описал Р. Сеф в своем стихотворении, а В. Лунин в своем?
Какое настроение создают эти произведения?
Какие чудеса ты встречал?

Сегодня на уроке мы говорили с вами о чуде, обыкновенном чуде, которое происходит рядом с нами, но чтобы его увидеть, нужно уметь удивляться самым обычным вещам, любить мир, который нас окружает, и делать его светлее, добрее, чудеснее.

Краткое описание документа:

В данной презентации представлен материал по двум произведениям Р.С. Сефа "Чудо" и В.В. Лунина "Я видела чудо". Данные произведения объединены общей темой, речь пойдет о чуде и его понимании авторами. В презентации уделено внимание биографии авторов, работе по тексту произведений. Также представлен анализ репродукции И.С.Глазунова "Чудо"


Ты ещё не видел чуда?
Никогда не видел чуда?
Вот беда —
Не видел чуда!

Сквозь асфальт
У перекрестка
Пробивается
Берёзка.

1. Перечитай стихотворение. Какое слово поэт повторяет много раз? Запиши.

2. Какое удивительное чудо увидел поэт? Подчеркни.

3 ∗ . Каким ты представляешь чудо, которое удивило поэта? Нарисуй.

Читайте также: