Вторичная профилактика в школе

Обновлено: 05.07.2024

Характерной чертой российской социальной действительности последних десятилетий стало увеличение масштабов и форм разнообразных девиаций на всех уровнях: социально-институциональном, социально-психологическом, личностно-психологическом. Социальная фактография, подтверждающая этот тезис огромна. И количественный и качественный рост уровня душевого употребления алкоголя (является одним из самых высоких в мире), в том числе кратное увеличение масштабов подросткового и женского алкоголизма. И угрожающие масштабы наркопотребления. И один из самых высоких в мире уровень самоубийств среди подростков.

Фактически мы наблюдаем глубокий кризис институтов социального контроля и социальных регуляторов вообще. Соответственно, сегодня в обществе в целом и в системе социального контроля в особенности существует явно артикулируемый запрос на создание и внедрение эффективных механизмов социальной регуляции: антикоррупционных и правоохранительных, профилактических и коррекционных, финансовых и правовых, и т.д. [1].

Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть не только психофизические отклонения, которыми занимаются врачи (здоровье), но и неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся.

К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.

Девиант - индивид, отличающийся по своим характеристикам от основной массы ему подобных.

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов. Как уже было сказано, проблема девиантного поведения является центральной проблемой прикованного внимания со времен возникновения социологии.

Социология не выступает оценочной в суждениях относительно девиации. Поскольку под девиацией в социологии понимается отклонение от общепринятых общественных стандартов, и она не квалифицируется, как систематическая болезнь. Существуют различные определения для девиантного поведения.

Девиантное поведение подростков может проявляться как в незначительных отклонениях от норм и ценностей, так и серьезных правонарушениях и асоциальных действиях. Важно подчеркнуть, что выделенные формы могут встречаться как в отдельности друг от друга, так и во взаимодействии, когда один вид девиации провоцирует возникновение других, что сильнее затрудняет работу по реабилитации подростка и возвращение его в привычную социальную среду [4].

Социология под девиантным поведением понимает реальную угрозу для физического, а также социального выживания человека в определенной социальной среде, коллективе или ближайшем окружении. Девиации отмечаются нарушениями социально-нравственных норм, культурных ценностей, процессом усвоения, а также воспроизводства ценностей и норм. Это может быть единичное действие индивида, которое не соответствует нормам. Как пример это криминализация общества, развод, коррупция чиновников. Понятие о
норме и отклонение определяется социально [3].

Профилактика отклоняющегося поведения – это система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом [5].

Начиная с 1992 года в России начали уделять определенное внимание проблеме отклоняющегося поведения. Издан ряд законов и нормативных актов.

В работе по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения значительную роль могут и должны сыграть социальные институты общества как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей.

Среди этих институтов особую роль начинают играть социальные службы в центре и на местах. Выросло их количество.

Ими накоплен уже немалый опыт решения социальных проблем, в том числе предотвращения и смягчения девиантного поведения различных групп населения, особенно детей [7].

Профилактика девиантного поведения предполагает реализацию следующих принципов:

  • комплексность;
  • адресность;
  • массовость;
  • позитивность информации;
  • минимизация негативных последствий;
  • личная заинтересованность и ответственность участников;
  • максимальная активность личности;
  • устремленность в будущее [5].

Выделяется первичная, вторичная и третичная профилактика [6].

Первичная профилактика – это комплекс превентивных мероприятий, проводимых чаще среди детей и подростков с целью предотвращения отклоняющегося поведения.

Первичная профилактика направлена на:

  • устранение неблагоприятных факторов, вызывающих
  • девиацию;
  • повышение устойчивости личности к влиянию этих
  • факторов.

Вторичная профилактика предполагает:

Третичная профилактика направлена на лиц, у которых уже сформировалось девиантное поведение.

  • лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения;
  • предупреждение рецидивов.

Психолого-педагогические мероприятия могут входить в структуру всех трех уровней, но больший эффект они дают при первичной и вторичной профилактике.

В целом несомненна необходимость и результативность психолого-педагогической профилактики девиантного поведения. Но она обязательно должна быть экологичной, учитывать интересы участников, активизировать личностные ресурсы, быть систематической и последовательной. Профилактическая работа может осуществляться в групповой и индивидуальной форме, использоваться при работе с различными возрастными категориями и социальными группами. Для ее реализации часто используются активные методы социально-психологического обучения: дискуссии, тренинги, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. В зависимости от используемых методов работа может осуществляться в форме массовых акций, тренингов, образовательных программ, психологического консультирования, кризисной помощи и психотерапии [5].

Необходимо срочное введение (по примеру других стран) общественно-государственной цензуры, защищающей всех людей, особенно подрастающее поколение от пропаганды насилия, жестокости, порнографии, нецензурных выражений в средствах массовой информации [7].

Проблема профилактики девиантного поведения подростков - многофакторная проблема, для решения которой требуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической медицинской и

(Программа развивающих занятий с элементами тренинга)

Программа рассчитана на 34 часа. Содержание занятий предусматривает необходимость ведения рабочих тетрадей. Продолжительность одного занятия 40 минут.

Жизненно важные навыки – это основа психосоциальной компетентности. У подрастающего поколения в недостаточной степени сформированы необходимые жизненные навыки, обеспечивающие способность к социально адекватному поведению и позволяющие сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень используемой литературы, конспекты занятий.


Цель программы: Развитие адаптивных способностей младших подростков, способности к рефлексии, коммуникативных навыков, социального интеллекта, то есть комплекса жизненно важных навыков в условиях школы.
Задачи курса:
- Обеспечение занятий, дающих ученикам возможность систематической и последовательной тренировки жизненно важных навыков, что обеспечивает их формирование и развитие.

- Обеспечение взаимодействие педагога и родителей подростков для создания оптимальных условий развития и формирования комплекса важнейших социальных навыков.
Формы и методы организации занятий:

Развивающая психологическая диагностика .

Моделирование и анализ проблемных ситуаций .

Методы обучения в группе (кооперативное обучение - метод, когда в небольших группах (2-6 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу). Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности.

Групповая дискуссия – организация совместной деятельности учеников под руководством педагога с целью решения групповых задач, воздействия на мнения и установки учащихся в процессе общения.

Индивидуальная форма работы .

Упражнение-энергизатор – упражнения, оживляющие активность группы, предупреждающие снижение работоспособности, являются средством преодоления спада энергии, для включения класса в работу, концентрации внимания.

Элементы тренинга .

Арт-терапия (свободное и тематическое рисование, рассматривание рисунков, анализ).

Групповая беседа.

Проективное сочинение (мини-сочинение).

Рефлексия – обучение чёткому и ясному представлению о себе, о своих ''могу'', ''не могу'', размышлению над собой и окружающим миром.

Условия проведения занятий (повышение эффективности влияния занятий) :

Доверие и сотрудничество . Такие отношения не ущемляют чувства взрослости подростков, позволяют эффективно влиять на повышение их уровня нравственной воспитанности.

Активность учащихся . Многие оценки и суждения должны по возможности исходить не от педагога, а от самих учащихся.

Диалогичность . Продуктивность работы с подростками возможна лишь в ситуации диалога. Диалог – это не только последовательный обмен информацией, суждениями, оценками между людьми, не просто контакт на уровне речевых высказываний, это форма общения, при которой общающиеся воспринимаются как равные собеседники с правом на собственную позицию, на свою систему ценностей, индивидуальный способ восприятия мира. Диалог невозможен без взаимного принятия, без заинтересованного отношения собеседников друг к другу, готовности каждого представить и понять проблемы другого.

Самостоятельность учащихся . Выбор и постановка задач самовоспитания должны переживаться подростком как его собственные желания и действия, совершаемые с помощью педагога. Собственный выбор и решения являются гарантией того, что подросток будет им следовать и не откажется при первой же трудности.
Ожидаемые результаты предполагают формирование следующих навыков:

Презентация на тему: " ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ." — Транскрипт:

1 ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

3 В прошлом году в России было 27 миллионов детей. А в начале этого года - уже 26 млн 700 тысяч. По демографическому прогнозу, даже самому оптимистичному, мы и дальше будем терять ежегодно по 300 тысяч детей. И к 2025 году на население в миллионов - эксперты дают разные оценки - у нас будет лишь 22 миллиона детей. То есть через какие-то 15 лет наша страна будет на грани национальной катастрофы. В США сегодня 72 миллиона детей, а у нас почти в три раза меньше. К 2025 году у них будет более 100 миллионов детского населения, а у России уже в пять раз меньше. Какая конкурентоспособность? О чем мы говорим?! Мы будем просто несостоятельны защитить нашу 1/6 часть суши.

6 Поводом для проверки стал последний суицид. 15-летний Александр Фирсов повесился во дворе собственного дома 11 марта 2010 года. По официальной версии следствия, это произошло после разговора с родителями о низкой успеваемости в школе. Школьника отругали за "двойку" по физкультуре, которую тот считал незаслуженной. "Проверка выявила факты применения к учащимся антипедагогических методов воспитания", - сообщила пресс- секретарь Свердловской областной прокуратуры Ольга Тетерина. По ее словам, преподавателю, который несколько раз ударил учебником по голове одного из учеников, было назначено только дисциплинарное взыскание, хотя инцидент требовал уголовно-правовой оценки. "Прямой причинно- следственной связи между действиями учителей и гибелью Фирсова нет. Однако были косвенные причины произошедшего, главная из которых неблагоприятный психологический климат в школе".

9 3) Наличие психических расстройств: депрессии: сниженное настроение; самообвинения; чувство вины; нарушение сна (особенно ранние пробуждения) и аппетита; скорбное выражение лица; малоподвижность, адинамия; взгляд в одну точку, избегание контакта глазами. 4) Нарушения поведения: возбуждение, агрессия, страх, тревога, ажитация, импульсивность психоз; бредовые идеи самообвинения, самоуничижения, виновности, преследования

10 Суицид – крайняя форма проявления девиантного поведения

12 Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для макросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Т.е. этот тип поведения можно назвать анти дисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома, алкоголизм, ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида. Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе. Педагогическая классификация рассматривает девиации по степени их влияния на успешность обучения, а именно: школьные девиации (неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные и поведенческие отклонения) и социальные девиации (подростковый алкоголизм, проституция, бродяжничество).

13 Причины девиантного поведения подростков 1. Биологические факторы : Генетические, которые передаются по наследству: нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом. Психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям.

14 2. Психологические факторы. Наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

15 3. Социально-педагогические факторы. Выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; В стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации.

18 Виды профилактики первичная - комплекс социальных, образовательно- воспитательных и психолого-медицинских мероприятий, предупреждающих зарождение поведенческих отклонений у несовершеннолетних; эффективность 60-70%; вторичная – комплекс социальных, образовательно- воспитательных, психологических и правовых мер, направленных на предупреждение формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних и перехода к уголовно-наказуемым; эффективность 30-40%; третичная – комплекс социальных, образовательно- воспитательных, психологических и нормативно-правовых мер, направленных на предотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального возвращения; эффективность 3-5%;

19 Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры: организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно- профилактической работой прежде всего с детьми и подростками группы риска и их семьями (социальные педагоги, психологи, медики и др.); создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы; создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками; информационно-просветительская работа;

20 Профилактику можно рассматривать как особый вид социально-педагогической деятельности который находится на стыке педагогики, психологии, социологии, медицины и информационных технологий. Подходы. 1). Информационный подход Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

23 2. Формирование будущих жизненных устремлений. Имея, как правило, хроническую неуспеваемость в школе, подростки часто отчаиваются, не верят в свои силы, не видят будущего. Для такого подростка важно дальнейшее профессиональное самоопределение, и в этом случае помощь социального педагога вместе с психологом направлена на определение его будущей профессии, выбор соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство. 3. Включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей. Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные подростки самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.

24 4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. В силу отсутствия у дезадаптированных подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому действию. Терпение и выдержка – главные помощники учителю в работе с такими детьми. Основные виды деятельности: - индивидуальное консультирование; - включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; - индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; - обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

26 Эффективная реализация данных реабилитационных программ возможна при соблюдении трех условий: высокой мотивации всех участников программы: ребенка, родителей, учителей, социального педагога, психолога, др.специалистов; психолого-педагогической компетентности сотрудников учреждения; координации деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов.

27 Российская газета: Вы очень хорошо сказали, - чтобы дети были счастливы, им нужна любовь. Но если такое страшноватое положение в сфере детства, получается, что мы не любим своих детей? Павел Астахов: Нет, мы их любим, но, как сказал поэт, "странною любовью". Мы говорим своему ребенку "Я тебя люблю" и при этом одной рукой его гладим по головке, а другой рукой потихонечку уничтожаем. Потому что не защищаем своих детей. Самым страшным открытием со времени вступления в должность Уполномоченного по правам ребенка для меня стало: мы, общество, не задумываемся, что теряем детей. День прожили и не задумываемся, что за этот день убили несколько ребят. Что столько же погибло в ДТП. Что в это самое время рядом с нами живут почти 700 тысяч сирот. Равнодушие общества - самое страшное.



Главный специалист психолого-педагогического отдела областного ЦДЮТЭ Министерства образования и науки, заведующий подростковым диспансерным отделением
№ 2 наркологической больницы г. Н.Новгорода, кандидат медицинских наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии АГПИ и кафедры общественного
здоровья и здравоохранения НГМА.

Понятия современной системной профилактики.

Разрабатываемые в настоящее время модели профилактики в системе образования можно условно разделить на несколько групп; кратко охарактеризуем каждую из
них.

Социальная модель
. Идеология данного подхода: гражданское общество за счет инициатив граждан и общественных организаций само формирует у населения, в том числе и молодежи,
гуманистические нравственные просоциальные ценности и установки, установки на здоровый, в том числе и трезвый (без употребления психоактивных веществ)
образ жизни. Соответственно, образовательные учреждения должны заниматься преимущественно пропагандой и стимулировать работу молодежных и родительских
общественных организаций во всех возрастных группах детей, берущих на себя социальную ответственность в профилактике.

Медико-психологическая модель
. Идеология данного подхода заключается в признании высокого удельного веса нарушений здоровья детей (в первую очередь – психического) и нарушений
функционирования родительских семей (начиная еще с дошкольного развития детей) в происхождении раннего девиантного поведения и употребления
несовершеннолетними психоактивных веществ. Данная модель обосновывается тем, что около 50% школьников имеют функциональные нарушения психического здоровья
и нарушения семейного функционирования, служащие механизмами школьной дезадаптации (Е.Е. Чепурных, 2001). Соответственно этому на административной
территории необходима организация медицинских служб для несовершеннолетних и семей, имеющих несовершеннолетних детей (психотерапевтических и
наркологических, психиатрических, неврологических), а также включение этих служб в работу образовательных учреждений на плановой основе с первого по
последний класс.

С точки зрения объектов воздействия выделают три уровня профилактики.

Третичная профилактика
включает психокоррекционную и реабилитационную работу с детьми, уже имеющими социально девиантное поведение и развивающуюся зависимость от психоактивных
веществ (алкоголя, наркотиков, одурманивающих, курения). Применяются технологии медико-психологического и психолого-педагогического подходов профилактики.

1.
Начальная школа.

Основными задачами развития личности в 1-2-м классах начальной школы является успешное преодоление кризиса 7-летнего возраста: реализация ребенком (и его
родительской семьей) готовности к обучению в школе, возникающей (в норме) в дошкольном возрасте, и достижение личностной (эмоциональной и поведенческой)
школьной адаптации. Во 2-м классе — освоение учебной деятельность как самостоятельной, установление отношений детской дружбы в классе и первоначальное
освоение социальных ролей в классе как социальной группе. В 3(4)-м классах – формирование готовности ребенка (и родительской семьи) к переходу на
многопредметное обучение.

Ключевым фактором, определяющим способность ребенка к обучению, является развитие у него в течение третьего (по Э. Эриксону, 1996) этапа онтогенеза
личности (5-7 лет) всего необходимого набора деятельностей предшественников учебной (Л.Ф.Обухова,1995; А.А. Реан, 2001 и др.) с новым в каждой из них
качеством – автономностью (самостоятельностью) и инициативой.

В начале каждого класса по программе первичной профилактики следует проводить групповые игровые занятия на общение и сплочение класса, на позитивное
отношение детей друг к другу (принятие), организовывать развитие класса как группы педагогическими технологиями (кратко приведены ниже), проводить
непрерывную психолого-педагогическую диагностику достижения детьми задач возрастного развития и возникновения или проявления у детей факторов риска
школьной дезадаптации.

Одним из главных факторов риска ранней школьной дезадаптации является неготовность ребенка к началу учебной деятельности в школе. Она
является одним из основных механизмов, нарушающих социализацию, и создаёт исключительно высокий риск раннего девиантного поведения – обнаруживается более
чем у 80% детей с ранней детской лживостью, ранним детским воровством, уходами из дома.

Отметим специфику психокоррекционного подхода (подхода вторичной профилактики) к проблеме готовности ребенка к школе: он строится не на усиленном
формировании самой уже начавшейся учебной деятельности, а на ускоренном развитии у ребенка всех деятельностей предшественников учебной в течение 1-2-го
класса, пусть даже с опозданием на 2-3 года в сравнении с нормативным онтогенезом личности. Эти виды деятельности должны развиваться школой по программе
вторичной профилактики: родителями ребенка (прошедшими тренинг родительской компетентности), педагогом-психологом, социальным педагогом, самим
преподавателем начальных классов (факультативом). В связи с высоким значением готовности ребенка к началу учебной деятельности в школе кратко приведем ее
характеристику в сфере деятельности.

У ребенка в предшествующие школе два-три года развивается потребность все время быть предприимчивым (инициативным в условиях автономии) в поисках и
освоении нового и получать от этого какой-то результат; инициатива становится самостоятельным мотивом и ценностью. Ребенок на данном этапе должен быть
защищен родителями и другими окружающими от переживаний чувства вины, стыда и страха за свою инициативу, свои решения, деятельность и ее результат.

Ребенок способен видеть и предвидеть цель своих желаний и деятельности, сформулировать задачу (подчас даже — вербально). Он планирует деятельность на
основании именно своих потребностей, мотивов и интересов; видит пути поэтапного приближения к цели, видит промежуточные результаты деятельности, способен
выжидать; возникает способность к поэтапной и дисциплинированной реализации деятельности, к ее отставлению (опосредованию) деятельности, сопоставлению
различных видов и направлений деятельности и установлению их иерархии, что свидетельствует о возникновении и иерархии мотивов.

В сфере общения (социализации) ребенок вступает в сложные и взаимосогласованные с другими (взрослыми, сверстниками) формы деятельности: способен войти в
коллектив, понять цели коллектива и поддержать их, включиться в дифференцированные ролевые отношения и отношения власти (и переживать их), способен эту
власть завоевывать (по крайней мере — стремиться к ней), соперничать и командовать; он может не понимать, но чувствует и переживает такое сложное явление,
как социальный престиж. В семье ребенок занимает свое определенное ролевое и статусное место, чувствует и отстаивает его, препятствует любым попыткам
снизить его статус и значимость.

Формируются другие типы деятельности, отсутствовавшие на предыдущем этапе.

участием в самом развитии его личности, через отреагирование психотравмирующих ситуаций, через идентификацию себя с героями, преодолевающими трудности и
др.


ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы подростки стали криминально активной категорией населения, это п роявляется в поступках (действиях или бездействии), наносящих вред, как отдельным людям, так и обществу в целом. И представляет собой асоциальное, противоправное поведение человека. Это понятие оперируется с представителями криминологии, социологии, педагогики , социальной психологии и др. Название такого определения - делинквентное поведение (от лат. delictum - проступок ) [5; с.6].

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей и т.д. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК РФ.

Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

По данным Ф.Э. Шереги, к основным причинам, которые негативно влияют на поведение несовершеннолетних, не противостоят, а способствуют совершению ими правонарушений, относятся: воспитание детей в условиях неполной семьи, одним родителем; наличие в семье судимых родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек); злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи, скандалы, драки, сексуальная распущенность; тяжелое материальное положение, плохие жилищные условия семей, нужда в питании, одежде; низкая правовая культура, правовой нигилизм родителей и других взрослых членов семьи; грубость, жестокость, насилие в семье, воспитание детей в условиях эмоционального голода [4; с.103-113].При таких условиях вернуть несовершеннолетнего из группы риска в благополучную среду очень трудно.

Несовершеннолетние преступники - это обыкновенные дети, которые в результате неправильного воспитания и дурного примера стали правонарушителями. И для них собрана профилактическая работа, состоящая из совокупности государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. В профилактике психофизического развития подростка выделяют первичную, вторичную и третичную:

первичная профилактика - предупреждение возникновения у подростков отклонений в психофизическом развитии;

вторичная профилактика - предупреждение перехода нарушений развития в хронические формы, возникновения вторичных отклонений;

третичная профилактика - социально-трудовая адаптация лиц, страдающих отклонениями [7].

Под социальной профилактикой понимается совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению рецидивной преступности у несовершеннолетних, а также разработку мер по его предупреждению [6; с.67]. Социальная профилактика рецидивной преступности у подростков представляет собой комплекс конкретных социальных мер (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных), осуществляемых путем выявления и устранения причин и условий, способствующих развитию рецидивной преступности у несовершеннолетних. Социальная профилактика рецидивной преступности у подростков это, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья подростков;

содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Профилактическая деятельность в ее социально приоритетном выборе включает:

профилактику по объектам предупредительного воздействия:

б) частную, направленную на предупреждение асоциального поведения определенных групп и лиц [2; с.47].

Как видно, процесс профилактики делинквентного поведения подростков – это сложный, непрерывно развивающийся процесс, который можно обозначить двумя основными движущими силами благотворного воздействия на становление личности несовершеннолетних, то есть это воспитание и образование.

По профилактики делинквентного поведения подростков необходима реализация предотвращения проблемы среды несовершеннолетних правонарушителей поэтому центр образования работает по следующим направлениям: защита прав и законных интересов детей; п рофилактика социального сиротства, безнадзорности и бродяжничества детей; профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних; духовно-нравственное воспитание, пропаганда здорового образа жизни; социально-психологическая поддержка в личностном, социальном и нравственном развитии.

Администрация школы считает, что развитие совершенствования психолого–педагогической коррекции и социальной реабилитации обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, является одним из возможных факторов к повышению уровня повышения мотивации и успеваемости обучающихся школы.

Социальная характеристика ученического состава с 7 -12 класс состоит на следующих категориях учащихся:

Многодетные семьи – 71;

Дети, находящиеся под опекой – 13;

Дети, воспитуемые одним отцом – 11;

Неблагополучные семьи – 13;

Молодые мамы из числа учащихся – 24;

Беременные из числа учащихся – 6;

В внутришкольном учете состоят – 133 учащихся из них, ПДН – 99 учащихся, КДН -41 учащийся.

Программа профилактики делинквентного поведения у несовершеннолетних правонарушителей создана для устранения делинквентного поведения и коррекционная работа с несовершеннолетними правонарушителями, которая включает нацеленную готовность к изменению, ориентированные на накопление подростков нравственно положительных качеств, формирующие самовоспитание.

Диагностическая работа - в ыявить отклонения в поведении.

Профилактическая работа с респондентами:

1 направление

Предупредительно-профилактическая деятельность:

проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.

Организация досуговой деятельности респондентов делинквентного поведения:

заинтересовать респондентов в кружковые работы и спортивные секции;

проявить интерес в трудоустройстве в летний период.

2 направление:

вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;

приглашение на беседу медийные лица, а так же лица бывших заключенных.

Профилактическая работа с родителями:

Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий;

Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий;

Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей;

Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении.

Спи c ок литературы:

Алексеева Л. С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы / Л.С. Алексеева // Семья в России. - 2011. - № 3. - С. 45-50.

Лелеков В. А., Кошелева Е.В. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социологические исследования. 2006. № 1.

Плоткин, М. М. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей / М.М. Плоткин, В.И. Ширинсит // Семья в России. - 2012. - № 2. - с. 46.

Реабилитация социально дезаптированных детей и подростков: Краткий словарь для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / Сост. Г.М. Иващенко, В. Н. Бушуева при участии В.И. Ширинского. - М.: Сфера, 2008. - 225 с.

Симоненко А.В. Криминологические проблемы воспитания и его роль в предупреждении преступлений: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2005.

Холостова Е. И. Технология социальной работы : учебник / Е.И.Холостова, Л.И.Кононова. – М. : Дашков и К, 2016. – 478 с.


Bibliography :

1. Federal law of 24.07.1998 No. 124-FZ "on basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation" / / Collection of legislation of the Russian Federation. 1998. No. 31.

2. Alekseeva L. S. Psychological service of the family in the system of social work / L. S. Alekseeva / / Family in Russia. - 2011. - No. 3. - Pp. 45-50.

3. Zmanovskaya, E. V. Deviantology: (Psychology of deviant behavior): Studies. manual / E. V. Zmanovskaya. - Moscow: publishing center "Academy", 2012. - 288 p.

4. Lelekov V. A., Kosheleva E. V. family Influence on juvenile delinquency / / Sociological research. 2006. No. 1.

5. Plotkin, M. M. Family trouble as a factor of deviant behavior of children / M. M. Plotkin, V. I. Shirinsit / / Family in Russia. - 2012. - No. 2. - p. 46.

6. Rehabilitation of socially defected children and adolescents: a Concise dictionary for employees of specialized institutions of social rehabilitation of minors / Comp. G. M. Ivashchenko, V. N. Bushueva with the participation of V. I. Shirinsky. - Moscow: Sphere, 2008. - 225 p.

7. Simonenko A.V. Criminological problems of education and its role in crime prevention: abstract. dis. d-RA yurid. sciences'. Moscow, 2005.

8. Kholostova E. I. Technology of social work: textbook / E. I. Kholostova, L. I. Kononova. - M.: Dashkov and K, 2016. - 478 p.

9. Shtinova, G. N. Social pedagogy: studies. for University students studying in the specialty " Social. pedagogy" and "Social work" / G. N. Stinova, M. A. Galiguzova, Yu. N. Galiguzova. - Moscow: VLADOS, 2008. - 447 PP.

Таблица 1. Программа коррекционной работы

Изучение подростка и окружающей его среды

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа

Читайте также: