Самая старая школа твери
Обновлено: 04.07.2024
Тверь была основана в 1135 году на берегах реки Волга, этимология толком неизвестна, но скорее всего название места происходит от прибалтийско-финского слова.
С середины XIII века Тверь становится центром одноименного княжества; во время монгольского ига стала одним из центров сопротивления (там произошло крупное восстание в 1327 году) и соперничала с Москвой за роль политического центра Северо-Восточной Руси.
Выгодное географическое положение Твери на важном торговом пути, связывавшем Новгород с северо-восточной Русью, и сравнительная удалённость от Золотой Орды способствовали притоку в край населения из других русских земель. Город быстро рос и развивался, установил тесные связи с Литовским княжеством, которые не прекращались вплоть до 1488 года. Экономический подъём города сопровождался обширными экономическими связями и дипломатической активностью (путешествие тверского купца Афанасия Никитина в Индию, участие посла тверского князя Фомы во Флорентийском соборе).
С 1485 года находится в составе Московского государства (впоследствии — России), после насильственного присоединения тверской князь Михаил бежал в Великое княжество Литовское.
Как и в случае с Новгородом, начинается медленное угасание города.
С октября по декабрь 1941 года Тверь была оккупирована немецкими войсками. С 1931 по 1990 год город носил название Калинин, затем в рамках декоммунизации было возвращено историческое название.
К сожалению, неповторимый исторический центр был утрачен еще в XVIII веке после страшного пожара и заново отстроен при Екатерине II. Большой урон облику города принесли революция 1917 года и Вторая мировая война. Лишь на старинных открытках можно увидеть, как выглядел город до больших катаклизмов XX века. Давайте их посмотрим.
Здание было построено в 1843 — 1859-х годах стараниями тверского губернатора А. П. Бакунина, который был сыном П. П. Бакунина — директора Санкт-Петербургской Академии Наук, а крестным отцом А. П. Бакунина являлся сам император Павел I. Мало кто знает, что А. П. Бакунин учился в Царскосельском лицее вместе с А. С. Пушкиным как раз в то время, когда губернатором столицы был его дядя М. М. Бакунин — отец сестры милосердия Екатерины Бакуниной.
Сначала обратились к идее архитектора (тогда еще не очень известного) Карло Росси, который работал в Твери в начале XIX века. При перестройке деревянной галереи, соединяющей два павильона Императорского путевого дворца с главным корпусом, у Росси возникла мысль о возведении напротив архитектурного комплекса, который композиционно завершил бы дворцовый ансамбль и сформировал площадь в центральной части города.
Эта идея замечательного архитектора не воплотилась ни в планах, ни в чертежах. Первый проект для существующего здания, составленный в 1837 году губернским архитектором И. Ф. Львовым, был признан известным столичным зодчим К. А. Тоном неудовлетворительным и по его замечаниям переработан помощником губернского архитектора К. Б. Гейденрейхом.
В 1843 году утвердили проект, согласно которому гимназический комплекс предполагалось разместить на месте гауптвахты, к югу от Соборной площади, напротив Спасо-Преображенского собора и Путевого дворца.
Строительство велось в 1844 — 1859- годах на средства тверского дворянства. Работами руководил К. Б. Гейденрейх, но постройка, начатая в 1844 году, разрушилась из-за халтуры нанятых рабочих (и из-за недосмотра Гейденрейха, по одной версии) или из-за слабости грунта (сказалась близость Тьмаки, по другой версии), поэтому под основание нового здания было забито несколько тысяч свай. В дальнейшем корпус не подвергался существенным переделкам; единственное изменение — посреди дворцового фасада было построено крыльцо.
В полуподвальном помещении центрального корпуса гимназии находились комнаты для служителей школы, квартира помощника классных наставников, баня и прачечная. В первом из основных этажей располагались квартиры директора, письмоводителя, инспектора городского училища, приемная, канцелярия, рисовальный класс и класс для гимнастики.
С 1900 по 1908 год здесь учился будущий авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев.
В период с 1935-го по 1953-й здание занимало управление НКВД и НКГБ по Калининской области. Здесь также была внутренняя тюрьма, а в западном флигеле находился клуб с кинозалом.
В 1930-х годах в подвалах здания УНКВД проводились расстрелы, поэтому в 1997 году поблизости, в сквере Казакова, открыт памятник жертвам политических репрессий.
Но в первой половине 50-х годов в наш город переезжает Ленинградский медицинский институт. И уже 16 ноября 1955 года открывается стоматологическая поликлиника на 75 зубоврачебных кресел и аудиторией на 100 человек.
Карл Богданович Гейденрейх (1816 — ?) в 1839 году окончил Императорскую академию художеств и начал работать в Твери в должности помощника губернского архитектора. Кроме здания Тверской гимназии им были спроектированы каменные дома Юргенсона, Бернова и Врасского; казармы на Хлебной площади, церковь в погосте Дубровка, колокольня в погосте Введенском и др.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
У школы насыщенное прошлое. Открытая в 1777 году, она вмещала единовременно 30 учеников. В школе обучались дети в возрасте от 6 до 13 лет, а обучение шло по нескольким предметам: российской грамоте, правописанию и истолкованию христианского закона, всеобщей сокращённой истории, сочинениям с вопросами и ответами, арифметике и рисованию. Плату за обучение вносили купеческие и имущие дети, тогда как сироты и малоимущие дети обладали правом бесплатно учиться и питаться.
Занятия в школе прекратились во время немецкой оккупации в октябре 1941 года и возобновились после освобождения города я январе 1942 года.
В 1957 году было построено новое здание Старицкой школы, где она располагается и сегодня. В начале 90-х годов школа становится экспериментальной площадкой по развитию государственно-общественного управления образованием. Вводится профильное обучение, предпрофильная подготовка, открываются специальные (коррекционные) классы VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья.
После победы во Всероссийском конкурсе среди общеобразовательных учреждений, осуществляющих инновационную деятельность, школа получает статус базовой, становится ресурсным, методическим и социокультурным центром
Помимо основной образовательной деятельности, школа приобщает детей к общественно-полезной и культурной деятельности. В 2007 году здесь создана детская общественная организация "Юные граждане России". В школе проводятся форума детских общественных объединений района, а также развивается такое направление как КВН.
Сегодня в школе занимается около 500 учеников. Обучение ведется в трех зданиях, включая здание начальных классов постройки 1903 года и основное здание 1957 года.
По материалам Законодательного собрания Тверской области
Маленькая земская школа, одноэтажное здание на рабочей окраине города. Называлась она - школа им. Гоголя. Судя по архивным документам, в школе велось только начальное обучение. Шло строительство социализма, и развитие народного образования было одним из его звеньев, на которое обращалось особое внимание. Было принято решение построить новое здание школы для детей Пролетарки. До этого в Пролетарском районе средних школ не было. Строительство школы началось весной 1935 года и продолжалось 92 дня. 1 сентября 1935 года в новой школе начались занятия.
После строительства встал вопрос о подборе учителей. Учительский коллектив подобрался сильный. В школе появились хорошие школьные традиции.
А первым директором школы с 1935 - 1940 год был Большаков Петр Сергеевич.
В 1936 году наступило торжественное событие - первый выпуск. На старых фотографиях сохранились надписи 10-1 и 10-2 - всего более 50 человек.
Дальше были выпуски 1939, 1940, 1941 годов. Со старых фотографий на нас смотрят чистые и ясные глаза ребят предвоенных выпусков. Они очень хотели учиться. Ребята стали преподавателями, инженерами, врачами, рабочими - военными стали почти все. Многие выпускники добровольцами ушяй на фронт. В летописи школы написаны 36 фамилий учеников нашей школы, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны.
Многие из них не вернулись домой. Это:
Юрий Жуков - десантник и разведчик, сведения о нем обрываются в 1942 году;
Глазунов Илья - погиб 28 сентября 1944 года;
Шпарина Таня - после страшных пыток, расстреляна фашистами;
Волков Александр - погиб 8 августа 1945 года и многие другие…
Давно подведены итоги и уроки войны. И мы должны помнить всегда -на войне погибают лучшие!
Затем в здании школы размещалось ремесленное училище, позже -строительный техникум до 1947 года. Сама же школа временно размещалась в здании бывшей Морозовской школы на Пролетарке.
С 1 января 1942 года эта школа первой в городе открыла двери для учащихся, а с сентября 1943 года была преобразована в мужскую среднюю школу № 1. За годы войны в школе не было ни одного выпуска учащихся средних классов.
В послевоенные годы работать было трудно, но интересно. Всю душу вкладывали в свою работу учителя послевоенного времени, стремились как можно больше получить знаний ученики ,соскучившиеся за суровые годы по мирной жизни. Встречались совершенно уникальные выпуски . В 1952 году из 30 выпускников к медалям были представлены 10 человек, в следующем году – 8…
Изменялись условия жизни в стране, изменялась и школа. Знаменательным стал 1954 год, когда произошло объединение двух школ - мужской и женской.
С 1957 по 1961 год директором школы была Платонова. Она вспоминала, что этот период истории школы имел свои особенности. В 1958 году был принят закон о школе, по которому ученики должны были овладевать трудовыми навыками на уроках и во внеучебное время. В школе были созданы хорошие слесарная, столярная и швейная мастерские, которые по оборудованию и постановке работы занимали одно из первых мест в городе.
В эти годы учащиеся и учителя школы сделали немало общественно-полезных дел. Так силами коллектива школы было проведено дополнительное озеленение бульвара им. Ногина. Несколько сот деревьев и кустарников высажено на территории бульвара. Был разбит сквер на берегу реки Тьмаки напротив Дворца Пионеров. Большое участие школа принимала в строительстве Камвольного комбината. С помощью учащихся школа была теплофицирована. С1957 по 1963 код учащиеся принимали активное участие в строительстве пристройки к школе. Постоянно ученические бригады выезжали в пригородные совхозы на уборку урожая.
В школе был создан лекторий из учеников старших классов, которые выступали перед учащимися младших классов.
Интересным событием того времени был прием в 1960 году делегации польской молодежи.
Добрые дела школы продолжали последующие поколения учеников и учителей. В 1967 - 1968 годах ученики школы прошли по местам боевой славы.
О жизни школы в 70-х годах вспоминает директор школы Жирнова В.А. (1969-1977 год): «Мы работали очень много, но как-то легко. Всегда юмор, поддержка друг друга, желание сделать друг за друга, если это на пользу
К тому времени здание серьёзно нуждалось в большом капитальном ремонте. Был предложен необычный по тому времени проект панельной сборки, который удалось претворить в жизнь всего за полгода.
К тому времени здание серьёзно нуждалось в большом капитальном ремонте. Был предложен необычный по тому времени проект панельной сборки, который удалось претворить в жизнь всего за полгода.
Эта была первая в Союзе панельная школа, и целый год после её открытия школа принимала у себя строителей , приезжавших из разных городов, чтобы посмотреть на необычную школу с двумя спортивными залами, бассейном, актовым и танцевальным залом. Новая красивая, со светлыми классами, бассейном, украшенная цветами школа открыла свои двери 1 сентября 1984 года. Ее построили за 6 месяцев. Построить школу - это еще только половина дела. Нужно было собратьмебель: столы, шкафы.Эту работу вечерами делали родители и старшеклассники.Нужно было оборудовать и оформить учебные кабинеты -эту огромнуюработу сделали учителя, и к концу учебного года все предметные кабинеты были аттестованы. Директором новой школы стала Елизарьева Лидия Аркадьевна.
С 1985 года школа вошла в проект ассоциированных школ ЮНЕСКО -это международная организация, которая занимается вопросами культуры, науки и образования. Ассоциированные школы воспитывают своих учащихся в духе мира, в духе уважения к правам человека и народов. Школу посещали делегации из Чехословакии, Германии, Франции, Англии, Исландии, США, Латинской Америки, Африки и Японии. Установились дружеские связи со школой в Финляндии (город Хааменлина), с гимназией города Оснабрюк (ФРГ),с учителями США ( штат Иллинойс и Миннесота) куда дважды ездили учащиеся и учителя школы, два раза мы принимали учащихся из города Сиэтла (США).
1. Постоянное совершенствование учебно – воспитательного процесса с целью улучшения обучения и воспитания учащихся.
3. Ежегодно , в первую субботу февраля проводить вечер встречи с выпускниками школы.
5.Основным направлением в эстетическом воспитании учащихся считать возрождение национальной культуры русского народа, воспитывать уважение к ней, формировать на её достижениях эстетические вкусы воспитанников. Первая школа всегда славилась своими учителями , у каждого свой почерк в работе , но всех объединяет одна черта – любовь к детям, к своему делу. И в этом учебном году вас , ребята, приветливо встречают в родной школе ветераны школы:
Елизарьева Лидия Аркадьевна, Зелинская Нина Анатольевна, Воробьёва Галина Васильевна…
А сегодня что представляет собой МОУ СОШ №1?
На сентябрь 2010 в школе обучается 1300 учащихся,
Классов комплексов – 45
У МОУ СОШ №1 - дошкольное отделение - детский сад №10
Наша школа в городе считается базовой, таких школ было 28.
Она по-прежнему с 1985 г ассоциирована с ЮНЕСКО
Вы воспитываетесь в духе мира, дружбы народов.
- Учебная база укрепилась материально :
комплект – класс кабинет Биологии, Химии, Географии и Физики.
- ЕГЭ – новшество последнего пятилетия
Создан один из лучших информационных центров в Твери, который очень помогает в учебном процессе.
К этому году во всех учебных кабинетах оборудованы рабочие места учителей, в каждый кабинет пришел интернет.
- Учебная база укрепилась материально :
комплект – класс кабинет Биологии, Химии, Географии и Физики.
- ЕГЭ – новшество последнего пятилетия
Создан один из лучших информационных центров в Твери, который очень помогает в учебном процессе.
К этому году во всех учебных кабинетах оборудованы рабочие места учителей, в каждый кабинет пришел интернет.
Читайте также: