Арт терапия адаптация к школе

Обновлено: 04.07.2024

В статье поднимается проблема использования новых психологических технологий в деятельности психолога по психолого-педагогическому сопровождению первоклассников на этапе их адаптации к школьному обучению. Психолого-педагогическое сопровождение решает очень важные задачи по профилактике, предупреждению и коррекции многих психических явлений, которые особенно актуализируются в период адаптации. Особое внимание в статье уделяется использованию арт-терапевтических технологий и методов в столь разработанной в теоретическом плане проблемы адаптации ребенка в школе. Арт-терапевтическая работа в период адаптации способствует развитию у учащихся навыков решения проблем в различных ситуациях, межличностной компетентности, коммуникативных навыков, творческого потенциала. Проведенное исследование доказывает эффективность арт-терапевтических методов и техник по коррекции и развитию психоэмоциональной сферы ребёнка в период адаптации к школьному обучению.

Ключевые слова: арт-терапия, арт-терапевтические методы и приемы, адаптация, психолого-педагогическая поддержка.

Barilyak I.A.

ORCID:0000-0001-5260-1519, PhD in Psychology, Tver state University

ART THERAPEUTIC TECHNIQUES PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT THE PROCESS OF ADAPTATION OF FIRST-GRADERS TO SCHOOL

Abstract

The article deals with the problem of use of new psychological technologies on psycho-pedagogical support of first-graders at the stage of adaptation to the conditions of schooling. Psycho- pedagogical support solves a very important task of prevention and correction of many psychic phenomena, which are particularly aggravated in the period of adaptation. Special attention is paid to the use of art therapy techniques and methods rather than to theoretical aspects of the child’s adaptation to school. Art-therapeutic work in the period of adaptation favours to the development of students’ ability of solving problems in various situations as well as to interpersonal competence, communication skills, creativity. This research demonstrates the efficiency of the art therapy methods and techniques for correction and development of the mental sphere of the child during the period of school adaptation.

Keywords: art therapy, art therapeutic methods and techniques, adaptation, psycho-pedagogical support.

Перечисленные способности, безусловно, формируются на протяжении всего обучения в школьном образовательном учреждении. Работа по их формированию и развитию должна осуществляться уже на этапе начальной ступени школьного обучения. В нашей работе мы рассмотрим новые формы и методы в работе психолога при организации психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации младших школьников.

Первоклассники, сталкиваясь с новой деятельностью и новой социальной ситуацией с первых дней должны осознать самостоятельность и ответственность и постепенно добиваться небольших успехов в школе и за её пределами.

Психолого-педагогическое сопровождение на современном этапе становится неотъемлемой частью жизни личности обучающегося. Данный вид сопровождения детей осуществляется с целью повышения качества жизни, выявления условий для их благоприятного развития. Сегодня психологическая культура, подразумевающая под собой заботу о психическом здоровье, находится не на том должном уровне, при котором личность может разрешать проблемы, выходить из сложных кризисных ситуаций при поддержке специалиста по психологии.

Психолого-педагогическое сопровождение решает задачи по профилактике, предупреждению и коррекции психических проявлений в когнитивной сфере (особенности формирования познавательных психических процессов, развитие познавательных способностей, выявление нарушений в познавательной сфере и др.), в эмоционально-волевой сфере (тревожность, беспокойство, нерешительность, отсутствие цели, безынициативность и т.д.), а также в социально-коммуникативной сфере и в развитии индивидуально-личностных особенностей обучающихся.

Как нами было отмечено в наших ранних публикациях, одними из самых интересных и эффективных форм деятельности, которые используются в образовательных учреждениях, выступают игра и творчество, и показана роль изобразительной деятельности на этапах дошкольного и младшего школьного возраста, которая бесспорно, велика [1].

С точки зрения психологии, творческая деятельность решает серьёзные задачи возрастного этапа по развитию:

  • творческого мышления и воображения;
  • коммуникативных умений;
  • рефлексивных умений;
  • эмоционально-чувственной сферы;
  • способностей к самоанализу и др.

Изобразительная деятельность позволяет ребёнку усваивать и расширять свой опыт, перерабатывать свои жизненные представления.

На современном этапе имеется достаточное количество публикаций, которые освещают использование арт-терапии в образовательных учреждениях за рубежом. Арт-терапия за рубежом имеет высокий уровень развития, т.к. именно в учреждениях образования и медицины США и Европы накоплен достаточный опыт использования её методов. В нашей стране методы арт-терапии не так часто используются в психолого-педагогической практике. Арт-терапия имеет широкие возможности при психолого-педагогическом сопровождении обучающихся (рисунок 1).

20-12-2016-17-20-00

Рис. 1 – Возможности арт-терапии в образовательной среде

Отечественные психологи и педагоги, выделяя период вхождения ребенка в школьную жизнь, обращают внимание, прежде всего, на такие аспекты его развития:

  1. развитие системы отношений ребёнка с миром и с самим собой
  2. формирование базовых учебных установок
  3. формирование учебной мотивации
  4. развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
  5. развитие когнитивных функций
  6. формирование новой социальной позиции

Так, Битянова М.Р. и др. считают, что комфортное состояние ребёнка обеспечивается способностью высвобождения у него интеллектуальных, личностных и физических ресурсов. Это обуславливается, прежде всего, учётом индивидуальных психологических особенностей учащегося, создание соответствующих условий для формирования у него навыков и механизмов, необходимых для обучения и развития. [2, С.22].

Показаниями для арт-терапии в период адаптации могут выступать:

  • трудности вхождения в новую социальную ситуацию;
  • трудности в обучении;
  • высокая конфликтность;
  • эмоциональные и поведенческие проблемы (страхи, негативизм, гиперактивность, агрессивность, тревожность, замкнутость и т.д.)

Хочется отметить, что дезадаптации могут проявляться не только в отношении тех проблем, которые мы указали выше и которые выступают показаниями для арт-терапевтической работы. Очень много детей, которые на первый взгляд, справляются и внешне достаточно успешно проявляют себя, при этом тратят колоссальные усилия над решением учебных и внеучебных ситуаций. Ребёнок истощается не только физически, но и психологически. Такое психологическое напряжение, сохраняющееся длительное время, может иметь и соматическую природу проблем. Фактически ребёнок пытается проявить себя на фоне низких психологических ресурсов. Указанные причины также могут лежать в основе показаний для проведения арт-терапевтических процедур.

Разработанная нами арт-терапевтическая программа по развитию психологических особенностей доказала свою эффективность. Арт-терапевтические формы включают в себя изобразительную деятельность и элементы музыкальной и танцедвигательной деятельности.

Особую роль мы отводим спонтанному рисованию, которое положительно сказывается на когнитивном развитии, развитии мелкой и крупной моторики. А как мы указывали ранее, недоразвитие этих функций существенно осложняют процесс приспособления к новым условиям образовательной среды.

Арт-терапия как метод и форму в деятельности психолога по сопровождению адаптации ребёнка к школьному обучению можно отнести к здоровьесберегающей технологии и может быть использована педагогами-психологами благодаря своим широким возможностям и универсальности.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад педагога-психолога Молчановой Г.Н.

на РМО педагогов-психологов в октябре 2020 г.

Тема: Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей в период адаптации к школьному обучению.


I. Психологическое здоровье – состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.

Психологическое здоровье ребенка – это важнейший элемент его общего здоровья. Оно непосредственно воздействует на его эмоциональную сферу, мыслительные процессы, восприятие мира и собственной личности.

Какие критерии определяют уровень психологического здоровья?

1. Позитивное настроение.

2. Стремление улучшить качество главных видов деятельности.

3. Благополучное разрешение проблем, связанных с возрастными кризисами.

4. Успешное выполнение социальной роли.

5. Хороший уровень адаптации в социуме.

6. Душевный комфорт ребенка.

7. Адекватное социальное поведение ребенка.

8. Понимание себя и окружающих людей.

9. Реализация способностей в разнообразных сферах жизни.

10. Ответственность за свой выбор.

Родители, создавая благоприятную среду для жизни ребенка, принимая активное участие в его воспитании и развитии, сохраняют у него здоровую психику и нормальное эмоциональное развитие.

Способы формирования нормального психологического здоровья детей

1. Развитие активности ребенка – двигательной, познавательной, коммуникативной.

2. Способствование накоплению навыков самостоятельного преодоления жизненных трудностей.

3. Побуждение ребенка к познанию самого себя, своих особенностей, возможностей, причин и последствий поведения.

4. Создание благоприятной среды для развития ребенка.

Памятка для родителей

1. Общайтесь с ребенком на все темы, которые его интересуют.

2. Старайтесь следить за эмоциональным состоянием ребенка.

3. Узнавайте как можно больше о личности ребенка.

4. Не ставьте перед ребенком невыполнимые задачи.

5. Не критикуйте ребенка и не высказывайтесь о нем резко.

6. Обеспечьте ребенку достаточное количество времени для отдыха. Приучите ребенка к режиму дня (приложение 1).

7. Чаще радуйте ребенка.

8. Не допускайте ссор и скандалов при ребенке.

9. Будьте доброжелательными родителями.

10. Сохраняйте максимальное спокойствие в общении с ребенком.

11. Если вы заметили у ребенка признаки агрессивности, плохой сон и утомляемость, то ограничьте время просмотра телевизора и занятий за компьютером.

Степени детского психологического здоровья

1) Креативный – ребенок прекрасно адаптируется в окружающей среде, умеет бороться со стрессами, творчески относится к жизни. Такие дети не нуждаются в психологической помощи;

2) Адаптивный – ребенок хорошо адаптируется к социуму, но для него характерна повышенная тревожность;

3) Дезадаптивный – ребенок стремится приспособиться к окружающему миру, жертвуя своими способностями, возможностями и желаниями или подчиняя к себе окружающих. Такие дети нуждаются в психологической помощи.

II. Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам.

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов, приспособление ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Можно выделить несколько основных форм школьной дезадаптации:

Первая форма – несформированность элементов и навыков учебной деятельности. Первичным следствием этого является падение успеваемости. Причиной несформированности учебной деятельности могут быть как индивидуальные особенности интеллектуального развития ребенка, так и педагогическая запущенность, невнимательное отношение родителей и учителей к тому, как ребенок овладевает приемами учебной деятельности.

Вторая форма – обусловлена несформированностью или искажением мотивации учебной деятельности (доминируют внешкольные ориентации). Отсутствие учебной мотивации сходно с несформированностью навыков учебной деятельности – недициплинированностью, отставанием в учебе, невнимательностью, безответственностью.

Третья форма - связана с неспособностью к произвольной регуляции. Причину этого чаще ищут в особенностях семейного воспитания – это либо потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм), либо доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка со стороны взрослых).

Темповая неприспособленность, длительное приготовление уроков, хронические опоздания в школу, переутомление к концу учебного дня, недели – все перечисленное относится к психогенной школьной дезадаптации.

Поступление в школу связано с глобальной перестройкой всего организма. Первоклассникам трудно адаптироваться к смене ведущего вида деятельности, выдерживать большие интеллектуальные нагрузки. Избежать стресса в период адаптации первоклассникам помогает арт-терапия.


Терапия творчеством преследует цель улучшить психологический и эмоциональный фон, снять напряжение, избавиться от страхов и фобий, агрессии, тревожности, апатии, депрессии, повысить жизненный тонус и настроение.

Виды арт-терапии

1) изотерапия – живопись и рисование;

2) цветотерапия – на человека воздействуют светом различных цветовых гамм;

3) музыкотерапия, которая заключается в прослушивании различных композиций;

4) песочная терапия – рисование песком;

5) видеотерапия – подразумевается просмотр видео, в котором у героя отображена такая же проблема;

6) игротерапия – в процессе игры формируются нужные психические функции;

7) библиотерапия – этот метод использует литературу для лечения словом;

8) сказкотерапия – сочинение сказок, анализ уже существующих произведений;

10) драматерапия, то есть драматизация, разыгрывание какого-либо сюжета;

11) фототерапию – фотографирование, создание коллажей;

12) денс-терапия – занятие танцами;

13) арт-синтезтерапия – объединяет в себе живопись, стихосложение, мульт-, цвето-, маско-, фототерапию и др.

14) МАК – психологическая работа с применением метафорических ассоциативных карт. Они хорошо помогают сделать выбор, найти неожиданное решение, взглянуть на ситуацию со стороны;

15) тканевая терапия – терапевтическая работа с тканями. В данном случае человек создает композиции при помощи разных типов тканей;

16) куклотерапия – лечение при помощи различных кукол. Клиенту предлагается изготовить собственную куклу из различных материалов;

17) коллажирование – лечение с помощью создания коллажей. Бумага, вырезанные картинки превращаются в карту желаемого;

18) кинотерапия – терапия с помощью кино и видеороликов. Клиенту предлагается просмотреть ролики, потом идет обсуждение и переосмысление важных для клиента ценностей;

19) фототерапия – лечение с использованием терапевтических возможностей фотографии, для развития и личностного роста человека. Подразумевает работу с фотографиями, своими и чужими;

20) тестопластика – лечение при помощи работы с пластичными материалами: соленым тестом, глиной, пластилином.

Арт-терапия развивает креативность, образное мышление, дарит человеку истинное удовольствие от творчества. Клиент не просто получает эстетическое наслаждение, но и легче приспосабливается к условиям внешней среды, становится более психологически защищенным.

Творчество помогает обрести уверенность в своих силах, легче выражать себя, накопить положительный жизненный опыт.

Для школьных психологов эта технология является экспресс-диагностикой детско-родительских отношений, психоэмоционального состояния ребенка, а также социально-психологического климата детского коллектива.


Задачи арт-терапии в работе педагога-психолога

1. Раскрыть творческий потенциал ребенка, его таланты и способности.

2. Наладить контакт между психологом и ребенком , установить между ними доверительные отношения.

3. Помочь ребенку сконцентрироваться на внутренних переживаниях и научиться контролировать свои эмоции.

4. Помочь ребенку социально адаптироваться.

5. Дать толчок к выражению своих чувств и мыслей, которые ребенок не может или не хочет выразить привычным способом.

Методы арт-терапии для детей

Арт-терапия для детей воспринимается как весёлая и увлекательная игра. В ходе занятий раскрывается творческий потенциал ребенка, развиваются те участки мозга, которые отвечают за креативное мышление.

Методики и приемы арт-терапии для детей

2. Нарисовать картину пальцами, природными материалами, краской без заданной темы. Это прием марания, нацелен на выброс негативных эмоций у детей, склонных к агрессии и гиперактивности, на развитие фантазии.

4. Нарисовать любую картину на мокром листе бумаги красками. Капли красок разных цветов будут растекаться, переходя одна в другую, образуя причудливые абстрактные формы и новые оттенки. Участвуя в процессе и наблюдая за ним, ребенок успокаивается, снимает напряжение и отвлекается от проблем.

5. Нарисовать что угодно карандашами, мелками или фломастерами с помощью завитков и каракуль. Прием широко используется в психотерапевтических практиках. Упражнение позволяет снять мышечный тонус и развивает усидчивость.

6. Раскраски-антистресс. Занимаясь раскрашиванием, ребенок не только дает волю эмоциям, но и получает эстетическое удовольствие. Кроме того, раскрашивание мелких деталей – это прекрасная тренировка для мышц руки, произвольности и мелкой моторики. Если тематика рисунка подобрана с учетом интересов ребенка, то при работе с ним у ребенка формируется мотивация достижения: он старается выполнить работу аккуратно, потому что ему важен не только процесс, но и результат.

При работе с детьми помимо рисования психологи могут использоваться такие методы:

· Игры с песком . Всё, что для них нужно, – это небольшая песочница и игрушки: формочки и лопатки. Дети любят возиться с песком, строить из него различные фигуры и даже небольшие постройки. Это расслабляет их и развивает мелкую моторику рук. Занятия показаны детям, которые перенесли стресс: потеряли кого-то из близких или друзей, сменили место жительства, перешли в другую школу. Также специалисты рекомендуют этот метод детям с лёгкой формой расстройств аутистического спектра.

· Сказкотерапия. Задача специалиста – совместно с ребёнком придумать небольшую добрую сказу. Для начала ребенка просят рассказать о сказочном существе, которое нравится ему больше всего. Затем начинают задавать наводящие вопросы: как оно выглядит, где живёт, с кем дружит, чем любит заниматься. В результате сказкотерапии у ребенка формируются правильные представления о моральных ценностях, взаимоотношениях между людьми.

· Участие в театральных мини-постановках . Когда ребенок пробует себя в качестве актера, он учится выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой. Примеряя на себя чужие образы, дети смогут лучше чувства понимать окружающих, у них разовьётся способность сочувствовать и сопереживать.

· Музыкальная терапия для детей. Музыка оказывает на людей очень большое воздействие – это доказанный факт. Правильно подобранные классические композиции помогут ребёнку расслабиться и снять стресс, успокоить нервную систему. Музыкальную терапию рекомендуют при неврологических расстройствах, плохой успеваемости, задержке речевого развития. Упражнение: Во время звучания песни нужно подпевать, танцевать и демонстрировать жестами и мимикой все, о чем поется. Таким образом, укрепляется эмоциональная сфера, развиваются коммуникативные и творческие навыки, способности адекватно реагировать на события в жизни.

Также с детьми можно мастерить самодельных кукол, изготавливать поделки из подручных материалов, заниматься пальчиковым рисованием, лепить. Упражнение: Слепить из пластилина то, что тревожит ребенка, высказать творению все, что хочется, уничтожить его или трансформировать в более привлекательную фигуру. Упражнение помогает сбросить напряжение и найти решение проблемы.





Арт-терапия помогает достичь таких результатов, как:

ü выражение эмоций, в том числе негативных и преобразование их в позитивные;

ü понимание и принятие себя через прислушивание к своим ощущениям в процессе, это часто помогает найти ответ на интересующий вопрос и выход из сложной ситуации;

ü отвлечение от проблем и мыслей, которые угнетают, психологическая перезагрузка;

ü повышение самооценки;

ü личностное развитие, обретение внутренней гармонии;

ü наполнение жизни чем-то интересным и увлекательным;

ü реализация творческого потенциала и личностных особенностей через творение.

ВЕБИНАР: Проблемы обучения и поведения в детском возрасте: методы нейропсихологической коррекции

ВЕБИНАР: Буллинг в школе: использование элементов кинотерапии в профилактической, воспитательной и терапевтической работе

Скоро

Адаптация детей к образовательному учреждению с помощью арт-терапии

Автор

/module/item/name

Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли, боли в области живота. Часто у них нарушается сон. Страх перед предстоящей работой в классе столь велик, что ребенок в решающие дни совсем не может идти в школу. У него по утрам развивается рвота. Что же в таком случае должна делать мать, посылать ли ребенка в школу?

Существуют разные подходы, помогающие найти контакт с ребёнком. Особое внимание необходимо уделять при этом детям, у которых наблюдаются ярко выраженные функциональные отклонения, нарушения сна и другие признаки невротизации. Очень полезной формой работы здесь может быть выступление специалиста на родительском собрании: рассказ об особенностях этого периода, о том, что могут сделать родители, чтобы облегчить детям адаптацию к школе.

В этой статье, рассмотрев возможные методы и приемы коррекции сложностей адаптации ребенка к школе, я опишу изотерапию и более подробно расскажу об одном из видов моей работы, помогающем добиться следующих целей:

  1. преодолеть психологическую защиту ребёнка — успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать;
  2. установить контакт педагога и ребёнка;
  3. развить коммуникативные и творческие возможности ребёнка;
  4. повысить самооценку учащегося;
  5. способствовать развитию чувств;
  6. дать возможность пережить катарсис;
  7. способствовать установлению и развитию межличностных отношений;
  8. сформировать ценные практические навыки работы с различными художественными материалами;
  9. улучшить речевую функцию, развить мелкую моторику;
  10. занять ребёнка увлекательным делом — рисованием.

Важно, что непродолжительное занятие изобразительной деятельностью на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки. Оно увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей. А также способствует снятию повышенной тревожности, страхов, фобических реакций;

Изучив работы ведущих психологов и пройдя курсы повышения квалификации у ведущего специалиста Копытина А.И, я пришла к выводу, что арт-терапия в педагогическом направлении позволяет не только заниматься художественным воспитанием и развитием, обучением ребенка, но и при овладении определенными навыками и умениями, может помочь, в условиях интерната, первоклассникам и вновь прибывшим детям адаптироваться к новым социальным условиям, приводит к качественным позитивным личностным изменениям.

Монотипия - эффективная и интересная графическая техника с большими возможностями, простором для фантазии и творческого исследования. Цель создания: снятие напряжения, страхов, негативных эмоциональных переживаний, развитие творческого мышления, адаптация детей к образовательному учреждению через рисование каракуль — монотипии.



Этот способ вызывает эффект неожиданности и положительные эмоции.

Необходимые материалы: стекло или тонкая пленка, пластик, бумага формата А3, цветные карандаши; набор гуашевых красок; кисти; палитра; баночки с водой; салфетки.

Практическая часть:


Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребёнка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения. Акцент делается на продвижении ребёнка в личностном росте посредством сравнения его с самим же собой.

Практическая работа в рамках программы позволяет ребёнку научиться фиксировать и анализировать свои чувства и чувства других людей. Ритуал начала занятия, приветствие помогают нормализовать общую атмосферу в группе, настроить детей на работу.


Следует особо отметить, что цели арт-терапевтических занятий и изобразительных упражнений особые и совершенно отличаются от обычных уроков учебного цикла.

Заключение
Арт-терапия - один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии ребенка и его адаптации к образовательному учреждению. Поэтому не случайно психологи рекомендуют использовать такие занятия с детьми в качестве корректирующего и профилактического средства для исключения причин эмоционального дискомфорта ребёнка.

Арт- терапия как средство адаптации ребёнка к школе

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

В наши дни в Российской системе образования наблюдаются перемены, которые представляют собой очередной этап становления новой школы. Именно поэтому происходят изменения в подходе к теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Основоположником российской школы арт-терапии, по праву, можно считать Александра Ивановича Копытина - кандидата медицинских наук, президента Арт-терапевтической ассоциации, его фундаментальные работы известны и в России, и за рубежом. В его разработках целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения.

Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических проблем.

В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.

Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.

Арт-терапию можно рассматривать как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства. Формы арт- терапии, которые наиболее часто мы используем на занятиях –это изо-терапия, музыко-терапия, сказко-терапия.

Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет кругозор ребёнка, реализует познавательные интересы , позволяет ощутить мир во всём его богатстве, поэтому изо-терапия и встала во главу программ, по которым мы работаем.

В основе программ лежит деятельностно- ориентированный метод обучения, который позволяет детям комфортно чувствовать себя на занятиях объединения и внеурочной деятельности.

Форма работы педагога-психолога методом арт-терапии с целью развития способности самовыражения и самопознания у детей младшего школьного возраста.

Содержимое публикации

Выполнила: Гильманова Р.И.

В настоящее время среди детей, поступающих в школу, здоровы только 20–25%. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вполне естественно, что вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации у этих детей значительно возрастает. Тяжелее адаптируются дети, у которых в анамнезе: неблагоприятно протекал период новорожденности, были черепно-мозговые травмы, частые и тяжелые болезни, различные хронические заболевания, расстройства нервно-психической сферы. Задержка функционального созревания, отрицательно влияя на состояние центральной нервной системы, служит причиной более тяжелого протекания адаптации, ее нарушения и обусловливает снижение работоспособности, высокую утомляемость, более низкую успеваемость, ухудшение здоровья и снижение успешности обучения (Е. И. Казаков, Н. А. Кравцова, Т. А. Маркова, Т. И. Покровская, А. А. Северный, М. М. Семаго, И. Унт). В этой группе отмечается наиболее выраженная школьная дезадаптация, т.е. образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушений учебной деятельности и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, отклонений в когнитивном развитии (Ю. А. Александровский, Р. Берне, Г. М. Бреслав, М. И. Буянов, Р. В. Овчарова).

Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.

Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу

В России арт-терапия использовалась преимущественно как метод в рамках психиатрии и психотерапии. Однако в последнее десятилетие арт-терапия бурно развивается в самостоятельную дисциплину.

Арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы педагогов в пределах возможных для него затрат времени. Через напоминающие детские шалости простые упражнения арт-терапия одновременно диагностирует душевное и физическое состояние человека, и лечит на обоих уровнях (большинство болезней имеет психосоматический характер), и просто приносит огромное удовольствие от самовыражения и самоактуализации .

Этот вид работы с первоклассниками оправдан эмоциональными проявлениями личности: застенчивостью, молчаливостью, скромностью, заторможенностью, агрессивностью, гиперподвижностью, упрямством присущим младшему школьному возрасту и неимением опыта выражения своих мыслей, эмоций.

На период адаптации первоклассников арт-терапия ставит основными задачами:

помочь сохранить психологическое здоровье в процессе изменения внутреннего мира;

преодолеть негативные представления о собственной личности.

Хорошо если первоклассники на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами - песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом, мелкими бусинками и камешками. Арт-терапия не преследует цель научить рисовать, брать "нужную" краску, лепить по образцу. Дети получают возможность создавать уникальное личное произведение. Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества.

Преимущество метода арт-терапии в работе с дезадаптивными первоклассниками заключается в том, что он:

1. Предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально - приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения.

2. Ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры.

3. Дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений.

4. Позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения). Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения.

5. Помогает укрепить терапевтические взаимоотношения. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств.

6. Способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка.

7. Развивает и усиливает внимание к чувствам.

8. Усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Нисколько не умаляя значение и важность индивидуальной формы работы в арт-терапевтическом процессе, необходимо, однако, отметить, что более значимые результаты достигаются в работе с подростками при использовании групповых форм арт-терапевтической работы с целью коррекции различных дезадаптивных проявлений. В настоящее время существует целый ряд факторов, указывающих на актуальность использования групповых форм арт-терапевтической работы с дезадаптивными первоклассниками. В частности, групповая арт-терапия позволяет участникам развивать ценные социальные навыки, осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими; связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы: даёт возможность младшему школьнику наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; повышает самооценку дезадаптивного первоклассника и ведёт к укреплению личной идентичности; развивает навыки принятия решений.

Одним из основных направлений арт-терапевтической деятельности является изотерапия, которая проходит в виде индивидуальных или групповых сеансов по рисованию или лепке из пластилина или глины. Во время таких занятий при создании детьми продуктов художественной деятельности улучшается процесс коммуникации и установления их отношений с психологом и друг с другом.

Одним из наиболее часто используемых видов работы является куклотерапия, возможности которой позволяют решать разные важные коррекционные задачи, например, расширение репертуара самовыражения ребёнка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Целью куклотерапии является помощь в ликвидации болезненных переживаний, укреплении психического здоровья, улучшении социальной адаптации, развитии самосознания, разрешении конфликтов в условиях коллективной творческой деятельности.

Позитивные эффекты применения куклотерапии:

1. Психологическая помощь младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении (облегчается процесс коммуникации со сверстниками, родителями, педагогами, другими взрослыми) ;

2. Создание положительного эмоционального настроя;

3. Укрепляется культурная идентичность ребёнка;

4. Создаются условия для выражения различных негативных чувств и эмоций (гнев, ненависть, злость и т.п.) в социально приемлемой форме;

5. Развивается чувство внутреннего контроля;

6. Стимулируется развитие сенсомоторных навыков;

7. Активнее развиваются функции правого полушария головного мозга, которое отвечает за интуицию и невербальные (неречевые) способы общения;

8. Позволяет строить отношения, базирующиеся на любви и взаимной привязанности, если таковые отсутствуют в родительской семье;

9. Корректирует различные отклонения личностного развития, используя здоровый потенциал личности и внутренние механизмы саморегуляции;

10. Снижает связанные с обучением негативные эмоциональные состояния;

11. Способствует развитию творческого самовыражения;

12. Развивает воображение, эстетику.

Цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом -- через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, "отыгрываемых" или моделируемых в игровом процессе .

В работе с дезадаптивными первоклассниками особое место занимает такое направление арт-терапевтической деятельности, как песочная терапия, которая в настоящий момент является действенным коррекционным инструментом для специалистов различных психологических школ и направлений.

Сказкотерапия - это система развития эмоционального интеллекта. Благодаря методикам развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отношениями .

В младшем школьном возрасте сказка для ребёнка не просто фантазия, но и особая реальность. Она словно зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все, чего не бывает в жизни.

Особое место среди современных направлений арт-терапии занимает музыкотерапия. Эффективность использования музыкотерапии в коррекционном процессе подтверждается широким спектром работ. В исследованиях В.И. Петрушина в качестве коррекционного воздействия этого направления арт-терапии выделяются следующие: регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма; катарсис, регуляция психоэмоционального состояния; повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции; активизация творческих проявлений и т.д.

В коррекционном арт-терапевтическом процессе могут быть использованы как направления в чистом виде, так и элементы того или иного вида арт-терапии, однако и в том, и в другом случаях коррекционная направленность осуществляется в соответствии с общими целями и задачами коррекции дезадаптивного поведения первоклассников, воздействуя на основные сферы развития личности: эмоциональную (оказывает успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывает положительные и отрицательные эмоции), когнитивную (оказывает положительное влияние на все психические процессы, обогащает интеллект), мотивационно-потребностную (пробуждает нравственно-эстетические потребности), волевую (формирует волевые качества личности, саморегуляцию) и ценностно-смысловую (делает акцент на социально значимые смыслы и ценности, прививает духовность и нравственность) , тем самым осуществляя комплексную коррекцию дезадаптивного поведения первоклассников в арт-трапевтической деятельности.

Читайте также: