Самая древняя школа буддизма

Обновлено: 08.07.2024

Воз­ник­ли с рас­про­стра­не­ни­ем буд­диз­ма как ре­лигиозно-фи­лософского уче­ния (VI-V века до н. э., Ин­дия), пре­имущественно при мо­на­сты­рях. В раз­ные пе­рио­ды бы­ли мно­го­чис­лен­ны в ре­гио­нах Юж­ной и Юго-Восточной Азии, Даль­не­го Вос­то­ка (Ин­дия, Ки­тай, Ко­рея, Япо­ния и др.), во многих стра­нах ста­ли пер­вы­ми об­ра­зо­вательными уч­ре­ж­де­ния­ми.

Буддистские школы иг­ра­ли важ­ную роль в древ­них и средневековых ази­атских об­ще­ст­вах, т. к. счи­та­лось, что под­лин­ное по­зна­ние и при­об­ще­ние к уче­нию Буд­ды воз­мож­но имен­но че­рез про­чте­ние ря­да ка­но­нических книг. Обу­че­ние в буддистских школах бы­ло ие­рар­хи­зи­ро­ва­но и диф­фе­рен­ци­ро­ва­но по со­дер­жа­нию. На­ря­ду с об­щим ми­ни­му­мом пред­ме­тов (ал­фа­вит, грам­ма­ти­ка, изу­че­ние ка­но­нических книг, счёт и др.) пре­ду­смат­ри­ва­лись су­ще­ст­вен­ные раз­ли­чия в об­ра­зо­ва­нии ми­рян и бу­ду­щих мо­на­хов.

Буд­дий­ские мо­на­хи вы­ра­бо­та­ли по­сле­до­ва­тель­ную пе­да­го­гическую сис­те­му, ос­но­ван­ную на прин­ци­пах: воз­мож­но мень­шее ко­личе­ст­во уче­ни­ков у од­но­го на­став­ни­ка; дос­ти­же­ние ду­хов­ной бли­зо­сти учи­те­ля и уче­ни­ка; от­ри­ца­ние ис­кусственного сти­му­ли­ро­ва­ния об­ра­зо­вательного про­цес­са, т. е. от­ве­ты толь­ко на ак­ту­аль­ные в дан­ный мо­мент во­про­сы; ком­плекс­ное раз­ви­тие ума, нрав­ст­вен­но­сти, па­мя­ти, фи­зической куль­ту­ры. Ис­поль­зо­ва­лись мно­го­численные приё­мы пе­да­го­гического воз­дей­ст­вия и взаи­мо­дей­ст­вия учи­те­ля и вос­пи­тан­ни­ка, в т. ч. ло­ги­че­ские по­зна­вательные за­да­чи, по­стро­ен­ные на па­ра­док­сах (коа­ны), са­мо­со­зер­ца­ние, ме­ди­та­ция.

В стра­нах, где рас­про­стра­нён буд­дизм, Буддистские школы су­ще­ст­ву­ют в мо­ди­фи­ци­ро­ван­ном ви­де и в XXI веке.

В восемнадцати древних буддийских школах являются теми школами , которые возникли в последовательных делениях до сектантского буддизма , благодаря в первой очереди к различиям в Винай , а позже из - за доктринальные различия, а также географического разделение различных групп..

Резюме

Исторические события

Первый совет

Согласно священным писаниям, через три месяца после смерти Будды (ср. Cullavagga XI.1 и далее), первый совет был созван в Раджагахе некоторыми из его учеников, которые были арахантами . Традиция Тхеравады считает, что никакого конфликта относительно того, чему учил Будда, не возникало, и что учения были разделены на различные части, каждая из которых была назначена старейшине с его учениками, чтобы сохранить их в памяти.

Отчеты об этом совете в Священных Писаниях разных школ различаются по поводу того, что именно там читалось. Некоторые специалисты отрицают тот факт, что первый совет действительно состоялся.

Второй совет

Второй буддийский собор не привел к разделению сангхи , как иногда утверждают некоторые. Это было строго о плохом поведении группы монахов, которые изменили свое отношение после собора.

Период между вторым и третьим советами

Тексты согласны с тем, что первое разделение было проведено между стхавиравадинами и махасангхиками. Некоторые современные ученые считают, что первое разделение произошло в период между вторым и третьим буддийскими соборами и, вероятно, касалось винаи . Однако только два древних источника (Дипавамса и третий список Бхавьи) помещают первый раскол перед Ашокой, и ни один из них не приписывает раскол спору о практике Винаи.

Третий совет при Ашоке

События во время и после Третьего Собора

В пудгалавадинах были также известны как Vatsiputriyas , после того, как имя их предполагаемого основателя. Позже эта группа была названа Саммития по имени одного из ее подразделений. Он умер в IX - го или X - го века. Однако на протяжении большей части раннего средневековья школа саммития была самой большой группой буддистов в Индии, имея больше приверженцев, чем все другие школы вместе взятые. Школа Сарвастивада была в основном расположена в Северо-Западной Индии и разработала некоторые доктрины, которые позже были приняты Махаяной .

Члены махаяны

Китайские паломники

В течение первого тысячелетия китайские монахи, такие как Фасянь , Сюаньцзан и Ицзин, совершали паломничество в Индию и писали отчеты о своих путешествиях, когда вернулись в Китай. Эти китайские путевые заметки представляют собой источники очень интересной информации о состоянии буддизма в Индии в период раннего средневековья.

Восемнадцать школ

Принято считать, что в этот период существовало 18 буддийских школ, но исторические источники не согласны с названиями этих школ. Поэтому происхождение этого названия остается неясным.

Дальнейшее соответствует спискам, приведенным в различных источниках.

Согласно сингальским хроникам

Этот список взят из хроник Шри-Ланки, Дипавамсы и Махавамсы (глава 5). Эти разные течения могли появиться последовательно в течение первых двух столетий после париниббаны Будды.

  • Вибхаджьявад/ Theriya или Теравады (санскр: Вибхаджьявад / Sthaviravāda )
    • Mahimsāsaka (санскр: махишасак ) - 1 повторного деление
      • Sabbatthivāda (санскр: сарвастивады ) - 2 - й дивизион
        • Kassapiyā, Kassapikā (санскр: кашьяпия ) - 3 Е Отдел
          • Sankantikā (санскр: Sankrantika ) - 4 - го отдела
            • Suttavādā (санскр: саутрантик ) - 5 - й Отдел
            • Дхаммуттария (санскр .: Дхармоттария ) - 2- я дивизия
            • Бхаддаяника (санскр .: Бхадраяня ) - 2- я дивизия
            • Чаннагарика (санскр .: Саннагарика ) - 2- е подразделение
            • Sammitī, Sammatiyā ( санскр : самматия ) - 2 - й дивизион
            • Махасангитинамака ( санскр . : Махасангхика )
              • Gokulika (санскр: Гокулик, Gokulika ) - 1 повторного деление
                • Paññattivādā (санскр: праджняптивад ) - 2 - й дивизион
                • Bahulikā или Bahussutakā (санскр .: Bahuśrutīya ) - 2- я дивизия

                Mahavamsa перечисляет шесть других школ, которые появились в Джамбудвипа (материковой Индии) за второе столетие Будды parinibbāna :

                • Хемавата (санскр. Хаймавата, "из Гималаев")
                • Четыре школы, подразделения Махасангхики в стране Андхра, также называемые школами Андхака:
                  • Раджагирия
                  • Сиддхаттхика
                  • Пуббаселия (санскр .: Пурвашайла)
                  • Апараселия (санскр .: Апарашайла)

                  Эти три ветвей воссоединяются авторитетно, в 1160, король Parakkama-Бах 1 - го , в одном Теравадах.

                  По словам Васумитры

                  Этот список взят из Самаябхедо Паракана Чакры , автором которого был Васумитра , сарвастивадинский монах .

                  Среди множества школ сохранились только школы направлений Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна (в соединении с Махаяной).

                  Содержание

                  Ранние школы буддизма (никая)

                  Влияние ранних школ на поздние:
                  Раздел Виная школы Дхармагуптака используют школы Винаи:

                  • Китайская Люй-цзун
                    • Наньшань-цзун [11] (в доктринальном плане опирается на учение Йогачары [12] . В XI в. Юаньчжао предпринял усилия к совмещению канонов Тяньтай и Люй и составил комментарий на труды Даосюаня для адептов Тяньтай [13] )
                      • Корейская Юль-чонъ (кор.) русск. (Кеюль, Намсан)
                      • Японская Риссю: Тосёдайдзи-ха)

                      Кроме того, в китайском каноне содержатся виная школ Сарвастивада, Муласарвастивада, Махищасака, Махасангхика [16] , Кашьяпия, Самматия [17]

                      Другие влияния на поздние школы:

                      • Китайско-корейско-японская школа Чэнши-цзун (англ.) русск. (Сонсиль (кор.) русск. -чонъ, Дзёдзицу-сю) (сатьясиддхи/таттвасиддхи) считается ответвлением школ Саутрантика, Дхармагуптака или Бахушрутия (поглощена школами Саньлунь и Фасян).
                      • Китайская школа [старая] [А]питань (кит.) русск. -цзун (абхидхарма) основывалась на толковании абхидхармических текстов школы Сарвастивада
                      • Китайско-корейско-японская Цзюйшэ (кит.) русск. -цзун (кор. Куса-чонъ, яп. Куся-сю:) (коша) или новая питань-цзун (абхидхарма) считается ответвлением школы Сарвастивада/Саутрантика (является субтрадицией школы Фасян/Хоссо).

                      Тхеравада

                      Различные школы Тхеравады связаны с комментаторскими традициями на палийский канон или со специфической практикой. Возможна существенная разница в интерпретации правил винайи.

                      После смерти Будды его учение было подхвачено множеством поклонников, особенно в северной и центральной частях Индии, и какое-то время передавалось в устной традиции. Позднее были созваны соборы: в 480 году до н. э. – в Радшагрихе и 380 году до н. э. – в Вайшали, на которых учение канонизировалось и был разработан текст так называемого послания Будды. Нельзя не заметить, что уже на втором соборе обнаружились различия в понимании того, чему на самом деле учил Будда. Впоследствии этот факт очень сильно повлиял на судьбу мирового буддизма в целом.

                      В течение последующих 300-400 лет после канонизации в рамках буддизма появилось около 20 школ (обычно говорят о 18), представлявших две основных группы — стхавиравадинов (палийский вариант тхеравадинов) и махасангхиков; на рубеже нашей эры они инициировали появление главных школ буддизма, существующих и по сей день: Хинаяны (Тхеравады) и Махаяны.

                      Некоторые из восемнадцати школ отличались друг от друга несущественно, например, пониманием вопросов дисциплинарного кодекса монахов (Винайи), а между некоторыми расхождения были весьма значительными.

                      Будда завещал свободу философской дискуссии, но при условии неукоснительного следования догматике. Школы возникали в буддизме не в результате привнесения каких-либо новых положений в религиозную доктрину. Они первично различались между собой только в отношении истолкования свода дисциплинарных правил для монахов — членов буддийской общины (сангхи), своих общественных установок и того, каким образом осмыслялась в этих школьных субтрадициях фигура Будды Шакьямуни.

                      Стхавиравадины и махасангхики

                      На базе этих первых школ сформировались 2 основных направлений буддизма — Хинаяна и Махаяна.

                      Самые важные направления и философские школы буддизма

                      Буддизм распался на различные философские школы скорее под влиянием логики, а не по установленной схеме. Обычно выделяют три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

                      Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
                      Теравадская ветвь распространилась на юге — в Цейлоне, Бирме, Камбодже и Таиланде. В основе ее учения лежат писания Типитака, к-рые призывают к монашескому образу жизни: буддизму надо посвятить свою жизнь целиком. Нирвана — цель существования. Главная добродетель — мудрость. Теравадская школа избегает ритуалов и поощряет медитацию. Понятие Бога, как реального лица, полностью отсутствует.

                      Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
                      Махаянская ветвь распространилась на севере: в Китае, Японии, Корее, Тибете, Индонезии и Вьетнаме. В ней подчеркивается культовая сторона буддизма: возжжения фимиама, магические процедуры и оккультные ритуалы; статуям Будды воздаются божеские почести и почитается множество божеств. Тибетская форма махаянского буддизма — самая оккультная из всех. Здесь существует правящий класс “священников,” лам, к-рые изучают и толкуют философскую сторону буддизма. Поощряется вдумчивый образ жизни, спокойные темпы, умиротворение. Человек призывается войти в гармонию с природой.

                      Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

                      В рамках этих основных групп также существуют известные и знаменитые буддийские направления:

                      Ламаизм — одно из основных направлений буддизма. Сложился в VII—XIV вв. в Тибете на основе махаяны и тантризма, воспринявших элементы другой религии тибетцев бон-по (разновидность шаманства). Является до настоящего времени основной религией тибетцев, разделяясь на ряд сект и школ. Каноническую основу ламаизма составляют сборники св. текстов — Ганджур (108 томов) и Данджур (225 томов). Для ламаизма характерны пышные богослужения и театрализованные мистерии, проводимые в дацанах (монастырских учебных заведениях), множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний, направленных против гнева богов и козней злых духов.

                      Ранние школы буддизма (никая)

                      —Тхеравада (около 240 до н.э.), считается продолжением Стхавиравады и Вибхаджьявады

                      —Вайбхашики из восточной Индии

                      —Вайбхашики из центральной Индии

                      —Мадхьядешика

                      Влияние ранних школ на поздние:

                      Тхеравада (хинаяна)

                      Различные школы Тхеравады связаны с комментаторскими традициями на палийский канон или со специфической практикой. Возможна существенная разница в интерпретации правил винайи.

                      —Сангхарадж-никая

                      —Махастхабир-никая

                      —Тхудхамма-никая

                      —Шведжин-никая

                      —Чатубхуммика Махасатипаттхана Нгеттвин никая

                      —Дхамманудхамма Махадвая никая

                      —Вейлувун никая

                      —Дхаммавинаянулома Муладвая никая

                      —Дхаммаютика-никая Махайин

                      —Ганавимут Гадо

                      —Анаукчаунг Двая

                      —Сиам-никай

                      —Амарапур-никай

                      —Рамання-никай

                      —Маха-никай

                      —Тхаммают-никай

                      —Тайская лесная традиция (камматтхана) (лесные монахи есть в обеих никаях)

                      —Санти Асоке

                      —Суан Моккх

                      —Маха-никай

                      —Тхаммают-никай

                      —Моха-никай

                      —Тхаммают-никай

                      —Маха Бодхи

                      —Далитское буддийское движение , Наваяна (Тхеравада с элементами Махаяны и Ваджраяны) (см. Амбедкар, Бхимрао Рамджи)

                      —Джетавана-вихара (Kỳ Viên Tự)

                      Махаяна

                      Мадхъямака

                      —Мадхьямака-рангтонг (свабхавашунья, нихсвабхававада)

                      —Прасангака (воззрения Гэлуг, Дрикунг Кагью, большинства сакьяпинских и части кармапинских лам)

                      —Мадхьямака-жентонг (парабхава-шунья) (Маха-Мадхьямака, Парамартха-Читтаматра) (воззрение Ньингма, части сакьяпинских и большинства кармапинских лам, Другпа Кагью, Шангпа Кагью, Джонанг, Римэ)

                      —Тантрический женьтонг (опирается на Калачакра-тантру, объединён Долпопа Шераб Гьялценом из школы Джонанг с сутрическим)

                      —Детонг

                      —Санрон -сю:— японский вариант (поглощена школой Тэндай)

                      —Самнон (кор.)-чонъ — корейский вариант

                      Йогачара (Виджнянавада, Читтаматра)

                      Чань / Дзэн / Сон / Тхиен (дхьяна)

                      —Винитаручи (Тинидалыути) — вьетнамская школа, основанная учеником третьего патриарха Сэнцаня

                      —Хиянсан (кор.) — корейская школа, основанная учеником четвёртого патриарха Даосиня Помнаном, влилась в школу Чоге

                      —Нютоу-цзун (яп. Годзу) (гошринга) — школа, основанная учеником четвёртого патриарха Даосиня, придерживалась воззрения Мадхьямаки

                      Школы, основанные учениками пятого патриарха Хунжэня:

                      —Школа Чжишэня, придерживалась взглядов Виджнянавады

                      —Школа Лаоланя, придерживалась взглядов Виджнянавады

                      —Школа Сюаньши, придерживалась взглядов Виджнянавады

                      —Северная школа (Дуншань фа мэнь , Бэй-цзун (яп. Хоку-сю:)) — основана Шэньсю, придерживалась взглядов Виджнянавады

                      —Южная школа (Нань-цзун) — основана Хуэйнэном, придерживалась взглядов Экаяны

                      Баотан -цзун (сычуаньский чань)
                      Цаоси-бэй-цзун, Хэцзэ-цзун -цзун
                      Цаоси-нань-цзун

                      Буддизм Чистой Земли (амидаизм, амитоизм)

                      Син-буддизм

                      Нитирэнизм

                      Другие школы и течения

                      —Фудо:-сю: — японская школа

                      —Критический буддизм (хихан буккё) — японско-китайское течение

                      —Чань сюэ (‘учение о созерцании’) — направление в китайском буддизме III—V в., делавшее акцент на практике сидячей медитации. Повлияло в дальнейшем на школы Тяньтай и Чань

                      —Божо сюэ (‘учение о мудрости’) — направление в китайском буддизме III—VI в., делавшее акцент на изучении и толковании сутр Праджняпарамиты, оказало влияние на школу Саньлунь: Лю цзя ци цзун :

                      —Саньцзе-цзун (фр.)— китайская школа

                      —Фатзяо Хоахао — вьетнамская синкретическая школа

                      —Бинь сюен — вьетнамская синкретическая секта

                      —Помун-чонъ — корейский женский орден

                      —Лэнце-цзун (ланкаватара) — школа Ланкаватара-сутры, предшественница Чань

                      —Синсэй Буккё: Кё:дан (яп.) — японская новая религия

                      —Томун-чонъ — корейская школа

                      Ваджраяна

                      Тибето-монгольский буддизм

                      —Ньингма-па

                      —Международная Дзогчен-община, созданная Намкхаем Норбу Ринпоче (Санти Маха Сангха)

                      —Балагатское движение → необуддизм Б. Д. Дандарона

                      Шесть материнских монастырей
                      —Дорчжэ Драг
                      —Миндролинг
                      —Палри
                      —Катхог
                      —Пельюль
                      —Дзогчен
                      —Шечен

                      Известные циклы тэрма
                      —Лонгчхэнь Ньингтхиг
                      —Чоклинг Терсар
                      —Намчхой
                      —Дуджом Терсар
                      —Джангтер (нем.)
                      —Кхордонг Тер

                      Сарма-па

                      —Сакья-па

                      —Древняя Кадам-па → Гэлуг-па (Новая Кадам-па)

                      —Кагью(д)-па

                      —Ка-Ньинг (Кагью + Ньингма)

                      —Бон

                      —Рипа
                      Аскетическая йогическая традиция в Кагью и Ньингма.

                      —Джонанг-па
                      Школу иногда рассматривают как подшколу Сакья, однако Джонанг развивалась как самостоятельная школа и сами её представители не считают себя частью Сакья.

                      —Дугэл Шиджед и Чод
                      Не существует как отдельная линия, но учения практикуются во всех школах

                      Обычно говорят, что в Тибете присутствуют четыре духовные традиции: ньингма, кагью, сакья и гелуг, причем гелуг является наследницей более ранней традиции кадам, появившись в результате ее реформирования последней. Однако когда в декабре 1988 года Его Святейшество Далай-лама созвал в индийском городе Сарнатхе конференцию тулку (лам-перерожденцев) разных традиций, он подчеркнул, что важно включать в число тибетских традиций и добуддийскую традицию бон, говоря, таким образом, о пяти тибетских традициях.

                      Первой в Тибете появилась традиция Ньингма, что означает "древняя", или "Старая". Она стала результатом работы Гуру Падмасамбхавы, принесшего буддизм в Тибет, царя Трисонга Дэцена и Бодхисаттвы Шантаракшиты.

                      Традицию Гелуг основал ученый Цонгкапа Лобзанг Драгпа. Это самая молодая из главных четырех школ тибетского буддизма. Главную роль здесь играет соблюдение монашеских правил Винайи и "постепенный путь" к Просветлению, унаследованный от Атиши. Эту линию сейчас возглавляет Далай-лама, сознательно перерождающийся лама.

                      Фигурка Будды

                      Из трех мировых религий буддизм — самое древнее вероучение: ему более 2,5 тысяч лет. Его принципы и воззрения органично воспринимаются новыми поколениями. Идеи буддизма присутствуют во многих современных системах самосовершенствования, далеких от религии. Кратко рассмотрим, в чем притягательность ценностей этого учения.

                      Главное о буддизме

                      Буддизм возник в Древней Индии в середине I тысячелетия до нашей эры. Его появление связывают с именем принца Сиддхартхи Гаутамы. До 30 лет он жил безмятежно и был потрясен, увидев горе, нужды и смерть людей. Принц стал аскетом, наблюдал за своим сознанием и духовным миром, медитировал, в результате чего достиг просветления — стал Буддой. С 35 лет он стал проповедовать новое учение.

                      Несколько веков учение Будды существовало в устных преданиях. Только в I веке до н. э. его впервые записали на пальмовых листьях. С тех пор приверженцы этой религиозной системы создали множество трудов, которые стали основой этики буддизма.

                      Что такое буддизм?

                      Буддизм в целом рассматривается как религиозно–философское учение, его определяют как:

                      • религию;
                      • философию;
                      • этическое учение;
                      • культурную традицию.

                      Будда утверждал, что каждый человек своими усилиями может стать просветленным и частью божественной сущности. Поэтому последователи не наделяли своего учителя сверхъестественными чертами, не обожествляли. В самом учении отрицается существование Бога-творца и вечной души. В этом существенное отличие буддизма от возникших позже христианства и ислама.

                      Известный ученый-религиовед, буддолог Евгений Торчинов объясняет, что буддизм стал мировой религией, потому что переступил границы и распространился среди сотен миллионов жителей планеты, его духом пронизана вся культура Востока.

                      Фигурка медитирующего человека

                      Медитация — путь к просветлению разума: Pxhere

                      Суть и философия буддизма

                      Будда утверждал, что понимание жизни пришло к нему не как божественное откровение, а стало результатом размышлений. Его интересовало, почему жизнь людей так тяжела и есть ли возможность избавления от этого.

                      В чем заключается философия буддизма? Будда сформулировал 4 постулата учения:

                      1. Мир полон страданий и несовершенства. Человек существует в условиях страха, тревожности, непостоянства. Они искажают реальность, поэтому следует постигнуть причину страданий, чтобы найти путь избавления от них.
                      2. Источник страданий человека Будда находит в желаниях и страстях, в жажде жизни и чувственных удовольствиях, которые одолевают людей. Эти страсти заставляют вращаться колесо жизни по кругу рождений и смертей.
                      3. Есть возможность вырваться из этого круговорота, чтобы прекратить страдания. Это путь преодоления страстей, путь просветления. Высшая цель этого пути — достижение нирваны (состояния блаженного небытия).
                      4. Будда определил, как идти к этой цели. Он описал путь спасения, который состоит из 8 этапов, в том числе:
                      • соблюдение этических норм;
                      • постижение мудрости;
                      • медитации и др.

                      Другое название пути — срединный, то есть равноудаленный как от аскетизма, так и от удовольствий.

                      Направления и школы буддизма, современные формы

                      Ряды людей в оранжевых одеждах

                      Основные идеи буддизма: Pixabay

                      В результате распространения вероучения еще в древности возникли его разновидности. Какие есть направления буддизма? Главные из них:

                      1. Хинаяна — направление, которое возникло в III веке до н. э. Его сторонники идеализировали монашескую жизнь, считали, что никто не может помочь человеку на пути спасения, что это возможно сделать, только приложив собственные усилия.
                      2. Направление махаяна зародилось позже, в I веке н. э. В нем преобладало мнение, что миряне в благочестии могут сравняться с монашеством, а помощь на пути спасения им окажут святые.
                      3. Внутри махаяны в V веке возникло тантрическое направление — ваджраяна. В нем главным средством достижения просветления считались тайные мантры.

                      В США и Западной Европе в начале ХХ века учение распространилось в виде дзен-буддизма. Современный исследователь Н. Кузнецова отмечает, что его сторонники — это преимущественно интеллектуалы. Для них приоритетным стало достижение контроля разума над телом, медитация и йога. Наблюдается своеобразная американизация буддизма — создаются дзен-центры, коммуны молодежи и студентов.

                      Основные принципы и уроки буддизма

                      За века и тысячелетия существования религиозно-философского учения в его рамках сформировались основы морали и нравственности. Они составляют общечеловеческие ценности, не утратившие актуальности и для современного человека.

                      Правила буддизма

                      В основу этики буддизма положены 5 обетов (правил), общих для всех направлений учения:

                      1. Запрет на причинение вреда всем живым существам. Прямо запрещаются убийства, в том числе смертная казнь, эвтаназия, аборты. Как продолжение этого завета, культивируются доброта, сострадание, благожелательность.
                      2. Запрещается воровство. Приветствуется проявление щедрости и самоотверженность.
                      3. Прелюбодеяние запрещается во всех формах. Буддисты призывают формировать сексуальную ответственность, приверженность долгосрочным обязательствам.
                      4. Порицаются лживые высказывания, оскорбления, ругань, сплетни. Последователи учения призывают воспитывать в себе такие качества, как честность и надежность.
                      5. Буддизм осуждает любые формы опьянения — алкоголь, наркотики и пр.

                      Таким образом, этика буддизма основывается на принципах умеренности и благожелательности к миру (нельзя наносить вред никому и ничему). В ней приветствуется развитие чистых и благородных качеств, которые очищают разум и ведут к просветлению.

                      Позолоченная статуя Будды

                      Направления буддизма: Pixabay

                      Чему учит буддизм?

                      Учение Будды основано не на вере, а на многогранном опыте. Оно совершенствовалось многими последователями, создавшими тысячи трудов. В результате сложилась этика буддизма, которой руководствуются миллионы людей на планете в повседневной жизни.

                      Есть некоторые правила, которые имеют практическое значение не только для приверженцев этого учения:

                      • Будьте благодарны за все, что происходит в вашей жизни. Хорошие явления делают нас счастливее, плохие приносят опыт, чему-то учат. Благодарность притягивает радость, любовь, здоровье и процветание.
                      • Умейте прощать. Обиды травят душу, мешают жить. Освобождение от них приносит душевный покой.
                      • Никто не появляется в вашей жизни случайно. Каждый человек возник с какой-то целью, но вам решать, принимать его урок или отвергнуть.
                      • Верьте, что в самые тяжелые времена Вселенная придет на помощь. Человеку не будет дано больше испытаний, чем он сможет вынести.
                      • Решайте проблемы через их осознание. Не загоняйте их внутрь — смотрите правде в глаза. Буддизм учит, как принять страхи и слабости, пройти через них, чтобы избавиться.
                      • Делитесь любовью, мудростью, талантом. Все, что отдаете, к вам вернется. Отдаете хорошее — получите в ответ много прекрасного.
                      • Достижение совершенства, перфекционизм — иллюзия. Расслабьтесь и позвольте себе делать ошибки, будьте счастливы независимо от результата своих усилий.
                      • Живите настоящим, а из прошлого выносите уроки. О будущем мечтайте без фанатизма, но помните, что счастье здесь и сейчас.
                      • Живите среди тех, кто вас любит и поддерживает. Не тратьте жизнь на тех, кто в вас не верит.
                      • Берите от природы и окружающего мира энергию и все, что требуется для здоровья. Это просто и доступно всем.
                      • Не принимайте все слишком близко к сердцу, позже пожалеете о своих страданиях, которые того не стоили.

                      Человеку свойственно стремление к лучшему, он ищет пути развития и совершенствования. Философия буддизма дала многое современным системам саморазвития. Она предлагает понятные принципы и правила, которые изменяют жизнь человека и его взаимоотношение с миром в лучшую сторону.

                      Читайте также: