Самая древняя школа буддизма
Обновлено: 08.07.2024
Возникли с распространением буддизма как религиозно-философского учения (VI-V века до н. э., Индия), преимущественно при монастырях. В разные периоды были многочисленны в регионах Южной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока (Индия, Китай, Корея, Япония и др.), во многих странах стали первыми образовательными учреждениями.
Буддистские школы играли важную роль в древних и средневековых азиатских обществах, т. к. считалось, что подлинное познание и приобщение к учению Будды возможно именно через прочтение ряда канонических книг. Обучение в буддистских школах было иерархизировано и дифференцировано по содержанию. Наряду с общим минимумом предметов (алфавит, грамматика, изучение канонических книг, счёт и др.) предусматривались существенные различия в образовании мирян и будущих монахов.
Буддийские монахи выработали последовательную педагогическую систему, основанную на принципах: возможно меньшее количество учеников у одного наставника; достижение духовной близости учителя и ученика; отрицание искусственного стимулирования образовательного процесса, т. е. ответы только на актуальные в данный момент вопросы; комплексное развитие ума, нравственности, памяти, физической культуры. Использовались многочисленные приёмы педагогического воздействия и взаимодействия учителя и воспитанника, в т. ч. логические познавательные задачи, построенные на парадоксах (коаны), самосозерцание, медитация.
В странах, где распространён буддизм, Буддистские школы существуют в модифицированном виде и в XXI веке.
В восемнадцати древних буддийских школах являются теми школами , которые возникли в последовательных делениях до сектантского буддизма , благодаря в первой очереди к различиям в Винай , а позже из - за доктринальные различия, а также географического разделение различных групп..
Резюме
Исторические события
Первый совет
Согласно священным писаниям, через три месяца после смерти Будды (ср. Cullavagga XI.1 и далее), первый совет был созван в Раджагахе некоторыми из его учеников, которые были арахантами . Традиция Тхеравады считает, что никакого конфликта относительно того, чему учил Будда, не возникало, и что учения были разделены на различные части, каждая из которых была назначена старейшине с его учениками, чтобы сохранить их в памяти.
Отчеты об этом совете в Священных Писаниях разных школ различаются по поводу того, что именно там читалось. Некоторые специалисты отрицают тот факт, что первый совет действительно состоялся.
Второй совет
Второй буддийский собор не привел к разделению сангхи , как иногда утверждают некоторые. Это было строго о плохом поведении группы монахов, которые изменили свое отношение после собора.
Период между вторым и третьим советами
Тексты согласны с тем, что первое разделение было проведено между стхавиравадинами и махасангхиками. Некоторые современные ученые считают, что первое разделение произошло в период между вторым и третьим буддийскими соборами и, вероятно, касалось винаи . Однако только два древних источника (Дипавамса и третий список Бхавьи) помещают первый раскол перед Ашокой, и ни один из них не приписывает раскол спору о практике Винаи.
Третий совет при Ашоке
События во время и после Третьего Собора
В пудгалавадинах были также известны как Vatsiputriyas , после того, как имя их предполагаемого основателя. Позже эта группа была названа Саммития по имени одного из ее подразделений. Он умер в IX - го или X - го века. Однако на протяжении большей части раннего средневековья школа саммития была самой большой группой буддистов в Индии, имея больше приверженцев, чем все другие школы вместе взятые. Школа Сарвастивада была в основном расположена в Северо-Западной Индии и разработала некоторые доктрины, которые позже были приняты Махаяной .
Члены махаяны
Китайские паломники
В течение первого тысячелетия китайские монахи, такие как Фасянь , Сюаньцзан и Ицзин, совершали паломничество в Индию и писали отчеты о своих путешествиях, когда вернулись в Китай. Эти китайские путевые заметки представляют собой источники очень интересной информации о состоянии буддизма в Индии в период раннего средневековья.
Восемнадцать школ
Принято считать, что в этот период существовало 18 буддийских школ, но исторические источники не согласны с названиями этих школ. Поэтому происхождение этого названия остается неясным.
Дальнейшее соответствует спискам, приведенным в различных источниках.
Согласно сингальским хроникам
Этот список взят из хроник Шри-Ланки, Дипавамсы и Махавамсы (глава 5). Эти разные течения могли появиться последовательно в течение первых двух столетий после париниббаны Будды.
- Вибхаджьявад/ Theriya или Теравады (санскр: Вибхаджьявад / Sthaviravāda )
- Mahimsāsaka (санскр: махишасак ) - 1 повторного деление
- Sabbatthivāda (санскр: сарвастивады ) - 2 - й дивизион
- Kassapiyā, Kassapikā (санскр: кашьяпия ) - 3 Е Отдел
- Sankantikā (санскр: Sankrantika ) - 4 - го отдела
- Suttavādā (санскр: саутрантик ) - 5 - й Отдел
- Дхаммуттария (санскр .: Дхармоттария ) - 2- я дивизия
- Бхаддаяника (санскр .: Бхадраяня ) - 2- я дивизия
- Чаннагарика (санскр .: Саннагарика ) - 2- е подразделение
- Sammitī, Sammatiyā ( санскр : самматия ) - 2 - й дивизион
- Махасангитинамака ( санскр . : Махасангхика )
- Gokulika (санскр: Гокулик, Gokulika ) - 1 повторного деление
- Paññattivādā (санскр: праджняптивад ) - 2 - й дивизион
- Bahulikā или Bahussutakā (санскр .: Bahuśrutīya ) - 2- я дивизия
Mahavamsa перечисляет шесть других школ, которые появились в Джамбудвипа (материковой Индии) за второе столетие Будды parinibbāna :
- Хемавата (санскр. Хаймавата, "из Гималаев")
- Четыре школы, подразделения Махасангхики в стране Андхра, также называемые школами Андхака:
- Раджагирия
- Сиддхаттхика
- Пуббаселия (санскр .: Пурвашайла)
- Апараселия (санскр .: Апарашайла)
Эти три ветвей воссоединяются авторитетно, в 1160, король Parakkama-Бах 1 - го , в одном Теравадах.
По словам Васумитры
Этот список взят из Самаябхедо Паракана Чакры , автором которого был Васумитра , сарвастивадинский монах .
Среди множества школ сохранились только школы направлений Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна (в соединении с Махаяной).
Содержание
Ранние школы буддизма (никая)
Влияние ранних школ на поздние:
Раздел Виная школы Дхармагуптака используют школы Винаи:- Китайская Люй-цзун
- Наньшань-цзун [11] (в доктринальном плане опирается на учение Йогачары [12] . В XI в. Юаньчжао предпринял усилия к совмещению канонов Тяньтай и Люй и составил комментарий на труды Даосюаня для адептов Тяньтай [13] )
- Корейская Юль-чонъ (кор.) русск. (Кеюль, Намсан)
- Японская Риссю: Тосёдайдзи-ха)
Кроме того, в китайском каноне содержатся виная школ Сарвастивада, Муласарвастивада, Махищасака, Махасангхика [16] , Кашьяпия, Самматия [17]
Другие влияния на поздние школы:
- Китайско-корейско-японская школа Чэнши-цзун (англ.) русск. (Сонсиль (кор.) русск. -чонъ, Дзёдзицу-сю) (сатьясиддхи/таттвасиддхи) считается ответвлением школ Саутрантика, Дхармагуптака или Бахушрутия (поглощена школами Саньлунь и Фасян).
- Китайская школа [старая] [А]питань (кит.) русск. -цзун (абхидхарма) основывалась на толковании абхидхармических текстов школы Сарвастивада
- Китайско-корейско-японская Цзюйшэ (кит.) русск. -цзун (кор. Куса-чонъ, яп. Куся-сю:) (коша) или новая питань-цзун (абхидхарма) считается ответвлением школы Сарвастивада/Саутрантика (является субтрадицией школы Фасян/Хоссо).
Тхеравада
Различные школы Тхеравады связаны с комментаторскими традициями на палийский канон или со специфической практикой. Возможна существенная разница в интерпретации правил винайи.
После смерти Будды его учение было подхвачено множеством поклонников, особенно в северной и центральной частях Индии, и какое-то время передавалось в устной традиции. Позднее были созваны соборы: в 480 году до н. э. – в Радшагрихе и 380 году до н. э. – в Вайшали, на которых учение канонизировалось и был разработан текст так называемого послания Будды. Нельзя не заметить, что уже на втором соборе обнаружились различия в понимании того, чему на самом деле учил Будда. Впоследствии этот факт очень сильно повлиял на судьбу мирового буддизма в целом.
В течение последующих 300-400 лет после канонизации в рамках буддизма появилось около 20 школ (обычно говорят о 18), представлявших две основных группы — стхавиравадинов (палийский вариант тхеравадинов) и махасангхиков; на рубеже нашей эры они инициировали появление главных школ буддизма, существующих и по сей день: Хинаяны (Тхеравады) и Махаяны.
Некоторые из восемнадцати школ отличались друг от друга несущественно, например, пониманием вопросов дисциплинарного кодекса монахов (Винайи), а между некоторыми расхождения были весьма значительными.
Будда завещал свободу философской дискуссии, но при условии неукоснительного следования догматике. Школы возникали в буддизме не в результате привнесения каких-либо новых положений в религиозную доктрину. Они первично различались между собой только в отношении истолкования свода дисциплинарных правил для монахов — членов буддийской общины (сангхи), своих общественных установок и того, каким образом осмыслялась в этих школьных субтрадициях фигура Будды Шакьямуни.
Стхавиравадины и махасангхики
На базе этих первых школ сформировались 2 основных направлений буддизма — Хинаяна и Махаяна.
Самые важные направления и философские школы буддизма
Буддизм распался на различные философские школы скорее под влиянием логики, а не по установленной схеме. Обычно выделяют три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:
Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
Теравадская ветвь распространилась на юге — в Цейлоне, Бирме, Камбодже и Таиланде. В основе ее учения лежат писания Типитака, к-рые призывают к монашескому образу жизни: буддизму надо посвятить свою жизнь целиком. Нирвана — цель существования. Главная добродетель — мудрость. Теравадская школа избегает ритуалов и поощряет медитацию. Понятие Бога, как реального лица, полностью отсутствует.Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
Махаянская ветвь распространилась на севере: в Китае, Японии, Корее, Тибете, Индонезии и Вьетнаме. В ней подчеркивается культовая сторона буддизма: возжжения фимиама, магические процедуры и оккультные ритуалы; статуям Будды воздаются божеские почести и почитается множество божеств. Тибетская форма махаянского буддизма — самая оккультная из всех. Здесь существует правящий класс “священников,” лам, к-рые изучают и толкуют философскую сторону буддизма. Поощряется вдумчивый образ жизни, спокойные темпы, умиротворение. Человек призывается войти в гармонию с природой.Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.
В рамках этих основных групп также существуют известные и знаменитые буддийские направления:
Ламаизм — одно из основных направлений буддизма. Сложился в VII—XIV вв. в Тибете на основе махаяны и тантризма, воспринявших элементы другой религии тибетцев бон-по (разновидность шаманства). Является до настоящего времени основной религией тибетцев, разделяясь на ряд сект и школ. Каноническую основу ламаизма составляют сборники св. текстов — Ганджур (108 томов) и Данджур (225 томов). Для ламаизма характерны пышные богослужения и театрализованные мистерии, проводимые в дацанах (монастырских учебных заведениях), множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний, направленных против гнева богов и козней злых духов.
Ранние школы буддизма (никая)
—Тхеравада (около 240 до н.э.), считается продолжением Стхавиравады и Вибхаджьявады
—Вайбхашики из восточной Индии
—Вайбхашики из центральной Индии
—Мадхьядешика
Влияние ранних школ на поздние:
Тхеравада (хинаяна)
Различные школы Тхеравады связаны с комментаторскими традициями на палийский канон или со специфической практикой. Возможна существенная разница в интерпретации правил винайи.
—Сангхарадж-никая
—Махастхабир-никая
—Тхудхамма-никая
—Шведжин-никая
—Чатубхуммика Махасатипаттхана Нгеттвин никая
—Дхамманудхамма Махадвая никая
—Вейлувун никая
—Дхаммавинаянулома Муладвая никая
—Дхаммаютика-никая Махайин
—Ганавимут Гадо
—Анаукчаунг Двая
—Сиам-никай
—Амарапур-никай
—Рамання-никай
—Маха-никай
—Тхаммают-никай
—Тайская лесная традиция (камматтхана) (лесные монахи есть в обеих никаях)
—Санти Асоке
—Суан Моккх
—Маха-никай
—Тхаммают-никай
—Моха-никай
—Тхаммают-никай
—Маха Бодхи
—Далитское буддийское движение , Наваяна (Тхеравада с элементами Махаяны и Ваджраяны) (см. Амбедкар, Бхимрао Рамджи)
—Джетавана-вихара (Kỳ Viên Tự)
Махаяна
Мадхъямака
—Мадхьямака-рангтонг (свабхавашунья, нихсвабхававада)
—Прасангака (воззрения Гэлуг, Дрикунг Кагью, большинства сакьяпинских и части кармапинских лам)
—Мадхьямака-жентонг (парабхава-шунья) (Маха-Мадхьямака, Парамартха-Читтаматра) (воззрение Ньингма, части сакьяпинских и большинства кармапинских лам, Другпа Кагью, Шангпа Кагью, Джонанг, Римэ)
—Тантрический женьтонг (опирается на Калачакра-тантру, объединён Долпопа Шераб Гьялценом из школы Джонанг с сутрическим)
—Детонг
—Санрон -сю:— японский вариант (поглощена школой Тэндай)
—Самнон (кор.)-чонъ — корейский вариант
Йогачара (Виджнянавада, Читтаматра)
Чань / Дзэн / Сон / Тхиен (дхьяна)
—Винитаручи (Тинидалыути) — вьетнамская школа, основанная учеником третьего патриарха Сэнцаня
—Хиянсан (кор.) — корейская школа, основанная учеником четвёртого патриарха Даосиня Помнаном, влилась в школу Чоге
—Нютоу-цзун (яп. Годзу) (гошринга) — школа, основанная учеником четвёртого патриарха Даосиня, придерживалась воззрения Мадхьямаки
Школы, основанные учениками пятого патриарха Хунжэня:
—Школа Чжишэня, придерживалась взглядов Виджнянавады
—Школа Лаоланя, придерживалась взглядов Виджнянавады
—Школа Сюаньши, придерживалась взглядов Виджнянавады
—Северная школа (Дуншань фа мэнь , Бэй-цзун (яп. Хоку-сю:)) — основана Шэньсю, придерживалась взглядов Виджнянавады
—Южная школа (Нань-цзун) — основана Хуэйнэном, придерживалась взглядов Экаяны
Баотан -цзун (сычуаньский чань)
Цаоси-бэй-цзун, Хэцзэ-цзун -цзун
Цаоси-нань-цзунБуддизм Чистой Земли (амидаизм, амитоизм)
Син-буддизм
Нитирэнизм
Другие школы и течения
—Фудо:-сю: — японская школа
—Критический буддизм (хихан буккё) — японско-китайское течение
—Чань сюэ (‘учение о созерцании’) — направление в китайском буддизме III—V в., делавшее акцент на практике сидячей медитации. Повлияло в дальнейшем на школы Тяньтай и Чань
—Божо сюэ (‘учение о мудрости’) — направление в китайском буддизме III—VI в., делавшее акцент на изучении и толковании сутр Праджняпарамиты, оказало влияние на школу Саньлунь: Лю цзя ци цзун :
—Саньцзе-цзун (фр.)— китайская школа
—Фатзяо Хоахао — вьетнамская синкретическая школа
—Бинь сюен — вьетнамская синкретическая секта
—Помун-чонъ — корейский женский орден
—Лэнце-цзун (ланкаватара) — школа Ланкаватара-сутры, предшественница Чань
—Синсэй Буккё: Кё:дан (яп.) — японская новая религия
—Томун-чонъ — корейская школа
Ваджраяна
Тибето-монгольский буддизм
—Ньингма-па
—Международная Дзогчен-община, созданная Намкхаем Норбу Ринпоче (Санти Маха Сангха)
—Балагатское движение → необуддизм Б. Д. Дандарона
Шесть материнских монастырей
—Дорчжэ Драг
—Миндролинг
—Палри
—Катхог
—Пельюль
—Дзогчен
—ШеченИзвестные циклы тэрма
—Лонгчхэнь Ньингтхиг
—Чоклинг Терсар
—Намчхой
—Дуджом Терсар
—Джангтер (нем.)
—Кхордонг ТерСарма-па
—Сакья-па
—Древняя Кадам-па → Гэлуг-па (Новая Кадам-па)
—Кагью(д)-па
—Ка-Ньинг (Кагью + Ньингма)
—Бон
—Рипа
Аскетическая йогическая традиция в Кагью и Ньингма.—Джонанг-па
Школу иногда рассматривают как подшколу Сакья, однако Джонанг развивалась как самостоятельная школа и сами её представители не считают себя частью Сакья.—Дугэл Шиджед и Чод
Не существует как отдельная линия, но учения практикуются во всех школахОбычно говорят, что в Тибете присутствуют четыре духовные традиции: ньингма, кагью, сакья и гелуг, причем гелуг является наследницей более ранней традиции кадам, появившись в результате ее реформирования последней. Однако когда в декабре 1988 года Его Святейшество Далай-лама созвал в индийском городе Сарнатхе конференцию тулку (лам-перерожденцев) разных традиций, он подчеркнул, что важно включать в число тибетских традиций и добуддийскую традицию бон, говоря, таким образом, о пяти тибетских традициях.
Первой в Тибете появилась традиция Ньингма, что означает "древняя", или "Старая". Она стала результатом работы Гуру Падмасамбхавы, принесшего буддизм в Тибет, царя Трисонга Дэцена и Бодхисаттвы Шантаракшиты.
Традицию Гелуг основал ученый Цонгкапа Лобзанг Драгпа. Это самая молодая из главных четырех школ тибетского буддизма. Главную роль здесь играет соблюдение монашеских правил Винайи и "постепенный путь" к Просветлению, унаследованный от Атиши. Эту линию сейчас возглавляет Далай-лама, сознательно перерождающийся лама.
Из трех мировых религий буддизм — самое древнее вероучение: ему более 2,5 тысяч лет. Его принципы и воззрения органично воспринимаются новыми поколениями. Идеи буддизма присутствуют во многих современных системах самосовершенствования, далеких от религии. Кратко рассмотрим, в чем притягательность ценностей этого учения.
Главное о буддизме
Буддизм возник в Древней Индии в середине I тысячелетия до нашей эры. Его появление связывают с именем принца Сиддхартхи Гаутамы. До 30 лет он жил безмятежно и был потрясен, увидев горе, нужды и смерть людей. Принц стал аскетом, наблюдал за своим сознанием и духовным миром, медитировал, в результате чего достиг просветления — стал Буддой. С 35 лет он стал проповедовать новое учение.
Несколько веков учение Будды существовало в устных преданиях. Только в I веке до н. э. его впервые записали на пальмовых листьях. С тех пор приверженцы этой религиозной системы создали множество трудов, которые стали основой этики буддизма.
Что такое буддизм?
Буддизм в целом рассматривается как религиозно–философское учение, его определяют как:
- религию;
- философию;
- этическое учение;
- культурную традицию.
Будда утверждал, что каждый человек своими усилиями может стать просветленным и частью божественной сущности. Поэтому последователи не наделяли своего учителя сверхъестественными чертами, не обожествляли. В самом учении отрицается существование Бога-творца и вечной души. В этом существенное отличие буддизма от возникших позже христианства и ислама.
Известный ученый-религиовед, буддолог Евгений Торчинов объясняет, что буддизм стал мировой религией, потому что переступил границы и распространился среди сотен миллионов жителей планеты, его духом пронизана вся культура Востока.
Медитация — путь к просветлению разума: Pxhere
Суть и философия буддизма
Будда утверждал, что понимание жизни пришло к нему не как божественное откровение, а стало результатом размышлений. Его интересовало, почему жизнь людей так тяжела и есть ли возможность избавления от этого.
В чем заключается философия буддизма? Будда сформулировал 4 постулата учения:
- Мир полон страданий и несовершенства. Человек существует в условиях страха, тревожности, непостоянства. Они искажают реальность, поэтому следует постигнуть причину страданий, чтобы найти путь избавления от них.
- Источник страданий человека Будда находит в желаниях и страстях, в жажде жизни и чувственных удовольствиях, которые одолевают людей. Эти страсти заставляют вращаться колесо жизни по кругу рождений и смертей.
- Есть возможность вырваться из этого круговорота, чтобы прекратить страдания. Это путь преодоления страстей, путь просветления. Высшая цель этого пути — достижение нирваны (состояния блаженного небытия).
- Будда определил, как идти к этой цели. Он описал путь спасения, который состоит из 8 этапов, в том числе:
- соблюдение этических норм;
- постижение мудрости;
- медитации и др.
Другое название пути — срединный, то есть равноудаленный как от аскетизма, так и от удовольствий.
Направления и школы буддизма, современные формы
Основные идеи буддизма: Pixabay
В результате распространения вероучения еще в древности возникли его разновидности. Какие есть направления буддизма? Главные из них:
- Хинаяна — направление, которое возникло в III веке до н. э. Его сторонники идеализировали монашескую жизнь, считали, что никто не может помочь человеку на пути спасения, что это возможно сделать, только приложив собственные усилия.
- Направление махаяна зародилось позже, в I веке н. э. В нем преобладало мнение, что миряне в благочестии могут сравняться с монашеством, а помощь на пути спасения им окажут святые.
- Внутри махаяны в V веке возникло тантрическое направление — ваджраяна. В нем главным средством достижения просветления считались тайные мантры.
В США и Западной Европе в начале ХХ века учение распространилось в виде дзен-буддизма. Современный исследователь Н. Кузнецова отмечает, что его сторонники — это преимущественно интеллектуалы. Для них приоритетным стало достижение контроля разума над телом, медитация и йога. Наблюдается своеобразная американизация буддизма — создаются дзен-центры, коммуны молодежи и студентов.
Основные принципы и уроки буддизма
За века и тысячелетия существования религиозно-философского учения в его рамках сформировались основы морали и нравственности. Они составляют общечеловеческие ценности, не утратившие актуальности и для современного человека.
Правила буддизма
В основу этики буддизма положены 5 обетов (правил), общих для всех направлений учения:
- Запрет на причинение вреда всем живым существам. Прямо запрещаются убийства, в том числе смертная казнь, эвтаназия, аборты. Как продолжение этого завета, культивируются доброта, сострадание, благожелательность.
- Запрещается воровство. Приветствуется проявление щедрости и самоотверженность.
- Прелюбодеяние запрещается во всех формах. Буддисты призывают формировать сексуальную ответственность, приверженность долгосрочным обязательствам.
- Порицаются лживые высказывания, оскорбления, ругань, сплетни. Последователи учения призывают воспитывать в себе такие качества, как честность и надежность.
- Буддизм осуждает любые формы опьянения — алкоголь, наркотики и пр.
Таким образом, этика буддизма основывается на принципах умеренности и благожелательности к миру (нельзя наносить вред никому и ничему). В ней приветствуется развитие чистых и благородных качеств, которые очищают разум и ведут к просветлению.
Направления буддизма: Pixabay
Чему учит буддизм?
Учение Будды основано не на вере, а на многогранном опыте. Оно совершенствовалось многими последователями, создавшими тысячи трудов. В результате сложилась этика буддизма, которой руководствуются миллионы людей на планете в повседневной жизни.
Есть некоторые правила, которые имеют практическое значение не только для приверженцев этого учения:
- Будьте благодарны за все, что происходит в вашей жизни. Хорошие явления делают нас счастливее, плохие приносят опыт, чему-то учат. Благодарность притягивает радость, любовь, здоровье и процветание.
- Умейте прощать. Обиды травят душу, мешают жить. Освобождение от них приносит душевный покой.
- Никто не появляется в вашей жизни случайно. Каждый человек возник с какой-то целью, но вам решать, принимать его урок или отвергнуть.
- Верьте, что в самые тяжелые времена Вселенная придет на помощь. Человеку не будет дано больше испытаний, чем он сможет вынести.
- Решайте проблемы через их осознание. Не загоняйте их внутрь — смотрите правде в глаза. Буддизм учит, как принять страхи и слабости, пройти через них, чтобы избавиться.
- Делитесь любовью, мудростью, талантом. Все, что отдаете, к вам вернется. Отдаете хорошее — получите в ответ много прекрасного.
- Достижение совершенства, перфекционизм — иллюзия. Расслабьтесь и позвольте себе делать ошибки, будьте счастливы независимо от результата своих усилий.
- Живите настоящим, а из прошлого выносите уроки. О будущем мечтайте без фанатизма, но помните, что счастье здесь и сейчас.
- Живите среди тех, кто вас любит и поддерживает. Не тратьте жизнь на тех, кто в вас не верит.
- Берите от природы и окружающего мира энергию и все, что требуется для здоровья. Это просто и доступно всем.
- Не принимайте все слишком близко к сердцу, позже пожалеете о своих страданиях, которые того не стоили.
Человеку свойственно стремление к лучшему, он ищет пути развития и совершенствования. Философия буддизма дала многое современным системам саморазвития. Она предлагает понятные принципы и правила, которые изменяют жизнь человека и его взаимоотношение с миром в лучшую сторону.
Читайте также:
- Наньшань-цзун [11] (в доктринальном плане опирается на учение Йогачары [12] . В XI в. Юаньчжао предпринял усилия к совмещению канонов Тяньтай и Люй и составил комментарий на труды Даосюаня для адептов Тяньтай [13] )
- Gokulika (санскр: Гокулик, Gokulika ) - 1 повторного деление
- Sankantikā (санскр: Sankrantika ) - 4 - го отдела
- Kassapiyā, Kassapikā (санскр: кашьяпия ) - 3 Е Отдел
- Sabbatthivāda (санскр: сарвастивады ) - 2 - й дивизион
- Mahimsāsaka (санскр: махишасак ) - 1 повторного деление