Сальвадор дали дневник одного гения краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Дневник одного гения (фр. Editions de la Table Ronde) — мемуары Сальвадора Дали, изданные в 1964 году в Париже. Дневник охватывает жизнь автора с 1952-го по 1963-й год и является своеобразным памятником при жизни, который автор воздвиг сам себе.

Содержание

История создания

Содержание

Дали сам пишет в прологе, что его произведение — это первый дневник, написанный гением, и книга призвана доказать, что повседневность гения отличается от всего, что происходит с остальной частью рода человеческого и она совершенно не похожа на повседневность обычного человека. Он подробно описывает свою личную жизнь, отношения с окружающими его людьми, а также комментирует события, современником которых он был.

Структура

Книга издана в форме дневника и каждая запись может представлять собой как короткую заметку, так и небольшой рассказ. При этом записи делась неравномерно, существуют периоды, когда автор писал каждый день, есть и длинные перерывы. Сам Дали говорит, что что он попросил издателя часть своих заметок не опубликовать, так как демократические режимы пока не способны печатать те откровения, которые так свойственны ему, Дали.

Сальвадор Дали - Дневник одного гения

Сальвадор Дали - Дневник одного гения краткое содержание

Настоящий дневник — памятник, воздвигнутый самому себе, в увековечение своей собственной славы. Текст отличается предельной искренностью и своеобразной сюрреалистической логикой. Это документ первостепенной важности о выдающемся художнике современности, написанный пером талантливого литератора.

Дневник одного гения - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Дневник одного гения

Фото

Фото
Фото

Сюрреализм и Сальвадор Дали

Среди письменных свидетельств и документов, относящихся к истории искусств XX века, очень заметны дневники, письма, эссе, интервью, в которых говорят о себе сюрреалисты. Это и Макс Эрнст, и Андре Массон, и Луис Бунюэль, и Поль Дельво — но прежде всего все-таки Сальвадор Дали.

Дневниковая книга — это, по логике вещей, один из лучших способов обратиться к читателю с максимальной доверительностью и рассказать о чем-то глубоко личном, добиваясь при этом особой близости и дружелюбной прямоты. Но именно на это книга Дали никак не рассчитана. Она, скорее, приводит к таким результатам, которые противоположны задушевному взаимопониманию. Часто даже кажется, что художник выбрал форму доверительной исповеди, чтобы взорвать и опровергнуть эту форму и чтобы побольше озадачить, поразить и более того — обидеть и рассердить читателя. Вот эта цель достигается безупречно.

Прежде всего она достигается постоянным, неистощимо разнообразным, но всегда приподнятым и патетичным самовозвеличиванием, в котором есть нечто намеренное и гипертрофированное.

Дали часто настаивает на своем абсолютном превосходстве над всеми лучшими художниками, писателями, мыслителями всех времен и народов. В этом плане он старается быть как можно менее скромным, и надо отдать ему должное — тут он на высоте. Пожалуй, лишь к Рафаэлю и Веласкесу он относится сравнительно снисходительно, то есть позволяет им занять место где-то рядом с собой. Почти всех других упомянутых в книге великих людей он бесцеремонно третирует.

Скорее всего, имея дело с этим художником и человеком, надо исходить из того, что буквально все то, что его характеризует (картины, литературные произведения, общественные акции и даже житейские привычки), следовало бы понимать как сюрреалистическую деятельность. Он очень целостен во всех своих проявлениях.

Правы ли те критики, которые говорили, будто Дали выбрал особенный и своеобразный способ остаться непонятным, то есть говорил о себе как можно чаще, как можно громче и без всякого стеснения?

Здесь не следует удовлетворяться упрощенным комментарием, сводя к мании величия мысль о том, чтобы переделать уголок мироздания по образу и подобию параноидального идеала. То была не одна только сублимация личной мании. За ней стоит один из коренных принципов сюрреализма, который вовсе не собирался ограничиваться картинами, книгами и прочими порождениями культуры, а претендовал на большее: делать жизнь.

Отзыв о книге художника, слетевшего с катушек

А если серьезно (хотя к Дали это слово применить сложно), в книге есть несколько дельных советов от маэстро для начинающих художников. Вот мои любимые, с которыми соглашусь на все сто:

В завершение. Говорят, что за спиной каждого великого мужчины стоит великая женщина. Как же он любил и обожествлял свою Галу! Даже больше, чем рог носорога и всех мух в мире вместе взятых. Она самая что ни на есть настоящая девушка-плюс в сухом остатке (читательницы Милы Левчук меня поняли). Одобряя каждый его штрих и пук, Гала была для него музой и исподволь вела к успеху. Девушки, есть чему поучиться у нашей соотечественницы!

Что думаете о странном поведении художника? Как вам такие способы прославиться? Смогли бы повторить?

Читайте статью о том, как Дали придумал логотип Chupa Chups и шляпу в форме туфельки, а также о других дизайнерских находках известных художников.

Сальвадор Дали – удивительный мастер живописи, который воплотил самые смелые идеи и самые темные уголки подсознания на полотнах, не уступающих по технике полотнам гениев Возрождения. Весь мир относит Дали к таким же гениям, да и он сам не был против. Это человек, который эпатировал каждым своим выходом, а его искусством смело можно считать не только картины, но и книги. Одну из таких мы рассмотрим подробнее.

История создания книги

Сальвадор Дали больше десяти лет подряд вел дневники, он начал вести записи примерно в 1952 году. Уже в 1963 году Дали перестал вести регулярные записи и стал готовить существующие отрывки к публикации. Это заняло год, так что в 1964 году книга дневниковых записей художника была опубликована в Париже и сразу стала бестселлером.

Словом, Дали представляет нам настоящий дневник, в котором, как и все люди, записывает то, что у него на душе. Однако тут и заканчивается все общее с дневниками простых смертных. Дали, бесспорно, был гениальным художником, поэтому и внутренний мир его отличался от остальных.

Структура текста

Дали, с одной стороны, самой структурой своего текста отсылает нас к своим полотнам. Его заметки местами достаточно запутаны, каждое событие капсульное, оно занимает отдельный абзац или подается в форме короткого, лаконичного, но при этом богатого литературными приемами рассказа. Создается ощущение, что тексты Сальвадор создает по примеру картин – как будто каждому событию посвящено отдельное полотно или место в огромной мозаике жизни художника.

Заметки можно разделить на несколько типов:

  • Короткие заметки о реальных событиях или замыслах
  • Небольшие рассказы о мыслях автора и его философские опусы
  • Короткие заметки, похожие на крылатые фразы
  • Объемные заметки, похожие на художественные рассказы, на отстраненные темы

По дневнику можно заметить, что активность Дали была разная. В некоторые периоды он писал чуть ли не каждый день. А есть, наоборот, периоды, за которые нет ни одной записи в дневнике. Некоторые заметки не вошли в первое издание. Виной тому – не цензура, а желание самого автора. Сначала Дали сдал рукопись в печать, но после размышлений решил не открывать миру часть событий своей жизни.

По словам самого автора дневника, он решил сохранить некоторые подробности о себе, описанные в дневнике, в тайне. Дали решил, что общество его времени было не готово воспринять все эти вещи без осуждения. Сейчас мало кто знает, что именно было в тех заметках. Однако мы можем насладиться и тем, что все-таки опубликовал автор.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Сальвадор Дали Дневник гения

Дневник гения: краткое содержание, описание и аннотация

Впервые скандально известные откровения безумного гения публикуются в новом, специально выполненном для данного издания переводе с обширным комментарием и вступительной статьей крупнейшего специалиста по современному западному искусству А. К. Якимовича. Полный текст дневника обогащают маргинальные приложения, предусмотренные самим автором для первого издания: "Наука бздюма", "Похвала мухе", "Далианская мистика. ", "Сальвадор Дали и мир ангелов", а также сравнительная таблица достоинств художников прошлого и будущего. "Этот дневник - монумент, воздвигнутый Сальвадором Дали в свою честь. И если скромности в нем нет и следа, зато искренность его обжигает. Автор обнажает свои тайны с вызывающим бесстыдством, разнузданным юмором, искрометным весельем. Невозможно определить, что более ценно здесь: нескромная откровенность или откровенная нескромность. Повествуя о своей повседневной жизни, Дали захватывает врасплох своих биографов и перебегает дорогу комментаторам. Но разве человек не вправе рассказать сам о себе?"

Сальвадор Дали: другие книги автора

Кто написал Дневник гения? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Сальвадор Дали: Дневник гения

Дневник гения

Сальвадор Дали: Сокрытые лица

Сокрытые лица

Салвадор Дали: Дневник одного гения

Дневник одного гения

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Александр Петряков: Сальвадор Дали. Божественный и многоликий

Сальвадор Дали. Божественный и многоликий

Юлия Бекичева: Мой муж – Сальвадор Дали

Мой муж – Сальвадор Дали

Софья Бенуа: Гала и Сальвадор Дали. Любовь на холсте Времени

Гала и Сальвадор Дали. Любовь на холсте Времени

Лариса Райт: Последний шедевр Сальвадора Дали

Последний шедевр Сальвадора Дали

Салвадор Дали: Дневник одного гения

Дневник одного гения

Дневник гения — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Сальвадор Дали родился в 1904 году в испанском городе Фигерасе, в семье нотариуса. В 1929 году он присоединился к сюрреалистическому движению и вскоре стал одним из самых выдающихся его представителей. Яркая театральность и способность поражать в сочетании с технической виртуозностью сделали его противоречивой фигурой. Однако сегодня Дали признан одним из крупнейших новаторов искусства двадцатого столетия. Его энергия и изобретательность проявились в самых разных формах: он выполнял эскизы ювелирных украшений, оформлял витрины, принимал участие в театральных постановках и создании кинофильмов, проиллюстрировал популярную книгу "Песни Мальдорора" Лотреамона. Он написал две автобиографии "Тайная жизнь Сальвадора Дали" и "Дневник гения", новеллу "Скрытые лики", которые в переводах известны во всем мире.

Жизнь Сальвадора Дали связана с Испанией, Францией и США.

Его жена Гала, которую он часто писал и которой он посвятил свой "Дневник гения", до него была замужем за Полем Элюаром.

Посвящаю эту книгу моему гению — Гала Градива, Елене Троянской, Св. Елене, Гала, Галатее Плачида.

Один человек отличается от другого больше, чем разнятся два животных разных видов.

Мишель де Монтень

Со времен Французской революции начало распространяться ошибочное суждение о том, что гений во всех отношениях (кроме его творчества) -- более или менее обычный смертный. Это обман И если это обман по отношению ко мне — высочайшему гению нашего времени, гению истинно современному, это тем более обман по отношению к тем, кто, подобно божественному Рафаэлю, воплотил самый гений Ренессанса.

Эта книга призвана доказать, что повседневная жизнь гения, его сон и отправления, его восторги, его пища, болезни, кровь, его жизнь и смерть существенно отличаются от того, что свойственно всему прочему человечеству. Это уникальная книга, ибо это первый дневник, написанный гением. Более того: она написана гением, которому удалось жениться на гениальной Гала — женщине, единственной в своем роде.

Разумеется, всего здесь не охватить. В этом дневнике, описывающем мою жизнь с 1952 по 1963 год, есть некоторые пробелы. По моему настоянию и соглашению с моим издателем, записи разных лет и отдельных дней в настоящее время не опубликованы. Демократическое общество не готово к появлению таких сокрушительных откровений. Неизданные части появятся позднее, в следующих восьми томах первого издания "Дневника гения", если позволят обстоятельства. В ином случае они появятся во втором издании, когда Европа уже реставрирует традиционную монархию.

Это герой, который восстает против отцовского авторитета и подавляет его.

Приступая к написанию нижеследующего, я надеваю фирменные кожаные туфли, которые никогда не способен был носить подолгу, ибо они ужасно жали. Обычно я надеваю их перед чтением лекций. Мучительная теснота, стискивающая ноги, возбуждает мои ораторские способности до предела. Острая, нестерпимая боль заставляет заливаться соловьем или петь подобно неаполитанским певцам, что тоже носят чрезмерно тесную обувь. Сильное внутреннее физическое напряжение, гнетущая пытка, производимая фирменными башмаками, побуждают меня к изречению чистых и высоких истин, вызванных к жизни предельной болью, терзающей ноги.

Итак, я надеваю ботинки и начинаю писать, не торопясь, как мазохист, всю правду о моем изгнании из сюрреалистического движения. При этом я не имею в виду клеветнические измышления, брошенные в мой адрес Андрэ Бретоном, который не может мне простить, что я был крайним (ортодоксальным) сюрреалистом. Это необходимо для того, чтобы когда-нибудь, когда я опубликую эти страницы, можно было понять, что происходило в действительности. Ради этого я должен обратиться к своему детству. Я никогда не был обычным средним учеником. То я производил впечатление вообще неподдающегося обучению абсолютного тупицы, то набрасывался на учебу с поражающим всех неистовством и рвением. Но пробудить мое усердие можно было, лишь предложив что-нибудь для меня привлекательное. Когда же пробуждался аппетит, во мне просыпался неутолимый голод.

Читайте также: