Дневник директора школы краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Фильм рассказывает о повседневной жизни вновь назначенного директора школы (Олег Борисов), бывшего фронтовика, неудавшегося писателя, работающего учителем литературы в средней школе.

Новые обязанности директора заставляют главного героя осмысливать жизнь школы в полном объёме, - но прежде всего всю среду учителей и всю среду школьников. Здесь становится понятным название фильма, а зритель получает ответ на вопрос "С чьей стороны подаётся оценка?", - фильм являет нам огромный спектр мнений людей разного возраста, как будто человек внезапно обрёл слух и зрение.

Так, учитель английского (Елена Соловей), видимо, пытаясь перенести на место работы свою репетиторскую практику, вдруг заявляет в учительской, что английский не стоит преподавать всем забесплатно.

Другой учитель (Людмила Гурченко), пытаясь надавить на ученика якобы во имя пробуждения в нём ответственности, - надавливает на его родителя, пиша официальное письмо из школы на место работы его отца. Всё это делается без ведома директора. Родитель избивает ученика, а тот бежит из дома. Когда же директор задаёт вопрос учителю-инициатору этого скандала, та премило заявляет, что сделала это сознательно, знала, что отец и ранее избивал своего сына. Впрочем, прямо в фильме не звучит социалистический принцип образования, - что избиение может лишь ввести ученика в стресс и понизить успеваемость. Директор ставит вопрос об увольнении такого учителя, но та в ответ обещает его самого пересидеть в этой школе. Директор же лично схватывается в драчке с родителем ученика, требуя больше не избивать ребёнка-пионера.

Учитель химии и завуч, бывшая за назначение главного героя директором (Ия Саввина), даже подвергает сомнению цели советской школы, - а нужно ли нести разумное, доброе, вечное, если всё, дескать, кончается свадьбами, – не "в песок" ли уходит огромный труд учителей (и деньги на образование).

На всё это директор отвечает, что учителю не меньше нужно давать ученикам, а больше. И учителям следует требовательнее относиться к себе, помня о поистине великой миссии воспитателя и образователя советского человека.

Любопытным является показ мнений учеников, данных вскользь (без глубокого знакомства), что, впрочем, простительно, поскольку речь в фильме ведётся о первых днях работы главного героя в должности директора.

Так, существует проблема неравномерности способностей учеников, проблема защиты талантливых учеников от нападок учителей и учеников.

Наличествует эпизод с приходом ученика в школу в джинсах. Удивительно либерально ведёт себя новый директор – он не отсылает тут же такого ученика домой, а позволяет ему нарушать установленную форму целый день.

Показ личной жизни главного героя позволяет взглянуть на другие (не только школьные) особенности его жизни и жизни советского обществ вообще.

Немного показан круг его школьных друзей. В их общении скользит тема соответствия успешности взрослой жизни и школьных успехов. В целом, корреляция есть (для их круга, их поколения). Кстати, корреляция есть и для поколения бывших учеников (персонаж - директор государственной гостиницы), но чувствуется обеспокоенность о возможных "тёмных" делишках; впрочем, это лишь намёки, не ведущие пока к разрыву связей поколений и добрых отношений между бывшими учителями и учениками.

Показ семейной жизни даёт много неутешительной информации. Во-первых, эта ужасная жилищная проблема – семья бывшего фронтовика состоит из жены и всего одного взрослого сына, – мизерная квартира из двух комнат и микроскопической кухни не даёт возможности элементарно размножаться, тем более "за того парня" (справочно: в Ленинграде люди жили в коммуналках и после реванша капитализма).

Во-вторых, у директора школы нет домашнего кабинета, – ему негде спрятаться от говорящих ящиков (телевизора, радио), а значит просто негде и некогда думать и общаться.

В-третьих, выясняется, что у главного героя проблемы с сыном, – молодой человек бросил вуз ради женитьбы (а это извечная тема последних 300 лет, тут и заветы Петра Великого и ответ Митрофанушки "Не хочу учиться, хочу жениться"). И хотя главный герой говорит о себе как о человеке твёрдом (он таким и должен быть – с чёткой и несгибаемой позицией), однако он показан мягким и даже рыхлым. Выясняется, что он не может никак влиять на сына, не борется с его длинноволосостью (а это не мелочь, а выбор Стиля жизни), не настаивает на продолжении учёбы во что бы то ни стало (хотя уход из вуза прямо грозит походом в армию на 2-3 года в зависимости от рода войск, а это уже очевидная расслабленность и глупость отпрыска, поскольку тогда тем паче нет смысла жениться).

Подготовка к свадьбе отпрыска также выявляет несостоятельность главного героя. Оказывается, нужны большие деньги и на отмечание и на квартиру молодожёнам (и деньги гораздо большие, чем может себе позволить честный советский учитель). Действительно, даже на свадьбу сын себе не заработал. Что касается квартиры, то государство вовсе не вело себя как социалистическое государство с демографической проблемой, - не было никакой возможности молодожёнам получить отдельную квартиру (и лишь родители копили деньги для покупки так называемого "кооператива"). Сын же всё время смотрит на своего родителя так, как будто ему известна "правда жизни", а родитель его бестолков и не подлежит проникновению в эту правду (намёк на взятки, как единственный способ создания достойной жизни). В итоге фильма неудавшийся студент (приведший невесту, ничтоже сумняшеся произносящую "траНвай") даже подбадривает отца, дескать, не печалься старче, такова жизнь. С этим режиссёр и оставляет зрителя.

Но какова будет стратегия этого нового поколения дальше? Хотя бы стратегия этого парня, сына бывшего фронтовика? Можно смело ответить. Он сделает ребёнка и уйдёт в армию (на 1,5 года вместо 2-3 лет). Все прелести воспитания сына Нового Митрофанушки лягут на плечи родителей. Сознаёт ли это главный герой? Как к этому относится? Это остаётся тайной. Но такой финал фильма говорит о приближающемся крахе этой семьи. А возможно, о крахе Системы. Ибо она не учит уму, не учит честно трудиться и не создаёт нужных условий для этого.

В фильме рефреном звучит печальная музыкальная тема, гораздо позднее превращённая в знаменитую песню в исполнении Камбуровой "Разлука" ("И глянет мгла из всех болот и всех теснин. ") (многосерийный худ.фильм "Гардемарины, вперёд!", СССР, 1986).

Дневник директора школы кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Борис Фрумин

Анатолий Гребнев

Виктор Лебедев

Юрий Пугач

Олег Борисов , Ия Саввина , Алла Покровская , Александр Сныков , Людмила Гурченко , Елена Соловей , Сергей Кошонин , Георгий Тейх , Николай Лавров , Юрий Визбор , Виктор Павлов , Ж. Каждан

Фильм снят как лирическая исповедь директора школы, опытного педагога, который, наблюдая за повседневной жизнью школы, пытается разобраться в современных сложных проблемах воспитания.

последнее обновление информации: 21.07.20

критика

Здравствуйте! По субботам о кино. На этот раз попробуем вспомнить советский фильм "Дневник директора школы" и разобраться, кто из педагогов ближе к истине о том, как надо воспитывать детей.

Сначала традиционно даю слово студентке педагогического колледжа. Интересно, на чьей она стороне.

Мнение будущей учительницы

Говорят, что быть учителем – это призвание. И именно так отзывается о своей работе директор. Но ведь и завуч плачет, когда понимает, что ее работу не ценят. То есть они оба стараются, думают об учениках, но все равно чаще всего расходятся во мнениях. Почему?

Завуч. Я обомлела от тех сцен, где она говорит о посещении встречи с поэтом и о школьной субординации. Ибо точно так же ведет себя завуч в нашем колледже (может, это проклятие должности?:)). Она пытается держать детей в ежовых рукавицах и ругает учителей, которые не проявляют подобной строгости.

Директор. Как ни странно, но именно он, ушедший на фронт в 16 лет, проявляет наибольшее внимание и теплоту к ученикам. Мне нравится, что он считает, что в его подопечных могут быть скрытые гении, что он ищет в них задатки. Ведь, кто ищет, тот всегда найдет. А как он беспокоился за мальчика, попавшего в милицию? Больше, чем настоящий отец.

В плане взглядов на воспитание мне больше нравится позиция именно директора. Считаю, что методы завуча дают лишь поверхностный результат. Да, ребята послушали стихи, но прибавилось ли у них положительных эмоций к литературе, возник ли интерес? Не думаю…

Мнение бывшей училки

Скажу коротко: я влюбилась в директора Бориса Николаевича. Вот таким должен быть руководитель школы. А теперь подробнее.

Директор и ученики

Борис Николаевич дает высказать старшекласснику то, что он думает, правду. Тот отказывается пойти на встречу с поэтом, у него свои интересы и дела. Это не значит, что директор согласен с ним, что пойдет у того на поводу, но будет стараться понять и найти подход к одаренному мальчику.

А сомневающейся ученице на уроке он прямо говорит:

Такие должны быть отношения между учителем и ребенком. Искренне жалею коллег, которых боятся дети.

Отец и сын

Поэтому, наверное, сын легко высказывает отцу свою точку зрения и признается в том, что бросил институт. Хотя тут мы как раз видим осуждение со стороны юноши.

Сын Бориса Николаевича не понимает принципиальности отца, нежелания воспользоваться служебным положением. А когда видит, чего добились его бывшие ученики (один из них стал директором гостиницы, например), прямо заявляет:

Такой неприятный момент: чужих детей воспитываешь, своего не смог. Но тут можно поспорить. Мы не знаем, как и что будет думать юноша, когда подрастет. Иногда понимание родителей приходит с годами.

Директор и завуч

Завуч Валентина Федоровна (играет Ия Саввина) - очень хороший учитель, строгий, ответственный, болеющий за свое дело и школу. Они с директором единодушны в том, что надо жить по совести. Мне стало тепло на душе, когда я поняла, что такие учителя еще остались в наше время. Честно. Чудаки на взгляд окружающих, но бескорыстные и честные.

Вспомнился случай на свадьбе. По поведению завуча незнакомые гости сразу вычислили ее профессию:

Улыбнул этот момент))). Но как раз она и считает директора слишком либеральным, хотя он просто любит и понимает детей (на мой взгляд). И если надо, может и подраться с родителем ребенка, чтобы защитить.

Дневник директора школы — художественный фильм.

Содержание

Сюжет

О повседневной жизни директора школы (Олег Борисов), фронтовика, неудавшегося писателя, сумевшего найти себя в работе с детьми. К делу он относится с повышенной требовательностью, ответственностью, осознавая важность роли учителя в судьбе учеников. Он пытается разобраться в проблемах современности, понимает, что и педагогические принципы должны стать иными: на смену учительскому монологу приходит диалог учителя и ученика. Необходимо признать право молодых на собственное суждение. Утверждая в своей деятельности принципы терпимости, уважения к личности ученика, его таланту, он вступает в конфликт с завучем школы (Саввина), упрекающей директора в либерализме и попустительстве. Но в собственной семье у него, к сожалению, не все гладко…

В ролях

    Борис Николаевич Свешниковзавуч Валентина ФёдоровнаИнна Сергеевнажена директора
  • Александр Сныков — сын Свешникова СергейТатьяна Георгиевна, учительница английского языкаИбрагимов, директор гостиницыПавел СмирновЛариса ПетровнаИгорь КольцовГенрих ГригорьевичОлег Павлович, учитель физкультуры
  • Агния Елекоева — мама Олиотец Олиотец ПостниковаПоплавская

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Анатолий Гребнев
  • Режиссёр: Борис Фрумин
  • Оператор: Алексей Гамбарян
  • Художник: Юрий Пугач
  • Композитор: Виктор Лебедев

Ссылки

  • Фильмы по алфавиту
  • Фильмы 1975 года
  • Фильмы-драмы СССР
  • Ленфильм
  • Фильмы Бориса Фрумина
  • Фильмы СССР 1975 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Дневник директора школы (фильм)" в других словарях:

Дневник директора школы — Жанр Киноповесть Режиссёр Борис Фрумин В главных ролях Олег Борисов Кинокомпания … Википедия

ДНЕВНИК ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ — ДНЕВНИК ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ, СССР, Ленфильм, 1975, ч/б, 78 мин. Школьный фильм. Лирическая исповедь директора школы. Наблюдая за повседневной жизнью школы, опытный педагог пытается разобраться в современных сложных проблемах воспитания. Утверждая в… … Энциклопедия кино

Лёскин, Борис Вульфович — Борис Лёскин Имя при рождении: Борис Вульфович Лёскин Дата рождения: 5 января 1923(1923 01 05) (89 лет) Место рождения: Кишинёв, Бессарабия … Википедия

Лескин, Борис Вульфович — Борис Вульфович Лескин (р. 1923) российский и американский актер. Содержание 1 Биография 2 Фильмография 3 Примечания 4 Ссылки // … Википедия

Лёскин — Лёскин, Борис Вульфович В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лескин. Борис Вульфович Лёскин (р. 1923) российский и американский актер. Содержание 1 Биография 2 Фильмография … Википедия

Визбор, Юрий Иосифович — Юрий Визбор Дата рождения … Википедия

Борисов, Олег Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Борисов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Борисов, Олег. Олег Борисов Имя при рождении: Альберт Иванович Бор … Википедия

Гардемарины, вперёд! — Жанр исторический фильм … Википедия

Читайте также: