С детской игрушки с народной сказки с первой школьной беседы

Обновлено: 25.07.2024

Цель: формирование представлений о народных игрушках, приобщение к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас.

-Формировать представление о народных игрушках;

-Познакомить детей с русскими народными игрушками;

-Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

В: Ребята, скажите пожалуйста. Какие ваши любимые игрушки? Назовите по очереди

В: вот как много можно назвать игрушек : динозавры, машинки, куклы, трансформеры, мягкие игрушки. А раньше таких игрушек не было…а были ребят вот такие (показ иллюстрации). Кто это?

В: да, ребята, это собачки. Сделаны они из бересты – кора березы. Представляете, раньше игрушки делали из подручных средств – все, что попадется и чего не жалко. Вот и делали берестяные игрушки. Скажите, а сейчас делают игрушки из коры? Из чего делают сейчас игрушки?

В: сейчас из коры делают только сувениры – игрушки на память. А наши игрушки делают из пластмассы, дерева, железа и ткани.

В: а это игрушка из чего сделана? (иллюстрация 2)

В: да, конечно. Из настоящей соломы. Этой соломы раньше было так много, что ребята научили придумывать кукол и наряжать из кусочками такни. Чаще в таких кукол играли девочки

В: из чего же сделаны эти игрушки? И что это за игрушка?

В: это куколка-тряпичница, ее делали из лоскутков такни. Я вам покажу одну из таких кукол (демонстрация куклы)

В: Скажите, чем отличается наша кукла Маша от такой куколки?

В: да. Правильно, у куклы нет лица, она мягкая и не может двигать своими ручками, нет ног. Но она все равно очень красивая.

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)

Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем (приседание)

Очень весело живем (прыжки на месте)

В: давайте с вами вспомним из каких материалов делали игрушки, мы с вами только что о них говорили

В: а вот еще очень интересные игрушки. Кто это? Из чего они сделаны? (показ иллюстрации)

В: Деревянные игрушки, ребята, можно встретить и сейчас. А в тогда это были самые любимые детские игрушки : медведи, лошадки с санями, сундучки и шкатулки и конечно матрешки. Матрешка – это такая девочка в платке и в фартуке, обратите внимание, что ей лицо уже рисовали. Скажите, а какие деревянные игрушки есть у нас в группе?

В: А вот ребята, мои любимые игрушки – игрушки из глины. Посмотрите какие они красочные, необычные. Все они различаются. Вот это филимоновская игрушка. Что в ней необычного?

В: Да, это очень необычная игрушка-свистулька. У всех персонажей длинная шея и украшают такую игрушку разноцветными полосками. А вот эта лошадка уже отличается от филимоновской игрушки. Чем?

В: да, это гжельская роспись. Красивые узоры нежного синего цвета. Но это тоже глиняные игрушки.

Давайте с вами покажем, как мастер готовит глину к работе

Мы глину месили, мы глину месили,

(сжимать и разжимать кулачки)

Нас тщательно всё промесить попросили,

(ладони обеих рук обхватывают друг друга перед грудью)

Но, сколько не месим и сколько не мнём,

(похлопывать ладошками по коленям)

Комочки опять и опять достаём.

(хватательные движения вытянутыми руками)

В: а вот и последняя игрушка, о которой мы не говорили. Дымковская. Расскажите, что в ней необычного?

В: да, все правильно. Мастера расписывали игрушку не линиями, а кружочками, овалами. Использовали много красного и зеленого.

Ребята, вот мы и познакомились с игрушками из прошлого. Какие вам большего все понравились игрушки? Почему?

Детские иллюстрации к истории о мишке-игрушке

Детские иллюстрации к истории о мишке-игрушке Сейчас вы познакомитесь с некоторыми творческими работами разновозрастной группы моих воспитанников, выполненными во время первого месяца.

Копилочка народной мудрости

Копилочка народной мудрости Позвольте пригласить вас на мою страничку и предложить вашему вниманию буклет "Копилочка народной мудрости". Работая над проектом " Что.

Размышление об игрушке Немало усилий было приложено исследователями игрушки для того, чтобы дать ей определение. Но мы его до сих пор не имеем. Слишком большая.

Выставка народной куклы.

Выставка народной куклы. На Руси во что играют в доме или на подворье? Там, где люди обитают в мире русского раздолья. Как давно, так и недавно на груди земли бескрайней.


Как это с детства душу волновало
Пленительной тревожной красотой, -
И вдруг опять так больно-больно стало
При ярком звуке Родины святой.

Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это - Родина твоя,
Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
Я. Полякова. Родина моя
Ведущая. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Народ, не имеющий таких глубоких корней, - бедный народ.

Родина - это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это большие города и в десять дворов деревеньки. Это имена людей. Это мой отец - водитель, и твой отец - нефтяник. Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами.
Чтец.
Шли женщины, и на плечах - лопаты:
окопы рыть под городом Москвой.
Страна смотрела на меня с плаката,
седая, с непокрытой головой.
Она звала меня глазами строгими,
сжав крепко губы, чтоб не закричать.
И мне казалось, что похожа Родина
на тетю Дашу из квартиры пять.
На тетю Дашу, рядом с нами жившую,
двух сыновей на запад проводившую,
да, на нее, вдову красноармейскую,
усталую, упрямую и резкую.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке.

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

На каждой весенней поляне –
их белый живой хоровод.
Но есть в Волгограде березка –
увидишь, и сердце замрет.

Ее привезли издалека
в края, где шумят ковыли.
Как трудно она привыкала
к огню волгоградской земли.

Как долго она тосковала
о светлых лесах на Руси –
лежат под березкой ребята,
об этом у них расспроси.

Трава под березкой не смята –
никто из земли не вставал.
Но как это нужно солдату,
чтоб кто-то над ним горевал.

И плакал - светло, как невеста,
и помнил - навеки, как мать!
Ты тоже родился солдатом –
тебе ли того не понять!

. Ты тоже родился в России –
березовом, милом краю.
Теперь, где ни встретишь березу,
ты вспомнишь березку мою.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МКУ ДО «Суджанский детско-юношеский центр

Курской области

Конспект открытого занятия по развитию речи

подготовил педагог Шевкунова Е.А.

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
(Алексей Николаевич Толстой)

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с русскими народными сказками.

Образовательные: - у точнить и обогатить знания детей о русских народных сказках, - учить узнавать сказку по иллюстрации, загадкам, эпизодам, - закрепить навыки детей поддерживать беседу и отвечать на вопросы по сказкам.
Развивающие: - развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; -развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: -воспитывать интерес к русскому народному творчеству, - прививать интерес к чтению.

Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.

Приемы: Просмотр сказки, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, самостоятельная деятельность детей, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, педагогическая оценка, поощрения, демонстрация, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: Волшебная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Ход занятия

1. Организационный момент. Дети приветствуют друг друга: - Здравствуй, солнце золотое! - Здравствуй, небо голубое! - Здравствуй, мир! - И здравствуй, я! - Здравствуйте, мои друзья!

( звучит тихая музыка из сказки)

Педагог: Сказка – древнейший жанр устного народного творчества, который никогда не создавался специально для детей.

hello_html_72e631d9.jpg

Педагог: А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Педагог : А какие русские народные сказки вы знаете?

Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки" (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку- хлопают в ладоши.) Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Педагог: Вот и вспомнили мы с вами названия некоторых русских народных сказок.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в викторине по сказкам.

Викторина. 1 Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя

2 На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился…
Колобок

3 Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
Баба Яга

4 Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,
Он, сам того не ведая, несет ее домой.
Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь!
Название этой сказки…. Маша и медведь

5 Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
Царевна лягушка

6 Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко —
Слёзы льёт бедняжка.
Снегурочка

7 Братца украли,
Себе на спину сажали,
Крыльями махали,
Бабе-Яге угождали.
Гуси-лебеди

8 Кто к проруби ходил,
Всех удивил, воду черпал -
Щуку поймал,
Дурачком звался, на печке катался?
Не прошло месяца да недели -
На царевне женился кто?
Емеля

9 В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом, Поломал звериный дом.
Теремок

Педагог: Молодцы. Я убедилась в том, что многие из вас знают сказки.

hello_html_5030b22b.jpg

hello_html_m343e8e47.jpg

(видеопросмотр сказки)

Беседа по сказке. Педагог : - Какая беда случилась с Иванушкой? (Иванушка попил из козьего копытца)

 ​ В кого превратился Иванушка? (Иванушка стал козлёночком)

 ​ Послушался ли он мудрого совета сестры? (Нет)

 Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? (Нет, надо прислушиваться к советам старших)

 Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый)

 ​ Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (Тоже колдунья)

 ​ Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы думаете так? Обоснуйте свой ответ? (Нет, она злая, завистливая)

_ Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы думаете так?

Проект

Цель работы с детьми с интеллектуальными нарушениями– их социальная адаптация, трудолюбие, старание, аккуратность, а также создание жизненной перспективы и, то есть дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды.

Все эти качества можно отследить через сказки. Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания обучающихся школы-интерната. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно - нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно - нравственное развитие детей заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Чтобы у наших обучающихся были развиты положительные качества личности(добро, любовь, уважение, взаимовыручка, трудолюбие, творчество, и т.д.) мы выбрали сказки. По доминирующей деятельности тип данного проекта - исследовательский.

ü Проверяя тестами воспитанников 2-5 кл. 6-8 кл. - личностные качества (наблюдение, микроисследования) сделаны выводы :

тестирование прошли обучающиеся проекты (12-15 .09 2019 ),низкие показатели самостоятельности и активности, становления как субъекта деятельности, максимальная реализация его творческого потенциала ради содействия всестороннему и гармоничному личностному развитию, формированию психических процессов.

То есть возникает проблема:

для того, чтобы воспитанник с интеллектуальными нарушениями успешно получал знания, развитие личностных качеств , необходимо помочь ему в развитии психических процессов которые базируется на особенностях теоретического мышления, памяти, процессах восприятиях, внимания, способности к саморегуляции, развития творчества, осознании своего личного отношения к миру, вот

для того, чтобы все эти качества развивать и выбран данный проект.

Актуальность.

Как сделать так, чтобы дети полюбили чтение художественной литературы. Как научить детей думать, рассуждать. Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма и отдаст предпочтение книге. Только тогда, когда он будет жить вместе с героями, сопереживать в трудностях и неудачах, радоваться в счастливые моменты. А воспитание детей потребность в чтении, любовь к чтению начинается со сказки.

Сказка это благоприятный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих отношении, чувств и взаимоотношении. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Актуальность программы обусловлена тем, что её содержание формирует социальную компетентность, способствует воспитанию любви к родному краю, трудолюбия, уважения к человеку, ответственности за всё живое на земле.

объединен ряд общепринятых направлений внеурочной деятельности в одно целое, а именно:

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно - нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях современного мира наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно - поучительного в чисто развлекательное. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает

реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Цель проекта:

Б.Н. Сухомлинский

- Создать условия для духовно- нравственного развития обучающихся.

- Способствовать коррекции нарушений эмоционально – волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.

- Обеспечить социальную адаптацию воспитанников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).

- Организовывать в группе совместную творческую деятельность.

Задачи проекта:

- Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий (добро - зло, послушание

- непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость) и правил доброй совестливой жизни.

- Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи обучающихся, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

- Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

- Воспитывать трудолюбие, доводить начатое до конца. С уважением относится к результатам чужого и своего труда.

- Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту.

Предполагаемый результат:

- Позитивное отношение воспитанников к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада.

- Деятельное отношение к труду.

- Ответственное отношение за свои дела и поступки.

Все это через исследование нравственного смысла сказок.

Пути реализации проекта:

1. Оформление и пополнение группового книжного уголка сказками разных жанров. Ежедневное чтение сказок с рассматриванием иллюстраций художников к сказкам (русских народных, разных народов, сказкотерапия, коррекционные сказки).

2. Рисование иллюстраций к сказкам детьми. Лепка героев и сюжетов сказок. Аппликации, ручной труд из природного и бросового материалов, конструирование из бумаги по мотивам сказок. Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам.

3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовки сказок. Инсценировки сказок, игры - драматизации.

4. Привлечение родителей к работе над проектом.

5. Выбор одной сказки для защиты (разбор ее, театрализация, выполнение сказочной экспозиции)

Читайте также: