Саша соколов школа для дураков краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Герой учится в специальной школе для слабоумных детей. Но его бо­лезнь отличается от того состояния, в котором пребывает большинст­во его одноклассников. В отличие от них, он не вешает кошек на пожарной лестнице, не ведет себя глупо и дико, не плюет никому в лицо на больших переменках и не мочится в карман. Герой обладает, по словам учительницы литературы по прозвищу Водокачка, избира­тельной памятью: он запоминает только то, что поражает его вообра­жение, и поэтому живет так, как хочет сам, а не так, как хотят от него другие. Его представления о реальности и реальность как таковая постоянно смешиваются, переливаются друг в друга.

Герой считает, что его болезнь — наследственная, доставшаяся ему от покойной бабушки. Та часто теряла память, когда смотрела на что-нибудь красивое. Герой подолгу живет на даче вместе с родителя­ми, и красота природы окружает его постоянно. Лечащий врач, док­тор Заузе, даже советует ему не ездить за город, чтобы не обострять болезнь, но герой не может жить без красоты.

Герой влюблен в тридцатилетнюю учительницу ботаники Вету Акатову. Ее отец, академик Акатов, когда-то был арестован за чуждые идеи в биологии, потом отпущен после долгих издевательств и теперь тоже живет в дачной местности. Герой мечтает о том, как закончит школу, быстро выучится на инженера и женится на Вете, и в то же время осознает неосуществимость этих мечтаний. Вета, как и вообще женщина, остается для него загадкой. От Норвегова он знает, что от­ношения с женщиной — что-то совсем другое, чем говорят о них ци­ничные надписи в школьном туалете.

Герой заканчивает школу и вынужден окунуться в жизнь, где толпы умников рвутся к власти, женщинам, машинам, инженерным дипломам. Он рассказывает о том, что точил карандаши в прокурату­ре у отца, потом был дворником в Министерстве Тревог, потом — учеником в мастерской Леонардо во рву Миланской крепости. Од­нажды Леонардо спросил, каким должно быть лицо на женском по­ртрете, и герой ответил: это должно быть лицо Веты Акатовой. Потом он работал контролером, кондуктором, сцепщиком, перевоз­чиком на реке. И всюду он чувствовал себя смелым правдолюбцем, наследником Савла.

Герой произведения учится в школе для детей с отклонениями в развитии. Он очень необычный мальчик. Для него не существует такого понятия как время. Самое важное в жизни этого необычного ребёнка - это созерцание прекрасного.

Герой ещё подвержен раздвоению личности. Он часто беседует сам с собой. Одно из ярких его воспоминаний - пруд возле станции. На эту станцию он часто приезжал, потому что рядом находилась дача родителей. Мальчик в диалоге с самим собой описывает подробно как выглядел пруд и тропинки, ведущие к нему. Ещё его интересует повседневный быт соседей по даче. Он вспоминает даже то, какие продукты находились в их сумках, когда горожане ехали на дачу. О реке, которая протекала рядом с дачным поселком, у мальчика остались смутные воспоминания.

Мама героя перестала работать с тех пор, как он пошёл в школу. Мальчик вспоминает, как она мирила его с отцом, если они ссорились. Ребёнок запрыгивал на велосипед и хотел умчаться куда-нибудь далеко. Она же останавливала сына и под руку вела его домой. Мать посвятила свою жизнь необычному сыну.

Герой описывает своего учителя географии, который купил дачу в их посёлке. Летом Норвегов, так звали географа, ходил босиком. Из дощатой платформы могли торчать гвозди. Но, учитель никогда не загнал даже самой маленькой занозы в босую ногу.

Отец героя работал прокурором. Мальчик говорит, что ему дали очень большую пенсию. Даже почтальон, когда узнал о размере прокурорской пенсии, чуть не упал со своего велосипеда.

В этом дачном посёлке отдыхал великий Павлов. Герой вспомнил, что видел в учебнике картинки его подопытных собак. Учёный любил кататься на велосипеде. Этим он был похож на почтальона. Правда, второй вынужден был постоянно ездить на велосипеде, чтобы зарабатывать на жизнь.

Кроме учителя географии мальчику нравилась Вета Акатова, учитель биологии. Он даже мечтал после окончания школы жениться на ней. Но, сам же прекрасно понимал о нереальности своего желания.

Не все учителя были доброжелательно настроены к ученикам. Директор спецшколы и его заместитель придумывали разные способы, чтобы унизить детей. Например, на сумке, в которой ребята носили сменную обувь, было написано название школы. Все прохожие видели, что перед ними учащиеся школы для слабоумных.

Географ оказывал большое влияние на героя. Мальчик стремился к тому, чтобы быть таким же честным, как Норвегов. Отец-прокурор был не в восторге от такого общения своего необычного сына. Отцу не нравились книги, которые учитель советовал читать ученикам.

Директор школы и его заместитель способствовали увольнению учителя географии. На последнем уроке географ сказал, что ему жаль покидать своих замечательных учеников и учениц. На прощание он рассказал детям притчу о плотнике, живущем в пустыне. Этот человек хотел работать, но не имел досок. Ему пообещали дать нужный материал, но при одном условии: надо было вбить гвозди в руки другому человеку. Чтобы не умереть от безделья, плотник согласился.

Норвегов после потери работы жил не долго. Мальчику жалко было своего любимого учителя. Он даже пытался протестовать против сложившихся правил в учебном заведении. Ему сразу же пригрозили лечебницей для психов.

После окончания школы парень попадает в настоящую жизнь. Ему необходимо где-то работать. Сначала сына к себе в прокуратуру берет отец. Парень точит ему карандаши. После этого герой успел потрудиться дворником, кондуктором, сцепщиком вагонов, контролером и перевозчиком.

В конце повествования герой выходит на улицу и оказывается в толпе людей. Так он превращается в обычного прохожего.

Читать краткое содержание Соколов - Школа для дураков. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Соколов - Школа для дураков

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Ипполит, приказчик богатого купца Ахова тихонько ходит вокруг дома, заглядывая в окна. Агния, дочь обедневшей купчихи Кругловой нетерпеливо просит его войти. Ипполит оглядывается по сторонам, не услышит ли его мать Агнии, и признаётся девушке в любви.

В один прекрасный день Лебедь, Рак и Щука решили вместе перевезти тележку с поклажей. Запряглись в воз они все трое, и давай тянуть со всей силы. К их большому сожалению, телега никак не могли сдвинуть с места

Мальчик по имени Денис учится в первом классе. Он является прилежным учеником и любит поиграть с одноклассниками. Денис заметил, что все мальчики из параллельных классов играют с пистолетами-пугачами. Ученики не расставались с любимыми игрушками

Однажды застал дождь Муравья на полянке. Смотрит Муравей, а неподалеку стоит маленький Гриб, он под его шляпкой и спрятался. Вот стоит, а дождь не унимается. Идет к нему еле живая и вся мокрая Бабочка и просится под Грибок

В данном произведении повествуется о купце Афанасии Никитине, который покидает свою родину - Рязань и выдвигается в земли Ширванские. Он взял с собой в дорогу путевые грамоты, которые ему дал князь Твери Михаил Борисович и архиепископ Геннадий

Роман, открывший для русской прозы новые пути. Лишённый сюжета и внятной структуры, написанный от лица мальчика с раздвоением личности — и полный удивления перед многообразием мира и возможностями русского языка.

комментарии: Юрий Сапрыкин

О чём эта книга?

Из архива Татьяны Ретивовой

Когда она написана?

Человек не может исчезнуть моментально и полностью, прежде он превращается в нечто отличное от себя по форме и по сути, — например, в вальс, в отдалённый, звучащий чуть слышно вечерний вальс, то есть исчезает частично, а уж потом исчезает полностью

Как она написана?

Из архива Татьяны Ретивовой

Что на неё повлияло?

Как она была опубликована?


Ещё 10 текстов, с которых начинается русский постмодернизм

Что было дальше?

Никто не в состоянии выучить: шум дождя, аромат маттиолы, предчувствие небытия, полёт шмеля, броуновское движение и многое прочее. Всё это можно изучить, но в ы у ч и т ь — никогда

Как особенности личности рассказчика влияют на язык романа?

Блог Евгения Соколова

Как движется время в романе?

Живите по ветру, молодёжь, побольше комплиментов дамам, больше музыки, улыбок, лодочных прогулок, домов отдыха, рыцарских турниров, дуэлей, шахматных матчей, дыхательных упражнений и прочей чепухи

Саша Соколов, один из великих русских писателей последних десятилетий, написал роман “Школа для дураков” в 1973 году.

Географ Павел Петрович Норвегов – любимый его учитель. Он живёт недалеко от главного героя. По своему духу очень близок к духовному миру мальчика. Он любит свободу и справедливость, не любит условности.

В спецшколе, где учится главный герой, вводят школьное правило. Все ученики должны носить тапочки в таком мешке, на котором написано, что они относятся к слабоумным детям. Директор, который ввёл эту унизительную систему, увольняет учителя географии. Мальчик старается протестовать, но система сильнее его. Ему грозят, что отправят его в больницу.

Павел Петрович прощается на последнем уроке со своими учениками. Учитель рассказывает детям историю о плотнике, который мечтал строить в пустыни. У него не было никакого материала. Плотнику пообещали принести всё необходимое для строительства, но он должен был вбить гвозди в руки человека, распятого на кресте. Не представляя свою жизнь без любимой работы, плотник решается вбить эти гвозди. Позже он сознаёт, что вбив их, плотник распял самого себя.

Любимый учитель географии Павел Петрович умирает. Его хоронят в нелюбимой солидной одежде. Герой хочет быть похожим на своего учителя. Когда он заканчивает школу, ему приходится войти во взрослую жизнь, которая так и кипит от рвения к власти, карьере, материальному благосостоянию. Где бы он ни работал, он оставался правдолюбцем как его любимый учитель. Автор прерывает речь героя, подчёркивая, что выходя на улицу, мы часто сливаемся в толпе прохожих. Система подавляет любую творческую личность.

Роман учит отстаивать своё мнение, сохранять творческую индивидуальность, ценить красоту, добро и свободу выбора.

Читайте также: