Самая маленькая школа в россии
Обновлено: 05.07.2024
…На уроке физкультуры особо не разбежишься. Легкая разминка, минимум движений. И никакого волейбола и баскетбола: слишком тесно.
Алиса – единственная девочка в школе. А всего здесь восемь учеников. Физрук – Анжелика Валерьевна, она же учитель музыки, письма и математики.
Два преподавателя, бухгалтер и уборщица, вот и весь штат. Наталья Александровна и учитель, и директор, и завуч. За урок успевает объяснить новую тему и четвертому классу, и второму.
Шесть лет назад здание сельской школы признали аварийным. И детей разместили на втором этаже фельдшерского пункта. Изначально это были не кабинеты, а две квартиры для медработников. Поэтому обстановку в школе называют домашней. Когда все дети собираются в столовой, кажется, большая семья села обедать.
После 4-го класса дети переходят в другую школу. В соседнее село их каждое утро возит автобус.
По указу главы Бурятии все маленькие школы в поселках должны работать, потому что человеческий фактор важнее.
Дело в том, что Света – единственная ученица в самой маленькой школе в поселке Ардасан в Селенгинском районе Бурятии. В ней учится всего один ученик и преподает всего один учитель. Но ученица приходит на уроки каждый день с портфелем и в школьном коричневом платье и фартуке. Учительница начальных классов Майя Валерьевна Хажеева, она же и директор этой малокомплектной школы.
Однако Свету это нисколько не угнетает.
Это школа в маленьком поселке Ардасан в Селенгинском районе. В ней учится всего один ученик и преподает всего один учитель. И это самая маленькая малокомплектная школа в Бурятии.
Школа в Ардасане располагается в правом крыле здания. Сельский клуб был слева, три года назад его закрыли. Фото: Карина Пронина
Кошка — это животное!
10-летняя Света Давыдова сидит за партой, на ней школьное коричневое платье и белый накрахмаленный фартук. В классе четыре парты, но три из них пустуют. Напротив Светы за учительским столом — Майя Валерьевна Хажеева. Учитель начальных классов, она же директор школы. В четвертом классе начинается урок русского языка.
— Так, Света, — говорит преподаватель. — Вспомни, какую часть речи мы с тобой изучаем?
— Существительное, — бойко отвечает девочка.
— Правильно. А что оно обозначает?
— М-м-м, — мнется Света. — Действие?
— Приведи пример имени существительного.
— А кошка — это действие?
— Не-е-ет, кошка — это животное, — смеется Света. — А-а-а, существительное — это предмет!
Урок проходит стремительно. Света постоянно на связи, постоянно включена в процесс, потому что каждый вопрос Майя Валерьевна адресует именно ей.
— Но это нормально, — делится девочка со мной после урока. — Меня никто не отвлекает. Я лучше все понимаю. Если что-то не получается, учитель все объяснит.
Пока не получается со временем. На математике начали проходить часы, минуты и секунды, и эта странная система не укладывается в девчоночью голову. Но Света — сообразительная и умная, так что все получится.
— А не надоедает друг друга видеть каждый день? — допытываюсь я.
— Да мы уже почти как родственники, — смеется Света.
Свете хорошо дается математика, а еще она любит ИЗО и физкультуру. Фото: Карина Пронина
Все дошколята — наперечет
Школа располагается в правом крыле здания. Сельский клуб был слева — три года назад его закрыли.
— Если семья покидает Ардасан, то в ней есть, как правило, дети, — вздыхает учительница.
Сейчас в селе девять ребятишек дошкольного возраста, и они все наперечет. Не вру: здесь знают про каждого. Даже про самого маленького, годовалого мальчишку. В Ардасане дети на вес золота. Ведь не будет детей — не будет школы.
— В этом учебном году Света Давыдова выпускается из 4-го класса и переезжает в Улан-Удэ — в среднюю школу она отправится уже там, — рассказывает Майя Хажеева. — Но в следующем к нам придут двое первоклашек. Через год — еще двое. И еще через год — двое. Это означает, что школа будет работать.
Сами понимаете, все-таки одна ученица и два сотрудника заведения (директор и уборщица) — не самое однозначное соотношение. Но в мае этого года глава Бурятии выпустил документ о запрете на закрытие малокомплектных школ — чтобы сохранить в селах жизнь. Может быть, с точки зрения финансово-экономических и прочих показателей содержать здание и штат из двух человек ради одной маленькой девочки глупо и невыгодно. Но есть и другие показатели — человеческие и социальные. В конце концов, если есть дети — должна быть и школа.
Майя Хажеева и Света Давыдова стали уже почти родственниками, столько времени они проводят вместе. Фото: Карина Пронина
Света учится пять дней в неделю, расписание уроков — обычное. В четверг, когда приезжаю я, по плану — чтение, русский язык, математика, технология.
— А физкультура как у вас проходит? — вдруг интересуюсь я.
— Вдвоем и занимаемся, — говорит Майя Валерьевна. — Зимой вместе на лыжах бегаем. Если очень холодно — в класс заходим, тут упражнения делаем. Летом бегаем во дворе.
— Когда тепло, в теннис и бадминтон еще играем, — добавляет Света.
Ученица и учитель, конечно, сильно связаны друг с другом. Предупреждая мой следующий вопрос, Майя Хажеева начинает рассказывать о социализации Светы и ее общении с другими сверстниками:
— Недавно учеников четырех наших малокомплектных школ вывозили в Новоселенгинский музей декабристов. А до этого мы все вместе были в дацане богини Белой Тары…
Еще девочка с учительницей два раза в неделю ездят в Гусиноозерск — на оригами. Света рассказывает мне о занятиях с большим воодушевлением и хвастается большим бумажным слоном, который сама сделала.
Ее тетя Наташа говорит, что проблем со Светой нет никаких.
— Ее даже поругать не за что, — улыбается она. — Учится, оригами часами занимается, много читает, катается с моей пятилетней дочкой на коньках. Муж второй год подряд в нашем огороде каток заливает.
Наталья Прушенова — второй работник в Ардасанской школе. Она уборщица, но для села это значит намного больше, чем для города: топить печь, следить за дровами, чистить двор от снега…
— Ой, сначала тяжело было, — вспоминает Прушенова. — Потом привыкла. А в прошлом году в школе теплый туалет сделали. Вообще красота теперь. Воду можно в здании набирать, а не идти на водоколонку. Пока ведра обратно несла, половину на себя расплескивала…
Наталья Прушенова работает уборщицей в школе. Фото: Карина Пронина
Наталья показывает мне и несколько громадных растений в кадках, которые стоят в учительской. Она их поливает, за ними ухаживает. С растениями все хорошо, только вот гигант-лимон чувствует себя не очень.
— Скучает он по хозяйке своей, поэтому и вянет, — вздыхает Наталья. — Женщина несколько лет назад уехала из Ардасана и его школе оставила. Такой он был пышный, лимоны каждый год давал. А как она уехала — желтеть начал и завязь сбрасывает сразу…
Подумав, Прушенова добавляет:
— А все равно к нам в Ардасан некоторые возвращаются. Тянет их на родную землю. Вот недавно пожилая пара приехала обратно. Не можем, говорят, без села-то!
— И праздники здесь проходят, и пенсионерам сюда пенсию привозят, — говорит депутат совета муниципального образования Елена Бритова.
Сейчас сельская школа — единственное общественное место Ардасана. Библиотека закрыта. Клуб закрыт. Фельдшерско-акушерский пункт закрыт. Больше ничего нет. Осталась одна школа.
В этой московской школе обучаются дети 32-х национальностей: белорусы, русские, евреи, армяне, абхазы, корейцы, латыши, немцы, цыгане, греки, башкиры… И это свое главное достоинство учебное заведение использует в самом широком смысле. Ученики могут изучать как собственные национальные традиции, так и традиции других народов. Русский язык здесь преподаётся как иностранный. Ученики сами выбирают себе группу и, соответственно, язык, литературу, историю. Ещё в расписании есть этнология, культурология, этика и этикет народов мира.
Раньше дети кочевников-оленеводов либо вообще не получали никакого образования, либо были вынуждены оставаться в школах-интернатах и подолгу не видеть родителей. Сегодня эта проблема решилась с помощью кочевых школ, которых в России с каждым годом становится всё больше. В Якутии насчитывается уже больше десяти кочующих классов.
Школа имени Жака-Ива Кусто находится в Санкт-Петербурге. Её особенность во французском языке. Он здесь повсюду, школа № 4 давно получила статус школы с углублённым изучением французского. Его здесь учат чуть ли не с третьего класса, вкупе идёт ещё курс по географии Франции, её литературе, а с 9 класса можно изучать и деловой французский. С 7 класса можно выбрать второй язык — английский. В школе налажен международный обмен, каждый год Санкт-Петербург принимает лицеистов из Парижа и Марселя. А ещё в 80-х годах был создан театр на французском языке, который до сих пор получает заслуженные награды на российских и международных сценах.
Зданию Ногинской школы уже больше 100 лет, за это время оно совсем не изменилось: как внешне, так и внутренне, скорее, напоминает резиденцию царей, чем школу. Чугунные перила, фрески, лепнина, огромные потолки — всё это школа в Подмосковье. С 1908 года в школу ходили дети цеховых рабочих, только мальчики. Через шесть лет в классы стали набирать и девочек. Школа произвела уже 61 выпуск и успешно обучает более 800 человек.
В народе школа Йошкар-Олы больше известна под именем Обыкновенное чудо. Внешне напоминает то ли Хогвартс, то ли замок Золушки из парижского Диснейленда. Здание начали строить в 1990-х годах, деньги в него вложил бизнесмен Сергей Мамаев (говорят, в качестве подарка жене-учительнице). Тогда это был неслыханный шаг: в одном здании собирались объединить начальную школу и детский сад. Сегодня школа доросла уже до полноценного среднего образования — все 11 классов. Рядом со зданием есть конно-спортивный центр, а в школе проводят тренинги для родителей, которые хотят научиться правильно взаимодействовать со своими детьми.
Эта сеть частных британских школ Москвы работает в столице уже 22 года. Обучение проходит строго на английском с использованием стандартов Соединённого Королевства. Даже школьная форма там напоминает одежду из фильмов про английские интернаты. По окончании выпускники получают такой же аттестат зрелости, как по окончании школы в Британии, что даёт им право для свободного обучения в университете любой страны мира. Кроме того, в школе есть и небольшое отделение на русском языке, где обучение проходит так же, как и в остальных школах России.
Помогает детям с непереносимостью школы с тех времён, когда домашнее обучение было чуть ли не преступлением. По новому закону об образовании дети, которым неуютно в школе, имеют право на домашнее воспитание. Таким семьям даже положена компенсация — около 5 000 рублей в месяц. В Центре семейного обучения оказывают педагогическую поддержку как раз таким семьям. Дети из Центра Чапковского официально числятся в московских школах на экстернате: они приходят в центр один-два раза в неделю, педагоги подбирают им учебники, объясняют новые темы, дают и проверяют домашние задания — остальное время дети занимаются сами. В своих школах они только сдают экзамены и получают аттестаты.
БОНУС
Читайте также: