Самомассаж на занятиях по физкультуре в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.

Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Нужно научить детей не давить при массаже со всех сил, а нажимать легонько, аккуратно.

Точечный самомассаж лица для детей

Цель массажа – предотвратить простудные заболевания, научиться управлять мимикой лица. Выполняется в игровой форме, имитируя работу скульптора.

Цель массажа – научить детей расслаблению мышц лица и шеи при выполнении массажа перед зеркалом. Представим, что мы индейцы, наносящие боевую раскраску.

1.Как у нас на грядке, сколько цветиков цветут: (энергично растирать ладони и кисти рук)

  1. розы, маки, ноготки,астры пестрые цветки, георгины и левкой. (Поочередно массажировать пальцы, начиная с большого пальца.)

3.Выбираешь ты какой?(Протянуть руки вперед).

1.Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело. ( Мягко гладить шею сверху вниз)

2.Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать. (Указательными пальцами растирать крылья носа)

Массируй ушки ты умело. (Раздвинуть указательный и средний пальцы.Растирать точки перед и за ушами.)

4.Знаем, знаем – да, да, да,

Нам простуда не страшна. (Потирать ладони друг о друга)

1.Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом!

2.Дома, дома посидите,- Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите,- Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками)

3. Почитайте, поиграйте,- Бом! Бом! Бом! А уйду – тогда гуляйте, Бом! Бом! Бом! (Поколачивают кулачками)

4.Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!(Поглаживают ладошками)

На крылечке ножками потопали,

Ручками по щёчкам похлопали.

Присели, через пальчики в щель посмотрели.

Пальчики в кулак сжимаем,

Ладошки на грудки положили

И давай ладошками по своей грудке стучать.

Стук- стук, стук- стук-

Вот как получается.

Стук- стук, стук-стук-

1.Где ты дождик побывал? Где ты дождик поливал?

Поглаживание лица от бровей до подбородка.

2.Побывал в саду, полил ягоду!

Лёгкое поколачивание пальцами лба.

3.А какую ягоду ты полил саду?

4.-И клубнику, и малину, и смородину!

Лёгкое похлопывание щёк.

5.А крыжовник ты полил?

6.Ой, вернись назад да полей весь сад!

Поглаживание лица и шеи сверху вниз.

1.Ду- ду- ду- от медведя я уйду.

2.Да- да- да- не ходи, медведь, сюда.

Сжимать кончик большого пальца.

3.Ды- ды- ды- на тропинке чьи следы?

Разминать пальцы ног руками.

4.Оди- оди- оди- мишка в лесу бродит.

Плотно захватить большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, 3 раза сдавить и отпустить его.

5.Ди- ди- ди- ну, мишка, погоди!

Быстро потереть вверх ступни пяткой другой ноги. При повторении поменять ногу.

1.Ши- ши- ши – что-то шепчут камыши.

Ладонями накрыть уши, пальцами захватить затылок и легко постучать по нему.

2.Шах- шах- шах- это утка в камышах.

Провести пальцами по краям ушных раковин от верха до мочек.

3.Шей- шей- шей- выходи из камышей.

Потерев, зажать край ушной раковины между большим и указательным пальцами.

4.Шах- шах- шах-нет уж утки в камышах.

Потянуть ушные раковины верх, в сторону, вниз.

5.Ши- ши- ши- что же шепчут камыши.

Погладить уши ладонями.

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

Вытри пот теперь со лба – раз, два

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три

Сзади пуговку найди и застегни

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивые манжетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот как славно потрудились и красиво нарядились

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем няне (маме) помогать.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

Ножик должен острым быть,

Будем мы его точить.

Раз, два, три, четыре,

Острый ножик наточили.

1.Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

3.«Вот все пальцы на виду!

4.«Ручкой ручку поддержу,

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем,

На другой руке сначала.

Мы пружинку нарисуем

Длинную и крепкую.

Мы возьмём её растянем,

А потом обратно стянем.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

Очень сочная трава.

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке,

Человечки ходят браво.

Человечки на двух ножках

Стали прыгать по дорожке,

Всё быстрее: скок -поскок.

Человечки на двух ножках

Стали бегать по дорожке,

Вдруг споткнулись и упали.

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперёд я ушки,

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперёд я ушки,

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

А теперь по кругу щёчки

Так забывчивым мишуткам

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для щёчек

Нужно делать всем.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Чётко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Чтобы думали получше

Мы погладим лобики

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 20. Делать 1 минуту.

Мы подушечками пальцев

В точки попадём:

Так курносому мишутке

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем.

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10 раз.

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой…

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование детского самомассажа на физкультурных занятиях.

Выбирая технологии здоровьесбережения для работы с детьми, основываясь на медицинских показаниях, возрастных особенностях и диагностике физического развития детей, я пришла к выводу, что игровой самомассаж вполне уместен в водной и заключительной части физкультурных занятий, а также между выполнением определенных основных движений для снятия напряжения. Самомассаж позволяет усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвать интерес к заботе о личном здоровье, формировать привычку здорового образа жизни.

Важно научить детей выполнять массирующие движения мягко, без усилий, слегка поглаживая, или легко надавливая на части тела.

Приемы массажа : надавливание, поглаживание, постукивание, разминание, растирание, прищипывание.

Ожидаемые результаты применения массажа.

Образовательные задачи

-усвоение правил выполнения самомассажа

-владение простейшими проемами самомассажа

Оздоровительные задачи

-улучшение обменных процессов

-укрепление свода стопы

-положительное влияние на центральную нервную систему

Воспитательные задачи

-развитие творческих способностей

-развитие положительных эмоций

Простейшие виды самомассажа.

Массаж стоп

сжимание и разжимание пальцев ног

ходьба по массажным коврикам

ходьба по ребристым дорожкам

ходьба на носках, на пятках

Массаж пальцев и ладоней

вытягивание каждого пальца с легким надавливанием

легкое растирание каждого пальца без скручивания (как бы надевая колечко)

различная пальчиковая гимнастика

хлопки в ладоши

Массаж рук

поглаживание рук от кистей к плечам

постукивание рук от кистей к плечам

Массаж ног

поглаживание от стопы к бедру

похлопывание от стопы к бедру

Массаж спины

при помощи гимнастической палки

используя дружескую помощь

Массаж тела

пощипывания за бока

поглаживание живота легкими круговыми движениями по часовой стрелке

поглаживание центральной линии груди движениями снизу вверх

Массаж головы

поглаживание головы руками сверху вниз

Массаж лица на физкультурных занятиях недопустим, так как руки детей могут быть не чистыми.

Самомассаж на физкультурных занятиях.

Массаж рук, пальцев

Цель: научить детей самостоятельно согревать руки в холодное время года, снимать напряжение рук и пальцев, способствовать улучшению кровообращения, развивать мелкую моторику.

Каждому понадобится отшлифованная деревянная палочка, для детей младшего и среднего возраста палочки лежат на виду, для старших детей палочки спрятаны, их сначала надо найти; энергично крутим палочку между ладонями, чтобы стало горячо

Взяли палочку в ладонь

Будем добывать огонь,

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

Как же холодно зимой,

Чтобы нам не заболеть

Надо ручки растереть

Младший и средний возраст имитируют движения в плоскости, старшие дети начинают в плоскости, заканчивают кончиками пальцев, как будто колобок между ладонями, несколько раз меняя направление движения

Тесто в руки мы возьмем

И катать его начнем

Колобок – румяный бок

Проводится в конце физкультурного занятия; руки подняты вверх

Крепко кулачки сожмем,

А потом их разожмем

Разожмем и сожмем

Очень весело живем!

Проводится после упражнений в метании, лазании по гимнастической стенке; поддерживая в запястье одну руку другой, слегка ее потрясти

Ох, устали наши ручки

Ручку ручкой мы возьмем

Чтобы ручки отдохнули

Ручкой ручку потрясем

Вот, какие ваши ручки

Все ладошки на виду

А теперь вы ручки бросьте

Их искать сейчас пойду

Массаж головы

Цель: научить детей снимать напряжение, восстанавливать внимание, способствовать улучшению кровообращения

После подвижной игры младший и средний возраст выполняют поглаживающие движения двумя руками ото лба к затылку, затем перебирают пальцами по бокам от основания черепа к макушке; старшие легко надавливая на кожу пальцами правой и левой руки поглаживают виски, перемещаясь сначала ко лбу, потом к затылку, после чего средними пальцами делают точечный массаж у основания черепа

На пенёк уселся Ёжик

У ежа не видно ножек

И совсем не разберешь

Это щетка или ёж

Массаж спины

Цель: расслаблять мышцы спины, улучшать кровообращение, оказывать помощь друзьям

Дети встают в круг друг за другом, так, чтобы было удобно выполнять манипуляции на спине впереди стоящего. Сначала похлопывают ладошками, потом постукивают пальцами, поколачивают кулачками, в конце поглаживают

Дождик вышел на прогулку

Побежал по переулку

Дети дома посидите

И гулять не выходите

Вот, когда уйду, тога

Выходите все сюда.

Два веселых гуся

С последними словами дети меняются местами

Выполняется в парах, сначала легкое похлопывание ладонями по спине сверху вниз, потом энергичное пощипывание от поясницы вверх по спине

Шла купаться черепаха

И кусала всех со страха:

Никого я не боюсь.

Выполняется из построения в круг, сначала похлопывание ладонями по спине вверх и вниз,затем пощипывание рук от локтевых суставов к плечам, после легкое постукивание кулачками по спине, в конце замирают, изображая крышу над головой.

Будет праздник у лягушек,

Все лягушки быстро в дом.

Массаж стоп

Цель: осуществлять профилактику плоскостопия, укреплять свод стопы, улучшать кровообращение, развивать мелкую моторику пальцев.

Сначала дети младшего и среднего возраста подпрыгивают на месте, дети старшего возраста переступают не отрывая носков от пола на месте, затем младшие садятся на пол и поглаживают ноги ладонями от стопы вверх, старшие выполняют растирание из положения стоя, после поочерёдно вытягивают вперёд то одну, то другую ногу и вращают ступнями в стороны, младшие при помощи рук. В конце выполняют подскоки на месте.

Козлик быстро поскакал

И нечаянно упал

Подвернул козленок ножку

Сел и плачет на дорожке

Я скажу вам всем известно

Без игры не интересно

Надо козлику играть

И с козлятами скакать

Комплексный самомассаж

Цель: усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвать интерес к заботе о личном здоровье, усилить кровообращение, улучшить обмен веществ

Дети строятся в круг, выполняют предложенные поглаживающие движения, в младшем и среднем возрасте повторяют за инструктором по физкультуре, в старшем- самостоятельно.

Автор: Сметанина Ирина Михайловна

Организация: МБДОУ Детский сад №28

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Игровой самомассаж в детском саду на физкультурных занятиях

Игровой самомассаж в ДОУ является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.

Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

- это массаж выполняемый самим ребенком.

Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.

Самомассаж помогает детям лучше рефлексировать ощущения, получаемые от разных частей тела.

Самомассаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие,

Самомассаж помогает детям лучше рефлексировать ощущения, получаемые от разных частей тела.

Актуальность:

В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. И возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем, дошкольном возрасте. Одной из основных задач, стоящих перед нами - педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. Одним из таких направлений является самомассаж. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

- Хлопковый самомассаж .
- Точечный (по А. Уманской).
- Самомассажи стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи.
- С массажными мячиками.
- С пробковыми массажёрами
- Бумажный
- Карандашный.
- Рукавичкой.

Приемы массажа: надавливание, поглаживание, постукивание, разминание, растирание, прищипывание.

Выбирая технологии здоровьесбережения для работы с детьми, основываясь на медицинских показаниях, возрастных особенностях и диагностике физического развития детей, я пришла к выводу, что игровой самомассаж вполне уместен в водной и заключительной части физкультурных занятий, а также между выполнением определенных основных движений для снятия напряжения. Самомассаж позволяет усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвать интерес к заботе о личном здоровье, формировать привычку здорового образа жизни.

Важно научить детей выполнять массирующие движения мягко, без усилий, слегка поглаживая, или легко надавливая на части тела.

Ожидаемые результаты применения массажа.

Образовательные задачи

-усвоение правил выполнения самомассажа

-владение простейшими проемами самомассажа

Оздоровительные задачи

-улучшение обменных процессов

-укрепление свода стопы

-положительное влияние на центральную нервную систему

Воспитательные задачи

-развитие творческих способностей

-развитие положительных эмоций

Простейшие виды самомассажа.

Массаж стоп

сжимание и разжимание пальцев ног

ходьба по массажным коврикам

ходьба по ребристым дорожкам

ходьба на носках, на пятках

Массаж пальцев и ладоней

вытягивание каждого пальца с легким надавливанием

легкое растирание каждого пальца без скручивания (как бы надевая колечко)

различная пальчиковая гимнастика

хлопки в ладоши

Массаж рук

поглаживание рук от кистей к плечам

постукивание рук от кистей к плечам

Массаж ног

поглаживание от стопы к бедру

похлопывание от стопы к бедру

Массаж спины

при помощи гимнастической палки

используя дружескую помощь

Массаж тела

пощипывания за бока

поглаживание живота легкими круговыми движениями по часовой стрелке

поглаживание центральной линии груди движениями снизу-вверх

Массаж головы

поглаживание головы руками сверху вниз

Массаж лица на физкультурных занятиях недопустим, так как руки детей могут быть не чистыми.

Самомассаж на физкультурных занятиях.

Массаж рук, пальцев

Цель: научить детей самостоятельно согревать руки в холодное время года, снимать напряжение рук и пальцев, способствовать улучшению кровообращения, развивать мелкую моторику.

Как же холодно зимой,

Чтобы нам не заболеть

Надо ручки растереть

Проводится в конце физкультурного занятия; руки подняты вверх

Крепко кулачки сожмем,

А потом их разожмем

Разожмем и сожмем

Очень весело живем!

Проводится после упражнений в метании, лазании по гимнастической стенке; поддерживая в запястье одну руку другой, слегка ее потрясти

Ох, устали наши ручки

Ручку ручкой мы возьмем

Чтобы ручки отдохнули

Ручкой ручку потрясем

Вот, какие ваши ручки

Все ладошки на виду

А теперь вы ручки бросьте

Их искать сейчас пойду

Массаж головы

Цель: научить детей снимать напряжение, восстанавливать внимание, способствовать улучшению кровообращения

После подвижной игры младший и средний возраст выполняют поглаживающие движения двумя руками ото лба к затылку, затем перебирают пальцами по бокам от основания черепа к макушке; старшие легко надавливая на кожу пальцами правой и левой руки поглаживают виски, перемещаясь сначала ко лбу, потом к затылку, после чего средними пальцами делают точечный массаж у основания черепа

На пенёк уселся Ёжик

У ежа не видно ножек

И совсем не разберешь

Это щетка или ёж

Массаж спины

Цель: расслаблять мышцы спины, улучшать кровообращение, оказывать помощь друзьям

Дети встают в круг друг за другом, так, чтобы было удобно выполнять манипуляции на спине впереди стоящего. Сначала похлопывают ладошками, потом постукивают пальцами, поколачивают кулачками, в конце поглаживают

Дождик вышел на прогулку

Побежал по переулку

Дети дома посидите

И гулять не выходите

Вот, когда уйду, тога

Выходите все сюда.

Два веселых гуся

С последними словами дети меняются местами

Выполняется в парах, сначала легкое похлопывание ладонями по спине сверху вниз, потом энергичное пощипывание от поясницы вверх по спине

Шла купаться черепаха

И кусала всех со страха:

Никого я не боюсь.

Выполняется из построения в круг, сначала похлопывание ладонями по спине вверх и вниз,затем пощипывание рук от локтевых суставов к плечам, после легкое постукивание кулачками по спине, в конце замирают, изображая крышу над головой.

Будет праздник у лягушек,

Все лягушки быстро в дом.

Массаж стоп

Цель: осуществлять профилактику плоскостопия, укреплять свод стопы, улучшать кровообращение, развивать мелкую моторику пальцев.

Божьи коровки, папа идет (сидя поглаживать ноги сверху донизу)

Следом за папой мама идет (разминать ноги)

За мамой следом детишки идут (похлопывать ладошками)

Favorite

Автор: Наталья Сорокина В избранное 1 Комментарии


- презентации для педагогов

Игры для здоровья Семинар-практикум для педагогов


Гимнастика для ленивого кишечника


- презентации для педагогов

Организация и методика проведения физкультурных занятий в ДОО


Положение о конкурсе


Растяжка 23 февраля


Технологическая карта физкультурного занятия в ДОО


Технологическая карта утренней гимнастики для детей


Анкета для родителей о значении спорта в семье

Должностная инструкция инструктора по физической культуре ДОО (новая)


- презентации для педагогов

Основные требования к двигательному режиму в ДОО


Медико-педагогический контроль физкультурного занятия в ДОО


Новогодняя растяжка


Дидактические игры по обучению детей правилам дорожного движения


Подготовительные и подводящие упражнения


График физкультурно-оздоровительных режимов в ДОО


Обучение дошкольников основным видам движений ЛАЗАНИЕ

Даже самые маленькие дети с удовольствием включаются в процесс игрового самомассажа, нередко проявляют творчество, предлагая новые движения, варианты исполнения упражнений, при этом получают элементарные представления о собственном здоровье, акупунктуре, возможности укрепить здоровье всего лишь прикосновением рук.
Детский самомассаж своей простотой и доступностью, возможностью органично включать его в различные виды деятельности, через свободное выражение эмоций способствует укреплению физического и психического здоровья детей.

Самомассаж дошкольников сопровождается веселыми стихами, призванными обыграть массажные движения, яркими образами, вызывающими интерес детей, позволяющими раскрепоститься, не задумываясь о терапевтическом эффекте упражнений.

Смотрите также

Использование детского самомассажа на физкультурных занятиях

Выбирая технологии здоровьесбережения для работы с детьми, основываясь на медицинских показаниях, возрастных особенностях и диагностике физического развития детей, я пришла к выводу, что игровой самомассаж вполне уместен в водной и заключительной части физкультурных занятий, а также между выполнением определенных основных движений для снятия напряжения. Самомассаж позволяет усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвать интерес к заботе о личном здоровье, формировать привычку здорового образа жизни.
Важно научить детей выполнять массирующие движения мягко, без усилий, слегка поглаживая, иди легко надавливая на части тела, в направлении от периферии к центру.

Приемы массажа

  • надавливание
  • поглаживание
  • постукивание
  • разминание
  • растирание
  • прищипывание

Ожидаемые результаты применения массажа

Образовательное направление

  • усвоение правил выполнения самомассажа
  • владение простейшими проемами самомассажа

Оздоровительное направление

  • улучшение кровообращения
  • улучшение обменных процессов
  • укрепление свода стопы
  • положительное влияние на центральную нервную систему

Воспитательное направление

  • побуждение активности
  • развитие творческих способностей
  • развитие положительных эмоций

Простейшие виды самомассажа

Массаж стоп

  • сжимание и разжимание пальцев ног
  • ходьба по массажным коврикам
  • ходьба по ребристым дорожкам
  • ходьба на носках, на пятках

Массаж пальцев и ладоней

  • вытягивание каждого пальца с легким надавливанием
  • легкое растирание каждого пальца без скручивания (как бы надевая колечко)
  • различная пальчиковая гимнастика
  • растирание ладоней
  • хлопки в ладоши

Массаж рук

  • поглаживание рук от кистей к плечам
  • постукивание рук от кистей к плечам
  • растирание предплечий

Массаж ног

  • поглаживание от стопы к бедру
  • похлопывание от стопы к бедру

Массаж спины

  • при помощи гимнастической палки
  • используя дружескую помощь

Массаж тела

  • пощипывания за бока
  • поглаживание живота легкими круговыми движениями по часовой стрелке
  • поглаживание центральной линии груди движениями снизу вверх

Массаж головы

! Массаж лица на физкультурных занятиях недопустим, так как руки детей могут быть не чистыми.

Самомассаж на физкультурных занятиях

Массаж рук, пальцев

Массаж головы

Массаж спины

Массаж стоп

Сначала дети младшего и среднего возраста подпрыгивают на месте, дети старшего возраста переступают не отрывая носков от пола на месте, затем младшие садятся на пол и поглаживают ноги ладонями от стопы вверх, старшие выполняют растирание из положения стоя, после поочерёдно вытягивают вперёд то одну, то другую ногу и вращают ступнями в стороны, младшие при помощи рук. В конце выполняют подскоки на месте.

Козлик быстро поскакал
И нечаянно упал
Подвернул козленок ножку
Сел и плачет на дорожке
Я скажу вам всем известно
Без игры не интересно
Надо козлику играть
И с козлятами скакать

Комплексный самомассаж

Мы слепили петушка
Не раскрашен он пока
Краски яркие возьмем
И раскрашивать начнем.
Золотым раскрасим гребень
Желтым крылья и живот
Красным спинку мы раскрасим
Встав друг к другу в оборот
Вот дошло до ножек дело
Будем красить ножки смело
А теперь нам надо хвост
Разукрасить в семь полос
Все старались, не ленились
Вот какие получились
У ребяток петушки
Золотые гребешки.

Читайте также: