Сценка про русский язык для начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Оля, Дима, Саша, Петров - учащиеся, их одноклассники.

Учитель. Здравствуйте! Садитесь.

Оля. Дорогой Андрей Николаевич, поздравляем вас с юбилеем!

Учитель. Спасибо, дети, спасибо. Только я бы предпочел услышать песенку на русском языке.

Дима. А мы можем повторить на русском.

Учитель. Спасибо, не надо, полиглоты вы мои.

Оля. Андрей Николаевич, а какой подарок вы хотели бы получить?

Саша. Поздно, Андрей Николаевич, мы вам уже подтяжки купили!

Учитель. Гм. Приступим к уроку. На дом вам было задано повторить падежи. Прошу всех к доске.

Дети выходят к краю сцены. Каждый рассказывает по одной строчке из стихотворения, показывая при этом карточку с написанным названием падежа. Один из учеников во время чтения стихотворения демонстрирует соответствующие рисунки.

Шла весной по льду свинья. Ей попалась полынья. (И. п.)

Плюх! Торчит из полыньи только хвостик от свиньи. (Р. п.)

Мы скорее к полынье, мы помочь хотим свинье. (Д. п.)

Сами чуть не в полынью, но спасли-таки свинью. (В. п.)

Недовольны мы свиньей: разве шутят с полыньёй? (Т. п.)

Вспоминайте о свинье, чтоб не плавать в полынье! (П. и.)

Учитель. Хорошо. Прошу садиться. А теперь спишите текст из упражнения 444. (Дети пишут.)

Учитель. Итак, вы записали в тетрадях текст. Петров, прочти его, пожалуйста, еще раз.

Учитель. Прекрасно! Подчеркни в этом тексте все существительные.

Учитель. Правильно. Л теперь определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?

Петров. Да.

Учитель. Начинай.

Учитель. Да, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты бы себе поставил?

Петров. В предложном!

Учитель. В предложном? Почему же?

Петров. Ну, я же ее сам предложил!

Учитель. До свидания! Встретимся завтра на диктанте. (Уходит.)

Примечание. В сценке использованы следующие произведения:

Действующие лица

Дети рассаживаются на краю сцены, свесив ноги, непринужденно болтают.

1-й. Мне кажется, что за время обучения в начальной школе мы стали такими умными.

2-й. Ты хочешь сказать, что в среднем звене нам делать нечего?

1-й. Нет, конечно же: век живи - век учись. Но подумайте сами: за четыре года мы научились читать, писать, считать.

3-й. А еще мы развили свои творческие способности, лениво дремавшие в нас, и теперь нам по плечу любое нестандартное задание!

Все (хором). Проверим!

3-й. Давайте сделаем так. Каждый по очереди будет называть какую-нибудь пословицу или крылатое выражение, а остальные - придумывать к ней ситуацию из школьной жизни.

Все (хором). Давайте. Ты и начинай.

3-й. Кашу маслом не испортишь.

4-й. . сказал Вова и вместо одного стихотворения выучил четыре.

1-й. Копейка рубль бережет.

5-й. . решил Стёпа и не стал сдавать деньги на подарок девочкам к 8 Марта.

2-й. Не всё коту масленица.

6-й. . сказал Вася, в конце недели подавая отцу дневник для проверки.

7-й. Любишь кататься - люби и саночки возить.

4-й. Насильно мил не будешь.

5-й. . подумал Антон, выходя из кабинета директора после очередной взбучки.

6-й. Много будешь знать - скоро состаришься.

7-й. . решила Алёна и в субботу вместо школы отправилась загорать на пляж.

1-й. . сказал Серёга однокласснику, толкая его в сугроб.

2-й. Кто ищет, гот всегда найдет.

3-й. . не сомневалась Ира, заглядывая на диктанте в тетрадь к соседке.

4-й. Старого воробья на мякине не проведешь.

Действующие лица

Виталик, Маша, Антон - ученики.

Четверо опоздавших учеников, их одноклассники.

Учитель. Здравствуйте! Садитесь. Начнем урок с устного счета. (Называет примеры на сложение и вычитание в пределах 20. Все дети отвечают правильно, кроме Виталика.) Очень плохо, Виталик. Оказывается, ты даже таблицу сложения и вычитания в пределах 10 не усвоил. А ты должен знать ее как свои пять пальцев.

Виталик. Да я еще и названия своих пальцев как следует не запомнил, а вы уже таблицу спрашиваете!

Учитель. Если не хочешь остаться на второй год, ты должен так выучить таблицу, что, если я позвоню тебе ночью и спрошу ее, ты ответил бы без запинки.

Виталик. Нет, ночью я вам не отвечу. Ночью у нас автоответчик работает.

Учитель. Ребята, почему вы опоздали?

1-й ученик. У меня заболела бабушка, и я ходил в аптеку.

2-й ученик. А на моих часах еще десять минут до начала урока.

3-й ученик. А я вспомнил по дороге, что забыл утюг выключить. Пришлось вернуться.

Учитель (четвертому). Ну, а ты что молчишь?

4-й ученик. А я не могу ничего придумать. Они уже все сказали.

Учитель. Садитесь. И в следующий раз подготовьтесь как следует! Продолжаем устный счёт. Вопрос: как разделить пять картофелин на четырёх учеников?

Маша. Надо сделать пюре и разложить на порции. (Все смеются.)

Учитель. Ну что ж, будем надеяться, что повар из тебя получится хороший. Далее. Мы знаем, что вес твёрдых тел измеряется килограммами, объём жидких - литрами, а чем измеряется расстояние?

Антон. Линейкой! (Все смеются.)

Учитель. Да, устный счёт у нас сегодня не клеится. Может быть, письменная проверочная работа пройдёт удачно. За работу!

Все решают проверочную работу, записанную на доске. Учитель подходит к Маше.

Учитель. Точку, Маша, точку! (Обращается к Антону.) Антон, в который раз ты уже заглядываешь в тетрадь Иры?

Антон. Не могу с точностью сказать. Я не считал.

Действующие лица

Беседуют, сидя на стульях.

Мальчик. Все-таки, какие они замечательные, наши мамы… Они всю жизнь нас воспитывают, воспитывают. С пеленок и до глубокой старости.

Девочка. И ты думаешь, что это всем нравится?

Мальчик. Ну как же это может не нравиться, если о тебе заботятся, тебя оберегают, холят и лелеют.

Девочка. Кормят с ложечки, слюнявчики меняют, нос утирают.

Мальчик. Не вижу в этом ничего предосудительного.

Девочка. А если человек хочет быть самостоятельным! Представь, что все на свете устроено наоборот! Дети во всех делах - главные, а взрослые во всем должны их слушаться!

Мальчик. Чтобы взрослые были как дети, а дети - как взрослые!

Девочка. Как зачем? Чтобы напомнить: мамы, папы, бабушки, вы тоже были детьми! (Уходят.)


Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 3 класса.Воспитание интереса к родному языку.

Содержимое разработки

Цель: воспитывать чувство гордости за свой родной язык.

Воспитывать интерес к изучению русского языка.

- Ребята, сегодня мы с вами собрались все вместе, так как у нас праздник. Как он называется?

-Да, сегодня мы с вами открываем неделю русского языка в начальных классах.

Мы – граждане России. Наш язык – русский . Известные мастера русского слова: Ломоносов, Тургенев, Пушкин, Горький высоко ценили русский язык, как язык великого талантливого народа.

Давайте сейчас прочитаем высказывания великих писателей о русском языке.

- Давайте вспомним эти знаки. В этом нам помогут ребята .

На сцену выходят дети (знаки препинания) с большими белыми бумажными карманами на груди.

Ведущий. Все они в масках. Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается за каждой из них.

1 маска. Вечно думая над смыслом,

Дети. Вопросительный знак.

Вопросительный знак. Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько?

Что? Кому? Который?

Чья? Какие? В чем?

Вот какой я мастак,

Ведущий. Прошу вторую маску загадать загадку.

2 маска. Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца.

Дети. Восклицательный знак.

Восклицательный знак. Правильно, ребята!

Обычно в предложении

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я, то предложение

С особым выражением

Ведущий. Следующая маска, ваша загадка.

3 маска. Загораживает путь, предлагает отдохнуть.

Дети. Точка.

Точка. У меня особый пост

В самой малой строчке.

Если точка – вывод прост:

Это значит – точка.

Фразу следует кончать,

Если точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слушать надо.

И хотя она твердыня

В книге и в тетради,

Без особого труда

Можно с ней поладить,

Если только мысли нить

От воды избавить,

Если точку не забыть

Ведущий. А теперь прошу представиться остальных.

Многоточие. Я – многоточие.

Обо мне сложены такие строчки:

Стоят три кумушки рядком,

Ведут беседу, но тайком,

Двоеточие. Я – двоеточие.

Обо мне говорят так:

Ходит знаниями хвастая:

Так и хочется ему

Разъяснить нам, что к чему.

Тире. Я – тире.

Лягу палочкой на строчку,

Проходите по мосточку.

Скобки. Мы – скобки.

Словам раскрываем объятья:

Ждем в гости вас, милые братья!

Кавычки. Мы – кавычки.

О нас есть такие стихи:

Всегда подслушать норовят

То, что другие говорят…

Запятая. Я – запятая.

Обо мне говорят:

Выйдет на дорожку

Всем подставит ножку.

Но так говорят мои враги. Я же помогаю людям читать. Там, где я стою нужно сделать небольшую паузу.

Ведущий. Знаки нужно уважать,

Все знаки. Никогда не забывать.

Ведущий : на уроках русского языка вы знакомитесь со многими правилами, которые помогают вам при письме.

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье!

Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь,

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравишь!

Помни правила склоненья,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы –

Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Все запомнишь, все поймешь!

но бывают случаи, когда дети не хотят учить уроки, ленятся познавать новые знания.

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Из-за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

Ведущий: - Вот какой был ленивый Лежебокин.

- Ребята, а почему этого мальчика прозвали Лежебокин?

- И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных у нас в стране немного.

Все знают, что урок русского языка дело серьёзное. И многие из вас огорчаются, увидев много ошибок в тетради. Очень важно, изучая русский язык, научиться правильно и грамотно писать слова и предложения.

Грустный, сонный, невесёлый

Ежи наш пришёл из школы,

Сел к столу, разок зевнул

И над книжками заснул.

Тут явились три словечка:

.Подошли они все трое

Что ты Ежи сделал с нами?

Я до слёз возмущена!

Можно только лишь со сна

«Мы, слова, оскорблены

Тем, что так искажены!

Ежи , Ежи, брось лениться!

Так учиться не годится!

Не возможно без внимания

Будет поздно! Так и знай!

Станет неучем лентяй!

Если ты ещё хоть раз

Искалечишь, мальчик, нас,

Мы с тобой поступим круто,

Нашей честью дорожа:

Будешь ты ежом колючим!

Ежи вздрогнул, ужаснулся,

Потянулся и проснулся.

Взялся за работу!

В русском языке важно правильно ставить ударение. Послушайте стихотворение:

изменить не трудно:

- вот как может измениться смысл слова, если ударение поставить не в том месте.

(Комната. По комнате ходит девочка Таня, держится за голову)

Таня: Очень болит голова, а так хочется пойти в школу. Надоело болеть. Нужно лекарство принять.

(Берет бутылочку с лекарством, читает) Принимать 3 раза в день по 1 столовой ложке после приема пищи)

(Таня принимает лекарство и начинает пищать)

Брат: Что случилось, Таня? Почему ты пищишь?

Таня: Я лекарство приняла. Там написано…. (Читает).

Брат: Таня, но ты неверно прочитала. Принимать после приема пИщи, а не пищИ!

Таня: Ой! И правда, учительница нам в школе говорила, что

От постановки ударения зависит смысл слова.

- ребята, ещё мне хочется обратиться к вам, чтобы изучая русский язык, вы вырабатывали навыки каллиграфии, правильного, красивого, разборчивого письма. А иначе с вами может произойти подобная история.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею.

- Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…

- Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот.-

Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.

- Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.

- Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.

Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня моё письмо никто не разберёт.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спасенный мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

Это страничка посвящена дорогим учителям, ученикам средней школы и их родителям!
Для вас смешные репортажи со школьных уроков. Юношеская непосредственность и любовь педагогов к своим подопечным рождают самые неожиданные ситуации. Хотите убедиться? Читайте веселые курьезы на уроке русского языка и литературы в 2 прикольных сценках.

В первом случае молодой педагог использует современные методы для изучения родного языка. Согласятся ли с ней учителя старой закалки? Возможно, нет! А вот ребятишкам такой подход обязательно понравится!

Во втором случае у нас типичный гоголевский персонаж – лодырь Разгильдяев. Такой парнишка есть в каждом классе, он совсем не хочет учиться! Но педагог стремиться к грамотам и одобрению руководства, поэтому тянет неуча за уши и ставит незаслуженные четверки.

Оба сценария ОЧЕНЬ смелые, они бросают вызов сложившимся устоям. Сочетание смысловой нагрузки и музыкального сопровождения превращают простые сценки в увлекательное представление!

Сценка №1 — На уроке русского языка

На сцене импровизированный класс – парты в три ряда, 6 учеников, стол учителя. Звенит звонок, заходит пожилая учительница и с ней молодая смена.

Старушка скрипучим голосом: Здравствуйте, дети! Садитесь, пожалуйста! Хочу сообщить вам пренеприятнейшее известие – я ухожу на заслуженный отдых (поправляет очки и парик).

Старушка: Но не расстраивайтесь! Мне на смену прислали очаровательную Маргариту Павловну, теперь она будет вам прививать любовь к великому русскому языку и литературе.

Ребята настороженно смотрят на новую учительницу, Маргарита Павловна строго взирает в ответ.

Звучит музыка из Розовой Пантеры, педагог обходит класс, детвора напрягается.

Вдруг молодой учитель делает несколько танцевальных па и улыбается: Ну, ребятки, начнем изучать русский язык?

Ребята расслабляются и кивают.

Учитель: А помогут нам лучшие рэперы России! Вот первое задание — написать слова из песни! (звучит первый куплет из композиции L'ONE – Тигр).
Вокруг Земли я пролечу.
Всё будет так, как я хочу этого.
Мой космический сон.

Маргарита Павловна кивает, пара выходит к доске. Звучит красивая песня Басты, ребята танцуют и по очереди расставляют точки, запятые в тексте, кое-где исправляют ошибки.

Учитель улыбается: Замечательно! Садитесь, пятерки! А теперь третье – самое сложное задание! Зачитать свое любимое стихотворение в стиле рэпа. Кто справится, пятерка в полугодье обеспечена!

Ученик №2 тянет руку, Маргарита Павловна жестом приглашает к доске.

Ребята не могут усидеть, встают и качаются под бит. Зрителей колбасит!

Учитель в финале стихотворения: Это было зачётно! Садись, пять! И чтобы закрепить материал, мы вместе зачитаем рэп про нашу любимую школу. Маргарита Павловна снимает очки, распускает волосы, скидывает каблучки и пиджачок.

Ребята восхищенно смотрят на педагога, звучит Крутой школьный рэп — Учат в школе. Начинается с припева, гости узнают знакомые до слез слова, дружно подпевают.

Урок русского проходит на УРА! Все весело танцуют и аплодируют.

На сцене представлен класс, у доски учительница, за партами — дети. Конец урока, Людмила Петровна объявляет итоги контрольной.

Учитель: Машенька – пять, Димочка – пять, Оленька – пять. Все сегодня хорошо поработали, молодцы! Вы меня порадовали, поэтому домашнего задания не будет.

Звенит звонок. Дети разбегаются, с последней парты лениво встает паренек.

Учитель: А ты, Разгильдяев, останься.

Ученик: Ну, опять.

Учитель: Присаживайся, Разгильдяев, у меня к тебе серьезный разговор.

Ученик садится: Ну, Лиля Павловна, это не я окно разбил!

Учитель: Я Людмила Петровна. Людмила Петровна, Разгильдяев. Погоди-ка. Какое окно?

Ученик: Это не я.

Учитель: Ладно, потом разберемся. Ты понимаешь, что из-за тебя наша школа не может выбиться на первое место по району? Ты тянешь всех ко дну!

Разгильдяев: Ну, Лиля Павловна!

Учитель: Людмила Петровна! Разгильдяев, одумайся. Тебе 13 лет, а ты в 4 классе. У тебя двойки в четверти, а скоро будут двойки в аттестате!

Разгильдяев: Ну, Лиля Павловна! И чё со мной делать?

Ученик: И чё?

Учитель: Разгильдяев, ты дурак? Вот оглядись, пожалуйста. Видишь, сколько портретов? Назови мне хотя бы одного, я тебе четверку поставлю! Давай. Кто это?

Разгильдяев: Это…дядя.

Учитель: Это великий русский…. Кто?

Разгильдяев: Дядя. Великий русский дядя.

Учитель: Поэт! Это великий русский поэт Александр Сергеевич Пу….

Разгильдяев: Путин.

Учитель: Нет. Не Путин. Пуш….

Ученик: Пуш младший.

Учитель: Пушкин! Это Пушкин! Давай дальше. Это кто?

Разгильдяев: Ну, какая-то тетя.

Учитель: Какая еще тетя.

Ученик: Да вот же, усатая.

Учитель: Разгильдяев, это Гоголь! Как его имя и отчество?

Разгильдяев: Моголь.

Разгильдяев: Гоголь Ноголь.

Учитель: Нет, это Николай Васильевич Гоголь. Не беси меня! Кто рядом висит? Давай.

Разгильдяев: О! Это я знаю! Это Дед Мороз!

Учитель: Нет, Разгильдяев! Это Толстой! Как его звали? Подсказываю: крупное кошачье.

Ученик: Медведь?

Учитель: Лев. Это Лев Толстой. А какое у него отчество? Ну, Разгильдяев, ты же знаешь!

Разгильдяев: Знаю, конечно! Тигрович.

Учитель в отчаянии: Про Тургенева я даже спрашивать не буду. Скажи хотя бы, что он написал! Очень известное произведение. Всего четыре буквы в названии.

Разгильдяев: О корове!

Учитель: О какой еще корове?

Разгильдяев: Которая в названии мычит.

Ученик: Радио станция?

Учитель: Ты безнадежен, Разгильдяев! У тебя последний шанс! Вот там крайний портрет. Это Афанасий Афанасьевич. Какая у него фамилия?

Разгильдяев: Афанасьев?

Учитель: Нет, Разгильдяев. Там три буквы. Назови их.

Разгильдяев: Ну, Лиля Павловна, вы такие загадки загадываете, прямо неудобно?

Учитель: Я Людмила Петровна! Фамилия, как название сыра! Ты знаешь.

Разгильдяев: Брынза? Ой, нет. Моцарелла? Точно нет! Фета?

Учитель: Да! Афанасий Афанасьевич Фет! Все, четыре. Проваливай!

Слышится стук в дверь. Учитель разрешает войти.

Заходит уборщик: Извините, Лариса Панкратова. Там кто-то окно разбил в коридоре. Не Ваши?

Разгильдяев: Это не я! Спасибо, Лиля Павловна! (Убегает из класса)

Учитель вдогонку: Я Людмила Петровна! Разгильдяев, ты безнадежен!

Играет веселая музыка, актеры выходят на поклон.
Конец.

Автор: Ирина Мамедова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ход праздника

Великий, могучий, правдивый, свободный

Народной живительной силы родник!

Тебе посвящаем мы праздник сегодня,

Наш гордый, наш русский, родной наш язык!

С кириллицы начав родное слово,

И изучив его от А до Я,

Нет лучшего, чем языка родного,

Пока звучит родимая земля.

Она звучит Есенина стихами,

Здесь Маяковский, словом режет звук,

Любимый Пушкин ежедневно с нами,

И Фет, и Тютчев, с ними нет разлук!

А сколько в прозе русского звучанья,

Толстой и Гоголь, Шолохов, друзья,

Ведут нас, словом к радости сознанья,

Что русские они все, как и я!

Благодарю Мефодия, Кирилла

За буквы, звуки, благозвучность слов,

Что к языку нам русскому привили

Огромную, бескрайнюю любовь!

В школе вы знакомитесь со многими науками и какую-то полюбите больше остальных. Но есть одна наука, без которой вам будут недоступны другие предметы. Называется она грамматика, или русский язык.

Ведущий: ЧТО ТАКОЕ ГРАМОТА?

Грамота (от греческого grammata — 'чтение и письмо', формы множественного числа от gramma — 'буква, запись') — это умение читать и писать.

1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. 2. Грамота не злом, а правдой сильна. 3. Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамо­та, чтобы знания черпать. 4. Век живи — век учись. 5. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

КАК ЦЕРКОВНЫЙ ГРАМОТЕЙ В СТАРИНУ УЧИЛ ДЕТЕЙ

В старину учились дети —

Их учил церковный дьяк, —

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б — как Аз да Буки,

В — как Веди,. Г —глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали —

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке

О братике Кондратике.

(в инсценировании стихотворения принимают участие три человека: прилежный ученик, Кондратик и грамматика).

На братика Кондратика

«Каких он букв наставил-

К тому ж Кондратик сам

Признался раз друзьям:

«Люблю я математику

И не люблю грамматику,

И сел решать задачу.

Смотри-ка ,в самом деле

И множит он, и делит.

Теперь словами надо

Дать объясненье рядом.

Кондратик верно множит,

А слов связать не может.

И тут он как заплачет:

«Вот это мне задача!

Как разобраться с ними,

Тире и запятыми?!

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье!

Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь.

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравишь!

Помни правила склоненья,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы —

Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Все запомнишь, все поймешь!

Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

Когда на сердце тяжесть

И холодно в груди,

В страну чудесных правил,

В грамматику приди.

Поймёшь ты, как велик

Свободный и могучий,

Прекрасный наш язык.

Чтобы верно сказать,

Чтоб письмо написать,

Надо многое знать,

Надо многое уметь .

И при этом, и при этом

Где б язык не пригодился

Ох, как текст некрасив,

Если нет запятых,

Если строчка крива,

Если буква не та.

Будем русский учить,

Ведущи й звонит в колокольчик и объявляет, что начинается первый вопрос– по морфологии.

Он задаёт вопрос зрителям:- что изучает морфология? (слушает ответы и просит назвать части речи по предложенным стихотворным отрывкам).

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Что без меня предметы?

Всё в действие придет.

Люди строят зданья.

И хлеб в полях растёт.

Давно живу я в мире этом,

Даю название всем предметам.

Ведущий . Наш следующий вопрос посвящён лексике. Этот раздел науки о языке изучает слово и его лексическое значение.

- Наверное, его в словаре ты нашел?

- Да нет, в репортаже услышал его…

Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал . (конем).
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно . (карандаш).

Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная . (картошка).

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я . (капуста).

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? . (коньки).

По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза
- Очень длинная у девочки . (коса).

В яме спит зимою длинной.
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется . (медведь).

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто же этот заяц? . (мел).

В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? . (мышка).

По белому полю бегает,

За собой фиолетовые

Следы оставляет. (Ручка)

Сели на странички

Сели рядом – не молчат,

Нам загадки говорят. (Буквы)

Как написать слово мышеловка всего пятью буквами (кошка).

На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народностей любых

Язык свой – это честь.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден и могуч

И грозен для врагов.

Ведущий Общаясь, мы говорим друг другу разные слова. Так пусть слова наши будут чистыми, вежливыми, культурными.. Давайте будем стараться доставлять окружающим радость приятным, ласковым словом.

Все, кто любят наш язык,

Слово уважать привык,

Собрались сегодня в нашем зале,

Знания новые искать,

Мир словесный постигать

Мы друг другу в этот день

На вопросы отвечать

И в значенья слов вникать.

С русским языком дружить,

Добрым словом дорожить

Лучше вместе, потому что

Итак, продолжим разговор о словах, сделаем их своими верными друзьями.

Когда ты хочешь молвить слово

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает :то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт,

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Ведущий Бывает, мы неправильно произносим слова, неправильно ставим ударение. Со стороны речь говорящего кажется невыразительной, грубой.

Понятно, что говорящий не следит за своей речью, не обладает культурой речи. Давайте послушаем диалог:

Доктор: Здравствуйте, молодой человек, проходите в кабинет.

Доктор: На что жалуетесь?

Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.

Доктор: Температуру измеряли?

Вася: Да я градусник вчера кокнул!

Докто: А как лечились вчера?

Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.

Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.

Вед. Старайтесь не допускать такие ошибки в своей речи. Пусть ваша речь будет культурной, выразительной, понятной.

Слово-это не пустяк.

В каждом слове свой костяк

Говорите и любите это чудо

Что словом нужно выражать

Доброту, тепло, любовь, заботу к людям.

Не стесняйтесь говорить

Постарайтесь не грубить,

В своём сердце сохранить

Это то, что сердцем выражаешь.

Во мне два К, не забывайте!
Таким, как я, всегда бывайте!
Я - точный, чистый и опрятный,
Иным же словом. (аккуратный).

В конце двойное Л пиши,
А как зовут меня — реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный. (кристалл).

Он на вокзалах есть всегда,
К нему подходят поезда
Двойное Р содержит он
И называется. (перрон).'

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их усами.(троллейбус).

Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К.
И мяч, и шайбу клюшкой бей
А называюсь я … (хоккей)

На большие расстоянья
Мчится он без опозданья
Пишется в конце две С,
Называется … (экспресс)

Раздаётся звон колокольчика ,

Ведущий Наш следующий вопрос– по каллиграфии и орфоэпии.
Ведущий
Хочу вам напомнить,
Каллиграфия учит нас красиво и аккуратно писать, а орфоэпия – правильно произносить слова. Сейчас вы услышите и увидите, что бывает, когда ребята нарушают законы каллиграфии и орфоэпии

Ученик:
Я пишу быстрее всех,
А потом бывает смех
И ехидные улыбки:
В каждом слове 3 ошибки!
Просто я уже такой
Просто делаю все наспех
И хоть я уже большой
Поднимают меня насмех.


Ведущий :
Знакомая картина, не правда ли?


Ведущий : Поговорим ,почему так необходимо правильно ставить ударения.
Об этом же следующее выступление.
Ведущий:
Слово просит… школьный портфель!

Портфель:
Знакомьтесь: Петя, мой сосед,
Ему уже 10 лет
Но говорит он до сих пор
Не коридор, а коЛидор
ДиЛктор входит в кабинет
Закрыт магАзин на обед
Хозяйка моет стакАны
Секёт свеклу
Пекёт блины
И до меня дошел черёд:
Портфель он пОртфелем зовет
Но мне не зря родную речь
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут ПетЯ
— ПетЯ, — несется со двора, —
Тебе домой идти пора!
— Не трогай малыша, ПетЯ,
Ведь ты большой, а он дитя.
- А я обижен на ребят:
— Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил,
Я никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?


Вед. И снова маленькая перемена.

Давайте отгадаем загадки – в них есть антонимы. Отвечайте хором.

Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада, и зовут меня…. (прохлада)

Я антоним к слову смех, не от радости, утех,

Я бываю поневоле от несчастья и от боли,

От обиды, неудач. Догадались? Это… (плач)

Я антоним слова лето, в шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама, потому что я … (зима)

Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна, называюсь … (тишина)

Вед.. А теперь вспомним про синонимы

Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун, а называюсь я ….(тайфун)

Простое слово промежуток: в театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт, мы называем всё … (антракт)

На время что - то прекратив, мы называем … (перерыв)

В борьбе, в труде устали слишком - дают уставшим …(передышку)


Ведущий
Звонит в колокольчик и говорит: «Вот и закончился последний вопрос.

- Без знания грамматики не усвоишь ни истории, ни математики.

- Русский язык- ценнейшее достояние и величайшее достижение нашего народа. И какой бы национальности ни был россиянин, он с гордостью пользуется русской речью, прекрасным русским языком

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,-

Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий.

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи-

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник.

Блещут зеркальностью русского слова-

Выучи русский язык!

Надеюсь, что вы никогда не поставите точку на желании постоянно узнавать новое, расширять круг своих интересов, повышать уровень культуры речи, любить свой язык.

Много языков на свете разных -
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть "изюминка" своя.

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!

Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл!

Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое он всё вбирал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива!

Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!

- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.

- формирование интереса к нему как к учебному предмету,

- повышение общей языковой культуры

- высказывания писателей о русском языке;

- плакат с ребусами;

- карточки с заданиями.

Дети читают высказывания о русском языке.

Ученик 4 . Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.

Ведущий. Наша викторина посвящена русскому языку. Участвуют четыре команды. Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри.

Напоминаю правила игры.

1. На обсуждение вопроса даётся время.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.

3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.

2. Представление команд

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Сколько согласных букв? (21)

Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)

Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)

Сколько гласных букв? (10)

Первый звук в слове Яблоко? (й)

Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)

Из предложенных слогов составьте слова:

Лу мон ли но ня на ре мер ма ня мо ма

Найдите и выпишите слова, которые перемешались.

(ёжики, стол, роза, город, астра, работа)

В этом квадрате с буквами спрятались 13 обитателей морей и рек. Отыщи их. Учти, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.

Материал для учителя:

В этом квадрате с буквами спрятались 14 названий сладостей. Слова можно искать по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – торт – мы за тебя уже нашли.

Читать разрешается в разных направлениях; буквы читать подряд.

(сад, сок, осадок, оса, док, коса, садок, ода, ад, око, код)

Будьте внимательнее! Есть лишние слова (ударение на 1 или 2 слог)

Дождь, снег, град, луна

Тетрадь, книга, дневник, самолёт

Земля, серая, жёлтая, зелёная

Увидеть, покрасить, краска, добежать

Белый, белизна, белеет, белка

Вкусный, интересный, искусный, грустный

1. Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал . (конем)

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, . (карандаш)

3. Кругла, рассыпчата, бела

На стол с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная . (картошка)

4. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть, без хруста,

Если я . (капуста)

5. Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед.

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? . (коньки)

6. По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки . (коса)

7. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

8. В черном поле заяц белый.

Прыгал, прыгал, петли делал.

След за ним был тоже бел

Кто ж этот заяц . (мел)

9. В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Кто же это? . (мышка)

10. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь

Этот зверь лесной . (медведь)

(задание на развитие словесно-логического мышления)

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Век живи, век учись.

Старый друг лучше новых двух.

Делу время, потехе час.

При солнышке тепло, при матери добро.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень портит.

Игра с болельщиками

О каких знаках препинания идет речь?

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала.

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

Известно миру с давних пор,

Что знак я немаловажный

И не окончен разговор:

И начинает думать каждый.

Он очень вежлив:

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове, "мать" и в слове "дочь"

И в тихом лунном слове "ночь"

Чтоб никого не огорчать,

Он все старается смягчить.

Вопросы для болельщиков

Придумайте слово, состоящее из трех букв и трех звуков.

Придумайте слово, состоящее из четырех букв и четырех звуков.

Придумайте имя девочки, в котором три слога.

Имя мальчика, в котором на один слог меньше.

Подсчитайте сколько букв и звуков в словах яблоко и енот.

Сколько слогов в именах: Петр и Алеша.

Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква ё)

Что означают эти выражения? Когда мы их употребляем?

- Шиворот на выворот ("Совсем наоборот");

- Спустя рукава ("Трудиться неохотно");

- Точить лясы ("ничего не делать", "без пользы проводить время за разговором").

Читайте также: