Самая старая школа твери

Обновлено: 04.07.2024

Тверь была основана в 1135 году на берегах реки Волга, этимология толком неизвестна, но скорее всего название места происходит от прибалтийско-финского слова.

С середины XIII века Тверь становится центром одноименного княжества; во время монгольского ига стала одним из центров сопротивления (там произошло крупное восстание в 1327 году) и соперничала с Москвой за роль политического центра Северо-Восточной Руси.

Выгодное географическое положение Твери на важном торговом пути, связывавшем Новгород с северо-восточной Русью, и сравнительная удалённость от Золотой Орды способствовали притоку в край населения из других русских земель. Город быстро рос и развивался, установил тесные связи с Литовским княжеством, которые не прекращались вплоть до 1488 года. Экономический подъём города сопровождался обширными экономическими связями и дипломатической активностью (путешествие тверского купца Афанасия Никитина в Индию, участие посла тверского князя Фомы во Флорентийском соборе).

С 1485 года находится в составе Московского государства (впоследствии — России), после насильственного присоединения тверской князь Михаил бежал в Великое княжество Литовское.

Как и в случае с Новгородом, начинается медленное угасание города.

С октября по декабрь 1941 года Тверь была оккупирована немецкими войсками. С 1931 по 1990 год город носил название Калинин, затем в рамках декоммунизации было возвращено историческое название.

К сожалению, неповторимый исторический центр был утрачен еще в XVIII веке после страшного пожара и заново отстроен при Екатерине II. Большой урон облику города принесли революция 1917 года и Вторая мировая война. Лишь на старинных открытках можно увидеть, как выглядел город до больших катаклизмов XX века. Давайте их посмотрим.


Здание было построено в 1843 — 1859-х годах стараниями тверского губернатора А. П. Бакунина, который был сыном П. П. Бакунина — директора Санкт-Петербургской Академии Наук, а крестным отцом А. П. Бакунина являлся сам император Павел I. Мало кто знает, что А. П. Бакунин учился в Царскосельском лицее вместе с А. С. Пушкиным как раз в то время, когда губернатором столицы был его дядя М. М. Бакунин — отец сестры милосердия Екатерины Бакуниной.

Сначала обратились к идее архитектора (тогда еще не очень известного) Карло Росси, который работал в Твери в начале XIX века. При перестройке деревянной галереи, соединяющей два павильона Императорского путевого дворца с главным корпусом, у Росси возникла мысль о возведении напротив архитектурного комплекса, который композиционно завершил бы дворцовый ансамбль и сформировал площадь в центральной части города.

Эта идея замечательного архитектора не воплотилась ни в планах, ни в чертежах. Первый проект для существующего здания, составленный в 1837 году губернским архитектором И. Ф. Львовым, был признан известным столичным зодчим К. А. Тоном неудовлетворительным и по его замечаниям переработан помощником губернского архитектора К. Б. Гейденрейхом.


В 1843 году утвердили проект, согласно которому гимназический комплекс предполагалось разместить на месте гауптвахты, к югу от Соборной площади, напротив Спасо-Преображенского собора и Путевого дворца.

Строительство велось в 1844 — 1859- годах на средства тверского дворянства. Работами руководил К. Б. Гейденрейх, но постройка, начатая в 1844 году, разрушилась из-за халтуры нанятых рабочих (и из-за недосмотра Гейденрейха, по одной версии) или из-за слабости грунта (сказалась близость Тьмаки, по другой версии), поэтому под основание нового здания было забито несколько тысяч свай. В дальнейшем корпус не подвергался существенным переделкам; единственное изменение — посреди дворцового фасада было построено крыльцо.

В полуподвальном помещении центрального корпуса гимназии находились комнаты для служителей школы, квартира помощника классных наставников, баня и прачечная. В первом из основных этажей располагались квартиры директора, письмоводителя, инспектора городского училища, приемная, канцелярия, рисовальный класс и класс для гимнастики.


С 1900 по 1908 год здесь учился будущий авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев.

В период с 1935-го по 1953-й здание занимало управление НКВД и НКГБ по Калининской области. Здесь также была внутренняя тюрьма, а в западном флигеле находился клуб с кинозалом.


В 1930-х годах в подвалах здания УНКВД проводились расстрелы, поэтому в 1997 году поблизости, в сквере Казакова, открыт памятник жертвам политических репрессий.

Но в первой половине 50-х годов в наш город переезжает Ленинградский медицинский институт. И уже 16 ноября 1955 года открывается стоматологическая поликлиника на 75 зубоврачебных кресел и аудиторией на 100 человек.



Карл Богданович Гейденрейх (1816 — ?) в 1839 году окончил Императорскую академию художеств и начал работать в Твери в должности помощника губернского архитектора. Кроме здания Тверской гимназии им были спроектированы каменные дома Юргенсона, Бернова и Врасского; казармы на Хлебной площади, церковь в погосте Дубровка, колокольня в погосте Введенском и др.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Старейшей школе России - 240 лет


У школы насыщенное прошлое. Открытая в 1777 году, она вмещала единовременно 30 учеников. В школе обучались дети в возрасте от 6 до 13 лет, а обучение шло по нескольким предметам: российской грамоте, правописанию и истолкованию христианского закона, всеобщей сокращённой истории, сочинениям с вопросами и ответами, арифметике и рисованию. Плату за обучение вносили купеческие и имущие дети, тогда как сироты и малоимущие дети обладали правом бесплатно учиться и питаться.

Занятия в школе прекратились во время немецкой оккупации в октябре 1941 года и возобновились после освобождения города я январе 1942 года.

В 1957 году было построено новое здание Старицкой школы, где она располагается и сегодня. В начале 90-х годов школа становится экспериментальной площадкой по развитию государственно-общественного управления образованием. Вводится профильное обучение, предпрофильная подготовка, открываются специальные (коррекционные) классы VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья.

После победы во Всероссийском конкурсе среди общеобразовательных учреждений, осуществляющих инновационную деятельность, школа получает статус базовой, становится ресурсным, методическим и социокультурным центром

Помимо основной образовательной деятельности, школа приобщает детей к общественно-полезной и культурной деятельности. В 2007 году здесь создана детская общественная организация "Юные граждане России". В школе проводятся форума детских общественных объединений района, а также развивается такое направление как КВН.

Сегодня в школе занимается около 500 учеников. Обучение ведется в трех зданиях, включая здание начальных классов постройки 1903 года и основное здание 1957 года.

По материалам Законодательного собрания Тверской области

1359698712
1359699632
1359699633
1359699634
1359699635
1359699636
1359699637
1359699638
1359699639
1359699640
1359699641
1359699642

Маленькая земская школа, одноэтажное здание на рабочей окраине города. Называлась она - школа им. Гоголя. Судя по архивным документам, в школе велось только начальное обучение. Шло строительство социализма, и развитие народного образования было одним из его звеньев, на которое обращалось особое внимание. Было принято решение построить новое здание школы для детей Пролетарки. До этого в Пролетарском районе средних школ не было. Строительство школы началось весной 1935 года и продолжалось 92 дня. 1 сентября 1935 года в новой школе начались занятия.

После строительства встал вопрос о подборе учителей. Учительский коллектив подобрался сильный. В школе появились хорошие школьные традиции.

А первым директором школы с 1935 - 1940 год был Большаков Петр Сергеевич.

В 1936 году наступило торжественное событие - первый выпуск. На старых фотографиях сохранились надписи 10-1 и 10-2 - всего более 50 человек.

Дальше были выпуски 1939, 1940, 1941 годов. Со старых фотографий на нас смотрят чистые и ясные глаза ребят предвоенных выпусков. Они очень хотели учиться. Ребята стали преподавателями, инженерами, врачами, рабочими - военными стали почти все. Многие выпускники добровольцами ушяй на фронт. В летописи школы написаны 36 фамилий учеников нашей школы, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны.

Многие из них не вернулись домой. Это:

Юрий Жуков - десантник и разведчик, сведения о нем обрываются в 1942 году;

Глазунов Илья - погиб 28 сентября 1944 года;

Шпарина Таня - после страшных пыток, расстреляна фашистами;

Волков Александр - погиб 8 августа 1945 года и многие другие…

Давно подведены итоги и уроки войны. И мы должны помнить всегда -на войне погибают лучшие!

Затем в здании школы размещалось ремесленное училище, позже -строительный техникум до 1947 года. Сама же школа временно размещалась в здании бывшей Морозовской школы на Пролетарке.

С 1 января 1942 года эта школа первой в городе открыла двери для учащихся, а с сентября 1943 года была преобразована в мужскую среднюю школу № 1. За годы войны в школе не было ни одного выпуска учащихся средних классов.

В послевоенные годы работать было трудно, но интересно. Всю душу вкладывали в свою работу учителя послевоенного времени, стремились как можно больше получить знаний ученики ,соскучившиеся за суровые годы по мирной жизни. Встречались совершенно уникальные выпуски . В 1952 году из 30 выпускников к медалям были представлены 10 человек, в следующем году – 8…

Изменялись условия жизни в стране, изменялась и школа. Знаменательным стал 1954 год, когда произошло объединение двух школ - мужской и женской.

С 1957 по 1961 год директором школы была Платонова. Она вспоминала, что этот период истории школы имел свои особенности. В 1958 году был принят закон о школе, по которому ученики должны были овладевать трудовыми навыками на уроках и во внеучебное время. В школе были созданы хорошие слесарная, столярная и швейная мастерские, которые по оборудованию и постановке работы занимали одно из первых мест в городе.

В эти годы учащиеся и учителя школы сделали немало общественно-полезных дел. Так силами коллектива школы было проведено дополнительное озеленение бульвара им. Ногина. Несколько сот деревьев и кустарников высажено на территории бульвара. Был разбит сквер на берегу реки Тьмаки напротив Дворца Пионеров. Большое участие школа принимала в строительстве Камвольного комбината. С помощью учащихся школа была теплофицирована. С1957 по 1963 код учащиеся принимали активное участие в строительстве пристройки к школе. Постоянно ученические бригады выезжали в пригородные совхозы на уборку урожая.

В школе был создан лекторий из учеников старших классов, которые выступали перед учащимися младших классов.

Интересным событием того времени был прием в 1960 году делегации польской молодежи.

Добрые дела школы продолжали последующие поколения учеников и учителей. В 1967 - 1968 годах ученики школы прошли по местам боевой славы.

О жизни школы в 70-х годах вспоминает директор школы Жирнова В.А. (1969-1977 год): «Мы работали очень много, но как-то легко. Всегда юмор, поддержка друг друга, желание сделать друг за друга, если это на пользу

К тому времени здание серьёзно нуждалось в большом капитальном ремонте. Был предложен необычный по тому времени проект панельной сборки, который удалось претворить в жизнь всего за полгода.

К тому времени здание серьёзно нуждалось в большом капитальном ремонте. Был предложен необычный по тому времени проект панельной сборки, который удалось претворить в жизнь всего за полгода.

Эта была первая в Союзе панельная школа, и целый год после её открытия школа принимала у себя строителей , приезжавших из разных городов, чтобы посмотреть на необычную школу с двумя спортивными залами, бассейном, актовым и танцевальным залом. Новая красивая, со светлыми классами, бассейном, украшенная цветами школа открыла свои двери 1 сентября 1984 года. Ее построили за 6 месяцев. Построить школу - это еще только половина дела. Нужно было собратьмебель: столы, шкафы.Эту работу вечерами делали родители и старшеклассники.Нужно было оборудовать и оформить учебные кабинеты -эту огромнуюработу сделали учителя, и к концу учебного года все предметные кабинеты были аттестованы. Директором новой школы стала Елизарьева Лидия Аркадьевна.

С 1985 года школа вошла в проект ассоциированных школ ЮНЕСКО -это международная организация, которая занимается вопросами культуры, науки и образования. Ассоциированные школы воспитывают своих учащихся в духе мира, в духе уважения к правам человека и народов. Школу посещали делегации из Чехословакии, Германии, Франции, Англии, Исландии, США, Латинской Америки, Африки и Японии. Установились дружеские связи со школой в Финляндии (город Хааменлина), с гимназией города Оснабрюк (ФРГ),с учителями США ( штат Иллинойс и Миннесота) куда дважды ездили учащиеся и учителя школы, два раза мы принимали учащихся из города Сиэтла (США).

1. Постоянное совершенствование учебно – воспитательного процесса с целью улучшения обучения и воспитания учащихся.

3. Ежегодно , в первую субботу февраля проводить вечер встречи с выпускниками школы.

5.Основным направлением в эстетическом воспитании учащихся считать возрождение национальной культуры русского народа, воспитывать уважение к ней, формировать на её достижениях эстетические вкусы воспитанников. Первая школа всегда славилась своими учителями , у каждого свой почерк в работе , но всех объединяет одна черта – любовь к детям, к своему делу. И в этом учебном году вас , ребята, приветливо встречают в родной школе ветераны школы:

Елизарьева Лидия Аркадьевна, Зелинская Нина Анатольевна, Воробьёва Галина Васильевна…

А сегодня что представляет собой МОУ СОШ №1?

На сентябрь 2010 в школе обучается 1300 учащихся,

Классов комплексов – 45

У МОУ СОШ №1 - дошкольное отделение - детский сад №10

Наша школа в городе считается базовой, таких школ было 28.

Она по-прежнему с 1985 г ассоциирована с ЮНЕСКО

Вы воспитываетесь в духе мира, дружбы народов.

- Учебная база укрепилась материально :

комплект – класс кабинет Биологии, Химии, Географии и Физики.

- ЕГЭ – новшество последнего пятилетия

Создан один из лучших информационных центров в Твери, который очень помогает в учебном процессе.

К этому году во всех учебных кабинетах оборудованы рабочие места учителей, в каждый кабинет пришел интернет.

- Учебная база укрепилась материально :

комплект – класс кабинет Биологии, Химии, Географии и Физики.

- ЕГЭ – новшество последнего пятилетия

Создан один из лучших информационных центров в Твери, который очень помогает в учебном процессе.

К этому году во всех учебных кабинетах оборудованы рабочие места учителей, в каждый кабинет пришел интернет.

Читайте также: