Самостоятельные игры для детей 4 5 лет в детском саду картотека с целями

Обновлено: 02.07.2024

Цель: развитие внимания логики, умения объединять предметы в группы и подбирать обобщающие слова.

Ход игры

Ведущий (взрослый) читает по очереди игрокам по четыре слова. Дети определяют, какое слово лишнее. При этом они должны объяснить, почему они так думают. Можно усложнить игру и попросить детей называть каждую группу предметов одним словом. Если дети затрудняются, то ведущий должен им помочь подобрать название для группы.

В эту игру можно играть не только с существительными, но и с прилагательными, и с глаголами: в ряду синонимов нужно назвать один антоним. В этом случае не нужно подбирать обобщающие слова. Перед началом игры следует объяснить детям, что в русском языке есть слова, схожие по значению.

Слова для первого варианта игры:

Огурец, помидор, лук, яблоко — овощи

Юбка, платье, шапка, рубашка — одежда

Берёза, дуб, сосна, земляника — деревья

Стол, стул, кровать, дверь, кресло — мебель

Кастрюля, тарелка, чайник, чемодан — посуда

Слова для второго варианта игры:

Красивый, прекрасный, симпатичный, страшный

Храбрый, злой, смелый, отважный

Улыбаться, смеяться, хохотать, плакать

Ароматный, душистый, благоухающий, вонючий

Цель: развитие речи, внимания, расширение кругозора.

Цель: развитие навыков счёта и внимания.

Ведущий (взрослый) считает до 10. При этом он умышленно пропускает некоторые числа. Игроки должны назвать ошибки ведущего.

Выигрывает тот, кто нашёл больше ошибок.

Цель: развитие внимания и памяти.

Вам понадобятся игрушки, если вы будете играть в магазин игрушек, или продукты, если ваш магазин будет продовольственным, и т. д. Ведущий (взрослый) отправляет детей по очереди в магазин и просит купить несколько определённых предметов. Лучше всего начинать с одного-двух предметов, в дальнейшем количество предметов можно увеличить. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Цель: развитие внимания, мелкой моторики, работа с графическими образами цифр.

Тот, кто первым сделает это, становится победителем.

Цель: развитие внимания и творческого мышления.

Ведущий (взрослый) читает детям сказку, которую им предстоит озвучить. Затем он вместе с детьми обговаривает, какие звуки в каком месте сказки должны звучать. Затем несколько раз с малышами отрабатывает фрагменты, в которых идёт озвучка. И только потом ведущий читает сказку полностью, а дети озвучивают её в нужных местах.

Мышонок-огородник

(Сказка для озвучивания)

В норке за сараем жил маленький мышонок. Он очень мечтал вырастить большой-пребольшой урожай гороха и поэтому с нетерпением ждал, когда же наступит весна.

Он ждал её долгими зимними вечерами. Тогда, когда за окном завывал ветер. (Дети дуют в стеклянную бутылку). И тогда, когда за окошком тихо кружились снежинки. (Дети медленно ударяют карандашом или ручкой по стеклянному бокалу или по металлофону).

Однажды утром мышонок проснулся и услышал звон капели. (Дети стучат карандашом по стеклянной бутылке). Он быстро откинул одеяло и подбежал к окну. (Дети стучат ладошками по крышке стола). Сосульки под крышей сарая стали таять. Пришла весна.

Мышонок отправился в свою кладовочку, чтобы проверить семена гороха.

Он просмотрел все семена, перебирая и пересыпая их из корзинки в корзинку. (Дети пересыпают горох из миски в миску).

Когда солнышко прогрело землю, мышонок отправился в огород. (Дети стучат ладошками по крышке стола). Он подготовил грядки и посеял горох. (Дети пересыпают горох из миски в миску).

Вскоре появились первые листочки. Мышонок ухаживал за ними. Дождик поливал молодой горошек (Дети быстро стучат пальчиками по крышке стола), а солнышко давало силу.

Вскоре на горошке появились стручки, которые росли, росли и стали совсем огромными. Пришло время собирать урожай. Мышонок собрал стручки, а потом стал их вскрывать. (Дети рвут ЛИСТЫ бумаги). Стручок за стручком, стручок за стручком. Горошины он ссыпал в корзины. (Дети пересыпают горох из миски в миску).

Гороха было очень-очень много. Мышонок угостил горохом всех своих друзей. Так сбылась его мечта.

Цель: закрепление знания цветов, расширение кругозора.

Ход игры

Ведущий (взрослый) задаёт детям определённый цвет, например, жёлтый. Дети по очереди называют предметы жёлто го цвета.

Если ребёнок затрудняется придумать предмет, то он может показать какой-нибудь предмет этого цвета в комнате или на улице. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Примерные предметы жёлтого цвета:

Цель: развитие речи, фантазии, расширение кругозора.

Ведущий (взрослый) произносит начало предложений, а дети игроки по очереди придумывают их продолжение.

Мама испекла . (пироги и ватрушки).

В вазе стояли . (розы и гвоздики)

Цель: развитие внимания и логики.

Ведущий (взрослый) бросает мяч одному из игроков и произносит какое-либо слово (арбуз, булочка, зонтик и т. д.) Игрок должен поймать мяч, если ведущий произнёс слово, обозначающее съедобный предмет, или отбросить мяч, если предмет несъедобный. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Цель: развитие моторики, фантазии и внимания.

Цель: развитие внимания.

Цель: развитие внимания.

Цель: развитие внимания, координации движений.

Цель: развитие внимания, координации движений.

Цель: развитие логики, расширение кругозора.

Ход игры

Ведущий (взрослый) называет предметы, а игроки по очереди отвечают, во что эти предметы могут превращаться, кем или чем могут стать.

Примерные пары слов:

Цель: развитие логики, расширение кругозора.

Ход игры

Ведущий (взрослый) называет несколько слов (желательно прилагательных), описывающих какое-нибудь животное. Задача игроков: как можно быстрее угадать, о ком идёт речь. Побеждает тот, кто угадает большее количество животных.

Примерное описание животных:

Длинная, безногая, ядовитая, пёстрая — змея

Серый, злой, зубастый, голодный — волк

Маленький, трудолюбивый, колючий — ёжик

Пушистая, рыжая, проворная, хитрая — лиса

Большой, неуклюжий, бурый, косолапый — медведь

Маленький, серенький, трусливый, длинный — заяц

Ведущий (взрослый) по очереди бросает игрокам мяч и говорит начало предложения. Игрок должен закончить предложение и бросить мяч обратно ведущему.

Примерные варианты предложений:

У лисы длинный хвост, а у зайца.

Мы смотрим глазами, а слушаем .

Картошка — овощ, а яблоко —.

Птицы летают, а рыбы .

Кошки мяукают, а собаки …

Зимой холодно, а летом .

Днём светло, а ночью .

Апельсин сладкий, а лимон .

Слон большой, а мышка .

Цель: развитие внимания, логики, расширение кругозора.

Ходи игры

Примерные слова для времён года:

Зима: снег, иней, вьюга, бабочки, снежинки, комары, Новый год, ёлка, Дед Мороз, жара, пурга, снеговик, позёмка, лёд, подснежники, снегопад, варежки, радуга;

Лето: грибы, ягоды, цветы, капель, дождик, пляж, жара, листопад, бабочки, пчёлы, радуга, подснежники, солнце, загар, панамка, шуба, купальник, Снегурочка;

Весна: почки, листопад, подснежники, Новый год, капель, ледоход, сирень, скворечники, проталинки, мать-и-мачеха, земляника, 8 Марта, скворцы;

Осень: урожай, листопад, панама, школа, ландыши, дождь, 1 сентября, уборочная, снеговик, зонт, пальто, шорты, астры, хризантемы, одуванчики.

Цель: развитие речи, логики, расширение кругозора.

Ход игры

Ведущий (взрослый) произносит слова, в числе которых есть названия профессий. Услышав слово, обозначающее профессию, игроки должны поднять вверх руки.

Примерный список слов:

Лентяй, ящерица, сестра, трудяга, родитель, повар, брат, дедушка, бабушка, водитель, двоечник, садовник, парикмахер, зритель, медведь, учитель, слушатель, студент, пациент, школьник, ребёнок, врач, кондуктор, пеликан, заяц, мартышка, столяр, пассажир, дирижёр, артист, пекарь, неряха, бездельник, отличник, кондитер, продавец, смельчак, толстяк, капитан, мама, милиционер, ворона, дворник, плотник, чайник, дрессировщик, самосвал, строитель, читатель.

Цель: развитие речи, логики, внимания, расширение кругозора.

Ход игры

Корабль — моряки, капитаны, пассажиры

Музей — экскурсоводы, посетители

Стадион — спортсмены, болельщики

Столовая — повара, посетители

Поезд — машинисты, пассажиры

Театр — зрители, актёры

Больница — врачи, пациенты

Завод — рабочие, инженеры

Школа — ученики, учителя

Цель: развитие координации движений.

Ход игры

При этом ведущий с детьми произносят такой текст:

На болоте живут лягушата!

Ква-ква-ква! Озорные ребята!

Они прыгают с кочки на кочку!

Собирают для мамы цветочки!

Побеждает самый ловкий.

Цель: развитие координации движений и внимания.

Ход игры

Ведущий (взрослый) идёт впереди, дети идут за ним, приговаривая:

По лесной тропинке

Мы с тобой идём.

Мы с тобой поём.

По лесной тропинке

Мы с тобой идём!

Цель: развитие координации движений.

Ход игры

Ведущий:

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли мышки погулять.

Вдруг кот Васька из-за двери:

— Ой, глазам своим не верю.

Я не трону, не обижу!

Мышкам с Васей не дружить.

Нам играть — тебе водить.

Ведущий и игроки, образующие крут, произносят такой текст:

Ах, как мыши надоели!

Всё в кладовке нашей съели.

Съели сало, съели кашу

И конфеты съели наши!

Мы поставим мышеловки!

Цель: развитие координации движений.

Ход игры

Ведущий произносит текст:

Раз, два, три, четыре, пять

Хотят птички погулять.

Но совсем немножко

Боятся птички кошку.

Чик-чирик! Мы птички!

Прямо под окошком.

Ой! Проснулась кошка!

Цель: развитие навыков порядкового счёта, внимания и координации движений.

Ход игры

Рыбаки ловили рыбу

На реке, на реке.

Расставляли они сети

На реке, на реке.

Тянут, тянут они сети

На реке, на реке.

Только, видно, рыбы нету

В той реке, в той реке.

Рыбка, рыбка, выходи!

С этими словами игрок, в ладошках которого оказалась рыбка, должен быстро выбежать из крута.

Цель: развитие внимания и координации движений.

Ведущий (взрослый) при помощи считалочки выбирает водящего. Остальные игроки встают в крут, лицом к центру круга. Водящий бегает или ходит за пределами круга с платочком в руке. Он должен незаметно положить платочек у кого-нибудь за спиной и продолжить движение по кругу. Если водящий успевает пройти круг, пока игрок не заметит платочек у себя за спиной, то игрок считается проигравшим. Если игрок замечает платочек, то он должен поднять его, а затем постараться догнать водящего. Если игроку удаётся его догнать, то он сам становится водящим.

Цель: развитие речи, расширение кругозора.

Цель: развитие речи.

Ход игры

Ведущий (взрослый) по очереди бросает игрокам мяч и называет животных. Игрок должен поймать мяч, назвать детёныша этого животного и бросить мяч обратно. Если игрок ошибается — выбывает из игры.

Цель: развитие внимания, расширение кругозора.

Ведущий (взрослый) произносит названия каких-нибудь предметов, животных, птиц и на каждое слово поднимает руки вверх. А игроки должны поднимать руки лишь тогда, когда ведущий произносит название того, что может летать (самолёт, воздушный шар, воробей и т. д.) Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный игрок.

Цель: развитие логики, мелкой моторики и внимания.

Ведущий (взрослый) предлагает двум игрокам разложить на две кучки пуговицы по определённому принципу. Например, разделить пуговицы по цветам, по форме или по количеству дырочек (2 или 4). Выигрывает тот, кто выполнит задание правильно и быстро.

Цель: развитие умения различать части предметов, развитие речи.

Ход игры

Ведущий (взрослый) вместе с игроками произносит такой текст:

В старом чулане

Далее ведущий называет предмет, а игрок, на которого он указывает, должен сказать, какой детали может не хватать у этого предмета.

Стоя — без ножки

Чайник — без носика

Чемодан — без ручки

Стул — без спинки

Платье — без кармана

Шкаф — без дверцы

Сапоги — без подошвы

Пианино — без клавиш

Книга — без обложки

Пальто — без рукавов

Кастрюля — без крышки

Велосипед — без педалей

Компьютер — без мышки

Пенал — без карандашей

Картина — без рамы

Телефон — без трубки

Пылесос — без шланга

Плеер — без наушников

Самовар — без краника

Цель: развитие логики, внимания, расширение кругозора.

Ведущий (взрослый) произносит различные высказывания. Среди них могут быть правильные и неправильные. Если высказывание правильное, то дети должны хлопнуть в ладоши, а если неправильное — топнуть ногами.

Цель: развитие памяти и логики.

Ход игры

Для проведения этой игры понадобятся 5—6 игрушек. Ведущий (взрослый) произносит такой текст:

При этом ведущий выстраивает игрушки друг за другом.

Ведущий разрушает выстроенную им очередь.

Ведущий выбирает игрока, который должен по памяти восстановить очередь из игрушек.

Новый год наступает зимой.

Летом всегда идёт снег.

Картошку обычно едят сырой.

1 сентября ученики идут в школу.

Цель: развитие внимания и логики.

Цель: развитие речи, логики, внимания, расширение кругозора.

Ход игры

Игроки становятся в линию на старт. Через девять шагов от них — финиш. Каждому игроку по очереди ведущий (взрослый) задаёт вопрос. Отвечая на этот вопрос, игрок может сделать не более трёх шагов. На каждый шаг он должен дать по три варианта ответа на поставленный вопрос.

Кто дойдёт до финиша первым, тот выиграл.

Что можно купить?

Платье, костюм, брюки — 1 шаг

Хлеб, молоко, конфеты — 2 шаг

Цветы, ведро, горшок — 3 шаг

Что можно варить?

Картошку, свёклу, морковь — 1 шаг

Курицу, мясо, рыбу — 2 шаг

Суп, компот, кашу — 3 шаг

Что можно читать?

Чем можно рисовать?

Что может летать?

Что может плавать?

Что может прыгать?

Что может быть сладким?

Что полезно кушать?

Цель: развитие координации движений.

Цель: развитие координации движений.

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, развитие логики, внимания и координации движений.

Ход игры

С детьми постарше тоже можно играть в эту игру. Если они легко ориентируются по плану местности, то можно расширить его и нарисовать, например, план квартиры, дома, улицы, дачного участка и т.д.

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания и координации движений.

Ход игры

Ведущий (взрослый) перед началом игры объясняет детям, что такое флюгер: он показывает направление ветра.

Цель: развитие внимания, умения согласовывать слова.

Ход игры

Ведущий (взрослый) произносит такой текст:

Нынче нам не до игры.

Мы сегодня — маляры.

Мы покрасим, спору нет,

Всё сейчас в зелёный цвет.

Цвет может быть выбран любой, по желанию ведущего. Далее он называет имена существительные, чередуя между собой существительные мужского, женского и среднего рода, а также существительные во множественном числе. Дети в ответ должны называть прилагательные, обозначающие цвет, согласовывая их с именами существительными.

Цель: развитие внимания, закрепление знания основных цветов.

Ведущий (взрослый) рассаживает игроков в круг. Дети держат ладошки перед собой лодочкой. Ведущий в своих ладошках держит маленькие шарики или жетоны красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового цветов. Он несколько раз проходит по кругу, проводя своими ладошками между ладошек детей и незаметно кладёт семи игрокам шарики. Если игроков меньше семи, то можно раздавать детям по два шарика. При этом ведущий произносит текст:

Над рекой повисло

С последними словами те дети, у кого в ладошках есть цветные шарики или жетоны, выходят из круга. Из своих предметов они вместе выкладывают радугу, т. е. располагают предметы по цветам в той последовательности, в какой они идут в радуге. Остальные дети смотрят, правильно ли выстроилась радуга.

Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.

Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

Цель: развивать концентрацию внимания, память.

Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).

Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Цель: развивать ассоциативное мышление, память.

Цель: учить запоминать признаки и свойства предмета.

Игровой материал и наглядные пособия: знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).

Описание: дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.

Цель: способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).

Описание: воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.

Игровой материал и наглядные пособия: листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.

Описание: наклеить на картон шесть картинок в два ряда : три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.

Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо - овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

Цель: развивать ассоциативное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предмета.

Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

Игры для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста

Цель: развивать зрительное внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Цели: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание: воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

Цель: развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: небольшой текст (из газеты или журнала, ручка.

Цель: развивать наблюдательность.

Описание: играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Цель: развивать внимание, память.

Описание: воспитатель произносит разные фразы - верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед - это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

Цель: развивать внимание, пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

Цель: развивать концентрацию внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.

Описание: ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).

Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет

Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным.

Цели: учить анализировать; развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки.

Цель: развивать воображение, навыки анализа.

Игровой материал и наглядные пособия: коробка (сумка); любая съедобная (несъедобная) вещь, которая помещается в коробку (сумку).

Описание: предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.

Цель: развивать внимание, воображение.

Описание: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.

- Кем был старичок? (Мальчиком.)

- Чем было дерево? (Ростком.)

- Чем был Буратино? (Поленом.)

Описание: назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи. Например: дом - подушка, котлета - кастрюля, сердце - кошка, рыба - река, сахар - чай и т. д. Затем поменяться ролями - пусть ребенок назовет пару слов.

Цель: развивать логическое мышление, быстроту реакции.

Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.

Описание: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.

• Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)

• Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)

• Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)

• Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)

• Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)

Цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета.

Описание: воспитатель вынимает картинки и показывает их детям, затем говорит, что если расположить их по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно положить, нужно догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все кончилось. После выкладывания картинок воспитатель просит детей отогнуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась неправильной, значит, картинки расположены неверно, надо исправлять работу. После выполнения задания можно предложить детям пересказать полученный сюжет.

Игры на развитие речи у детей дошкольников 4-5 лет

Цель: учить активно описывать признаки предметов.

Описание: предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, - квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.

Цель: развивать слух, способность к распознаванию речевых и неречевых звуков.

Игровой материал и наглядные пособия: музыкальные инструменты (дудочки, барабан, трещотки, бубен, фольга, бумага, книга.

Описание: воспитатель сажает ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или чем производили гот или иной звук. Начать целесообразно с простого - с музыкальных инструментов, а затем переходить к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.

Цель: тренировать фонетическую память (воспринимать, произносить, различать звуки).

Описание: предложить ребенку показать, как разговаривает корова, как разговаривает ее детеныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.

Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями различных предметов.

Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.

Описание: две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.

Задается тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.

Цель: закреплять навыки владения предлогами.

Игровой материал и наглядные пособия: одноразовая картонная тарелка, кубик.

Цели: помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.

Описание: объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:

• Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный.)

• Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная.)

• Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый.)

• Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги.)

Цель: расширять словарный запас.

Описание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.

Цель: учить ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Игра с картинками в книжке или журнале.

Цели: закрепить знание алфавита; учить словообразованию; развивать внимание, сосредоточенность.

Игровой материал и наглядные пособия: книга с картинками (детский журнал, карандаш.

Описание: вместе с ребенком выбрать любую букву, проговорить ее несколько раз, вспомнить, какие слова на эту букву он знает. Затем предложить ребенку найти и обвести эту букву по всей книжной странице. После этого совместно с ребенком подсчитать количество найденных букв.

Цели: учить детей составлять слова из предложенных букв; развивать навык чтения.

Описание: вместе с ребенком нарисовать на плотном картоне домик или паровозик с вагончиками, ракету или корабль, самолет. В окошко вставить карточки с буквами. Ребенок должен угадать, какие слова живут в этом домике. Пример:

• A, Л, И, С, Е, О - лиса, лес, осел.

• К, И, Н, О, Т, С, Л - кот, кит, слон, кино.

Использование рекламных журналов для изготовления развивающих игр для детей дошкольного возраста

Использование рекламных журналов для изготовления развивающих игр для детей дошкольного возраста При посещении гипермаркетов я беру рекламные журналы. В них можно найти информацию о проходящих в это время акциях, скидках, распродажах.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ Коррекционно – развивающая работа проводится по двум блокам: Содержание первого блока направлено на познавательное и речевое развитие в.

О сборнике развивающих игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов

О сборнике развивающих игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов Поиграем?Прошло три года с тех пор, как ко мне обратилась Вера Калужина с просьбой помочь ей стихотворно оформить образ Алисы из многими.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.


Дидактические игры для детей 4-5 лет представлены в этой статье.

Дидактические игры для детей 4-5 лет

Дидактические игры для детей 4-5 лет: картотека игр для средней группы с целями.

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

ВНИМАНИЕ! ЗАПИСЬ НА КУРСЫ! ИДЕТ НАБОР!

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.
Педагог: Кто живёт в дупле?
Дети: Белка.
Педагог: Кто живёт в скворечнике?
Дети: Скворцы.
Педагог: Кто живёт в гнезде?
Дети: Птицы.
Педагог: Кто живёт в будке?
Дети: Собака.
Педагог: Кто живёт в улье?
Дети: Пчёлы
Педагог: Кто живёт в норе?
Дети: Лиса.
Педагог: Кто живёт в логове?
Дети: Волк.
Педагог: Кто живёт в берлоге?
Дети: Медведь.

Вариант 2.
Педагог: Где живёт медведь?
Дети: В берлоге.
Педагог: Где живёт волк?
Дети: В логове.

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Рукавички из меха-меховые
Таз из меди-медный
Ваза из хрусталя-хрустальная
Рукавички из шерсти-шерстяные

Цель: ориентировка в пространстве.

Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

дидактические игры для детей 4-5 лет

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом
Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком
Шкаф – доской
Корова – телёнком
Велосипед – железом
Дуб – жёлудем
Рубашка – тканью
Рыба – икринкой
Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичём
Лягушка – головастиком
Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей
Взрослый – ребёнком

***

Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус.

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

дидактические игры для детей 4-5 лет

— Красный — мак, огонь, флаг
Оранжевый — апельсин, морковь, заря
Жёлтый — цыплёнок, солнце, репа
Зелёный — огурец, трава, лес
Голубой -небо, лёд, незабудки
Синий — колокольчик, море, небо
Фиолетовый — слива, сирень, сумерки

***

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
У верблюда – верблюжья

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон.

Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример:
Стол – столы
Стул – стулья
Гора – горы
Лист – листья
Дом – дома
Носок – носки
Глаз – глаза
Кусок – куски
День – дни
Прыжок – прыжки
Сон – сны
Гусёнок – гусята
Лоб – лбы
Тигрёнок – тигрята

Цель: активизация глагольного словаря.

Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

дидактические игры для детей 4-5 лет

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

***

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Ход: педагог называет слово, дети называют однокоренные слова.

Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Ход:
Вариант 1. педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

дидактические игры для детей 4-5 лет

Огурец, помидор — Овощи.

***



Картотека пальчиковых игр о ЗИМЕ


Картотека по психогимнастике


Картотека сюжетно - ролевых игр для дошкольников


Картотека хороводных игр в младшем группе детского сада


Картотека дидактических игр по познавательному развитию


Картотека проблемных ситуаций по лексическим темам в подготовительной к школе группе


Картотека дидактических игр на тему "Безопасность в быту"


Картотека игр по теме "Здоровье и безопасность человека"


Картотека игр по правилам дорожного движения


Картотека зимних подвижных игр для детей дошкольного возраста


Картотека музыкально - дидактических игр в подготовительной к школе группе


Картотека подвижных игр для детей 2-3 лет


Картотека "Самомассаж для детей 5-7 лет"


Картотека дидактических игр в подготовительной группе "Знакомство с национальной культурой"


Картотека игр по патриотическому воспитанию


Картотека малоподвижных игр


Картотека игр по речевому развитию


Картотека считалок для детей старшего дошкольного возраста


Картотека эстафет и аттракционов для физкультурных праздников и досугов

Читайте также: