Савицкий континент океан краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Судьба России определяется ее уникальным межконтинентальным положением между Европой и Азией. Это является одной из причин того, что работы представителей евразийского направления русской мысли, с начала 1990-х годов, после краха, казавшейся незыблемой системы, стали объектом повышенного внимания. Осуществляются переиздания трудов евразийцев, выходят публикации зарубежных исследователей этого явления, ведется изучение евразийства в отечественной науке.

Содержание

Введение 3
1 Судьба евразийца 5
2 Россия-Евразия 6
3 Туран 7
4 Месторазвитие 8
5 Идеократия 10
6 СССР и евразийство 11
Заключение 13
Список литературы 16

Прикрепленные файлы: 1 файл

ГЕОПОЛИТИКА САВИЦКОГО 2012.doc

6 СССР и евразийство

Заключение

Русское евразийство как первая российская геополитическая школа возникает в 20-х годах XX столетия в среде русских учёных, оказавшихся в эмиграции после Октябрьской революции в России. Главной идеей русского евразийства стала идея о России как особом мире, занимающем срединное положение между Западом и Востоком, между Европой и Азией.

Оценивая вклад евразийцев в русскую геополитику, следует сказать следующее. Евразийство явилось самым ярким и жизнеспособным политическим учением первой половины XX века. Однако идеи этого учения не смогли осуществиться на практике. Они не получили поддержки ни в советской России, ни в основной массе русской эмиграции на Западе. Между тем, события XX века подтвердили их вывод о необходимости найти альтернативу европейско-американскому атлантизму с его агрессивным гегемонизмом.

Евразийство не утратило своего значения и сегодня, когда США празднуют, как они думают, последний этап своей цивилизационной победы над Человечеством, когда рухнул Советский Союз как оплот Евразии, её культуры, государственности и идеала. Однако евразийство – это не прошлое. Это – проект. Это – будущее, признаки которого мы всё больше ощущаем.

Ученый указывает, также, на существующую разницу между океанической и континентальной системой разделения труда. Океаническая система мобильна, изменчива, ее элементы с легкостью могут заменяться: например, Англия сегодня импортирует замороженное мясо из Новой Зеландии, завтра она будет его импортировать из Аргентины: расходы на морские перевозки невелики и перемена импортера не составляет труда. Континентальная система отличается жесткостью, неизменностью, связанной с тем же самым пресловутым географическим фактором.

Таким образом, важность исследований П.Н. Савицкого в геоэкономической сфере не только не потеряла актуальность после её написания, но наоборот приобрела новое звучание в свете глобализационных процессов современности.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 292-293.

Алексеев //. //. Теория государства: теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал. Париж, 1931; Никитин В. П. Наш континентализм // Евразия. N° 17.1929. 16 марта: Савицкий П. Н. Континент-океан (Россия и мировой рынок) // Исход к Востоку Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921. Кн. Е С. 104-125; Он же. Месторазвитие русской промышленности. Берлин, 1932; Трубецкой Н. С. Мысли об автаркии // Новая эпоха. Идеократия. Политика. Экономика. Нарва, 1933. С. 25-26; Чхеидзе К. А. Лига Наций и государства-материки // Евразийская хроника. Париж, 1927. Вып. 8. С. 32-35; Пащенко В. Я. Идеология евразийства. М., 2000; Boss О. Die lehre der Eurasier. Wiesbaden, 1961.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Петр Савицкий Континент Евразия

Континент Евразия: краткое содержание, описание и аннотация

Эта книга не просто исторический документ, но доктрина, утверждение, план, программа, глобальный проект евразийства, долгое время считавшегося реакционным течением русской мысли П.Н.Савицкий (1895–1968) — историк, экономист, географ, философ. Система его взглядов строилась на убеждении, что материк "Европа-Азия", ни будучи ни Азией, ни Европой, представляет собой самостоятельный мир. В книге собраны все наиболее важные, программные тексты по евразийскому мировоззрению, геополитике, философии государства и хозяйствования.

Петр Савицкий: другие книги автора

Кто написал Континент Евразия? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Петр Савицкий: Континент Евразия

Континент Евразия

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Николай Трубецкой: Наследие Чингисхана

Наследие Чингисхана

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Николай Трубецкой: Европа и Евразия

Европа и Евразия

Борис Акунин: Между Европой и Азией. История Российского государства. Семнадцатый век

Между Европой и Азией. История Российского государства. Семнадцатый век

Евгений Савицкий: Полвека с небом

Полвека с небом

Континент Евразия — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Весь смысл и пафос наших утверждений сводится к тому, что мы осознаем и провозглашаем существование особой евразийско-русской культуры и особого ее субъекта, как симфонической личности. Нам уже недостаточно того смутного культурного самосознания, которое было у славянофилов, хотя мы и чтим их как наиболее нам по духу близких. Но мы решительно отвергаем существо западничества, т. е. отрицание самобытности и, в конце концов, самого существования нашей культуры. Нам стыдно за русских людей, которым приходится узнавать о существовании русской культуры от немца Шпенглера. Отметая лукавые попытки западнического духа, заразившего и славянофилов, растворить проблему евразийско-русской культуры в расплывчатом учении о племенном родстве, мы полемически подчеркиваем "туранские элементы" и, отрицая мнимонаучный механический подход к вопросу, выдвигаем единство и органичность, целостность культуры, ее личное качество. Культура рождается и развивается как органическое целое. Она сразу ("конвергентно") проявляется в формах политических и социально-хозяйственных, и в бытовом укладе, и в этническом типе, и в географических особенностях ее территории.

Именно с географической целостностью и определенностью русско-евразийской культуры стоит в связи наименование ее евразийской, причем давно уже утвердившийся в науке и обозначавший Европу и Азию как один материк термин получает более узкое и точное значение. Евразия в старом смысле слова подразделяется уже не на Европу и Азию, а на 1) срединный континент или собственно Евразию и два периферических мира; 2) азиатский (Китай, Индия, Иран) и 3) европейский, граничащий с Евразией примерно по линии: реки Неман-Западный Буш-СанУстье Дуная. Эта последняя граница является и водоразделом двух колонизационных волн, идущих одна на Восток, а другая на Запад и сталкивающихся на берегах Берингова моря. Таким образом, в общем и целом, с отклонениями в обе стороны, границы Евразии совпадают с границами Русской Империи, "естественность" которых засвидетельствована в последнее время тем, что они уже более или менее восстановились, несмотря на страшные потрясения войны и революции. Представляя собой особую часть света, особый континент, Евразия характеризуется как некоторое замкнутое и типичное целое и с точки зрения климата, и с точки зрения других географических условий. Ограниченная с севера полосой тундр, на юге она окаймляется горными цепями и лишь в малой степени соприкасается с океаном и дающими к нему свободный выход морями. Этим и величиной ее определяются и ее экономические возможности. Для Евразии исключено активное участие в океаническом хозяйстве, характерном для Европы. Зато естественные богатства Евразии и их распределение открывают ей путь к экономическому самодовлению и превращают ее как бы в континент-океан. Единство этого океана-континента отличается весьма своеобразными чертами, которые соответствуют этническому типу евразийца и явственно сказались в истории Евразии. Тогда как почти все ее реки текут в направлении меридиональном, непрерывная полоса степей, не пересекаемая трудно преодолимыми естественными преградами, прорезает и объединяет ее с Запада на Восток. Степная полоса — становой хребет се истории. Объединителем Евразии не могло быть государство, возникшее и оставшееся на том или другом из речных ее бассейнов, хотя как раз водные пути и способствовали тому, что на них культура Евразии достигала своего высшего развития. Всякое речное государство всегда находилось под угрозой со стороны перерезавшей его степи. Напротив, тот, кто владел степью, легко становился политическим объединителем всей Евразии. И в связи со степью находится тот факт, что единство Евразии обладает несравнимо большей силой и потому большим стремлением и внешне себя выразить, чем единство других континентов. Конечно, степь, как таковая, больше сказывается в прошлом Евразии. Но во-первых, прошлым определяется настоящее, а во-вторых — здесь империя оказалась на высоте русской исторической задачи: постройкой великого сибирского пути она транспонировала степную идею в условия современной политической и хозяйственной жизни. Природа Евразии нашла и выразила себя в совершенно новой обстановке.

Естественные условия равнинной Евразии, ее почва и особенно ее степная полоса, по которой распространилась русская народность, определяют хозяйственно-социальные процессы евразийской культуры и, в частности, характерные для нее колонизационные движения, в которых приобретает оформление исконная кочевническая стихия. Все это возвращает нас к основным чертам евразийского психического уклада — к сознанию органичности социально-политической жизни и связи ее с природой, к "материковому" размаху, к "русской широте" и к известной условности исторически устаивающихся форм, к "материковому" национальному самосознанию в безграничности, которое для европеизованного взгляда часто кажется отсутствием патриотизма, т. е. патриотизма европейского. Евразийский традиционализм совсем особенный. Он является верностью своей основной стихии и тенденции и неразрушимой уверенностью в ее силе и окончательном торжестве. Он допускает самые рискованные опыты и бурные взрывы стихии, в которых за пустой трескотней революционной фразеологии ощутимы старые кочевнические инстинкты, и не связывает себя, как на Западе, не отождествляет себя с внешней формой. Ему ценна лишь живая и абсолютно значимая форма. А есть ли такие формы вне истинной религии? И не знает ли евразиец по опыту своего необозримого континента, что подлинно ценное в своих формах многообразно и что за всякой живой формой скрывается нечто подлинное и важное? Он и ценит традицию, как родственный ему туранец, определенный и примитивный, и остро ощущает ее относительность, и ненавидит ее деспотические границы, как другой его близкий родственник — иранец. Он до наивности прост и элементарен, как Л. Толстой, и вместе с тем сложен, изощрен и диалектичен, как Достоевский, и еще — хотя и редко — гармоничен, как Пушкин или Хомяков.

Петр Савицкий - Континент Евразия

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Континент Евразия"

Описание и краткое содержание "Континент Евразия" читать бесплатно онлайн.

Эта книга не просто исторический документ, но доктрина, утверждение, план, программа, глобальный проект евразийства, долгое время считавшегося реакционным течением русской мысли

П.Н.Савицкий (1895-1968) - историк, экономист, географ, философ. Система его взглядов строилась на убеждении, что материк "Европа-Азия", ни будучи ни Азией, ни Европой, представляет собой самостоятельный мир.

В книге собраны все наиболее важные, программные тексты по евразийскому мировоззрению, геополитике, философии государства и хозяйствования.

ПЕТР САВИЦКИЙ

КОНТИНЕНТ ЕВРАЗИЯ

От издательства

Книга "Континент Евразия" содержит основополагающие труды П.Н. Савицкого (1895-1968), главного идеолога евразийского движения, экономиста, географа, философа.

Основное свое внимание Савицкий уделял влиянию географических факторов на развитие человечества; обоснованию возникновения евразийской культуры, посвящены работы, включенные в эту книгу. П. Н. Савицкий является не только оригинальным мыслителем, историком со своим собственным, неординарным подходом к важнейшим событиям прошлого, но и основателем русской ветви геополитики – науки, которая долгое время считалась реакционной.

Написанные в разное время (от 1916 до 1968 года), публикуемые статьи довольно полно отражают взгляды автора и позволяют получить представление о его философской концепции.

Готовя тексты, издательство сочло возможным публиковать их в авторской редакции, сохранив орфографию и пунктуацию, сокращения, географические названия, уточнения и др. Публикация исследований П.Н. Савицкого в России осуществляется впервые.

Выражаем признательность составителю и автору послесловия А. Г. Дугину.

От составителя

О евразийстве

На протяжении всей политической истории последних веков со странным постоянством и периодичностью на разных уровнях и в разных исторических и национальных контекстах повторяется одна и та же ситуация. Общество делится на два лагеря: на правых и левых. Они враждуют Друг с другом – либо в парламентах, либо на баррикадах,либо в кровавом кошмаре террора и гражданских войн. Независимо от победы той или иной стороны, обе входят в историю, идеологи становятся классиками, биографии вождей изучаются в школах… Но в то же время всегда существует и нечто Третье, Третья Сила, Третий Путь, провидцы и герои особого, парадоксального, уникального решения, предлагающего вместо безысходного дуализма творческий и авангардный синтез. Третий Путь не справа и не слева. Но и не в центре, не в золотой середине обывательского, примиренческого консенсуса. Нет. Он находится с обратной стороны от Центра, объединяя самых крайних, буйных и активных как справа, так и слева. Третий Путь иногда именуют также "Консервативной Революцией" – по названию, данному этому явлению Томасом Манном, который в свою очередь перефразировал тезис славянофила Самарина – "революционный консерватизм".

В русской политике и русской культуре нашего столетия тоже были представители Третьего Пути, совершенно непонятные без учета ценностной исключительности этой позиции. Речь идет о движении евразийцев, русских консервативных революционеров. Кроме евразийцев к этой же категории можно причислить их современников и попутчиков – национал-большевиков (Н. Устрялов, И. Лежнев. Ю. Ключников и т. д.)

В XX веке все русское общество расколото на красных и белых, на большевиков и эмиграцию. Именно эти два лагеря представляют собой две наиболее известные, магистральные линии национальной идеологии. Однако кроме этой пары был Третий Путь: не красные и не белые. Сами себя они называли "евразийцами".

Зная в общих чертах мировоззрения двух лагерей, можно себе легко представить, что говорили их сторонники на протяжении XX века. Здесь сюрпризы практически исключены, а логика ясна и одномерна до банальности. Едва ли здесь возможны для историка какие-то сенсационные открытия. Белые видят в большевиках "слуг антихриста", "сатанистов". Красные относятся к антисоветским элементам как к "представителям буржуазных слоев", "реакционерам", "реваншистам". Склонение весов истории в сторону одних автоматически влечет за собой ослабление позиции других и т. д. Все предельно понятно, предельно просто. И если в какой-то момент казалось, что "белая" идея проиграла окончательно, совсем недавно мы пережили грандиозный крах большевистской конструкции и неожиданный и казавшийся совершенно невероятным всплеск "белых" настроений. Оказывается, даже такая внушительная победа, как Октябрьская революция, не стала последним словом русской истории. Как бы ни был мал идеологический сектор альтернативы, он не исчез и проявился с новой силой. Идеологический дуализм показал, что сила мировоззрений выше технической мощи тоталитарного государства. Если на уровне духа есть нерешенная проблема, рано или поздно она даст о себе знать и на уровне материи.

Этот урок следует учесть всем.

Евразийцы были теми национальными пророками и провидцами, которые первыми поняли безысходность дуального противостояния внутри нации. Их глубокая духовная интуиция совершенно правильно подсказала им, что истинным может быть только синтез, нечто третье, уникальный "третий максимализм", о котором они говорили, под первыми двумя имея в виду позиции радикальных большевиков и радикальных антисоветчиков.

"Россию спасет парадокс, – утверждали евразийцы. – Монархия плюс социализм, православный большевизм, славянофильский футуризм, федеральная Империя, архаический авангардизм".

Это было чрезвычайно актуально в двадцатые годы, и именно евразийский анализ событий того времени, основанный на духе творческого парадокса, до сих пор поражает своей глубиной, точностью, адекватностью, прозорливостью. Но самое главное – этот анализ актуален и сегодня, когда старое разделение русской нации снова налицо, когда противостояние двух внутренних сил, "партий" (в широком смысле), внутренне накаляется, несмотря на все примиренческие шаги конформистского центра.

Интерес к евразийству в 90-е годы нашего столетия не случаен. Речь идет не просто о чисто историческом курьезе, об идеологическом движении в эмиграции, которое постепенно сошло на нет. Речь идет о свежей, неожиданной, все еще авангардной, нонконформистской, новаторской идеологии, о проекте, о плане, о новом духовном и геополитическом строительстве, о выборе народом типа своей государственности, своей культуры, своего мировоззрения. Поэтому к евразийству обращаются самые разнообразные силы в нашем обществе, независимо от их политической и мировоззренческой специфики.

Безысходность, порочность, в конце концов, пошлая банальность традиционных решений – и правых, и левых – становятся очевидными для всех внимательных людей: интеллигентов, политиков, историков, деятелей культуры, простых граждан, стремящихся разумно, осознанно и действенно соучаствовать в судьбе своего народа в тот период,когда вновь мы стоим перед важнейшим историческим шагом, перед сверхответственным решением – ведь мы сегодня выбираем наше будущее. Тем ценнее и актуальнее для нас утверждения, идеи, поиски, теории тех, кто в свое время прекрасно осознал тупиковость политического дуализма.

Евразийство сегодня – самое актуальное и свежее, что мы можем найти в истории русской политической мысли нашего столетия. Не случайно оно привлекало в разные периоды множество крупнейших национальных мыслителей, историков, богословов, философов, ученых. Идеологами евразийства были знаменитый лингвист Н. С. Трубецкой (1890-1938), философ Л. П. Карсавин (1882-1952), историк Г. В. Вернадский (1887-1973), богословы А. В. Карташов (1875-1960) и Г. В. Флоровский (1893-1979) и т. д.

Даже с точки зрения исторической справедливости мы должны воздать евразийцам должное как уникальным представителям русской Консервативной Революции. Они были новаторами и в сфере философии, и в политологии, и даже первыми открывателями в России новой науки – геополитики. Но их значение не исчерпывается ретроспективой. Они создали великолепный, развитый, романтический и взвешенный одновременно, рациональный и идеальный Проект, ослепительное видение Русского Будущего – континентального, мессианского, духовного и религиозного. Этот Проект нисколько не утратил своей силы и привлекательности. Его реализация зависит от нового поколения.

Петр Савицкий - Континент Евразия

Петр Савицкий - Континент Евразия краткое содержание

Эта книга не просто исторический документ, но доктрина, утверждение, план, программа, глобальный проект евразийства, долгое время считавшегося реакционным течением русской мысли

П.Н.Савицкий (1895-1968) - историк, экономист, географ, философ. Система его взглядов строилась на убеждении, что материк "Европа-Азия", ни будучи ни Азией, ни Европой, представляет собой самостоятельный мир.

В книге собраны все наиболее важные, программные тексты по евразийскому мировоззрению, геополитике, философии государства и хозяйствования.

Континент Евразия - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

№103,15 декабря 1921 г.

По тону несколько похожа на выступление С. Полякова-Литовцева статья Л. Неманова: Новый мессианизм (газ. Время, № 819, ноябрь 1921 г.). В ней говорится: "Надо действительно понять, что Россия не совсем Европа и не совсем Азия, что у России имеются свои особенности". Тут же утверждается: "Формы политической жизни, выработанные мировой политической мыслью и мировым политическим опытом, могут быть общими для всех… Русской интеллигенции придется отказаться б. м. от многих романо-германских представлений, но не от идей материальной и политической культуры". Если под “материальной" культурой подразумевать технику, то относительно нее это положение бесспорно. В области же социального и политического строя евразийцы отстаивают необходимость своих путей.

Статья "Утверждение евразийцев" за подписью Т., "Везни", год III, №2.

Другая болгарская статья о евразийстве принадлежит проф. Ст. Младенову (Национализм, культура и човещина, журнал Современник, 1922, январь-февраль, стр. 290-299). Большая ее часть посвящена изложению статьи Н. С. Трубецкого "Об истинном и ложном национализме", применительно к условиям жизни балканских народов.

"Венков" (Прага), № 14, 17 января 1922 г.

Трибуна" (Прага), №№ от 11,16, 23 февраля и 8 марта 1922 г.

Однако хотим подчеркнуть уже здесь, что и мы отнюдь не понимаем государственного начала как всеохватывающего и всеопределяющего принципа.

Статья "Евразийство", (Прага), 1930.

"Rijec", №№ от 18,25 февраля 1922 г. и сл.

A review of facts and documents relating to the russian situation, N 6, February-March 1922.

Так, напр., мысли, высказанные Н. С. Трубецким в "Исходе к Востоку", отнесены здесь к "Европе и человечеству" (1920); термин Евразия неправильно приписан Ламанскому и т.д.

В. Nikitine. L’emigration russe. Revue des sciences politiques.Avril-Juin 1922, p. 209-212.

Статья "Евразийство", Руль, №1247, 10 января 1925 г.

Статья "Задачи Всероссийской Научной Ассоциации Востоковедения", "Новый Восток", книга 1. Москва, 1922, стр. 10-11.

Культурно-исторические основы, русской государственности. Харбин, 1926, стр. XIII-XV.

Культурно-исторический очерк Монгольской империи XII– XIV веков. Белград, 1929, стр. 3, 198 и др.

Кроме того, нам известно до полдесятка книг и брошюр, специально посвященных этой теме. Одна из них написана на украинском языке (см. выше). Все остальные – на языках иностранных.

Статья "Евразийство", Русский Экономический Сборник, III. Прага, 1925, стр. 56-57.

Стр. 13; статья автора этих строк.

Статья "Вавилонская башня и смешение языков". Евразийский Временник, книга III. Берлин, 1923, стр. 122.

Интересный методологический разбор возражений А. А. Кизеветтера против евразийства дан в статье А. Неельского. Русский Военный Вестник (Белград), № 133, 26 февраля 1928 г.

№ от 15 октября 1925 г.

Статья Е. Спекторского "Западноевропейские источники евразийства", газ. "Возрождение" (Париж), № от 27 мая 1927 г.

Выступлению Е. В. Спекторского в Белграде "Против евразийства" посвящена обстоятельная статья А. Н. в "Русском Военном Вестнике", № 149, 17 июня 1928 г.

Статья "Евразийство", Евразийский Временник, кн. IV. Берлин, 1925, стр. 19.

Газета "Дни". № 796, 23 июня 1925 г.

Слова Митрополита Антония в статье "В защиту евразийства", "Русский Военный Вестник", № 26, 31 января 1926 г.

Передовая газ. "Возрождение", № от 12 февраля 1927 г.

Газ. "Россия" (Париж). № 6, 1 октября 1927 г.

"Возрождение". № от 19 октября 1925 г.

Статья "Евразийцы и белое движение", "Возрождение", № от 22 июня 1925 г.

"Возрождение", № от 23 июня 1925 г.

Пять статей в "Новом Времени" (Белград), под общим заглавием "Идейный оползень", №№ от 7, 8, 9, II и 12 августа 1925 г.

"Новое Время", № от 8 августа 1925 г.

Цит. статья: "Возрождение", № от 22 июня 1925 г.

Евразийство (формулировка 1927 г.). Евразийская Хроника, вып. IX. Париж, 1927, стр. 7.

Статья Лоллия Львова "А. В. Карташев об евразийстве". Возрождение, 6 июля 1927 г.

См., напр., книгу Б. Я. Владимирцова. Чингисхан. Берлин-Петербург-Москва, 1922, стр. 30,36.

Руль, № 353, 14 января 1922 г.

Статья "Бегущие Запада", газета "Звено" (Париж). № от 3 февраля 1924 г.

"Новое Время", № от 8 августа 1925 г.

Статья "Народное и человеческое", журнал "Современные Записки", XXV. Париж, 1925, стр. 485.

Marjan Uzdowshi. Eurazjanizm, Nowa idea w rosyjskim ruchuprzeciw-komunlstycznym. Warszawa, 1928, стр. 33; перевод С. Л. Войцеховского.

Читайте также: