Сага о видящих краткое содержание робин хобб

Обновлено: 05.07.2024

Преамбула : что бы я ни говорил о недостатках ее текстов, я считаю Робин Хобб самым талантливым из современных авторов, пишущих фэнтези. Одним из двух, если считать Сапковского "современным автором". Мартин, играющий с сюжетами и персонажами, как ребенок - со своими куклами, не идёт с ними ни в какое сравнение. Романы Хобб, как и романы Сапковского - это литература, то есть попытка художественного познания себя и мира, а книги Мартина - текстовая ролевка, в которую автор играет сам с собой.

В романах Хобб есть "волшебство реальности". Я сейчас не про банальность вроде погружения в историю или доверие к происходящему. Как раз доверия к происходящему мне при чтении Хобб частенько не хватает, особенно когда речь идёт о политических интригах. "Волшебство реальности" - это не макро-, а, скорее, микроуровень: когда на уровне деталей текст реален, как галлюцинация. Когда ты осязаешь, ощущаешь запахи, чувствуешь вкус и слышишь интонации людей в диалогах.

Робин Хобб – очень талантливый художник. В некоторых аспектах, может быть, художник гениальный. Но ее книги, в отличие от "Ведьмака", написаны очень неровно. Когда я ее читаю, каждый раз случается одно и то же : только что я был готов поклясться, что читаю книгу гениального писателя - только великий писатель способен так безошибочно отображать вещи, о которых никто никогда до него не писал! - а над каким-нибудь другим пассажем в тексте мне хочется взвыть - настолько это дико, несуразно и бездарно.

Историю о Фитце я начал читать, когда мне было 16 лет. До сих пор помню, как стоял с бумажной книгой у подъезда репетитора по математике и торопливо читал "Странствие убийцы" - ещё пять минут… У меня ещё ЦЕЛЫХ пять минут, прежде чем нужно будет закрыть книгу и подняться.

Но, как всякая талантливая книга, "Сага о Видящих" похожа на вино, букет которого полностью раскрывается не с первого глотка. Мои первые впечатления были амбивалентными: многие места в книге были безобразно растянутыми, эмоциональный фон отталкивал своим вязким унынием, главный герой невыносимо раздражал. Но я вернулся к этой книге и перечитал её ещё раз. А потом ещё раз. А потом ещё раз. И с каждым разом она нравилась мне все сильнее - комплимент, который можно сделать только самым лучшим книгам. За последние пятнадцать лет я перечитывал сагу о Фитце и цикл "Сын солдата" так же часто и с таким же наслаждением, как "Раковый корпус", "Над кукушкиным гнездом" или "Камо грядеши". А это чего-нибудь да стоит.

В книге "Убийца шута" и ее продолжениях я обнаружил ту же Хобб, которой восхищался эти годы - и, одновременно, ту же, которая вызывала у меня желание побиться головой о стену. Сцены сельской жизни в Ивовом лесу, поездка на рынок, Фитц, который смотрит сквозь окно в зимнюю ночь вместо того, чтобы вернуться, наконец, в постель к любимой и любящей жене - это тот же густой и терпкий реализм, который отличал самые лучшие главы в книгах Хобб. Детали, которые пронзают собственной убедительностью, вызывают изменённое состояние сознания при чтении.

Молодой мужчина, любящий стареющую женщину, страдания человека, который становится свидетелем того, как разум дорогого ему человека постепенно разрушается, чувства родителей ребенка-инвалида - это та же Хобб, которая создала Олуха, заставила Невара потолстеть и стать объектом ненависти и насмешек окружающих, которая без колебаний вынуждала своих персонажей отказаться от всех честолюбивых надежд и работать могильщиком, свежевать морских котиков, копаться в огороде или разводить цыплят. Это - та Хобб, в чьих фэнтези-романах бесстрашного стремления исследовать жизнь человека во всех её проявлениях гораздо больше, чем в книгах представителей подчёркнуто "реалистической" литературы.

И в то же время, это - та же Хобб, имя которой для меня - практически синоним Идиотского Сюжета. Которая описала отравление Руриска и сватовство Эллианы. Которая создала Фитца с Чейдом - самых нелепых убийц в истории литературы. Каждый раз, когда герои Хобб высовывают голову из своей частной жизни и действуют в качестве политиков, членов королевской семьи или дипломатов, над происходящим в тексте хочется то ли истерически смеяться, то ли истерически рыдать.

Герои Хобб всегда делают глупости с очень серьезным выражением лица. Мучительнее всего - даже не то, что все их действия либо безумны, как поступки человека с воспаленным мозгом, либо неуклюжи, как уловки пятилетнего ребёнка, а то, что все эти поступки преподносятся читателю, как шедевры хитроумия.

Учитывая проницательность и здравомыслие, которые ГГ стабильно демонстрирует в новой трилогии, как, впрочем, и двух предыдущих, Шести герцогствам впору перекреститься, что Фитц никогда не рвался в совет короля и в дипломатию. Хотя стране это не помогло, поскольку у них вся семейка отличается умом и сообразительностью. Шрюд, игнорирующий угрозу Регала, был очень хорош, но там это хотя бы можно было списывать на боль и помутнение рассудка. То, что в следующих шести книгах творил Чейд, болезнями уже не оправдать. Единственная причина, по которой вопиющая неадекватность главных действующих лиц, их шитые белыми нитками детсадовские хитрости и душераздирающее тупоумие во всем, что связано с политикой и управлением страной, не ведут к катастрофе, заключена в том, что и враги героев, и статисты в этом мире отличаются точно такой же, как ГГ, альтернативной одаренностью. Ну например : Фитц много лет скрывает свое имя и происхождение и называет самого себя "помещик Баджерлок". При этом он живет в поместье, ранее принадлежавшем отрекшемуся от престола наследному принцу (на которого Фитц, кстати говоря, похож!) и его жене. По случаю рождения его ребенка к Фитцу с Молли тут же мчится лично королева-мать. Но тайна в порядке, все по-прежнему считают Фитца Томом Баджерлоком. И соседи, и собственные слуги, и свита королевы. Патамушта.

Хотя это мелочи. Детали обстановки, так сказать. Самые худшие идиотизмы, как обычно, тщательно описаны и разворачиваются в реальном времени.

Чейд посылает нового ученика подсунуть в колыбельку к дочери Фитца ожерелье с гербом Видящих. А тот зачем-то тащит в потайных карманах кучу ядовитых порошков, которые Фитц потом у него находит. Нафига?! Хобб что, действительно считает, что, раз парень – ученик убийцы, то он должен 24/7 шастать со всем этим хламом? Начиненный ядами, как кекс - изюмом? Чтобы, когда его поймают у колыбельки Би, это можно было расценивать, как покушение на убийство? И чтобы это выглядело, как желание Кетриккен, которая тут же примчалась к Фитцу в связи с рождением нового Видящего ребенка? Причем все это делается за спиной у Кеттрикен, и Чейда совершенно (!) не волнует, в какое положение его поступок поставит королеву-мать.

Чейд - Фитц, ты должен забрать к себе моего ученика, потому что он не годится в убийцы, но мы показали ему наши тайные ходы, и теперь он знает столько секретов Оленьего замка, что, если ты его не заберешь, придется его убить! Интересы короны!

Фитц, мысленно - "какая у нас жестокая профессия!"

Я в это время - WTF?! А почему нельзя было не показывать одиннадцатилетнему мальчику тайные ходы замка и важные для государства секреты, еще толком не убедившись, что он вам подойдет? Неоткуда больше было драму высосать? Чтобы Чейд пафосно сказал Фитцу - "мы с тобой - вымирающий вид"? Конечно, млять, вымирающий, вам же премию Дарвина нужно давать, обоим!

То, что в этой книге Чейд все еще жив, меня, признаться, удивило (хотя я эгоистично был этому рад). Хобб, видимо, решила, что Чейд должен жить вечно, поэтому пускай пользуется Силой для поправки своего здоровья. Плевать, что он был немолод, еще когда Чивэл и Верити были детьми. Нельзя устранять персонажа, который создает другим столько проблем - о чем тогда писать. Старение на службе авторского произвола. И Альцгеймер, и артрит, и остальные старческие нарушения следует отдать Молли, которая всего на два года старше Фитца. Что ж, это вполне понятно – Молли нельзя оставлять в живых, поскольку нужно развязать герою руки, но при этом неохота отвлекаться на убийство или на несчастный случай. Так что пусть жена ГГ тихо умрет от старости, чтобы Фитц десять лет спустя обсуждал ее смерть со своим дедушкой.

С Чейдом – то же самое, причем это отрефлексировано прямо в тексте:

"Прошли годы с той поры, как он был моим наставником и защитником, но все же моя душа по-прежнему стремилась снова очутиться под сенью его мудрости. В детстве мы верим, что взрослые знают все, и даже если мир нам непонятен, они сумеют придать ему смысл" (с)

Здесь мне очень трудно понять Фитца. Сам я никогда не считал окружающих меня взрослых людей такими беспомощными и несведущими, как в детстве. Я не ждал, что они могут придать смысл миру в целом, потому что постоянно видел, что они не могут привнести поэзию и смысл даже в свою собственную жизнь. У них не было ни фантазии, ни жажды невозможного, а их мысли не отличались ни размахом, ни оригинальностью, ни страстью. Присматриваться к ним казалось мне-ребенку пустой тратой времени, и я перенес все свое внимание на книги – их, действительно, писали люди, обладавшие потребностью придавать миру смысл. Мне понадобилось повзрослеть, чтобы понять, что окружающие меня взрослые все-таки обладали и нетривиальным опытом, и ценным знанием о жизни – просто они не умели уделять этому опыту внимания и большую часть жизни дрейфовали в области банальностей. Но кое-что они все-таки понимали, и с ещё большим количеством вещей - справлялись достойно несмотря на то, что никогда не рефлексировали это и не в состоянии были бы объяснить причины собственных решений.

Самая главная проблема Хобб – она никогда не видит всей картины в целом. Стоит ей сосредоточиться на чем-нибудь – скажем, на новой информации о мире или на эмоциях героев – она тут же перестает видеть все остальное, и не отдает себе отчёт, как эти элементы соотносятся друг с другом. Иногда это какая-нибудь несущественная для сюжета мелочь – например, Хобб походя бросает, что Олух без всяких затруднений исцелил множество раненных на Аслевджале, но она не понимает, что из этой маленькой детали неизбежно следует вопрос – почему королевские маги, научившиеся исцелять с помощью силы, применяют свои навыки только тогда, когда нужно помочь своим друзьям (Шуту, Ночному Волку, Чейду…), но не ставят это дело на поток? Действительно, зачем нам эффективная магическая медицина – она нам не интересна не из гуманистических соображений, ни даже из прагматичного расчёта (уникальный ресурс, находящийся под контролем Видящих и укрепляющий их власть и их авторитет). Мы будем вспоминать об этой вундервафле, только когда автору это понадобится для сюжета.

А вот другой пример. Здесь автор явно _понимал_, что говорит, хоть и не сознавал возможные последствия этого эпизода.

Би Баджерлок, дочь Фитца. Тот момент, когда она видит двух влюбленных и осознает, какую власть дают ей видения будущего. Этот эпизод так важен, что я даже приведу цитату.

Нет, она ничего не успевает сделать. Но сама ее реакция настолько омерзительна, что трудно подобрать какие-то слова.

Девочка, рассуждающая об изнасиловании женщины в стиле - "какие-то несколько часов страданий, меньше, чем ей придется мучиться во время первых родов. " - это просто пиздец. Особенно если вспомнить, с каким нежным, жалостливым вниманием эта девочка относится к _своим_ страданиям, переживаниям и неприятным ощущениям. Ой, боже мой, другие дети меня не любят. Ах, в меня швырнули камень. Надо мной смеются, потому что я особенная, не такая, как они… Учитель меня унижает… Бла-бла-бла. Когда я начал читать книгу, я относился к огорчениям Би со сдержанным сочувствием, но постфактум, в свете этой сцены, ее ожидание сочувствия к себе и ее постоянное нытье внушают исключительно брезгливость. Если смерть ни в чем не повинного юноши и зверское групповое изнасилование несчастной девушки в твоих глазах не стоят сожалений или ужаса, то с какой стати я должен тебе сочувствовать. Авторы, к несчастью, редко сознают, что одна-единственная деталь или одно-единственное предложение могут сыграть решающую роль и полностью изменить образ персонажа, о котором они написали три огромных тома. Один абзац текста – но после него мне было абсолютно наплевать на все, что происходит с Би.

Лучшее в этих книгах – это Фитц. Я никогда не думал, что однажды напишу подобное, поскольку в первых книгах цикла Фитц, напротив, ощущался, как основной _недостаток_ цикла. Он был раздражающим, но неизбежным эмоциональным грузом, который приходится терпеть, чтобы иметь возможность наслаждаться замечательно художественным текстом и любить других героев. Во второй трилогии Фитц выглядел уже гораздо симпатичнее, а в третьей трилогии стал просто-напросто хорош. Он сделался ответственнее, перестал так много ныть и стал чем-то похож на Баррича. В первой и во второй трилогии ГГ ему проигрывал, как скисшая Балтика - кубинскому рому, но теперь наконец-то стал похож на взрослого мужчину, достаточно зрелого, чтобы быть хорошим мужем и отцом. Хобб вообще прекрасно удаются описания героев в браке. Меня тронуло развитие отношений Баррича и Молли в "Странствиях убийцы", а потом – скупые и одновременно очень яркие детали их семейной жизни. Эпини со Спинком – тоже замечательная пара, а теперь я рад добавить в этот список Фитца с Молли в седьмой книге. Робин Хобб – единственный известный мне писатель, который умеет описывать зрелые и гармонические отношения. У остальных любовь – это, по большей части, либо подростковая истерика, либо что-нибудь нездоровое и травматичное, либо тупой фансервис.

Кроме того, Фитц еще во второй трилогии начал мало-помалу рефлексировать и смотреть на свои эмоции и свое поведение на стороны вместо того, чтобы жалеть себя, а здесь он уже выглядит, как человек, который отточил это умение и научился опираться на него в собственных отношениях с людьми. Очень хорош момент, где он транслирует свой опыт Би и объясняет ей, как глупо и несправедливо сперва делать все, чтобы отрезать себя от других людей, а потом предаваться жалости к себе из-за собственной изоляции и одиночества. Это прекрасно. Истинная эволюция героя – это ситуация, когда герой взрослеет вместе с автором. Совершенно очевидно, что, когда Хобб создавала первые три книги, она смотрела на Фитца совсем другими глазами и не видела того, что они с Фитцем ясно видят в седьмой книге. Они с Фитцем _вместе_ поняли, что ни он сам, ни его беды не были такими, какими он рисовал их в первой части, и это – невероятно мощно.

Создательница миров

Она автор нескольких десятков бестселлеров. За 35 лет она написала 16 романов знаменитой серии и еще дюжину других книг. Ее работы переведены на множество языков. Вместе с Терри Пратчеттом и Джорджем Р. Р. Мартином ее называют одним из самых влиятельных авторов в жанре фэнтези на планете. Ее зовут Маргарет Астрид Линдхольм Огден, но во всем мире она известна как Робин Хобб.

Детство Робин Хобб пришлось на пятидесятые и шестидесятые годы XX века. Она росла в Калифорнии и на Аляске, проводя много времени на свежем воздухе, так как жила на ферме и обожала гулять в диких местах.

Сага об Элдерлингах

Робин Хобб мастерски создала свою собственную вселенную под названием мир Элдерлингов. Это обширный цикл со множеством точек входа, в котором писательница использует трилогии как способ точно разграничить части истории.


Карта Шести Герцогств. Источник: книги Робин Хобб

Ее книги рассказывают о драконах и пиратах, о дворянах и королевских заговорах, о магии и приключениях. Это захватывающие истории, написанные элегантным стилем, со сложными, неоднозначными персонажами – Хобб дает слово героям всех возрастов, полов и социальных групп. Действие происходит в разное время и в разных частях одного и того же мира. Вселенная Элдерлингов разнообразна и позволяет Хобб придумывать самые разные общества – матриархальный, ориентированный на бизнес город Удачный; патриархальное, воинственное государство Калсида; суровые земли Шести Герцогств. Вводя в сюжет культурные столкновения между ними, Хобб ловко поднимает в своих произведениях сложные темы – рабство, гендерное неравенство, насилие и другие.

Почему стоит прочитать цикл?

Детально продуманный мир

Реалистичные персонажи

Все герои, с которыми встречается Фитц, порочны, а от этого интересны. Робин Хобб не боится описывать свой мир реалистично, без прикрас. Вместе с тем она тонкий психолог, который разбирается в человеческих поступках и точно знает, что хорошие люди могут причинять друг другу боль, совсем не желая этого.

Яркие героини

Оригинальная концепция магии

В цикле Робин Хобб совершенно особенная магия. В мире Элдерлингов нет огненных шаров или заклинаний. Магия здесь — сильная связь, форма общения между людьми, которая позволяет им соединяться друг с другом на больших расстояниях.

В книгах есть две ее разновидности:

Магия в мире Фитца Чивэла — явление редкое. Силу и Дар сложно постичь, да и они совсем разные. Дар, который помогает человеку связаться с животным, — удивительная форма магии. Подобные способности порицаются в обществе, люди относятся к их обладателям с предубеждением и страхом, что делает ощущение напряженности при чтении вполне осязаемым. У Силы, присущей в основном знатным особам, богатая история, которая дает миру Элдерлингов особую глубину.

Серия уже закончена

Если вы устали ждать выхода последних частей какой-то эпической серии, которую вы давно начали читать, то мир Элдерлингов как раз для вас! Робин Хобб успешно уложилась в обещанные сроки и закончила цикл. Большая, длинная, эпическая сага уже ждет вас. Во время чтения вы будете смеяться, плакать, негодовать, порой злиться на автора, а потом, вероятно, снова смеяться и плакать.

Прекрасно написанные романы, оказавшие влияние на жанр фэнтези

Проза Робин Хобб оказала огромное влияние на жанр — недаром говорят, что она установила высокую планку для современных фэнтези-романов. Ее книги отличаются своей длиной, сложностью, полностью продуманными персонажами и прекрасным стилем. Ее богатая, легко читаемая проза напоминает работы Мервина Пика, Джона Р. Р. Толкина, Урсулы Ле Гуиа и других признанных мастеров жанра.

Книги



Место действия: Шесть Герцогств

Мы начинаем наше путешествие по миру Элдерлингов с трилогии о Видящих, которая рассказывает о судьбе мальчика по имени Фитц, бастарда правящей королевской семьи. Его тренируют, чтобы сделать опасным убийцей, который сможет послужить своей семье. При этом Фитц должен игнорировать свои способности к опасной и древней как мир магии, которая течет по его венам. Читатель видит события трилогии глазами Фитца — из ребенка он становится юношей, который начинает задавать окружающим все больше и больше неудобных вопросов.



Место действия: город Удачный, Дождевые чащобы, Пиратские острова и Проклятые берега

Альтия Вестрит всегда знала, что унаследует драгоценный живой корабль, пока на ее пути не встает один из ее родственников. Теперь она должна найти способ вернуть корабль и спасти своих родных от роковой ошибки.



Место действия: Шесть Герцогств и Внешние острова



Место действия: Дождевые чащобы и Кассарик



Место действия: Шесть Герцогств, Кассарик и Проклятые берега

Заключительная трилогия о вселенной Элдерлингов. Мы вновь встречаемся с уже постаревшим Фитцем, который живет в относительном мире с собой и своей семьей. Но однажды его жестокое прошлое настигает его: в его жизни появляется таинственный вестник и старинная неразгаданная тайна. Фитц должен проследовать за кровавыми уликами, если хочет найти того, кого давно считал потерянным. В этой блестящей трилогии, которая завершает цикл, ни один персонаж не может чувствовать себя в безопасности…

📘📙📗 Робин Хобб || САГА ОБ ЭЛДЕРЛИНГАХ (Видящие, Корабли, Сага о шуте и убийце, Сага о Фитце и шуте)

BOOKSPACE · о книгах, вселенной и вообще

Юлия Кулыгина

Анютка Шакирова

Елизавета Сухарукова

Когда планируется дата выхода переиздания 3 и 4 книг из хроник Дождевых Чащоб и 3 из Саги о Фитце и Шуте? Есть ли какая-то информация?

Полина Захарова

Елизавета, 3 книга Хроник Дождевых Чащоб выйдет в конце года, 4 - в начале следующего. 3 книга Саги о Фитце и Шуте - в сентябре вроде.

Елизавета Сухарукова

Екатерина Пашкова

Екатерина Пашкова

😍

Фитц

Саша Романова

🙃

Может у кого-нибудь есть эта иллюстрация в хорошем качестве? Поделитесь, пожалуйста

Алекс Джаншиян

Антон Асташев

Аналогично! И, признаюсь честно, "Волшебный корабль" мне показался интереснее, чем книги трилогии о Фитце. То ли я привык к стилю госпожи Хобб, то ли она на этой трилогии прокачала свой писательский скилл, и дальше развернулась по полной. Тем не менее, Сага о Живых кораблях - это круто!

Екатерина Пашкова

🔥

Антон, я сейчас её читаю. Герои, сеттинг очень крутые. И сюжет
Но мне не нравится перевод Марии Семеновой

Антон Асташев

Я только что прочитал. Одна из тех книг, что хочется читать дальше, не обращая внимания на время суток. Лично мне перевод пришелся по душе (за отсутствием альтернатив).

Цикл Робин Хобб о королевском убийце - один из известнейших фэнтезийных циклов, но вот как-то прошел мимо меня. Решила наверстать)))
Итак, роман рассказывает о судьбе мальчика, королевского бастарда, которого готовят к работе убийцы, посланника по деликатным делам. Пааллельной линией идет рассказ о пиратах с красных кораблей, которые грабят королевство, забирают жителей приморских поселков и возвращают их уже бездушными и бездумными созданиями.
Повествование очень неспешное. Почти все место в первой книге отведено описаниям быта и учебы. Есть небольшое количество убийств и интриг - но очень небольшое. Впрочем, мне размеренный темп повествования понравился. Автор не спешит, описывает всякие мелочи, зато это создает зримую, качественную "картинку". Напрягало меня другое.
На мой вкус книжка чрезмерно слащавая. Пафоса местами хоть ложкой ешь. Положительные герои положительны до судорог. Отрицательные настолько же отрицательны. "Серых" героев нет. Также неприятно то, что антагонисты показываются ну совсем уж мерзкими и жалкими типами. А положительные персы часто уж слишком благородны и высокоморальны. Ну и главгер, несмотря на суровую "профессию", убивает только людей, которых не жалко - об этом автор тоже позаботилась. Впрочем, пока показано только начало пути героя, может быть, потом все изменится. Правда, я не верю, что такой человек, как ГГ, сможет стать настоящим придворным убийцей, внутренне не изменившись кардинально.
Не смотря на такое неприятие, читать было интересно и я понимаю, почему эти книги были в свое время популярными среди любителей фэнтези.

Королевский убийца

Вторая книжка саги.
Мальчик повзрослел, король же все чахнет, на королевство продолжают нападать красные пиратские корабли.
По этой книге виден рост автора. Да, общий настрой тот же, что и в первой - неторопливое повествование, однозначные герои, местами пафос и некоторая слащавость. Однако проработка характеров тут глубже, наблюдения и мысли интереснее, даже присутствуют повороты сюжета. Но! Повествование ужасающе размазано. По моей читалке, время чтения - более 10 часов, но значимых событий в книге - кот наплакал. При этом там есть и битвы и интриги, но их автор часто предпочитает пересказать, а пространно рассказывает о всяких там садиках, пирожных и прочей ерунде.
Также меня не перестает изумлять образ главного злодея, принца Регала. Он показывается всегда как эдакое напыщенное, глуповатое, ослепленное собственным тщеславием существо, которое только и делает, что наряжается, слушает лесть и пьет до одурения. Хотя по факту он прекрасно разбирается в интригах и с легкостью умеет завоевывать сердца людей. Конечно, хорошо, что это сильный злодей, который не играет в поддавки с главгероем, но нужно же как-то совмещать дела и образ персонажа. Понятно, что все рассказывается через призму восприятия героя, но, например, многие реплики Регала очевидно дурацкие и не подходят человеку, который мог строить столь хитрые козни.
Положительные персонажи вполне неплохи, за исключением тех моментов, когда автор начинает ими безудержно восхищаться, тогда отовсюду прет пафос и неестественность. Впрочем, иногда они совершают очень уж странные поступки (я имею в виду прежде всего поездку Верити). А вообще самый милый для меня персонаж - волчонок, самый живой и интересный. Впрочем, я читала, что автор сама любит и держит собак, вот, видимо, и проявилось.
Про пиратов на красных кораблях мы из всего огроменного тома не узнаем ничего нового.
Книжка во многом лучше первой, но она слишком длинная. Следующую из цикла добью, но, наверное, больше читать Хобб не буду.

Странствия убийцы

И вот, наконец-то я добила третий, последний том саги. Он самый объемный из трех, более 13 часов чтения по счетчику моей читалки.
Что ж, по трем частям саги вполне виден рост автора. Тут уже более уверенно расписаны многие эпизоды, отдельные бытовые моменты весьма реалистичны. Текст приобрел чуточку жесткости, что придало ему достоверности. С другой стороны, глобальный сюжет не стал стройнее, занудства не особо убавилось.
Главный герой ужасно много рефлексирует. Причем укокнув некоторое количество человек он об этом особо не вспоминает, а вот размышления кто на кого как взглянул могут занимать целые страницы. Местами любовная линия намекает на зрелость автора, но кое-где вылезает глупейшая мелодрама. Взаимотношения героев описаны пространно, но часто как-то без огонька, да и правдоподобие их иногда вызывает сомнения. Ну, например, королева сообщает главгеру, что она собирается отобрать его дочь. Он исходит рефлексиями на тему, что "нееет, никогда!", а в то же время находит в себе силы искренне сочувствовать королеве. Имхо, если уж человека заботит судьба ребенка, такую королеву он скорее возненавидит.
Главгад Регал по-прежнему остается странной личностью, он одновременно коварный интриган и испорченный ребенок. То, как с ним разделались, меня, кстати, изрядно покоробило.
С ужасными красными пиратами расправляются под конец книжки, причем скоренько так. Сам процесс пересказывается главгером в трех словах. Странно, я-то ожидала что будет поболее про эту борьбу. Вообще весь роман о странствиях, то есть герой прется то туда, то сюда, меняя цели и попутчиков. Если в ВК путешествие - это дорога к определенной цели, то тут скитания героя воспринимаются именно как брожение. При этом отдельные эпизода решены достаточно неплохо и даже динамично. Вообще, если б книжку подсократить раза в четыре, имхо, было бы лучше. Нельзя, впрочем, сказать, что книга совсем лишена интересных идей. Эрдерлинги неплохи, и история с перековыванием тоже вышла вполне нормальной.
Робин Хобб, пожалуй, таки не мой писатель. Мне нравится фэнтези чуть более жесткое и реалистичное, без пафоса и многостраничных рефлексий. Сага об убийце - вещь известная, и ознакомиться с ней было полезно. Однако, по сравнению с другими известными фэнтезийными произведениями, она мне все же показалось слабой. Вероятно, в то время, когда она была написана, какие-то придумки автора были внове. Но теперь я бы не сказала, что это "маст рид" для любителей фэнтези.
Что ж, Хобб я больше читать, наверное, не буду, возьмусь за еще более огромную сагу Джордана.

Читайте также: